Основные направления реализации семейной политики на примере работы с многодетной семьей |
07.07.2010 г. | ||||||||
УДК: 614.2:613.95
Уткина Г.Ю.
Basic directions of realization of the family policy by an example
of work with families with many children
Ключевые слова: многодетные семьи, модель общественно-государственной помощи. Key words: families with many children, model of public and state care. В условиях массовой малодетности российского населения и ориентации семейной политики на нуклеарный тип семей, сохранение хоть и небольшого числа многодетных семей представляет собой феномен, требующий детального изучения и разработки специфических мер помощи и поддержки. Многодетная семья – уникальный институт, способствующий реализации личностных и общественных потребностей всех ее членов (А.Г. Волков, 1986; Т.А.Гурко, 1995; Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова, 1999; Т.В.Свадьбина, 2000; Л.В. Карцева, 2002; Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина, 2006). Оптимизация жизнедеятельности многодетной семьи на основе активизации ее собственного потенциала – это основная задача соответствующих служб, работающих с семьей (О.В.Гринина, И.С.Черепанова, 1982; Г.М.Волкова, 1998). В настоящее время семья становится приоритетной сферой социальной работы, средством стабилизации общества и его дальнейшего развития. В рамках этой деятельности работают три основных социальных института: социальной защиты населения; институт образования населения; институт охраны здоровья населения. Так, в рамках деятельности института охраны здоровья населения за последние годы создано достаточно большое количество новых, структурных подразделений как чисто медицинских, так и интегрированных. Отвечая насущным проблемам семьи и общества, они решают задачи планирования рождаемости, профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании, интеграции людей с проблемами в здоровье в общество и другие. Одним из примеров такой деятельности является Центр медико-социально-педагогической помощи подросткам и молодежи. Девиз центра: «Счастливая семья – это здоровая семья». Несмотря на то, что центр занимается в основном подростками, подготовкой будущих родителей, профилактикой вредных привычек, большая доля работы приходится и на взрослых – родителей и педагогов. В Центре работают педагоги, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Специалисты Центра беседуют на темы: «О чем говорить с детьми?», «Как это сделать и другим?». Они проводят отбор и подготовку лидеров из числа ребят для работы с детьми (волонтеров); обеспечивают научно – популярной литературой детей и подростков; просвещают семьи по вопросам цитирования, распространения знаний среди детей. Следует отметить, что в настоящее время изменился подход специалистов образовательных социальных институтов к проблеме семьи, они стали авторами создания многих новых структур, выработкой технологий, форм и методов работы с семьей группы риска. В Ставропольском крае по инициативе Управления образования созданы: Центр психолого-социальной и педагогической помощи семье и детям; Центр социально-правовой помощи семье; городской Центр реабилитации; городской Центр социально-психологической помощи семье; приюты и другие учреждения. Потребность общества в социальной поддержке отдельных ее членов, семьи и детей способствовала созданию нового института – социальной зашиты населения. Деятельность учреждений социальной защиты направлена на поддержку особо незащищенных слоев населения, среди которых многодетная семья. Таким образом, в настоящее время создана целая сеть учреждений социальной поддержки семьи. Они условно делятся на две большие группы: учреждения социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания населения. Анализ развития этой сети учреждений за последние три года свидетельствует о росте более чем в пять раз территориальных центров социальной помощи семье и детям. Вместе с тем, каждая из структур занимается не семьей в целом, а конкретными проблемами, которые возникают в семье. Различная направленность деятельности социальных учреждений определяется не только различными исходными базовыми возможностями, но и различной постановкой проблем и способов их решения, различными мотивами инициаторов движений и другими причинами. Таким образом, объективно необходимо создание интегрированной модели, позволяющей комплексно подходить к решению проблем семьи и, решая узкоспециализированные задачи в рамках единого подхода, решать и общую – стабилизация, развитие и сохранение семьи, в особенности многодетной. Модель помощи современной семье, созданная в Ставропольском крае, представляет многогранную комплексную систему, которая состоит из различных компонентов в зависимости от индивидуальной проблемы каждой семьи, и включает в себя основные модули: педагогический, социальный, психологический (психотерапевтический), диагностический, медицинский, правовой (схема 1). В рамках каждого модуля рассмотрим особенности работы с многодетной семьей. В основе работы с семьей лежит Диагностический модуль. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения. Педагогический модуль. Базируется на гипотезе недостатка педагогичекой компетентности родителей. Субъектом жалобы в данном случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Специалист по социальной работе с семьей или социальный педагог ориентируются не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Важным направлением работы с многодетной семьей, является адаптивно-педагогическая помощь – это работа различных специалистов в системе с группами родителей и детей, в составе группы может быть до тридцати человек. Работа в подобных группах позволяет участникам получить знания и навыки в решении личных и семейных проблем, помогает в дальнейшем трудоустройстве и занятости членов семей, в создании семейного бизнеса. Анализ опыта практической работы с многодетной семьей показывает, что для решения комплекса семейных проблем, которые накопились до времени обращения за поддержкой к специалистам, одной консультации, как правило, не достаточно. Готовность членов семьи с одного раза принять информацию к размышлению или рекомендации встречается крайне редко. Причиной этого является как недоверие, так и социальная пассивность большинства многодетных семей, нуждающихся в самых разнообразных видах занятий. Название «адаптивно-педагогическая» обусловлено двумя понятиями: адаптация – приспособление и педагогическая – передача знаний. Таким образом, в названии направления содержится понятие «научить приспособиться» или «научить выходить из трудных ситуаций». Занятия позволяют не только оказать многодетной семье поддержку, но и способствуют раскрытию собственного потенциала каждого участника творческого процесса. Ярким примером адаптивно-педагогической помощи является организация проблемных групп в образовательном учреждении, где обучаются дети из многодетных семей. Для эффективного решения поставленных задач, а также для обеспечения классного руководителя, и социального педагога методиками работы, мы считаем необходимым формирование из числа педагогов школы проблемных групп, анализирующих отдельные направления деятельности классного руководителя, социального педагога и вырабатывающих рекомендации с дальнейшим отслеживанием результативности в направлениях, наиболее значимых с позиции участников данных проблемных групп. Нами разработан примерный план работ проблемных групп в образовательном учреждении, включающий в себя работу по нескольким направлениям:
В процессе исследования было показано, что совместная длительная работа в группе людей со схожими проблемами способствует их дальнейшему сотрудничеству, активизации и объединению. Формирование потребности у многодетной семьи в организации самопомощи – важная ступень поддержки. Более эффективная реализация педагогического потенциала многодетной семьи и ее членов возможна при объединении различных категорий семей для решения своих проблем в общественные организации или клубы. Созданные общественные структуры помогают оказывать семьям группы риска все вышеперечисленные виды помощи, показывают образец самостоятельного решения проблем и выходов из критических ситуаций, а так же поддержки друг друга в сложные периоды жизни. Подобные общества, ассоциации или клубы со временем могут решать любые вопросы жизнедеятельности семьи, выходить с предложениями в исполнительные и законодательные органы районов, городов, регионов и страны в целом. В деятельности специалиста по социально-педагогической работе с многодетной семьей сотрудничество с подобными общественными организациями и движениями способствует результативности в создании образа «здоровой семьи» и поддержке на первых ступенях других типов семей, не входящих в эти объединения. Эффективный результат в социально-педагогической работе с неблагополучными многодетными семьями дает включение в нее волонтеров из числа благополучных, «здоровых» семей. Как было отмечено выше, игнорирование этой категории семей чаще всего приводит к переходу их в категорию группы риска. Активизация собственного потенциала «здоровой» семьи позволяет не только стабилизировать и устойчиво развивать семью, но и является примером для подражания другим типам семей. Использование «здоровой» семьи в работе с семьями групп риска также позволяет получить большой эффект в стабилизации жизнедеятельности семей кризисных категорий. Социальный модуль. Используется в том случае, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется конкретная поддержка. Это особенно важно именно для многодетных семей. Материальная поддержка является важнейшим стартовым условием, которое способствует включению многодетной семьи в процесс активизации собственных сил. Форма помощи семье со стороны специалистов и учреждений социальной работы может иметь несколько видов. Это и дотация на питание, и дополнительная материальная помощь, выделенная по решению педагогического и классного родительского комитета образовательного учреждения, а также предприятия, на котором работают родители. При отсутствии этих видов социальной поддержки социальный работник помогает получить дополнительную материальную помощь через органы социальной защиты и общественные фонды. Особого внимания заслуживает организация финансовой поддержки с помощью общественных структур. Причем такой поддержкой могут выступать не только деньги, но и вещи, пособия для занятий, участие в оплачиваемых кружках, посещение оплачиваемых мероприятий за счет фонда социальной защиты или спонсорской помощи некоммерческих организаций, волонтеров, религиозных организаций семьям «группы риска и их детям. Психологический (психотерапевтический) модуль. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Он предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения. Возможность получения консультации специалиста оказывает благотворное влияние на детей, родителей и педагогов, рождая доверительные отношения, чувство защищенности, понимания. Семье оказываются психологические, а также социально-реабилитационные услуги. К последним относятся: организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование); социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки; социальный патронаж неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми; составление индивидуальных коррекционных программ. Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны, их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусам и предпочтениям. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную комбинацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств – осуществление и закрепление изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалистов по работе с семьей. Медицинский модуль. Предполагает, что в основе семейных трудностей лежат проблемы со здоровьем. Задача профессиональной помощи – диагностика, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным. К основным социально-медицинским услугам, оказываемым семье относится: содействие в направление в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе и детей; патронаж семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками; организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психологических расстройств, воспитание здорового образа жизни и др. Правовой модуль. Осуществление помощи в оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе и детей; участие в правовом просвещении населения, повышение его юридической компетентности; участие в правовой защите личностных интересов детей родителей и членов семьи.
Представленные модули работы с семьей явились основополагающими при разработке целевых программ по реализации концепции развития правовой социальной, психологической и медицинской помощи для различных типов семей. Анализ статистических данных свидетельствует о росте числа жителей, получивших помощь от специалистов. Так, количество семей, обратившихся в различные учреждения социальной поддержки семьи, увеличилось только за два года почти в 2,5 раза, количество подростков – в 1,5 раза. Отрадным, на наш взгляд, является интенсивность развития подобных учреждений. За последние два года число Центров социальной помощи семье и детям увеличилось почти в два раза, количество специалистов, работающих в них, - более чем в два раза, а количество обслуживаемых семей и несовершеннолетних детей – почти в три раза. В будущем предполагается дальнейшее развитие системы помощи семьям с организацией новых структур. Это связано с тем, что пока приоритет отдан преимущественно неблагополучным семьям, а профилактике неблагополучия уделяется недостаточное внимание. Список литературы
Просмотров: 28051
Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 12.07.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|