Современные технологии обеспечения конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг |
09.09.2010 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК: 614.2:339.13
Сибурина Т.А.
Modern technologies for providing competitive advantage of public health facilities in the medical service market
Ключевые слова: конкурентные преимущества, система управления качеством, стратегическое управление, инновационно-стратегическая модель, управление человеческими ресурсами, потенциал организации, аудит, контроллинг, система сбалансированных показателей. Key words: competitive advantages, quality control system, strategic management, innovative and strategic model, management of human resources, potential of a facility, audit, controlling, system of balanced parameters. Вопрос о конкуренции как основном стимуле рыночного развития системы отечественного здравоохранения не имел смысла в принципе, когда подавляющее большинство учреждений здравоохранения работало в единой многоуровневой сети, предусматривающей дифференциацию видов и объемов медицинской помощи по вертикали и однотипность по горизонтали. При этом пациенты не имели реальной возможности выбора медицинского учреждения, что обеспечивалось фактическим прикреплением населения к определенным учреждениям и внутриведомственным регулированием потока пациентов снизу вверх. Сложившийся монополизм государственной системы здравоохранения поддерживался действующей системой финансирования, нормативно-правовой базой, распределительной системой ресурсного обеспечения, но был несколько ограничен развитием платной медицинской помощи, открытием частных клиник и врачебных приемов. Однако их роль до настоящего времени в общем объеме помощи остается незначительной, и они не формируют конкурентной среды. Грядущие изменения в деятельности системы медицинского страхования, гарантирующие на практике свободный выбор учреждения и врача, а также ожидаемый переход учреждений на новые организационно-правовые формы нацелены на создание рынка медицинских услуг, развитие многоукладности, формирование конкурентной среды. Конкуренция за государственный заказ, за инвестиции юридических лиц и личные средства граждан ставит перед многими учреждениями сложную для них задачу обеспечения и наращивания конкурентных преимуществ. Изменение условий хозяйственной деятельности учреждений с получения ресурсов на их зарабатывание призвано существенным образом повлиять как на механизмы управления учреждениями, психологию управленческих кадров, так и на характер взаимоотношений с пациентами как основными потребителями медицинских услуг. Если учитывать, что срок внедрения ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определенен серединой 2012 г., то учреждения здравоохранения имеют время для подготовки к нововведению, осуществлять которое целесообразно на основе принципов обеспечения конкурентного преимущества. Ожидаемое расширение управленческих полномочий ставит руководителей учреждений здравоохранения перед необходимостью выбора стратегий перехода на новые организационно-правовые формы. Как и всякий переходный период он предоставляет возможности для осуществления организационно-управленческого рывка и создания институциональной основы для развития организации в новых условиях. Наступило благоприятное время для проявления инициативы и творчества руководителей, чтобы произвести переоценку деятельности учреждения, разработать программу перехода, подготовить коллектив и осуществить внедрение современных управленческих технологий. Говоря о конкурентном преимуществе, целесообразно определиться, что речь пойдет о конкурентном преимуществе организации как производителе медицинских услуг, о состоянии процессов их производства, об адекватности ресурсного обеспечения, об эффективности управления, а также о конкурентоспособности услуги, уровне ее качества. При этом необходимо учитывать, что обеспечение конкурентного преимущества – это не одноразовое мероприятие, а растянутый во времени процесс развития организации. В условиях формирования рынка медицинских услуг конкурентное преимущество получает организация, владеющая знаниями о реальных, а не нормативных потребностях и платежеспособных возможностях населения для определения собственного сегмента рынка относительно видов и объемов помощи. Управленческим инструментом формирования рынка становится социальный маркетинг, ориентированный на предоставление требуемых видов услуг в необходимом объеме при оптимальном соотношении цены и качества (включающего доступность и комфортность получения помощи). Медицинские учреждения новых организационно-правовых форм будут обречены на работу в условиях нового быстроразвивающегося рынка, имеющего отличительные особенности. Новый быстроразвивающийся рынок характеризуется:
Тактика выхода организации на вновь создаваемый рынок медицинских услуг предусматривает:
В результате реализации этих действий формируются такие ключевые конкурентные преимущества, как:
Если говорить о значимости отдельных видов конкурентных преимуществ, сложившихся на практике, то интересны результаты опроса руководителей 248 компаниям [1], показавшие, что среди 28 устойчивых конкурентных преимуществ первые 10 ранговых мест заняли такие, которые, имеют социальную направленность, что лишний раз подтверждает приоритет маркетинговой концепции управления конкурентоспособностью (в % ответов):
Создание конкурентного преимущества учреждения на этапе завоевания рынка и закрепления своих позиций может быть осуществлено с помощью организации маркетинговой деятельности, состав которой включает:
Вторым ключевым механизмом приобретения конкурентных преимуществ является внедрение в учреждении адаптированной к условиям здравоохранения системы непрерывного улучшения качества в соответствии с международным стандартом ИСО, предусматривающим оптимизацию процессного подхода к управлению деятельностью учреждения в интересах пациентов. К сожалению, на данный момент понятие термина «управление процессами» при оказании медицинской помощи в нашей стране находится на недостаточном уровне, что объясняется невысокой культурой менеджмента качества, основанного на процессном подходе. Зарубежный и отечественный опыт использования стандартов ИСО 9004:2001 в практике медицинских учреждений свидетельствует о позитивных переменах в деятельности учреждений: повышении качества диагностики, минимизации ошибок диагностики и лечения, снижении тяжести и сокращении периода течения патологического процесса, снижении себестоимости услуг, повышении удовлетворенности пациентов, и, как итог, - о повышении качества жизни больных и снижении стоимости его поддержания. В российском здравоохранении массовое использование этой прогрессивной технологии отсутствует. Имеются прецеденты, осуществляемые отдельными инициаторами чаще в рамках научных исследований. Вместе с тем, полученные авторами результаты, также подтверждают эффективность технологии. В качестве основных принциповii системы управлением качеством выделяются следующие [2]:
В настоящее время при внедрении системы управления качеством в учреждениях здравоохранения важным является фактор времени. Поэтому одним из направлений должно стать изучение и адаптация наилучших разработок, оправдавших себя на практике. Вместе с тем, необходимо учитывать, что даже хорошо разработанные системы управления качеством могут оказаться на неподготовленной почве и не оправдать надежд инициаторов. Как показал многолетний опыт применения международного стандарта качества, основной ошибкой в его использовании является отсутствие творческого подхода, учитывающего специфику отдельно взятого учреждения. Дефекты такого формального подхода обычно сказываются не сразу, а только через 2-3 года после внедрения. Учитывая то, что стандарт ИСО применим ко всем отраслям и любой организации, независимо от того производят они товары или услуги, то наработанный в стране опыт с учетом специфики российского менталитета, необходимо изучать и использовать на принципах научно обоснованной целесообразности. Общая технология поэтапного внедрения системы управления качеством разработана российскими специалистами и апробирована на предприятиях различных отраслей экономики и включает следующие шаги [4]:
Шагов может быть больше или меньше, общее содержание работ в целом укладывается в эту схему. Последовательность изложения шагов не исключает возможности параллельной организации их выполнения. Вместе с тем, сам международный стандарт управления качеством находится в постоянном развитии, меняются приоритеты в направлениях деятельности. Если ИСО 9004 в редакции 2001г. был ориентирован на создание системы непрерывного улучшения качества, то ИСО 9004 в редакции 2009г. предусматривает систему мер по непрерывному улучшению управления качеством, ведущему к устойчивому успеху, что в наибольшей степени соответствует рассматриваемой в статье проблеме. Вариант международного стандарта ИСО 9004:2009 расширен по сравнению с предыдущей редакцией и включает такие разделы, как:
В данном подходе во главу угла поставлены принципы достижения устойчивого успеха в долгосрочной перспективе посредством непрерывного удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон с соблюдением соответствующего баланса, что потребует использования концепции и механизмов стратегического управления, что видно из структуры стандарта. Учитывая, что данный стандарт не имеет официального подтверждений в РФ, то подробно останавливаться на его описании пока не имеет смысла. Медленное внедрение систем управления качеством в учреждениях здравоохранения связано, прежде всего, с отсутствием конкурентной среды, низким, но стабильным финансированием. Масштабное же внедрение систем управления качеством – процесс сложный, связанный с ломкой представлений основной массы руководителей о процессе управления учреждением, а медицинских работников - об организации лечебно-диагностического процесса, что в перспективе потребует интенсивного обучения руководящих и медицинских кадров и перестройки учебного процесса в образовательных учреждениях. Другой масштабной проблемой является подход системы управления качеством к разработке стандартов диагностики и лечения больных (которым сейчас уделяется кардинальное внимание в здравоохранении). В соответствии с требованиями системы управления качеством стандартизации подлежат не наборы методов и схем диагностики и лечения, а конкретные процедуры в работе медицинского учреждения. Существующие в рамках системы управления качеством стандарты должны ставить своей целью обобщение имеющихся достижений в части перечня и осуществления конкретных процедур как составляющих лечебно-диагностический процесс, так и формирующих другие виды деятельности, в т.ч. процесс управления, предлагая наиболее совершенные варианты, известные на данный момент времени, т.е. постоянно развиваться, учитывая появление новых методов, разработку новых и уточнение действующих критериев. Американский опыт показывает, что при условии надлежащего финансирования и соответствующего методологического подхода рассматриваемая проблема масштабного использования системы управления качеством в учреждениях здравоохранения может быть в основном решена за 3 – 4 года грамотной интенсивной работы, а с учетом перестройки системы медицинского образования – за 6 – 7 лет. К третьему ключевому способу приобретения организацией конкурентных преимуществ, безусловно, относится рациональное использование и постоянное наращивание ее внутреннего потенциала. Фундаментальной причиной успеха одних организаций и неудачи других является то, что успешные организации обладают преимуществами, а неудачники их не имеют. Формирование преимуществ является важной задачей организации, обеспечивающей ей выживаемость и успешное развитие в меняющейся внешней среде. Под потенциалом организации понимается совокупность всех тех материальных и нематериальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных и даже моральных активов, которыми она располагает, и которые могут быть использованы для осуществления деятельности в полном объеме. Структура потенциала организации показана на рис.1.
Но вместе с тем, потенциал организации – это не только уникальные ресурсы, которыми владеет организация, но также стратегически важные для организации сферы деятельности, которые могут обеспечивать ей определённые преимущества в настоящее время и в перспективе. Это высокая компетентность организации в определенных видах основной деятельности (для медицинских учреждений – в отдельных видах медицинской помощи). Из всех конкурентных преимуществ остановимся на более проблематичном для сегодняшнего здравоохранения – потенциале управления. Концептуальной основой адаптации управления к новым условиям должна стать технология стратегического управления. Мировой опыт использования стратегического управления показывает, что обращение к нему наиболее часто происходит в условиях, когда возникают внезапные и/или существенные перемены во внешней среде, требующие изменений в сложившемся характере экономических отношений. Динамика рынка диктует необходимость коренных изменений. В подобных ситуациях, когда традиционные принципы и опыт организации не соответствуют задачам по использованию новых возможностей или не обеспечивают предотвращение опасностей, руководители вынуждены выбирать направления дальнейшего развития и направлять усилия коллектива на их выполнение, что успешно можно делать как раз в рамках стратегического управления. Особенность стратегического управления состоит в том, что модели стратегического управления разрабатываются для конкретной организации, ориентированы на ее специфику и могут существенно различаться между собой. Вместе с тем, понятно, что переход на стратегическое управление основан на последовательном использовании его принципов и постепенном углублении в методологию. Например, известно, что только около 20% крупнейших американских корпораций применяют в настоящее время модель стратегического управления в качестве целостного системного подхода, в то время как отдельные элементы используют 75% компаний. Эта тенденция хорошо просматривается и в управлении здравоохранением, вынужденном все более широко использовать методы стратегического управления для обеспечения решения сложных проблем, стоящих перед отраслью. Формирование стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации становится повседневной практикой управления во многих регионах [7]. Прежде чем переходить к формулированию понятия «стратегическое управление» необходимо понять, что стратегическое управление — это определенная философия или идеология менеджмента, требующая творческого подхода и трудно поддающаяся формализации. Современная практика стратегического управления исходит, прежде всего, не «от достигнутого» (что малоэффективно, поскольку консервирует прежние диспропорции и узкие места организации), а «от будущего», т.е. ориентируется на то состояние, которое необходимо достигнуть за плановый период. Для более четкого понимания сущности стратегического управления приведем сравнение его с оперативным управлением, проведенного по шести основным параметрам [6] (табл.1). Таблица 1 Различия оперативного и стратегического управления
При стратегическом управлении в каждый момент фиксируется, что организация должна делать сейчас, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни будут меняться. То есть взгляд из будущего устремляется в настоящее. Вырабатываются и осуществляются действия организации в настоящем, обеспечивающие ей предполагаемое будущее. Стратегическое планирование - это вид планирования, предусматривающий стратегическое видение организации, формулирование хорошо продуманной и тщательно выверенной миссии, проявляющейся в стратегических целях и конкретных задачах для всех подразделений и работников, которые воплощаются в жизнь посредством разработанных стратегий по основным (базовым) видам деятельности (связанным с производством товара или услуг, и функциональным или обеспечивающим (финансовым, кадровым, научно-исследовательским, маркетинговым и пр). В результате стратегический план представляет собой совокупность согласованных и взаимоувязанных стратегий, что в корне отличает его от долгосрочных планов. Разрабатываемый стратегический план характеризуется гибкостью, оперативно реагирует на изменения внутри и вне организации. Таким образом, в стратегическом планировании стратегический подход к постановке задач сочетается и программно-целевым подходом к их реализации. Инструментом стратегического планирования является программно-целевой метод, обеспечивающий разработку конкретных мероприятий по достижению ключевых целей. В результате стратегический план представляет собой комплекс взаимоувязанных основных и обеспечивающих программ. Следующим компонентом стратегического планирования является выбор стратегий. Под стратегией в стратегическом управлении понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы (почти всегда ограниченные). Процесс разработки стратегического плана включает следующие этапы [11]:
Определение перспективных целевых рубежей деятельности
При осуществлении стратегического управления часто основной упор делается на стратегическое планирование, в то время как важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. Это предполагает, в первую очередь, создание организационной структуры, позволяющей реализовать стратегии, системы мотивации и организации труда, а также определенной организации управления. Стратегическая организация включает:
Стратегическая организация относится к внутренней среде организации, она помогает (или, напротив, мешает) достижению стратегических целей. От того, как организация соединяет организационную структуру, организационную культуру, менеджмент, людей и ресурсы, в значительной степени зависит достижение ее стратегических преимуществ. Чаще всего неудачи в области реализации стратегии связаны с тем, что стратегиям, составленным в точном соответствии с внешней средой, не соответствовала сложившаяся организационная структура, или организация системы управления не учитывала требований избранного курса и была сохранена в прежнем виде. В связи с этим структурные преобразования в области организации производства (товаров или услуг) и управления являются непреложной частью стратегического управления и в случае необходимости проведения коренных изменений выделяются в отдельную организационную стратегию, предусматривающую комплекс мер по оценке действующей организационной структуры (совокупности элементов, из которых состоит организация и способов взаимодействия между ними), степени ее соответствия принятым стратегиям, обоснованию направлений оптимизации (или проектированию новой структуры). Кардинальные изменения организационной структуры производства с оптимизацией производственных процессов обеспечиваются на основе методологии реинжиниринга процессов производства, что составляет предмет специального изучения. Создание системы стратегического управления требует также значительной перестройки системы управления по многим направлениям:
В условиях реализации организационной концепции стратегического управления нередко обращаются к модели "Семи С" (модели "Мак-Кинси 7С"). Модель "Семи С" используется для формирования целостного представления, о том что представляет организация (как функция управления) в данный момент и позволяет сделать вывод о том, что следует менять в свете новой стратегии. Модель состава организации представлена на рис.2.
Рис. 2 Модель структуры организации «Семь С»
где «Совместные ценности» - общепризнанные в масштабах организации ценности; Таким образом, организационно-структурные преобразования в условиях стратегического управления нацелены на реализацию стратегий за счет лучшей организации производства и повышения эффективности управления, чему и должна способствовать оптимальная организационная структура, при коррекции которой необходимо учитывать, что основные функции организации непосредственно связаны с процессом преобразования внешних ресурсов в продукцию и услуги, функции управления – с созданием условий, наиболее соответствующих выполнению основных функций и реализации принятых стратегий, функции обеспечения – с поддержанием производственной, коммерческой и управленческой деятельности, нацеленных на эффективное функционирование и развитие организации. При создании системы стратегического управления требуется провести изменения в работе с коллективом, так как переход на “стратегическое поведение” требует переосмысления деятельности организации всеми, кто в ней работает. Актуальной становится проблема формирования новой организационной культуры. Стратегическое управление предусматривает изменение кадровой работы в коллективе, которая должна строиться на современных принципах управления человеческими ресурсами. Сущность управления человеческими ресурсами (УЧР) заключается в том, что люди рассматриваются как особое достояние организации. В целях достижения стратегических целей организации людей необходимо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами [10]. Основным отличием УЧР является стратегический подход к управлению людьми. Стратегический аспект УЧР, раскрываемый через понятие кадровой политики, четко прослеживается в следующем определении. Управление человеческими ресурсами – это набор взаимосвязанных политик в отношении персонала для достижения четырех целей: организационной интеграции, преданности сотрудников, гибкости и качества. Реализация модели УЧР на практике требует от руководителей всех уровней высокой степени решимости и компетентности, а также наличия профессиональной и эффективной кадровой службы, сотрудники которой ориентированы на достижение целей организации. Так как УЧР нацелена на использование и развитие профессионального и личностного потенциала работников, то целесообразно более подробно рассмотреть стратегии, обеспечивающие этот подход. В основе технологии УЧР лежит принцип наиболее полного использования и дальнейшего развития трудового потенциала работника. Трудовой потенциал работника (ТПР) представляет собой совокупную способность физических и интеллектуальных свойств человека достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности и самосовершенствоваться в процессе трудовой деятельности, решая новые задачи, возникающие в результате изменений в производственной среде. Трудовой потенциал включает в себя: психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающий способность работника к труду определенного содержания и сложности; социально-личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень освоения работником норм отношения к труду, а также ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека [9]. Развитие трудового потенциала в первую очередь предусматривает планирование и осуществление подготовки специалистов с учетом потребности развития организации. При организации системы дополнительного образования администрация должна отдавать предпочтение современному подходу к образованию, цель которого не научить работника действовать в конкретной ситуации, а научить работников самостоятельно и системно мыслить, решать сложные задачи и комплексные проблемы, работать в команде, самообучаться. Таким образом, решение задач развития учреждений здравоохранения должно быть направлено не только на оптимизацию использования имеющихся кадровых ресурсов, но и на изменение принципов работы в медицинских коллективах, формирование кадровой политики на уровне каждого учреждения, развития систем подготовки специалистов и руководителей. Понятно, что переход на современную модель управления человеческими ресурсами в здравоохранении может быть осуществлен при условии сущностной реорганизации всей системы управления отраслью. Методы и технологии модели управления человеческими ресурсами плохо сочетаются с принципами бюрократического управления, высокой степенью централизации власти, преобладанием авторитарного стиля руководства, подчиненным положением работников. Развитие рыночных механизмов, повышение самостоятельности учреждений в сочетании с разумным государственным регулированием, создание мотивационных условий в учреждениях, обеспечивающих эффективное использование и развитие кадрового потенциала, повышение профессионального самосознания работников и престижа медицинской профессии – все это может гарантировать приобретение организацией конкурентных преимуществ за счет эффективного использования и интенсивного развития кадрового потенциала. В соответствии с современными подходами, стратегическое управление располагает системой контроля, представленной различными механизмами, обеспечивающими получение ожидаемых результатов, которые применяются как в зависимости от этапа стратегического управления, так и существенно различаются по целям, глубине и охвату. Прежде всего, необходимо выделить стратегический мониторинг, аудит и контроллинг функционирования организации [4]. Применение мониторинга связано в первую очередь с текущим контролем реализации стратегического плана, т.е. отслеживанием степени приближения организации к намеченным целям. Аудит как внутренний так и внешний используется для информационного обеспечения разработки важных стратегических решений относительно направлений, целей и стратегий на этапе стратегического планирования и на всех остальных этапах стратегического управления, когда потребуется серьезная коррекция намеченного курса. Контроллинг – в отличие от мониторинга и аудита более глубинная система контроля деятельности организации для обоснования необходимости и направленности перемен. Особое место в системе стратегического управления занимает сбалансированная система показателей (BSC). По сути, ее роль заключается в интеграции всех форм учета и контроля процесса функционирования и стратегического развития организации. На основании использования BSC осуществляется преобразование стратегического видения организации в пакет конкретных стратегических мероприятий, другими словами, осуществляется перевод «стратегии в действия». Суть BSC состоит в увязывании стратегических целей через систему индикаторов как между собой, так и с исполнителями, которые реализуют их через действия и осуществляют контроль (или самоконтроль) достижения показателей, что позволяет организации и её отдельным структурным единицам следовать целостной стратегической ориентации. Причина возникновения сбалансированной системы показателей связана с неоптимальностью управленческой информации, её обширностью, отсутствием должной целевой ориентации на стратегические результаты. Преимуществом BSC является:
Сбалансированная система показателей индивидуальна для каждой организации и отражает выбранную общую стратегию. Вместе с тем организации, реализующие общие (или сходные) стратегии могут использовать единую BSC. Эффективность сбалансированной системы показателей зависит от качества её внедрения. Необходимо знать, что тот, кто создает BSC, перестраивает систему управления в организации. Структура BSC представляет собой систему взаимоувязанных целей, индикаторов, деятельности по каскадированию показателей по звеньям управления вплоть до конкретного исполнителя и системы обеспечения последовательного использования, включающую интегрирование BSC в систему планирования, управления сотрудниками, в систему учета и отчетности для обеспечения текущего мониторинга достижения цели и контроллинга оперативной деятельности организации в рамках реализации целей. Технология функционирования BSC состоит из внедрения механизмов взаимоувязки стратегий на основе системы индикаторов и установления целевых значений показателей, применения механизмов согласования целей, доведение их до исполнителей, управления ресурсами в оперативном режиме в соответствии с согласованными целями, включения механизмов мотивации исполнителей с учетом достижения целевых рубежей. Если мы выделяем в основных стратегиях развития производственную, реализационную, инновационную, материально-техническую (инновационную), финансово-экономическую, организационную и социальную составляющие, то BSC должна строиться по каждому из этих блоков в следующем разрезе:
Стратегические мероприятия как часть сбалансированной системы показателей связывают стратегическое планирование, прежде всего, с ежегодным процессом бюджетирования. Выраженным аспектом исследования BSC является ее роль в стимулировании самоуправления сотрудников. Самоуправляющаяся система позволяет:
В соответствии с направлениями общегосударственной политики на инновационное развитие экономики страны, перспективной становится модель инновационно-стратегического управления здравоохранением, которая должна реализоваться на всех уровнях управления. Суть этой модели заключается в том, что инновационная деятельность осуществляется в интересах стратегического развития. В этом случае акцент делается на подборе (или заказе) необходимых для реализации стратегического плана инноваций, обеспечении их внедрения. Инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности. С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в области здравоохранения [8]:
Технология управления инновационным развитием учреждений здравоохранения должна исходить из следующих положений:
Работа в условиях инновационно-стратегического управления потребует формирования нового типа инициативных и ответственных управленцев, новой культуры межличностных отношений. В инновационной восприимчивости учреждений здравоохранения существенна роль лидера, наличие у него новаторского настроя, необходимых организационных способностей и таланта руководить коллективом в условиях постоянного освоения нового. Таким образом, говоря о конкурентных преимуществах учреждений здравоохранения целесообразно выделять два основных аспекта: преимущество качественных и экономических характеристик оказываемых медицинских услуг (их конкурентоспособность на внутренних и международных рынках), преимущество в деятельности организации (эффективность использования ресурсов, организация управления, динамика развития, обеспечение качественных поставок и т.д.). В качестве основных источников конкурентных преимуществ выделяют [3]:
Так как методология управления медицинскими учреждениями в условиях конкуренции – это системное изменение работы коллектива, связанное не столько с другой организацией, но и с использованием новых технологий, то и использование ее требует другого уровня подготовки управленческого персонала. В этих условиях профессиональный уровень руководства становится главным конкурентным преимуществом медицинских учреждений. Проведенный анализ комплексной и довольно сложной проблемы формирования конкурентных преимуществ организации свидетельствует о необходимости большой предстоящей работы по интенсивной подготовке учреждений здравоохранения к работе в новых условиях, которая должна проводиться всеми научными и образовательными организациями, располагающими соответствующими кадрами специалистов. Целесообразно расширить сеть консалтинговых компаний, на практике реализующих перевод учреждений на самостоятельный тип хозяйствования. Отечественный и зарубежный опыт организации управления учреждениями, также как и опыт применения отдельных управленческих технологий должен систематически изучаться, обобщаться и регулярно представляться на страницах специальных изданий. Список литературы
i Формально к покупателям медицинских услуг, производимых учреждениями здравоохранения, могут быть отнесены страховые организации (фонды или компании), отдельные организации, граждане. ii По материалам публикации Адлера Ю.П. Просмотров: 34495
1. 09-06-2011 18:30 спасибо большое за ценный материал. Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 21.09.2010 г. ) |
След. » |
---|