About this Journal Publication ethics Editorial Board Editorial Council Editorial Office For the Authors Contacts
English

News feeds

Journal in Databases

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Google Scholar

Google Scholar

System of public health services of Republic of Kazakhstan: a current condition, problems, prospects Print
Friday, 10 September 2010

Akanov A.A., Kamaliev M.A.
S.D. Asfendijarov Kazakh National Medical University, Almaty city, Republic of Kazakhstan

One of the main priorities of Republic of Kazakhstan from the point of view of steady and stable growth of population well-being is development of public health services, which would become the uniform, developed, and socially focused system aimed at proving accessible, timely, qualified and continuous medical care. Realization of innovative policy in public health system should define and fix strategic principles for improving the public health system directed on population health promotion, formation and effective functioning of the system for providing accessible and qualitative medical care, and also development and introduction of new schemes for organization of medical care and public health management on the basis of further steady development of the branch.

Keywords: public health system, policy, reforms, programs.

Произошедшие в Казахстане, после распада СССР, общественно-политические и социально-экономические преобразования, включая окончательное становление приоритета рыночных отношений, оказали влияние и на систему организации медицинской помощи населению. Имевшаяся в прошлом четкая управленческая вертикаль распалась с крахом командно-административной системы управления. В стремлении повысить эффективность деятельности системы здравоохранения и приумножить отраслевой потенциал государство и институты власти пытались изменить систему организации, управления и финансирования  здравоохранения. Среди многих недостатков и ошибок, допущенных в реформировании системы здравоохранения страны в предыдущие годы, главной стало отсутствие четкой, продуманной, обоснованной стратегии развития отрасли. В результате, система здравоохранения Казахстана в динамике его политико-экономического ландшафта подвергалась значительной реконструкции и за время государственного суверенитета, подчиняясь историческим, политическим и социально-экономическим  детерминантам, пережила три модели: бюджетную, бюджетно-страховую, программно-бюджетную с элементами платной медицины на всех этапах развития [1,2,3].

Системный социально-экономический кризис 90-х детерминировал снижение многих показателей общественного здоровья и здравоохранения. Испытывая экономические трудности переходного периода, бюджет страны выделял на отечественную систему здравоохранения менее 2%. Недостаточное финансирование здравоохранения привело к сокращению медицинских организаций и рабочих мест, старению материально-технической базы, снижению оснащенности оборудованием, аппаратурой, изделиями и инструментами медицинского назначения. Тотальный недостаток лекарственных средств, перевязочных материалов, недостаточное снабжение лабораторий, невозможность обеспечить полноценное сбалансированное лечебное питание больных, низкий уровень заработной платы медицинских работников не позволяли достигнуть необходимого уровня качества и эффективности медицинской помощи [4,5].

С выходом Казахстана на траекторию устойчивого экономического роста и макростабилизации сформировались потенциальные возможности реализовать статью 29 Конституции Республики Казахстан (30 августа 1995 г.), которая гласит:

  1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.
  2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.
  3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

Главной социальной задачей и обязанностью государства стало усиление государственного регулирования и адекватное финансовое обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья населения [6,7].

Финансирование государственного здравоохранения, которое формируется из средств налогообложения и различных социальных отчислений, в Казахстане осуществляется из республиканского и местных (территориальных) бюджетов. По итогам 2008 г. удельный вес местного бюджета (без учета официальных трансфертов из республиканского бюджета) составлял 67,9%; республиканского бюджета (с учетом официальных трансфертов) – 32,1%.

В период с 2004 по 2009 гг. отмечается ежегодный реальный рост объема бюджетного финансирования системы здравоохранения в 3,6 раза; гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) – в 3 раза; в расчете на одного жителя – в 3,3 раза. Общий объем бюджетного финансирования системы здравоохранения  в 2010 г. должен достигнуть 4% от ВВП, т.е. объем государственного финансирования отрасли будет составлять около четырех миллиардов долларов США (без учета финансовых средств, циркулирующих в фармацевтической отрасли и в сфере частного медицинского предпринимательства).

Осознавая, что подход, основанный лишь на увеличении бюджетных ассигнований, является экстенсивным, а ретроспективный анализ показывает, что экстенсивные модели не всегда оказываются результативными, стратегическим направлением обоснованно избрана комплексная модернизация системы  здравоохранения.

Учитывая необходимость ускоренной масштабной реорганизации системы здравоохранения, модернизационный прорыв Казахстана должен быть системным и направленным на устранение политического, технологического, интеллектуального, инфраструктурного отставания отечественной системы здравоохранения и обеспечение его конкурентноспособности.

В современных условиях эффективным механизмом инновационного развития является проектный менеджмент, включающий в себя структурный компонент (ресурсное обеспечение) и процессный компонент (технологическое обеспечение), и содержание результата, которое характеризуется качеством здоровья населения и качеством оказываемых медицинских услуг населению.

Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 г. № 1438 утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы (далее – Госпрограмма), целью которой определено создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения.

За время реализации Госпрограммы, итоговый срок которой завершается в текущем году,  достигнуты определенные результаты:

  • - принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV ЗРК. Лейтмотивом Кодекса, который заме­нил собой 12 действовавших законов, регламентировавших медицинскую сферу,  стало создание условий для максимального закрепления права граждан на охрану здоровья, повы­шение статуса национальной меди­цины, приведение отечественного законодательства в области здраво­охранения в соответствие междуна­родным стандартам;
  • - установлены минимальные стандарты ГОБМП, перечень которого утверждается ежегодными постановлениями Правительства Республики Казахстан;
  • - разработаны и внедрены отраслевые программы по снижению материнской и младенческой смертности, совершенствованию службы крови,  противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД, развитию кардиологической и кардиохирургической помощи, защиты населения от туберкулеза, формированию здорового образа жизни;
  • - проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи, в результате которого внедрен принцип общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы, введено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;
  • - произведена типизация и стандартизация сети государственных медицинских организаций, утвержден государственный норматив сети;
  • - проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения;
  • - стандартизованы процедуры, используемые в отрасли здравоохранения, в том числе внедрены протоколы диагностики и  лечения заболеваний; 
  • - создана система отраслевой (Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности и его территориальные подразделения) и независимой (институт независимых экспертов, НПО) экспертизы качества;
  • - проведена консолидация бюджета на областном уровне, а с 2010 года – на республиканском уровне на оказание стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи;
  • - осуществляется подготовка менеджеров здравоохранения;
  • - начата работа по реализации совместного с Всемирным банком проекта по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан;
  • - внедрена Единая система дистрибуции лекарственных средств;
  • - в рамках Единой информационной системы здравоохранения во всех регионах страны созданы Республиканский и территориальные информационно-аналитические центры, информационные технологии внедрены в 59 медицинских организациях;
  • - проведена реструктуризация санитарно-эпидемиологической службы с созданием вертикали управления из органов (департаментов, управлений) государственного санитарно-эпидемиологического надзора, наделенных контрольно-надзорными функциями, и выделением центров санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • - внедряется система оценки рисков в сфере контроля в области здравоохранения;
  • - сформирована система санитарной охраны границ: развернута сеть санитарно-карантинных пунктов, чем обеспечивается защита территории страны от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний;
  • - с 1 января 2010 года внедряется Единая национальная система здравоохранения.

В структуре расходов государства на ГОБМП 60% средств приходится на оплату стационарной помощи. Показатель обеспеченности койками за время реализации Госпрограммы в 2008 г. несколько снизился до 76,6 на 10 тыс. населения (2005 г. – 77,2). Очевидно нерациональное использование коечного фонда: более тысячи больниц пролечили за год 2,5 млн пациентов (15,5% от общей численности населения страны), из которых до 30% не нуждались в стационарном лечении. 35% госпитализированных больных составляют дети и пенсионеры, при этом на долю последних приходится 60% расходов на стационарное лечение.

Отмечается развитие стационарозамещающих технологий. Так, в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических организациях пролечено 445,1 тыс. больных (в 2005 году – 278,8 тыс.), в стационарах дневного пребывания при больницах – 64,1 тыс. больных (в 2005 году – 56,7 тыс.), в стационарах на дому – 158,8 тыс. больных (в 2005 году – 155,5 тыс. больных).

В 2009 году амбулаторно-поликлиническими организациями здравоохранения выполнено 104,5 млн посещений пациентов (в 2005 году – 99,3 млн посещений), что составило 6,6 посещений на 1 жителя в год (в 2005 году – 6,6). Вместе с тем, увеличивается число вызовов скорой медицинской помощи (с 4,66 млн в 2005 году до 4,98 млн в 2008 году), в т.ч. безрезультатных и необоснованных (с 126,8 тыс. до 189,5 тыс. соответственно).

В республике продолжается переход на новый государственный норматив сети организаций здравоохранения, который утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2131, что позволит упорядочить сеть государственных организаций здравоохранения, создать сеть многопрофильных больниц, обеспечить доступность ПМСП, в первую очередь сельскому населению. Кроме того, изменение организационно-правовой формы медицинских организаций, позволит совершенствовать систему управления, финансирования, капитального ремонта и строительства новых объектов здравоохранения, повысить экономическую эффективность их деятельности, а также решить вопросы кадрового обеспечения.

Продолжается развитие высокотехнологичных услуг. ВСМП предоставляются 24 ведущими клиниками, которые обслуживают около 60 тысяч больных. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2008 года № 451 создано акционерное общество «Национальный медицинский холдинг» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале. Национальный медицинский холдинг объединяет пять инновационных объектов здравоохранения, расположенных на территории медицинского кластера в городе Астана: Национальный научный центр материнства и детства, Республиканский детский реабилитационный центр, Республиканский диагностический центр,  Республиканский научный центр нейрохирургии, Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи, а также Медицинский университет Астана.  В 2010 году завершится строительство Кардиохирургического центра, который также войдет в состав Национального медицинского холдинга. Основной целью Национального медицинского холдинга является создание «Госпиталя будущего» – конкурентоспособного на международном уровне, который будет предоставлять гражданам Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья широкий спектр медицинских услуг на основе передовых медицинских технологий, современного больничного менеджмента, международных стандартов качества и безопасности, таких как неотложная помощь, амбулаторно-диагностическая служба, акушерство и гинекология, неонатальная помощь, внутренние болезни, нейро- и кардиохирургия, а также реабилитационное лечение. 

В 2009 году заключен договор с австрийской компанией «Vamed» сроком на 2 года 9 месяцев об услугах больничного управления АО «Национальный научный центр материнства и детства». Подобная интеграционная модель основана на организационных принципах, где финансовые обязательства несет государство, обязательства по администрированию – частная иностранная компания. В итоге, концессия и частное управление в здравоохранении позволят: создать конкурентную среду в секторе здравоохранения, внедрить современные системы управления качеством, развивать инновационные медицинские и информационные технологии, реализовать права пациента на свободный выбор врача и медицинской организации.

В соответствии с Госпрограммой с целью повышения доступности специализированной медицинской помощи Министерство с 2004 года осуществляет реализацию инвестиционного проекта «Развитие телемедицины и мобильной медицины в здравоохранении аульной (сельской) местности». На сегодняшний день телемедицина внедрена в 14 регионах, где проводятся сеансы телемедицины в виде телеконференций с привлечением узких специалистов различного профиля.

Следуя Госпрограмме, проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества медицинской помощи, повышение ее эффективности и рентабельности:

  • - децентрализация функций и делегирование полномочий с центрального уровня на уровень местных властей, поставщиков услуг; делегирование им ответственности за предоставление услуги, стратегическое планирование, финансирование исходя из результатов деятельности создания мультидисциплинарных структур и прочих функций;
  • - предоставление управленческой автономии поставщикам услуг;
  • - развитие унифицированной системы финансирования здравоохранения, основанной на ГОБМП через индивидуальные счета, со-финансирование и другие инструменты;
  • - реформирование регуляторных функций системы общественного здравоохранения (аккредитация, контроль качества медицинских услуг и др.);

Несмотря на предпринятые меры, имеющиеся в системе здравоохранения проблемы, прежде всего, связаны с тем, что управление и финансирование ориентировано на поддержание мощности сети, а не на ее эффективность. Отсутствует единая политика рационального планирования бюджета, равномерного распределения финансовых ресурсов, эффективного использования  средств. Вышесказанное  создает обстоятельства для возникновения коррупции.

Утвержденная система тарифообразования по клинико-затратным группам  и тарификатору предусматривает оплату за усредненный случай, не учитывает исход лечения, результаты экспертизы контроля качества и не включает расходы на обновление основных фондов. Низкая административная и хозяйственная самостоятельность государственных организаций здравоохранения и отсутствие квалифицированных менеджеров тормозят развитие конкуренции в отрасли.

Отсутствие надлежащих механизмов реализации политики в области здравоохранения и несовершенство финансирования  ГОБМП  обуславливает недостаточную эффективность управления отраслью.

Сохраняется неравный доступ к медицинским услугам и низкое качество медицинских услуг. Ситуация усугубляется неравномерным распределением ресурсов между регионами страны. Размах колебаний объема средств на одного жителя в рамках ГОБМП и средняя стоимость пролеченного больного в стационарах в разных регионах республики в 2008 г. составляет более, чем 2 раза. Отсюда следует, что объемы и качество предоставляемых медицинских услуг больным с идентичными  заболеваниями в разных регионах страны могут иметь разницу в 2 раза. 

Важнейшим инструментом исполнения и достижения целей проектного менеджмента в здравоохранении является бюджетирование – как процесс регулярного планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния системы, органов и организаций здравоохранения, нацеленный на достижение результата. Учитывая, что бюджетирование тесно связано с системой учета, в Казахстане с 2006 г. начата разработка и внедрение Национальных счетов здравоохранения (НСЗ) с использованием новых бумажного и электронного носителей – формы ведомственной отчетности № 19 «Отчет о расходах здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2006 г. № 58 «Об утверждении Плана статистических работ на 2006 год». Дальнейшую оптимизацию НСЗ следует направить на совершенствование механизма получения объективной информации о состоянии системы здравоохранения, основой которой должны быть данные о движении денежных средств в системе здравоохранения, включая раздельный учет расхода финансовых средств в медицинских организациях по видам и объемам медицинской помощи,  учет расходов личных средств граждан на добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги и приобретение лекарственных препаратов, а также доходов и расходов частных медицинских структур.

Система здравоохранения Казахстана представлена государственным и негосударственным секторами.

Государственный сектор здравоохранения состоит из государственных органов в области здравоохранения, организаций здравоохранения, основанных на праве государственной собственности. На 1 января 2007 года в Республике Казахстан функционировало 1775 государственных организаций здравоохранения, в т.ч. государственных казенных предприятий – 931 (54,4%), государственных учреждений – 821 (46,2%), государственных предприятий на праве хозяйственного ведения  – 21 (1,2%), акционерных обществ  – 1 (0,05%), товариществ с ограниченной ответственностью – 1 (0,05%). Государственное предприятие (как казенное, так и основанное на праве хозяйственного ведения) является коммерческой организацией и создается по решению Правительства или Национального Банка Республики Казахстан, местного исполнительного органа. Финансирование организаций здравоохранения, оказывающих ГОБМП, осуществляется: для государственных медицинских учреждений – по индивидуальному плану финансирования; для организаций здравоохранения, за исключением государственных учреждений, – на договорной основе с администраторами бюджетных программ.

В системе здравоохранения Казахстана представлен сектор платных медицинских услуг населению,  что обоснованно и естественно вписывается в рыночные реалии современного общества. Платные медицинские услуги регламентированы законодательством, а условия и порядок оказания – постановлениями Правительства. Оказание платных услуг государственными организациями здравоохранения осуществляется в следующих случаях:  оказание медицинской помощи сверх ГОБМП; оказание диагностических и лечебных услуг по инициативе пациентов; лечение лекарственными средствами, не включенными в список основных (жизненно-важных) лекарственных средств; санаторное лечение без соответствующего направления; медико-генетические исследования без медицинских показаний; медицинское обследование граждан для поступления на работу и учебу; оказание медицинской помощи по договору с предприятием, в том числе по добровольному медицинскому страхованию; предоставление дополнительных сервисных услуг сверх медицинских стандартов, устанавливаемых уполномоченным органом в области здравоохранения.

Негосударственный сектор здравоохранения состоит из организаций здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Учитывая особую роль объектов здравоохранения, призванных выполнять функции обеспечения важнейших социальных гарантий и прав граждан на охрану здоровья, в Казахстане изначально принят постепенный и ограниченный подход к приватизации и развитию частного сектора, по индивидуальным проектам. Негосударственный сектор здравоохранения в 2008 г. представлен частными 1047 амбулаторно-поликлиническими и 139 больничными организациями (27,5 и 13,3% от их общего числа соответственно), а также 100%-но частными стоматологической службой и фармделом (продавцы и производители фармацевтической продукции). Более 1/3 частных юридических лиц оказывают многопрофильные услуги, остальные заняты акушерско-гинекологической, терапевтической, психотерапевтической и наркологической, офтальмологической, хирургической, неврологической  деятельностью, а также народной медициной и целительством. Перечень заболеваний, лечение которых запрещается в негосударственном секторе здравоохранения, определяется уполномоченным органом.

Размещение ГОБМП осуществляется проведением тендеров на выполнение работ и услуг ежегодно. Изначально задуманный открытый конкурсный отбор претендентов на госзакупки работ и услуг должен был стать преградой финансовым и другим нарушениям, наносящим ущерб государственным интересам, но со временем проводимые тендеры перестали удовлетворять возросшим требованиям государства к расходованию бюджетных средств, качеству и срокам выполнения работ и услуг. Все чаще стали всплывать факты преднамеренного финансового обмана государства. С 2010 г. введена электронная система закупочных процедур.

Серьезной проблемой остается вопрос обеспечения сферы здравоохранения квалифицированными кадрами. Сегодня в отрасли трудятся около 59 тысяч врачей, что составляет 37,4 должности на 10 тыс. населения.  Несмотря на ежегодное увеличение выпуска врачебных кадров более чем на 9,5% за счет роста приема в медицинские ВУЗы по бюджетным грантам, в отрасли сохраняется дефицит кадров, особенно в сельской местности. Показатель обеспеченности врачебными кадрами сельского населения (13,0 на 10 тыс.) в 4,5 раза меньше, чем в городе (58,8 на 10 тыс.). Неравномерность в распределении врачебных кадров по регионам Казахстана характеризуется как крайне высокая и составляет от 20 до 45,7 на 10 тыс. населения административных областей и 73,1 (г. Астана) и 75,3 (г. Алматы). Наблюдается тенденция «старения» кадров, доля молодых специалистов в отрасли составляет не более 4% от общего числа врачебных кадров. Налицо низкая привлекательность профессии и отсутствие мотивационных механизмов  трудоустройства и закрепления выпускников ВУЗов. По данным управлений здравоохранения областей, городов Астана и Алматы, общая потребность во врачебных кадрах составляет 4,6 тыс., из которых 1,9 тыс. – для сельской местности.

Уровень квалификации работающих специалистов составляет не менее серьезную проблему отрасли. Несмотря на достаточно высокий уровень категорийности медицинских кадров (42%), качество оказываемых ими медицинских услуг не удовлетворяет потребителей и работодателей.

Остается крайне низким уровень оплаты труда медицинских работников. Даже после повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в 2009 году на 30% ее размер в здравоохранении в 1,6 раза меньше средней по всем видам экономической деятельности. С 1 апреля 2010 года заработная плата в бюджетной сфере повышена на 25%, в 2011 г. – запланировано еще на 25%. Труд врачей государственных медицинских организаций также стимулирует дифференцированная оплата (преимущественно по квалификационным категориям).

За период реализации Госпрограммы проведена определенная работа по достижению качества подготовки кадров здравоохранения. Создана нормативная база медицинского образования. С 2007 года реализуются новые образовательные программы высшего медицинского образования,  основанные на компетентностном подходе и с учетом лучшего мирового опыта. Все 6 государственных медицинских вуза впервые за последние десять лет приобрели современное учебно-клиническое  и лабораторное оборудование. 2 вуза изменили организационно-правовую форму, перейдя на право полного хозяйственного ведения и получив большую самостоятельность. Поэтапно осуществляется внедрение инновационных образовательных технологий. В настоящее время более 400 преподавателей прошли переподготовку за рубежом, и более 350 – на месте с привлечением ведущих зарубежных преподавателей. Созданные учебно-клинические центры позволили сделать акцент на клинической подготовке студентов и интернов. Разработаны национальные стандарты институциональной аккредитации базового медицинского образования, основанные на глобальных стандартах улучшения качества Всемирной федерации медицинского образования.

Усилена нормативная база, регулирующая кадровый потенциал:  оптимизирована Номенклатура, усовершенствованы квалификационные характеристики к медицинским специальностям и должностям.

Для преодоления существенного отставания от мировых стандартов начаты мероприятия по совершенствованию управления медицинской наукой. Ряд научных организаций изменил организационно-правовую форму для получения большей самостоятельности. Создаются научно-образовательно-практические кластеры. В научных организациях созданы центры доказательной медицины. Более 40 перспективных научных сотрудников прошли обучение по менеджменту научных исследований  в университетах США. Повысилось число публикаций в рецензируемых международных изданиях, появились международные патенты. Разработана система рейтинговой оценки деятельности организаций медицинской науки.

Несмотря на предпринятые меры, основными проблемами в области образования, науки и развития человеческих ресурсов здравоохранения Казахстана остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов, дефицит персонала, оказывающего  первичную медицинскую помощь, чрезмерная концентрация медицинского персонала в крупных городах, дисбаланс численности врачей и среднего медперсонала, отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, низкая конкурентоспособность научных исследований, отсутствие инновационных достижений.

В Республике Казахстан начат процесс реорганизации фармацевтической отрасли для адаптации к условиям рыночной экономики. 

Упорядочена деятельность по регистрации, сертификации, обеспечению контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также их рекламы. Создан Национальный информационный лекарственный центр. Разработаны два тома Государственной Фармакопеи Республики Казахстан.

Введено государственное регулирование цен на медикаменты, закупаемые за счёт бюджета. 1 марта 2009 г. создана единая система дистрибуции лекарственных средств и изделий медицинского назначения в лице ТОО «СК-Фармация», которая позволила сделать гораздо более прозрачным рынок госзакупок лекарственных средств, приблизить его к международным стандартам в аспектах логистики, хранения и дистрибуции, одновременно сузив условия для лоббирования врачами продвижения многих лекарств. По результатам первого пилотного тендера по закупу 27 лекарственных средств в рамках ГОБМП сумма закупленных лекарств оказалась в 1,8 меньше запланированной. В среднем закупочные цены «СК-Фармации» снизились на 40%, чем достигнута значительная экономия государственных средств и увеличена доля потребления отечественных препаратов. Заключаются долгосрочные контракты с отечественными производителями, в том числе предполагающие трансферт «ноу-хау» по производству высокотехнологичных препаратов в Республике Казахстан и наращиванию экспортного потенциала (вакцины, инсулины, факторы крови и другие). Это позволит провести модернизацию существующих и строительство новых мощностей в соответствии с международными стандартами надлежащей производственной практики, обеспечить к 2014 году 50% внутреннего потребления лекарственных препаратов за счёт отечественного производства.

Наряду с достигнутыми успехами в фармацевтическом секторе имеется определенный круг задач, требующих первоочередного решения. Отмечается постоянный рост цен на лекарственные средства зарубежных производителей, превышение международных медианных цен на отдельные препараты и большой разброс цен на лекарственные средства между областями (на 30-50%). В сельской местности сеть объектов фармацевтической деятельности развита слабо, кроме того, система закупа лекарственных средств для оказания ГОБМП децентрализована и не позволяет оперативно и бесперебойно обеспечивать население и организации здравоохранения лекарственными средствами. Требует дальнейшего совершенствования борьба с производством и распространением фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.

Таким образом, Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы показала свою эффективность и в целом выполнила задачи, поставленные на период ее реализации. За эти годы сформировалась определенная тенденция в показателях здоровья населения республики. Наряду с некоторым увеличением средней продолжительности жизни по республике происходит снижение показателя общей смертности. Отмечается снижение значений уровней смертности от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований, туберкулеза, материнской смертности. Выявлен не только рост заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями (за счет скринингов), но снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями.

На сегодняшний день здравоохранение Казахстана нуждается в дальнейшем совершенствовании его структуры с внедрением новых стратегий, основанных на четком видении перспективных целей, на интеграции со всеми секторами экономики, а также на основе применения современных научных и институциональных технологий развития.

Для решения указанных проблем:

  • - утверждена и выполняется Государственная программа «Строительство 100 школ, 100 больниц», где в соответствии со сформированным Перечнем  объектов здравоохранения осуществляется строительство в 2007-2011 гг. 99 организаций здравоохранения местного и 4 – республиканского значения;
  • - с 1 января 2010 года внедряется Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), целью которой является создание системы здравоохранения Республики Казахстан, основанной на принципах свободного выбора пациентом врача и медицинской организации, формирования конкурентной среды и транспарентности процесса оказания медицинских услуг.

Реализация этой цели предусматривает решение следующих задач:

  1. создание единого плательщика гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках стационарной и стационарозамещающей помощи, с оплатой за фактические расходы, в лице Центра оплаты медицинских услуг;
  2. внедрение новой модели финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, ориентированной на конечный результат;
  3. внедрение современных принципов управления субъектами здравоохранения, развитие электронной информационной системы и отраслевой статистики;
  4. проведение аккредитации, развитие системы внутреннего аудита субъектов здравоохранения и независимой экспертизы качества медицинских услуг;
  5. совершенствование дифференцированной оплаты труда, ориентированной на конечный результат.

К первым положительным результатам внедрения ЕНСЗ можно отнести то, что около трех с половиной тысяч граждан республики выбрали больницы вне своих районов жительства, что характеризует ситуацию конкуренции. При этом большого перетока больных не произошло, что стимулирует развитие регионального здравоохранения.

Одним из основополагающих принципов развития здравоохранения должна стать интеграция системы здравоохранения Республики с системной модернизацией многоотраслевой экономики страны. То есть, здравоохранение должно стать частью национальной экономической доктрины государства. В развитом обществе здравоохранение и связанные с ним сферы, такие как фармацевтическая индустрия, биотехнологии, информационные технологии, медицинский сервис, медицинское страхование, являются органично взаимосвязанными элементами устойчивого экономического развития.

Определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы.

Цель Программы: Укрепление здоровья граждан Республики Казахстан и формирование эффективной системы здравоохранения для обеспечения социально-демографического развития страны.

Задачи:

  • - дальнейшее укрепление здоровья населения путем улучшения межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • - повышение доступности и качества медицинской помощи путем дальнейшего развития и совершенствования  Единой национальной системы здравоохранения, с приоритетным развитием первичной медико-санитарной помощи;
  • - совершенствование медицинского и фармацевтического образования с целью формирования конкурентоспособного кадрового потенциала. Развитие медицинской науки, ориентированной на разработку и внедрение инновационных технологий

В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Реализация Программы будет способствовать динамичному развитию системы здравоохранения путем создания условий для перехода к высоким медицинским технологиям, малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, адаптации системы здравоохранения к соответствию современным требованиям и рыночным условиям общества.

Список литературы

  1. Аканов А.А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: Опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010-2015 годы. Астана, 2006. 243 с. 
  2. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: Концепция, проблемы и перспективы. Алматы, 2001. 100 с.
  3. Аканов А.А., Кульжанов М.К., Камалиев М.А. Новое общественное здравоохранение в Казахстане //Центрально-Азиатский журнал по общественному здравоохранению. 2005. № 2-3. С. 14-20.
  4. Девятко В.Н., Аканов А.А. Здоровье народа и здравоохранение Казахстана в переходный период: Опыт, уроки, проблемы. Алматы, 1999. 140 с.
  5. Девятко В.Н., Кульжанов М.К., Аканов А.А. Здравоохранение мира: состояние, перспективы, развитие (опыт Казахстана). Алматы, 1995. 128 с.
  6. Организация здравоохранения Казахстана /Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Астана-Алматы, 2006. 231 с.
  7. Шарманов Т.Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008. 184 с.

Views: 44385

Comments (12)
1. 23-11-2012 16:24
Я работаю в частном кабинете,но проблемы в государственной сфере мне не безразличны,так как не так давно работала как врачом,так и руководителем,и даже вводила ЕНСЗ на практику.Проблем много,но основная проблема  
везде- коррупция.Остаюсь верной своему делу и просто хорошо делаю свою работу на нынешней работе.Просто в медицину надо идти по призванию,реально принимая ее такой какая есть на сегодняшний день.Обучение в медицине сделать бесплатной, тогда в медицину пойдут простые ребята,которые реально учатся и будут учиться, в вузах преподавателям прекратить брать взятки за зачет ( особенно в медицинском),кто не учатся,сами отсеются.Врачам надо научиться говорить о проблемах,а не тупо соглашаться с требованиями руководителей ( на сегодня 60% руководителей некомпетентные).Кстати, должны быть разработаны строгие требования для назначения руководителя.  
В принципе статья хорошая,все изложено грамотно,а вот как его внедрять,это зависит от каждого из нас.  
В первую очередь надо улучшить благосостояние врача,платить ему достойно.По себе знаю.Чувствуешь себя врачом и начинаешь любить то,чем занимаешься.
Written by Доктор (Guest)
2. 10-09-2012 19:06
Там где деньги идут за больным медицина умирает. Руководсту клиник не выгодно лечить дешевые случаи к примеру все виды черепно-мозговых травм, большая группа острых и хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, неврологические заболевания всего не перечислишь. Выгоднее выполнив одно оперативное вмешательство, например протезирование тазобедренного или коленного сустава закрыть бюджет в 1 млн.тенге. Ради этого прооперируют хоть бомжа, а через 2-3 месяца из-за гнойно-воспалительных осложнений и несостоятельности протеза возьмут повторно на операцию, чтобы выкинуть дорогостоящую конструкцию в таз. Главный принцип советской медицины-будущее за профилактиктической медициной утерян, мы планомерно загоняем население в ненужных хроников, лечением которых заниматься из-за низкой оплаты не выгодно. Сразу результатов нашей ошибки мы не увидим, но через 5-10 лет среди взрослого населения 30-40 лет вы не увидите ни одного здорового казахстанца.Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ)спущена сверху без учета мнения врачей. Я не встречал ни одного врача положительно оценивающий данную систему. Врачи и так из-за письменной рутины редко находят свободную минуту на общение со своим пациентом, а из-за этого нововведения на фоне сокращения количества специалистов с целью экономии денежных средств медицинского учрежденияи эторй свободной минуты практически нет. Страдают больные, рождаются многочисленные необоснованные жалобы по поводу невнимательного обращения с больным. В нашей медицине творится хаос, руководят врачами бюрократы, люди оторванные от реалий, переписывающие друг у друга умные занаученные выражения где нет никакой конкретики одни фразы и ссылки, громкие оды о достижениях Казахстанской медицины. Я считаю, что инициативные предложения по развитию нашего здравоохранения должны исходить снизу от самих врачей практиков и государство в этом должно помочь. Надо развивать собственную модель с учетом богатого наследия советской медицины и лучших зарубежных образцов.
Written by врач ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
3. 24-07-2012 22:26
Я заболел устойчивой формой туберкулеза, на работе. Никогда не думал, что могу заболеть такой серьезной болезнью, ведь ее никто не заказывает. Основной источник распространение это лица без определенного места жительства БОМЖи, Ведь они с друг другом общаются и быстро распространяют. Условия лечения нету, ведь не то что горячей пищи нету, даже горячего чая нету. Едят хлеб и ролтон, пьют суррогатный спирт. Спят где попала, антисанитория. Живем в одном городе, одним воздухом дышим. Вот и результат главный. 2-е в больницах ОПТД один коридор, один двор, где гуляют все с минусом, с плюсом, усиленные, хроники и.т.д. друг друга заражая и мутируя. 3-е Некоторые хронические больные, думают если он заболел почему другие не болеют, вот и в город выезжают и заражают. А доказать, что ты заразил ни как не возможно, потому, что на палочке КОХА фамилия не пишется. Ну и много других факторов. Обидно, что заболел ведь я же не виноват.
Written by Азамат ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
4. 01-05-2012 16:52
Я обучаюсь в Польше и получила задание подготовить проект повествующий о здравоохранении РК. Благодаря данной статье удалось сделать работу практически не используя другие средства информации, т.к. в ней собраны все ключевые аспекты с помощью которх человек, не имеющий никакой информации о данной тематике, мог бы с легкостью начать в ней ориентироваться. Спасибо.
Written by Анна ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
5. 12-03-2012 21:14
Почему наша медицина больше занимается не лечением , а писаниной.Во время приема у врача врач занят только писаниной он больше держит в руках ручку а не мединструмент .Либо Министр из врачей хочет сделать писак.Сегодня придя в4часа на прием к врачу я попала в 7час. в итоге давление 210-110 в процедурном нет опытной медсестры в вену не попали пришлось в мышцу и пошла домой ...Итог один -пишите пишите пишите дальше может выйдет еще один Толстой.
Written by Рымтай ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
6. 21-01-2012 10:52
День добрый. Хотела получать медицинскую помощь в другой поликлинике, так как обслуживание в поликлинике по месту жительства оставляет желать лучшего и, узнав про нововведение (• - с 1 января 2010 года внедряется Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), целью которой является создание системы здравоохранения Республики Казахстан, основанной на принципах свободного выбора пациентом врача и медицинской организации...), но мне отказали, сказав что я проживаю не по их адресу и идите, мол, в свою больничку. Имею ли я все таки право на выбор, есть ли соответствующий Закон? и имеют ли они право мне отказывать??? Благодарю заранее за грамотный ответ.
Written by Галия Раисовна ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
7. 20-01-2012 15:40
Заработная плата врачей очень низкая,когда врачи будут получать достойную зарплату?
Written by майра ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
8. 19-05-2011 12:31
В вашей стране начала действие USAID. Можете поставить крест на своей медицине и здоровье ;)
Written by Artem ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
9. 16-04-2011 21:15
Здравствуйте! Я преподаю в ВУЗе (КазГМА). Я изложу свое мнение:прежде чем ЕИСЗ войдет в работу т.е. будет утвержден, обучение программе будущих специалистов нужно начинать в ВУЗах или в СУЗах. Поэтому,во первых уделить внимание нам , а во вторых уже ОЗ. Мои молодые специалисты довольны системой ЕИСЗ, им дается легко, а врачам которые не знают МКБ-10 не очень нравится, правильно теперь их работа будет контролирована Минздравом, как бы не старались уйти от ответственности, не получится, нужно контролировать создание систмеы ЕИСЗ на уровне территориальных органов. Я поддерживаю новую систмеу в отрасли медицины. Хочу еще отметить, мне очень нравится в программе МКБ-10, и то что все объединено, но есть минусы, врачам тоже можно сказать трудно вести тройную работу, когда отменят бумажную волокиту?
Written by Гульжан ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
10. 10-03-2011 06:36
Очень внимательно прочитала статью. Хорошо отражены этапы здравоохранения и проблемы. Но хотелось бы отметить, что кадровый вопрос затронутый в статье самый проблемный, потому что можно понастроить и новые центры и купить самую высококласную аппаратуру, но результат окажется такой же плачевный как и сейчас. Поэтому прежеде чем все это организовать необходимо было бы во первых повысить уровень подготовки в ВУЗах страны( что за врач который учится платно и что за препадователь который сам плохой врач). Во вторых конечно хорошо что обучили специалистов за рубежом, а результат где? Результата нет, потому что за рубеж эти врачи съездили как на прогулку и зарубежные специалиств не спешат передавать свои знания нам(кто это отслеживал, где они работаю и какой результат это обучение за рубежом принесло). В третьих система стимулирования как сказано в статье тоже имеет свои минусы, если учесть что начинающий врач получает порядка 20-30 тысяч а приходится обучаться 7-9 лет, то понятно что заинтересованности быть хорошим врачом тоже отсутствует или я не права? 
Т.Е. все эти перекосы на сегодняшний день имеют место, несмотря на то,что выделены огромный средства на здравоохранение. С ув. врач
Written by врач ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
11. 10-11-2010 14:16
комментарии по статье
В полной мере и очень последовательно отражены проблемы и задачи в системе здравоохранения. Я очень Вам признательна, но вместе с тем, практически не затронута в последовательной форме законодательная база санаторно-курортной отрасли в целом по республике, основные проблемы и пути решения санаторно-курортного комплекса. Приходится констатировать, что уникальный потенциал здравниц не всегда эксплуатируется рационально и с полной отдачей для восстановления здоровья населения. С ув. Людмила. Рада буду Вашим комментариям.
Written by Людмила ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)
12. 10-11-2010 00:53
комментарий к статье
Ёмкая, всеобъемлющая, информативная статья, с хорошим анализом текущих проблем, вызовов времени и перспектив развития. Дает ясное представление о системе здравоохранения в Республике Казахстан в ее новейшей истории. Отрадно, что мой родной Казахстанский Национальный Медицинский Университет, наконец, стал не только образовательным центром по подготовке медицинских кадров, но и принимает участие в анализе государственной политики, менеджмента и планирования в сфере здравоохранения. Интеллектуальный потенциал и вклад авторов статьи, являющиеся экспертами и аналитиками, несомненно, желательно учитывать при принятии решений в области здравоохранения.  
С наилучшими пожеланиями успехов! 
Лондон-Лидс.Ноябрь 2010.
Written by Менханым Калдыбаева ( This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it ) (Guest)

Write Comment
  • Please keep the topic of messages relevant to the subject of the article.
  • Personal verbal attacks will be deleted.
  • Please don't use comments to plug your web site. Such material will be removed.
  • Just ensure to *Refresh* your browser for a new security code to be displayed prior to clicking on the 'Send' button.
  • Keep in mind that the above process only applies if you simply entered the wrong security code.
Name:
E-mail
Comment:

Code:* Code

Last Updated ( Wednesday, 10 November 2010 )
< Prev   Next >
home contact search contact search