О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2010 (15) arrow Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения
Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения Печать
13.09.2010 г.

УДК: 614.23:616.314:616-051

Зимина Э.В., Горькова Т.Ю.
ГОУ ВПО «Московский Государственный медико-стоматологический университет Росздрава», Москва

System approach to professional training of administrative personnel for public health services
Zimina
E.V., Gor’kova T.Yu.
Moscow State medical stomatological university at Roszdrav, Moscow

Представлены результаты опроса различных групп экспертов, исходя из специфики развития стоматологической помощи, обоснована новая концепция системы подготовки руководителей здравоохранения на основе интеграции экономических и менеджерских знаний в систему подготовки студентов в медицинских вузах. Предлагаемая компетентностная модель специалиста обеспечивает системный подход к подготовке будущих руководителей, ориентирована на специфику отрасли (оказание качественной медицинской помощи), обеспечивает успешную адаптацию молодого специалиста в области управления и экономики здравоохранения в профессиональной медицинской среде. Разработаны основные принципы стратегии развития непрерывного образования управленческих кадров здравоохранения. Results of questioning provided among various groups of specialists are submitted, proceeding from specificity of development of the dental care; the new concept for training public health authorities is proved on the basis of integration of economic and management knowledge into the system of students training in high medical schools. The specialist’s competent model offered provides the system approach to training future health care authorities; it is focused on specificity of the branch (providing qualitative medical care), and provides successful adaptation of young specialists in the field of public health management and economy in the professional health care environment. Main principles for developing the continuous training strategy for the administrative personnel in public health are developed.

Ключевые слова: системный подход; формирование управленческого потенциала здравоохранения; обеспечение системности подготовки управленческих кадров здравоохранения; стратегии развития управленческого образования в медицинском вузе.

Key words: system approach; formation of administrative potential in public health; provision of system training of administrative personnel in public health; strategy of development of administrative training in high medical schools.

Подготовка руководящих кадров здравоохранения в РФ традиционно связана с профессиональным медицинским образованием. Однако происходящие в стране социально-экономические преобразования, проблемы модернизации отрасли требуют инновационных подходов к формированию управленческого потенциала. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2020» обращено внимание на прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации, которое оказывает низкое качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения. Не составляет исключение и качество подготовки руководителей медицинских организаций.

Приоритетная ориентация на престижность западной технологии подготовки менеджеров здравоохранения (MBA и т.п.) и консервативность существующей системы последипломной подготовки по специальности 040120 «организация здравоохранения и общественное здоровье» не позволяют сегодня сформировать необходимые компетенции эффективного руководителя медицинской организации. Реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование» позволяет по-новому взглянуть на роль высшей медицинской школы, определение стратегии и тактики решения проблем, возникающих в здравоохранении. [4].

Изменение нормативно-правовой базы хозяйствования медицинских организаций и расширение частно-государственного партнерства увеличивает потребность в высококвалифицированных управленцах, представляющих особенности формирования и распределения финансовых потоков в здравоохранении, а также специфику организации оказания медицинской помощи и производства медицинских услуг.

С позиции немецкой теории административно-хозяйственной деятельности предприятия (BWL – теория) можно дать следующее определение современной медицинской организации, независимо от форм собственности [2]:

Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.

Социальной – потому, что удовлетворяет общественные потребности в медицинской помощи; технической – использует высокие технологии и современную медицинскую аппаратуру; экономической – т.к. является управляемой, и системой – потому, что обладает системными признаками, вплоть до эмержентности. Сущность управления медицинской организацией как системой является принятие оптимальных решений по распределению и использованию ограниченных ресурсов.

Предпосылки концепции системы профессиональной подготовки.

Нам представилась уникальная возможность обобщить длительный (более 25 лет) практический опыт научно-педагогической работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в области методологии и технологии преподавания данной дисциплины на всех уровнях и направлениях обучения в ведущем медицинском ВУЗе РФ, а именно ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава».

Базой исследования стал многопрофильный медико-университетский комплекс ГОУ ВПО МГМСУ – ведущий ВУЗ Российской Федерации в области непрерывного стоматологического образования и межфакультетская кафедра общественного здоровья и здравоохранения.

Нами был изучен опыт методологических подходов последипломного образования ведущих медицинских школ, в особенности унифицированная программа последипломного обучения руководителей органов и учреждений здравоохранения (РМАПО) в системе послевузовского образования, проанализирована сквозная программа экономического образования врача на додипломном и последипломном этапах его подготовки и деятельность факультета управления ММА им. И.М. Сеченова, а также методические подходы и учебные планы. При этом были выявлены тенденции современного менеджерского и экономического образования в области здравоохранения, а также определены «критические точки» технологий образовательного процесса по специальностям 040120 «организация здравоохранения и общественное здоровье» и 080501.65 «экономика и управление на предприятии по (отраслям) здравоохранения».

Используя методологию системного подхода, мы считаем весьма своевременным и целесообразным обосновать концептуальные основы системной подготовки управленческих кадров здравоохранения и их профессионального развития. [2].

Высшее профессиональное образование подразумевает получение некоего набора знаний (перечень дисциплин) и выработку определенных способностей (к примеру – системное мышление). Но образование будущего руководителя здравоохранения не может этим исчерпываться. Человек, занимающий руководящую должность, обязан принимать решения, подразумевающие, в том числе и социально-ориентированный выбор. В этом случае уже недостаточно знаний теории управления и законов экономики. В здравоохранении имеется налицо дефицит людей, способных принимать ответственные решения. В результате изучения мнения врачебного сообщества (2007г.) о причинах низкого качества подготовки управленческих кадров для здравоохранения, нами было установлено, что почти в равном количестве респонденты распределили ответы между тремя причинами: 28% анкетируемых связывают с недостаточным вниманием органов власти к подготовке кадров, 27% ответивших волновала причина, заключающаяся в низком уровне финансирования. Каждый четвертый (25%) ответил, что несовершенство программы подготовки способствует низкому качеству подготовки управленческих кадров.

Нами были определены приоритеты предпочтений профессиональной подготовки управленческого корпуса здравоохранения. В ответе на вопрос: какое образование должен иметь руководитель ЛПУ и органов здравоохранения, 57,1%, т.е. больше половины респондентов убеждены в том, что только высшее медицинское образование и определенный стаж клинической работы даёт возможность стать руководителем ЛПУ. Весьма примечательно, что уже треть респондентов (33,9%), учитывает возможность получения додипломного управленческого и экономического образования в медицинском ВУЗе и отдает предпочтение этим выпускникам как будущим управленцам в медицине. И только 6,3% врачебного сообщества приемлют как руководителя медицинской организации профессионального менеджера без профильного медицинского образования. (Рис.1.).

Рис. 1
Рис.1. Распределение предпочтений по направлению профессиональной подготовки управленческих кадров здравоохранения.

Для обеспечения инновационного пути развития страны в целом и здравоохранения в частности сейчас как никогда нужны люди, способные принимать эффективные решения, развивать медицинский бизнес, вообще работать хорошо и производить качественные медицинские услуги. Подготовке таких людей и должна служить интегрированная система управленческого образования в здравоохранении.

В медицинской практике и в управлении здравоохранением нет детерминированности «трафаретных» решений, и с началом работы врачу-руководителю приходится решать творческие задачи, действовать «не по правилам». И это хорошо, т.к. предоставляет широкую возможность квалифицированному руководителю медицинской организации - всесторонне образованному специалисту, владеющему необходимыми компетенциями и представляющему всю специфику и сложность функционирования отрасли, проявить свои интегральные знания и конкретные умения. С другой стороны, это плохо, особенно если на руководящем посту оказывается человек, не представляющий себе всю сложность технологического процесса оказания медицинской помощи, или лицо, не готовое и не способные ориентироваться в финансовых потоках, осуществлять бизнес-планирование и реально управлять всеми имеющимися ресурсами.

Экспертная оценка.

Выделение принципов и задач обучения позволяет модернизировать процесс непрерывного развития специалиста, совершенствовать технологию образования и формы учебной деятельности.

С этой целью в процессе исследования проводилась экспертная оценка путей совершенствования подготовки управленческих кадров для современной стоматологической организации. В качестве экспертов были привлечены квалифицированные руководители частных стоматологических клиник. Выбор экспертов определялся их активной жизненной позицией. Самое главное их отличие в том, что они, являясь эффективным собственником, реально заинтересованы в результатах своего труда и в достижении намеченной цели. Они ориентированы только на успех, верят в себя и в безошибочность своих решений. Их отличают: прагматическая целесообразность и социальные принципы, которые не позволяют думать только о своем благополучии и проявляются в формировании команды единомышленников и объединении коллег по обеспечению качества медицинских услуг, как залогу общего успеха. Экспертная оценка проводилась по специально разработанной программе путем анкетирования участников У-го Всероссийского совещания частных стоматологов (г. Псков, 2005). На совещании обсуждались новые подходы к повышению качества и культуры оказания стоматологических услуг.

Весьма интересно отношение данного контингента к перманентным реформам в отрасли. Только треть верит в успех реформ и улучшение состояния системы здравоохранения. Больше половины респондентов (52,63%) пессимистически относятся к результатам проводимых реформ в отрасли.

Особо следует отметить, что только 27% опрошенных дали положительный ответ на вопрос о «наличии на их территории специальной отраслевой системы подготовки резерва экономических и управленческих кадров». Немногим более половины (52,43%) указали на «существование по месту работы программы повышения квалификации действующих экономических и управленческих кадров». При этом основная масса респондентов (94,74%) указала на «необходимость наличия у врачей-администраторов навыков экономической деятельности» для обеспечения финансовой устойчивости стоматологической клиники и обеспечения качества стоматологических услуг. Единодушное мнение (100%) участников У-го Всероссийского совещания частных стоматологов о «необходимости системы подготовки резерва экономических и управленческих кадров» в стоматологии подтверждает значение уровня квалификации и профессиональной компетенции руководителя для обеспечения и повышения качества стоматологических услуг.

Нами было проведено ранжирование требований к структуре знаний, необходимых руководителю стоматологической организации, не имеющего базового медицинского образования, и было установлено следующее:

  • 1 место - специфика оказания стоматологических услуг (77,78%)
  • 2 место - технологические основы оказания отдельных видов медицинской помощи (44,44%)
  • 3 место - проектирование и основы эксплуатации ЛПУ (38,89%)
  • 4 место - лекарственное обеспечение лечебного процесса (22,22%)
  • 5место - юридические и экономические знания (5,56%) – предполагается, что они были получены при базовой профессиональной подготовке.

Свыше трети респондентов (35%) отметили высокую степень актуальности «второго высшего экономического образования» для руководителя стоматологической клиники, имеющего базовое медицинское образование.

Системность подготовки.

Современная парадигма высшего профессионального образования в области управления здравоохранением ставит задачу подготовки специалиста, умеющего ориентироваться и адаптироваться в меняющейся среде, самостоятельно организовывать свой труд и принимать эффективные управленческие решения.

Специальное додипломное и послевузовское образование необходимо не только для профессиональной деятельности будущего руководителя ЛПУ через усвоение общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и для формирования его мировоззрения, системы экологических взглядов на природу и общество, на место человека в них, для воспитания нравственно-этических ценностей и социальной ответственности, развития способностей к эффективной коммуникации и гибкой адаптации через междисциплинарное взаимодействие и культурно-нравственное воспитание.

При рассмотрении проблемы подготовки управленческих кадров для здравоохранения проведение системного анализа всех составляющих элементов и взаимосвязей многоуровневой динамической системы образования позволяет установить нарушение коммуникаций и провести соответствующую коррекцию.

В учебных планах подготовки специалистов в рамках даже одного направления подготовки специалиста изучаемые дисциплины формально разобщены. В настоящее время недостаточно используются возможности вузов для формирования интегрированных курсов и направлений обучения вследствие не столько сложностей реализации в рамках действующих ФГОС, сколько из-за консервативности мышления.

Понятийно-терминологический аппарат различается даже в медицинских областях знаний (клинических и организационно-управленческих), не говоря уже о различиях медицинской и экономической терминологий, используемая символика не всегда взаимоувязана (медицинская и общая статистика). Обучаемые испытывают затруднения при одновременном или последовательном изучении таких учебных дисциплин.

Развитие необходимых межпредметных связей возможно при интеграции управленческо-экономического образования в структуру медицинского университета.

С позиций системного подхода «устойчивость равновесия всех организационных форм определяется (лимитируется) крепостью самого слабого звена (закон наименьших)» [1] , что сегодня имеет особое значение для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных сторон деятельности медицинской организации (см. определение выше), а также весьма актуально и применимо относительно современной профессиональной подготовки управленческих кадров для здравоохранения. «Слабое звено» может быть укреплено за счет ресурсов других составляющих, уже эффективно функционирующих, что значительно сокращает время по внедрению инноваций в действующую систему профессиональной подготовки экономистов-менеджеров для здравоохранения.

Необходимость учета «слабых звеньев» основной образовательной программы додипломной подготовки экономиста-менеджера, их подтягивание до ушедших вперед в своем развитии (обеспечения решения отраслевых задач) программ последипломной подготовки руководящих кадров здравоохранения и достижения нужного соответствия между различными дисциплинами и составными частями учебного плана сегодня является основой формирования надлежащих компетенций руководителя медицинской организации. В свою очередь по принципу «обратной связи» последипломное образование врачей также нуждается в коррекции в области современных управленческих взглядов и экономических знаний.

Однако, недостатки образования на додипломном или последипломном уровне невозможно устранить фрагментарными изолированными изменениями содержания обучения. Требуется создание единой системы формирования управленческого потенциала отрасли путем взаимодействия как процессов образования, так и педагогической интеграции учебного знания. Перспективным направлением совершенствования подготовки управленческих кадров для здравоохранения должно стать взаимообогащение содержания образовательного процесса подготовки отраслевого специалиста, с учетом дуальности (управленческой и медицинской составляющей) формирования его будущей профессиональной культуры. Следует отметить, что переход от сугубо предметного обучения к целостному формированию компетентного специалиста – это весьма масштабная и долговременная стратегическая задача.

Большинство проблем управления качеством профессионального экономического обучения в медицинском вузе, как правило, связаны с нарушением целостности и иерархичности организационной структуры учебного плана; недостаточной эффективностью взаимодействия между элементами педагогического процесса; наличием в дисциплинах дублирования содержания, с одной стороны, и недостаточной полнотой изложения - с другой. Имелись и другие причины, которые нами были своевременно выявлены и устранены с помощью применения методологии системного подхода.

Реализация направления профессиональной подготовки по специальности 080502 .65 «Экономика и управления на предприятии (по отраслям)» на экономическом факультете, адаптированная и встроенная в медико-университетский комплекс – кратчайший по времени путь совершенствования системной подготовки управленческих кадров для здравоохранения.

Формирование компетенций.

В основу образовательной системы подготовки специалистов про­изводственного менеджмента положена компетентностная концепция образовательной системы, разработанная рабочей группой под руководством В. Д. Шадрикова и Д. В. Пузанкова. Учебно - методическое объединение по производственному менеджменту определило принципы представления содержания компетентностной образовательной системы, которые требует рассмотрения основных определений качественного и количественного характера, которые приводятся далее.

Компетентность специалиста производственного ме­неджмента представляет собой знаниево-деятельностную характеристику, в которой:

• приведены требования к специалистам производственного ме­неджмента в части знаний, сведений или умений в определенных областях деятельности, к числу которых относится комплекс необ­ходимых видов профессиональной деятельности для осуществле­ния функций в области производственного менеджмента;

• определены права и полномочия, которые определяются «знаниевым» и «деятельностным» потенциалами специалиста производственного менеджмента, для выполнения действий или принятия решений, ориентированных на вышеуказанную сферу профессиональной деятельности;

• описаны потенциальные возможности деятельности в сферах, слабо привязанных к конкретным объектам и предметам труда.

Компетентностная модель специалиста производственного ме­неджмента включает в себя следующие группы компетенций:

  1. социально-психологические, правовые и педагогические;
  2. общенаучные и информационные;
  3. общеинженерные (планово-производственные, не зависящие от видов профессио­нальной деятельности);
  4. общепрофессиональные (постоянные экономико-управленческие к видам профессиональной деятельности)
  5. специальные:
    • производственно-технологические;
    • организационно-управленческие;
    • планово-экономические;
    • финансово-экономические;
    • планово-производственные;
    • контрольно-аналитические.

Социально-личностные, общенаучные, общеинженерные, об­щепрофессиональные и специальные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда. Освоение блока специальных компетенций (профессионально ориентиро­ванных знаний и навыков) позволяет решать задачи объектной и предметной подготовки и обеспечивает привязку к конкретному объекту управления - предприятию.

Однако требуют уточнения профессиональные компетенции руководителя здравоохранения в параметрах ФГОС ВПО 3-го поколения на основе процессного подхода и соответствия международным стандартам ИСО 9001:2008. Для чего нами были разработаны методические подходы к формированию компетентностной модели отраслевого специалиста для здравоохранения. (Таб.1).

Таблица 1

Компетенции специалиста в области управления здравоохранением при подготовке в структуре медицинского ВПО по специальности «Экономика и управление на предприятии (по видам производственной деятельности)»

Независимые от области деятельности

Специальные (по видам производственной деятельности)

Отраслевые для здравоохранения

Социально-психологические

Производственно-технологические

Нравственно-этические, деонтологические

Общенаучные

Организационно-управленческие

Организационно-клинические

Информационные

Планово-экономические

Системно-управленческие качеством услуг здравоохранения

Общеинженерные

Планово-производственные

Общемедицинские

Общепрофессиональные

Контрольно-аналитические

 

Правовые

Финансово-экономические

 

Педагогические

   

К двум категориям профессиональных компетенций независимым и специальным (одинаковым для всех отраслей) мы добавили как обязательную третью категорию - отраслевые компетенции для системы здравоохранения. При этом общеинженерные компетенции в структуре компетенций, не зависимых от видов деятельности, соответственно должны быть заменены на общемедицинские и включены во вновь разработанную структуру отраслевых компетенций для здравоохранения. Таким образом, ориентированный на специфику отрасли (оказание качественной медицинской помощи) набор компетенций будет обеспечивать успешную адаптацию молодого специалиста в области управления и экономики здравоохранения в профессиональную медицинскую среду. Однако состав и структура дисциплин, отражающих отраслевую специфику управления, регламентируется ФГОС для всех отраслей одинаково, и в настоящее время не предусмотрена их координация со стороны основного работодателя – Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В настоящее время реализация специалиста с высшим образованием возможна по двум направлениям – административно-управленческому и экономическому. На практике более успешной считается реализация в экономическом направлении. Однако такой специалист имеет квалификацию «экономист-менеджер». И достаточно большой объем часов профессиональной подготовки заложен на освоение социально- управленческих дисциплин.

В рамках интеграции профессионального управленческо-экономического образования в высшее медицинское, нам представляется возможным реализация такого выпускника не только в экономической, но и управленческой областях. При этом необходимо гармонизировать и отраслевую составляющую в виде специализации на завершающем этапе не только додипломной подготовки, но и послевузовского образования.

Организационный эксперимент.

Учебным планом подготовки специалиста по специальности 080502.65 – «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» предусмотрено изучение студентами экономического факультета, начиная с 5-го семестра, следующих специальных дисциплин, отражающих специфику здравоохранения (общий объем часов, предусмотренный учебным планом на изучение этих дисциплин – 750), в том числе:

  • Технология оказания стоматологической помощи,
  • Технология оказания терапевтической помощи,
  • Технология оказания хирургической помощи,
  • Технология оказания акушерско-гинекологической помощи,
  • Экстремальная медицина,
  • Медицинское материаловедение,
  • Фармакологическое товароведение.

При составлении рабочих программ по указанным дисциплинам было обращено внимание на то, что при преподавании этих дисциплин студентам экономического факультета необходимо ориентироваться на изложение технологических особенностей процесса оказания определенного вида медицинской помощи.

Поэтому для отражения специфики лекционного материала и проведения практических занятий целесообразно акцентировать внимание на обоснование маршрутизации пациентов в зависимости от поставленных диагнозов и физического состояния с демонстрацией принципиальных отличий амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, специфики решаемых ими задач, объемов деятельности и т.д.

Целью непрерывного профессионального развития руководителей лечебных учреждений и их кадрового резерва является получение глубинных знаний, систематическое усовершенствование профессиональных знаний и умений, овладение современными методами эффективного управления экономической деятельностью ЛПУ, а также повышение уровня личной компетентности и корпоративной культуры.

Внутривузовская педагогическая интеграция призвана разрешать противоречие высшего профессионального медицинского и экономического образования между объективно существующей дифференциацией дисциплин и целевым направлением подготовки специалиста в области экономики и управления здравоохранением.

В медицинском вузе имеются в наличии все условия для осуществления де-факто корпоративного управления системой профессиональной подготовкой столь дефицитных для отрасли специалистов. При этом учитываются и признаются установленные законом права всех заинтересованных лиц (Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, учебно-методического объединения по производственному менеджменту и т.п.). Особо поощряется активное сотрудничество между университетом и заинтересованными лицами (перспективными работодателями и профессиональными ассоциациями – СТАР, РМА и др.) в формировании банка данных рабочих мест. В результате изучения мнения членов секции частных стоматологов СТАР нами было выявлено позитивное отношение к созданию системы профессионального экономического образования в медицинском вузе для специалистов, работающих в стоматологических клиниках. (Рис.2).

Рис. 2
Рис.2. Мнение руководителей частных стоматологических клиник.

Решение проблемы несоответствия реального спроса на высококвалифицированных энергичных экономистов и менеджеров, знающих специфику отрасли и тонкости технологий современного лечебно-диагностического процесса, нашло отражение в координации образовательного процесса на додипломном уровне экономического факультета и развитии послевузовского и дополнительного профессионального образования на межфакультетской кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

Составление учебного плана подготовки по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях здравоохранения» в нашем ВУЗе на базе ФГОС ВПО проходило при одновременной доработке (принцип обратной связи) рабочих программ послевузовского образования в ординатуре и аспирантуре на межфакультетской кафедре общественного здоровья и здравоохранения, первичной переподготовки (ПП), сертификационных циклов (СУ) и краткосрочных циклов ТУ по актуальным проблемам здравоохранения (клинико-экспертная работа, управление качеством медицинской помощи, предпринимательская деятельность в стоматологической организации и др.). Таким образом, была обеспечена преемственность реализации основных образовательных программ, ориентированных на формирование у специалистов высоких профессиональных компетенций в области экономики и управления здравоохранением с учетом зоны совместной ответственности.

Обеспечение конечного качества – это зона «совместной ответственности» (по Э.Демингу). [3]. Обеспечение качества медицинской помощи – это зона «совместной ответственности» врача и пациента, врача и фармацевта, главного врача и экономиста ЛПУ и т.п. Управленческо-экономическое образование в медицинском вузе – это сфера «совместной ответственности» экономистов и организаторов здравоохранения.

Таким образом, целью непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения является получение «глубинных знаний», систематическое усовершенствование профессиональных компетенций как отраслевых экономистов, так и руководителей лечебных учреждений, овладение современными методами эффективного управления качеством медицинской помощи с учетом экономической деятельности медицинской организации, а также повышения уровня личной компетентности и корпоративной культуры.

Московский Государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) - это динамическая развивающаяся система высшего образования, в которой постоянно идет поиск новых методов, форм, технологий и направлений обучения. В 2009 году 5 лучших дипломников первого выпуска экономического факультета МГМСУ получили личное приглашение министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой для работы в ее ведомстве, а экономический факультет успешно прошел процедуру официальной аккредитации.

Основные принципы стратегического развития системы непрерывного образования управленческих кадров здравоохранения:

  • - Формирование специалиста отраслевого профиля;
  • - Сочетание фундаментальных знаний и ориентация на конкретную область деятельности;
  • - Расширение функционального и универсального подходов к образовательному процессу;
  • - Опережающие стратегии формирования ФГОС, основанные на изучении спроса и общемировых тенденциях развития;
  • - Развитие творческого потенциала специалиста в области управления здравоохранением на базе высокой общей, профессиональной и национальной культуры;
  • - Система подготовки управленческих кадров здравоохранении должна быть диверсифицирована и структурирована;
  • - Организация отраслевых управленческо-экономических факультетов (первое высшее образование) должно стать прерогативой исключительно ведущих медицинских университетов.

Стратегические перспективы инновационного проекта подготовки специалистов в области управления здравоохранением и их непрерывного профессионального развития можно обобщить в три возможных сценария развития управленческого и медицинского образования:

а) Экономический выбор – дивергенция додипломного образования;

б) Эволюционная интеграция – конвергенция додипломного и послевузовского образования ;

в) Баланс интересов управленческого и медицинского образования – диверсификация специализаций последипломной подготовки.

Объединение подготовки управленческих кадров здравоохранения в многоуровневую систему непрерывного профессионального развития по всем направлениям, способную совершенствоваться и адаптироваться к условиям, в которых ей предстоит функционировать, станет реальным фундаментом повышения эффективности управления медицинской организацией и обеспечением качества медицинской помощи.

Обеспечение системности подготовки руководителей медицинских организаций и формирование резерва управленческих кадров здравоохранения включают разнонаправленное взаимодополняемое совершенствование подготовки специалистов: интеграцию – на додипломном уровне и диверсификацию – на последипломном уровне, через координацию додипломного, послевузовского и дополнительного профессионального (управленческого и экономического) образования для нужд отрасли и в соответствии с действующими государственными требованиями.

Следует отметить, что в настоящее время имеется в наличии вся нормативно-правовая база для внесения изменений в:

а) отраслевую номенклатуру (классификатор) специальностей здравоохранения путем сопряжения с ОКСО и введения отдельных позиций специализации в специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а именно:

  • 040120.01 общественное здоровье,
  • 040120.02 управление здравоохранением,
  • 040120.03 экономика здравоохранения,
  • 040120.04 управление качеством медицинской помощи;

б) ОКСО 009-2003 – путем введения новой позиции подготовки в блоке направления «Здравоохранение» по специальности 060115 «Управление и экономика на предприятии здравоохранения» с присвоением квалификации «врач-менеджер» или «врач-экономист» по аналогии управленческого и экономического образования в технических вузах, где присваивается квалификация «инженер-экономист». Именно такие специалисты чаще всего являются перспективным резервом управленческого потенциала в различных отраслях, и здравоохранение не должно быть исключением.

Заключение

Настало время пересмотреть доктрину формирования управленческого потенциала отрасли для обеспечения ее модернизации. С этой целью необходимо объединить подготовку специалистов в области управления здравоохранением в медицинских и немедицинских вузах единым учебным планом и единым координационным центром в виде создания отраслевого Учебно-методического объединения (УМО) по данному направлению. Для формирования кадрового потенциала специалистов в области управления здравоохранением на всех уровнях необходимо межсекторальное сотрудничество заказчиков (Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования и науки РФ), а также глубокая экспертная работа профессионалов управленческого, экономического и медицинского образования.

Инновационные трансформации образовательного процесса необходимо осуществлять эволюционно, не утеряв все ценное из отечественной системы подготовки руководящих кадров для здравоохранения, гармонизируя ее с современными тенденциями управленческого и экономического образования, а также достижениями бизнес-образования за рубежом и Болонским процессом.

Список литературы

  1. Богданов А.А. Тектология : (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. / Редкол. Л.И. Абалкин (отв. Ред.) и др. /отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики СССР. – М.: Экономика, 1989.
  2. Зимина Э.В. Концептуальные основы системной подготовки управленческих кадров для здравоохранения // Экономист лечебного учреждения. – 2007.- №2.
  3. Деминг У.Эдвард. Новая экономика /Пер. с англ. Т. Гуреш. – М.: Эксмо, 2006.
  4. Стародубов В.И., Пивень Д.В. О роли организаторов здравоохранения в развитии регионального и муниципального компонента национального проекта «Здоровье» //Менеджер здравоохранения. – 2007. - №2.

Просмотров: 28233

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 20.09.2010 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search