Проблемы, связанные с употреблением алкоголя среди молодёжи |
13.09.2010 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК: 613.96:613.816
Кошкина Е.А., Вышинский К.В., Павловская Н.И.
The problems related with alcohol consumption among youth.
Ключевые слова: учащиеся, психоактивные вещества, алкоголь, наркотики, табак, риски употребления психоактивных веществ, оценка отношения к употреблению психоактивных веществ. Key words: pupils, psychoactive substances, alcohol, drugs, tobacco, risks of psychoactive substances intake , an assessment of the attitude to psychoactive substances intake Употребление алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи вызывает значительную озабоченность правительств, общественности и специалистов всех стран. Для изучения ситуации в этой области проводились многочисленные исследования, направленные на изучение моделей употребления различных ПАВ. Несмотря на значительное число исследований, было сложно получить исчерпывающую картину и сравнить уровни и динамику распространенности употребления алкоголя и других ПАВ среди молодежи разных стран, так как исследования проводились в разные моменты времени, с использованием произвольно разработанных методик, несопоставимых анкет, обследовались разные возрастные группы и образовательные учреждения. В 90-е годы экспертами по эпидемиологии Группы Помпиду Совета Европы была разработана стандартная методика и создан исследовательский инструмент (анкета) для изучения распространенности употребления алкоголя и других ПАВ среди учащихся. Начиная с 1995 года в различных странах Европы с периодичностью раз в 4 года осуществлялся Европейский проект школьных исследований – ESPAD. [1, 2] Исследование включало в себя опрос учащихся по стандартной анкете в один и тот же промежуток времени. Отбор классов осуществлялся в соответствии с репрезентативной выборкой для образовательных учреждений, где обучались учащиеся 15-16 лет. В 2007 году в проекте ESPAD приняли участие 35 стран Европы, включая Россию. До 2007 года в данном проекте от России участвовала только Москва. Основная цель проекта ESPAD – сбор сопоставимых данных об употреблении алкоголя, наркотиков и других ПАВ среди 15-16 летних подростков с целью мониторинга тенденций в отдельных странах Европы. «Анкета учащегося» включала в себя 51 вопрос об употреблении алкоголя и других ПАВ, об отношении к употреблению и их доступности. Всем обследованным гарантировалась конфиденциальность и анонимность сообщаемых сведений. В России учащиеся в возрасте 15-16 лет обучаются в 9 и 10 классе общеобразовательных школ или на первом курсе учреждений начального и среднего профессионального образования. В исследовании 2007 года было опрошено 8 000 подростков, в окончательную базу данных вошли 3 939 анкет: 1 983 мальчиков (50,3%) и 1 956 девочек (49,7%). Школьные исследования ESPAD – Россия, 2007 год. Результаты исследования употребления алкогольных напитков показали, что 89,4% учащихся Российской Федерации употребляли какие-либо алкогольные напитки в течение жизни. Различия между мальчиками и девочками отсутствовали. Каждый десятый респондент сообщил, что ни разу не пробовал алкогольные напитки в течение жизни.
Таблица 1
Употребление любых алкогольных напитков в течение жизни (%).
Представленные данные свидетельствуют о значительной доле молодежи, употреблявшей любые алкогольные напитки в течение жизни от одного до девяти раз. Эта группа составляет большинство. Анализ данных выявил значительную долю учащихся особенно среди мальчиков, которые употребляли алкоголь 40 и более раз в течение жизни, что свидетельствует о регулярном употреблении алкоголя. Для получения более полной оценки распространенности употребления алкоголя были проанализированы более короткие периоды времени, предшествовавшие опросу. За 12 месяцев перед проведением исследования пили любые алкогольные напитки хотя бы один раз 77,3% опрошенных учащихся. Употребляли алкогольные напитки 20 и более раз 15,7% учащихся среди которых доля мальчиков выше. Таблица 2 Употребление любых алкогольных напитков в течение 12 месяцев (%).
За последние 30 дней, предшествовавших опросу, половина всех мальчиков и девочек употребляли любые алкогольные напитки. Следует обратить внимание на группу систематических потребителей алкоголя, к числу которых можно отнести подростков, употреблявших алкогольные напитки 10 и более раз за последний месяц. О таком поведении сообщили 6,7% опрошенных учащихся, причем среди мальчиков доля таких ответов составила 8,0%, а среди девочек – 5,4%. Таблица 3 Употребление алкогольных напитков в течение последних 30 дней (в %).
В ходе опроса изучалась структура употребляемых напитков по видам за 30 дней, предшествовавших проведению исследования. Этот период был выбран для анализа, исходя из предположения, что учащиеся будут способны достаточно точно припомнить события месячной давности и сделать правильные обобщения. В использовавшейся анкете были выделены 5 типов алкогольных напитков:
Таблица 4 Употребление алкогольных напитков за последние 30 дней (%).
Наиболее популярным алкогольным напитком среди российских учащихся является пиво, которое употребляли 52,4% опрошенных. Об употреблении пива три раза или чаще за последний месяц сообщили 26,6% опрошенных учащихся, причем среди мальчиков доля частых потребителей была почти в 1,5 раза выше, чем среди девочек. На втором месте в структуре предпочитаемых алкогольных напитков находились газированные алкогольные напитки, к которым относятся популярные среди молодежи алкогольные коктейли, такие как джин-тоник, ром-кола, содержащие алкоголь «энергетики» и тому подобные напитки, произведенные промышленным способом с крепостью около 8%. Почти 31% учащихся сообщили, что употребляли такие напитки за последние 30 дней, среди девочек эта доля была несколько выше. О частом употреблении газированных напитков (более трех раз за последний месяц) сообщили 12,8%. Различий между мальчиками и девочками по этому показателю не отмечалось. На третьем месте по популярности находилось вино, которое за последние 30 дней употребляли 25,1% респондентов. При анализе гендерных различий были выявлены следующие особенности: хотя бы один раз пили вино за последний месяц 28,0% девочек и 22,4% мальчиков. Об употреблении вина чаще трех раз за 30 дней, предшествовавшие исследованию, сообщили 6% учащихся. Среди них доля мальчиков была выше. Употребление крепких алкогольных напитков находится на четвертом ранговом месте. Эти напитки за последние 30 дней употребляли 19,0% респондентов, 1,2% из которых делали это 10 раз в месяц и чаще. Употребление крепких напитков чаще встречалось среди мальчиков. Шампанское за 30 дней, предшествовавших исследованию, употребляли 15,9% учащихся. Доля девочек, употребляющих шампанское, была несколько выше, чем мальчиков, а употребление этого напитка с частотой, превышающей 3 раза за последний месяц, составило 4,1%. Специальное внимание было уделено частотно-количественной оценке употребления алкоголя учащимися. Ответы респондентов на вопросы о частоте употребления ими алкоголя в течение жизни, 12 месяцев и последних 30 дней, а также информация о частоте употребления различных типов алкогольных напитков дают важную информацию для понимания «алкогольных привычек» молодежи. Однако для получения более детального представления о поведении, связанном с употреблением алкоголя подростками, важно также получить оценку количественных характеристик употребления алкоголя, а также о сочетанном употреблении разных видов напитков. Углубленное изучение этого вопроса представляет собой сложную задачу, особенно в рамках анонимного исследования с использованием стандартной анкеты. Для упрощения подхода к изучению данной проблемы все количественные вопросы были адресованы последнему эпизоду употребления алкогольных напитков. Очевидно, что последний эпизод не обязательно является наиболее типичным для конкретного участника опроса, но, тем не менее, анализ всего массива анкет позволил получить полноценную количественную модель, характеризующую употребление алкоголя учащимися. В первую очередь, изучался вопрос о том, как давно был день последнего эпизода употребления алкоголя. Самая большая доля ответов (39,7%) пришлась на категорию «1-7 дней назад», что может служить косвенным признаком того, что большая доля учащихся употребляют алкоголь с частотой не менее 1 раза в неделю. Для 8,0% учащихся последний эпизод употребления алкогольных напитков был 8-14 дней тому назад, для 12,1% - от 15 до 30 дней тому назад; 18,5% ответили, что последний эпизод употребления алкогольных напитков имел место от 1 месяца до 1 года тому назад; на долю категории более 1 года назад пришлось 9,0% ответов. Таблица 5 Как давно был день, когда употреблялись алкогольные напитки (%).
Следует обратить внимание на то, что при ответе на этот вопрос 12,8% опрошенных ответили, что они никогда не употребляли алкоголь. Этот процент отличается от результата, полученного на вопрос об употреблении алкоголя в течении жизни, который составил 10,6%. Это различие чаще всего не является следствием недобросовестных ответов на вопросы или дефектом сбора данных; оно лишь вновь иллюстрирует тот факт, что изменение формулировки вопроса и вариантов ответов влияет на получаемые результаты. Для изучения количественных особенностей употребления алкогольных напитков во время последнего эпизода в анкету были включены пять вопросов, касающихся количества выпитого по отдельным видам напитков. Учащимся были заданы вопросы по отдельным видам напитков, например, «Пили ли Вы пиво в последний день употребления алкоголя? Если да, то сколько?». Ответ предлагалось выбрать из категорий с указанием типичных для различных видов алкоголя порций, а также объема в миллилитрах. Таблица 6 Напитки, употреблявшиеся в последний день приема алкоголя (%).
Об употреблении пива во время последнего эпизода приема алкоголя сообщили 53,2%. Об употреблении пива в больших количествах (более 1000 мл) сообщили 6,6% респондентов. Мальчики примерно в 1,5 раза чаще девочек употребляли пиво во время последнего эпизода, и примерно в 4 раза чаще пили пиво в количестве более одного литра. Об употреблении газированных алкогольных напитков в течение последнего приема алкоголя, сообщили 24,4% учащихся. Отличия между мальчиками и девочками невелики. Большое количество газированных алкогольных напитков употребляли 1,7% учащихся. Вино во время последнего эпизода пили 19,4% опрошенных, из них 1,8% пили его в больших количествах (более 700 мл). Шампанского в последний раз употребляли 17,5% опрошенных, доля девочек была несколько выше. Крепкие напитки в ходе последнего приема алкоголя употребляли 12,5% респондентов, из них в больших количествах их употребляли 3,9% учащихся. Мальчики пили крепкие напитки почти в два раза чаще, чем девочки. Полученные результаты о количестве выпитых напитков в последний эпизод употребления алкоголя позволили рассчитать количество алкоголя, выпитого одним респондентом в течение этого дня, с учетом объема и крепости напитка. Ориентировочная крепость пива была принята равной 5%, вина – 11%, крепких напитков – 40%, а газированных алкогольных напитков – 8%. В вопросах анкеты для каждой количественной категории были указаны диапазоны в миллилитрах выпитого напитка. Для расчета было взято среднее значение указанного в ответе объема отдельного вида алкогольных напитков (например для варианта ответа «500-1000 мл. пива» для расчетов бралось значение 750 мл.).
Таблица 7
Оценка среднего количества различных видов напитков, употребленных в последний день приема алкоголя
В результате было получено количество каждого напитка в миллилитрах, выпитого учащимися в среднем. Далее, исходя из крепости каждого из напитков, было вычислено количество выпитого абсолютного алкоголя. Исходя из суммарного количества абсолютного алкоголя, было рассчитано, какая процентная доля приходится на пиво, алкогольные коктейли, вино и крепкие напитки. Результаты показали, что во время последней выпивки учащийся в среднем употребил 29 мл абсолютного алкоголя. Большая часть в этом количестве абсолютного алкоголя приходилось на пиво - 54%, на долю вина - 17%, газированных алкогольных напитков -15% и крепких напитков -14%. Объем абсолютного алкоголя, выпитого в ходе последней выпивки, почти в полтора раза, выше у мальчиков. Одним из подходов к изучению алкогольной ситуации среди подростков было изучение их субъективной оценки степени алкогольного опьянения в последний день приема алкоголя. Учащимся было предложено по условной шкале от 1 до 10 баллов оценить степень своего опьянения в последний день потребления алкогольных напитков, при этом 1 баллу соответствовало состояние «никакого эффекта», а 10 баллам – «тяжелое опьянение, невозможность вспомнить, что было». Не ощущали опьянения в последний день употребления алкоголя 35,9% ответивших, причем девочки сообщали о таком опыте чаще, чем мальчики. Треть учащихся сообщили о слабой степени опьянения, что соответствовало диапазону 2-4 балла. Среднюю степень опьянения (5-7 баллов) отметили около 13% учащихся. Мальчики выбирали такую оценку чаще, чем девочки. Тяжелое состояние опьянения отметили почти 4% опрошенных. Среди мальчиков таких ответов было в два раза больше. Таблица 8 Субъективная оценка степени опьянения опрошенных учащихся в последний день употребления алкоголя по условной шкале.
Следовательно, 52,3% учащихся в ходе последнего приема алкоголя испытали состояние опьянения от легкого до самого тяжелого. Каждый шестой оценил свое состояние как среднюю или тяжелую степень опьянения, что было особенно характерно для мальчиков. Состояние опьянения изучалось также в течение последних 12 месяцев и 30 дней, предшествовавших исследованию, и оно характеризовалось следующими симптомами: неустойчивость походки, нарушения речи, рвота, неспособность вспомнить последние события. Из полученных данных следует, что более половины опрошенных учащихся хотя бы раз в течение жизни испытывали алкогольное опьянение. Были выявлены некоторые отличия между мальчиками и девочками, особенно при употреблении алкогольных напитков 20 и более раз в течение жизни. Таблица 9 Состояние алкогольного опьянения в течение жизни (%).
За последние 12 месяцев хотя бы раз состояние опьянения испытали 40% учащихся. Состояние опьянения 10 и более раз в течение этого периода испытали 4,6% респондентов. Значимые различия между мальчиками и девочками не были выявлены. Таблица 10
Состояние алкогольного опьянения за последние 12 месяцев (%).
Среди респондентов примерно каждый пятый испытывал алкогольное опьянение в течение последнего месяца. Три раза и более испытали состояние опьянения 4,8% учащихся и доля мальчиков среди них выше. Таблица 11 Состояние алкогольного опьянения за последние 30 дней (%).
Важным показателем проблемы является чрезмерное употребление больших количеств алкоголя в течение короткого промежутка времени. В качестве критерия большого количества алкоголя было принято употребление пяти и более порций подряд за 30 дней, предшествующих опросу. В вопросе анкеты было сделано разъяснение, что под порцией может подразумеваться:
Таблица 12 Употребление 5 и более порций алкоголя подряд за последние 30 дней (%).
Как показали результаты опроса, 32,3% учащихся сообщили, что за последние 30 дней у них был, как минимум, один случай употребления пяти или более порций алкогольных напитков подряд в течение небольшого промежутка времени. Мальчики сообщали о таком поведении существенно чаще. Доля тех, кто за последний месяц выпивал, большие количества алкоголя 3 раза или более также была выше среди мальчиков. Очевидно, что для подростков в возрасте 15-16 лет употребление пяти порций алкоголя подряд должно практически неизбежно привести к возникновению состояния алкогольного опьянения. Однако, при сопоставлении ответов на этот вопрос с ответами на вопрос об опьянении за этот же период обращает на себя внимание гораздо более низкий (примерно в два раза) процент ответов об испытанном опьянении. Так, об употреблении больших количеств за последний месяц сообщили 10,1%, а об опьянении – 4,8%. Скорее всего, под «опьянением» многие учащиеся склонны были понимать крайне тяжелую степень алкогольной интоксикации. Результаты исследования показали, что несмотря на наличие Закона РФ «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» от 19 августа 1996 года, в котором говорится о недопустимости продажи алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, значительная часть учащихся приобретала алкогольные напитки в различного рода торговых точках: магазинах, киосках, палатках, на бензоколонках. Двое из пяти в магазинах покупали пиво, каждый 5-ый – алкогольный коктейль и каждый 10-ый - вино и крепкие алкогольные напитки. Заметная доля лиц обслуживалась в учреждениях досуга и учащиеся употребляли там не только пиво, но и другие алкогольные напитки. Таблица 13 Место приобретения и употребления алкоголя за последние 30 дней (в %).
Значительное влияние на приобщение подростков к употреблению алкоголя оказывает широкое распространение алкогольных традиций среди населения страны. В связи с этим был проанализирован возраст начала употребления алкоголя. Очень часто приобщение к алкоголю начинается в относительно раннем возрасте, и первые пробы его осуществляются дома за семейным торжеством. Таблица 14 Возраст первых проб алкогольных напитков по видам в %.
Среди участников опроса выявлена группа лиц, которые впервые выпили перечисленные выше напитки в возрасте до 9 лет. Каждый десятый из них выпил пиво или шампанское, каждый двадцатый – вино. Среди лиц 10-11 лет, которые впервые выпили алкогольные напитки, преобладало шампанское, пиво и вино. В 12-летнем возрасте увеличивается число подростков, впервые выпивших газированные алкогольные напитки. В 13-летнем возрасте растет число подростков, приобщающихся к употреблению различных видов алкоголя, особенно газированных напитков, вина и крепких алкогольных напитков. Пик приобщения подростков к алкоголю наступает в 14 лет. Многие начинают впервые употреблять алкоголь именно в этом возрасте. В первую очередь, это относится к пиву, которое впервые выпивают 18,2% опрошенных учащихся, 16% учащихся впервые выпили бокал вина и банку газированного напитка в этом возрасте. В 14 лет подростки впервые выпивают уже в два раза больше крепких напитков, по сравнению с 13 летними. К 15 годам многие уже пробовали различные алкогольные напитки, поэтому доля лиц, употребляющих их впервые, снижается (за исключением крепких напитков). К 16 годам большинство учащихся впервые пробовали уже все алкогольные напитки и входят в группу подростков, употребляющих алкоголь. Из приведенных данных видно, что российским учащимся в возрасте 15-16 лет привычно употребление всех основных видов алкогольных напитков и наблюдается большой разброс по возрасту начала их проб. Злоупотребление алкоголем в ряде случаев приводит к опьянению и оказывает не только влияние на состояние здоровья, но часто имеет для индивидуума различные социальные последствия. В анкету были включены специальные вопросы для получения субъективной оценки учащихся о вероятности возникновения различных событий и проблем после приема алкоголя. Таблица 15
Вероятность происхождения различных событий после алкогольного эксцесса
Большинство учащихся считают, что вероятность возникновения положительных событий, связанных с употреблением алкоголя, значительно выше, чем отрицательных событий. Однако от 15% до 20% респондентов не знают, какие события могут с ними произойти после приема алкоголя. За вопросом о вероятности возникновения каких-либо событий после приема алкоголя учащимся был задан более конкретный вопрос: «Как часто за последние 12 месяцев Вы сталкивались с перечисленными проблемами из-за употребления алкоголя?». Таблица 16
Частота возникновения проблем из-за употребления алкоголя за последние 12 месяцев (в %).
Наибольшая доля учащихся считают основными проблемами, возникающими из-за употребления алкоголя – это серьезные проблемы с родителями, драки, а также плохую успеваемость. Далее по значимости следуют проблемы с друзьями, травмы и несчастные случаи, половая связь без презерватива, проблемы с милицией. Все перечисленные проблемы за последние 12 месяцев в основном отмечались 1-2 раза. Несколько чаще возникали проблемы в связи с драками, с родителями и плохой успеваемостью, они занимали первые 3 места среди других вариантов проблем. Подводя итог изучению употребления алкоголя среди учащихся образовательных учреждений России можно отметить его широкое распространение за все изучаемые отрезки времени: в течение жизни, за последний год и за последние 30 дней. За последние 30 дней респонденты употребляли все основные виды алкогольных напитков. На первом месте по распространенности стоит пиво, которое употреблял каждый 2-ой подросток. На втором месте - газированные алкогольные напитки, которые употреблял каждый третий учащийся. Далее вино (каждый четвертый) и крепкие алкогольные напитки (каждый пятый). Первые пробы алкогольных напитков 10% опрошенных сделали в возрасте 9 лет и младше, пик первых проб алкоголя приходится среди девочек на 13 лет, а среди мальчиков - на 14 лет. Анкетирование позволило выявить нарушение закона, запрещающего продавать алкоголь несовершеннолетним, так как подростки имели возможность приобретать алкогольные напитки в магазинах и употреблять их в местах досуга. Потребление большого количества алкоголя (пять или более порций подряд) отмечалось у трети респондентов. Алкогольное опьянение в течение жизни испытали две трети подростков. Учащиеся склонны считать положительные последствия употребления алкоголя более вероятными, чем отрицательные. Недооценка негативных для здоровья последствий злоупотребления алкоголем является опасной тенденцией. В большом числе случаев у учащихся вследствие употребления алкоголя уже возникли серьезные проблемы с родителями, случались драки, отмечалось снижение успеваемости в школе. Школьные исследования ESPAD – Москва, 2007 год. В Москве исследование с применением методологии ESPAD осуществлялось в 1999, 2003 и 2007 году. Для изучения тенденций в 2007 были отобраны 1973 анкеты учащихся, опрошенных на территории Москвы. Употребление алкогольных напитков было широко распространено среди изучавшегося контингента московских подростков. Хотя бы раз в жизни алкоголь пробовали 90,5% опрошенных учащихся. Этот показатель снизился на 2,6 процентных пункта (п.п.) с уровня, наблюдавшегося в 1999-2003 годы. В 2007 году отмечалось существенное, более чем на 8 п.п., снижение регулярного употребления алкогольных напитков, по сравнению с уровнем 2003 года, когда наоборот, наблюдался выраженный рост этого показателя. Анализ динамики регулярного употребления алкоголя в течение жизни выявил резкий подъём в 2003 году с последующим снижением в 2007 году почти до уровня 1999 года. Таблица 17
Употребление любых алкогольных напитков среди учащихся г. Москвы в течение жизни в динамике (в %).
Сравнительный анализ показателей регулярного употребления алкоголя в течение жизни свидетельствует о том, что изменения за наблюдаемый период имели одну и ту же направленность среди мальчиков и девочек: рост в 2003 году с последующим снижением в 2007. Величина изменений среди мальчиков всегда была несколько выше. Отдельно была проанализирована динамика употребления алкогольных напитков в течение последних 30 дней. За этот период алкоголь употребляли 55,3% учащихся, причем 8,2% делали это систематически, то есть десять раз и более. В 2007 году отмечалось снижение употребления алкоголя среди учащихся Москвы, по сравнению с предыдущими этапами исследования. Таблица 18
Употребление любых алкогольных напитков среди учащихся г. Москвы за последние 30 дней в динамике (в %).
При анализе гендерных различий в употреблении алкоголя необходимо отметить, что доля лиц, хотя бы один раз употреблявших алкоголь за последние 30 дней, среди мальчиков и девочек практически всегда менялась однонаправлено. Уровни систематического употребления во все годы были выше среди мальчиков, чем среди девочек и колебания показателей среди мальчиков были выражены более резко. Для более полного понимания особенностей динамики алкогольной проблемы среди обследованного контингента московских учащихся была проанализирована структура употребляемых алкогольных напитков. Из основных видов алкогольных напитков, изучавшихся в ходе всех трех этапов проведения исследования в г. Москва (пиво, вино и крепкие напитки), наиболее широкое распространение за последние 30 дней среди учащихся имело употребление пива. В 2007 году его пили 43,2% опрошенных учащихся, причем 21,5% - более трех раз. Таблица 19 Употребление пива среди учащихся г. Москвы за последние 30 дней в динамике (в %).
В 2007 г, по сравнению с уровнем 1999 г., употребление пива в течение месяца неизменно снижалось примерно на треть, а частое употребление – почти вдвое. Особенно резким было снижение употребления пива в период с 2003 по 2007 годы. Следует отметить, что эти показатели снижались в течение всего периода наблюдений как среди мальчиков, так и среди девочек. При изучении динамики употребления вина за последние 30 дней обращает на себя внимание выраженный рост как однократного, так и частого его употребления в 2003 году и последующее снижение в 2007 году. Таблица 20 Употребление вина среди учащихся г. Москвы за последние 30 дней в динамике (в %).
Употребление крепких алкогольных напитков в течение последнего месяца, характеризуется отсутствием выраженных изменений в период с 1999 по 2003 год и заметным снижением в 2007 году, которое уже отмечалось и при изучении динамики употребления пива и вина. Таблица 21 Употребление крепких алкогольных напитков среди учащихся г. Москвы за последние 30 дней в динамике (в %).
Подводя итог, можно отметить, что среди учащихся г. Москвы в 2007 году наблюдалось выраженное снижение употребления всех видов алкогольных напитков: пива, вина и крепких алкогольных напитков. Чтобы получить представление о выраженности проблем, связанных с употреблением алкоголя и рискованным поведением учащихся, проанализированы результаты ответов на вопрос об алкогольном опьянении и употреблении больших количеств алкоголя. Из числа учащихся, опрошенных в 2007 году, 61,4% ответили, что они испытывали состояние алкогольного опьянения в течение жизни хотя бы один раз. Этот показатель снизился в 2007 году на 6 п.п. по сравнению с предыдущими этапами исследований. Таблица 22 Состояние алкогольного опьянения среди учащихся г. Москвы в течение жизни в динамике (в %).
Для показателя регулярного состояния алкогольного опьянения был характерен рост в 2003 году и снижение почти в два раза в 2007 году. Изучение частоты случаев опьянения среди мальчиков и девочек показывает, что в 2007 году произошло снижение доли лиц, сообщавших о подобном опыте в течение жизни и в течение последнего месяца. Таблица 23
Состояние алкогольного опьянения среди учащихся г. Москвы за последние 30 дней в динамике (в %).
Полученные данные о частоте состояния опьянения целесообразно сопоставить с частотой употребления алкогольных напитков в больших количествах. В 2007 году о случаях употребления 5 или более порций алкогольных напитков подряд за последний месяц (или более 100 мл в пересчете на абсолютный алкоголь) сообщили 31,1% опрошенных, в том числе, 10,9% отметили, что такое случалось более трех раз. Такая модель поведения более характерна для мальчиков, особенно при систематическом возникновении состояния алкогольного опьянения. Таблица 24
Употребление 5 и более порций алкоголя подряд за последние 30 дней среди учащихся г. Москвы в динамике (в %).
При сравнении данных об употреблении алкоголя в больших количествах за один прием было отмечено снижение показателя как среди мальчиков, так и среди девочек. Таким образом, анализ динамики распространенности употребления алкогольных напитков среди учащихся Москвы за период с 1999 по 2007 годы позволил выявить следующие особенности:
Представленные данные свидетельствуют о том, что в 2007 году выявлены тенденции к снижению употребления алкоголя учащимися подростками 15-16 лет, но все же потребление различных алкогольных напитков среди учащихся распространено широко и проблема употребления алкоголя остается актуальной.
Школьные исследования ESPAD – Москва
на фоне Российской Федерации, 2007 год. В 2007 году оказалось возможным по материалам исследования сопоставить данные, полученные по стране, с данными по Москве. Для сравнения были отобраны ведущие показатели, характеризующие употребление алкоголя. При сравнении данных о распространенности употребления алкоголя учащимися страны с аналогичными данными по Москве выявлен ряд особенностей. Употребление алкогольных напитков хотя бы раз в течение жизни среди подростков 15-16 лет как в целом по стране, так и по Москве, имело широкое распространение. Хотя бы раз в жизни пили любые алкогольные напитки около 90% опрошенных учащихся. При этом регулярное употребление алкоголя было более выражено в Москве, где любые алкогольные напитки систематически употреблял каждый третий из опрошенных подростков, в то время как в среднем по стране – каждый четвертый. Велика доля подростков, употреблявших алкоголь в последний месяц перед опросом. Таких учащихся было более 50% как среди москвичей, так и среди учащихся страны. Среди учащихся Москвы доля систематических потребителей алкоголя также была несколько выше (рис 1). Анализируя структуру потребляемых напитков за последние 30 дней, в первую очередь следует обратить внимание на пиво. Оно занимает первое место среди всех потребляемых напитков, как в Москве, так и в России в целом. Однако в России пиво за этот период употреблял каждый четвертый подросток (26,6%), а в Москве – каждый пятый (21,5%). Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что употребление пива получило широкое распространение и является самым доступным и предпочитаемым подростками напитком и в столице, и в стране в целом (рис. 2). Второе место среди употребляемых напитков приходится на газированные алкогольные напитки (алкогольные коктейли). Их употребление получило довольно широкое распространение в Москве, где доля потребителей была заметно выше по сравнению с другими напитками и приближалась к доле потребителей пива (Москва: пиво – 21,5%, алкогольные коктейли – 18,9%). В среднем по России употребление этого вида напитков было примерно в полтора раза ниже, чем по Москве и составило 12,8%. Третье место занимает вино (включая шампанское), доля потребителей которого среди подростков Москвы оказалась в полтора раза выше, чем по стране. Количество подростков, употребляющих крепкие алкогольные напитки в целом несколько ниже, чем число подростков, употребляющих большинство других напитков. Однако, среди москвичей и эта величина несколько больше и составляет 7,4%, в то время как по всей стране она достигает 6,0%. Таким образом, проведенное сопоставление показателей, характеризующих распространенность употребления алкогольных напитков среди подростков 15-16 лет в стране в целом и в Москве в 2007 году выявило, что Московские учащиеся являются лидерами в отношении употребления алкоголя. Стоит отметить, что для всей России были характерны более высокие показатели лишь в случае употребления пива за последние 30 дней. Эта закономерность, скорее всего, связана с влиянием особенностей столичного мегаполиса, где уровень жизни выше, чем в среднем по стране, а соблазнов и возможностей значительно больше.
Школьные исследования ESPAD – Россия
на фоне Европы, 2007 год. В предыдущих разделах настоящей работы были представлены данные лишь по Российской Федерации в целом и отдельно по Москве. Однако основной целью проекта ESPAD является сбор сопоставимых данных об употреблении ПАВ в том числе алкоголя, среди учащихся 15-16 лет в максимально возможном числе стран Европы, что становится реальным, благодаря использованию единой анкеты и стандартизированной методологии, включая методики сбора данных и построения выборки. В таблице 25 представлен ряд переменных, позволяющих получить представления об особенностях употребления алкоголя среди учащихся 35-ти стран – участниц проекта ESPAD в 2007 году. В нижней строке таблицы приводится среднее, не взвешенное значение, рассчитанное как сумма всех показателей, поделенная на число стран, в которых этот показатель был включен в окончательный отчет исследования. Иными словами, это средняя величина, рассчитанная с точностью до десятых долей процента, является арифметическим средним для всех стран, независимо от численности их населения. Цифры в строке, соответствующей данным по Российской Федерации, округлены до целых процентов и выделены жирным шрифтом. В целях сравнения алкогольной ситуации среди учащихся разных стран использовались ответы на ряд вопросов об употреблении любого алкоголя, об алкогольном опьянении, а также об особенностях употребления видов напитков. Доля российских учащихся в возрасте 15-16 лет, употреблявших любой алкоголь не менее 40 раз в течение жизни, составила 23%, что было несколько ниже среднего показателя для всех стран Европы (27,1%). Самые высокие значения наблюдались в таких странах, как Австрия (52%) и Дания (49%). О том, что алкогольные напитки употреблялись за последний месяц, как минимум десять раз, сообщили 7% участников опроса в России, в то время, как в среднем, по исследованию эта величина составила 10,5%. На самых высоких ранговых местах по этому показателю оказались такие страны, как Австрия (30%), Нидерланды (24%), Мальта (21%%) и Германия (18%). Что касается частоты случаев алкогольного опьянения от трех и более раз за последние 30 дней, то по данному критерию учащиеся Российской Федерации практически не отличались от своих сверстников в Европе (5% в России и 4,3% в Европе). Можно отметить самый высокий показатель в Дании (21%) и величины, превышающие 10% для Великобритании и острова Манн. Следует отметить разнонаправленность изменения средних показателей для этих двух групп критериев в среднем по странам Европы. Повысились показатели употребления алкоголя 40 и более раз в жизни (с 22,7% в 2003 году до 27,1% в 2007 году) и употребления алкоголя 10 и более раз за последние 30 дней (с 6,7% до 10,5%). Однако при этом доля отметивших опьянение чаще трех раз за последние 30 дней существенно снизилась – с 11,2% до 4,3%. Информация об употреблении четырех основных видов алкогольных напитков позволяет сделать вывод, что российские учащиеся, по сравнению с их зарубежными сверстниками, несколько чаще употребляют пиво, реже употребляют вино, и значительно реже – крепкие алкогольные напитки и алкогольные коктейли. Пиво является наиболее популярным алкогольным напитком среди европейской молодежи из возрастной группы 15-16 лет. Его пили в течение месяца, предшествовавшего проведению опроса, 48,7% респондентов стран-участниц исследования ESPAD – 2007 (в России несколько выше – 52%). Следующее ранговое место в Европе занимало вино (35,1%) и на третьем месте оказались алкогольные коктейли (34,9%). В России в 2007 году за последние 30 дней вино также было на третьем ранговом месте: его пили 32% опрошенных, что несколько меньше, чем в Европе. Что касается месячного употребления алкогольных коктейлей, среди опрошенных подростков в России оно составило 31%, то есть было несколько ниже среднеевропейского показателя. Среднеевропейская распространенность употребления крепких алкогольных напитков за последний месяц составила 40,1%, то есть превышала аналогичный показатель для России (19%) более чем вдвое. То есть крепкие алкогольные напитки в России были на четвертом месте по распространенности, вслед за пивом, вином и алкогольными коктейлями, а в Европе в 2007 году они оказались на втором месте после пива. Подводя итог разделу, посвященному международным сравнениям следует отметить ряд особенностей в отношении употребления алкоголя среди учащихся Российской Федерации по сравнению со средними показателями по Европе. Следует отметить несколько большую частоту употребления пива, совпадающий уровень употребления вина и алкогольных коктейлей и более низкую распространенность употребления крепких напитков. Таблица 25 Показатели, характеризующие употребление алкоголя среди учащихся в возрасте 15-16 лет в 35 странах-участниках международного проекта ESPAD-2007.
Список литературы
Просмотров: 26024
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 23.09.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|