Некоторые аспекты кадрового обеспечения федеральных государственных учреждений здравоохранения |
01.03.2011 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК:614.212:616-051(470+571)
Сон И.М.1, Перхов В.И.1, Касаева Т.Ч.2, Белостоцкий А.В.3
Some aspects of human health provision of federal state public health facilities
Ключевые слова: федеральные государственные учреждения здравоохранения; высокотехнологичная медицинская помощь; кадровые ресурсы Key words: federal state healthcare facility; hi-tech medical care; human health resources. Концептуальные подходы к укреплению социальной сферы ориентированы, прежде всего, на оптимизацию кадровых ресурсов здравоохранения, чьи знания, профессиональные навыки и мотивация, являются базовой основой, определяющей итоговые результаты и целостность проводимых в сфере охраны здоровья населения преобразований [5,7]. Состояние кадровых ресурсов системы здравоохранения характеризуется сохраняющейся непропорциональностью обеспечения врачебным и сестринским персоналом, несбалансированностью их подготовки, серьезными проблемами в оказании врачебной помощи сельскому населению, отсутствием, в ряде случаев, необходимой квалификации кадров [1]. Планирование и прогнозирование развития медицинских кадров различного профиля в здравоохранении требуют специальной методологии, системы мониторинга. Создание в отдельных регионах работающих многоуровневых мониторингов позволяет регулировать развитие кадров в направлениях, необходимых для полноценного функционирования отрасли [11]. Одной из главных проблем системы здравоохранения России является неоптимальная структура и неудовлетворительная квалификация медицинских кадров [14]. Нарастает дезинтеграция в системе управления отраслью, обусловленная ослаблением организационной вертикали, разобщенностью управления по основным государственным источникам финансирования, а также отсутствием обоснованного стратегического планирования развития отрасли как системы, включая её кадровый потенциал. В результате в России фундаментальные цели любой системы здравоохранения, такие как улучшение состояния здоровья населения, обеспечение справедливости в распределении и эффективности использования ресурсов, не достигаются. Российское государство предпринимает определенные шаги в данном направлении. Так, осуществляется обновление учреждений здравоохранения новым и новейшим оборудованием и аппаратурой, проводится повышение заработной платы и переподготовка работников первичного звена, в рамках пилотного проекта разработаны механизмы экономического стимулирования трудовой деятельности, инновационного финансирования организаций, способствующего повышению управленческой самостоятельности. Вместе с тем, многие вопросы кадровой политики нуждаются в дальнейшей углубленной проработке. К ним относятся: управление кадрами, организация коллективной работы, обеспечение профессионального и карьерного роста, самоподготовка специалистов, формирование мотивации к качественному и нравственному труду при соблюдении принципов равного распределения и возможностей обеспечения работой, как наиболее актуальных аспектов развития кадровых технологий в здравоохранении [2,6]. Одним из направлений деятельности государственной системы здравоохранения является оказание населению высокотехнологичной медицинской помощи, объемы и виды которой являются предметом дополнительного целевого финансирования из средств федерального бюджета, а также входят в состав Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Увеличение доступности для населения Российской Федерации и качества высокотехнологичной медицинской помощи является в настоящее время одной из основных задач государственной политики в сфере здравоохранения, осуществляемой Минздравсоцразвития России, а также одним из направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» [9,12,10,13] За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется гражданам Российской Федерации преимущественно в федеральных государственных учреждениях здравоохранения (далее по тексту – ФГУ). Вместе с тем, особенности ФГУ ставят перед организаторами их деятельности и управляющим органом непростые задачи. Сложность решения этих задач обусловлена: отсутствием прикрепленных контингентов населения и, соответственно, подушевых объемных и финансовых нормативов для ФГУ; множеством каналов финансирования ФГУ; сложностью алгоритмов планирования и корректировки показателей государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее по тексту – ВМП); отсутствием действенных механизмов ограничения «коммерциализации» федеральных медицинских учреждений; несовершенством законодательного и иного нормативного правового обеспечения деятельности федеральных клиник [3,4,8,15]. Следует подчеркнуть, что в Минздравсоцразвития России не поступают сведения о результатах работы медицинских учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность за пределами сферы здравоохранения. Это учреждения органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба (МВД, ФСО, ФСБ), иных главных распорядителей средств федерального бюджета, осуществляющих расходы по разделу 17 бюджетной классификации Российской Федерации «Здравоохранение и физическая культура», таких как Управление делами Президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Госналогслужба России, Управление делами Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Уральское отделение Российской академии наук и некоторых других. Поэтому в статье изложены некоторые аспекты кадрового обеспечения лишь части ФГУ, имеющих стационар круглосуточного пребывания и предоставляющих соответствующие сведения в порядке и по формам, утвержденным Росстатом. Эти учреждения (в количестве 184) составляли 3,5% от суммарного числа больничных учреждений государственно-муниципальной системы здравоохранения в 2008 году. В подчинении субъекта Российской Федерации находилось 1086 (20,9%), а в муниципальном подчинении 3928 (75,6%) больничных учреждений. Удельный вес коечного фонда ФГУ (всего 56,6 тыс. коек) в суммарном коечном фонде страны составляет 4,5%. При этом в учреждениях науки сконцентрировано 45,5% коечного фонда ФГУ. Удельный вес мощностей круглосуточных стационаров учреждений здравоохранения составляет 20,1% от суммарного коечного фонда ФГУ, учреждений высшего профессионального образования - 21,3%, психиатрических больниц специализированного типа - 10,2%, учреждений дополнительного профессионального образования - 2,8%. Суммарно на койках федерального уровня населению ежегодно предоставляется 3,9% объемов больничной помощи. В ФГУ работает 4,7% врачей и 4,1% среднего медицинского персонала. При этом в сравнении с больничными учреждениями других уровней в ФГУ на одну должность врача приходится наименьшее число должностей среднего медицинского персонала (Рис. 1,2). Коэффициент совместительства врачей и среднего медицинского персонала в ФГУ составляет 1,15 (в ЛПУ субъектов Федерации – 1,07, муниципального подчинения – 1,05). ФГУ отличаются сравнительно низкими показателями среднегодовой занятости одной койки - 276,1 дней в 2008 году, что на 16,7% меньше, чем в ЛПУ субъектов Федерации (322,3 дня) и на 15,3% меньше, чем в муниципальных ЛПУ (318,5 дней). Низкая загруженность имеющегося у ФГУ коечного фонда обуславливает сравнительно низкий объем нагрузки врачей стационаров. Число пролеченных пациентов в год на одну занятую врачебную должность в ФГУ в 1,23 раза меньше, чем в ЛПУ субъектов Федерации и в 2,23 раза меньше, чем в муниципальных ЛПУ. В учреждениях науки научные сотрудники составляют почти половину от суммарной численности штатного персонала ФГУ (Рис.3). При этом почти 70% научных сотрудников имеют ученые степени (Рис. 4). К началу 2006 года общее количество ФГУ, оказывающих ВМП за счет средств федерального бюджета, составило 95 (62 ФМУ находились в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, 25 – в ведении Российской академии медицинских наук, 8 – в ведении Федерального медико-биологического агентства). В 2009 году число этих учреждений достигло 102. Удельный вес объемов ВМП, оказываемых ФГУ в рамках исполнения государственного задания, составляет в среднем 14,2% от суммарных объемов стационарной медицинской помощи, оказываемой ФМУ за счет всех источников финансирования, что в совокупности с относительно низкой интенсивностью использования коечного фонда свидетельствует о наличии у ФГУ значительных резервов мощностей, которые могли бы быть использованы для оказания ВМП. При этом следует подчеркнуть, что средние фактические затраты средств федерального бюджета на оказание специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи одному больному в ФГУ в 7,5 раз больше, чем средние фактические затраты на оказание специализированной медицинской помощи одному больному в региональных ЛПУ за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств системы ОМС. В настоящее время ФГУ предоставляют ВМП по 20 различным её профилям. Профильные различия между ФГУ обуславливают различия в уровне фондовооруженности врачебного труда (отношение стоимости активной части основных фондов к числу врачебного персонала). В рамках исследования выполнено распределение выборки ФГУ различной профилизации с учетом размера фондовооруженности 1 врачебной должности, исчисленной в условных единицах. Для целей исследования за одну условную единицу принят минимальный размер фондовооруженности врачебного труда среди выбранных ФГУ, который составил 0,3 млн.рублей (данные 2006 года) и пришелся на ФГУ офтальмологического профиля (НИИ глазных болезней РАМН). Наибольший размер фондовооруженности врачебного труда – в ФГУ эндокринологического профиля (Эндокринологический научный центр). Отличаются высоким уровнем фондовооруженности (на втором и третьем местах соответственно) Научный центр здоровья детей РАМН и Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, которые в два раза опережают по рассматриваемому показателю другие ведущие хирургические клиники страны, такие как Институт хирургии им. А.В. Вишневского и Российский научный центр хирургии. На рис.5 представлено распределение выборки ФГУ различной профилизации с учетом размера фондовооруженности 1 врачебной должности, исчисленной в условных единицах. За одну условную единицу принят наименьший уровень фондовооруженности 1 врачебной должности, установленный в отношении НИИ глазных болезней РАМН. Обращает внимание примерно равный уровень фондовооруженности врачебного труда ФГУ онкологического профиля (Медицинский радиологический научный центр РАМН – 4,4, Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН – 4,6), которому соответствует также и уровень рассматриваемого показателя в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии. Фондовооруженность врачебного труда можно отнести к показателям, которые, наряду с другими факторами, определяют в конечном итоге размер затрат на оказание медицинской помощи. Вместе с тем следует подчеркнуть, что профильные различия между ФГУ в уровне фондовооруженности врачебного труда не соответствуют различиям в размерах, утверждаемых Минздравсоцразвития России нормативов финансовых затрат на оказание ВМП, учитывающих её профиль. В таблице 1 представлены коэффициенты отклонения размера нормативов финансовых затрат по каждому из существующих профилей ВМП от наименьшего норматива (Коткл), который утвержден для случаев оказания ВМП офтальмологического профиля. Таблица 1 Коэффициенты отклонения размера нормативов финансовых затрат по каждому из существующих профилей ВМП от наименьшего норматива
Особенно велико несоответствие уровня фондовооруженности врачебного труда размерам нормативов финансовых затрат на оказание ВМП по профилям: эндокринология; ревматология; педиатрия, торакальная хирургия, неврология. Это свидетельствует о необходимости совершенствования существующей системы финансирования ВМП по государственному заданию. Для сравнительной оценки эффективности использования имеющихся в распоряжении ФГУ кадровых ресурсов выбрана группа учреждений из 41 ФГУ. Средний по выборке ФГУ уровень оплаты труда штатного врачебного персонала из средств федерального бюджета составил 321,44 ± 133,43 тыс. рублей в год. Максимальный и минимальный уровень оплаты труда штатного врачебного персонала разных ФГУ отличается почти в 6 раз (минимум - 137,50, максимум 785,10). Среднее по выборке ФГУ число врачей на одну койку составило 0,53 ± 0,41 (минимум – 0,11, максимум 2,06). Среднее по выборке ФГУ число пролеченных за счет средств федерального бюджета больных на одного врача составило 36,43 ± 30,84 (минимум – 4,70, максимум 143,1). ФГУ, занимающее последнее ранговое место по уровню оплаты из средств федерального бюджета труда врачебного персонала (Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии), занимает 3 место по числу врачей на одну койку, последнее ранговое место по числу пролеченных за счет средств федерального бюджета больных на одного врача, 35 место по числу пролеченных с оказанием ВМП, 28 место по показателю среднегодовой занятости одной койки бюджетными больными и 2 ранговое место по уровню средних затрат средств федерального бюджета на лечение одного стационарного больного. ФГУ, занимающее первое ранговое место по уровню оплаты труда врачебного персонала (Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. академика Г.А.Илизарова), занимает 38 место по числу врачей на одну койку, 19 ранговое место по числу пролеченных за счет средств федерального бюджета больных на одного врача, 29 место по числу пролеченных с оказанием ВМП, 24 место по показателю среднегодовой занятости одной койки бюджетными больными и 25 ранговое место по уровню средних затрат средств федерального бюджета на лечение одного стационарного больного. При исследовании статистической взаимосвязи между показателем «Уровень оплаты труда штатного врачебного персонала из средств федерального бюджета» и показателем «Число пролеченных за счет средств федерального бюджета больных на одного врача», таковой не обнаружено (r = 0,01). Это может свидетельствовать об отсутствии в ФГУ увязки оплаты труда врачей с показателями, характеризующими эффективность использования ресурсов и средств. Для нивелирования фактора особенностей клинической деятельности учреждения на уровень оплаты труда врачебного персонала клиник из 41 ФГУ выбраны группы ФГУ, оказывающие медицинскую помощь одного и того же профиля, а также произведена оценка некоторых показателей деятельности этих ФГУ (таблица 2). Таблица 2 Уровень оплаты труда штатного врачебного персонала и показатели деятельности однопрофильных федеральных государственных медицинских учреждений
В каждой профильной группе ФГУ выявлены существенные различия в уровне оплаты труда врачебного персонала как между самими ФМУ, так и в сравнении со средними значениями по каждой группе, причем не имеющие связи с такими показателями деятельности ФГУ, как, например, среднегодовая занятость одной койки или уровень исполнения государственного задания на оказание ВМП. Наиболее велики эти различия в группе ФМУ травматолого-ортопедического и акушерско-гинекологического профиля – почти 4 и 3 кратная разница между уровнем оплаты труда врачебного персонала между ФМУ в каждой группе соответственно. Наименьшие различия в уровне оплаты труда врачебного персонала в группе ФМУ онкологического профиля. Заключение. В настоящее время ФГУ являются неотъемлемой частью государственно-муниципальной системы больничных учреждений Российской Федерации и в этих клиниках должна оказываться медицинская помощь третьего уровня. Третичная медицинская - это помощь, оказываемая на основе медицинских технологий, которые еще не получили массового применения, в том числе из-за их высокой стоимости. Средние фактические затраты средств федерального бюджета на оказание больничной помощи одному больному существенно превышают аналогичные затраты в региональных ЛПУ. Это придает особую значимость вопросам обеспечения эффективности использования федеральными учреждениями здравоохранения имеющихся средств и ресурсов, в том числе кадровых. Успешное решение этих вопросов – важнейшая функция органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Однако до настоящего времени соответствующие медико-статистические сведения в порядке и по формам, утвержденным Росстатом, поступают в Минздравсоцразвития России не от всех учреждений здравоохранения федерального подчинения. Этот порядок предусматривает сбор данных от каждого медицинского учреждения территориальными органами Росстата, региональными медицинскими информационно-аналитическими центрами, которые направляют в ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития России» сводные по каждому субъекту Российской Федерации данные. В результате Минздравсоцразвития России располагает лишь данными о результатах деятельности и о ресурсном обеспечении части ФГУ, находящихся в подчинении федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения (Минздравсоцразвития России, Федерального медико-биологического агентства), а также Российской академии медицинских наук. Приведенные в статье данные свидетельствуют об отсутствии у многих ФМУ достаточных стимулов к рациональному планированию штатного расписания и эффективному использованию имеющихся кадровых ресурсов. В этой связи совершенно очевидно, что направление кадровой политики медицинских учреждений, должные мотивация и эффективность использования кадровых ресурсов выступают как важнейший инструмент достижения медико-экономической эффективности. При этом управленческая тактика в учреждениях здравоохранения федерального подчинения должна основываться на обеспечение взаимосвязи планов и механизмов бюджетного финансирования ФМУ с вариантами оптимизации использования имеющихся у федеральных клиник ресурсов, в том числе, кадровых. Список литературы
References
Приложение Справочник кодов ФГУ (для таблицы 2): 1205-ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии»; 1454-ФГУ «Научно-исследовательский институт онкологии им. проф. Н.Н.Петрова»; 1446-ФГУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт»; 1453-ФГУ «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий»; 1428-ФГУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А.Герцена»; 1424-ФГУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н.Городкова»; 1445-ФГУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии»; 1421-ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества»; 1461-ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова»; 1432-ФГУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова»; 1429-ФГУ науки и здравоохранения «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца»; 1448-ФГУ «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова»; 1439-ФГУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс»; 1457-ФГУ «Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии»; 1442-ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им.академика Е.Н. Мешалкина»; 1434-ФГУ «Центральный научно-исследовательский кожно-венерологический институт»; 1458-ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунопатологии»; 1437-ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова»; 1456-ФГУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии ортопедии»; 1450-ФГУ «Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р.Р.Вредена»; 1443-ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии»; 1441-ФГУ «Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии»; 1451-ФГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И.Турнера»; 1422-ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени В.Д.Чаклина»; 1426-ФГУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. академика Г.А.Илизарова»; 1447-ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии»; 1444-ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза»; 1423-ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии». Просмотров: 25012
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 10.05.2011 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|