О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2011 (18) arrow Роль оказания первой помощи пострадавшим в предотвращении преждевременной смертности в России
Роль оказания первой помощи пострадавшим в предотвращении преждевременной смертности в России Печать
02.06.2011 г.

Дежурный Л.И.1, Лысенко К.И.2, Батурин Д.И.3
1ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва
2Главный клинический госпиталь МВД РФ, Москва
3Российский государственный медицинский университет, Москва

The role of unprofessional emergency aid to a victim in avoiding untimely death in Russia
Dezhurny L.I.1, Lysenko K.I.2, Baturin D.I.3
1 Federal Public Health Institute, Moscow
2 Major Clinical Hospital of the Ministry of Internal Affairs, Moscow
3 National Medical University of Russia, Moscow

Резюме. В работе обоснована роль оказания первой помощи в спасении жизни и здоровья пострадавших и влиянии ее на преждевременную смертность в России. Представлены результаты исследования о частоте оказания первой помощи пострадавшим. Определен ряд причин, влияющих на низкую частоту и качество оказания первой помощи, в том числе недостатки нормативно-правовой базы Российской Федерации, отсутствие системы мотивации для исполнителей первой помощи, вопросы обучения и оснащения. На основании данных социологического опроса определено, что большинство граждан не считает оказание первой помощи своей задачей и наиболее значимыми причинами неоказания первой помощи являются отсутствие знаний и практических навыков, боязнь нанести вред пострадавшему, опасение юридической ответственности, отсутствие необходимых средств для оказания первой помощи. Проведенное изучение действующей нормативной документации Российской Федерации показало, что, несмотря на большое число документов, имеющих отношение к проблеме оказания первой помощи, неконкретность формулировок и отсутствие комплексности приводит к их неэффективности. В нормативных документах нет единого термина, который бы обозначал помощь, оказываемую пострадавшему на месте происшествия лицами, не имеющими медицинского образования, нет четкого определения того, что включает в себя понятие первая помощь, в каком объеме она оказывается, каков порядок ее оказания. Не определены права и ответственность человека, не имеющего медицинского образования за оказание или неоказание первой помощи. Отсутствие прав граждан по оказанию первой помощи и их защиты при неблагоприятном исходе или возможных осложнениях, возникающих у пострадавшего в процессе оказания первой помощи, приводят к тому, что большинство лиц, не имеющих медицинского образования, опасаются ответственности и первую помощь не оказывают. В России отсутствует единая унифицированная система подготовки по правилам оказания первой помощи, в том числе отсутствует система подготовки преподавателей, что приводит к низкому уровню знаний и практических навыков у участников оказания первой помощи. На основании выполненных исследований сделаны предложения по проведению медико-организационных мероприятий, направленных на совершенствование подготовки и оказания первой помощи пострадавшим.

Ключевые слова: первая помощь, смертность, травма, неотложное состояние.

The resume. The study investigated into the role of unprofessional emergency aid in rescuing life and preserving health of a victim and into its effect on avoiding untimely death in Russia.

Frequency of emergency aid provided by none-professionals was in focus of this study. Causes of low real frequency of provided unprofessional emergency aid and of its not quite satisfactory quality were both established here. Insufficient normative and legal basis of unprofessional emergency aid in RF, lack of motives and grounds for the occasional providers of such aid, insufficient training and lack of ready at hand means were noted among such causes.

Sociological questionnaire revealed that majority of ordinary citizens did not consider providing occasional emergency aid as civil obligation, while most significant reasons for the failure to try and provide emergency aid were lack of knowledge and practical skills for providing emergency aid, apprehension of inflicting possible harm to an affected person, fear of legal consequence in case of conceivable failure, lack of immediate material means ready at hand.

The survey of existing normative documentation in Russia identified quite a number of documents concerning unprofessional emergency medical aid, nevertheless, it were none-concrete definitions and lack of comprehensive approach that imply inefficiency in practical life of emergency aid measures, when provided on these guidelines.

Normative documents produced not a single term that could strictly signify emergency aid to a victim by people without medical education. These documentation rendered it unclear what the constituents of the emergency aid were and what volume of first aid interference was passable, what was its algorithm. The rights and responsibilities of a medically uneducated person providing the emergency aid were not stated. Actually, these rights do not exist in legal fixation, as well as does not exist any practical pathway for legal protection of such persons in case of unfavorable outcome of their emergency aid actions or complications in the victim occurred at that moment of time, and these realities tend to incline medically uneducated person to refrain from his/her emergency aid attempt on account of possible negative responsibilities implied.

There is no universal system of training for routine ways of emergency aid, and this results in low level of knowledge and practical skills in potential emergency aid occasional participants. This study of ours put forward propositions for medical organizational measures aiming at improving training and quality of occasional emergency aid by none-professionals.

Key words: emergency aid, mortality, trauma, emergency condition.

В последние годы во всех индустриально развитых странах мира отмечается стремительный рост травматизма. [3, 5, 6]. Россия также не является исключением. Ежегодно в лечебно-профилактических учреждениях нашей страны регистрируются миллионы травм и других несчастных случаев. В последние десятилетия механическая травма превратилась в одну из ведущих проблем современной медицины и занимает третье место среди причин смертности (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) [9] и первое место в группе лиц моложе 45-ти лет [8, 10]. Растет травматизм и среди детей, в последние годы травма занимает одно из первых мест среди общей детской смертности [1]. В целом более трети всех предотвратимых потерь от смертности в России приходится на травмы и отравления, что также подчеркивает важность проблемы [7].

Безусловно, смертность от травм и неотложных состояний можно предотвратить. Однако, это сложный и многогранный процесс, состоящий из многих элементов. К сожалению, в снижении смертности от травм и неотложных состояний место медицинской помощи вообще и догоспитального ее этапа в частности не всегда правильно оценивается. Для профилактики травматизма и его последствий должен использоваться комплексный подход: предупреждение травм, сам момент травмирования и медицинская помощь пострадавшему должны рассматривается как единый процесс, направленный на сохранение жизни и здоровья людей.

Такой подход был использован доктором Уильямом Хэддоном, инженером и врачом из США, который в начале 60-х годов 20-го века спроектировал модель, которая позволила изучать травму с точки зрения научной перспективы, как единый процесс. Модель, описанная Хэддоном, определяла пять форм энергии, которые могут вызывать повреждения (кинетическая, химическая, тепловая, электрическая и излучение) [12]. В результате была устранена терминологическая путаница, которая, к сожалению, до сих пор присутствует в России.

Сам процесс повреждения был разделен Хэддоном на три стадии:

  • a) дотравматическая стадия (потеря управлением энергией);
  • b) стадия повреждения (энергия передается человеку);
  • c) посттравматическая стадия повреждения (когда делаются усилия для восстановления гомеостаза).

На основании данной модели, Хэддон спроектировал концепцию борьбы с травмой. Он предлагал все действия, направленные на уменьшение ущерба наносимого организму при травме, разделить на три группы:

  • Предупреждение или ограничение повышения энергии, управление энергией и предотвращение ее неумышленного выпуска.
  • Ограничение повреждения за счет средств защиты.
  • Улучшение оказания медицинской помощи, лечение и реабилитация пострадавших.

Созданная модель представила первую непрерывную, «эпидемиологическую» концепцию, ориентированную на исследование травм с точки зрения всех этапов повреждения. Модель отчетливо показала, что первая помощь, дальнейшее лечение и реабилитация пострадавших является неотрывной частью общего процесса повреждения. Поэтому в действиях, направленных на улучшение оказания первой помощи и повышение адекватности лечения, должны участвовать не только медицинские работники, но и все должностные лица, занимающиеся проблемами травматизма.

На основании понимания важности посттравматической стадии повреждения модели Хэддона в США к 1966 году сложились условия к тому, что было принято решение и выделено финансирование на разработку национальной системы экстренной медицинской службы. В результате в 1973 году был принят закон «Об Экстренной медицинской помощи» (Public Law 93-154 Emergency Medical Services Act of 1973, U.S. Congress 1973), который действует и по настоящее время. Принятие, а самое главное исполнение этого закона подтверждает понимание высокой значимости оказания первой помощи и скорой медицинской помощи для спасения больных и пострадавших, снижения смертности от травм и неотложных состояний. Таким образом, медицинская помощь заняла свое место в предупреждении последствий травматизма, в том числе и смертности [11]. Модель созданная Хэддоном и до сих пор используется Всемирной организацией здравоохранения для построения концепции борьбы с травматизмом и его последствиями во многих странах мира [13].

Как же складывается в настоящее время ситуация в России?

Нами были изучены частота оказания первой помощи пострадавшим, отношение граждан к этой проблеме, нормативная документация, определяющая вопросы оказания первой помощи, действующая в России система подготовки и оснащения для оказания первой помощи.

Несомненно, все три группы действий описанных Хеддоном и направленных на профилактику и борьбу с последствиями травм и неотложных состояний в России существуют и, в большей или меньшей степени, выполняются. Однако пока еще существует разрыв в единой цепочке направленной на конечный результат – снижение смертности от травм и неотложных состояний. Связано это с тем, что первыми двумя группами мероприятий занимаются службы и ведомства, в задачи которых входит предупреждение травм (охрана труда, службы технического надзора, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.), а третья группа мероприятий курируются практически только органами здравоохранения и начинается с прибытия на место происшествия бригады скорой медицинской помощи. Однако в силу различных причин, время прибытия бригады в крупных городах составляет, как минимум, 15−20 минут, а в загородной зоне значительно больше. Следовательно, в это время практически никто не занимается борьбой за сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Именно в этот достаточно короткий промежуток времени определяется судьба большинства пострадавших, т.к. пока скорая помощь в пути, нарушения в организме пострадавшего при тяжелых травмах быстро нарастают и усугубляют его состояние.

Оказание первой помощи очевидцами происшествия, сотрудниками МВД и МЧС могло бы существенно сократить время от момента травмы до начала помощи пострадавшему. Однако реально практически никакие действия направленные на оказание первой помощи пострадавшим не предпринимаются. Как правило, действия выполняемые очевидцами ограничиваются вызовом бригады скорой медицинской помощи. По нашим данным частота оказания первой помощи пострадавшим, составила всего 1,6% случаев.

Что же приводит к низкой частоте оказания первой помощи? В настоящее время существуют объективные и субъективные причины.

Проведенный нами социологический опрос показал, что большинство граждан (60,7%) не считает оказание первой помощи своей задачей. Основными причинами, по которым граждане не готовы оказывать первую помощь являются отсутствие знаний и практических навыков (82,1%), боязнь навредить пострадавшему (67,6%), боязнь юридической ответственности (63,5%), отсутствие средств для оказания первой помощи (51,3%).

Проведенное нами изучение действующей нормативной документации Российской Федерации показало, что существует более 200 документов, имеющих отношение к проблеме оказания первой помощи. Среди них важнейшие Федеральные документы такие, как Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Закон о милиции, Закон о пожарной безопасности, и др. Однако неконкретность формулировок и отсутствие комплексности в нормативных документах приводит к неэффективности пунктов касающихся первой помощи.

В настоящее время в Российских нормативных документах нет единого термина, который бы обозначал помощь, оказываемую пострадавшему на месте происшествия лицами, не имеющими медицинского образования. Ни в одном нормативном документе нет четкого определения того, что включает в себя понятие первая помощь, в каком объеме она оказывается, каков порядок ее оказания. Ни в одном документе нет определения прав и ответственности человека, не имеющего медицинского образования за оказание или неоказание первой помощи.

Первым шагом на пути приведения нормативной базы Российской Федерации по первой помощи к единой идеологии стало принятие Федерального закона от 25 ноября 2009 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которым в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» была введена статья 19.1. «Первая помощь», а также были внесены поправки в терминологию первой помощи еще в ряд федеральных нормативных документов. Теперь требуется приведение в соответствие с этим законом всей ведомственной и региональной нормативной документации с целью употребления во всех нормативных документах единого термина «Первая помощь». Следующим важнейшим шагом в создании адекватной нормативной базы по первой помощи является утверждение перечня мероприятий по оказанию первой помощи, включающего объем и порядок ее оказания.

Отсутствие юридически определенного объема первой помощи и порядка ее оказания приводит к ряду проблем. Невозможно оценить качество оказания помощи (в полном объеме она была оказана или нет). Различные программы обучения составляются на основании собственного видения автора (авторов) об объеме первой помощи, что приводит к разной информации в учебниках и пособиях изданных различными организациями. Разрабатываемые перечни аптечек и учебные пособия в случае составления их разными авторами могут не соответствовать друг другу. Невозможно определить права гражданина по оказанию помощи. В результате помощь может быть оказана в недопустимо большом и опасном объеме или в неэффективно малом.

Проблемой является также и то, что действия, направленные на оказание первой помощи являются медицинскими и поэтому должны курироваться органами здравоохранения, но граждане, оказывающие первую помощь, не являются медицинскими работниками и поэтому органам здравоохранения не подчиняются. Кроме того, в органах управления здравоохранением нет отделов и специалистов, непосредственно отвечающих за первую помощь. В результате нормативные документы, программы обучения, состав аптечек и другие вопросы, связанные с оказанием первой помощи либо остаются в стороне, либо утверждаются в рамках различных Министерств и ведомств самостоятельно, зачастую без согласования с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации или с местными органами управления здравоохранением.

Примером могут служить утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 сентября 2008 года и вступившие в силу с 01 января 2009 года «Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий "A", "B", "BC", "C", "D", "BE", "CE", "DE"», содержащие новую, скорректированную, 24-часовую программу подготовки по первой помощи. Данные программы были утверждены Министерством образования и науки РФ, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, но не проходили согласование с Минздравсоцразвития России. Видимо поэтому программа обучения правилам оказания первой помощи содержит неправильную терминологию и включает навыки оказания первой помощи не соответствующие составу автомобильной аптечки. В настоящее время готовится новая программа обучения водителей, в которой раздел оказания первой помощи будет подготовлен Минздравсоцразвития России и будут устранены допущенные ранее ошибки и несоответствия, а программа подготовки будет приведена в соответствие с создаваемой идеологией оказания первой помощи.

Очень слабо в России представлены вопросы мотивации к оказанию первой помощи. Например, при расследовании несчастных случаев на производстве и при оценке тяжести травмы не учитывается оказание первой помощи пострадавшему. Следовательно, у работодателя или ответственного лица нет мотивации для организации оказания первой помощи пострадавшему до прибытия медицинского работника, т. к. это никак не влияет на последствия и выводы, сделанные по случаю травмы. В результате требования нормативных документов по подготовке к оказанию первой помощи выполняются, в большинстве случаев, формально или не выполняются вовсе, персонал правилам оказания первой помощи не обучается, а аптечки первой помощи покупаются только для предъявления инспектору.

Отсутствие прав граждан по оказанию первой помощи и их защиты при неблагоприятном исходе или возможных осложнениях, возникающих у пострадавшего в процессе оказания первой помощи, приводят к тому, что большинство лиц, не имеющих медицинского образования, опасаются ответственности и первую помощь не оказывают.

Исходя из вышесказанного, создание нормативно-правовой базы и системы мотивации по первой помощи является одним из наиболее приоритетных направлений совершенствования медицинской помощи пострадавшим и снижения летальности от травм и неотложных состояний.

Кроме создания правовой базы, неразрывными задачами являются обучение и оснащение граждан для оказания первой помощи. Для этого в регионах должны быть созданы обучающие центры, для обучения лиц, не имеющих медицинского образования, способам оказания первой помощи. Создаваемые в настоящее время в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» на базе территориальных центров медицины катастроф «Учебные центры по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, приемам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий» не решат проблему полностью, т. к. они рассчитаны на обучение только оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

Кроме обучения потенциальных участников первой помощи в учебных центрах должна производиться подготовка преподавателей и инструкторов первой помощи. При обучении преподаватели и инструкторы должны осваивать педагогические и методологические аспекты преподавания и по окончании получать методические пособия и наборы материалов для проведения дальнейшего обучения.

Однако в настоящее время в России подготовка преподавателей и инструкторов первой помощи в принципе не возможна, т. к. в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» [2] наименование должности «преподаватель первой помощи», «инструктор первой помощи» или подобной отсутствует. Следовательно, программы их обучения не могут быть утверждены, невозможна выдача сертификата по окончании обучения, а организация, планирующая проведение подготовки преподавателей или инструкторов первой помощи, не может получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Поэтому в настоящее время нужно срочно внести необходимые изменения в нормативные документы и создать систему подготовки и переподготовки преподавателей и инструкторов первой помощи, включающую юридические, организационные, учебно-методические и другие аспекты.

Кроме обучения потенциальных исполнителей первой помощи, должны быть разработаны, утверждены, сертифицированы и поставлены на серийное производство устройства и аптечки первой помощи для различных факторов риска и условий использования. При этом в настоящее время на всероссийском уровне утверждены только аптечка первой помощи (автомобильная) (приказ Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996 г. № 325 «Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)» в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 08.09.2009 № 697н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. № 325» и морально устаревшая укладка для постов ДПС (приказ Минздрава СССР от 4 января 1983 г. № 3), которая в настоящее время не производится ни одним из производителей аптечек. Поэтому Минздравсоцразвития России необходимо разработать и утвердить типовые перечни аптечек первой помощи для различных организаций и условий применения и рекомендовать наладить их серийный выпуск.

Для эффективного управления подготовкой и оказанием первой помощи на федеральном уровне должен быть создан межведомственный координационный орган, регулирующий все вопросы первой помощи. Подобные органы должны быть созданы и в регионах.

Все это позволит обучить и оснастить большое число потенциальных участников первой помощи, что приведет к увеличению частоты и эффективности оказания первой помощи.

Список литературы

  1. 1. Немсадзе В.Н, Выборнов Д.Ю. Детский травматизм как социальная проблема //Мат 6-го конгресса педиатров России. М., 2000. С. 17-19.
  2. 2. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов /Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации /ОК 016-94. Введен с 01.01 1996 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 1999 года). URL: http://www.nist.ru/hr/doc/ok/okpdtr.htm (Дата посещения 14.01.2011).
  3. 3. Хрупкин В.И. Организация неотложной специализированной хирургической помощи населению в чрезвычайных ситуациях /Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина. Материалы научно-практической конференции. 18-19 апреля 2000 г., М., 2000. С. 162-165.
  4. 4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. "Российские вести", N 174, 09.09.1993.
  5. 5. Реанимация на догоспитальном этапе /Ред. Г.Н. Цыбуляк. Л.: Медицина. 1980. 232 с.
  6. 6. Руководство по клинической реаниматологии. /Под ред. проф. Т.М. Дарбиняна. М.: Медицина, 1974. 184 с.
  7. 7. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Иванова А.Е. Проблемы Российской смертности, ее последствия и приоритетные направления действий //Научные труды Всероссийской научно-практической конференции. 30-31 мая 2006 года. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006 г. С 4-41.
  8. 8. Шапиро К. И. Смертность и летальность при травмах: Обзор литературы //Ортопедия, травматология и протезирование. 1991. № 1. С. 69-74.
  9. 9. Эстрин И.А., Паскеев Д.Р., Смирнова Л.Т. Совершенствование организации скорой медицинской помощи при остановке кровообращения на догоспитальном этапе //Скорая медицинская помощь. 2004. №1. С. 51-53.
  10. 10. Янкин Ю.М., Бухтиярова Э.В. Обращаемость за скорой медицинской помощью различных социальных групп населения //Скорая медицинская помощь. 2005. №2. С. 9-12.
  11. 11. Caroline N.L. Emergency medical services (EMS) lessons for worldwide health саге (1981). J. World Assoc. Emerg. Disaster Med. 1995;(1):67-69.
  12. 12. Cellar Douglas F., Nelson Zachary C., Yorke Candice M. The five-factor model and safety in the workplace: Investigating the relationships between personality and accident involvement. J. Prev. and Interv. Commun. 2001;22(1):43-52.
  13. 13. Peden M., Scurfield R., Sleet D., Mohan D., Hyder A.A., Jarawan E., Mathers C. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization 2004. 258 p.

References

  1. Nemsadze VN, Vybornov DYu. Detskiy travmatizm kak sotsialnaya problema [Infantile traumatism as a social problem]. Proceedings of 6nd Congress of Russian Pediatricians. Moscow; 2000. p. 17-19.
  2. Obshcherossiyskiy klassifikator professiy rabochikh, dolzhnostey sluzhashchikh i tarifnykh razryadov [All-Russia classifier of professions of workers and employees ranged along tariff rates]. [Internet]. Komitet Rossiyskoy Federatsii po standartizatsii, metrologii i sertifikatsii. OK 016-94 1996 [modified 1999 Nov 01; cited 2011 Jan 14]. Available from: http://www.nist.ru/hr/doc/ok/okpdtr.htm
  3. Khrupkin VI. Organizatsiya neotlozhnoy spetsializirovannoy khirurgicheskoy pomoshchi naseleniyu v chrezvychaynykh situatsiyakh [Organization of emergency specialized surgery to population during generalized catastrophe]. In: Meditsina katastrof, skoraya i neotlozhnaya pomoshch i ekstremalnaya meditsina. Proceedings of the Conference. Moscow 2000 Apr 18-19. p. 162-165.
  4. Osnovy zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii ob okhrane zdorovya grazhdan [Foundations of RF legislation for safeguarding citizens health]. "Rossiyskie vesti" 1993 Sep 09;(174).
  5. Tsybulyak GN, editor. Reanimatsiya na dogospitalnom etape [Reanimation at pre-hospitalization step]. Leningrad: Meditsina; 1980. 232 p.
  6. Darbinyan TM, editor. Rukovodstvo po klinicheskoy reanimatologii [Guidelines for clinical reanimation procedures]. Moscow: Meditsina; 1974. 184 p.
  7. Starodubov VI, Mikhaylova YuV, Ivanova AE. Problemy Rossiyskoy smertnosti, ee posledstviya i prioritetnye napravleniya deystviy [Problems of mortality in Russia and its consequences: prevalent actions of priority for curbing it]. Proceedings of the Russian National Conference. Moscow 2006 May 30-31. Moscow: RIO TsNIIOIZ; 2006. P. 4-41.
  8. Shapiro K. I. Smertnost i letalnost pri travmakh: Obzor literatury [Mortality through traumas and lethal rates]. Ortopediya, travmatologiya i protezirovanie 1991;(1):69-74.
  9. Estrin IA, Paskeev DR, Smirnova LT. Sovershenstvovaniye organizatsii skoroy meditsinskoy pomoshchi pri ostanovke krovoobrashcheniya na dogospitalnom etape [Improving organization of emergency medical care at pre-hospitalization step for cases of the cessation of blood circulation]. Skoraya meditsinskaya pomoshch 2004;(1):51-53.
  10. Yankin YuM, Bukhtiyarova EV. Obrashchaemost za skoroy meditsinskoy pomoshchyu razlichnykh sotsialnykh grupp naseleniya [Emergency call rates of different social groups of population]. Skoraya meditsinskaya pomoshch 2005;(2):9-12.
  11. Caroline N.L. Emergency medical services (EMS) lessons for worldwide health саге (1981). J. World Assoc. Emerg. Disaster Med. 1995;(1):67-69.
  12. Cellar Douglas F., Nelson Zachary C., Yorke Candice M. The five-factor model and safety in the workplace: Investigating the relationships between personality and accident involvement. J. Prev. and Interv. Commun. 2001;22(1):43-52.
  13. Peden M., Scurfield R., Sleet D., Mohan D., Hyder A.A., Jarawan E., Mathers C. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization 2004. 258 p.

Просмотров: 8863

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 15.06.2011 г. )
« Пред.
home contact search contact search