О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2011 (20) arrow Современное состояние ресурсного обеспечения специализированной медицинской помощи в Российской Федерации
Современное состояние ресурсного обеспечения специализированной медицинской помощи в Российской Федерации Печать
01.12.2011 г.

Миронова Н.Н.1, Виноградова С.А.1, Задоркина Т.Г.2, Куликова С.А.3
1
ФГБУ ЦНИИОИЗ» Минздравсоцразвития Российской Федерации
2Центр медицинской профилактики, г. Калининград
3ФГУ 2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка Минобороны России

Provision of staff resources for specialty medical care in the Russian Federation: present situation
Mironova N.N.1, Vinogradova S.A.1, Zadorkina T.G.2, Kulikova S.A.3

1Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow
2Center of medical prevention, town of Kalinigrad
3P.V.Mandryka memorial second central military clinical hospital of Ministry of defense of Russia, Moscow

Резюме: Вопросы кадрового обеспечения медицинских учреждений, особенно оказывающих специализированную помощь, в условиях модернизации здравоохранения представляют высокий интерес не только для организаторов здравоохранения, но и для руководителей учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов.

Нами проведен анализ ситуации по обеспеченности специалистами на примере дерматовенерологической и стоматологической помощи, а также анализ подготовки врачебных кадров в Российской Федерации. Результаты исследования показали, что на фоне роста подготовки молодых специалистов, в отдельных субъектах Федерации остается достаточно низкий уровень обеспечения специалистами.

По данным опроса специалистов, очевидно, что в государственных медицинских учреждениях достаточно высокий возрастной уровень врачей. Основная часть из них предпочитает совмещать работу в негосударственных учреждениях в связи с низкой оплатой труда. По данным федерального статистического наблюдения, число врачей дерматовенерологов в государственных учреждениях сократилось на 28,0%. Уменьшилось число специализированных коек, при их высокой востребованности. Среднероссийский показатель обеспеченности врачами стоматологами вырос на 0,7%.

Ключевые слова. Ресурсы, подготовка, врачи, здравоохранение, обеспеченность, специалисты 

Summary. In the present situation of modernization of public health, the problem of provision of staff resources for medical establishments, particularly those with specialty medical care, attracted much attention - from the part of providers of medical services, as well as from the part of managers of educational facilities concerned with certifying of medical staff.

Various patterns of provision of staff resources for dermatology-venereology and stomatology medical facilities were studied in this report. The results of the study showed that despite certain enlargement of certifying of medical staff in Russia on the whole, there were several constituent territories where medical staff provision was quite at a low grade.

Interviewed experts stressed the fact that age status of physicians in state-owned medical establishments was rather old, while their wages were peculiarly low – just to induce them to have more than one job, mostly in private medical establishments.

The Agency of Federal Statistical Observation released information that the pool of dermatologists and venereologists in state-owned medical establishments reduced on 28.0 %, while the amount of specially designed beds also diminished – and that with great particular need for them.The mean Russian indicator of provision of staff resources for stomatology medical facilities enhanced on 0.7%.

Key words. Provision, staff resources, specialty physicians, public health, certifying, experts.

Актуальность: Совершенствование оказания специализированной медицинской помощи населению Российской Федерации является ключевым моментом отраслевой программы «Управление качеством в здравоохранении на 2003-2007г» [4, 5]. В практику лечебно-профилактических учреждений внедрены современные лечебные и диагностические технологии, позволяющие в кратчайшие сроки диагностировать и санировать больных в амбулаторных условиях [1]. Широко используются в работе с пациентами элементы конфидициальности, что позволяет повысить обращаемость больных в государственные специализированные учреждения.

Адекватная подготовка медицинских кадров и эффективное их распределение, а также взаимодействие учебных заведений и практического здравоохранения является чрезвычайно актуальной задачей организаторов здравоохранения, особенно в условиях внедрения новых организационных технологий. Адекватное распределение ресурсов и кадрового потенциала возможны с учетом их востребованности и эпидемиологической ситуации. При планировании подготовки кадров необходимо учитывать изменившиеся условия оказания медицинской помощи и механизмы взаимодействия различных специалистов на всех уровнях оказания медицинской помощи. А.В. Гречко [2] предлагает внедрение стационар заменяющих технологий, как один из мало затратных механизмов в оказании медицинской помощи больным, которые определены концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 №1387 [9]. В целях ускорения реформ в здравоохранении, адаптации отрасли к условиям рыночной экономики возникла необходимость внедрения новых принципов оказания первичной медико-санитарной помощи населению, основой которых является врач общей практики (Приказ МЗ РФ от 26.08.92 №237) [10].

В настоящее время подготовлены Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», целью которых является обеспечение доступности социальных услуг. Реализация данных документов затрагивает все без исключения сферы жизни общества и требует разработки новых подходов к совершенствованию принципов управления, в том числе в здравоохранении и системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Стратегические направления совершенствования этих систем базируются на принципах неизменности положений Конституции Российской Федерации [6]. Одним из важнейших аспектов реформы здравоохранения, проводимой в России является совершенствование качества и эффективности медицинской помощи населению [3, 7, 8].

Материал и методы: проведен анализ данных форм федерального статистического наблюдения ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования», форм федерального статистического наблюдения №47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения».

Целью исследования явилось изучение современного состояния ресурсного обеспечения на примере дерматовенерологической и стоматологической помощи.

Результаты и обсуждение: Анализ современной ситуации по подготовке врачебного персонала показал, что число абитуриентов высших медицинских учебных заведений за последние 19 лет выросло на 22,1%, выпуск специалистов вырос на 32,2%. Однако в ряде территорий Российской Федерации происходит сокращение специалистов при их низкой обеспеченности. К примеру, анализ обеспеченности врачами дерматовенерологами на фоне ежегодного расширения сети негосударственных медицинских учреждений показал, что в целом по Российской Федерации число врачей дерматовенерологов в государственных учреждениях сократилось на 28,0% за счет сокращения в Центральном ФО – 28 врачей, Северо-Западном ФО – 12, Южном ФО – 1, Северо-Кавказском ФО - 22, Приволжском ФО – 23, Уральском ФО – 33, Сибирском ФО - 36, Дальневосточном ФО – 21 врачей. При этом в расчете на 10 000 соответствующего населения среднестатистический показатель обеспеченности врачами в целом по Российской Федерации оставалась на прежнем уровне (0,7 на 10 000 населения).

Число кожно-венерологических учреждений в России за отчетный период сократилось на 3,1% за счет сокращения 4 – х учреждений – в Красноярском крае Сибирского ФО, 2 –х - в Республике Коми Северо-Западного федерального округа (СЗФО), по одному учреждению в Республике Калмыкия Южного ФО (ЮФО) и Приморского края Дальневосточного ФО (ДФО). Наряду с сокращением КВУ на других территориях, в Республике Башкортостан Приволжского ФО (Пр.ФО) на 2 учреждения стало больше.

Число специализированных коек уменьшилось на 4,6% (на 763 койки). В расчете на 10 000 населения сокращение произошло с 1,16 до 1,11. При этом средняя длительность пребывания больного на койке не изменилась. Анализируя ситуацию по округам, следует отметить, что в ЦФО число специализированных коек уменьшилось на 2,6%, длительность пребывания на больничной койке выросла 0,4 дня. В СЗФО – число коек уменьшилось на 6,5%, длительность пребывания на больничной койке выросла 0,5 дня. В ЮФО – число коек уменьшилось на 11,2%, длительность пребывания на больничной койке выросла на 0,1 дня. В СКФО – число специализированных коек уменьшилось 0,3%, длительность пребывания на больничной койке уменьшилась на 0,5 дня. В Пр.ФО - число коек уменьшилось на 5,5%, длительность пребывания на койке выросла на 0,1 дня. В Уральском ФО – число диспансеров уменьшилось на 3,6%, длительность пребывания на койке уменьшилось на 0,3 дня. В Сибирском ФО – число коек уменьшилось на 4,3%, длительность пребывания больных на койке выросла на 0,1 дня. В ДФО число коек уменьшилось на 1,6%, длительность пребывания на койке уменьшилась на 0,1 дня.

Анализ обеспеченности врачами стоматологического профиля в Российской Федерации показал их рост. За отчетный период среднероссийский показатель обеспеченности стоматологами вырос на 0,7% за счет роста в Центральном (с 3,7 до 3,8 на 10 000 населения), Приволжском (с 3,0 до 3,1) и Дальневосточном федеральных округах (с 2,2 до 2,3). Обеспеченность врачами ниже 3,0 на 10 000 населения была в 60,2% территорий страны. Наиболее низкая обеспеченность за последние два года наблюдается в Ивановской (0,9 и 0,9 на 10 000 населения), Курганской (1,0 и 1,0), Челябинской (1,0 и 1,3), Владимирской (1,3 и 1,3), Костромской (1,4 и 1,5), Тульской (1,5 и 1,5), Оренбургской (1,4 и 1,5), Томской (1,4 и 1,6), Амурской (1,6 и 1,6), Магаданской (1,5 и 1,7), Калининградской (1,7 и 1,6), Сахалинской (1,6 и 1,7), Ярославской (1,9 и 1,9), Новгородской (1,9 и 2,0), Кировской (2,0 и 1,9), Саратовской (1,9 и 2,0), Пензенской (2,0 и 2,1) областях, республиках Ингушетия (0,6 и 0,7), Карелия (1,2 и 1,3), Северная Осетия-Алания (1,4 – 1,5), Мордовия (1,4 и 1,4), Тыва (1,6 и 1,6), Чеченской Республике (1,6 и 1,9) и Еврейском АО (1,6 и 1,6) Приморском крае (1,4 и 1,5).

Результаты опроса 124 практикующих врачей - курсантов, работающих в государственных медицинских учреждениях, показали высокий возрастной уровень специалистов: до 30 лет было лишь 18,8%, от 31 до 35 лет – 10,4%, от 36 до 40 – 12,5%, от 41 до 55 – 41,7%, 56 и выше – 16,6% врачей; 16,7+3,3% опрошенных составили лица пенсионного возраста. Чуть менее половины врачей совмещали в своем учреждении (45,8+4,4%), 12,5+2,9% - в негосударственной системе, 8,3+2,4% - в нерабочее время занимались работой, не связанной с медициной, 49,9+4,5% – не имели дополнительного заработка.

Таким образом, анализ ситуации по подготовке врачебных кадров свидетельствует о росте числа абитуриентов и выпуска молодых кадров. В то же время обеспеченность врачами на примере дерматовенерологической и стоматологической помощи показал, что в ряде территорий среднестатистический показатель обеспеченности врачами остается достаточно низким, а в отдельных территориях еще ниже. Нехватка специалистов на фоне повышения подготовки кадров, вероятно, является причиной оттока молодых кадров в коммерческую структуру в связи с низкой заработной платой, о чем свидетельствует готовность многих специалистов совмещать в негосударственных медицинских учреждениях. Результаты анализа также показали необходимость совершенствования системы адекватной подготовки медицинских кадров, их эффективного распределения по завершении учебного заведения, а также взаимодействия учебных заведений и учреждений практического здравоохранения.

Список литературы

  1. Борисенко К.К., Лосева О.К., Зудин Б.И. Итоги и перспективы практической сифилидологии //ЗППП. 1995. №4. С. 26-29.
  2. Гречко А.В. Организационно-методическое обоснование механизмов повышения эффективности дерматовенерологической помощи населению: Автореф. дис… д-ра мед. наук. Москва. 2004. 50 с.
  3. Герасименко Н.Ф., Григорьев И.Ю., Александрова О.Ю., Андреева О.В. Обязательное медицинское страхование: что нужно знать медицинскому работнику. М.:ОЛО "Можайский полиграфический комбинат" 2003. 269 с.
  4. Иванова М.А. Ресурсное обеспечение и оптимизация медицинской помощи больным инфекциями, передаваемыми половым путем: Автореф. дис… д-ра…мед…наук. Москва. 2007. 54 с.
  5. Кубанова А.А., Мартынов А.А. Новые методы управления качеством в дерматовенерологии /Материалы 1 Рос. конгресса дерматовенерологов. СПб.: ООО ДЭКС-ПРЕСС. 2003. С. 177.
  6. Кучеренко В.З., Флек В.О., Путин М.Е. и др. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций /Учебно-методическое пособие. Под ред. А.И. Вялкова. М.: "ГЕОТАР-МЕД" 2004. 106 c.
  7. Люцко. В.В. Адекватность, эффективность медицинской помощи и удовлетворенность пациентов с инфекциями, передаваемыми половым путем: Автореф. дис…канд. мед.наук. Москва. 2009. 28 с.
  8. Максименко Л.Л., Бобровский И.Н. Система контроля качества и эффективности оказания медицинской помощи населению /Методические рекомендации. Ставрополь. 2005. 42 с.
  9. Постановление Правительства РФ от 05.11.97. №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации». URL: http://www.referent.ru/1/25338 (Дата обращения 14.05.2011)
  10. Приказ Минздрава РФ от 26.08.92 №237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики». URL: http://www.lawmix.ru/med/17308 (Дата обращения 14.05.2011)

References

  1. Borisenko K.K., Loseva O.K., Zudin B.I. Itogi i perspektivy prakticheskoy sifilidologii [Results and futures of practical syphilology] ZPPP 1995;(4):26-29.
  2. Grechko A.V. Organizatsionno-metodicheskoe obosnovanie mekhanizmov povysheniya effektivnosti dermatovenerologicheskoy pomoshchi naseleniyu [Organization and methodological foundation for methods of rising the efficiency of dermato-venereologic care to population]: [PhD. Thesis]. Moscow; 2004. 50 p.
  3. Gerasimenko N.F., Grigorev I.Yu., Aleksandrova O.Yu., Andreeva O.V. Obyazatelnoe meditsinskoe strakhovanie: chto nuzhno znat meditsinskomu rabotniku [Mandatory health insurance: that it is necessary to know to a health care provider]. Moscow: Mozhayskiy poligraficheskiy kombinat. 2003. 269 p.
  4. Ivanova M.A. Resursnoe obespechenie i optimizatsiya meditsinskoy pomoshchi bolnym infektsiyami, peredavaemymi polovym putem [Resource provision and optimization of medical care to patients with sexually transmitted infections]: [PhD. Thesis]. Moscow; 2007. 54 p.
  5. Kubanova A.A., Martynov A.A. Novye metody upravleniya kachestvom v dermatovenerologii [New methods of quality control in dermato-venereology]. Proceeding of the 1st Russian Congress of dermato-venerologists. St. Petersburg: OOO DEKS-PRESS. 2003. P. 177.
  6. Kucherenko V.Z., Flek V.O., Putin M.E., et al. Otsenka effektivnosti deyatelnosti meditsinskikh organizatsiy. Uchebno-metodicheskoe posobie [Assessment of efficiency of health facility activity. Guidelines]. Vyalkova A.I. editor. Moscow: GEOTAR-MED; 2004. 106 p.
  7. Lyutsko V.V. Adekvatnost, effektivnost meditsinskoy pomoshchi i udovletvorennost patsientov s infektsiyami, peredavaemymi polovym putem [Adequacy, efficiency of medical care, and treatment satisfaction in patients with sexually transmitted infections] [PhD. Thesis]. Moscow; 2009. 28 p.
  8. Maksimenko L.L., Bobrovskiy I.N. Sistema kontrolya kachestva i effektivnosti okazaniya meditsinskoy pomoshchi naseleniyu. Metodicheskie rekomendatsii [Quality control system and efficiency of medical care provided to population. Guidelines]. Stavropol; 2005. 42 p.
  9. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 05.11.97. №1387 «O merakh po stabilizatsii i razvitiyu zdravookhraneniya i meditsinskoy nauki v Rossiyskoy Federatsii» [Internet] [Regulation of the Government of the RF of 05.11.97. №1387 «On the measures for stabilization and development of health care and medical science in the Russian Federation]. 1997 [cited 2011 May 14]. Available from: http://www.referent.ru/1/25338
  10. Prikaz Minzdrava RF ot 26.08.92 №237 «O poetapnom perekhode k organizatsii pervichnoy meditsinskoy pomoshchi po printsipu vracha obshchey praktiki» [Internet] 1992 [cited 2011 May 14]. Available from: http://www.lawmix.ru/med/17308

Просмотров: 16211

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 19.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search