О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2007 (2) arrow Международный опыт организации пересмотра свидетельств о смерти (на примере Соединенных Штатов Америки)
Международный опыт организации пересмотра свидетельств о смерти (на примере Соединенных Штатов Америки) Печать
11.07.2007 г.

Антонюк В.В.
ЦНИИОИЗ Росздрава

Национальная система статистики естественного движения населения является основой официальной статистики США по рождаемости, смертности, бракам и разводам. Эти данные получаются через систему регистрации  естественного движения населения, которая функционирует в 57 регистрационных территориях: в каждом Штате, округе Колумбия, г. Нью-Йорке, Американском Самоа, Гуаме, Северных Марианских островах, Пуэрто-Рико  и  Виргинских островах. На этих территориях заполняются соответствующие оригинальные сертификаты (свидетельства).  Национальный Центр Статистики Здоровья (НЦСЗ) тесно сотрудничает со штатами и территориями в области разработки стандартных сертификатов и отчетов для сбора данных и административных целей, а также стандартных процедур  подготовки и обработки данных для поддержки унифицированной национальной базы данных. НЦСЗ оплачивает часть затрат штатов на эти цели посредством заключения контрактов [1].

Для уверенности в том, что стандартные сертификаты и отчеты удовлетворяют потребностям системы медицинской информации и административным целям, они пересматриваются каждые 10-15 лет. Мы рассмотрим процедуру последнего пересмотра для сертификатов, действующих в настоящее время.

Первые стандартные сертификаты для регистрации живорожденных и смертей были разработаны в Бюро переписей населения в 1900 году. С этого времени было 11 пересмотров стандартного сертификата о рождении, 10 ревизий сертификата о смерти, 7 ревизий отчета о гибели плода (ранее отчет о мертворождении), 3 ревизии стандартных сертификатов о браке, разводе или аннулировании брака, и 1 пересмотр стандартного отчета о прерывании беременности по медицинским показаниям.

Процесс пересмотра сертификатов, внедренных в 2003 г., был подобен тому, который использовался при предыдущих пересмотрах. В начале был проведен опрос среди специалистов, который показал, что необходим пересмотр свидетельств о рождении и смерти, а также отчета о смерти плода. НЦСЗ собрало группу экспертов для оценки стандартных сертификатов 1989 г. и предлагаемых изменений. Данная группа имела руководящую группу и подгруппы, сфокусированные на пересмотре отдельных документов, а также стандартов и оформлении.

На первом совещании экспертной группы были определены следующие цели оценки:

  • Пересмотр текущих сертификатов, подготовка отчета об оценке полезности существующих полей, и определение возможности улучшения качества данных, собираемых для статистических и юридических целей;
  • Идентификация неудовлетворенных потребностей, как в текущих данных, так и на 15-20 лет вперед и определение, является ли стандартный сертификат наиболее подходящим местом для сбора этих данных.
  • Выработка рекомендаций по содержанию, формату и стандартным определениям. Данные рекомендации должны учитывать, что сертификат - это уже не лист бумаги, а стандартная база данных о естественном движении населения с упором на автоматизированный сбор данных.

Экспертная группа сосредоточилась на развитии процесса сбора информации, обеспечивающего удовлетворения большинства требований пользователей демографической информации в 21 столетии. При этом эксперты вышли за пределы задачи по  разработке новых бумажных документов, и сконцентрировались на усовершенствовании базы данных о движении населения основанной на электронной передаче информации. Экспертами учитывалась возможность внедрения компьютеризированной системы регистрации демографических событий, что сильно повлияло на дискуссии и обсуждение рекомендаций по всех экспертных подгруппах.

Эксперты в  подгруппах провели очень большую работу. Они занимались:

  • Обзорами опубликованной литературы, присланных с мест предложений и рекомендаций;
  • Детальным анализом текущих сертификатов и отчетов;
  • Подготовкой рекомендаций для руководящей группы.


Подгруппа по пересмотру стандартного сертификата о смерти, под председательством доктора Алвина Т. Онаки, рекомендовала включить в документ дополнительные поля, исходя из обеспечения общественных потребностей в информации, облегчения кодирования по МКБ-10, и улучшения качества данных по причинам смерти. Эти дополнения касались вопросов о связи употребления табака, беременности, и дорожно-транспортных факторов с причинами смерти. Эта подгруппа экспертов в сотрудничестве с подгруппой по стандартам и дизайну разработала формат документа, в котором были объединены две страницы инструкций и собственно сертификат о смерти. Первая страница - инструкция для медицинского работника по заполнению сертификата, вторая - сам сертификат, третья - инструкция для работника ритуальных услуг. Обе инструкции были включены в соответствующие места и в электронной версии сертификата. Кроме того, были разработаны инструкции по процедуре внедрения новых сертификатов, включая автоматизацию и обучение.

Задачей руководящей группы была подготовка финальных рекомендации по конкретным полям сертификатов, формате документа и рабочих планов. Группа рассматривала рекомендации каждой подгруппы для обеспечения согласованности между подгруппами.   И, наконец, руководящая группа экспертов определяла, какие позиции следует включить или исключить из стандартных сертификатов, исходя из предложений подгрупп.

Процесс оценки стандартных сертификатов начался в 1994 году с организации исследования потребностей ответственных работников в системе регистрации движения населения для определения, какие изменения необходимы. Штаты (регионы) были опрошены по поводу изменения в используемых им формах сбора данных. На основании этого опроса  НЦСЗ принял решение о пересмотре стандартных сертификатов. Результаты пересмотра планировалось внедрить в 2002 году.

В 1997 году сотрудниками НЦСЗ была разработана анкета для получения информации необходимой для пересмотра сертификатов. Эта анкета была разослана более чем 1600 специалистам и профессиональным организациям по всей стране. Сотрудники НЦСЗ подготовили список организаций и специалистов на национальном уровне. Офисы каждого Штата, занимающиеся вопросами естественного движения населения, составили аналогичные списки на региональном уровне. Результаты опроса были представлены центральной экспертной группе для помощи в ее работе по пересмотру сертификатов. 

При создании вопросника было много дискуссий на тему как обеспечить максимальный показатель отклика. Акцент был сделан на том, что вопрос анкеты должны быть лаконичными и простыми для ответа.

В окончательном виде вопросник был разделен на 5 частей:

  • Титульный лист, включавший инструкцию по заполнению анкеты и информацию о респонденте (Ф.И.О., организация, адрес и т.д.)
  • Копия стандартного сертификата 1989 г.
  • Раздел, относящийся к полям, которые следует включить в стандартный сертификат.
  • Раздел, относящийся к полям, которые следует модифицировать в стандартном сертификате.
  • Раздел, относящийся к полям, которые следует удалить  из стандартного сертификата.

Были разработаны три программных компонента для облегчения получения ответов и анализа этих ответов. Первый компонент представлял собой электронную версию вопросника, предназначенную для индивидуумов, которые имели возможность ответить через Интернет. Второй компонент - это система слежения за процессом рассылки анкет и получения ответов. Третий компонент был предназначен для анализа полученных ответов и генерации суммарных отчетов  по всей базе возвращенных анкет.

Список респондентов был подготовлен персоналом НЦСЗ в сотрудничестве с региональными офисами системы регистрации естественного движения населения. Для целей анализа респонденты были разделены на следующие группы:

  • Представители региональных офисов системы регистрации естественного движения населения;
  • Представители региональных отделов здравоохранения;
  • Представители профессиональных медицинских ассоциаций;
  • Патологоанатомы;
  • Руководители компаний по ритуальным услугам;
  • Индивидуальные научные работники;
  • Представители научно-исследовательских организаций;
  • Сотрудники школ общественного здравоохранения;
  • Сотрудники федеральных агенств;
  • Представители муниципальных властей;
  • Отдельные сотрудники, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния на местах;
  • Сотрудники НЦСЗ;
  • Прочие.

Для обеспечения максимального уровня отклика были предприняты дополнительные меры, основной из которых было широкое оповещение научной общественности о проводимом опросе посредством высокорейтинговых научных изданий таких как: 

American Demographics

Journal of the American Health

American Journal of Epidemiology

Information Management Association

American Journal of Law and Medicine

Journal of Perinatology

American Journal of Public Health

Maternal and Child Health Journal

American Journal of Obstetrics and Gynecology

Morbidity and Mortality Weekly Report

American Statistical News

The Nation's Health

Birth

Obstetrics and Gynecology

County News

PAA Affairs

Epidemiology

Pediatrics Pediatric and Perinatal Epidemiology

Family Planning Perspectives

Public Health Reports

Hospital Week

Science

Результаты опроса в отношении стандартных сертификатов о смерти представлены в табл.1

Таблица 1

Распределение ответов на анкету по оценке стандартных сертификатов о смерти

 

Всего послано анкет

Всего возвращено

Вопросы, на которые получены ответы

Не возвращено анкет

Респонденты

Число

Число

%

Число

%

Число

%

Всего

1609

444

27.6

278

17.3

1165

72.4

Представители региональных офисов

122

58

47.5

51

41.8

64

52.5

Представители региональных отделов здравоохранения;

59

15

25.4

10

16.9

44

74.6

Представители профессиональных медицинских ассоциаций

467

83

17.8

44

9.4

384

82.2

Патологоанатомы

82

27

32.9

16

19.5

55

67.1

Руководители компаний по ритуальным услугам

91

20

22.0

12

13.2

71

78.0

Научные работники

87

29

33.3

21

24.1

58

66.7

Представители НИИ

54

12

22.2

10

18.5

42

77.8

Сотрудники школ общественного здравоохранения

204

42

20.6

24

11.8

162

79.4

Сотрудники федеральных агентств

109

43

39.4

22

20.2

66

60.6

Представители муниципальных властей

41

10

24.4

4

9.8

31

75.6

Сотрудники отделов регистрации актов гражданского состояния

65

18

27.7

11

16.9

47

72.3

Прочие региональные и муниципальные руководители

164

63

38.4

44

26.8

101

61.6

Сотрудники НЦСЗ

39

9

23.1

7

17.9

30

76.9

Прочие

25

15

60.0

2

8.0

10

40.0

Анализ ответов на анкету проводился с помощью специальной компьютерной программы и содержал ряд таблиц, которые использовались экспертами подгруппы по пересмотру стандартных сертификатов о смерти для принятия решений по формату и содержанию обновленных свидетельств и отчетных таблиц.

Кроме того, были разработаны рекомендации по процедуре проведения будущих пересмотров стандартных сертификатов. В этих рекомендация была признана чрезвычайная польза проведения анкетирования широкого круга специалистов, так или иначе вовлеченных в систему статистики естественного движения населения. Также был сделан упор на максимально возможное использование современных средств коммуникации (Интернет и т.п.).

Существенной помощью для экспертов стало проведение ряда специальных исследований, суммировавших результаты изучения влияния отдельных факторов на смертность[2,3]. В результате было принято решение о включении в стандартный сертификат позиций относящихся к табакокурению, течению беременности и дорожно-транспортным условиям.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • В развитых странах пересмотр стандартного сертификата (свидетельства) о смерти является хорошо спланированной многоступенчатой процедурой;
  • Для проведения такой процедуры используются методы экспертной оценки, включая широкомасштабное анкетирование специалистов и официальных лиц на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);
  • Проведение анкетирования и анализ его результатов осуществляется с помощью специально разработанных компьютерных программ;
  • Использование подобных методических подходов к пересмотру свидетельства о смерти, после соответствующей адаптации, в нашей стране было бы чрезвычайно полезно и актуально.


    Литература:
  1. REPORT OF THE PANEL TO EVALUATE THE U.S. STANDARD CERTIFICATES April 2000 Addenda, November 2001 Division of Vital Statistics National Center for Health Statistics, Hyattsville, Maryland 20782, USA. http://www.cdc.gov/nchs/data/dvs/panelreport_acc.pdf
  2. Hoyert DL. Maternal mortality and related concepts. Vital Health Stat 3. 2007 Feb;(33):1-13.
  3. Zevallos JC, Huang P, Smoot M, Condon K, Alo C. Usefulness of tobacco check boxes on death certificates: Texas, 1987-1998. Am J Public Health. 2004 Sep;94(9):1610-3. URL: http://www.cdc.gov/nchs/data/dvs/panelreport_acc.pdf

Просмотров: 13530

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 05.11.2013 г. )
След. »
home contact search contact search