Характеристика целевых и мотивационных установок младших школьников |
03.12.2011 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Францева В.О.1, Тихонова Ю.В.2
Purposeful and motivational grounds in junior schoolchildren Резюме. Уровень развития ребёнка определяется не только наличием проблем во всех сферах его деятельности, но и готовностью самого ребенка оценивать, контролировать и корректировать формы своего поведения, формировать определенные черты характера, привычки, навыки, необходимые для дальнейшего развития его личности. Анализ целевых и мотивационных установок младшей возрастной группы школьников показал, что доминирующим для данной группы детей является формирование силы воли и социализация в обществе. Результаты анализа показали, что большинство исследуемой групп детей (85,68%) имели позитивные установки на соблюдение элементарных правил гигиены, необходимость физического развития, закаливания, сохранение здоровья. Однако 14,3% детей не разделяли готовность к позитивным установкам. Существенных колебаний показателя в разрезе исследуемых групп как в целом по блоку вопросов, так и по каждой из его частей не установлено. При самом низком показателе позитивной оценки роли школьного образования, необходимость интеллектуального развития особенно отметили воспитанники детских учреждений. Как показало исследование, наиболее важным для младших школьников является не коллектив одноклассников, а группы во дворе, сложившиеся для реализации потребности в играх. Полученные результаты свидетельствуют о высокой самооценке основной части младших школьников, а также осознании их права на самостоятельные решения. Задержка в социализации личности отмечалась у воспитанников детских учреждений, учащихся сельских школ, особенно у мальчиков. Одной из наиболее сложных проблем школьного возраста является характер отношений, складывающийся у школьников с родителями и близкими родственниками в разные возрастные периоды. Развитие психо-эмоциональной сферы у младших школьников сопровождается развитием внутренних механизмов контроля над эмоциями, формированием воли, что является одним из значимых моментов психологического развития детей 7-10 лет и их социализации в жизни. В этой связи, изучение проблем раннего школьного возраста является чрезвычайно актуальной проблемой. Ключевые слова. Дети, младшие школьники, мотивация, социализация. Summary. The grade of advancement of a child is determined not only by the hanging problems that he/she faces, but also by a readiness of the very child to evaluate, control, and correct own behavior, to form assigned traits of character, habits, and skills, which could turn indispensable for his/her further creation of a personality. This study of purposeful and motivational grounds in junior schoolchildren was designed to demonstrate that forming of willpower and socialization in the society were major domination in them. The results of this study showed that majority of the included children (85.68%) presented favorable attitudes for observance of essential rules of hygiene and awareness of the necessity to physical training and development, physical conditioning, health preservation. 14.3% of the studied children did not produce any readiness to such favorable attitudes. No significant fluctuation along the groups of this study upon any cluster of questions or any part of it were established. The pupils of special schooling establishments expressed very low appreciation of the favorable role of school education, paradoxically producing the quest for intellectual development. This study also showed that the most important for junior schoolchildren was not the team of classmates, but the informal groups in the yard incorporated for the realization of the need to play together. Our results evidenced high self-esteem of the most part of junior schoolchildren and their awareness of the right to take decision on their own. Certain retardation in socialization of personality was noted in pupils of special schooling establishments, and in rural schools, especially in rural males. The relationship with parents and close relatives was noted as one of the most complicated problem of school age children, specifying as such through all age stages of them. Development of psychic emotional life of junior schoolchildren was obviously accompanied by forming of certain pathways for creating internal control for emotions and fortifying of willpower, these phenomena being most important in the psychological advancement of children of 7-10 years of age. These observations make the survey of the emotional and socialization problems of junior school age children very topical. Key words. Children, Junior schoolchildren, Motivation, Socialization Актуальность: Стратегия развития отечественного здравоохранения ориентирована на охрану здоровья взрослого и детского населения, снижение перинатальной, младенческой и детской заболеваемости, инвалидности и смертности, что не представляется возможным без анализа мотивации в становлении личности ребенка. При этом нельзя не учитывать особенности социума детей города и села [3, 1, 7]. Мотивационные установки младшего школьного возраста и совершенствования медицинской помощи рассматривались в трудах и других отечественных ученых [2, 6, 5, 4, 8]. Уровень развития ребенка определяется не только наличием проблем во всех сферах его деятельности, но и готовностью самого ребенка оценивать, контролировать и корректировать формы своего поведения, формировать определенные черты характера, привычки, навыки, необходимые для дальнейшего развития его личности. В этой связи, изучение проблем раннего школьного возраста является чрезвычайно актуальной проблемой. Материал и методы: В работе были использованы методы: статистический, социологический, анализ клинических данных и элементы психологического тестирования. Сбор информации осуществлялся в учреждениях образования в различных типах городов и сельских местностей Ставропольского края. В качестве базовых учреждений были выбраны: ГСУО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков», МОУ лицей №5 (г. Ставрополь), МОУ СОШ №34 (Г.Ставрополь), Детский дом №12 (Апанасенковский район), сельская школа с. Дивное. Общий объем выборочной совокупности составил 449 анкет. В исследуемую группу вошли школьники в возрасте 7-10 лет, что позволило установить особенности физического и психо-эмоцинального развития детей младшего школьного возраста Целью исследования явилось определение основных мотивационных установок младшей возрастной группы школьников. Результаты и обсуждение: В таблице 1 представлена шкала основных жизненных ценностей детей в возрасте от 7 до 10 лет в зависимости от принадлежности к типу учреждения и гендерной характеристики. Таблица 1 Шкала основных жизненных ценностей младших школьников (в баллах)
Полученные результаты исследования свидетельствуют, что в целом по выборочной совокупности иерархия ценностей выглядела следующим образом: наивысшую ценность для исследуемой группы детей составляли игрушки, на втором месте – просмотр телевизионных программ, далее по убывающей – компьютер, игры во дворе, увлечения (хобби), занятия спортом, друзья в классе, книги, общение с родителями и на последнем месте – школьные занятия. В отдельных случаях иерархия ценностей менялась. Однако обращает внимание, что у большинства групп приоритетными являлись формы общения, не требующие дополнительных внутренних усилий: телевизор, компьютер, игрушки, игры во дворе, хобби. Цели, требующие усилий и напряжения, отошли на последние места: занятия спортом, общение в классе, чтение книг, общение с родителями, школьные занятия. С помощью анкетного опроса выявлены отдельные позиции, отражающие отношение младших школьников к нормам социального бытия, потребность в дальнейшем развитии, направления основных стремлений ребенка. Ряд вопросов отражают позитивное отношение ребенка к требованиям выполнять социальные нормативы здорового образа жизни, которым в настоящее время уделяется особое внимание, начиная с раннего детского возраста. Результаты исследования представлены в таблице 2. Анализ показал, что большинство детей (85,68%) имели позитивные установки на соблюдение элементарных правил гигиены, необходимость физического развития, закаливания, сохранение здоровья. Однако 14,3% детей не разделяли готовность к позитивным установкам. К примеру, не все дети понимали важность обливания холодной водой, прохождения профилактических осмотров и отказа от вредных привычек. Таблица 2 Мнение младших школьников относительно выполнения общественных норм индивидуального поведения (ОНИП) (в % к числу опрошенных)
Вместе с тем, удельный вес детей, осознающих опасность деструктивного поведения, связанного с вредными привычками, был выше (92,65%). Среди вредных привычек были отмечены: просмотр телевизора более 2-х часов подряд (83,7%), азартные игры (88,8%), длительное проведение времени за компьютером (90,8%). Все остальные параметры вызывали практически равную частоту негативных оценок. Существенных колебаний показателя в разрезе исследуемых групп как в целом по блоку вопросов, так и по каждой из его частей не установлено. Хотя лицеисты в большей части выражали готовность к здоровому образу жизни, мальчики – в меньшей степени. Негативное влияние вредных привычек не разделяли 5% респондентов. Анализ социальной доминанты, ориентированной на интеллектуальное развитие личности, младших школьников показал, что позитивные характеристики интеллектуального развития имели 94,3% опрошенных. Понимание необходимости накопления знаний, умений, ответственного отношения к обязанностям, чтение литературы, увлечения, любовь к природе наблюдались у подавляющего большинства детей. Несмотря на понимание роли школы, как места приобретения знаний, не все респонденты испытывали удовлетворение от ее посещения (87%). Относительно занятий интеллектуальной деятельностью наибольшее предпочтение и высокую оценку получили увлечения (хобби), среднюю - книги, самую низкую – учебные занятия. При самом низком показателе позитивной оценки роли школьного образования, необходимость интеллектуального развития особенно отметили воспитанники детских учреждений. Практически 30% школьников не считали знания важнее оценки, для 40% школьников посещение школы не приносило удовлетворения. Социализация детей в раннем школьном возрасте предусматривает изменение характера общения, начало формирования общения в группах. Как показало исследование, наиболее важным для младших школьников является не коллектив одноклассников, а группы во дворе, сложившиеся для реализации потребности в играх. Эта тенденция была свойственна для всех младших школьников независимо от типа учреждения и гендерных различий. В дружеские отношения вступали в среднем 84,7% младших школьников. Среди воспитанников детских учреждений и сельских школьников этот показатель был несколько ниже (72,2%). Связано это с тем, что дети из детских учреждений и сельских школ в большей степени испытывали сложности в общении. Судя по данным таблицы 3, подавляющее большинство младших школьников были ориентированы на мнение родителей и хорошие взаимоотношения с ними. В то время как желание иметь братьев и сестер и готовность выстраивать с ними хорошие отношения была менее выражена. Таблица 3 Отношение младших школьников с родителями и близкими (в % к числу опрошенных)
В то же время, значимость общения с родителями в системе ценностей младших школьников занимала предпоследнее место, опережая только важность школьных занятий в среднем по всей выборке. У учащихся городских школ и воспитанников детских учреждений – последнее место. По данным опроса, взаимоотношения с родителями как не очень хорошие отметили 7,5% младших школьников в связи с тем, что не получали необходимой позитивной эмоциональной поддержки от родителей. Наиболее высокий был показатель у воспитанников детских учреждений, учеников городских школ, у девочек по сравнению с мальчиками. Представление о нормах межличностного общения имели подавляющее большинство респондентов, за исключением воспитанников детских учреждений, которые в большей части считали возможным допускать неуважительное отношение к взрослым, не обязательным умение выслушивать собеседника. Имеющиеся различия в остальных группах не являются достоверными (табл. 4). Таблица 4 Представления младших школьников о культуре общения (в % к числу опрошенных)
Необходимость самоутверждения в группе осознавала основная часть младших школьников. Самоутверждение предусматривает наличие и отстаивание собственного мнения в завоевании ведущих позиций в том виде деятельности, которая обществом расценивается как наиболее важная для данной возрастной группы (в школьном обучении). Важным иметь свое мнение выразили 97,8% опрошенных, готовность их доказывать - 65,2%, отстаивать – 3,6%. Несмотря на невысокий рейтинг школьных занятий в иерархии жизненных ценностей, 95% младших школьников хотели бы стать отличниками, 85% - считали это возможным, 82% - выразили стремление к победе в любом соревновании, чего бы это им не стоило. Приведенные данные свидетельствуют о высокой самооценке основной части младших школьников, а также осознании их права на самостоятельные решения. Готовность младших школьников к самоутверждению в общении и в основной деятельности свидетельствует об их стремлении к самостоятельности. Лишь незначительная доля опрошенных выразила готовность подчиняться общему мнению (9,5%), положиться на волю родителей при решении важного для них вопроса по выбору будущей профессии (16%). Максимальными конформистами являлись воспитанники детских учреждений, которые не считали для себя возможным принимать жизненно важные решения (табл. 5). Таблица 5 Частота проявления конформизма среди младших школьников
Социализация детей раннего школьного возраста, помимо расширения общения, проявляется в стремлении к социально ориентированной деятельности. Для большинства детей был важен смысл совершаемого поступка (85,4%) и результаты (86,26%), которые уступали их общественной значимости (90,6%). Социальная мотивация деятельности в максимальной степени проявлялась у сельских школьников и лицеистов, особенно у девочек (табл.6). Таблица 6 Основные мотивы поведения младших школьников (в % к числу опрошенных)
У исследуемой группы школьников отмечалось достаточно позитивное отношение к труду, как к важной социальной ценности: частота позитивных ответов превышала по всем вопросам (97%). Менее позитивное отношение к труду выразили воспитанники детских учреждений, особенно в вопросах социальной роли труда. Эта же тенденция была более характерна для мальчиков. О степени ответственного отношения большинства младших школьников к своей основной деятельности, свидетельствуют их ответы на вопросы о важности планирования своих действий. Это также выражает степень их социализации. Следует отметить, что задержка в социализации личности отмечалась у воспитанников детских учреждений, учащихся сельских школ, особенно у мальчиков. Развитие психо-эмоциональной сферы у младших школьников сопровождается развитием внутренних механизмов контроля за эмоциями, формированием воли, что является одним из значимых моментов психологического развития детей 7-10 лет и их социализации в жизни. Подавляющее большинство школьников правильно оценивали необходимость и возможность управления эмоциональной сферой. Однако уверенность в реализации своих представлений имели 77,9% респондентов, сдерживать обиды и гнев – 84,1%. Наибольшая управляемость эмоциональной сферы отмечается у лицеистов, выше среднего – учащихся городских школ. Самый низкий уровень контроля за эмоциями отмечен у воспитанников детских учреждениях. Об уровне влияния эмоциональной составляющей мотивации на поведение младших школьников свидетельствуют данные таблицы 12. К примеру, более 80% детей при совершении поступка ориентируются не на желание заработать похвалу или поощрение. Страх наказания, как мотив деятельности, является наиболее свойственным для воспитанников детских учреждений, желание получить похвалу - ученикам городских школ. Несмотря на то, что реакция окружающих на поступок является менее действенным мотивом, нежели внутреннее побуждение, роль поощрения существенно более значима, чем страх перед наказанием. На прекращение деятельности в результате отрицательной эмоциональной реакции в среднем указали 23,4% респондентов (чаще городские школьники, воспитанники детских учреждений и мальчики). Эмоциональным мотивом в выборе будущей профессии 95,7% детей отметили наличие собственного интереса (табл. 7). Таблица 7 Роль эмоциональной составляющей в мотивации поведения младших школьников (в % к числу опрошенных)
Материальная мотивация поведения у исследуемых играет небольшую роль. Положительную оценку получили в среднем 26,9% респондентов. Материальная инновация поведения в наибольшей степени была характерна для воспитанников детских учреждений, особенно девочек (табл. 8). Таблица 8 Характеристика материальной направленности мотивации поведения младших школьников (в % к числу опрошенных)
Об уровне духовного развития личности позволяют судить ответы на вопросы, касающиеся отношения к людям другой национальности, вероисповедания, отношения к религии, Родине, истории, собственным корням, совести, милосердию, к выбору профессии. Более 80% школьников считают нормой уважительное отношение к людям независимо от их национальности, вероисповедания, позитивно воспринимают религию (табл. 9). Таблица 9 Характеристика духовного развития младших школьников (в % к числу опрошенных)
На большинство вопросов, касающихся духовно-нравственного самосознания личности, положительные ответы превысили 95%, что свидетельствует о широте признания детьми духовных общественных ценностей. Дети хорошо ориентируются в таких понятиях, как совесть, Родина, осознают себя гражданами страны, признают значимость милосердия, доброты, любви к людям. Однако еще не проявляют интереса к родным корням, истории рода. Считали себя верующими 82,0% детей, остальные не имели представления о религии. При среднем показателе частоты распространения духовного самосознания в 83,3%, у воспитанников детских учреждений он составил 74,4%, у мальчиков - 76,9%. Указанные группы детей отставали от среднего уровня духовного самосознания младших школьников. Возрастной период от 7 до 10 лет характеризуется как период социализации личности ребенка, которая касается всех сторон интеллектуального и психического развития. В это же время происходит самоидентификация личности, становление самосознания, которые позже проявляются в способности ребенка контролировать свое поведение, осуществлять направленное саморазвитие и самовоспитание. Рассмотрение параметров, отражающих процесс социализации ребенка, который предусматривает усвоение и выполнение социальных норм поведения, сознательное отношение к накоплению и усвоению знаний, мотивации поведения с учетом социальных требований и норм общественного порядка, сложившихся культурных и нравственных традиций, а также требует развития механизмов саморегулирования. Из таблицы 10 видно, что по большинству вопросов, отражающих отдельные стороны развития младших школьников, получены высокие показатели, соответствующие позитивному отношению к исследуемым проблемам. Однако на фоне рассматриваемых параметров выделяется состояние эмоционального компонента. Отмечается достаточно высокая доля (половина опрошенных) детей, отметивших влияние эмоций (не всегда положительных) на их поведение, что обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы. В то же время широкое понимание (86,1%) возможности саморегулирования эмоциональных реакций свидетельствует о позитивном направлении развития эмоциональной сферы. Таблица 10 Интегральная оценка психического развития младших школьников на основе их оценок (в % к числу опрошенных)
Несмотря на то, что были получены высокие показатели позитивных оценок по большинству характеристик, за ними стоит значительное число детей, не разделяющих общие представления. Так, 11,0% младших школьников не считали необходимым выполнение общественных норм, связанных со здоровым образом жизни, 7,0% не испытывали негативного отношения к вредным привычкам. Практически 6,0% не видели необходимости в накоплении знаний, умений, 16,0% - не испытывали стремления к групповому общению. У 10% респондентов не складывались отношения в семье, каждый третий ребенок не стремился к укреплению своих позиций в группе, не проявлял лидерских способностей, 8,0% - не разделяли значимости социальной мотивации поведения. В пределах 14% респондентов не видели необходимости в самоконтроле эмоциональных реакций. Практически половина детей при совершении поступка ориентировались на возможность получения поощрения, либо искали способ избежать наказание. Для 27,0% респондентов материальная мотивация определялась как ведущая в выборе жизненного пути, в пределах 16,0% респондентов не имели основ духовного самосознания. Если принять вопросы анкеты в качестве индикаторов, характеризующих процесс социализации младших школьников, то на основании ранговой оценки, социализация более эффективно проходит у лицеистов и учащихся городских школ. Хуже всего социализируются воспитанники дошкольных учреждений. Сельские школьники по уровню социализации занимают промежуточное положение. Среди младших школьников сложнее процесс социализации проходит у девочек, чем у мальчиков. Выводы:
Список литературы
References
Просмотров: 17552
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 12.12.2011 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|