Информационные технологии в системе скорой медицинской помощи на муниципальном уровне |
19.01.2012 г. | ||||||
Ю.А. Коротков, М.П. Артамошина, В.В. Зайцев
Information technology in emergency medical care at the municipal level Резюме. Уровень внедрения комплексных медицинских информационных систем в российском здравоохранении, по сдержанным оценкам, не превышает в настоящее время 10% от общей численности лечебно-профилактических организаций. Наиболее актуальной и сложной до настоящего времени является проблема полной автоматизации процесса управления службой скорой медицинской помощи. Развитие данной службы невозможно без полной автоматизации процесса управления в условиях постоянного роста количества выполняемых вызовов. Основой информационного обеспечения является система учета и отчетности, определяющая документальное обеспечение деятельности службы и взаимодействие ее структурных подразделений. Сегодня выбор медицинских информационных систем, с учетом их высокой стоимости, является одним из самых рискованных управленческих решений для руководителя любого уровня. Существующая и по сей день ручная технология сбора и обработки оперативной информации не позволяет быстро и эффективно управлять выездными бригадами скорой медицинской помощи, оперативно проводить всесторонний анализ качественных и количественных показателей деятельности службы. Опыт нашей работы показывает, что в условиях ограниченного финансирования службы и отсутствии возможности располагать полноценным программным обеспечением возможно внедрение в практическую деятельность собственных разработок. На базе имеющегося компьютерного оборудования c использованием программы MS Access db 2007 был разработан продукт, содержащий все пункты формы 109/у. Преобразованная в электронный вид информация имела вид наиболее удобной для обработки и составления необходимой статистической выкладки. Ключевые слова. Скорая медицинская помощь; медицинские информационные системы; автоматизированные системы управления; оперативная информация; электронная форма 109/у. Summary. Nowadays in Russia only 10% (or even less) of medical organizations for prevention and treatment are equipped with medical information systems. The most topical and really urgent aspect of this situation is the problem of complete automation of management of emergency medical care. Further development of the system of emergency medical care really necessitates complete automation of management pressed by constant growth of calls in number. Foundations of information provision include accounting and reporting facilities that really procures documentary support for operation of this service and interaction of its structural units. Decision-making for selection of the medical information systems is at present a very challenging process in any agency management. Manual gathering and processing of information still persisting in many emergency medical care agencies eventually do not allow the rapid and efficient management of emergency ambulance crews, nor do they contribute to comprehensive study of qualitative and quantitative indicators of the agency. Conditions of limited funding for medical information systems, to our opinion, exist in most emergency medical care agencies of Russia, so that mostly they are not in a position to acquire fully licensed software, nevertheless, introduction of their own software development could be quite feasible. A product containing all the items of the Form 109/у (in Cyrillic alphabet) has been developed here on standard hardware and with the use of the software: MS Acess db 2007. The information converted in electronic form was rather handy for processing and for preparing the necessary statistical calculations. Keywords. Emergency medical care; medical information systems; automated control systems; operational information, electronic form 109/y. Уровень внедрения комплексных медицинских информационных систем (МИС) в российском здравоохранении, по сдержанным оценкам, не превышает в настоящее время 10% от общей численности лечебно-профилактических организаций. В связи с этим автоматизация медицинских учреждений будет нарастать. И чем дальше, тем больше специалистов и руководителей будут смотреть на программные решения как на естественную и даже необходимую составляющую повседневной работы [2]. Отсутствие средств оперативного анализа данных и оперативного управления авторы называют одной из ключевых проблем управления деятельностью регионального и муниципального здравоохранения [6]. Наиболее актуальной и сложной до настоящего времени является проблема полной автоматизации процесса управления службой скорой медицинской помощи (СМП). Создание автоматизированной системы позволит перейти на качественно новый уровень управления службой СМП, путем разработки и внедрения в ее практическую деятельность современных информационных технологий, повышающих оперативность и качество оказания экстренной медицинской помощи населению. Развитие службы СМП невозможно без полной автоматизации процесса управления в условиях постоянного роста количества выполняемых вызовов. На сегодняшний день автоматизация данной сферы деятельности в большинстве муниципальных образований либо полностью отсутствует, либо только начинает формироваться. Следовательно, возникает необходимость провести реорганизацию работы диспетчерской службы по приему-передаче вызовов выездным бригадам на основе комплексной компьютеризации оперативного отдела станции СМП, и ввести повсеместно единый стандарт алгоритмов направления бригад. СМП крупных городов России стремится к переходу на качественно новый путь развития с использованием автоматизированных систем управления (АСУ) учета поступления обращений граждан. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 03.09.1996 N 707 "О повышении эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению города Москвы" была разработана и внедрена в практическую деятельность станции скорой и неотложной медицинской помощи (ССиНМП) г. Москвы комплексная автоматизированная система управления станцией скорой и неотложной медицинской помощи (КАСУ ССиНМП). Автоматизация процесса управления службой скорой и неотложной медицинской помощи и введение системы оценки категорийности вызовов "03" позволили увеличить оперативность передачи вызовов на исполнение бригадами СМП и повысить уровень текущего контроля по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. Вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, к которым относятся и дорожно-транспортные происшествия с числом пострадавших 3 и более человек, придается в последние годы особое значение. После проведения анализа сложившейся ситуации Правительством Москвы было принято решение о запуске проекта «Медицина катастроф города Москвы». Новая информационная система должна была обеспечить создание единого информационного пространства служб здравоохранения во взаимосвязи с общегородской интегрированной информационной средой. Попутно при создании информационной системы «Медицина катастроф города Москвы» была решена задача снижения трудоемкости работы медицинского персонала службы экстренной медицинской помощи за счет сокращения потерь рабочего времени по сбору, систематизации, подготовке и оформлению информационно-справочных и отчетно-статистических документов. Основой информационного обеспечения является система учета и отчетности, определяющая документальное обеспечение деятельности службы и взаимодействие ее структурных подразделений. Информация, представленная в документах, сгруппирована в следующие виды: директивная, нормативно-справочная, оперативная и отчетная. Таким образом, службами скорой и экстренной медицинской помощи города Москвы в автоматизированном режиме начал собираться значительный объем данных по числу больных и пострадавших. За пределами Москвы наибольшее распространение получили АСУ «АДИС» и АСУ «Скорая помощь». Сопоставить стоимость разных МИС бывает не всегда просто из-за разных способов формирования цены. Часто одним из основных стоимостных показателей является стоимость одного рабочего места (или стоимость одной лицензии) [2]. Сравнив цены на примере АСУ «АДИС» и АСУ «Скорая помощь» выходит, что для установки одного из продуктов на одно рабочее место необходимо располагать по самым скромным подсчётам около 100 тыс.рублей. И это без учёта необходимого оборудования, которое обойдётся в сумме около 20 тыс. рублей. Эти программные комплексы представляют собой оптимальное решение для подготовки отчётной документации и, по мнению большинства пользователей, являются необходимой составляющей для любой станции скорой помощи. Но не каждая станция СМП может позволить внедрение и обслуживание данных программных комплексов. Как и ранее, основной проблемой для внедрения повсеместно этих систем и их аналогов остаётся ограничение финансовой доступности этих программ на муниципальном уровне. В последнее время на рынке программного обеспечения появилось множество МИС различного класса. Задача выбора между ними осложняется такими обстоятельствами как: уникальность каждого учреждения и его внешней среды; отсутствие чётких критериев выбора; недостаток информации о характеристиках МИС; невозможность непосредственного тестирования систем; отсутствие общепринятой практики оценки МИС. Определение предпочтительной МИС является задачей многокритериального выбора [8]. Сегодня выбор МИС является одним из самых рискованных управленческих решений для руководителя любого уровня. При желании легко можете найти более полусотни весьма развитых комплексных МИС, а количество специализированных систем, ориентированных на решение отдельных функциональных задач, не поддаётся оценке. Реально на рынке МИС предложение опережает спрос. В то же время в России отсутствует система обязательной сертификации МИС, не существуют типовые требования или рекомендуемые стандарты. В результате руководитель остаётся один на один перед проблемой выбора МИС [1]. Выбор информационной системы является ответственным решением для руководства медицинского учреждения. С 2007 г. начато внедрение АСУ «Скорая помощь» в Белгородской области, в результате чего не только повысилось качество информационного потока «на входе», но и эффективность принимаемых на его основе решений [7]. В центральной районной больнице (ЦРБ) г.Торжка Тверской области, ещё в 1991 г. приступили к созданию собственной МИС [5]. Разработка системы начиналась с создания персонифицированной базы данных прикрепленного к ЦРБ населения – автоматизированного рабочего места (АРМ «Регистратура»). Затем, поэтапно, разрабатывались и внедрялись рабочие места, охватывающие весь процесс оказания медицинской помощи. В конечном итоге эта система обеспечила управленческий учет деятельности служб ЦРБ в реальном режиме времени. Для обслуживания 80 тыс. населения, достаточно использования всего двух персональных компьютеров (ПК). На одном ПК функционирует АРМ «Диспетчер СМП», а на другом – АРМ «Статистика СМП», АРМ «Учет медикаментов в СМП», АРМ «Счет за обслуженных пациентов». АРМ «Диспетчер СМП» обеспечивает возможность приёма и регистрации вызовов, управления выездными бригадами и цифровую запись телефонных переговоров, формирования справочной информации о выполненных вызовах в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора – об инфекционных больных; в управление внутренних дел – о криминальных случаях; в государственную инспекцию безопасности дорожного движения – о дорожно-транспортных происшествиях; в поликлинику – о вызовах к пациентам с хроническими заболеваниями в «часы работы поликлиники»). Системный и оперативный анализ работы службы СМП (в г. Торжке) позволил улучшить качество ее работы. Так, после ввода в эксплуатацию МИС были получены следующие результаты:
Таким образом, возможность автоматизированной обработки данных позволяет проводить изучение, анализ и улучшение различных аспектов работы СМП. Так, например, в г.Курске по результатам проведенного на базе электронного регистра ССиНМП за 1998-2002гг. исследования была выявлена обратная зависимость обращаемости населения города на ССиНМП и вызовами участковых врачей на дом. В итоге были приняты меры по оптимизации деятельности работы участковых врачей [9]. По нашим данным на 2009 год 2992 станций и отделений СМП, функционирующих в Российской Федерации, около 80% составляют службы скорой помощи, работающие в составе ЦРБ. Как предполагается [5], реализация задачи по информатизации службы СМП должна иметь два уровня решения. Первый – это разработка информационных систем для станций СМП крупных городов (с населением 250 тыс. жителей и более). И второй – разработка информационных систем для отделений СМП, функционирующих в составе ЦРБ. Существующая и по сей день ручная технология сбора и обработки оперативной информации не позволяет быстро и эффективно управлять бригадами СМП «на линии». Добиться более высоких показателей при такой организации практически невозможно, вследствие ограниченных возможностей человека по восприятию и переработке информации. Диспетчерской службе приходится сталкиваться с заполнением множества необходимых учётных и отчётных форм. Например, на подстанции скорой медицинской помощи (ПССМП) г.Московский, помимо форм ф.109/у (журнал по приёму вызовов) и ф.110/у (карта вызова) регулярному заполнению в рукописной форме подлежит следующий список журналов:
Собранная в этих журналах информация не представляет собой единое целое и ввиду сложности поиска необходимых данных становится малоинформативной для проведения комплексного анализа оперативной деятельности. В рамках работы по оптимизации потоков обращений населения в службу СМП, для фиксации ряда показателей было использовано имеющееся компьютерное оборудование c использованием программы MS Access db 2007. Создана простая электронная форма для занесения следующих показателей: время приёма, выезда, возвращения; повод; пол; место вызова; результат выезда; диагноз. По результатам внесённых данных за 2005 год (было внесено более 12000 записей) и анализа учитываемых параметров было определено:
Чтобы уменьшить потерю данных, в дальнейшем использовались все пункты ф.109/у. Преобразованная в электронный вид информация, имела вид наиболее удобной для обработки, и составления необходимой статистической выкладки. Но для того, что бы оперировать данной информацией, недостаточно только преобразовать её в электронный вид, необходимо было найти решение, при котором эта информация могла бы приобрести вид отчётной формы. Ввиду отсутствия специального программного обеспечения (ПО) на ПССМП г.Московский возникла идея о создании ПО собственными силами и внедрения ее в практическую деятельность. Была предпринята попытка составить электронную форму 109/у. Чтобы электронный журнал получился актуальным, необходима конфигурация удобного меню с запросами и отчётами. Для этого потребовалось составить задачи, которые выдвигаются перед аналогичной программой. 1. Программа должна быть простой в использовании для начинающего пользователя. 2. Меню программы должно исключать в процессе использования возникновение ошибок (другими словами пользователь не должен столкнуться с непредвиденными сложностями в процессе работы с программой). 3. Программное обеспечение для автоматизации оперативного управления и контроля единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи должно иметь, как минимум, следующие функциональные возможности:
4. В случае непредвиденного сбоя программы, по тем или иным причинам, потеря данных должна быть минимальна и легко восполнима. В результате создания электронного журнала удалось решить ряд вышеперечисленных необходимых задач, аналогичных тем, которые решают уже ранее упомянутые АСУ. Безусловно, необходимо отметить, что данный продукт спроектирован по причине ограниченного финансирования в противовес дорогостоящим программным комплексам. Однако в связи со своей малофункциональностью его нельзя назвать программой, в виду того, что представляет собой, по сути, лишь электронную версию формы 109/у, и является скорее одним из альтернативных способов решения проблем системы учета вызовов, способного выполнить лишь ряд задач, направленных облегчение составления отчётных форм и оперативного поиска занесённой информации. Журнал проходит доработку и будет доступен для ознакомления и бесплатного пользования в 2011 г. Уместно отметить то, что профессиональные разработчики предупреждают – создание самописных программ опасно для здоровья организации [3]. Однако нами планируется показать, что опыт нашей работы в условиях ограниченного финансирования СМП и отсутствия возможности располагать полноценным программным обеспечением позволяет внедрить в практическую деятельность собственные разработки. В наше время очень сложно найти руководителя, сочетающего в себе одновременно навыки грамотного администратора и программиста. Это связано, прежде всего, с низким уровнем освоения компьютера в том возрасте, в котором специалист может занимать пост руководителя. Средний возраст на должность руководителя среднего звена начинается от 35 лет. Этим фактом очень умело пользуются IT-компании, а не редко и обычные программисты-любители, предлагая свои услуги. Таких предложений в интернете можно встретить огромное количество. Создана ситуация, когда руководитель знает, что ему нужно, но не знает, как это осуществить. Финансовая высокозатратность и качество получаемого продукта от такого сотрудничества зависит не только от добросовестности и уровня знаний исполнителя, но и от точности объяснения задач заказчиком. Чаще всего, чтобы грамотно донести программисту цели и задачи, необходим посредник, для которого понятна терминология и заказчика, и исполнителя. Уже с начала 21 века уровень знаний компьютера выпускника школы в развитых городах выше таковых любого руководителя, возраст которого старше 35 лет, и нередко достаточен, что бы самостоятельно найти решение, используя ресурс имеющегося в наличии компьютерного оборудования и базовых программ. И не удивительно будет, что в ближайшие 10 лет именно этот факт будет способствовать снижению затрат на предоставление услуг неоправданно дорогих информационных технологий. Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation) уже на сегодняшний момент предлагает ряд готовых решений в таких приложениях как Microsoft Office Access, и пытливому пользователю достаточно небольшого усилия, что бы поставленные задачи решить самостоятельно. В создании МИС прослеживается определённая идеология-совпадение интересов медработника и пациента. Для медработника, в том, чтобы иметь моральное и материальное удовлетворение от своей работы, а пациента – получать своевременную и квалифицированную помощь. Необходимо отметить и то, что СМП косвенно отражает качество работы участковой службы, однако при сложившейся «традиционной» системе сбора статистического материала об этом можно лишь говорить с позиции предположения. Очень сложно собрать «вручную» необходимую информацию о количестве вызовов на заданном участке и за определенный промежуток времени. На основе анализа зарубежной литературы и вычислительного эксперимента было показано, что внедрение информационных технологий имеет высокий потенциал экономической выгоды для лечебных организаций [4]. Как показывает практика на примере внедрения собственных информационных технологий в ЦРБ и СМП г.Торжка, оперативный анализ информации и статистических данных может способствовать повышению достоверности статистической информации, улучшению основных показателей работы СМП, что позволит говорить о переходе на более качественный уровень организации деятельности СМП в муниципальном здравоохранении. Список литературы
References
Просмотров: 21809
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 06.11.2013 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|