Д.В. Самарин
НУЗ Отделенческая поликлиника им. 1 Мая ОАО РЖД, г. Москва
Some peculiar features of providing medical care by medical stations at the railroads terminals; a prospective design of a study
D.V. Samarin
Detached 1st May Clinic of Russian Railroads, Moscow
Резюме: Одним из ключевых разделов ежегодных
Государственных докладов о состоянии здоровья населения Российской
Федерации является раздел «Заболеваемость населения». При этом
отмечается следующая тенденция – рост уровня первичной и общей
заболеваемости практически по всем классам заболеваний и возрастным
группам.
Специфика железнодорожной медицины, как и ранее, заключается прежде
всего в необходимости решения как общих задач охраны здоровья и
медицинского обслуживания работников железнодорожного транспорта, так и
населения, пользующегося услугами железнодорожного транспорта. В
нынешних социально-экономических условиях, характеризующихся как
дефицитом финансовых средств, так и структурной реорганизацией всей
отрасли железнодорожного транспорта в системе Российских железных дорог.
Заметно изменилась ситуация и в связи с развитием системы
медицинского страхования. Сейчас уже очевиден факт: страховая система
финансирования лечебных учреждений за оказанное лечение приводит в
буквальном смысле к информационному взрыву в работе всей системы
здравоохранения и в частности железнодорожной медицины. Введение системы
обязательного медицинского страхования актуализировало проблему
создания единой информационной системы в здравоохранении, которая
позволяет в реальном масштабе оценить истинные затраты на
здравоохранение, изыскать дополнительные резервы экономии средств,
осуществить оптимизацию финансирования.
В настоящем исследовании представлены данные о детальном анализе
количества обращений за медицинской помощью на одном из направлений
Московской железной дороги (Рижском, Киевском, Смоленском и Савёловском
направлениях). Проведённая системная кластеризация позволяет установить
доминирующие группы заболеваний, прогнозировать характер и структуру
заболеваемости по возрастным категориям и осуществлять планирование
комплексных мероприятий, направленных на совершенствование организации
управления оказания медицинской помощи населению в системе
железнодорожного транспорта.
Рассмотренный в статье аспект заболеваемости населения по
обращаемости в медицинские пункты на железнодорожных вокзала, поможет
совершенствовать систему медицинской помощи в данных лечебных
учреждениях.
Ключевые слова: медицинская помощь, железнодорожный транспорт, медицинский пункт, возраст, заболеваемость.
Summary. State Annual Report on health condition of
population of the Russian Federation has an article entitled “Morbidity
of Population”. It clearly indicates that the constant growth of
incidence and prevalence of all itemed classes of diseases and along all
age groups of patients has been taking place in recent years.
Railroads medical services comprise comprehensive medical care
(protection of health+medical aid) for Railroads employees, as well as
for all citizens who have entered into the temporary status when
Railroads services are being provided (mainly envisaged are railroad
passengers, of course).
Under present social economic circumstances of deficient financial
resources accompanied by structural reorganization of railroad transport
in Russia, a rather peculiar situation with medical services at this
spot arises.
Development of social and medical insurance has also contributed to
this peculiar situation. Thus, it is generally acknowledged that social
and medical insurance has created such system of medical establishments’
funding for clearance of provided medical services that will inevitably
bring about a genuine info-breakout in the system of public health,
specifically in Railroads department of it. Introduction of this
mandatory medical insurance made even more topical the task of creating a
unified information system of public health. Only such system enables
the proper evaluation of reality-based authentic expenditure for public
health. This can in turn make this search for additional reserves of
economizing on medical expenditure more fruitful and eventually bring
about certain optimization of funding of public health.
This study was based on the analysis of number of accesses to
physicians at selected branches of Moscow Railroads, namely: Riga, Kiev,
Smolensk, and Savyolovo. The registry of noted disease events was
meticulously classified along clusters of common conditions to establish
the predominant ones with the aim of predicting nature and structure of
morbidity along age groups. This forecasting could probably benefit to
planning comprehensive measures for ameliorating organization and
control in providing medical services to the population specified here.
These considerations of the population morbidity based on the data of
accesses to medical stations at the Railway Terminals could be helpful
for ameliorating organization and control in providing medical services
to the population specified here.
Keywords. Medical care, railroad transport, medical station, age, morbidity.
Введение. Современный период развития железнодорожной медицины в РФ характеризуется кардинальными изменениями в системе железнодорожного транспорта России, и прежде всего реформой её структурной организации, управления, принципов финансирования и взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства.
Безусловно, переход всей отрасли на новые, рыночные принципы функционирования и управления железнодорожным транспортом предполагает и новое определение целей, стоящих перед ведомственной системой здравоохранения. Тем не менее, специфика железнодорожной медицины, как и ранее, заключается, прежде всего, в необходимости решения как общих задач охраны здоровья и медицинского обслуживания работников железнодорожного транспорта, так и населения, пользующегося услугами железнодорожного транспорта [1,2,4,7]. В нынешних социально-экономических условиях, характеризующихся как дефицитом финансовых средств, так и структурной реорганизацией всей отрасли Министерства путей сообщения РФ, вопрос оптимизации деятельности, эффективного использования ресурсов, выделяемых на обеспечение охраны здоровья граждан в условиях железнодорожной медицины, встал особо остро.
В последние годы произошло очевидное изменение условий функционирования ОАО «РЖД». Прежде всего, речь идёт об ухудшении показателей здоровья населения в целом, обусловленном как сложной социально-экономической ситуацией в стране, так и ослаблением эффективности оказания медицинской и реабилитационной помощи населению непосредственно на станциях железнодорожных вокзалов, в силу либо отсутствия компетентного медицинского персонала, либо из-за несоответствия потребностей и материально-технического оснащения медицинских пунктов на железнодорожных вокзалах.
Ещё одним существенным моментом, определяющим особенности нынешнего этапа, является бурное развитие и внедрение в практику здравоохранения компьютерных экспертных и скрининговых систем, телекоммуникационных технологий.
Результаты и обсуждение. Контингент пассажиров железнодорожного транспорта представлен всеми группами населения и включает большое число детей и лиц пожилого возраста, которым в пути следования и на станциях наиболее часто требуется оказание различных видов лечебно-профилактической и реабилитационной помощи, в ряде случаев – экстренной. Организация медицинского обслуживания пассажиров обеспечивается персоналом медицинских пунктах (МП) на ЖДВ и комнат матери и ребёнка, а также другими учреждениями здравоохранения системы ОАО «РЖД» [3,5,7].
Режим работы МП вокзалов весьма специфичен и характеризуется круглосуточным графиком, постоянно меняющимся контингентом обслуживания, разнообразием причин обращений, нередко ограниченным временными рамками контактом с больным (при оказании медицинской помощи в проходящих поездах), своеобразием и сложностью осуществления противоэпидемических мероприятий в случае инфекционного заболевания (особенно при особо опасных инфекциях) и т.д. в этих условиях на первых этапах оказания лечебно-профилактической помощи пассажирам возрастает роль не только медицинских работников, но и железнодорожников, соприкасающихся по роду своей работы с пассажирами.
В Положении о медицинских пунктах (МП) на ЖДВ сформулированы основные лечебно-профилактические мероприятия, направленные на улучшение качества оказания первичной медицинской помощи пассажирам железнодорожного транспорта, определён порядок взаимодействия с вокзальными службами, амбулаторно-поликлиническими и стационарными учреждениями территориального здравоохранения и системы ОАО «РЖД», службой Скорой медицинской помощи (СМП), центами гигиены и эпидемиологии и др. при проведении всего комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих предупреждение заболеваемости и травматизма среди пассажиров железнодорожного транспорта и обслуживающих их работников вокзалов [1,4].
Медицинский пункт является самостоятельным структурным подразделением учреждения здравоохранения на железнодорожном транспорте. Персонал МП руководствуется в своей работе действующим законодательством, приказами, инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями Минздравсоцразвития РФ и Департамента здравоохранения ОАО «РЖД». Медицинский пункт работает в контакте с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, службой СМП, взаимодействует с начальником железнодорожного вокзала, подразделениями транспортной милиции и другими организациями. В зависимости от категории вокзала, величины потоков пассажиров и объёма работы МП подразделяются на врачебные (с круглосуточным дежурством врачей и среднего медицинского персонала), фельдшерские (с круглосуточным дежурством фельдшера).
Штаты медперсонала МП устанавливаются в соответствии с действующими нормативами. Медицинский пункт размещается на первом этаже основного здания вокзала либо, в исключительных случаях, в непосредственной в непосредственно близости от него в других зданиях, удалённых не более 100 м от основного здания вокзала, и должен быть оборудован выходом на перрон пассажирских поездов, над выходом иметь соответствующую надпись и информационные указатели о его месте нахождения в здании и на территории вокзала. Помещения МП проектируются в соответствии со строительными нормами и должны отвечать требованиям, предъявляемым к учреждениям медицинского профиля.
Основными функциями и задачами МП являются следующие:
- - оказание неотложной и квалифицированной медицинской помощи пассажирам и работникам железнодорожного транспорта, находящимся на территории вокзала;
- - организация приёма больных и пострадавших в результате несчастного случая;
- - проведение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости и травматизма в помещениях вокзала и на его территории;
- - своевременная явка по вызову для оказания первой медицинской помощи больным и пострадавшим в здании вокзала;
- - организация вызова бригад СМП для срочной эвакуации больных и пострадавших в стационарные учреждения;
- - оказание акушерской и первой медицинской помощи роженицам при начавшихся или произошедших родах на вокзале и в пассажирских поездах;
- - экстренная изоляция и направление в специализированные лечебные учреждения пассажиров и работников железнодорожного транспорта с острыми инфекционными заболеваниями, выявленными на территории вокзала и в пассажирских поездах;
- - вызов врачей-специалистов из ЛПУ к больным и пострадавшим с неустановленным диагнозом, доставленным в МП вокзала;
- - оказание в необходимых случаях первой медицинской помощи больным детям и организация в установленном порядке срочного выезда врачей-педиатров;
- - разработка мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи обслуживаемому контингенту, на основе анализа показателей деятельности медицинского пункта;
- - своевременное освоение и внедрение в практику работы современных форм и методов профилактики, диагностики и лечения больных;
- - извещение в установленном порядке о случаях выявления особо опасных инфекционных заболеваний, чрезвычайных несчастных случаях и происшествиях.
Дежурный медицинский персонал МП должен постоянно находиться на территории вокзала, за исключением выезда на место аварии.
В медицинском пункте вокзала в соответствии с табелем оснащения предусмотрены медицинское оборудование, аппаратура, приборы, инструментарий, медикаменты и перевязочные средства, специальные наборы и укладки и т.д. [1].
Однако, как показывает практика, не все из имеющегося медицинского оборудования, инструментария, лекарственных препаратов используется не только при ежедневной работе медицинского персонала МП, но и в период усиленной нагрузки на железнодорожный транспорт. Зачастую, многие аппараты и медицинские приспособления не используются в течение нескольких лет, а в тех медикаментозных средствах, которые действительно необходимы и используются наиболее часто, МП испытывает определённый дефицит. Именно поэтому, назрела необходимость проведения анализа выявленной заболеваемости по обращаемости в медицинские пункты на железнодорожных вокзалах, которая поможет понять реальную ситуацию и спрогнозировать объём необходимых медикаментов и лекарственных препаратов, а, следовательно, будет экономически оправданно.
Изучение характеристики и структуры заболеваемости в конкретном контексте железнодорожной медицины (оказание медицинской помощи на ЖДВ), направлено на объективизацию планирования комплексных мероприятий, на своевременное выявление социально-значимых заболеваний, рациональное и своевременное привлечение группы соответствующих специалистов. Полученные данные могут в дальнейшем использованы для проведения мониторинга показателей заболеваемости данной структуры службы медицинского обеспечения на железной дороге.
В связи с этим был проведён анализ заболеваемости по обращаемости в МП на ЖДВ по возрастным группам в одном из направлений Московской железной дороги (Рижском, Киевском, Смоленском и Савёловском направлениях) за 2010 г. на основании официальной документации.
Получены сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у детей (0-14 лет включительно), обратившихся за медицинской помощью в МП на ЖДВ. Всего было зарегистрировано – 4564 человек. Структура выявленных заболеваний по классам болезней распределилась следующим образом: 1 место занимают болезни органов дыхания – 2387; на 2 месте – некоторые инфекционные и паразитарные заболевания – 625; 3 место занимают болезни органов пищеварения – 320, далее следуют болезни нервной системы - 283, болезни глаза и его придаточного аппарата - 237, болезни кожи и подкожной клетчатки - 234, травмы отравления и несчастные случаи – 187 (рис.1).
Рис. 1. Структура выявленных заболеваний среди детей (в % к итогу)
Анализ заболеваемости подростков (15-17 лет включительно) показал, что всего было зарегистрировано обращений 2282 человек. По классам болезней основные группы распределились следующим образом в количественном отношении: 1 место – болезни органов дыхания – 1118; 2 место – болезни органов пищеварения – 249; 3 место – травмы, отравления и несчастные случаи – 240; 4 место составили – некоторые инфекционные и паразитарные заболевания – 219; на 5 место вышли болезни костно-мышечной системы – 188; далее распределились болезни нервной системы – 110; болезни кожи и подкожной клетчатки – 85; болезни мочеполовой системы – 51 (рис. 2).
Рис. 2. Структура выявленных заболеваний среди подростков (в % к итогу)
Анализ заболеваемости взрослого населения (18 лет и старше) показал, что всего за период анализа было зарегистрировано заболеваний по данным обращаемости в МП на ЖДВ 15976 человек. По классам болезней основные группы заболеваний распределились следующим образом: 1 место болезни системы кровообращения – 3546; 2 место занимали болезни органов дыхания – 2508; 3 место – болезни органов пищеварения – 1438; 4 место – болезни костно-мышечной системы – 1070; 5 место – болезни глаз и его придаточного аппарата – 1038; далее следовали болезни мочеполовой системы – 975; травмы, отравления и несчастные случаи – 845; болезни кожи и подкожной клетчатки – 820 и пр. (рис. 3).
Рис. 3. Структура выявленных заболеваний среди взрослых (в % к итогу)
Приведённый анализ наиболее частых обращений населения на ЖДВ в медицинские пункты за медицинской помощью показал, что доминируют в структуре заболеваемости такие классы болезней как: «болезни органов дыхания», «болезни органов кровообращения», «некоторые инфекционные и паразитарные заболевания», «болезни органов пищеварения», «болезни глаза и его придаточного аппарата», отличаясь лишь ранговыми местами в зависимости от возрастной группы населения.
Выводы: Таким образом, проведённая системная статистическая обработка материала и установленные закономерности позволяют прогнозировать характер и структуру заболеваемости по обращаемости в медицинские пункты на ЖДВ по возрастным группам, что будет способствовать совершенствованию структурно-функциональной организации оказания медико-реабилитационной помощи различным группам населения в условиях железнодорожного транспорта. Полученные в ходе исследования данные могут в дальнейшем быть использованы для проведения мониторинга показателей заболеваемости данной структуры службы медицинского обеспечения.
Список литературы
-
Краевой С.А., Кудрин В.А. Работа специализированных передвижных медицинских формирований в системе здравоохранения на железнодорожном транспорте /Сборник научных трудов: Новые технологии в современном здравоохранении. М.: ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава. 2007. С. 234-237.
-
Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями /Под редакцией проф. Лисицына Ю.П. М.: Литтера. М. 2010. 172 c.
-
Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения. М.: ПЕРСЭ. 2002. 79 с.
-
Медик В.А., Токмачёв В.С., Фишман Б.Б. Статистика в медицине и биологии: руководство в 2 т. /Под ред. Ю.М. Комарова. М.: Медицина. 2000. Т. 1. 412 с.
-
Нестеренко Е.И., Голухов Г.Н., Полунина Н.В. Методологические основы реформирования ЛПУ в современных экономических условиях. М.: Мегатрон. 2001. 224 с.
-
Прокофьева М.Ю., Попов В.С. Организационно-экономические основы социальной защиты населения: федеральные и региональные аспекты. М.: ГУУ. 2009. 35 с.
-
Савашинский С.И. Принятие управленческих решений в организации лечебно-диагностического комплекса. /Сборник научных трудов: "Проблемы территориального здравоохранения". М. 2005. С. 13-19.
References
- Krayevoy S.A., Kudrin V.A. Rabota spetsializirovannykh peredvizhnykh meditsinskikh formirovaniy v sisteme zdravookhraneniya na zheleznodorozhnom transporte [Operation of special mobile caravans in healthcare system at railway transport]. Sbornik nauchnykh trudov: Novyye tekhnologii v sovremennom zdravookhranenii. Moscow. 2007. P. 234-237.
- Lebedev A.A., Goncharova M. V., Serebryanskiy O.Yu., Lebedev N.A. Innovatsii v upravlenii meditsinskimi organizatsiyami [Innovations in healthcare facility management]. Editor Yu.P. Lisitsyn. Moscow: Littera; 2010. 172 p.
- Maksimova T.M. Sovremennoye sostoyaniye, tendentsii i perspektivy otsenki zdorovya naseleniya [The present-day state, tendencies, and prospects for assessing population health status]. Moscow: PERSE; 2002. 79 p.
- Medik V.A., Tokmachev V.S., Fishman B.B. Statistika v meditsine i biologii: rukovodstvo v 2 t. [Statistics in medicine and biology: Guidelines in 2 volumes]. Ed. Yu.M. Komarov. Moscow: Meditsina. Vol 1. 2000. 412 p.
- Nesterenko Ye.I., Golukhov G.N., Polunina N.V. Metodologicheskiye osnovy reformirovaniya LPU v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [Methodological grounds for healthcare facility reforming in the present-day economical conditions]. Moscow: Megatron; 2001. 224 p.
- Prokofyeva M.Yu., Popov V.S. Organizatsionno-ekonomicheskiye osnovy sotsialnoy zashchity naseleniya: federalnyye i regionalnyye aspekty [Organization and economic grounds for social protection of population: federal and regional aspects]. Moscow: GUU; 2009. 35 p.
- Savashinskiy S.I. Prinyatiye upravlencheskikh resheniy v organizatsii lechebno-diagnosticheskogo kompleksa [Management decisions in organization of a diagnostic and treatment complex]. Sbornik nauchnykh trudov: Problemy territorialnogo zdravookhraneniya. Moscow: RIO CNIIOIZ; 2005. P. 13-19.
Просмотров: 19442
|