О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2011 (22) arrow Анализ состояния медицинских кадров на этапе обновления региональных систем здравоохранения
Анализ состояния медицинских кадров на этапе обновления региональных систем здравоохранения Печать
08.02.2012 г.

Н.В. Данилова
ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздравсоцразвития России, Москва

Analysis of a condition of medical staff аt a stage of updating of regional systems of public health
N.V. Danilova
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow

Резюме. В российском здравоохранении взят программный курс на модернизацию его региональных подсистем. Предусматриваются меры по укреплению инфраструктуры территориальных учреждений, внедрению современных медицинских и информационных технологий. Возникают новые требования к региональной и субъектовой обеспеченности системы здравоохранения медицинскими и немедицинскими кадрами – их численности, составу, внутриресурсному соотношению.

Нами проведен анализ статистики кадров (врачи, сестринский, прочий персонал) за 2009-2010 годы по России в целом, ее федеральным округам и 83 субъектам Российской Федерации с целью определения их готовности к решению поставленных задач.

По данным исследования в динамике наблюдения выявлена несбалансированность между объемами численности врачебного (возрастание) и сестринского (уменьшение) персонала. Соотношение «медицинская сестра – врач» в большинстве территорий не достигает целевого ориентира. Региональные различия в обеспеченности врачами и сестринскими кадрами достигают 30%, они более значимы (вдвое и выше) - между федеральными субъектами.

Штатная укомплектованность учреждений медицинским персоналом часто обеспечивается за счет совмещения должностей. С 2009 года снижается доступность врачей первичного контакта (участковых) по ряду российских округов и федеральных субъектов. Тем не менее, кадровая ситуация по обеспеченности участковыми педиатрами в большинстве округов более благоприятная, произошел прирост абсолютной численности работающих врачей общей практики. Квалификация медицинских кадров (в соответствии с отечественными критериями) пока еще недостаточна как среди городских (52%), так и сельских (42%) специалистов, особенно среди врачей по гигиеническим дисциплинам.

Численность и относительное распределение «прочего» персонала по медицинским организациям ниже в европейских регионах России и повышается, в сравнении с установленным средним соотношением, в субъектах Сибирского, Дальневосточного региона. Данный вопрос нуждается в более углубленном изучении с учетом оценки расходов на управление кадровыми ресурсами.

Ключевые слова. Медицинские кадры, статистика кадров, укомплектованность медицинскими кадрами, соотношение врачей и сестринского персонала, уровень подготовки медицинского персонала, обеспеченность кадрами первичного здравоохранения. 

Summary. A program of modernization of regional subsystem of public health has been recently adopted in Russia. It makes for reinforcement of the network of medical establishment in every Constituent Territory and for introduction of modern medical and informatics technologies. Hence, the new requirements to medical and non-medical staff of public health in Federal Districts and Constituent Territories has emerged that would have some effect on the staff numbers, its composition, and balance between its major integral parts.

To assess the adequacy of the staff for new requirements and tasks.

Statistical data on the staff in Russia as a whole, in in Federal Districts and 83 Constituent Territories in 2009-2010 were used in this study. The staff was divided into three groups: physicians, nurses, non-medical staff.

Unbalance between growing numbers of physicians and decreasing numbers of nurses was identified. The ratio physicians:nurses did not fit the corresponding target indication in most of the territories. Differences in provision of medical staff (physicians+nurses) reached as far as 30% between Federal Districts (FD) being much more prominent (twofold or even more) between certain Constituent Territories (CT).

Completion of staff manning of medical establishments was often fulfilled by way of combining several job positions. Since 2009, access to first care GP has begun diminishing in quite a number of FDs and CTs. On the contrary, staff situation with district pediatricians was quite favorable in most FDs. Absolute numbers of GP have acquired certain accretion in most FDs. The skills of medical staff normalized to national standards was not yet sufficient in most medical specialties in urban, as well as in rural environment. It was especially sensitive in hygienic specialties.

General numbers and relative distribution of non-medical staff among medical establishments was less and rather unfavorable in European part of Russia, and more and rather favorable in CTs of Siberia and the Far East. Such a situation requires prospective research for evaluation of expenses for regulation of staff resources in public health.

Key words. Medical staff, Statistical data on staff, Medical staff manning, Balance between physicians and nurses, Skills of medical staff, Provision of first care GP.

Отечественная и международная практика свидетельствует о том, что при проведении разнообразных воздействий по совершенствованию и укреплению системы здравоохранения, наиболее результативными являются меры по оптимизации использования подготовленных кадров. Как самый весомый из всех видов ресурсов, человеческий потенциал, необходимый для развития системы здравоохранения, должен соответствовать своему предназначению. Даже при идеальной ситуации в будущем, где, в адекватной потребностям мере, будут присутствовать финансовые средства и инфраструктура, но не будет соответствующих кадров, система здравоохранения работать не сможет.

Непременным условием совершенствования распределения и практического применения кадровых сил и возможностей является процессный подход к их изучению, мониторинг показателей обеспечения системы трудовыми ресурсами.

В Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения на протяжении последних десятилетий осуществляется наблюдение и обработка показателей состояния, движения кадров, работающих в подведомственных учреждениях здравоохранения, основанные на статистических данных (формы статистического наблюдения №№ 17,47) для выявления скрывающихся за ними количественных и качественных внутренних связей [7,8].

В условиях выполнения программы модернизации здравоохранения, напрямую связанной с участием медицинских кадров, актуальное значение приобретает углубленный, на основе данных последних лет, анализ региональной и субъектовой обеспеченности кадровым персоналом, его способности к выполнению поставленных задач [1,2].

По данным проведенного исследования (2009-2010 гг.) в Российской Федерации к концу 2010 года общая численность врачей, работающих в учреждениях здравоохранения подчинения Минздравсоцразвития России, составила 625 671 человек. С 2009 года абсолютное число работающих лиц с высшим медицинским образованием увеличилось на 13 тыс. специалистов. Показатель обеспеченности населения врачами всех специальностей составил за этот период 44,1 на 10 тыс. населения.

Региональные различия в обеспеченности врачами российского населения достигают 30,0%. Превышение общероссийского показателя обеспечения врачебными кадрами в 2010 году отмечено в Северо-Западном (50,4), Центральном (48,2), Дальневосточном (46,4) регионе, снижение – в Приволжском (41,3), Южном (39,5), Уральском (38,3) и Северо-Кавказском (36,3), соответствие (44,2 на 10 тыс. населения) - в Сибирском федеральном округе (ФО).

Более значимые различия (вдвое и более) выявляются между субъектами Российской Федерации. Высокая обеспеченность врачами (свыше 50,0) зарегистрирована в Хабаровском крае, Республиках –Удмуртская, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), в Томской, Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Ярославской области. В Чукотском автономном округе, гг. Москве и Санкт-Петербурге она превысила 70,0 на 10 тыс. населения при росте показателя по отношению к 2009 году.

Низкий (чуть более 30,0) уровень обеспеченности врачами всех специальностей сложился в федеральных субъектах - Владимирской, Костромской, Тамбовской, Тульской, Калининградской области, Ставропольском крае, Республике Марий-Эл.

Наиболее низкий, по обеспеченности врачебным персоналом, уровень выявлен в Курганской области (24,6) при общей численности 2330 врачей и тенденции к снижению от соответствующих величин 2009 года, а также – в Еврейской автономной области (28,6). Показатель менее 30,0 на 10 тыс. населения отмечается в Чеченской Республике (27,4), Ингушетии (26,8), но с направленностью к его небольшому росту по отношению к 2009 году. В Тульской области в 2010 году обеспеченность врачами уменьшилась до 29,1 на 10 тыс. населения.

Укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными должностями составила в Российской Федерации за 2010 год 91,7% (2009 г. - 92,4%). На 90,0% и более наполнены штаты в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Сибирском, Уральском и Дальневосточном регионе, менее 90,0% - в Южном и Северо-Кавказском ФО.

Высокой укомплектованностью учреждений здравоохранения врачами характеризуются Кемеровская (97,4%), Сахалинская (97,2%) области, Республики Саха (Якутия) – 97,0%. Удмуртская (96,6%), Татарстан (96,4%) и ряд других субъектов Федерации. Как правило, более высокая комплектация состава врачей сочетается с превышающим общероссийский - коэффициентом совмещения должностей (1,6-1,8). То есть, укомплектованность врачами многих субъектов Федерации выглядит достаточно благополучно, с учетом совместительства.

Менее чем на 90,0% укомплектованы учреждения здравоохранения территорий, в которых обеспеченность врачами ниже среднероссийской – Еврейская АО, Камчатский край, Республика Бурятия, все Республики Северо-Кавказского ФО, кроме Северной Осетии-Алании, Орловская, Тамбовская, Тверская область.

Вместе с тем, при уровне обеспеченности врачами выше российского показателя укомплектованность учреждений может быть ниже средних данных – Смоленская (89,0%), Оренбургская (89,0%) область, г. Москва (87,8%), где коэффициент совместительства меньше среднероссийского (1,4).

Усредненный российский показатель коэффициента совместительства составил в 2010, как и в 2009 году - 1,5, отражая несоответствие числа штатных должностей количеству работающих физических лиц врачебного персонала. Высокие показатели совместительства до 2,0 и выше объемов отмечаются в Тульской, Магаданской области, Еврейской АО, до 1,9-1,8 – в Ульяновской, Челябинской, Кемеровской, Новгородской области - субъектах с более низким обеспечением врачами.

В Республиках Северо-Кавказского ФО меньшая обеспеченность врачами сочетается, напротив, с невысоким коэффициентом совместительства (1,1– 1,3), что в целом характеризует трудности управления трудовыми ресурсами и диспропорции, возникающие в процессе расстановки кадров, оплаты их деятельности.

Анализ уровня укомплектованности врачебным персоналом больничных учреждений показал, что врачебные должности заполнены на 92,5% (в целом по больницам, включая совмещенные с ними поликлиники) при коэффициенте совместительства, равном 1,5, в стационарах сельской местности составляет 88,1% при совмещении должностей - 1,5.

В больницах федерального подчинения укомплектованность врачами достигает 86,9% при совместительстве 1,2, в учреждениях подчинения субъекта Российской Федерации - 92,4% (коэффициент совместительства – 1,5), в муниципальных стационарах – 92,8% (при коэффициенте совместительства 1,6). К концу 2010 года осталось лишь 5 участковых больниц, в которых ни одна штатная ложность не была занята врачом.

В самостоятельных амбулаторных учреждениях здравоохранения укомплектованность врачами составила 92,3%, при коэффициенте совместительства-2,2. Поликлиники федерального подчинения укомплектованы на 91.4% (коэффициент совместительства 1,5), подчинения субъекта Российской Федерации – на 93,3% (коэффициент совместительства – 2,1), муниципального подчинения – на 93,9% при совмещении должностей 2,4. На начало 2011 года осталось 10 самостоятельных амбулаторий, в которых не было работающего врача.

Приоритетом в кадровой политике отечественного здравоохранения является укрепление и развитие кадрового состава его первичного звена. По участковому принципу в стране работают участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики (ВОП).

В 2010 году численность участковых терапевтов составила 37833 человек или 6,0% от числа врачей всех специальностей. По отношению к 2009 году произошло уменьшение численности почти на 1000 физических лиц при прежней обеспеченности кадрами (2,7 на 10 тыс. населения). Превышает российский показатель обеспеченность участковыми терапевтами в Центральном, Сибирском, Дальневосточном, Южном ФО (3,0 - 2,8), соответствует – в Приволжском, не достигает – в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Уральском (2,6-2,1).

Численность участковых врачей с 2009 года убывала, в той или иной степени, по всем российским округам и многим ее субъектам. Ситуация сохранялась относительно стабильной в Рязанской, Смоленской, Брянской, Саратовской, Магаданской, Новосибирской, Амурской, Тюменской области, Республике Удмуртской, Саха (Якутия), Ямало-Ненецком АО, Еврейской АО при практически неизменной, с 2009 года, обеспеченности населения этих территорий участковыми врачами (4,1 –2,8).

Ниже общероссийской сложилось обеспечение участковыми специалистами в Вологодской (1,8), Курганской, Свердловской (1,5), Воронежской области (1,3), Ставропольском крае (1,9), Республике Ингушетия (1,4), Чувашской (1,2), а также – в Курганской (1,5) и Пензенской области (1,0), где в 2010 году, по отношению к 2009 году, количество участковых врачей уменьшилось на 45,0%.

Коэффициент совместительства участковыми врачами по Российской Федерации составил, в среднем, 1,2. Такой же показатель отмечен в 25,0% субъектов. В более чем половине от общего числа субъектов коэффициент совмещения должностей был ниже (1,1 – 1,0), а в Самарской, Саратовской, Свердловской, Курганской. Вологодской, Московской области, Республике Адыгея, г.Санкт-Петербурге и других субъектах – выше (1,3-1,4). Совмещение объемов работы участковыми врачами при коэффициенте 1,5 отмечено по г. Москве, 1,6 – в Тульской области.

По уровню укомплектованности должностей участковых терапевтов наиболее низкие показатели выявлены в Псковской (81,5%), Курганской (80,6%), Ростовской (80,0%) области, Чеченской Республике (72,9%).

Вместе с тем, лишь в ряде из субъектов Федерации (Пензенская область, Ставропольский край), где была выявлена динамика уменьшения численности участковых врачей, отмечено расширение функций ВОП и увеличение обеспеченности ими до 2,1– 1,2 на 10 тыс. населения. Ежегодный прирост ВОП более отчетливо проявился в Белгородской, Тверской, Ульяновской, Томской и других областях.

За 2010 год более чем на 400 физических лиц (1,5%) уменьшилась численность работающих участковых педиатров при обеспеченности ими -10,3 (2009 г. – 10,4 на 10 тыс. населения).

Некоторое снижение абсолютной численности участковых педиатров коснулось всех регионов, кроме Северо-Кавказского ФО (прирост + 1,5%). Наряду с этим, в течение 2010 года несколько снизилась и обеспеченность населения данными специалистами. Самая высокая обеспеченность участковыми педиатрами наблюдается в Дальневосточном ФО – 11,2 (2009 г. – 11,3 на 10 тыс. населения).

Несколько выше российского – показатели обеспечения участковыми педиатрами в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском регионе, соответствуют усредненным параметрам – в Южном ФО.

Самая невысокая обеспеченность участковыми детскими врачами - 8,0 отмечена в Северо-Кавказском регионе (2009 г. – 7,9) и Уральском ФО - 8,8 (2009 г. – 8,9 на 10 тыс. населения).

Различия в обеспеченности участковыми педиатрами субъектов Российской Федерации достигают 69,0%. Самые высокие показатели обеспеченности – в Удмуртской Республике (12,5), Камчатском (12,2), Алтайском крае (12,1 на 10 тыс. населения).

Один из наиболее низких показателей отмечен в Чеченской Республике (3,8), Республике Ингушетия (6,2), Свердловской области (7,0), Республике Бурятия (7,7), от 8,0 до 9,0 на 10 тыс. населения сохраняется уровень обеспеченности участковыми педиатрами в Курганской, Челябинской, Иркутской области, Республике Дагестан, Карачаево-Черкессии.

Состояние укомплектованности участковыми педиатрами благополучнее по сравнению с характеристикой участковых терапевтов. Почти все субъекты Федерации укомплектованы педиатрами в объеме от 90,0 до 100,0% за исключением Чеченской Республики (53,2%), Республики Дагестан (86,2%).

Такое наполнение занятых по отношению к штатным должностей наблюдается при относительно невысоком коэффициенте совместительства (Российская Федерация – 1,1 в 2009 - 2010 гг.).

По отдельным субъектам Федерации коэффициент совместительства составляет от 1,1 до 1,0, кроме Чеченской Республики, Тульской области (1,3), Новгородской, Псковской, Московской, Магаданской области, Республики Адыгея, Коми, Карачаево-Черкессии (1,2).

Изменения, происходящие в участковой медицинской службе по обслуживанию взрослого населения, тесно связаны с переходом к работе по принципу ВОП, который медленно, но неуклонно набирает темпы. В 2010 году общее число ВОП в России увеличилось с 9301 до 9706 человек (на 4,5%), при обеспеченности 0,7 на 10 тыс. населения.

Прирост абсолютной численности ВОП с 2009 года произошел по всем округам, кроме Сибирского и Северо-Кавказского ФО. Самое большое количество врачей общей практики (3516) подготовлены и работают в Приволжском, наименьшее (293) – в Дальневосточном регионе. Диапазон обеспеченности ВОП составляет от 2,8 (Самарская область, Чувашская Республика) до 0,2 на 10 тыс. населения и ниже (Нижегородская, Костромская, Рязанская, Волгоградская, Брянская, Новосибирская, Сахалинская область, Республика Ингушетия).

Показатель аттестации врачебных кадров всех специальностей в 2010 году составил 52,1%. В сельской местности доля врачей, имеющих квалификационную категорию, достигла 42,1%.

По категории высшего уровня квалификации аттестованы 28,9%, по первой – 17,8%, второй – 5,4% врачей. Более высокая доля врачей с квалификационной категорией среди акушеров-гинекологов – 62,0%, 56,7% - среди хирургов и онкологов, 53,9% - среди педиатров. Меньшая численность получивших квалификационную категорию в группе врачей генетиков (48,9%), профпатологов (44,6%), гериатров (43,5%), немногим более их трети среди врачей по гигиеническому воспитанию и менее трети (29,9%) – по специальности клиническая фармакология.

Из общего числа кадрового состава всех специальностей сертификатом владеют 89,5% врачей. Среди них: 97,7% - по общей врачебной практике, 96,5% - эндоскопии, 94,8% - педиатрии, 94,5% - анестезиологии и реаниматологии, 94,3% – акушерству и гинекологии, 94,1% – терапии.

Ниже российского показателя доля врачей, имеющих сертификат гигиенического профиля деятельности: 74,9% - по гигиене питания и общей гигиене, 65,9% - гигиеническому воспитанию, 65,4% - по гигиене труда.

В отличие от врачебных кадров в течение 2010 года численность среднего медицинского персонала снизилась на 7569 человек (- 0,6%). Абсолютное число сестринских кадров составило 1 327 783 (2009 г. – 1 335 352 физических лиц).

Соотношение сестринского и врачебного персонала в течение многих лет в Российской Федерации не претерпевает значимых изменений. В 2009-2010 гг. величина его сохранилась прежней 2,1 : 1.

Наибольшее число сестринских кадров сконцентрировано в Центральном (25,0%) и Приволжском ФО (22,5% от их общего числа). Вместе с тем, из-за более высокой численности, проживающих в Центральном регионе жителей, обеспеченность населения округа средним медицинским персоналом (91,5) складывается ниже среднероссийской величины - 93,6 (2009 г. – 94,1).

Низкие показатели обеспеченности кадрами среднего звена зарегистрированы в Южном (85,6), Северо-Кавказском (82,1), Дальневосточном регионе (91,2 на 10 тыс. населения). По другим округам расчетные величины были выше российской показателя (в Приволжском ФО - 100,1 на 10 тыс. населения).

В разрезе субъектов Российской Федерации выявились более заметные различия. Свыше 40,0% федеральных субъектов имеют обеспеченность средним медперсоналом на уровне 100 и выше на 10 тыс. населения. Самый высокий показатель обеспеченности отмечен в Чукотском АО (163,6), Ханты-Мансийском АО (138,3), Сахалинской области (137,8), Республике Тыва (131,2), Республике Алтай (130,2), Республике Коми (120,3).

В 3-х из вышеперечисленных территорий установленный показатель, по отношению к 2009 году, уменьшился, в остальных – возрос.

Самые низкие параметры обеспеченности средним медицинским персоналом отмечены в Республике Ингушетия (56,0), Приморском крае (64,2), Калининградской области (65,8),), Московской (70,0), Ленинградской области (70,4), Чеченской Республике (72,5), Ставропольском (74,0), Краснодарском крае (79,9 на 10 тыс. населения). В динамике, по отношению к 2009 году, небольшое увеличение показателей наблюдалось по Ставропольскому, Краснодарскому краю, Чеченской Республике.

Коэффициент совместительства среднего медперсонала с 2009 по 2010 гг. сохранялся в Российской Федерации равным 1,3. На протяжении многих лет в учреждениях отечественного здравоохранения параметры совместительства у сестринского персонала менее низкие, в сравнении с врачами.

Укомплектованность средним медицинским персоналом больничных учреждений по Российской Федерации составила 95,6%. Из общего числа – в учреждениях федерального подчинения показатель составил 85,5%, в больницах субъектной подчиненности – 94,2%, в муниципальных стационарах – 96,6%.

Укомплектованность должностей среднего медицинского персонала самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений в 2010 году образовалась на уровне 92,3%, в учреждениях федерального подчинения – 91,5%, субъектного подчинения – 89,6%, муниципальных поликлиниках и амбулаториях – 93,9%.

По федеральным субъектам при учете совместительства выявлялись различия: в сторону увеличения – Тульская область, Приморский край, Чукотский АО (1,6), Московская, Калужская, Магаданская область, Хабаровский край (1,5).

В 41% территорий коэффициент совмещения должностей соответствовал величине российского показателя, в 16,8% субъектов – был выше (1,4), в 24% - ниже среднего по России параметра (1,2-1,0).

Для развития ВОП проводится подготовка сестринского персонала по общей врачебной (семейной) практике. Число медицинских сестер общей практики постепенно увеличивается. За 2010 год их количество возросло на 869 физических лиц (6,5%), а обеспеченность кадрами повысилась с 0,9 (2009 г.) до 1,0 (2010 г.).

Большая активность в совершенствовании амбулаторной помощи на основе развития института ВОП проявляется на уровне отдельных субъектов Федерации, достигающих ежегодных позитивных сдвигов. К ним относятся Чувашская Республика (обеспеченность медсестрами ВОП за 2009-2010 гг. 6,1 – 6,4), Татарстан (4,4 – 4,5), Воронежская (4,3- 4,6), Пензенская (3,3 – 4,8), Белгородская (3,2 – 3,4), Тверская область (2,4 – 2,9), Республика Калмыкия (2,1 – 2,4 на 10 тыс. населения).

В 1,2 - 2,5 раза увеличилась численность медсестер ВОП в Хабаровском крае, Республике Бурятия, Томской области, в том числе в ходе процесса дополнения (замены) участковых медицинских сестер.

Количество развернутых центров ВОП в 2010 году составило 138, отделений (кабинетов) – 1560 единиц. Доля их от общего числа по Российской Федерации наибольшая в Центральном (26,4%) и Приволжском ФО (25,5%). В Сибирском регионе функционируют 11,8%, Северо-Западном – 11,1%, Южном ФО – 6,8% офисов ВОП. Самое небольшое количество кабинетов ВОП – в Северо-Кавказском (4,3%) и Дальневосточном ФО (3,9%).

Доля аттестованных среди среднего медицинского персонала в 2010 году составила 63,2% физических лиц. Из работающих в условиях сельской местности медицинских кадров среднего звена доля лиц с подтвержденным уровнем квалификации достигает 57,5%.

Высшую квалификационную категорию имеют 34,4%, первую – 21,5%, вторую – 7,3% средних медицинских работников. Число аттестованных выше среди акушерок (66,6%), получили квалификационную категорию 63,5% медсестер по различным специальностям, 59,7% фельдшеров. Среди медицинских сестер наиболее активен в повышении квалификационного уровня сестринский персонал по специальности операционное дело (73,5%), обучившиеся физиотерапии, анестезиологии и реаниматологии (70,8 - 70,2%).

Сертификатом специалиста владеют 91.2% лиц со средним медицинским образованием. В сельской местности имеют сертификат 57,6% работников среднего звена. Наибольшая доля, получивших сертификат среди акушерок (93,7%), сертифицированных фельдшеров – 92,3%, медицинских сестер – 91,6%.

В целом, общая численность работающих в государственных учреждениях здравоохранения Российской Федерации составила 2 921 311 человек, включая врачебный, средний медицинский, младший и прочий персонал. В расчете на 10 тыс. человек приходится 88,5 сестринских, 34,5 врачебных кадров, 40,0 – младшего, 40,5 – прочего персонала. Наибольший показатель по «прочему» персоналу в Дальневосточном ФО (55,5), в Сибирском регионе – 46,2, Уральском – 45,7 на 10 тыс. человек, в этих же регионах выше, в сравнении с другими, показатели по младшему персоналу.

В разрезе федеральных субъектов по «прочему» персоналу выделяются Амурская (96,1), Магаданская область (96,4), Чукотский автономный округ (90,8), Ханты-Мансийский АО (59,8), Сахалинская область (59,2), Забайкальский край (58,5), Республика Саха (Якутия) – 57,3 на 10 тыс. человек. В сравнении с установленным соотношением по Российской Федерации, в этих же субъектах Федерации показатель по младшему персоналу в 1,5 и более раз выше.

Результаты проведенного научного анализа позволяют сформировать обобщенное представление о складывающихся в современных условиях общероссийских и территориальных тенденциях численности, структуры и соотношения трудовых ресурсов системы здравоохранения, которым предстоит обеспечить выполнение основных задач и мероприятий программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы [6].

Одним из условий успешного управления кадровыми ресурсами в каждом субъекте Российской Федерации является формирование регистра медицинских работников с перманентной актуализацией и верификацией базовых информационных данных, осуществляемой менеджерами лечебно-профилактических учреждений и территориальными органами управления здравоохранением [4].

Ведение регистра позволяет определить кадровый профиль каждого субъекта Российской Федерации, прогнозировать состав и структуру потребности территории в кадровых ресурсах, симметрию и пропорциональность их размещения, изучать эффективность использования кадров в целях планирования подготовки и систематического обучения врачебного и сестринского персонала.

Наиболее значимым компонентом, обеспечивающим регулирование поступления, распределения, динамику профессионального развития персонала в условиях необходимости проведения политики модернизации, является сопоставление фактически сложившейся на территории ситуации кадрового обеспечения здравоохранения, с показателями федеральных субъектов, более успешными в сфере ведения кадровой политики.

В настоящее время ее построение на основе взаимозависимости и взаимообусловленности по возможности всех элементов, входящих в региональную систему (модель) здравоохранения, обосновано реальными экономическими условиями, требующими установления порядка определения неэффективных расходов на управление медицинскими кадрами [5].

В методику оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятую Постановлением Правительства, внесены изменения, включающие установленные значения численности врачей и среднего медицинского персонала. Вместо «среднероссийских» значений численности на 10 тыс. населения должны учитываться рекомендуемые целевые показатели (41,0 врачей и 114,3 среднего медицинского персонала соответственно) в расчетах неэффективных расходов на управление медицинскими кадрами.

В соответствии с предъявляемыми требованиями повышается внимание к составу и численности «прочего» персонала, задействованного в работе медицинских организаций. При неоспоримой значимости немедицинских человеческих ресурсов, используемых в системе здравоохранения, рекомендовано осуществлять оптимизацию общего числа трудового (прочего) персонала учреждений здравоохранения, включая обязательные меры в случае, если численность данного персонала превышает 15 процентов общей численности врачебных и сестринских медицинских кадров.

Проведение преобразований в области кадрового обеспечения регионального здравоохранения проводится в рамках Концепции развития системы здравоохранения и одного из ведущих ее направлений – осуществление единой кадровой политики [3]. В числе прочих, основными механизмами регулирования должны стать приближение (достижение) соотношения врачей и сестринского персонала к сложившемуся, на сегодняшний день, распределению в развитых странах, разделение (с расширением, устранением дублирования) функций между различными профессиональными группами; дополнение квалификационного уровня рейтинговой (ранговой) оценкой профессиональных знаний и умений для каждого члена медицинского коллектива (корпорации); создание и следование условиям непрерывности образовательного процесса и регулярного подтверждения (роста) аттестации (аккредитации) медицинских кадров в любых доступных формах и в каждом лечебно-профилактическом учреждении.

Методы мониторинга и оценки состояния кадровых (трудовых) ресурсов, в свою очередь, позволят стимулировать лечебно-профилактическую деятельность, повышать коэффициент полезности трудового процесса, укрепления медико-социального эффекта, адекватного произведенным затратам.

Список литературы

  1. Андреева И.Л. Стратегические направления кадровой политики в условиях модернизации системы здравоохранения //Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2010. Том 13. № 1. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/165/30/lang,ru/ (Дата обращения: 05.06.2011).
  2. Гайдаров Г.М., Ленский А.А. Опыт работы Иркутского отделения Российского общества организаторов здравоохранения в развитии кадровых ресурсов региона //Менеджер здравоохранения. 2008. №3. С.26-30.
  3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Internet]. URL: http://www.zdravo2020.ru/concept (Дата обращения: 01.11.2011)
  4. Письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.12.2009 № 16-1/10/2-9999 /Методические указания по заполнению федерального регистра медицинских работников учреждениями здравоохранения и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. [Internet] URL: http://73reg.roszdravnadzor.ru/i/Data/Sites/73/GalleryImages/EditorUploadImages/PNP%20Zdorovie/metodich_ukazaniya.doc (Дата обращения: 01.11.2011)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 № 470 «О внесении изменений в методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». [Internet]. URL: http://pravo.fso.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&a3=102000483&a3type=1&a3value=&a6=&a6type=1&a6value=&a15=&a15type=1&a15value=&a7type=1&a7from=&a7to=&a7date=14.6.2011&a8=470&a8type=2&a1=&a0=&a16=&a16type=1&a16value=&a17=&a17type=1&a17value=&a4=&a4type=1&a4value=&textpres=&sort=7&x=75&y=8 (Дата обращения: 01.11.2011)
  6. Программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. 2010 [Internet]. URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/med-ins/5 (Дата обращения 12.05.2011).
  7. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения /Михайлова Ю.В., Сон И.М., Сохов С.Т., Данилова Н.В., Шестаков М.Г., Сасина Н.С., Тахтарова Ю.Н. //Здравоохранение Российской Федерации. 2008. №1. С. 52-54.
  8. Стратегические задачи и технологические решения в обеспечении системы здравоохранения кадровыми ресурсами /Сохов С.Т., Данилова Н.В., Сковердяк Л.А., Армашевская О.В., Артюхов А.С.,Миронова Н.Н., Огрызко Е.В., Лопаков К.В., Тахтарова Ю.Н. /Сб.научн.трудов ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава «Новые технологии в современном здравоохранении. Том 2. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. С.118-122.

References

  1. Andreeva I.L. Strategicheskie napravleniya kadrovoy politiki v usloviyakh modernizatsii sistemy zdravookhraneniya [Strategic directions of human policy in conditions of healthcare system reforming] [Online Scientific Journal]. Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya 2010 [cited 2011 Jun 05]; 13(1). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/165/30/lang,ru/
  2. Gaydarov G.M., Lenskiy A.A. Opyt raboty Irkutskogo otdeleniya Rossiyskogo obshchestva organizatorov zdravookhraneniya v razvitii kadrovykh resursov regiona [Working experience of Irkutsk department of the Russian society of healthcare officials in development of regional human resources ]. Menedzher zdravookhraneniya 2008;(3):26-30.
  3. Kontseptsiya razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Conception of development of healthcare system in the Russian Federation to 2020]. [Internet]. 2008; [cited 2011 Nov 01]. Available from: http://www.zdravo2020.ru/concept
  4. Pismo Minzdravsotsrazvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 10.12.2009 № 16-1/10/2-9999 "Metodicheskie ukazaniya po zapolneniyu federalnogo registra meditsinskikh rabotnikov uchrezhdeniyami zdravookhraneniya i organami upravleniya zdravookhraneniem subektov Rossiyskoy Federatsii" [The Letter of MoH&SD of the RF of 10.12.2009 № 16-1/10/2-9999 "Methodical instructions on filling out the Federal register of health care workers by healthcare facilities and healthcare regulatory bodies of the subjects of the Russian Federation" [Internet]. 2009 [cited 2011 Nov 01]. Available from: http://73reg.roszdravnadzor.ru/i/Data/Sites/73/GalleryImages/EditorUploadImages/PNP%20Zdorovie/metodich_ukazaniya.doc
  5. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 14.06.2011 № 470 «O vnesenii izmeneniy v metodiku otsenki effektivnosti deyatelnosti organov ispolnitelnoy vlasti subektov Rossiyskoy Federatsii» [Regulation of the Government of the Russian Federation of 14.06.2011 № 470 ”On introducing changes in the methods of assessing efficiency in activity of executive bodies of the subjects of the Russian Federation”] [Internet]. 2011 [cited 2011 Nov 01]. Available from: http://pravo.fso.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000&a3=102000483&a3type=1&a3value=&a6=&a6type=1&a6value=&a15=&a15type=1&a15value=&a7type=1&a7from=&a7to=&a7date=14.6.2011&a8=470&a8type=2&a1=&a0=&a16=&a16type=1&a16value=&a17=&a17type=1&a17value=&a4=&a4type=1&a4value=&textpres=&sort=7&x=75&y=8
  6. Programmy modernizatsii zdravookhraneniya subektov Rossiyskoy Federatsii [Programs of healthcare modernization of the subjects of the Russian Federation] [Internet]. 2010 [cited 2011 May 12]. Available from: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/med-ins/5.
  7. Mikhaylova Yu.V., Son I.M., Sokhov S.T., Danilova N.V., Shestakov M.G., Sasina N.S., Takhtarova Yu.N. Sostoyanie i perspektivy razvitiya kadrovogo potentsiala sistemy zdravookhraneniya [Present-day condition and prospects for developing human health potential of healthcare system]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2008;(1):52-54.
  8. Sokhov S.T., Danilova N.V., Skoverdyak L.A., Armashevskaya O.V., Artyukhov A.S.,Mironova N.N., Ogryzko E.V., Lopakov K.V., Takhtarova Yu.N. Strategicheskie zadachi i tekhnologicheskie resheniya v obespechenii sistemy zdravookhraneniya kadrovymi resursami [Strategic targets and technological solutions for healthcare system provision with human resources] In: Proceedings: FGU TsNIIOIZ Roszdrava «Novye tekhnologii v sovremennom zdravookhranenii. Vol. 2. Moscow: RIO TsNIIOIZ; 2007. P. 118-122.

Просмотров: 30024

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 07.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search