О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2011 (22) arrow Обоснование мероприятий по совершенствованию организации лечебно-профилактической помощи работникам Дальневосточной железной дороги с хроническими заболеваниями легких
Обоснование мероприятий по совершенствованию организации лечебно-профилактической помощи работникам Дальневосточной железной дороги с хроническими заболеваниями легких Печать
09.02.2012 г.

И.В. Хелимская, Н.А. Капитоненко
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Foundations for improving therapeutic and preventive medical service for Far-eastern railroad employees with pulmonary conditions
I.V. Khelimskaya, N.A. Kapitonenko
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk

Резюме. В статье рассмотрены основные направления дальнейшего совершенствования и оптимизации организации пульмонологической помощи работникам Дальневосточной железной дороги.

На основе комплексной оценки медико-социальных, профессиональных и экологических факторов риска определены пути повышения качества оказания медицинской помощи, снижения заболеваемости и распространенности заболеваний легких среди работников железной дороги и сохранения их трудового долголетия.

На основе системного анализа данных медико-статистического учета и отчетности, экспертной и нормативной оценки первичной медицинской документации, скринингового обследования и социологического опроса получены данные о распространенности болезней бронхолегочной системы среди работников Дальневосточной железной дороги и региональных особенностях функционирования пульмонологической службы. Выявлены причины гиподиагностики хронических заболеваний легких у жителей края и сформировавшихся диспропорций в обеспечении специализированной медицинской помощью работников Дальневосточной железной дороги. Распространенность хронических обструктивных заболеваний легких среди железнодорожников составила 19,4% преимущественно за счет хронической обструктивной болезни легких, а в административной группе 17% больше за счет бронхиальной астмы, что в 10 раз выше официальных данных.

Низкая кадровая обеспеченность врачами-пульмонологами как на Дальневосточной железной дороге, так и по краю, недостаточное материально-техническое обеспечение специализированным медицинским оборудованием диктует необходимость пересмотра нормативов обеспечения врачами-пульмонологами в сторону их увеличения и децентрализации пульмонологической службы. Необходимо шире использовать телемедицинские технологии и передвижные лечебно-диагностические центры, особенно в отдаленных районах края.

Совершенствование организации и развития пульмонологической службы Дальневосточной железной дороги основано на внедрении в практику современных методов ранней диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, возрождение системы реабилитации и диспансеризации, проведения широких социальных мероприятий, координации усилий всех научных и лечебно-профилактических учреждений в борьбе с заболеваниями органов дыхания на территории Дальнего Востока. Органам управления здравоохранения рекомендовано определить пульмонологическую помощь населению одним из приоритетных направлений дальнейшего развития здравоохранения восточных регионов России.

Ключевые слова. Организация медицинской помощи, управление, качество, заболевания легких. 

Summary. The article discusses major ways for further improvement and optimization (through organizational efforts) of medical care at Far-Eastern Railroad for employees with pulmonary conditions.

Comprehensive evaluation of medical and social, occupational, and ecologic risk factors was carried out with the purpose in mind of improving quality of medical care, that could lead to reduction in incidence and prevalence of pulmonary conditions in Far-Eastern Railroad employees that could imply their long-standing career. System analysis of the data from medical statistical records and primary medical accounting documentation was expertise assisted and corrected for medical standards. This expertise evaluation and standard-adjusted correction had prompted the launch of a screening program which was useful for elucidation of true incidence and prevalence of broncho-pulmonary conditions among Far-Eastern Railroad employees. Sociological survey also contributed to this end.

The reasons behind the underreported rates of chronic pulmonary diseases in the population of the Khabarovsk Territory were identified. The reconsiderations thus arisen were then linked to the emerged unbalance in the provision of specialty medical care for the Far-Eastern Railroad employees manifested in the relative and absolute lack of pulmonologists. True figures of prevalence of chronic obstructive pulmonary diseases were eventually derived: the real prevalence among the Far-Eastern Railroad employees constituted as much as 19%, specifically among the administrative employees – as much as 17%. These figures were ten times as big against the officially proclaimed ones, but the official data had totally ignored bronchial asthma in the cluster of respiratory diseases, so it was not 10 times sharp, but rather less.

Official figures when translated in official policies were partly responsible for low provision of pulmonologists for the Far-Eastern Railroad employees, as well for the population of this Land in general, also for insufficient logistics facilities and equipment of medical establishments, though this was more due to lowered standards of medical care.

Quotas of provision of pulmonologists are to be reconsidered. Medical establishments are to be made decentralized and much more economically independent - for better logistics facilities and equipment. Remote medical consultation tele-facilities are to be fully operational - for better diagnosis, as well as critically optimal strategy and tactics of disease management. Mobile diagnostic+therapeutic centers are to be more widely implemented, especially in less opened and less settled distant locations of this vast territory.

Effective ways of organization and development of pulmonology service at the Far-Eastern Railroad imply: introduction in practical medical care of certain modern techniques of early diagnosis, opportune treatment and prevention of respiratory diseases; full-scale regeneration of screening; revival of health rehabilitation social medical system; coordination of efforts of scientific and therapeutic preventive establishments in combatting respiratory diseases on this Land and in the Far-Eastern Federal District at large. Development of public health in Eastern Regions of Russia should take up the pulmonology care for the population as a priority specialty.

Keywords: Organization of medical care, management, quality, pulmonary diseases

Несмотря на радикальные преобразования, затронувшие всю систему железнодорожного транспорта в Российской Федерации (РФ), основной задачей врачебно-санитарных служб железных дорог было и остается обеспечение здоровья и трудоспособности работников отрасли. От этого, прежде всего, зависит безопасность перевозок и бесперебойная работа всей системы железнодорожного транспорта [3, 8, 10, 17, 20].

Болезни органов дыхания (БОД) у работников железнодорожного транспорта традиционно стоят на первом месте в структуре временной утраты нетрудоспособности и причин отстранения от рейсов, а также на втором среди профзаболеваний. И не случайно. Условия работы большинства железнодорожников связаны с постоянным воздействием промышленных аэрозолей, запыленности рабочих мест, переохлаждением, контактом с химическими и горюче - смазочными веществами, с органической пылью, в том числе инфициро­ванной, нервным перенапряжением, нерегулярным графиком работы и отдыха [1, 6, 10, 15, 17].

Суровые климатические условия Дальнего Востока в сочетании с работой на открытом воздухе, в условиях перепада температур и влажности, чрезмерных физических нагрузок на фоне интенсификации труда способствуют частым острым респираторным вирусным инфекциям и формированию заболеваний бронхолегочной системы. Многие БОД под воздействием вредных профессиональных условий склонны приобретать хроническую форму [2, 9, 15, 16, 17]. В то же время показатели общей и первичной заболеваемости болезнями органов дыхания по Дальневосточной железной дороге (ДВОСТжд) значительно ниже (р<0,05) по сравнению с другими отделениями ОАО «РЖД», несмотря на более суровые климатические и экологические условия труда [6, 7].

С целью оценки эффективности функционирования пульмонологической службы на ДВОСТжд и уточнения показателей распространенности хронической бронхолегочной патологии у работников дороги, мы проанализировали региональные ежегодные статистические отчеты медицинской службы на ДВОСТжд и Хабаровского края, а также первичную медицинскую документацию (10404 медицинские карты работников железной дороги) за период с 2004 по 2010гг. Для выявления хронических обструктивных заболеваний легких (ХОЗЛ) у 1037 работников ДВОСТжд проведено скрининговое исследование функции внешнего дыхания (ФВД) с бронхолитической пробой и анкетирование с помощью разработанной нами оригинальной анкеты на основе опросника анкеты по выявлению признаков бронхолегочных заболеваний, составленной Комитетом Британского медицинского научного совета и утвержденной экспертами ВОЗ (последняя версия 1987 года).

Детальный анализ общей и первичной заболеваемости БОД выявил, что у работников ДВОСТжд данные показатели самые высокие по сравнению с заболеваемостью прикрепленного населения, жителей края, на ОАО «РЖД» и общероссийскими показателями (табл. 1).

Таблица 1

Заболеваемость работающих железнодорожников на ДВОСТжд (2009 год)

Нозология Общая заболеваемость на 1000 населения Первичная заболеваемость на 1000 населения
ДВОСТжд Прик- репл. насел. Край ОАО «РЖД» РФ ДВОСТжд Прик- репл. насел. Край ОАО «РЖД» РФ
БОД 246,5 151,1 174,0 187,3 208,2 189,3 117,0 135,3 142,7 151,1
Пневмония 4,4 2,4 3,0 2,7 3,7 4,4 2,4 3,0 2,6 3,7
Хр бронхит, эмфизема 10,7 7,7 7,5 11,1 14,7 1,5 0,7 0,8 2,0 2,2
Бр. астма 3,9 3,6 7,3 4,5 8,2 0,4 0,3 0,4 0,4 0,6

В то же время по хроническим и, особенно, обструктивным заболеваниям легких показатель первичной заболеваемости выше, чем у прикрепленного населения, но ниже чем по краю (по бронхиальной астме), РФ и железной дороге в целом, в чем просматривается явное несоответствие реальной действительности.

Было установлено, что некоторые группы железнодорожников (II и III) не выделяются для регулярного обследования бронхолегочной системы, несмотря на то, что у работников данных групп помимо I и V зафиксирован высокий уровень заболеваемости бронхитами и ОРВИ на фоне воздействия значительного количество вредных производственных факторов. Во многих группах работающих железнодорожников определение ФВД не входит в обязательный объем исследования, несмотря на воздействие профессиональных факторов и высокого процента курящих лиц.

Среди работников, имеющих исследование ФВД, отмечается высокий процент лиц со сниженным показателем ОФВ. Снижение данного показателя менее 80% отмечается у 39,8% работников административной группы и 46,3% у лиц технических специальностей. При этом доля проведения пробы с бронхолитиком остается крайне низкой. Среди лиц, имеющих респираторные жалобы, характерные для бронхиальной астмы, только у 21,1% когда-либо проводилось исследование ФВД [18, 20, 21].

В условиях современной модернизации здравоохранения одним из экономически выгодных направлений дальнейшего развития является консолидация совместных усилий узких специалистов различных учреждений здравоохранения и ведомств в лечебно-диагностическом процессе.

Однако анализ кадрового обеспечения показал, что во всех учреждениях здравоохранения Хабаровского края и ДВОСТжд отмечается неуклонное снижение показателя укомплектованности врачами, в том числе терапевтами, являющимися основным звеном на этапе первичной медицинской помощи больным с заболеваниями респираторного тракта.

С учетом совместительства укомплектованность врачами по Хабаровскому краю составляет от 60,8% до 100%, без него от 21% до 67%. В негосударственных учреждениях здравоохранения (НУЗ) ДВОСТжд укомплектованность специалистами даже с учетом совместительства не достигает 100% и колеблется от 65,4% до 98,5%. Данный показатель ниже общедорожных и составляет в среднем 89,1% в 2009 году, тогда как в 2007 году - 92,2%. Для сравнения по Южно-Уральской ЖД укомплектованность врачами 100%, по Восточно-Сибирской ЖД 95,9%. Аналогичный показатель на ОАО «РЖД» составляет 93%. При этом коэффициент совместительства по Хабаровскому краю равен 3,0, а на ДВОСТжд - 1,7. Квалификационные категории имеют только 59,1% врачей в крае. Удельный вес врачей, имеющих квалификационную категорию ДВОСТжд, составляет 59% (23% - 72% по разным НУЗ), в то время как на ОАО «РЖД» - 65%.

Пульмонологические службы Хабаровского края и ДВОСТжд также находятся в сложном положении и испытывают большие трудности с укомплектованностью. Так по краю при штатном расписании 26,25 ставки пульмонологов занято только 14. В поликлиниках обеспеченность пульмонологами составляет менее 50% от необходимого числа. Все предусмотренные должности врачей-пульмонологов сконцентрированы в двух городах – Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, что при обширности территории края делает своевременную пульмонологическую помощь населению недоступной.

На ДВОСТжд предусмотрено 5 штатных пульмонологов, при этом занято только 3,5 ставки с учетом совместительства. Из них 2 пульмонолога работают на базе Дорожной клинической больницы на ст. Хабаровск 1, единственном НУЗ на ДВОСТжд, где имеются пульмонологические койки. Однако, сокращение специализированных пульмонологических коек в 2 раза ниже нормативных требований еще больше усугубляют проблемы своевременной лечебно-диагностической помощи населению на ДВОСТжд.

Учитывая воздействие на работников ДВОСТжд значительного количества вредных профессиональных факторов, вызывающих хронические заболевания легких, в лечебно - профилактических учреждениях ДВОСТжд по штату предусмотрено 11,75 ставок врачей - профпатологов при занятости 10,25 ставок. При этом физических лиц врачей - профпатологов только 5 человек, остальные ставки заняты совместителями.

Из-за дефицита врачей - пульмонологов только небольшой процент заболевших с БОД направляется на консультацию к пульмонологу, что затрудняет своевременную диагностику заболеваний легких. Данная тенденция отмечается не только в НУЗ ДВОСТжд, но и во всех лечебных учреждениях Хабаровского края. Посещаемость пульмонологов остается одной из самых низких среди всех специалистов (0,2%), несмотря на значительную распространенность БОД, что обусловлено дефицитом данных специалистов. В отдельных пульмонологических кабинетах НУЗ на ДВОСТжд нагрузка на пульмонолога достигает 7,8 человека в час (при норме 3- 4), что является недопустимым [13].

Обращение в краевые учреждения Хабаровского края, также не позволяет своевременно решать данную проблему, поскольку очередь на прием к краевому пульмонологу достигает 2 месяцев. Не случайно доля пульмонологических больных в структуре экстренной госпитализации составляет 50%.

Большая нагрузка и ограниченное время на приеме приводит к недостаточной диагностике и эффективности лечения заболеваний легких, диспансерного наблюдения пациентов пульмонологического профиля, синдрому эмоционального выгорания, снижению стремления к дальнейшему профессиональному росту. В результате по сводным данным НУЗ на ДВОСТжд доля работников железнодорожного транспорта, находящихся на диспансерном учете по заболеваниям легких, составляет в среднем 62,5%.

Проведенный анализ показал, что оснащение кабинетов врачей-пульмонологов не соответствует современным требованиям, прописанным в приложении № 3 к приказу № 222 н «О порядке оказания медицинской помощи больным с бронхо-легочными заболеваниями» от 7 апреля 2010 года [13]. В кабинетах практически отсутствуют портативные спирографы, пикфлоуметры, небулайзеры, пульсоксиметры, необходимые для своевременной диагностики ХОЗЛ. Степень износа рентгенаппаратов по различным НУЗ ДВОСТжд составляет в среднем 47%, а по отдельным лечебным учреждениям достигает 100%.

Данные обстоятельства затрудняют своевременную и правильную постановку диагноза в день обращения пациента и способствуют хронизации бронхолегочной патологии, росту числа запущенных случаев с неконтролируемым течением. Не случайно в структуре госпитализированных больных из года в год кроме пневмонии около 50% составляют ХОЗЛ, удельный вес которых ежегодно нарастает. Проведенные нами исследования на ДВОСТжд выявили снижение индекса Тиффно, характерного для ХОБЛ у 5,7% работников административной группы и у 12,1% работников технических специальностей (p<0,05). А распространенность бронхиальной астмы составила 11,3% и 7,3% соответственно.

Таким образом, в настоящее время сформировался значительный дисбаланс в обеспечении работников ДВОСТжд и населения ХК пульмонологической помощью. Низкая кадровая обеспеченность врачами-пульмонологами как на ДВОСТжд, так и по краю, недостаточное материально-техническое обеспечение специализированным медицинским оборудованием негативно сказывается на уровне выявления бронхолегочной патологии, проведении лечебно-профилактических мероприятий и затрудняет дальнейшее взаимодействие, развитие и совершенствование пульмонологической помощи дальневосточникам.

Сложившаяся ситуация требует совершенствования регионального ведомственного здравоохранения на ДВОСТжд и пульмонологической помощи в частности с учетом основных положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 апреля 2010 года № 222 н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с бронхо-легочными заболеваниями пульмонологического профиля" [13]. Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения должны отвечать требованиям научно-технического прогресса и обеспечивать адекватность и доступность квалифицированной помощи населению, поскольку около 30% работников ОАО "РЖД" и членов их семей проживают вне населенных пунктов (станции, полустанки), медицинская помощь которым оказывается в линейных лечебно-профилактических учреждениях и передвижными медицинскими модулями на железнодорожном транспорте. В некоторых населенных пунктах субъектов РФ НУЗ ОАО "РЖД" являются единственными организациями, в которых оказывается медицинская помощь.

Укомплектование врачебными кадрами, особенно отдаленных районов является первостепенной задачей в решении вопросов совершенствования развития и повышения качества оказания медицинской помощи в Хабаровском крае и на ДВОСТжд. По результатам опроса медицинских экспертов это достигается, прежде всего, улучшением материального и социального благосостояния специалистов, повышением престижа профессии врача, что будет способствовать снижению коэффициента совместительства, более качественной работе на приеме, возможности повышения профессионального уровня.

Для наиболее отдаленных районов повышение доступности и качества медицинской помощи достигается использованием телемедицинских технологий и передвижных медицинских центров, в частности, дорожного передвижного лечебно-диагностического центра «Терапевт Матвей Мудров», который позволяет проводить основные виды первичной и специализированной медицинской помощи с привлечением высококвалифицированных специалистов НУЗ на ДВОСТжд.

На современном этапе развития и реорганизации системы здравоохранения первичной медико-санитарной помощи отводится ведущая роль в процессе охраны здоровья населения, профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечении и реабилитации населения, что определяет необходимость ее максимального приближения к месту жительства и работы людей. Территориальный принцип особенно актуален в условиях Дальневосточного региона [13, 14].

В то же время в приказе Минздравсоцразвития РФ от 7 апреля 2010 г. № 222 н говорится, что «…в амбулаторно-поликлинических учреждениях при подозрении или в случае выявления бронхо - легочных заболеваний участковые врачи-терапевты, врачи-педиатры, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи других специальностей направляют больных на консультацию в кабинет врача-пульмонолога» [13].

Таким образом, уже на этапе первичной медико-санитарной помощи предусматривается обязательное направление пациентов на консультацию к пульмонологу и дальнейшее ведение пульмонологических больных врачом-терапевтом совместно с пульмонологом. Это диктует необходимость пересмотра штатных нормативов обеспечения врачами-пульмонологами в сторону их увеличения и децентрализации пульмонологической службы с целью повышения качества и доступности пульмонологической помощи населению.

Учитывая вышесказанное, в ряде НУЗ на ДВОСТжд с численностью прикрепленного населения 10 и более тысяч, рекомендовано ввести дополнительные штатные единицы врача-пульмонолога из расчета 0,2 на 10 тыс. населения [13]. Таким образом, с учетом рекомендованных норм минимальная потребность во врачах - пульмонологах на ДВОСТжд составляет 7,5 ставки, т.е. почти в 1,5 раза больше имеющихся на сегодняшний день. В НУЗ с меньшей численностью прикрепленного населения рекомендовано, где не предусмотрен штатный пульмонолог, выходом из ситуации является регулярное прохождение краткосрочных курсов по пульмонологии врачами первичного звена, ведущих прием пульмонологических больных.

Совершенствование стационарной пульмонологической помощи с учетом проведенного анализа направлено, прежде всего, на сохранение коечного фонда на уровне общедорожного показателя на ОАО «РЖД» (1,5 на 10 тыс.). Учитывая что, в структуре общей заболеваемости и причин отстранения от рейса 1-е место занимают болезни органов дыхания, значительную распространенность хронической бронхолегочной патологии среди работников ДВОСТжд, продолжающийся рост заболеваемости высокопатогенными штаммами вирусной инфекции и пневмониями дальнейшее сокращение пульмонологических коек является нецелесообразным.

С учетом территориальных особенностей Дальневосточного региона, недостаточного обеспечения пульмонологическими койками с экономической точки зрения и с позиций своевременности и эффективности оказания медицинской помощи необходимо шире использовать стационарзамещающие формы медицинской помощи, и в частности дневные стационары.

Проведенный сравнительный анализ «затрат общества» в случае проведения скринингового обследования, различных форм лечения ХОЗЛ и их отсутствия показал, что затраты на лечение неуклонно возрастают по мере утяжеления заболеваний и вида лечения. Так, стоимость скринингового обследования по ХОЗЛ в НУЗ на ДВОСТжд в 2010 году, включавшего прием врача, ФВД, ОАК и R-ОГК обходится обществу около 1 тысячи рублей. При лечении впервые выявленных заболеваний легкой степени при сохранении трудоспособности затраты возрастают до 5 тысяч рублей. Если же заболевание приводит к утрате трудоспособности и требуется более интенсивное лечение, экономические потери возрастают еще в три раза в условиях дневного стационара и в 6,6 раз при лечении пациента в условиях пульмонологического отделения.

С целью профилактики и реабилитации и бронхолегочной патологии необходимо шире использовать образовательные школы для пациентов, реабилитационные мероприятия в амбулаторно-поликлинических условиях, в реабилитационно-восстановительном центре на ДВОСТжд, в ведомственных санаториях-профилакториях.

К сожалению, на сегодняшний день в стране утрачена стройная система восстановительного лечения, реабилитации и диспансеризации. Во многих случаях больной, выписываясь из стационара, не получает должного динамического наблюдения в условиях первичного звена здравоохранения. Не случайно по сводным данным НУЗ на ДВОСТжд доля работников железнодорожного транспорта, находящихся на диспансерном учете по хроническим заболеваниям легких, составляет в среднем 62,5%.

Как показали результаты наших собственных наблюдений, обучение в школах для больных с заболеваниями легких параллельно с подбором индивидуальной терапии и динамическим наблюдением позволило добиться снижения обострений ХОБЛ в 2,9 раз (p<0,01), БА в 3,2 раза (p<0,001), частоты госпитализаций по данным заболеваниям в 2,6 раз (p<0,01) и в 3,4 (p<0,01) соответственно.

Проведенное нами исследование выявило высокую распространенность табакокурения среди обследуемых лиц и более существенное влияние на развитие ХБ у работников ДВОСТжд по сравнению с профессиональными факторами. В рамках профилактических мероприятий, учитывая продолжающийся рост хронических обструктивных заболеваний легких и высокую распространенность табакокурения в России, распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р принята «Концепция об осуществлении государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы» и программа «О реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на территории Хабаровского края». Основная роль в реализации данных программ отводится лечению табачной зависимости в школах по борьбе с курением специалистами центров здоровья. Кроме того, необходима активная пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях и на производстве с привлечением средств массовой информации, введением в общественных местах зон, свободных от курения.

Необходимость проведения активной антитабачной программы обусловлена еще и тем, что в возрасте от 40 до 49 лет курящие умирают в 3 раза чаще, чем некурящие, главным образом от инфаркта миокарда и рака легких. Таким образом, борьба с курением у работников ДВОСТжд будет способствовать не только снижению заболеваемости бронхолегочной патологией, но и повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте в результате снижения риска развития не только легочных, но и сердечно-сосудистых осложнений.

Профилактика соматических и профессиональных заболеваний у работников обеспечивающих безопасность движения поездов, является приоритетным направлением здравоохранения ОАО "РЖД". Для работников, осуществляющих деятельность в условиях воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов, необходимо осуществление мер по приведению условий труда в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм и контролем над их выполнением.

Выявленные нами среди работников ДВОСТжд группы повышенного риска по ХОЗЛ нуждаются в дальнейшем динамическом наблюдении у пульмонолога и проведении лечебно-профилактических мероприятий. Так, работники I, III и V профессиональных групп имеют наибольший риск развития ХОБЛ. В свою очередь, среди машинистов, путевых рабочих и работников диспетчерско-операторской группы наибольшее число случаев БА. Выделенная нами группа работников дополнительных специальностей (кладовщики, прачки, операторы моечных машин, мойщики вагонов, лакировщики, грузчики) также представляет собой группу риска по обструктивным заболеваниям легких и прежде всего по БА. Группу риска по развитию хронической патологии легких составляют также курящие работники ДВОСТжд старше 30 лет и лица, имеющие снижение показателя ОФВ1 менее 80%.

В связи с чем, при проведении профилактических медицинских осмотров необходимо более пристальное внимание цеховых врачей, пульмонологов и профпатологов уделять работникам данных групп, обязательно проводить исследования ФВД с бронхолитической пробой не реже раз в 2 года, а при наличии респираторных жалоб ежегодно. Необходимо в этих группах более активно реализовывать образовательную работу по борьбе с курением, лечебно-профилактические мероприятия по профилактике респираторной вирусной инфекции и улучшению санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест. При приеме на работу и в процессе дальнейшей трудовой деятельности осуществлять инструктаж работников групп риска по использованию средства индивидуальной защиты, в том числе и органов дыхания.

Иммунизация работников ОАО "РЖД", работающих в сложных климатических условиях, является одной из наиболее надежных и экономически эффективных профилактических мер по предупреждению инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики. ОРВИ или грипп являются ведущими причинами отстранения от рейсов (40%). Проведение в последние годы плановой вакцинопрофилактики на ДВОСТжд позволило достоверно снизить заболеваемость респираторной вирусной инфекцией почти в 2 раза (с 4,09 ± 0,07 до 2,12 ± 0,05 на 100 работающих).

Одним из элементов повышения качества медицинского обслуживания и квалификации медицинских работников по вопросам пульмонологии следует рассматривать регулярные циклы повышения квалификации врачей по данной специальности, поскольку 56% респондентов отметили недостаточный уровень собственных знаний по ведению бронхолегочной патологии. В связи с тем, что заболевания дыхательной системы занимают ведущее место в структуре обращаемости к врачам амбулаторно-поликлинического звена, необходимо ввести обязательное регулярное прохождение краткосрочных циклов повышения квалификации по актуальным вопросам пульмонологии всем врачам общей практики, терапевтам и профпатологам с периодичностью 1 раз в 5 лет.

С этой целью, особенно в отдаленных районах, необходимо шире использовать телемедицинские технологии и дистанционное обучение на факультетах повышения квалификации и постдипломного образования, участие специалистов в научно-практических конференциях, посвященных вопросам пульмонологии. Существенную помощь в вопросе повышения квалификации врача и качества медицинской помощи окажет разработка клинических рекомендаций, содержащих сведения по диагностике, лечению и профилактике бронхолегочных заболеваний с учетом регионарных и профессиональных особенностей на ДВОСТжд и стандартов медицинской помощи.

Для решения этих вопросов необходимо активное сотрудничество практического здравоохранения на ДВОСТжд с кафедрами Дальневосточного государственного медицинского университета и главными внештатными специалистами ДВОСТжд. В образовательный процесс на кафедрах постдипломного образования шире включать вопросы железнодорожной медицины. Важно подготовить необходимое количество врачей-пульмонологов, терапевтов и профпатологов для работы в системе железнодорожной медицины, реально соответствующее потребностям практического здравоохранения.

Таким образом, предлагаемая модель совершенствования организации и развития пульмонологической службы ДВОСТжд направлена на совершенствования форм и улучшение качества медицинского обслуживания; снижение заболеваемости и смертности населения от болезней органов дыхания; сохранение трудового долголетия работников ДВОСТжд на основе ранней диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, проведения широких социальных мероприятий, координации усилий всех научных и лечебно-профилактических учреждений в борьбе с заболеваниями органов дыхания на территории Дальнего Востока. Органам управления здравоохранения рекомендовано определить пульмонологическую помощь населению одним из приоритетных направлений дальнейшего развития здравоохранения восточных регионов России.

Список литературы

  1. Вильк М.Ф., Капцов В.А., Панкова В.Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. М.: РЕИНФОР, 2008. 447 с.
  2. Влияние климатических факторов на формирование и течение хронической обструктивной болезни легких /Перельман Ю.М., Колосов В.П., Приходько А.Г. /Хроническая обструктивная болезнь легких (Под ред. А.Г. Чучалина]. М.: Атмосфера, 2008. С. 61-81.
  3. Вялков А.И., Кравченко Н.А., Флек В.О. Методология формирования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации медицинской помощью. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2001. С. 196.
  4. Гигиена на железнодорожном транспорте /Кривуля Д.М, Коршунов Ю.Н., Суворов С. В., Штеренгарц Р.Я. М.: Транспорт. 1992. С. 215-228.
  5. Глобальная стратегия диагностики, лечения и профилактики хронической обструктивной болезни легких /Пер. с англ. (Под ред. А. Г. Чучалина). М.: Атмосфера. 2008. 109 с.
  6. Заболеваемость взрослого населения Хабаровского края в 2009 году. Статистический сборник. Хабаровск: Изд-во: ГУЗ «Краевая психиатрическая больница» МЗ Хабаровского края, 2010. 91 с.
  7. Здоровье работников ОАО «РЖД», членов их семей, пенсионеров железнодорожного транспорта и деятельность негосударственных учреждений здравоохранения на Дальневосточной железной дороге в 2009 году. Статистический сборник. Хабаровск: Изд-во Хворова А.Ю. 2010. 185 с.
  8. Капитоненко Н.А. Научное обоснование и обеспечение реализации основных направлений реформы здравоохранения на региональном уровне: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 1999. С. 47.
  9. Кику П.Ф., Веремчук Л.В. Технология оценки распространения болезней органов дыхания под влиянием климатических факторов в рамках социально-гигиенического мониторинга //Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2004. № 19. С. 7-12.
  10. Кудрин В.А. Социально - гигиенические основы охраны здоровья и медико - организационное обеспечение безаварийной работы железнодорожного транспорта: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 1996. С. 68.
  11. Лучанинов Э.В. Характеристика факторов, определяющих частоту бронхолегочной патологии //Дальневосточный медицинский журнал. 2005. №4. С. 17-20.
  12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.08.09 г. № 597 н «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». [Internet]. 2009 URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_157587.html (Дата обращения: 21.06.2011).
  13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. № 222 н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с бронхо-легочными заболеваниями пульмонологического профиля». [Internet]. 2010. URL: http://minzdravsoc.samregion.ru/documents/standarty/order-approved-by-the-ministry-of-health-of-the-russian-federation/the-orders-of-the-health-care/5804/о (Дата обращения: 13.09.2011)
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р. «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». [Internet]. 2009. URL: http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/ (Дата обращения: 13.09.2011)
  15. Профессиональные заболевания /Руководство под ред. Измерова Н.Ф. в 2 - х т. М., 1996. Т. 1. 336 с., т. 2. 480 с.
  16. Распространение болезней органов дыхания у населения Приморского края /Кику П.Ф., Вершинин Э.Н., Вербицкая Г.Н., Щербакова Т.А. //Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2000. № 6. С. 46-50.
  17. Солохина Л.В. Научно-организационное обоснование основных направлений охраны здоровья работников Дальневосточной железной дороги в период социальных реформ. Хабаровск: Изд-во Хворова А.Ю., 2004. 247 с.
  18. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М.: Русский врач. 2001. 143 с.
  19. Цфасман А.З. Курс железнодорожной медицины. М.: Репроцентр М. 2009. 368 с.
  20. Celli B., MacNee W. Standards for the diagnosis and treatment of patients with COPD: a summary of the ATS/ERS-position paper. Eur. Respir. J. 2004;23:932-946.
  21. Matheson M.C., Benke G., Raven J. Biological dust exposure in the workplace is a risk factor for chronic obstructive pulmonary diseases. Torax 2005;(8):645.

References

  1. Vilk M.F., Kaptsov V.A., Pankova V.B. Professionalnyy risk rabotnikov zheleznodorozhnogo transporta [Professional risk of railway transport workers]. Moscow: REINFOR; 2008. 447 p.
  2. Perelman Yu.M., Kolosov V.P., Prikhodko A.G. Vliyanie klimaticheskikh faktorov na formirovanie i techenie khronicheskoy obstruktivnoy bolezni legkikh [Impact of climate factors on formation and clinical course of chronic obstructive pulmonary disease]. In: Khronicheskaya obstruktivnaya bolezn legkikh. Chuchalin A.G., editor. Moscow: Atmosfera; 2008. P. 61-81.
  3. Vyalkov A.I., Kravchenko N.A., Flek V.O. Metodologiya formirovaniya territorialnykh programm gosudarstvennykh garantiy obespecheniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii meditsinskoy pomoshchyu [Methodology of formation of regional Programs on State Guarantees to Deliver Free Medical Care to the Citizens of the Russian Federation]. Moscow: GEOTAR-Media; 2001. P. 196.
  4. Krivulya D.M, Korshunov Yu.N., Suvorov S.V., Shterengarts R.Ya. Gigiena na zheleznodorozhnom transporte [Sanitation at railway transport]. Moscow: Transport; 1992. P. 215-228.
  5. Globalnaya strategiya lecheniya i profilaktiki bronkhialnoy astmy [Global strategy for bronchial asthma treatment and prevention]. Transl. from Eng. Chuchalin A.G., editor. Мoscow: Atmosphera; 2008. 109 p.
  6. Zabolevaemost vzroslogo naseleniya Khabarovskogo kraya v 2009 godu. Statisticheskiy sbornik. [Adult population morbidity in Khabarovsk territory in 2009. Statistical materials]. Khabarovsk. 2010. 91 p.
  7. Zdorove rabotnikov OAO «RZhD», chlenov ikh semey, pensionerov zheleznodorozhnogo transporta i deyatelnost negosudarstvennykh uchrezhdeniy zdravookhraneniya na Dalnevostochnoy zheleznoy doroge v 2009 godu. Statisticheskiy sbornik. [Health of “Russian Railways” JSC workers, their families, and pensions retired from railway transport; activity of commercial healthcare facilities at the Far Eastern railway in 2009. Statistical materials]. Khabarovsk: Izd-vo Khvorova A.Yu.; 2010. 185 p.
  8. Kapitonenko N.A. Nauchnoe obosnovanie i obespechenie realizatsii osnovnykh napravleniy reformy zdravookhraneniya na regionalnom urovne [Scientific grounds and provision of the basic healthcare reforms at a region level]. [PhD. Thesis]. Moscow. 1999. P. 47.
  9. Kiku P.F., Veremchuk L.V. Tekhnologiya otsenki rasprostraneniya bolezney organov dykhaniya pod vliyaniem klimaticheskikh faktorov v ramkakh sotsialno-gigienicheskogo monitoringa [Technology for assessing propagation of respiratory diseases influenced by climate factors within the frames of social and sanitation monitoring]. Byulleten fiziologii i patologii dykhaniya 2004;(19):7-12.
  10. Kudrin V.A. Sotsialno - gigienicheskie osnovy okhrany zdorovya i mediko - organizatsionnoe obespechenie bezavariynoy raboty zheleznodorozhnogo transporta [Social and sanitation basis of health protection and medical and administrative provision for trouble–free railway transport operation] [PhD. Thesis]. Moscow. 1996. P. 68.
  11. Luchaninov E.V. Kharakteristika faktorov, opredelyayushchikh chastotu bronkholegochnoy patologii [Characteristics of factors determining bronchopulmonary pathology rates]. Dalnevostochnyy meditsinskiy zhurnal 2005;(4):17-20.
  12. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 19.08.09 g. № 597 n «Ob organizatsii deyatelnosti Tsentrov zdorovya po formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni u grazhdan Rossiyskoy Federatsii, vklyuchaya sokrashchenie potrebleniya alkogolya i tabaka» [The Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 2009, August, 19. № 597 н. ”On organization of activity of Health Centers for forming healthy lifestyle in the citizens of the Russian Federation including alcohol and tobacco consumption reducing”] [Internet] 2009 [cited 2011 Jun 21]. Available from: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_157587.html
  13. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 7 aprelya 2010 g. № 222 n «Ob utverzhdenii poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi bolnym s bronkho-legochnymi zabolevaniyami pulmonologicheskogo profilya» [The Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 2010, April, 7 . № 222 н “On approving the order of medical care provision to patients with bronchopulmonary diseases of pulmonary profile”]. [Internet]. 2010 [cited 2011 Sep 13]. Available from: http://minzdravsoc.samregion.ru/documents/standarty/order-approved-by-the-ministry-of-health-of-the-russian-federation/the-orders-of-the-health-care/5804/о
  14. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2009 g. № 2094-r. «Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Dalnego Vostoka i Baykalskogo regiona na period do 2025 goda» [The Regulation of the Government of the Russian Federation of December 28, № 2094-р ”The Strategy of social and economic development of the Far East and Baikal region for the period to 2025”] [Internet]. 2009 [cited 2011 Sep 13]. Available from: http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/
  15. Professionalnye zabolevaniya. Rukovodstvo v 2 tomakh [Occupational diseases. Guidelines in 2 volumes]. Izmerov N.F., editor. Moscow. 1996. Vol. 1. 336 p. Vol. 2. 480 p.
  16. Kiku P.F., Vershinin E.N., Verbitskaya G.N., Shcherbakova T.A. Rasprostranenie bolezney organov dykhaniya u naseleniya Primorskogo kraya [Propagation of respiratory diseases in population of Primorsky territory]. Byulleten fiziologii i patologii dykhaniya 2000;(6):46-50.
  17. Solokhina L.V. Nauchno-organizatsionnoe obosnovanie osnovnykh napravleniy okhrany zdorovya rabotnikov Dalnevostochnoy zheleznoy dorogi v period sotsialnykh reform [Scientific and organizational grounds for the basic directions of Far Eastern railway workers health protection during the period of social reforms]. Khabarovsk: Izd-vo Khvorova A.Yu.; 2004. 247 p.
  18. Chuchalin A.G. Bronkhialnaya astma [Asthma bronchiale]. Мoscow: Russkiy vrach; 2001. 143 p.
  19. Tsfasman A.Z. Kurs zheleznodorozhnoy meditsiny [The course of railway medicine]. Moscow: Reprotsentr; 2009. 368 p.
  20. Celli B., MacNee W. Standards for the diagnosis and treatment of patients with COPD: a summary of the ATS/ERS-position paper. Eur. Respir. J. 2004;(23):932-946.
  21. Matheson M.C., Benke G., Raven J. Biological dust exposure in the workplace is a risk factor for chronic obstructive pulmonary diseases. Torax 2005;(8):645.

Просмотров: 18457

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 07.11.2013 г. )
« Пред.
home contact search contact search