О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №1 2012 (23) arrow Приоритетные направления кадровой политики в РФ
Приоритетные направления кадровой политики в РФ Печать
20.03.2012 г.

А.К. Дзугаев
Московский государственный медико-стоматологический университет

Priorities of state staff policies in public health
A.K. Dzugayev

Moscow State Medical Stomatology University, Moscow

Резюме. Численность врачей в Российской Федерации продолжает увеличиваться. В 2010 г. в России в системе Министерства здравоохранения и социального развития трудилось 625,671 тыс. врачей. По данным отчетной формы № 17 Минздравсоцразвития России, обеспеченность врачами в стране 43,8 на 10 тыс. населения. Выявлена крайне выраженная неравномерность обеспечения врачами в разрезе субъектов РФ. Анализ числа занятых врачебных должностей (форма №47 Минздравсоцразвития России) показал, что в здравоохранении Российской Федерации 50,03 врачебных должностей на 10 тыс. населения.

Занятые врачебные должности по профилям врачебных специальностей в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения распределились следующим образом: врачи терапевтического профиля составили 9,36 на 10 тыс. населения (36,9%), хирургического профиля - 1,52 (6,0%), врачей специалистов – 5,68 (22,43%). Врачи общей практики составили 0,71 на 10 тыс. населения (2,8%). Важно отметить, что в общей структуре занятых должностей врачи лечебно-диагностической группы составляют 15,5% и аппарате управления – 4,7%.

За период 16 лет (1995-2010 гг.) анализа обеспеченность врачами в системе Минздравсоцразвития увеличилась на 14,1% (с 38,4 до 43,8 на 10 тыс. населения). За этот период отмечено снижение численности врачей терапевтов (с 5,84 до 5,67 на 10тыс. населения), педиатров (с 4,34 до 4,33). В то же время увеличилась численность врачей-специалистов (с 11,53 до 12,07). Следует отметить рост численности управленческого звена в здравоохранении (с 2,0 до 2,67 на 10 тыс. населения). За истекший период численность врачей общей практики (семейных врачей) возросла в 10 раз (с 0,03 до 0,74 на 10 тыс. населения). Эффективность реализации государственной кадровой политики в сфере здравоохранения определяется в первую очередь решением конкретных задач по повышению уровня планирования подготовки и использования кадровых ресурсов в отрасли. Численность и структура кадров должны быть приведены в соответствии со стратегическими направлениями развития отрасли и обеспечить ее дальнейшее реформирование.

Ключевые слова. Кадровая политика, медицинские кадры, ресурсы здравоохранения, численность врачебных кадров, занятые врачебные должности.

Summary. Physician staff size is continuing to grow in the Russian Federation. By the year of 2010, 625.672 physicians were employed under the auspices of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation. Number of employed physician positions in Russia (documented through Form N.47 of Ministry of Health and Social Development) showed that there existed 50.03 physician positions per 10,000 people.

The population-based relative numerical structure of physician positions was studied for physician specialties, employed in all outpatient and inpatient facilities of public health. There were 9.36 physicians of therapeutic profile per 10,000 people (36.9% of the physicians relative pool), 1.52 physicians of surgical profile (6.0%), 5.68 specialty physicians (22.43%), 0.71 general practitioners (2.8%). Interestingly enough, 15.5% of aforementioned jobs existed in the pool of diagnostic and therapeutic physicians, while 4.7% of such jobs existed in the pool of management personnel.

A study period of 16 years was taken in this trial: 1995-2010. In general, physicians staff relative size under the auspices of the Ministry of Health and Social Development has enlarged by 14.1%: from 38.4 to 43.8 physicians per 10,000 people. Therapists staff size has diminished from 5.84 to 5.67; pediatrician staff size has also diminished – from 4.34 till 4.33 per 10,000 people. Specialty physician staff size has enlarged from 11.53 to 12.07. Management personnel size has also enlarged – from 2.0 до 2.67 per 10,000 people. General practitioners or family doctors size has enlarged dramatically – from 0.03 to 0.74 per 10,000 people, i.e. it increased 10 times.

Efficiency of realization of state staff policies in public health is largely determined by ways implemented for solving the factual problems of health manpower training and its use in public health. The size and structure of medical staff should be adjusted to the proclaimed strategy of developing public health and factual tasks derived from it. The reform-in-question of public health should be properly served by such an adjustment.

Keywords. Staff policies; health manpower; physician staff size; health care resources; employed physician positions.

Полноценное функционирование здравоохранения требует осуществлять подбор и подготовку постоянно действующего мониторинга учета медицинских кадров. Требуется создание единой системы учета вакансий в учреждениях и организациях отрасли, а также использование возможностей системы Интернет, для обеспечения занятости работников здравоохранения их рационального размещения по территории страны.

Государственная кадровая политика в сфере здравоохранения определяется, в первую очередь должна решать конкретные задачи по планированию, подготовке и использованию кадровых ресурсов в отрасли. Численность и структура кадров в здравоохранении должны строиться в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Численность и структура кадров должны быть приведены в соответствие со стратегическими направлениями и с учетом реформирования отрасли (Стародубов В.И., Калининская А.А., Стукалов А.Ф., 2007).

За последние годы в здравоохранении усилилась диспропорция в развитии кадровых ресурсов. Преимущественно количественный рост должностей медицинского персонала не решил проблемы качества и объемов предоставляемой населению медицинской помощи. Снижение количества и качества оказываемых медицинских услуг сопровождается ростом численности медицинского персонала. Экстенсивный тип развития трудового потенциала происходит на фоне ограниченного уровня финансирования и продолжающего наращивания специализированных видов помощи (Стародубов В.И., 2007).

Децентрализация и экономическая самостоятельность муниципальных образований привели к разрыву вертикальных управленческих связей в системе здравоохранения субъектов Российской Федерации. Это негативно сказалось на осуществлении кадровой политики в регионах. Стройная, жесткая иерархическая система подготовки кадров, существовавшая в СССР, практически разрушилась. Если раньше кадровая политика была прерогативой государства, строилась и регулировалась им на основе планирования, спроса и удовлетворения потребностей населения, то в перестроечные времена подготовка кадров в системе здравоохранения осуществлялась бессистемно, без учета реальных потребностей населения во врачах и средних медицинских кадрах (Кравченко Н.А., Поляков И.В., 1998; Калининская А.А., Чижикова Т.В., 2011).

Кадровая политика в новых социально-экономических условиях должна формироваться с учетом изменений, происходящих в системе здравоохранения:

  • - тенденция к ухудшению состояния здоровья населения;
  • - формирование различных форм собственности учреждений здравоохранения;
  • - нарастание финансового дефицита средств, выделяемых на здравоохранение;
  • - изменение законодательной базы в области государственного регулирования кадрового потенциала (отсутствие государственного распределения молодых специалистов).

Актуальной и очень сложной задачей на сегодняшний день является подготовка врачей-организаторов здравоохранения по экономическому блоку вопросов и выработка у них экономического мышления.

Остаются нерешенными следующие проблемы в области кадровой политики и в здравоохранении:

  • - несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли;
  • - наличие диспропорций между врачами и средними медицинскими работниками;
  • - усиление тенденции оттока из отрасли молодых специалистов;
  • - несовершенство нормативно-правовой базы отрасли;
  • - низкая обеспеченность сельских учреждений и отдаленных территорий при высокой концентрации медицинских работников в крупных городах, в учреждениях специализированных видов помощи по сравнению с первичным звеном;
  • - низкий уровень оплаты труда, недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения.

Стратегия кадровой политики в здравоохранении определяется перспективами развития отрасли и зависит от степени социальной ориентированности государства, признания обществом высокой экономической значимости здоровья, как важной составляющей трудового потенциала страны.

Основная цель кадровой политики состоит в приведении численности и структуры кадров в соответствие с имеющимися возможностями и текущими потребностями; развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли на основе рационального их планирования, подготовки и распределения; использовании мотивационных механизмов и методов социальной защиты медицинских работников, обеспечении органов и учреждений здравоохранения медицинскими кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской помощи населению на основе перспективного развития отрасли, ресурсосбережения и технологического роста.

Численность врачей в стране продолжает увеличиваться. В 2010 г. в России в системе Министерства здравоохранения и социального развития трудилось 625,671 тыс. врачей. По данным отчетной формы № 17 МЗ и СР РФ, обеспеченность врачами в стране 43,8 на 10 тыс. населения.

Выявлена крайне выраженная неравномерность обеспечения врачами в разрезе субъектов РФ (таблица 1). Разница показателей составила 3,2 раза. Наибольшие показатели обеспеченности врачами на 10 тыс. населения были отмечены в г. Санкт-Петербурге (78,4), Чукотском автономном округе (77,4), в г. Москве (77,4), в Республика Северная Осетия-Алания (66,4) и др. Наименьшие – в Республике Ингушетии (24,5), Курганской (28,5), Псковской (32,6), Тульской (34,6) областях и др.

Таблица 1

Перечень субъектов Российской Федерации с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности врачами на 10 тысяч населения (2010 г.)

Наибольшие показатели Наименьшие показатели
г. Санкт-Петербург – 78,4 Курганская область – 24,6
Чукотский автономный округ – 77,4 Республика Ингушетия – 26,8
г. Москва – 71,9 Еврейская автономная область – 28,6
Республика Северная Осетия-Алания – 66,4 Тульская область – 29,1
Астраханская область – 59,0 Псковская область – 29,8

Анализ числа занятых врачебных должностей (форма №47 МЗ и СР РФ) показал, что в здравоохранении Российской Федерации 50,03 врачебных должностей на 10 тыс. населения.

Занятые врачебные должности по профилям врачебных специальностей в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения распределились следующим образом: врачи терапевтического профиля составили 9,36 на 10 тыс. населения (36,9%), хирургического профиля - 1,52 (6,0%), врачей специалистов – 5,68 (22,43%). Врачи общей практики составили 0,71 на 10 тыс. населения (2,8%). Важно отметить, что в общей структуре занятых должностей врачи лечебно-диагностической группы составляют 15,5% и аппарате управления – 4,7% (таблица 2, рисунок 1).

На врачей первичного контакта (амбулаторно-поликлинических учреждений) («общие» терапевты, «общие» хирурги, педиатры, врачи общей практики семейные врачи) приходится 9,4 занятых должностей на 10 тыс. населения.

На врачей узких специальностей амбулаторно-поликлинических учреждений («узких» терапевтов, «узких» хирургов, врачей специализированного профиля) приходится 7,88 должности на 10 тыс. населения.

Рис. 1
Рисунок 1. Численность врачебных кадров (занятых должностей) по специальностям в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Таблица 2

Численность врачебных кадров (занятых должностей) по специальностям в ЛПУ Российской Федерации в 2010 г. на 10 тыс. населения (по отчетной форме Минздравсоцразвития России № 47)

Врачебные специальности Число врачебных должностей на 10 тыс. населения
Всего в том числе в:
амбулаторно-поликлинических учреждениях стационарах
на 10 тыс. населения %  
I. Терапевтический профиль        
в том числе:        
«общие» терапевты1 5,67 4,3   1,36
«узкие» терапевты2 3,42 1,42   1,99
Педиатры 4,33 3,64   0,69
Итого по терапевтическому профилю 13,42 9,36 36,9 4,04
II. Хирургический профиль        
в том числе        
«общие» хирурги3 2,4 0,74   1,66
«узкие» хирурги4 2,36 0,78   1,57
Итого по хирургическому профилю 4,76 1,52 6,0 3,23
III. Специализированный профиль        
Онкологи 5 0,71 0,29   0,42
Акушеры-гинекологи 3,14 1,54   1,6
Отоларингологи6 0,87 0,62   0,25
Офтальмологи 1,07 0,76   0,31
Неврологи 1,74 0,93   0,81
Психиатры7 2,44 0,1   1,44
Наркологи 0,62 0,37   0,24
Фтизиатры 0,82 0,51   0,31
Дерматовенерологи 0,66 0,56   0,1
Итого: по специализированному профилю 12,07 5,68 22,43 5,48
IV. Общей практики (семейные) 0,72 0,71 2,8 0,002
V. Прочие8 0,68 0,34 1,34 0,33
Итого по основной группе (по 5 профилям) 31,65 17,61   13,082
VI. Стоматологический профиль9 2,72 2,57 10,2 0,15
VII. Лечебно-диагностическая группа        
Рентгенологи 1,6 0,71   0,9
Врачи клинической лабораторной диагностики 2,52 0,99   1,53
Ультразвуковой диагностики 1,44 0,75   0,69
Бактериологи 0,37 0,1   0,27
Физиотерапевты 0,54 0,28   0,26
Врачи по лечебной физкультуре 0,25 0,14   0,11
Анестезиологи-реаниматологи 3,04 0,03   3,01
Эндоскописты 0,56 0,22   0,34
Диетологи 0,05 0,001   0,05
Приемного отделения 0,46     0,46
Патологоанатомы 0,53 0,004   0,53
Рефлексотерапевты 0,09 0,05   0,04
Врачи мануальной терапии 0,03 0,02   0,01
Врачи функциональной диагностики 1,2 0,62   0,57
Итого по лечебно-диагностической группе 12,68 3,915 15,5 8,77
VIII. Группа управления        
Руководители учреждений и их заместители 2,1 0,94   1,16
Статистики 0,27 0,12   0,15
Методисты 0,3 0,13   0,17
Итого по группе управления 2,67 1,19 4,7 1,48
IX. Интерны 0,1 0,03 0,11 0,06
X. Стажеры 0,013 0,003 0,01 0,01
ВСЕГО 49,833 25,318 100 23,552

Международная несопоставимость. Если перейти на международные стандарты, то у нас обеспеченность врачами составит всего 33,8 на 10 тыс. населения, что полностью соответствует показателям в странах Запада. Указанные различия связаны с тем, что у нас в стране к врачебным специальностям мы относим врачей физиотерапевтов, мануальной терапии, иглорефлексотерапии, ЛФК, организаторов здравоохранения и др., которые в других странах вообще не считаются медицинскими. В то же время в нашей стране врачей должно быть больше с учетом особенностей географического расселения населения и имеющей место низкой транспортной доступности.

За период 16лет (1995-2010гг.) анализа обеспеченность врачами в системе Минздравсоцразвития увеличилась на 14,1% (с 38,4 до 43,8 на 10тыс. населения). За этот период отмечено снижение численности врачей терапевтов (с 5,84 до 5,67 на 10тыс. населения), педиатров (с 4,34 до 4,33).

В то же время увеличилась численность врачей-специалистов (с 11,53 до 12,07). Следует отметить рост численности управленческого звена в здравоохранении (с 2,0 до 2,67 на 10тыс. населения).

За истекший период численность ВОП (семейных врачей) возросла в 10раз (с 0,03 до 0,74 на 10тыс. населения).

Эффективность реализации государственной кадровой политики в сфере здравоохранения определяется в первую очередь решением конкретных задач по повышению уровня планирования подготовки и использования кадровых ресурсов в отрасли. Численность и структура кадров должны быть приведены в соответствии со стратегическими направлениями развития отрасли и обеспечить ее дальнейшее реформирование.

Список литературы

  1. Калининская А.А., Чижикова Т.В., Приоритетное направление кадровой политики в здравоохранении села /Организационные основы кадровой политики в здравоохранении. Сборник научных трудов. М.: РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ. 2011. С. 63-66.
  2. Кравченко Н.А., Поляков И.В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). М.: Федеральный фонд ОМС. 1998. 392 с.
  3. Стародубов В.И. Итоги и перспективы развития национального проекта в сфере здравоохранения //Менеджер здравоохранения. 2007. №1. С. 4-9.
  4. Стародубов В.И., Калининская А.А., Стукалов А.Ф. Первичная медицинская помощь: пути и перспективы ее реорганизации /Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. М.: Медицина. 2007. С. 11-14.

References

  1. 1.Kalininskaya A.A., Chizhikova T.V., Prioritetnoye napravleniye kadrovoy politiki v zdravookhranenii sela [The priority direction of human resources policy in rural healthcare]. In: "Organizatsionnyye osnovy kadrovoy politiki v zdravookhranenii". Sbornik nauchnykh trudov. M.: RIO TsNIIOIZ MZ RF. 2011. P. 63-66.
  2. 2. Kravchenko N.A., Polyakov I.V. Nauchnoye obosnovaniye metodologii prognozirovaniya resursnogo obespecheniya zdravookhraneniya Rossii (istoriya i sovremennost) [Scientific grounds for the methodology of prediction of healthcare resource provision in Russia (history and the present-day state)]. Moscow: Federalnyy fond OMS; 1998. 392 p.
  3. 3. Starodubov V.I. Itogi i perspektivy razvitiya natsionalnogo proyekta v sfere zdravookhraneniya [Results and prospects for development of the national healthcare project]. Menedzher zdravookhraneniya 2007;(1):4-9.
  4. 4. Starodubov V.I., Kalininskaya A.A., Stukalov A.F. Pervichnaya meditsinskaya pomoshch: puti i perspektivy eye reorganizatsii [Primary health care: ways and futures for its reorganization]. In: Pervichnaya meditsinskaya pomoshch: sostoyaniye i perspektivy razvitiya. Moscow: Meditsina; 2007. P. 11-14.

1 "Общие" терапевты включают: терапевтов, терапевтов подростковых кабинетов, токсикологов
2
"Узкие" терапевты включают: пульмонологов, ревматологов, кардиологов, гастроэнтерологов, нефрологов, эндокринологов, эндокринологов детских, диабетологов, аллергологов-иммунологов, гематологов, инфекционистов, неонатологов, гериатров, профпатологов
3
"Общие" хирурги включают хирургов и детских хирургов
4
"Узкие" хирурги включают: сердечно-сосудистые хирургов, торакальных хирургов, колопроктологов, травматологов-ортопедов, урологов, нейрохирургов, трансфузиологи
5
Онкологи включают онкологов, онкологов детских и радиологов
6
Отоларингологи включают отоларингологов и сурдологов-отоларингологов
7
Психиатры включают психиатров, психиатров подростковых, психотерапевтов, судебно-психиатрических экспертов, сексологов
8
Прочие включают прочих, врачей по спортивной медицине, генетиков, клинических фармакологов
9
Стоматологи включают стоматологов, стоматологов-терапевтов, стоматологов детских, стоматологов-ортопедов, стоматологов-ортодонтов, стоматологов-хирургов, челюстно-лицевых хирургов


Просмотров: 7980

Комментарии (1)
1. 16-02-2015 23:46
Благодарю за предоставленную информацию. Преподаю статистику в ВолгГМУ. Данные нужны для практических занятий со студентами. 
С уважением Елена
Написал(а) elena ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ) (Гость)

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 22.03.2012 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search