О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №2 2012 (24) arrow Анализ деятельности скорой медицинской помощи в Российской Федерации
Анализ деятельности скорой медицинской помощи в Российской Федерации Печать
13.04.2012 г.

С.И. Шляфер
ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздравсоцразвития России, Москва

Analysis of operation of emergency healthcare in the Russian Federation
S.I. Shlyafer
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow

Резюме. В статье представлен анализ показателей деятельности службы скорой медицинской помощи в Российской Федерации за 1990-2010 годы, отмечены проблемы и перспективы ее развития.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства на догоспитальном и госпитальном этапах (в соответствии со стандартами медицинской помощи) и является дорогостоящим видом помощи (в 2010 г. средняя стоимость одного вызова составила 1354,6 рублей (в 2009 г. – 1280,9 рублей).

За последние два десятилетия отмечается рост частоты выездов скорой медицинской помощи с 323,9 до 332,2 на 1000 населения, числа госпитализированных больных бригадами скорой медицинской помощи – с 52,4 до 71,8 на 1000 населения (1/3 от числа госпитализированных в больничные учреждения). Высокая потребность населения в скорой медицинской помощи связана с ослаблением профилактической работы амбулаторно-поликлинических учреждений, хронизации течения заболеваний.

С 2010 г. регламентирован госпитальный этап оказания скорой медицинской помощи (создание в составе стационаров отделений экстренной медицинской помощи) и проводится его апробация в ряде субъектов Российской Федерации.

Важным направлением приоритетного национального проекта «Здоровье» является совершенствование первичной медицинской помощи. При реализации этого направления служба скорой медицинской помощи оснащается новым санитарным автотранспортом, с 2006 г. осуществляются денежные выплаты медицинскому персоналу скорой медицинской помощи (врачам, фельдшерам, медицинским сестрам).

Цель работы: проанализировать деятельность службы скорой медицинской помощи Российской Федерации за 1990-2010 гг.

Материалы и методы: для оценки работы скорой медицинской помощи за 1990-2010 гг. были использованы формы отраслевого статистического наблюдения № 40 и федерального статистического наблюдения № 47.

Ключевые слова. Скорая медицинская помощь, число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь, медицинский персонал скорой медицинской помощи, бригады скорой медицинской помощи, автомобили скорой медицинской помощи.

Summary. Indicators of operation of the emergency healthcare in the Russian Federation for the period of the years 1990-2010 were studied for the assessment of this service problems and prospects of development.

Emergency healthcare is rendered along the standards of healthcare, it consists in free-of-charge services to the citizens when any of the situation involving their hanging conditions, occurred accidents, trauma, poisoning, etc. necessitates urgent medical interference at pre-hospitalization or inpatient stages. These services are considered as cost-consuming ones with the mean cost of such a call estimated as 1,280.9 rubles in 2009 and 1,354.6 rubles in 2010.

Two last decades evidenced a certain growth of the relative number of visits from emergency crew: from 323.9 visits upon one thousand people of population to 332.2. The relative number of admitted to hospital through this procedure increased from 52.4 subjects upon one thousand people of population to 71.8. As a result, by the end of aforementioned period, emergency crew delivered subjects has amounted to one third of the total pool of people admitted to hospital in Russia. This phenomenon could be accounted for by the loosening of prevention measures from the part of outpatient facilities which made for expansion of latent chronic conditions in the population fraught with unanticipated attack.

In 2010 an inpatient stage of rendering emergency care was put under special regulation which implied, first of all, the obligatory attachment of emergency care department to every inpatient facility. This organizational scheme is currently under testing in quite a several regions of the Russian Federation.

Improving primary healthcare is an important trend in National Top-Priority Project “Health”. It was under this project that the emergency care service was becoming equipped with novel medical vehicles and the payments to medical and paramedical staff of this service were specified since the year 2006.

The aim of this work is to analyze operation of emergency health care in the Russian Federation during the years 1990-2010.

Keywords. Emergency healthcare, the number of persons who received emergency healthcare, medical staff of the emergency healthcare, emergency healthcare teams, emergency ambulance.

В Российской Федерации с 2006 г. реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на повышение качества и доступности медицинской помощи, на улучшение труда медицинских работников. Целью проекта является укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе, совершенствование профилактической направленности, развитие диспансеризации, ранее выявление заболеваний, повышение доступности и качества высокотехнологичных видов медицинской помощи. Проектом в сфере здравоохранения предусмотрены задачи, требующие проведения активной кадровой политики и повышения уровня оплаты труда медицинских работников первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи.

Служба скорой медицинской помощи является важными этапом оказания медицинской помощи населению.

В организации работы скорой медицинской помощи (СМП) в нашей стране имеется много недостатков и нерешенных задач. Плохо организована преемственность в работе СМП и амбулаторно-поликлинического звена, что приводит к необоснованному увеличению нагрузки на СМП (многие активные вызовы СМП не передаются в поликлиники). Важным фактором, обуславливающим рост потребности в экстренной медицинской помощи, является ослабление профилактической направленности первичной медицинской помощи, хронизация течения заболеваний. В связи с этим скорая медицинская помощь подменяет функции амбулаторно-поликлинической службы по оказанию медицинской помощи на дому хроническим больным, а выезды к больным, нуждающимся в экстренной помощи, выполняются несвоевременно [3; 12].

Деятельность скорой медицинской помощи регламентирована приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 179 от 1 ноября 2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (с изменениями Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 586н от 2 августа 2010 г.) [7; 8].

Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 179 от 1 ноября 2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», № 586н от 2 августа 2010 г. «О внесении изменений в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.11.2004 г. № 179» и Федеральным законом Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками на догоспитальном и госпитальном этапах. Скорая медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи [7; 8; 13].

Скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно [7; 13].

Скорая медицинская помощь является дорогостоящим видов помощи. Постановлением Правительства Российской Федерации № 782 от 4 октября 2010 г. «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 г.» установлено, что норматив финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи составит 1710,1 руб., на один койко-день лечения в больничных учреждениях - 1380,6 руб., на один день лечения в дневном стационаре – 478,0 руб., на одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения (включая оказание неотложной медицинской помощи) – 218,1 руб. [6]. Таким образом, стоимость одного вызова скорой медицинской помощи в 1,2 раза выше, чем стоимость одного койко-дня лечения в круглосуточном стационаре, в 3,5 раза выше стоимости одного дня лечения в дневном стационаре и в 7,8 раз выше стоимости одного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения. За последние 3 года нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи не изменялись.

Финансовые расходы по основным видам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 г. распределились следующим образом: на долю скорой медицинской помощи приходится 7,1%, на амбулаторно-поликлиническую – 32,0%, на стационарную помощь – 58,1%, на дневные стационары и стационары на дому – 2,8% [2].

За 2001-2010 годы увеличилась доля расходов на скорую медицинскую помощь на 1,6% (с 5,5 до 7,1%), на амбулаторно-поликлиническую помощь - на 3,0% (с 29,0 до 32,0%), на дневные стационары и стационары на дому – на 1,3% (с 1,5 до 2,8%), уменьшилась на стационарную медицинскую помощь на 5,9% (с 64,0 до 58,1%).

В 2010 г. на скорую медицинскую помощь израсходовано 65,0 млрд. рублей, из них 41,6 млрд. рублей (64,0%) составляли средства местных бюджетов. Средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи в 2010 г. составила 1354,6 рублей (в 2009 г. – 1280,9 рублей). Стоимость одного вызова скорой медицинской помощи за счет местных бюджетов составила в среднем 1052,6 рублей, а за счет средств бюджета субъекта – 3648,4 рублей [2].

В целях совершенствования отраслевого статистического наблюдения и деятельности СМП приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 942 от 2 декабря 2009 г. «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения) больницы скорой медицинской помощи» были утверждены учетные и отчетная формы с инструкциями по их заполнению:

  • - форма отраслевого статистического наблюдения № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи»;
  • - учетная форма № 109/у «Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи»;
  • - учетная форма № 110/у «Карта вызова скорой медицинской помощи»;
  • - учетная форма № 114/у «Сопроводительный лист станции (отделения) скорой медицинской помощи и талон к нему»;
  • - учетная форма № 115/у «Дневник работы станции скорой медицинской помощи» [9].

В форму отраслевой статистической отчетности № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» внесены дополнительные сведения:

  • - категорийность станции (отделения) скорой медицинской помощи;
  • - число лиц, умерших в автомобиле скорой медицинской помощи (по возрастам: дети от 0 до 17 лет включительно; женщины в возрасте 55 лет и старше; мужчины в возрасте 60 лет и старше);
  • - число лиц, которым оказана медицинская помощь при выездах по возрастным группам;
  • - число больных с острым и повторным инфарктом миокарда, с острыми цереброваскулярными болезнями, которым оказана скорая медицинская помощь; число проведенных им в автомобиле скорой медицинской помощи тромболизисов;
  • - число больных с острым и повторным инфарктом миокарда, с острыми цереброваскулярными болезнями умерших в автомобиле скорой медицинской помощи;
  • - число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, которым оказана медицинская помощь и смерть наступила в автомобиле скорой медицинской помощи;
  • - число выездов бригад СМП для медицинского обслуживания спортивных и культурно-массовых (общественных) мероприятий;
  • - число автомобилей скорой медицинской помощи по срокам эксплуатации;
  • - оснащение автомобилей скорой медицинской помощи (по классам);
  • - число станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов;
  • - число выездов бригад скорой медицинской помощи по времени доезда и затраченному на один выезд.

Для получения сведений о деятельности службы скорой медицинской помощи в Российской Федерации проводится анализ данных форм отраслевого статистического наблюдения № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» и федерального статистического наблюдения № 47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» (таблицы 0600, 3300).

В 2010 г. в Российской Федерации функционировало 2949 станции (отделения) скорой медицинской помощи. За 1990-2010 г.г. число станций (отделений) СМП уменьшилось на 3,1% (с 3042 до 2949). В сельской местности работают 39,1% учреждений, оказывающих скорую медицинскую помощь в стране.

В России по числу выполненных выездов в год более 1/3 (37,5%) станций (отделений) СМП отнесены к VI категории (менее 5 тысяч), 26,9% - к V категории (от 5 до 10 тысяч), 22,5% - к IV категории (от 10 до 25 тысяч), 7,7% - к III категории (от 25 до 50 тысяч), 2,4% - внекатегорийные (свыше 100 тысяч), 2,0% - к II категории (от 50 до 75 тысяч) и 1,0% - к I категории (от 75 до 100 тысяч).

Каждая 11 станция СМП в нашей стране является самостоятельной (8,5%). В 2010 г. 60,4% самостоятельных станций СМП были переведены на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат; 31,2% - применяют в своей работе медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи и 7,6% - переведены на оплату медицинской помощи по результатам деятельности, 37,6% - применяют стандарты оказания медицинской помощи, 3,2% - переведены на одноканальное финансирование, 2,8% - применяют высокотехнологичные методы лечения.

В службе скорой медицинской помощи Российской Федерации (в 2010 г.) работало 226394 человек, в том числе 32330 врачей, 104210 средних медицинских работников, 33254 младшего медицинского и 56600 прочего персонала. За 21 год численность врачей, работающих на СМП, увеличилась на 23,7%, среднего медицинского персонала – на 52,7%, младшего медицинского – на 46,8% и прочего персонала – на 81,3%.

За изучаемый период показатель обеспеченности персоналом (по занятым должностям), работающим на СМП увеличился с 10,0 до 15,84 на 10 тысяч населения, в том числе врачами СМП – с 1,76 до 2,26. На квалификационные категории были аттестованы 53,2% врачей СМП (в 1991 г. – 14,0%) и 95,0% - имели сертификат специалиста (в 1997 г. – 14,1%).

За 1990-2010 г.г. обеспеченность средним медицинским персоналом СМП увеличилась с 4,61 до 7,29 на 10 тысяч населения, младшим медицинским персоналом СМП – с 1,53 до 2,33, прочим персоналом СМП – с 2,1 до 3,96.

В 2010 г. укомплектованность службы скорой медицинской помощи медицинским и прочим персоналом составила 94,0% (в 1991 г. – 95,4%), в том числе врачами – 86,2% (в 1991 г. – 90,25%), средним медицинским персоналом – 96,7% (в 1991 г. – 97,4%), младшим медицинским – 90,0% (в 1991 г. – 94,1%) и прочим – 96,5% (в 1991 г. – 96,8%).

Коэффициент совместительства у врачей СМП за 1990-2010 г.г. увеличился с 1,49 до 1,68.

Соотношение числа врачей и среднего медицинского персонала СМП составило по занятым должностям – 1:3,22 (в 1990 г. - 1:2,61).

В 2010 г. бригадами СМП было выполнено 49,46 млн. выездов (в том числе 1,98 млн. безрезультатных) и оказана медицинская помощь при выездах и амбулаторно 50,7 млн. человек.

За 1990-2010 г.г. частота выездов скорой медицинской помощи увеличилась с 323,91 до 332,17 на 1000 населения.

В 2010 г. частота выездов СМП к городскому населению России была в 2,45 раза выше, чем к сельскому (393,48 и 160,31 на 1000 соответствующего населения).

Число выполненных выездов бригадами СМП за 1992-2010 г.г. в городе увеличилось на 17,3% (с 335,5 до 393,48 на 1000 городского населения), в сельской местности уменьшилось на 8,1% (с 174,4 до 160,31 на 1000 сельских жителей).

Проведенный анализ частоты выездов СМП по поводам в 2010 г. показал, что 231,61 выездов на 1000 всего населения были связаны с внезапными заболеваниями и состояниями, 31,79‰ – с несчастными случаями; 28,27‰ - с перевозкой больных, рожениц и родильниц и 2,47‰ – с родами и патологией беременности.

В 2010 г. 632940 выездов были выполнены бригадами СМП по поводу непрофильных перевозок (перевозка специалистов, хозяйственные перевозки, перевозка крови, анализов, медикаментов, документов, перевозка пациентов и др.) (в 2009 г. – 527983).

Безрезультатные выезды СМП составили 4,0% в структуре выполненных выездов бригадами СМП (в 1990 г. - 2,9%).

Безрезультатные выезды – это случаи, когда больного не оказалось на месте, вызов был ложным (по данному адресу скорую медицинскую помощь не вызывали), не найден адрес, указанный при вызове, пациент оказался практически здоровым и не нуждался в помощи, больной умер до приезда бригады скорой медицинской помощи, больной увезён до прибытия бригады скорой медицинской помощи, больной обслужен врачом поликлиники до прибытия бригады скорой медицинской помощи, больной отказался от помощи (осмотра), вызов отменён [9].

В 2010 г. в Российской Федерации бригадами скорой медицинской помощи было выполнено 98022 выездов для медицинского обслуживания спортивных и культурно-массовых, общественных мероприятий (в 2009 г. – 90371).Число лиц, которым была оказана скорая медицинская помощь при выездах за 1990-2010 гг. увеличилось с 324,4 до 333,9 на 1000 всего населения. За период изучения число городских жителей, которым оказана медицинская помощь бригадами СМП уменьшилось с 366,6 до 362,44, число сельских жителей увеличилось с 205,9 до 253,91 на 1000 соответствующего населения.

В 2010 г. в субъектах Российской Федерации наибольшее число лиц, которым оказана СМП при выездах и амбулаторно на 1000 населения было отмечено в Еврейской автономной области (614,6), в Карачаево-Черкесской республике (568,5), в Чукотском автономном округе (526,4), в Камчатском крае (483,0), в Амурской (481,7), Астраханской (477,5) областях, в Республике Адыгее (473,0), в Магаданской области (470,7); наименьшие показатели - в Республике Дагестан (234,8), в Чувашской республике (271,8), в Ленинградской (294,4), Омской (298,5), Самарской (302,6) областях, в Республике Ингушетии (309,2), в Свердловской (313,5), Смоленской (315,1) областях. Различие в показателях в субъектах Российской Федерации составило 2,6 раза.

Анализ возрастного состава лиц, которым оказана медицинская помощь при выездах, показал, что 42,8% были трудоспособного возраста, 41,2% - старше трудоспособного возраста (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше) и 16,0% - моложе трудоспособного возраста (0-17 лет включительно) (в 2009 г. - 43,0, 40,7 и 16,3% соответственно).

Среди лиц, которым оказана медицинская помощь при выездах бригадами СМП, 1,7% составили больные с острыми цереброваскулярными болезнями, 0,5% - с острым и повторным инфарктом миокарда.Только 2,8% больным с острым и повторным инфарктом миокардом и 0,1% больным с острыми цереброваскулярными болезнями были проведены тромболизисы в автомобиле СМП.Из числа больных с острым и повторным инфарктом миокарда и с острыми цереброваскулярными болезнями, которым оказана скорая медицинская помощь у 0,2% смерть наступила в автомобиле СМП.В 2010 г. при оказании медицинской помощи при выездах умерло в автомобиле СМП 5475 человека или 0,01% от общего числа лиц, которым была оказана медицинская помощь при выездах (в 2009 г. – 5532 чел. (0,01%)).Больше половины (53,9% (2951)) умерших в автомобиле СМП при оказании медицинской помощи были старше трудоспособного возраста, 44,0% (2410) - трудоспособного возраста и 2,1% (114) - моложе трудоспособного возраста.

За 1999-2010 гг. число госпитализированных больных, доставленных бригадами СМП, в Российской Федерации увеличилось с 52,4 до 71,83 на 1000 населения и составило почти 1/3 (31,9%) от общего числа госпитализированных в больничные учреждения (в мегаполисах – 60-69% и более, в крупных городах – 33,3% и более). За 12 лет доля госпитализированных увеличилась с 26,3 до 31,9%, однако в условиях недостаточного финансирования больничные учреждения не готовы к росту экстренной госпитализации, которая не редко связана только с уточнением диагноза.

За период изучения в городах число госпитализированных больных, доставленных бригадами СМП, увеличилось с 65,5 до 84,57 на 1000 городского населения и составило 31,6% от общего числа госпитализированных жителей города в больничные учреждения.

В сельской местности отмечен рост числа госпитализированных больных, доставленных бригадами СМП с 25,1 до 36,1 на 1000 сельских жителей и составило 34,7% от общего числа госпитализированных в больничные учреждения жителей сельской местности.

По данным отчетной формы № 40 проведен анализ основных показателей деятельности выездных бригад СМП, оснащение станций (отделений) автотранспортом.На станциях (отделениях) скорой медицинской помощи в 2010 г. работало 39830,95 бригад (смен).

В структуре бригад (смен) СМП больше половины (58,4%) составили фельдшерские, 28,3% - врачебные (общепрофильные), 9,5% - специализированные и 3,8% - интенсивной терапии.

За 1990-2010 гг. обеспеченность выездными бригадами (сменами) СМП всех профилей снизилась с 2,98 до 2,79 на 10 тысяч населения.

За изучаемый период отмечено снижение показателя обеспеченности на 10 тысяч населения врачебными общепрофильными бригадами (сменами) с 1,0 до 0,79, фельдшерскими бригадами (сменами) – с 1,69 до 1,63, однако возросла обеспеченность бригадами (сменами) интенсивной терапии с 0,09 до 0,11 на 10 тысяч населения, специализированными бригадами (сменами) - с 0,2 до 0,26.

В Российской Федерации работали специализированные бригады скорой медицинской помощи по 11 профилям.

За 21 год увеличилось число лиц, которым была оказана медицинская помощь, одной бригадой (сменой) скорой медицинской помощи всех профилей с 1091,2 до 1198,2; одной врачебной (общепрофильной) бригадой (сменой) - с 1088,1 до 1269,7; одной бригадой (сменой) интенсивной терапии – с 693,3 до 1040,8; одной специализированной бригадой (сменой) – с 763,1 до 930,39.

За период изучения нагрузка на одну фельдшерскую бригаду (смену) увеличилась на 5,4% (с 1154,2 до 1217,0). В тоже время доля перевозок фельдшерскими бригадами СМП сократилась с 19,5% (1990 г.) до 12,6% (2010 г.).

В 2010 г. на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи Российской Федерации работало 19751 автомобиля СМП, из них 3,3% (657) реанимобилей повышенной проходимости, 0,3% (62) – реанимобилей для новорожденных и детей раннего возраста.

В некоторых субъектах России автомобили скорой медицинской помощи находятся в собственности автотранспортных предприятий и арендуются станциями (отделениями) СМП (в городах Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Новосибирске и др.).

При реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» служба скорой медицинской помощи оснащается новым санитарным автотранспортом.

В рамках проекта «Здоровье» субъектами России в 2010 г. было получено 270 автомобилей СМП, из них 83,3% (225) введено в действие в конце года.

В 2010 г. 17,0% автомобилей СМП имели срок эксплуатации до 3 лет, 60,0% - от 3 до 5 лет и 23,0% - свыше 5 лет (в 2009 г. – 36,4%, 42,9% и 20,7% соответственно).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 752 от 1 декабря 2005 г. «Об оснащении санитарного автотранспорта» автомобили скорой медицинской помощи были разделены на классы: А (автомобили для транспортировки или санитарные автомобили оснащенные аппаратом искусственной вентиляции легких, кислородным ингалятором, тележкой-каталкой со съемными кресельными носилками, приемным устройством для безопасной погрузки-выгрузки пациента, комплектом шин транспортных складных, фельдшерским набором); В (автомобили экстренной медицинской помощи или автомобили скорой медицинской помощи, предназначенные для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами общепрофильной врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе); С (реанимобили или автомобили скорой медицинской помощи, предназначенные для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе) [10].

Разработан проект приказа по внесению изменений в оснащении санитарного автотранспорта.

В настоящее время больше половины (51,1%) автомобилей СМП отнесены к классу В; 41,7% - к классу А; 5,2% - к классу С и 2,0% - не подлежат классификации.

Важным элементом оперативной работы скорой медицинской помощи является оснащение станций (отделений) СМП автоматизированной системой управления (АСУ) приема и обработки вызовов. В 2010 г. в Российской Федерации только 12,8% (377) станций (отделений) СМП были оснащены АСУ приема и обработки вызовов СМП (в 2009 г. – 11,1% (333)).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 179 от 1 ноября 2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» определено, что время доезда до места вызова не должно превышать 20 минут. В 2010 г. 82,5% выездов по времени доезда до места вызова были выполнены до 20 минут [7] .

Анализ показал, что на выполнение 12,0% выездов на вызов было затрачено до 20 минут (время от момента поступления вызова на станцию (отделение) СМП до момента окончания выполнения вызова бригадой СМП), на 43,6% - от 21 до 40 минут, на 27,4% - от 41 до 60 минут, на 17,0% - более 60 минут.

С 1999 г. в форме отраслевой статистической отчетности № 40 стали учитываться дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и число пострадавших в ДТП, которым была оказана скорая медицинская помощь.

За анализируемый период число дорожно-транспортных происшествий, на которые выезжали бригады скорой медицинской помощи, увеличилось на 27,2% (с 188,8 тыс. до 240,05 тыс.), число пострадавших в ДТП – на 17,2% (с 243,6 до 285,6 тыс.). В течение 12 лет среди пострадавших в ДТП велика доля погибших (4,2 - 7,0%).

Начиная с 2009 г. в отчетной форме № 40 стали указываться сведения о числе пострадавших в ДТП, которым была оказана медицинская помощь бригадами СМП и смерть наступила в автомобиле СМП. В 2010 г. 680 человек умерли в автомобиле СМП или 5,0% от числа пострадавших в ДТП со смертельным исходом или 0,2% пострадавших в ДТП, которым оказана СМП (в 2009 г. – 657 человек или 4,7% и 0,2% соответственно).

В службе СМП разработаны и применяются стандарты оказания скорой медицинской помощи.

С середины 2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 356 от 9 июня 2006 г. «О порядке предоставления в 2006 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи» осуществляются денежные выплаты медицинскому персоналу скорой медицинской помощи: врачам (5 тысяч рублей в месяц), фельдшерам (3,5 тысяч рублей в месяц) и медицинским сестрам (2,5 тысяч рублей в месяц). В 2010 г. денежные выплаты медицинскому персоналу СМП регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации № 1111 от 29 декабря 2009 г. «О порядке предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации» [4; 5].

Оснащение учреждений скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом и доплаты медицинскому персоналу позволили повысить доступность и оперативность оказания медицинской помощи населению.

В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект Концепции развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации. На расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России по вопросу «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год» (26 марта 2010 г.) предложен план мероприятий по реализации Концепции, который включает решение 2 задач:

  • - осуществление модернизации структуры догоспитального этапа скорой медицинской помощи, изменение организации деятельности, повышение эффективности использования ресурсов. На догоспитальном этапе необходимо обеспечить сокращение времени ожидания и доставки;
  • - создание госпитального этапа скорой медицинской помощи в виде приемно-сортировочных отделений скорой медицинской помощи стационаров, что позволит проводить рациональную сортировку больных и пострадавших по тяжести состояния (4 категории пациентов (1 категория (63-68%) - пациенты в удовлетворительном состоянии (способные самостоятельно ходить и самостоятельно посетить все диагностические кабинеты); 2 категория (20,0%) - пациенты не способные к самостоятельному передвижению; 3 категория (10-15%) - пациенты нуждаются в проведении неотложный лечебных мероприятий; 4 категория (не более 2,0%) - пациенты с первых двух потоков разной степени тяжести, требующие обеспечения специального психиатрического режима)), продолжить оказание синдромальной терапии до верификации окончательного лечения. Будет обеспечена круглосуточная работа всех лечебно-диагностических служб, возможность привлечения смежных специалистов в связи с вероятностью кардинальной смены диагноза в первые часы. Предполагается расширить функции фельдшерских бригад, передать парк автомобилей скорой медицинской помощи из специализированных баз станциям скорой медицинской помощи и крупным многопрофильным стационарам. Специализированные бригады скорой медицинской помощи предлагается переместить на территорию многопрофильных стационаров и сформировать на их базе отделения скорой медицинской помощи, осуществляющие круглосуточный прием [1; 11].

Приказом Минздравсоцразвития России № 586н от 2 августа 2010 г. «О внесении изменений в порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. № 179» регламентирована организация госпитального этапа оказания СМП - создание в составе стационаров отделений экстренной медицинской помощи (в лечебно-профилактических учреждениях с коечной мощностью не менее 400 коек, при ежедневном круглосуточном поступлении не менее 50 больных (пострадавших) для оказания скорой медицинской помощи). Данным приказом предусмотрено положение об организации деятельности отделения, рекомендуемые штатные нормативы стационарного отделения скорой медицинской помощи, стандарты его оснащения [8]. В настоящее время проводится пилотная апробация в 4 субъектах: в г. Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Чувашской Республике, в Ростовской области.

Таким образом, в рамках реализации национального проекта «Здоровье» служба скорой медицинской помощи оснащается новым санитарным автотранспортом, разрабатываются и внедряются стандарты оказания скорой медицинской помощи, осуществляется рост заработной платы медицинскому персоналу, что позволяет повысить доступность и оперативность оказания экстренной медицинской помощи населению.

Выводы

1. За последние два десятилетия отмечается увеличение частоты выполненных выездов скорой медицинской помощи с 323,9 до 332,2 на 1000 населения.

В 2010 г. анализ частоты выполненных выездов скорой медицинской помощи по поводам показал, что 231,6 выезда на 1000 населения были связаны с внезапными заболеваниями и состояниями, 31,8‰ – с несчастными случаями; 28,3‰ – с перевозкой больных, рожениц и родильниц и 2,5‰ – с родами и патологией беременности. Безрезультатные выезды скорой медицинской помощи составили 4,0% в структуре выполненных выездов скорой медицинской помощи.

2. Большинство выездов скорой медицинской помощи (82,5%) по времени доезда до места вызова были выполнены до 20 минут, то есть в соответствии с временем, регламентированным приказом.

3. Доля лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах по возрасту распределились следующим образом: 42,8% были трудоспособного возраста, 41,2% - старше трудоспособного возраста и 16,0% - моложе трудоспособного возраста.

4. Частота госпитализации больных, доставленных бригадами скорой медицинской помощи в Российской Федерации за 1999-2010 г.г. увеличилась с 52,4 до 71,8 на 1000 населения. Удельный вес экстренно госпитализированных больных бригадами скорой медицинской помощи вырос с 26,3 до 31,9% от общего числа лиц госпитализированных в больничные учреждения и не редко был связан только с уточнением диагноза.

5. В Российской Федерации за 10 лет отмечено увеличение доли расходов в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на скорую медицинскую помощь на 1,6% (с 5,5 до 7,1%)

Скорая медицинская помощь является дорогостоящим видом медицинской помощи. В 2010 г. средняя стоимость одного вызова составила 1354,6 руб.

6. В настоящее время проводится внедрение госпитального этапа оказания скорой медицинской помощи - организация отделений экстренной медицинской помощи в стационарах.

Список литературы

  1. Багненко С.Ф. Основные положения концепции развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации //Скорая медицинская помощь. 2009. №2. С. 50-54.
  2. Из доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году //Менеджер здравоохранения. 2011. № 8. С. 79-88.
  3. Калининская А.А., Шляфер С.И., Дзугаев А.К. Объем и характер работы скорой медицинской помощи в Российской Федерации и пути ее реорганизации //Здравоохранение Российской Федерации. 2005. №4. С. 38-42.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12. 2009 г. № 1111 «О порядке предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации» //Здравоохранение. 2010. № 3. С. 92-93.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. № 356 «О порядке предоставления в 2006 г. субсидий из федерального бюджет бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи». URL: http://www.rg.ru/2006/06/15/subsidii.html (Дата обращения 11.01.2012).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» //Здравоохранение. 2010. № 12. С. 123-135.
  7. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» //Здравоохранение. 2005. №2. С. 63-68.
  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 г. № 586н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 № 179» //Здравоохранение. 2011. №1. С. 92-109.
  9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 г. № 942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи». URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/990 (Дата обращения 11.01.2012)
  10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 г. № 752 «Об оснащении санитарного автотранспорта» (вместе с перечнями оснащения автомобилей скорой помощи по классам и профилям специализированных бригад). URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc12988.html (Дата обращения 11.01.2012).
  11. Расширенное заседание коллегии Минздравсоцразвития России «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год». URL:http://www.minzdravsoc.ru/events/184 (Дата обращения 11.01.2012).
  12. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития. М.: Медицина; 2007. 264 с.
  13. Федеральный закон Российской Федерации № 258-ФЗ от 29.12.2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий». URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 24.09.2011).
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (Дата обращения 11.01.2012 г.)

References

  1. 1. Bagnenko S.F. Osnovnyye polozheniya kontseptsii razvitiya skoroy meditsinskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii [The basic grounds for the conception of development of emergency medical service in the Russian Federation]. Skoraya meditsinskaya pomoshch 2009;(2):50-54.
  2. 2. Iz doklada o realizatsii Programmy gosudarstvennykh garantiy okazaniya grazhdanam Rossiyskoy Federatsii besplatnoy meditsinskoy pomoshchi v 2010 godu [From the Report on implementation of the Program on State Guarantees to Deliver Free Medical Care to the Citizens of the Russian Federation in 2010]. Menedzher zdravookhraneniya 2011;(8):79-88.
  3. 3. Kalininskaya A.A., Shlyafer S.I., Dzugayev A.K. Obyem i kharakter raboty skoroy meditsinskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii i puti eye reorganizatsii [The volume and specific features of operation of emergency medical service in the Russian Federation and the ways for its reorganization]. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii 2005;(4):38-42.
  4. 4. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii № 1111 ot 29 dekabrya 2009 g. «O poryadke predostavleniya v 2010 godu subsidiy iz federalnogo byudzheta byudzhetam subyektov Rossiyskoy Federatsii na osushchestvleniye denezhnykh vyplat meditsinskomu personalu feldshersko-akusherskikh punktov, vracham, feldsheram i meditsinskim sestram uchrezhdeniy i podrazdeleniy skoroy meditsinskoy pomoshchi munitsipalnoy sistemy zdravookhraneniya, a pri ikh otsutstvii na territorii munitsipalnogo obrazovaniya - uchrezhdeniy i podrazdeleniy skoroy meditsinskoy pomoshchi subyektov Rossiyskoy Federatsii» [“On the order of granting in 2010 from the federal budget to budgets of subjects of the Russian federation on monetary payments to medical personnel in feldsher and obstetric centers, doctors, doctor’s assistants, and nurses in emergency care facilities of municipal public health system, and at their absence in the municipal territory – to medical personnel of emergency care facilities of subjects of the Russian Federation”, the Regulation of the Government of the Russian Federation № 1111, 2009, December 29]. Zdravookhraneniye 2010;(3):92-93.
  5. 5. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii № 356 ot 9 iyunya 2006 g. «O poryadke predostavleniya v 2006 g. subsidiy iz federalnogo byudzheta byudzhetam subyektov Rossiyskoy Federatsii na denezhnyye vyplaty meditsinskomu personalu vracham, feldsheram i meditsinskim sestram skoroy meditsinskoy pomoshchi» [“On the order of granting in 2006 from the federal budget to budgets of subjects of the Russian federation on monetary payments to medical personnel, doctors, doctor’s assistants, and nurses at emergency care facilities”, the Regulation of the Government of the Russian Federation № 356 of 2006, June 9]. [Internet]. 2006 [cited 2012 Jan 11]. Available from: http://www.consultant.ru
  6. 6. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 04.10.2010 g. № 782 «O programme gosudarstvennykh garantiy okazaniya grazhdanam Rossiyskoy Federatsii besplatnoy meditsinskoy pomoshchi na 2011 god» [“On the Program on State Guarantees to Deliver Free Medical Care to the Citizens of the RF in 2011”, the Regulation of the Government of the Russian Federation of 04.10.2010 №782]. Zdravookhraneniye 2010;(12):123-135.
  7. 7. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 01.11.2004 g. № 179 «Ob utverzhdenii poryadka okazaniya skoroy meditsinskoy pomoshchi» [“On approving the order of delivering emergency medical care”, the Regulation of the Ministry of Health and Social Development of the RF of 01.11.2004 № 179]. Zdravookhraneniye 2005;(2):63-68.
  8. 8. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 02.08.2010 g. № 586n «O vnesenii izmeneniy v Poryadok okazaniya skoroy meditsinskoy pomoshchi, utverzhdennyy prikazom Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 01.11.2004 № 179» [“On introducing changes in the Order of delivering emergency care approved by the Regulation of the Ministry of Health and Social Development of the RF of 01.11.2004 № 179”, the Regulation of Ministry of Health and Social Development of the RF of 02.08.2010 № 586н]. Zdravookhraneniye 2011;(1):92-109.
  9. 9. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii № 942 ot 2 dekabrya 2009 g. «Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya stantsii (otdeleniya) bolnitsy skoroy meditsinskoy pomoshchi» [“On approving the static instruments of emergency care facilities (departments)”, the Regulation of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation № 942 of 2009, December 2] [Internet]. 2009 [cited 2010 Jan 11]. Available from: http://www.consultant.ru
  10. 10. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii № 752 ot 1 dekabrya 2005 g. «Ob osnashchenii sanitarnogo avtotransporta» [“On equipment of health care transport”, the Regulation of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation № 752 of 2005, December 1]. [Internet]. 2005 [cited 2009 Sep 24]. Available from: http://www.consultant.ru
  11. 11. Rasshirennoye zasedaniye kollegii Minzdravsotsrazvitiya Rossii «Ob itogakh raboty Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii v 2009 godu i zadachakh na 2010 god» [“On results of operation of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation in 2009 and targets for 2010”, the enlarged meeting of the collegium of the MoH&SD of the RF]. [Internet]. 2009 [cited 2010 Jun 28]. Available from: http://www.minzdravsoc.ru/events/184
  12. 12. Starodubov V.I., Kalininskaya A.A., Shlyafer S.I. Pervichnaya meditsinskaya pomoshch: sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Primary medical care: a current state and developmental prospects]. Moscow: Meditsina; 2007. 264 p.
  13. 13. Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii № 258-FZ ot 29.12.2006 g. «O vnesenii izmeneniy v otdelnyye zakonodatelnyye akty v svyazi s sovershenstvovaniyem razgranicheniya polnomochiy» [“On changes in some legislation acts caused by improving separation of jurisdiction”, the Federal Legislation of the Russian Federation № 258-ФЗ of 29.12.2006]. [Internet]. 2011 [cited 2011 Sep 24]. Available from: http://www.consultant.ru
  14. 14. Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii № 323-FZ ot 21.11.2011 g. «Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» [“On the basis of health promotion for the citizens of the Russian Federation”, the Federal Legislation of the Russian Federation № 323-ФЗ of 21.11.2011]. Rossiyskaya gazeta 23.11.2011. №263 (5639). P. 18-23.

Просмотров: 25790

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search