О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №3 2012 (25) arrow Методические подходы к оценке экономического ущерба вследствие инвалидности трудоспособного населения в Московском регионе
Методические подходы к оценке экономического ущерба вследствие инвалидности трудоспособного населения в Московском регионе Печать
02.07.2012 г.

Э.Я. Немсцверидзе
«СМ-Клиника» Общество с ограниченной ответственностью «ДЭРАЙС», Москва

Methodological approaches for the assessment of economic loss due to disability of working population in Moscow region
E.Ya. Nemstzveridze
"SM-Clinic”, Moscow

Резюме. На протяжении уже нескольких десятилетий показатели инвалидности населения РФ превышают аналогичные показатели в развитых странах мира.

В настоящий момент инвалидность среди трудоспособного населения – это самая болевая точка демографического развития России, причем в целом ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. По прогнозу предположительной численности населения РФ, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 гг. (без учета программ по улучшению здоровья населения, а также сокращения уровня смертности и увеличения рождаемости), население России сократится к 2015г. на 6,2 млн. человек (4,4%) и составит 136 млн. человек, а к 2025г. – 124,9 млн. человек.

Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость поиска управленческих и организационных решений со стороны государства и его социальных институтов в плане принятия экстренных мер по проведению эффективной демографической политики, в том числе, по снижению инвалидности трудоспособного населения.

Учитывая дифференциацию коэффициентов инвалидности в различных субъектах Российской Федерации, что во многом определяется возрастно-половым составом населения, различиями в уровне качества оказания медицинской помощи, организации системы оказания медицинской помощи населению на конкретной территории, внедрения в деятельность лечебно-профилактических учреждений высоких технологий и др., представляется целесообразным основное внимание сконцентрировать на решении негативных проблем каждого региона. В частности, снижению выхода на инвалидность трудоспособного возраста в регионе может способствовать реализация научно обоснованных подходов к изучению и выявлению устранимых причин первичного выхода на инвалидность, что, в свою очередь, может послужить основой при формировании целевых региональных программ с воздействием на наиболее важные факторы, определяющие уровень здоровья населения, в том числе от конкретных причин инвалидности.

В связи с вышеизложенным анализ и оценка экономического ущерба вследствие выхода на инвалидность трудоспособного населения является актуальной на современном этапе реализации программ Государства по улучшению показателей здоровья трудоспособного населения и стабилизации демографической ситуации в стране. На основе точного подхода к экономической составляющей анализа выхода на инвалидность можно сформулировать основные принципы и подходы к формированию территориальных программ снижения инвалидности трудоспособного населения.

Ключевые слова. Инвалидность трудоспособного возраста, экономические потери, основные подходы, оценка, разработка программ.

Summary. Indicators of disability of the population in Russia for the last decades have being exceeding those of other industrial nations of the world.

Nowadays, the rate of disability of the working population of Russia is considered to be one of the most critical issues of demographic development of Russia that necessitates urgent administrative interference in it. The prognostic values of the population size of Russia estimated through the extrapolation of demographic changes in 2000-2005 have indicated that the population size will diminish by the year of 2015 upon 6.2 million people (-4.4%) and will account for as much as 136 million inhabitants, while by the year of 2025 it will account for 124.9 millions. Noteworthy, these prognostic values were based on real figures only, taking no account of any of the State Programs for making better the health condition of the population, or any officially supported plans for reducing mortality and increasing birth rate.

This unfavorable situation stirs up the necessity for searching adequate administrative and organizational decisions from the part of the State and its social instituations on adopting certain urgent measures to make demographic policies more efficient, in particular, for reducing disability among labor capable population.

Different regions of Russia have quite different population structure for age and gender, hence there exist different coefficients for disability in different regions. Regions also differ for the grade of provided healthcare. Organizational schemes of healthcare provided to every tributary population differ greatly, as well. Introduction of medical high-tech facilities in healthcare settings is highly uneven between the regions of Russia. As a matter of fact, it will be only reasonable for every Territory to stick first of all to the possible solution of its local negative problems.

In particular, a certain diminishment in retiring of part of the population due to disabililty can readily be obtained through more scientifically based approach to identification and investigation into those reasons of primary retirement due to disability which can be considered as quite soluble. Such surveys can help to establish properly those important factors that pre-determine state of health of the population and, in particular, to reveal individual causes of disability among the population; all these issues can form foundations of regional task-indicating public health programs that are expected to affect most of such factors and causes.

Nowadays, the State Program for improving state of health of the working population and for making demographic situation more steady is under way, and this puts the surveys and evaluations of economic loss caused by the retirement of part of the population due to disability as most topical ones. A more precise economic investigation into the issue of retirement of part of the population due to disability can be beneficial for establishing major principles and approaches needed for the elaboration of special regional programs. These programs are to tackle notably the issue of reduction of disability rates among labor capable population.

Keywords. Disability of working population; economic loss; major approaches; assessment; programs’ elaboration.

Введение: На современном этапе наиболее неблагоприятной чертой российской демографической и вообще социальной ситуации является ухудшение состояния здоровья и рост выхода на инвалидность трудоспособного населения, представляющий реальную угрозу национальной безопасности [6, 7, 8, 9].

На основе проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта был определен универсальный перечень мер, направленных на снижение выхода на инвалидность трудоспособного населения. Как одна из важнейших мер, рассматривается переход на программно-целевое управление по сокращению выхода на инвалидность и заболеваемости по основным причинам: ишемическая болезнь сердца, заболевания сосудов головного мозга, злокачественные новообразования, травмы (по видам) и некоторые другие. Для нашей страны чрезвычайно важна целевая программа борьбы с дорожно-транспортными происшествиями и специфическая для России целевая программа борьбы с алкоголизмом. Помимо этого определен перечень мер, направленных на сокращение группы продуктов и сильнодействующих лекарственных средств, провоцирующих рост инвалидности трудоспособного населения. Новая стратегия требует заинтересованной активности самого населения, направленной на оздоровление среды обитания, образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек.

Соответственно этому требуются изменения в медицинской науке, системной организации здравоохранения, использованию эпидемиологии неинфекционных заболеваний и несчастных случаев. Существенную роль играет внедрение идеологии предотвратимой инвалидности, нацеленной, прежде всего, на те проблемы, которые могут быть решены при современном уровне развития здравоохранения. Всеобщим принципом в основе программ борьбы со снижением инвалидности трудоспособного населения лежит борьба с бедностью населения и маргинализацией слоев общества.

Результаты исследования: Численные потери населения Московской области за 2000-2010 гг. составили 15,6%, а к 2025 г. предположительная численность населения составит 20268,6 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2010 г. на 6,7%.

На протяжении последних 10 лет отмечается снижение числа впервые признанных инвалидами (ВПИ) всего населения как по России (рис. 1), так и по Московской области, однако, настораживающим моментом является увеличение доли числа впервые признанных инвалидами в трудоспособном возрасте в общей доле инвалидов. Особенно это характерно для Московского региона, где доля инвалидов трудоспособного возраста выше по сравнению с Россией (53,7% в сравнении с 49,4%, р>0,05).

Рис. 1
Рис. 1. Динамика показателей инвалидности населения в России в 2000-2010 гг. (абсолютные числа).

Анализ структуры инвалидности среди трудоспособного населения показал, что во все годы наблюдения 1-е ранговое место занимали инвалиды вследствие болезней системы кровообращения, удельный вес которых колеблется в пределах 23,8-31,1 %; в среднем равен 26,1 % от общего числа.

2-е ранговое место занимают инвалиды вследствие злокачественных новообразований, их удельный вес колеблется в пределах 12,2-14,4 %; в среднем удельный вес равен 13,4%.

3-е ранговое место занимают инвалиды вследствие травм, отравлений и других внешних воздействий - 10,5- 11,2 %; в среднем равен 10,7 % от общего числа.

4-е ранговое место занимают инвалиды вследствие психические расстройств, удельный вес их составляет 11,0-10,6 % в 2000-2005 гг., снижается до 6,3 % в 2006-2010 гг.; в среднем составляет 8,8 %.

В связи со снижением удельного веса инвалидов с 2000 г. по 2010 г. инвалиды вследствие психических расстройств переходят на 5-е ранговое место.

В общем контингенте инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины – 52,1 %, женщины составляют 47,9 %.

Детально изучена возрастно-половая структура. Обращает внимание, что в возрасте 18-19 лет, 20-24 лет, 25-29 лет и 30-34 лет удельный вес инвалидов менее 5 % и у мужчин, и у женщин (у женщин только в возрасте 20-24 лет удельный вес незначительно больше – 6,5 %).

Удельный вес инвалидов увеличивается после 40 лет и составляет в возрасте 40-44 лет 11,2 % у мужчин, 16,4 % у женщин и равен 13,1 % в целом. В возрасте 45-49 лет инвалиды составляют 21,7 % у мужчин, 25,5 % у женщин, всего 23,2 %. Самый высокий удельный вес инвалидов в возрасте 50-54 лет: в среднем у обоих полов 26,1 %.

В ходе исследования была изучена потребность инвалидов в основных видах медико-социальной помощи.

В медицинской реабилитации нуждаются 96,8 % инвалидов, потребность колеблется незначительно во всех контингентах инвалидов в пределах 80-90 %. Значительной разницы с учетом группы инвалидности не отмечено.

В профессиональной реабилитации нуждаются 63,9 % всех инвалидов, особенно инвалиды вследствие болезней костно-мышечной системы – 64,5 %, вследствие бытовых травм – 68,7 %, производственных травм – 70,1 %. Больше всего в профессиональной реабилитации нуждаются инвалиды III группы – в 70,6 % случаев, особенно инвалиды вследствие травм, отравлений и др. внешних воздействий – в 72,5 %, производственных травм – 75,8 %, болезней уха – 78,1 %, профессиональных болезней – 81,2 %.

В социальной реабилитации нуждается большинство инвалидов – всего 80,6 % от общего числа, больше всего нуждаются инвалиды вследствие болезней уха – 95,8 %, болезней глаза – 86,4 %, болезней костно-мышечной системы – 86,2 %, вследствие травм – 85,3 %, болезней нервной системы – 84,1 % и др. Больше всего потребность в социальной реабилитации у инвалидов I группы – 93,6 %, показатели потребности с учетом классов болезней колеблются в пределах 65-100 %.

Все вышеперечисленное позволило рассчитать потери от выхода на инвалидность трудоспособного населения, имеющие существенный экономический аспект. Определены наиболее значимые затраты в связи с выходом на инвалидность трудоспособного населения, которыми являются прямые затраты на профилактические мероприятия и социальное обеспечение (в связи со стойкой утратой трудоспособности), складывающиеся из:

  • - затрат на финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений;
  • - затрат на стационарное лечение больных с хроническими формами заболевания;
  • - затрат на дополнительные методы исследования и профилактические осмотры;
  • - затрат на социальное обеспечение инвалидов и пособия по стойкой утрате трудоспособности;
  • - ущерба, обусловленного непроизведённым общественным продуктом в связи с утратой трудоспособности.

Поскольку здравоохранение отрасль весьма многогранная и сложная, она требует значительных материально-денежных затрат, на которые оказывают влияние отдельные факторы. Факторный анализ целесообразно проводить с использованием индексного метода. Индекс – относительный показатель, характеризующий изменения сложного явления, где составные части непосредственно несоизмеримы. Чтобы определить влияние различных факторов на результат, следует выразить его определёнными количественными показателями. Для этого используются взаимосвязанные индексы. В нашем случае слагаемыми частями индекса финансовых расходов являются произведения индексов численного состава получаемых услуг определённых видов и ценовая характеристика этих видов.

Индекс (ị) совокупных денежных расходов = ∑К ˡ×Цˡ / ∑К ͦ × Ц ͦ (где, К – количество услуг, Ц – денежное выражение). В частности, было установлено, что предотвращенные экономические потери на каждый случай выхода на инвалидность в год в Московской области в 2010 г. составляли 259,1 тыс. рублей.

Информация об экономическом ущербе в связи с потерями от выхода на инвалидность трудоспособного населения может быть использована для расчетов объемов инвестиций в здравоохранение и для планирования мероприятий, направленных на повышение уровня общественного здоровья.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что сложившаяся ситуация в Московской области требует решения задач по улучшению состояния здоровья населения, снижения инвалидности в целом и, прежде всего, лиц трудоспособного возраста.

На основании этого были разработаны Основные принципы и подходы к формированию комплексных программ снижения инвалидности трудоспособного населения на территориальном уровне.

Результаты комплексного многопланового исследования позволили сформулировать основные подходы и принципы к формированию территориальных программ снижения инвалидности трудоспособного населения, в том числе целевых программ, направленных на снижение инвалидности от конкретных причин, с акцентом на управляемые факторы, с учетом территориальных особенностей состояния сети и ресурсного обеспечения системы здравоохранения конкретного региона.

При разработке целевой региональной программы снижения инвалидности трудоспособного населения, на наш взгляд, должно быть предусмотрено:

  • - проведение комплексного анализа показателя инвалидности населения региона, в том числе в разрезе пола и возраста;
  • - проведение сравнительного анализа (по Российской Федерации, Центральному Федеральному округу и конкретной территории) аналогичных показателей инвалидности населения;
  • - проведение анализа динамических изменений показателя инвалидности на территориальном уровне, в том числе в разрезе муниципальных образований;
  • - сопоставление показателей инвалидности по отдельным причинам смерти в РФ и всем регионам, входящим в состав Федерального округа;
  • - изучение изменения общих и стандартизованных коэффициентов инвалидности всего населения по основным классам причин инвалидности как в целом по территории, так и с использованием гендерной дифференциации;
  • - изучение инвалидности населения трудоспособного возраста: сравнение доли инвалидов в трудоспособном возрасте от отдельных причин в целом и в разрезе полов, сравнение долевого распределения инвалидности трудоспособного возраста по причинам, сравнение показателей инвалидности данного контингента, в том числе в разрезе полов;
  • - сравнение инвалидности от основных причин смерти городского и сельского населения;
  • - изучение структуры наиболее распространенных патологий, ставших причиной инвалидности по каждому из представленных классов болезней;
  • - выявление групп населения, подвергшихся особому риску плохого здоровья и выходу на инвалидность, и анализ причин социальных различий в состоянии здоровья;
  • - обеспечение большей доступности медико-социальной помощи для малообеспеченных групп населения за счет системы льгот и пособий;
  • - мониторинг и оценка эффективности мероприятий, осуществляемых с целью ликвидации имеющихся различий и расхождений в отношении здоровья;
  • - проведение на основе метода экспертной оценки углубленного анализа факторов социально-гигиенического и медико-организационного характера (в частности, количественных и качественных характеристик первоначальных причин инвалидности, осложнений, хронизации и сопутствующей патологии, тактики проводимого лечения, своевременности и адекватности оперативного вмешательства, причин, повлекших выход на инвалидность;
  • - изучение по специальной программе с помощью социологического метода мнения руководителей органов и учреждений здравоохранения, практикующих врачей и населения о путях снижения инвалидности населения в регионе от конкретных причин инвалидности и распределение медицинских и немедицинских факторов по степени их значимости и силе влияния на выход на инвалидность трудоспособного населения;
  • - изучение деятельности сети ЛПУ региона, размеров и источников ее финансирования, состояния материально-технической базы медицинских учреждений;
  • - формулирование и разработка, по результатам исследования, основных стратегических подходов к формированию территориальных программ по снижению инвалидности трудоспособного населения;
  • - определение прогностически возможного экономического эффекта от снижения инвалидности в ходе реализации целевых программ.

В ходе исследования разработана организационно-функциональная модель мониторинга контингента инвалидов трудоспособного возраста, которая включает 4 этапа.

  • 1 этап – персонифицированный учет инвалидов трудоспособного возраста;
  • 2 этап – создание информационных потоков (базы);
  • 3 этап – создание информационно-аналитических систем;
  • 4 этап – создание банка данных по контингенту инвалидов трудоспособного возраста.

Выводы: таким образом, при формировании Программы следует планировать ожидаемые прогностически возможные показатели снижения инвалидности для конкретной территории с учетом влияния медико-организационных, социально-экономических, демографических и др. факторов, а также проведения оценки экономического ущерба от инвалидности, как от всех заболеваний, так и от конкретных причин.

Как результат действия разработанной системы мониторинга выхода на инвалидность в трудоспособном возрасте и совместной деятельности специализированных учреждений здравоохранения и органов социальной защиты за 1 год снижения инвалидности в трудоспособном возрасте на 1% предотвращенный экономический ущерб составил 365,1 млн. рублей.

Список литературы

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. Пер. с англ. М: Мир. 1997. С. 12-18.
  2. Гришина Л.П., Лунев В.П., Кардаков Н.Л., Байраков В.И. Анализ первичной инвалидности взрослого населения Российской Федерации за 2003-2004 гг. //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2006. №3. С. 17-22.
  3. Кардаков Н.Л., Лунев В.П., Байраков В.И., Данилова С.Г., Амасьянц Р.А., Караева И.К. Анализ контингента повторно признанных инвалидами в Российской Федерации за 2003-2004 гг. //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2006. №3. С. 33-36.
  4. Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями. /Редактор Ю.П. Лисицын. М.: Литтера; 2010. С. 172.
  5. Лисицын Ю.П. «Модус» здоровья россиян //Экономика здравоохранения. 2001. № 2(52). С. 32-37.
  6. Лунев В.П., Байраков В.И., Кардаков Н.Л., Данилова С.Г. Анализ первичной инвалидности взрослого населения в округах и субъектах Российской Федерации за 2003-2004 гг. //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2006. №3. С. 22-28.
  7. Медик В.А., Токмачёв В.С., Фишман Б.Б. Статистика в медицине и биологии: руководство в 2 т. /Под ред. Ю.М. Комарова. М.: Медицина; 2000. Т. 1. 412 с.
  8. Савашинский С.И. Принятие управленческих решений в организации лечебно-диагностического комплекса /В сборнике науч. трудов: Проблемы территориального здравоохранения. М.: ФГБУ ЦНИИОИЗ Росздрава. 2005. С. 13-19.
  9. Watson L.D. Stages of stroke: a model for stroke rehabilitation. Br. J. Nurs. 1998;7(11):631-640.

References

  1. Bayer K., Sheynberg L. Zdorovyy obraz zhizni [Healthy life style]. Transl. from Eng. Moscow: Mir; 1997. P. 12-18.
  2. Grishina L.P., Lunev V.P., Kardakov N.L., Bayrakov V.I. Analiz pervichnoy invalidnosti vzroslogo naseleniya Rossiyskoy Federatsii za 2003-2004 gg. [Analysis of primary disability in the adult population of the Russian Federation for 2003-2004]. Mediko-sotsialnaya ekspertiza i reabilitatsiya 2006;(3):17-22.
  3. Kardakov N.L., Lunev V.P., Bayrakov V.I., Danilova S.G., et al. Analiz kontingenta povtorno priznannykh invalidami v Rossiyskoy Federatsii za 2003-2004 gg. [Analysis of re-diagnosed disability in the Russian Federation for 2003-2004]. Mediko-sotsialnaya ekspertiza i reabilitatsiya 2006;(3):33-36.
  4. Lebedev A.A., Goncharova M.V., Serebryanskiy O.Yu., Lebedev N.A. Innovatsii v upravlenii meditsinskimi organizatsiyami [Innovations in health facility management]. Editor Yu.P. Lisitsyn. Moscow: Littera; 2010. P. 172.
  5. Lisitsyn Yu.P. «Modus» zdorovya rossiyan [“Health modus” of Russians]. Ekonomika zdravookhraneniya 2001;52(2):32-37.
  6. Lunev V.P., Bayrakov V.I., Kardakov N.L., Danilova S.G. Analiz pervichnoy invalidnosti vzroslogo naseleniya v okrugakh i subyektakh Rossiyskoy Federatsii za 2003-2004 gg. [Analysis of primary disability in the adult population in regions and subjects of the Russian Federation for 2003-2004]. Mediko-sotsialnaya ekspertiza i reabilitatsiya 2006;(3):22-28.
  7. Medik V.A., Tokmachev V.S., Fishman B.B. Statistika v meditsine i biologii: rukovodstvo v 2 t. [Statistics in medicine and biology: Manual in 2 volumes]. Editor Yu.M. Komarov. Moscow: Meditsina; 2000. T. 1. 412 p.
  8. Savashinskiy S.I. Prinyatiye upravlencheskikh resheniy v organizatsii lechebno-diagnosticheskogo kompleksa [Management decisions in organization of diagnostic-and-treatment complex]. In: Problemy territorialnogo zdravookhraneniya. Moscow: FGBU TsNIIOIZ Roszdrava; 2005. P. 13-19.
  9. Watson L.D. Stages of stroke: a model for stroke rehabilitation. Br. J. Nurs. 1998;7(11):631-640.

Просмотров: 7422

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 06.11.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search