О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2012 (26) arrow Составляюшие здорового образа жизни молодежи
Составляюшие здорового образа жизни молодежи Печать
08.10.2012 г.

В.Д. Паначев
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь

Constituents of healthy lifestyles of the youth population
V.D. Panachev
Perm National Research Polytechnic University, Perm

Резюме. Проведен анализ составляющих здорового образа жизни молодежи по результатам социологических исследований. Данные социологических исследований молодежи показывают, что состояние здоровья респондентов находится на низком уровне по результатам ответов. Следует обратить внимание, что 74% участников опроса являлись представителями семей интеллигенции – той части общества, которая призвана формировать моду на здоровье, физическую культуру и здоровый образ жизни. К сожалению, на деле это не так. Можно утверждать, что не на должном уровне находится семейное, дошкольное и школьное физическое воспитание, которое формирует наличие интереса, знаний, убеждений и потребностей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В статье приводится детальный анализ составляющих здорового образа жизни по материалам социологических исследований. В ходе социологических исследований изучался вопрос об уровне знаний о здоровом образе жизни. Опрошено 2686 школьников, лицеистов и студентов, а также их преподавателей и родителей. На вопрос: “Что такое здоровый образ жизни?” относительно полные ответы дали 4% юношей и 5 % девушек из числа опрошенных.

На вопрос: “Назовите составные части здорового образа жизни”, - далеко не полные ответы дали 40% юношей и 57% девушек. По данным опроса: 28% юношей и 23% девушек курят; 14% юношей и 19% девушек переедают, в основном, по праздникам и семейным торжествам; 17% юношей и 8% девушек недоедают; регулярно выпивают 11%, (по праздникам – 38%); совсем не пьют 51% юношей и, соответственно, 5%, 7%, 24% - девушек. Если верить в искренность ответов, выявлено 5 наркоманов, которые прекратили вредное занятие. 2% девушек и 10% юношей пробовали наркотики, 87% - не пробовали и не имеют желание пробовать, понимая пагубность этого увлечения. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что все респонденты понимают, что важно придерживаться здорового образа жизни.

Главным итогом коллективного мониторинга составляющих здорового образа жизни являются: отказ от вредных привычек, регулярные занятия физической культурой и спортом, активность в студенческих мероприятиях, регулярное здоровое питание и двигательная активность, оптимизм и чувство юмора.

Ключевые слова. Здоровый образ жизни; молодежь; социологические исследования.

Summary. The constituents of healthy lifestyles of the youth and their understanding by the youth were to be established in this sociological survey.

The answers for the inclusion in this study showed that the state of health of the enrolled responders was rather poor. Interestingly enough, 74% of the enrolled responders had the background of belonging to intellectual strata usually beginning from their family affiliation. Intellectuals in Russia always used to influence the social habits and inclinations pertaining to health of the population, thus shaping the mass physical culture and healthy lifestyles. Nowadays, this situation changed. First, the social media is not so sensitive for the maintenance of traditions of physical training at family level, and does not render active support to the social institution of physical education at pre-school and school stages. It is due to such attitudes that, in particular, the naturally emerging interest, knowledge, conviction, and quest for self-sustained independent physical exercises are supposed improper in younger generation of modern age. Other main constituents of the healthy lifestyles were also referred to the notions of the responders to specially designed questionnaire. Main task was to derive the true level of knowledge of the youth for healthy lifestyles. 2686 schoolchildren, lyceum students, and students of higher education (not to mention their teachers and parents eventually also involved) were enrolled in this study.

Only 4% of male and 5% of female responding youngsters fully answered the item on their general notion of healthy lifestyles. Answers of 40% of male and 57% of female youngsters on the item on constituents of healthy lifestyles were graded by independent observers as being far from exhaustive. 28% of male and 23% of female responding youngsters adhered to tobacco-smoking habits; 14% of male and 19% of female youngsters suffered from feeding abuse, usually occurring at national/family feasts; 17% of male and 8% of female youngsters were considered - from their answers - as undernourished; alcohol consumption on a regular basis was revealed in 11% of the male youngsters (5% in females) with 38% of the male youngsters occasionally drinking liquor at feasts (7% in females); while 51% of male and 24% of female youngsters claimed to be convinced abstainers. 10% of male and 2% of female youngsters occasionally used narcotics, while 87% not only never used narcotics, but also produced no intention to ever use them (the motivation, when specified, was awareness of destructive consequences of drug addiction); 5 former drug addicts had discontinued this noxious habit. The study task force was of the opinion that sincerity of answers to the item of drug consumption was to be verified in a prospective manner.

The general impression was, however, that factually all the responders at least were fully understanding the importance of sticking to healthy lifestyles.

Discussion: A social monitoring for the proper manifestation of main constituents of healthy lifestyles should be activated being aimed at discontinuation of injurious habits, at regular physical exercises, at bringing incentives for youngsters to be fond of sports, at developing students' organized activities, at healthy nourishing habits adjusted for constant behaviour, at active motion styles, and - the last but not the least - at sharing cheering moods and gentle humor in the students' environment.

Keywords. healthy lifestyles; youth population; sociological survey.

Актуальность исследования. В современном обществе здоровье рассматривается, как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют различные многочисленные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения и, в частности, у молодежи [1-3]. Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный. В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному. С точки зрения аксиологического подхода, здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности, и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, также как и их переоценка, кризис, рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющие на него. Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге «Законы» поместил «здоровое состояние души» (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ. Результаты опросов взрослого населения и студентов показывают, что подавляющее большинство респондентов в системе ценностей помещает здоровье на 1-2 ранговое место. Причем, родители особо выделяют здоровье своих детей среди остальных слагаемых благополучия. Однако более глубокий социологический анализ обнаружил: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т.е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе.

Объектом исследования является здоровый образ жизни, а предметом исследования – составляющие здорового образа жизни. Цель исследования определить составляющие здорового образа жизни и знания молодежи об этих составляющих. Поэтому в ходе социологических исследований изучался вопрос об уровне знаний о здоровом образе жизни. Опрошено 2686 школьников, лицеистов и студентов, а также их преподавателей и родителей. На вопрос: “Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)?” относительно полные ответы дали 4% юношей и 5 % девушек из числа опрошенных.

На вопрос: “Назовите составные части ЗОЖ”, - далеко не полные ответы дали 40% юношей и 57% девушек. По данным опроса: 28% юношей и 23% девушек курят; 14% юношей и 19% девушек переедают, в основном, по праздникам и семейным торжествам; 17% юношей и 8% девушек недоедают; регулярно выпивают 11%, (по праздникам – 38%); совсем не пьют 51% юношей и, соответственно, 5%, 7%, 24% - девушек. Если верить в искренность ответов, выявлено 5 наркоманов, которые прекратили вредное занятие. 2% девушек и 10% юношей пробовали наркотики, 87% - не пробовали и не имеют желание пробовать, понимая пагубность этого увлечения. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что все респонденты понимают, что важно придерживаться ЗОЖ.

Преподаватели физической культуры учебных заведений на занятиях обязаны настойчиво разъяснять студентам теоретические положения ЗОЖ и побуждать их включать основные его положения в повседневную жизнь. В современных условиях эти проблемы особенно актуальны, так как ухудшение уровня жизни общества оказывает негативное воздействие на состояние здоровья и воспитание физической культуры молодежи – ценного стратегического ресурса страны. Результаты социологических исследований молодежи показывают, что состояние здоровья респондентов находится на низком уровне по данным ответов. Следует обратить внимание, что 74 % участников опроса являлись представителями семей интеллигенции – той части общества, которая призвана формировать моду на здоровье, физическую культуру и здоровый образ жизни. К сожалению, на деле это не так. Можно утверждать, что не на должном уровне находится семейное, дошкольное и школьное физическое воспитание, которые формируют наличие интереса, знаний, убеждений и потребностей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. За период обучения в школе, лицее, вузе, где происходит становление личности будущего бакалавра, магистра и специалиста, у молодежи должна быть сформирована убежденность в нобходимости постоянной работы над собой, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Исследование факторов здорового образа жизни показало, что динамика отношений к нему неуклонно ползет вниз и это снижение обусловлено изменениями в социальной среде и общем снижении уровня жизни. Общество не играет должной роли в воспитании сознательного отношения к здоровому образу жизни. Целью социологических исследований было изучение социальных и культурных особенностей молодежи различных школ, лицеев, вузов и факультетов, их отношение к спорту, здоровому образу жизни. Для реализации поставленной цели использовались методы анкетирования, статистическая и графическая обработка данных. Методика анкетного опроса, как прием социологического исследования включала в себя две стороны: интервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно. Было опрошено 2686 школьников, лицеистов и студентов различных учебных заведений, факультетов вузов Пермского края. В качестве опросника использовалась разработанная анкета. С ее помощью оценивались знания ЗОЖ, спортивная активность, здоровье, учеба, стиль жизни, ценностные ориентации респондентов. По данным социологических опросов, проведенных нами в лицеях и школах г. Перми, среди важнейших приоритетов первые-вторые места респонденты отдают сохранению здоровья. Однако это было обусловлено дороговизной лечения, а не осознанным стремлением к здоровому образу жизни. На вопрос анкеты «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых» важных для Вас» – нами были получены следующие ответы респондентов из 4-х групп (% от общего числа опрошенных по каждой группе) (табл. 1).

Таблица 1

Жизненные ценности

Лицеисты

Родители Учителя
10 класс 11 класс
Хорошая семья и дети 87 88 86 91
Хорошее здоровье 68 70 80 76
Любимая работа, успешная деловая карьера 68 67 72 62
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 46 65 79
Хорошие жилищные условия 42 46 27 52
Сознание того, что приносишь пользу людям 23 25 16 11
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время 27 20 23 11
Порядочность, совестливость, доброе имя 23 23 40 17
Хорошие товарищи, верные друзья 66 54 47 37
Чувство безопасности от насилия, грабежа, разбоя, воровства 21 16 22 13
Другие 1,6 1,5 2,1 0,5
Затруднились ответить 1,4 1,9 0,7 0,7

Нетрудно видеть, что здоровье занимает «вторую «твёрдую» позицию как у лицеистов, так и их родителей. Иерархия жизненных ценностей юношей и девушек, молодых людей, учащихся лицея и школ, практически, идентична (табл. 2).

Таблица 2

Жизненные ценности Лицеисты школьники
юноши девушки
Хорошая семья и дети 89 87 88
Хорошее здоровье 66 72 70
Любимая работа, успешная деловая карьера 69 70 67
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 61 46
Сознание того, что приносишь пользу людям 26 21 25
Хорошие жилищные условия 41 44 46
Содержательный, интересный досуг, возможность заниматься любимыми увлечениями в свободное время 31 24 20

Естественно, преобладающая мотивация ответа связана с низким уровнем доходов большей части населения страны. Нельзя забывать: здоровый человек обладает высокой работоспособностью и, следовательно, может выполнить больше работы и получить более высокую оплату. Таким образом, через укрепление здоровья можно повысить и уровень благосостояния.

Замеченная тенденция, когда здоровье выступает средством для других целей, просматривается и через следующие вопросы. Так, если бы респондентам предложили поехать работать в страну, климат которой вреден для здоровья, менее половины отказались бы от поездки: четверть поехала бы, предварительно подлечившись: пятая часть респондентов не знала, как бы они поступили, а 12% поехали бы «несмотря ни на что». На вопрос о том, при каких условиях респонденты пошли бы работать на вредное производство, только 27% заявили, что «ни при каких», а 70% пошли бы работать.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в последние 10-15 лет в России, и недостаточная эффективность отечественной системы здравоохранения обусловливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости и смертности населения России, в том числе детей и подростков. Современная социальная политика в сфере здравоохранения ориентирована в основном на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование основ санитарно-гигиенической и физической культуры, здорового стиля жизни, здоровьесберегающего поведения. Как отмечают зарубежные и российские исследователи, изучению состояния здоровья и образа жизни детей школьного возраста до недавнего времени не уделялось должного внимания. Это объясняется тем, что школьники рассматривались как социальная группа, которая характеризуется наименьшим риском смертности и заболеваемости, с одной стороны, и относительно низким (по сравнению с другими группами населения) уровнем социальной и политической активности - с другой. Выраженное ухудшение здоровья школьников в разных странах мира, объясняющееся негативным влиянием различных факторов, возникновение и распространение таких явлений и болезней, как детская преступность, токсикомания, наркомания, ВИЧ-инфицированность и другие, способствуют изменению отношения членов правительства, руководящих работников системы здравоохранения, образования и других ведомств к проблемам детей и подростков.

Сохраняется сравнительно высокий уровень смертности в детском и подростковом возрасте. При этом основной причиной смерти являются несчастные случаи, отравления и травмы. Вот данные, подтверждающие это (табл. 3, 4):

Таблица 3

Первичная заболеваемость детей, подростков и взрослых в 2008 г. в Удмуртии и России, человек на 1000 населения соответствующего возраста

Классы болезней Удмуртия РФ
0-14 15-17 18+ 0-14 15-17 18+
Всего 2236,40 1395,10 589,10 1826,60 1249,40 557,20
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 133,30 58,60 38,20 94,50 42,70 27,00
Новообразования 4,70 3,00 9,90 3,80 3,40 11,60
Болезни крови и кроветворных органов 18,50 6,50 1,50 20,30 8,40 2,60
Болезни эндокринной системы 8,40 6,60 6,40 18,60 25,30 9,60
Болезни нервной системы 63,50 30,90 5,80 40,40 37,10 11,40
Болезни глаза и придаточного аппарата 59,90 43,00 21,70 57,50 52,30 30,20
Болезни уха и сосцевидного отростка 61,40 25,60 20,60 50,60 26,70 20,40
Болезни системы кровообращения 9,20 20,20 23,90 9,60 17,20 29,70
Болезни органов дыхания 1346,70 739,20 155,80 1084,10 572,30 146,90
Болезни органов пищеварения 93,40 46,70 14,00 85,80 68,40 23,70
Болезни кожи и подкожной клетчатки 146,50 107,70 56,30 97,00 83,00 40,40
Болезни костно-мышечной системы 35,40 53,00 26,00 39,80 57,40 33,50
Болезни мочеполовой системы 33,20 57,00 50,70 31,20 59,20 51,60
Осложнения беременности и родов 0,30 28,60 143,70 0,20 -1 72,10
Врожденные аномалии (пороки развития) 13,00 3,00 0,20 11,00 3,50 0,20
Травмы и отравления 130,60 142,40 101,70 106,90 146,10 87,10
Неточно обозначенные состояния 41,60 26,80 3,90 33,90 -2 2,70
Психические расстройства 6,60 10,20 5,20 8,10 3,101 6,00

Источники: О состоянии здоровья населения Удмуртской республики в 2008 году: Гос. доклад / Мин. здрав. Удмуртской Республики. – Ижевск, 2009. – С. 39-50.; ЦБСД [Электронный ресурс] / Федеральная служба статистики Государственной статистики. - М., 2008. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi; Анализ положения детей в Российской Федерации: Доклад / ЮНИСЕФ. – М., 2007.

Таблица 4

Умерло в возрасте 15-17 лет в расчёте на 100 тыс. подростков

Субъекты РФ Умерли в 2011 г.:
всего в том числе от несчастных случаев, отравлений, травм
Курганская обл. 151 109
Свердловская обл. 164 120
Челябинская обл. 169 140
Тюменская обл. 149 121
в том числе:
Ханты-Мансийский АО 123 105
Ямало-Ненецкий АО 148 128

Результаты комплексных медицинских осмотров детей и подростков России свидетельствуют о том, что только 15% детей считаются полностью здоровыми. Заболеваемость детей в последние годы составляет около 1400-1500, а подростков - 2500 и более болезней на каждые 1000 человек, прошедших медицинский осмотр. Всероссийская диспансеризация детей в возрасте до 18 лет проводилась по всей стране с 15 апреля 2002 года. Осмотру подлежали все дети, включая тех, кто воспитывался в детских домах и домах ребенка, а также беспризорников. Поэтому полученные данные можно считать достаточно представительными. На вопрос анкеты «Сколько примерно дней Вы (ваши дети) пропустили по болезни с января этого года?» нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе):

Таблица 5

Пропустил по болезни Лицеисты Учащиеся школыгорода
10 класс 11 класс юноши девушки
Не более трех дней 17 21 18 16
4-5 12 14 13 12
6-10 16 14 14 18
11-15 11 9 12 11
16-20 дней 6 5 5 7
Более 20-ти дней 8 9 8 8
Ни одного 30 27 31 29
Затруднились ответить 0,8 2,0 - -

Самосохранительное отношение и поведение» индивида вытекает из знания и принятия им основных социальных ценностей человека: индивидуального смысла жизни, направленного на самореализацию духовных и физических способностей и потенциальных возможностей в здоровье, любви, красоте, материальном благополучии, общении с людьми и т.п. Основой здесь выступает биологический инстинкт самосохранения человека, осознанный применительно к социально-культурным условиям существования Важную роль в процессе осознания и принятия в качестве цели самосохранительного поведения играют знания о природе, сущности человека, его здоровье и факторах, его сохраняющих.

В отличие от этого, содержание саморазрушительного поведения индивида характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, оздоровительными рекомендациями валеологии, предписаниями медицины, санитарии и гигиены. Великий философ древности Платон называл «хромым» человека, который не умел плавать и бегать. Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой»,— говорил он [4]. Классический пример – Илья Ильич Обломов. Вспомните, как просыпался он, будучи нормальным, здоровым ребенком: «...такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга... или посидеть на заборе верхом... или вдруг захочется пуститься бегом по дерев­не, потом в поле, по буеракам, в березняк...»[8]. Любящие родители изо всех сил постарались лишить своего дитятю радостного мира движения, вовсю боролись с бесенком, жаждущим деятельности! На смену движению пришли покой, бездействие, праздность, живой и активный мальчик превратился в малоподвижного лежебоку. Каков же результат? Так ли уж случайно «похоронил» Гончаров своего героя очень рано, в тридцать с небольшим лет?

Еще Гиппократ писал: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм» [5]. Занятия гигиенической гимнастикой не исключают её превращения в тренировочную. Тогда к ней добавляют специальные упражнения на гибкость, силу, прыгучесть, равнове­сие, ловкость, выносливость. Это бег, прыжки в длину и высоту, и пр. На вопрос анкеты нашим респондентам «Ваше участие в спорте» – нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе):

Таблица 6

Виды занятий

Лицеисты

Родители Учителя
10класс 11 класс
Делаю физзарядку более или менее регулярно 14 14 14 6
от случая к случаю 19 19 29 22
Занимаюсь в спортивной секции 24 31 2,7 4,1
Иногда участвую в соревнованиях 13 18 3,3 6
Хожу в тренажёрный зал 9 9 9 14
Сам индиви-
дуально:
занимаюсь бегом 10 11 2,7 3,6
хожу на лыжах 11 7 13 11
люблю плавать 24 17 20 15
занимаюсь гирями, гантелями 7 3,3 2,5 8
занимаюсь сноубордом 6 1,5 - 0,4
катаюсь на коньках 15 10 8 10
Хожу в турпоходы 7 8 5 8
Езжу на мотоцикле, велосипеде 15 16 3 6
Играю в шахматы 7 4 5 4
Другие варианты 9 4 41 6
В настоящее время спортом не занимаюсь, к сожалению, нет времени и условий 8 9 - 31
Затруднились ответить 2,2 2,8 0,7 2,0

В современной науке существует несколько подходов к исследованию состояния здоровья детей и подростков: медико-биологический, экологический, социальный и другие. Многочисленные исследования с применением в первую очередь медико-биологических методов позволяют определить конкретные количественные показатели, характеризующие состояние здоровья людей. Однако констатация фактов снижения уровня здоровья лишь способствует привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов и не позволяет разработать и тем более реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12%, наследственность определяет 15-20%, экология - 10-15 и 50% - образ жизни, в изучении которого ведущее место занимает педагогика и социология.

Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство 85% респондентов занимались или занимаются спортом (87% юношей и 82% девушек). 95% респондентов положительно относятся к спорту (96% юношей и 93% девушек). Причем многие – 35% (27% юноши и 48% девушки) хотели бы заниматься плаванием, если бы были подходящие условия. Популярность плавания объясняется повышенным прикладным интересом большинства респондентов к этому виду спорта, так как в крае рек, озер и прудов хватает на всех, а бассейнов очень мало, особенно в учебных заведениях. Массовость таких видов спорта, как аэробика, спортивные игры, туризм, видимо, связаны с их зрелищностью и полезностью для здоровья.

Поступив в вуз, молодые люди обычно прекращают активно заниматься спортом, что связано с большой занятостью учебой. Лишь 16% (20% юноши и 11% девушки) респондентов занимаются спортом «высших достижений» на международном, республиканском, краевом и городском уровне. В настоящее время для поддержания здоровья студенты достаточно активно занимаются физической культурой и спортом. Отрицательное отношение к наркотикам – 88%, а к курению – 73%. Изредка употребляют спиртные напитки 58% студентов. Вероятно, необходимо в этом возрасте в школах и вузах усилить пропаганду спортивного стиля, здорового образа жизни.

В ходе проведенных исследований было выявлено, что большинство опрошенных положительно высказались о качестве занятий по физической культуре – 46% (49% и 41% соответственно). Они удовлетворены в целом, как формой обучения, так и ее содержанием, за исключением несоответствия спортивной базы современным требованиям.

Финансовое положение респондентов практически полностью зависит от родителей и родственников – 87%. На одну стипендию умудряются выжить в наше трудное время 12% респондентов. Часть студентов подрабатывают - 24%. Будущую профессию большинство студентов связывают с высокооплачиваемой работой – 65%.

Оценивая вероятность реализации планов на будущее, респонденты высказали различное мнение. В будущей профессии самым главным они считают самые разные факторы: высокий заработок, удовольствие от работы, возможность путешествовать, высокий престиж, самоутверждение, возможность открыть свое дело – 45%.

Образ жизни молодежи Пермского края по данным социологических исследований является интегральным показателем того, каковы мотивы, ценностные ориентации, содержание, способы и формы жизнедеятельности будущих специалистов, магистров и бакалавров.

Современные студенты высших учебных заведений являются будущим социально-экономическим, интеллектуальным, творческим потенциалом России. Они составляет особую социальную группу, характеризующуюся определённым возрастом, специфическими условиями труда и жизни и определённым качеством индивидуального здоровья. Исследования в нашем университете последних лет свидетельствуют об ухудшении показателей физического и психического здоровья студентов, проявляющихся в нарушениях опорно-двигательного аппарата, миопии слабой и средней степени, нервно-психической неустойчивости, снижении функциональной возможности организма, снижении сопротивляемости организма и др. [7]. Причинами ухудшения состояния здоровья студентов являются условия обучения в вузе (значительные умственные и психо-эмоциональные нагрузки в период семестра и экзаменационной сессии) и нездоровый образ жизни (неоптимальный режим дня, нерациональное питание, вредные привычки, низкая двигательная активность), которые способствуют развитию дезадаптивных состояний, рецидивов имеющихся хронических болезней и возникновению новых [5].

Выводы. В целом наши исследования показали, что здоровьеформирующие компетенции у студентов университета еще недостаточно развиты, а это является показателем недостаточной оздоровительной и спортивно-массовой работы, активным вовлечением студенческой молодежи с физическую культуру и спорт, что особенно актуально в олимпийский год для оздоровления нации.

Проведенный анкетный опрос среди студентов позволил представить объективное положение, отражающее уровень охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и мотивов двигательной деятельности.

Результаты исследования показывают, что 77 % опрошенных студентов высоко оценивают социальную значимость спортивной культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека.

Результаты основного эксперимента подтвердили эффективность образовательной среды в развитии двигательных качеств в процессе физического воспитания студентов вуза. Здоровье студентов улучшилось. Все выше перечисленное может быть инновационным фундаментом здоровьеформирующих технологий улучшения качества жизни и здоровья студентов в вузе.

Социологический анализ показал, что студенты вузов края в основном ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, стараются контролировать свое здоровье, не употребляют наркотики, но недостаточно отдыхают, не рационально используют свой досуг.

Главным итогом коллективного мониторинга составляющих здорового образа жизни являются: отказ от вредных привычек, регулярные занятия физической культурой и спортом, активность в студенческих мероприятиях, регулярное здоровое питание и двигательная активность, оптимизм и чувство юмора.

Список литературы

  1. Аширова С.В. Ксенобиотическая разгрузка, улучшение состава крови и функционального состояния детей направленными физическими нагрузками //Адаптивная физическая культура. 2010. №3(43). С. 29-31.
  2. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1996. №1. С. 16.
  3. Ефимова И.В. Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. Иркутск. 2003. 180 с.
  4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. ФиС. 1991. С. 89.
  5. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. 2009. 347 с.
  6. Кизько, А.П., Цимбалюк В.А., Колокольников А.В. Современное состояние здоровья и работоспособности студентов НГТУ /Организация методик учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Мат VI Межуниверситетской научно-методической конференции. Ростов-на-Дону. 2000. С. 108-109.
  7. Медведков В.Д. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях //Педагогико-психологические проблемы ФКиС: электронный журнал 2010. №2 (Вып. 15). С. 68-72. URL: http://www.kamgifk.ru/magazin/n15.htm (Дата посещения 12 июня 2012).
  8. Медведкова Н.И. Результаты совместного оздоровления детей и их матерей элиминационными физическими нагрузками //Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2010. №3 (43). С. 47-51.

References

  1. Ashirova S.V. Ksenobioticheskaya razgruzka, uluchsheniye sostava krovi i funktsionalnogo sostoyaniya detey napravlennymi fizicheskimi nagruzkami [Xenobiotic discharge, improving blood composition and functional state of children by using directed exercises]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura 2010;43(3):29-31.
  2. Glotov N.K., Ignatyev A.S., Lotonenko A.V. Filosofsko-kulturologicheskiy analiz fizicheskoy kultury [Philosophical and cultural analysis of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury 1996;(1):16.
  3. Efimova I.V., Budyka Ye.V., Prokhodovskaya R.F. Psikhofiziologicheskiye osnovy zdorovya studentov [Psychophysiologic basis of students’ health]. Irkutsk. 2003. 180 p.
  4. Ilyenkov E.V. Filosofiya i kultura [Philosophy and culture]. M.: FiS; 1991. P. 89.
  5. Kazin E.M., Kasatkina N.E. Zdorovyesberegayushchaya deyatelnost v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health saving activity in the education system: theory and practice]. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO; 2009. 347 p.
  6. Kizko A.P., Tsimbalyuk V.A., Kolokolnikov A.V. Sovremennoye sostoyaniye zdorovya i rabotosposobnosti studentov NGTU [The current health status and working capability in students of the Novosibirsk State Engineering University]. Organizatsiya metodik uchebnogo protsessa, fizkulturno-ozdorovitelnoy i sportivnoy raboty. In: Materialy VI mezhuniversitetskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. Rostov-na-Donu. 2000. P. 108-109
  7. Medvedkov V.D. Zdorovye detey, prozhivayushchikh na ekologicheski neblagopriyatnykh territoriyakh [Health of children living in ecologically unfavorable territories]. Pedagogiko-psikhologicheskiye problemy FKiS [Online journal] 2010;15(2):68-72 [cited 2012 Jun 12]. Available from: http://www.kamgifk.ru/magazin/n15.htm
  8. Medvedkova N.I. Rezultaty sovmestnogo ozdorovleniya detey i ikh materey eliminatsionnymi fizicheskimi nagruzkami [Results of joint health improvement with elimination loads for children and their mothers]. Uchenyye zapiski unstituta im. P.F. Lesgafta 2010;43(3):47-51.

Просмотров: 23404

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 08.10.2012 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search