Базовая методология и практика рейтинговых оценок в здравоохранении |
11.12.2012 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т.А. Сибурина1, А.А.Князев1, Л.К.Лохтина1, Ю.В. Мирошникова2
Basic techniques and real practice of rating evaluation in public health Резюме. В статье рассмотрены методические подходы, используемые в различных отраслях экономики и социальной сферы для получения рейтинговых оценок объектов на основании базовых показателей их деятельности в целях оптимизации управления. Принцип рейтинговых оценок состоит в получении и сравнении интегральной оценки деятельности объектов, расчет которой и является предметом многочисленных разработок. Выбор подхода, формулы расчета, набор используемых показателей определяется целью анализа. Тем не менее, унификация этих параметров является основным условием для сравнения однотипных объектов. Поэтому важно принятие решения по оптимизации методики определения рейтинга в зависимости от группы исследуемых объектов и целей соответствующего уровня управления, использующего полученную сравнительную информацию. Например, задача выявления лучшего и поощрение за достигнутые результаты требует одного подхода, а в сочетании с выявлением слабых звеньев и определением причин их возникновения - другого. Безусловно, в этом плане особый интерес представляет методика, ориентированная на сравнение исследуемых объектов с эталонными значениями, получаемыми этими же объектами по каждому из предложенных показателей. Вторым важным компонентом расчета интегральной оценки является экспертное определение веса каждого из показателей в интегрированной оценке и определение оценки с помощью не только полученной величины показателя (балла, коэффициента, отклонения от нормативного или эталонного значения), но и посредством учета его значимости. Кроме того, рейтинговые оценки требуют учета вектора показателя (позитивной или негативной направленности). Это касается самого показателя (например, смертности, заболеваемости, инвалидности, летальности, количества осложнений, жалоб и пр.), его динамики, величины и направленности отклонения от выбранного эталона. Разработанная нами интегральная оценка кандидатов для выдвижения в резерв руководящих кадров включает четыре основных блока параметров, характеризующих личность претендентов, а также их достижения и деловые качества. Информационная база, используемая для интегральной оценки кандидата, содержит объективные данные, получаемые от самого претендента, результаты психологического тестирования, оценки рекомендующего лица, статистические данные о результатах работы на настоящей должности. Расчет интегрального показателя производился с помощью экспертной оценки значимости каждого из показателей и блоков оценок с учетом должности, на которую номинировался кандидат. Проведению интегральной оценки качеств претендентов, в наибольшей степени соответствующих должностным требованиям, сопутствовал отбор кандидатов, проводимый на региональном уровне с участием специально создаваемой комиссии экспертов. Изложенный подход апробирован при формировании резерва руководящих кадров здравоохранения в рамках Профессиональной команды страны. Ключевые слова. Рейтинговая оценка; интегральный показатель; методика рейтинговой оценки; резерв руководящих кадров. Summary. Rating evaluation is currently being used in various economic branches and in social life. It is based on cardinal indicators and implies optimization of management. Techniques of rating evaluation, however, is still at store, the general notion prevailing, that evaluation is made for comparing subjects of the same type, but the calculation of it being sophisticated and consisting of numerous components. The purpose of a rating project usually predetermines approach choice, formulas of calculation to be implemented, and a set of indicators. Unification of all these parameters is a main prerequisite for the practice of comparison of subjects of the same type. The type of techniques of rating evaluation to be implemented is determined with concern to the type of studied subjects and purposes of management regulation at store which is really based on comparable data only. It is adapted and perfected along these outlined pathways. Experts determination on the weight of every one of the indicators is indispensable in rating evaluation. Thus, the final evaluation is made not only judging from the magnitude of an indicator as it is (be it score, coefficient or deviation from standard or pattern value), but on the basis of its relative significance. Rating evaluation also must take into account the vector of an indicator being either positive or negative. Integral rating evaluation of candidates to join senior staff was elaborated in our previous studies, and it includes four clusters of parameters pertaining to personality of a candidate, to career achievements and business style. Experts weighing of every indicator/cluster of indicators was performed, and it was done taking in account the very gist of the post-in-question. Integral rating evaluation of candidates most fit for the post requirements was paralleled by their selection by an ad-hoc experts board of regional level, and our approach was factually approved in this process of forming reserve bank of senior staff of public health to enter “professional squad of the nation”. Keywords. Rating evaluation; integral indicator; reserve of senior staff. Введение. Своевременность и качество принимаемых управленческих решений и как следствие эффективность управления здравоохранением зависят от качества аналитической работы. Внедрение рейтинговых оценок на основе использования современных методов сбора и обработки статистических данных могут помочь адекватной оценке и анализу деятельности органов и учреждений здравоохранения, прогнозировать тенденции и разрабатывать стратегические управленческие решения, решать прикладные задачи сравнения различных объектов исследования. Цель работы заключается в анализе основных подходов к определению рейтинговой оценки и наиболее распространенных методов расчета интегрального показателя, сложившейся практики определения рейтинга в здравоохранении и собственного опыта в решении конкретной задачи по формированию кадрового резерва. 1.Сущность рейтинговой оценки и методы ее получения Интегральные оценки и рейтинги широко известны в международной практике управления. Особенно часто и успешно используются для сравнения финансовых показателей различных организаций. В Учебнике «Теория экономического анализа» [1] рейтинг определяется как индивидуальный числовой показатель оценки работы организации, позволяющий оценить эффективность ее социальной, производственной, экономической деятельности среди других, однотипных организаций (также организаций, находящихся на одном уровне управления), или определить положение данной организации в общей классификации единой системы, включающей в себя уровневую иерархию их деятельности. Таким образом, рейтинговая оценка представляет собой обобщенный вывод о результатах деятельности на основе качественного и количественного анализа изучаемых процессов. В отличие от других видов оценок, использование рейтинга предполагает, что анализу подвергается не одна организация, а несколько, которые сравниваются между собой. На практике определение рейтинга организации предусматривает ранжирование исследуемых объектов по возрастанию или убыванию значений интегрального показателя. Использование интегрального показателя предполагает исследование системы показателей, лежащих в основе оценки. Выводы, полученные на базе интегрального показателя, хотя и носят ориентировочный характер, выполняют важную роль в определении характера изменений (отличий) в результатах деятельности сравниваемых организаций в целом, а также в разрезе всех используемых показателей. Дополнительная информация, которую дает интегральный показатель, помогает объективно оценить результаты деятельности объекта на основе выявления качественных и количественных отклонений от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития). Широкие возможности использования интегрального показателя для различных целей управления обусловливают необходимость методологической обоснованности построения интегрального показателя и совершенствования методов его анализа. Возможности интегральной оценки, помимо получения обобщенного результата по выбранному перечню показателей, позволяют учитывать влияние каждого из них на итоговый показатель, и, соответственно, выявлять слабые звенья в каждом из оцениваемых объектов. Так, при наличии сильной корреляционной связи между показателями, составляющими интегральный показатель, применяется методика определения весовых коэффициентов. Величины весовых коэффициентов обычно определяются экспертным методом с учетом коэффициентов корреляции, а их сумма равна общему числу базовых показателей. Процедуру комплексной сравнительной оценки можно типизировать и разделить на следующие относительно самостоятельные этапы:
Существуют различные методы получения интегральной оценки, среди которых наиболее широко используются следующие [1]:
(1) где xфij, xбij — соответственно, фактическое и базисное значения i-го показателя на j-м объекте; i=1,2,…, n, j=1,2,…, m
Обобщающая оценка получается в виде коэффициента: (2) Этот метод целесообразно применять при относительно малом числе оцениваемых показателей и в случае, если большинство их значений близко к единице.
(3)
Составляется таблица баллов {sij}, а на основе этой матрицы рассчитывается конкретное значение обобщающей оценки: (4) Следует отметить, что применение методов сумм, суммы мест, геометрической средней возможно только в случае однонаправленности влияния всех оцениваемых параметров на эффективность работы. В противном случае при расчете показателя комплексной оценки в качестве критериев берутся обратные к исходным величинам показатели (2):
(5) В некоторых случаях типичным объектом считается такой, значения показателей которого равны средним арифметическим уровням показателей в изучаемой совокупности. Однако в совокупности объектов, где преобладают асимметрические распределения, среднее арифметическое в качестве характеристики типичного, эталонного объекта утрачивает свое значение. Иногда предлагается использовать дополнительно в качестве эталона 100%-ное достижение установленного уровня показателя (например, планового уровня), указывая при этом на нежелательность как недовыполнения, так и перевыполнения.
(6) Упорядочивая значения Кj по возрастанию, получается комплексное ранжирование объектов, причем наименее удаленный от точки эталона объект приобретает наивысшую оценку (первое место) и т. д.
Во многих случаях задачу построения обобщающих оценок деятельности объектов можно успешно решать, используя экспертно-статистические методы и метод компонентного анализа. В первом случае самостоятельное значение имеет обобщающая оценка φ(х), характеризующая выполнение организацией поставленных перед ним целей, выраженных через частные показатели эффективности. Задание целевой функции (7) дает возможность интегрально оценить различные стороны деятельности с конечной целью их оптимизации. Самым распространенным является сравнение с эталонной организацией, имеющей лучшее значение по всем показателям (бенчмаркинг), т.е. эталоном сравнения является не субъективное предложение экспертов в виде нормы (критерия), а сложившиеся в реальности наиболее высокие результаты. С целью поиска лучшей организации производится мониторинг информации о достижениях организаций в аналогичной сфере деятельности. Передовой опыт в последующем адаптируется и внедряется в собственную практику. Этапы мониторинг- адаптация-внедрение составляют суть технологии бенчмаркинга. В качестве одной из базовых методик по формированию рейтингов организаций, использующих данный метод, в здравоохранении широко применяется методика, предложенная А.Д.Шереметом [1, 26], а также её модификации. Данная методика неоднократно использовались нами для анализа состояния здравоохранения субъектов Российской Федерации (Карачаево-Черкессия, Бурятия, Курская область и др.). Согласно А.Д. Шеремету [26], предлагается рассчитывать рейтинг с помощью динамической оценки интегрального ряда изучаемой выборки. Полученные значения ранжируются по изменению количественного выражения интегральных показателей во времени, упорядоченных по возрастанию. Оценка деятельности объекта проводится на первом этапе комплексного анализа, когда определяются основные направления аналитической работы (предварительная оценка), а также на заключительном этапе, когда подводятся итоги анализа (окончательная оценка). Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки организации являются: сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени; обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки, и их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки; классификация (ранжирование) организации (объекта) по рейтингу. Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) деятельности. Точная и объективная оценка не может базироваться на произвольном наборе показателей. Выбор и обоснование исходных показателей деятельности производится, исходя из конкретных потребностей субъектов управления в аналитической оценке. В первую очередь производится осмысление и формулирование цели, ради которой затевается оценочная процедура, а также условный список вопросов, ответ на которые планируется получить в итоге. Крайне важно следующее обстоятельство: в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение организации (объекта оценки) по каждому показателю с условной эталонной организацией (объектом), имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки состояния объекта может быть представлен в виде последовательности следующих действий: 1. Исходные данные представляются в виде матрицы (аij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i= 1,2,3,…..n), а по столбцам - номера организации (j = 1,2,3,...,m). 2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условной эталонной организации (m+1). 3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонной организации по формуле: (8) где xij - стандартизированные показатели j-йорганизации. 4. Для каждой организации значение ее рейтинговой оценки определяется по формуле: (9) где: Pj - рейтинговая оценка для j-ой организации, x1j, x2j …, xnj - стандартизированные показатели j-ой организации. 5. Организации упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет организация с минимальным значением сравнительной оценки R, полученной по формуле (9) [26]. Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки организации может применяться для их сравнения на определенную дату (конец периода) или в динамике. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и организаций не накладывается. Во втором случае исходные показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста - данные на конец периода делятся на значение соответствующего показателя на начало периода, либо среднее значение показателя отчетного периода делится на среднее значение соответствующего показателя предыдущего периода (или другой характеристики сравнения). Таким образом, получаем оценку по изменению этого состояния в динамике, на перспективу. Алгоритм получения рейтинговой оценки также может иметь другие модификации. Вместо формулы (9) можно использовать одну из нижеследующих формул: (10) (11) (12) где k1, k2,..., kn — весовые коэффициенты показателей, назначаемые экспертом. Формула (10) определяет рейтинговую оценку для j-й организации, где наивысший рейтинг имеет организация, у которого суммарный результат по всем однонаправленным показателям выше, чем у остальных. Формула (11) является модификацией формулы (10). Она учитывает значимость показателей, определяемых экспертным путем, поскольку при дифференциации оценки в соответствии с потребностями пользователей появляется необходимость введения весовых коэффициентов для отдельных показателей. Формула (12) является аналогичной модификацией формулы (9). Она учитывает значимость отдельных разнонаправленных показателей при расчете рейтинговой оценки по отношению к организации-эталону. Из приведенных данных очевидно, что методическая база определения рейтинговых оценок охватывает достаточно широкий арсенал методов, применение которых определяется целями оценки, отраслевыми и информационными особенностями объектов. Таким образом, разработанный методический инструментарий для проведения интегральных оценок и построения шкал рейтингов представлен различными способами расчета, выбор которого в значительной степени определяется целью исследования. 2. Практика использования рейтинговых оценок в здравоохранении Существенная роль в развитии и использовании комплексного оценивания различных систем здравоохранения, в том числе и рейтинговых оценок, принадлежит ВОЗ [30]. Так, в европейских странах для рейтинговой оценки используется интегральный показатель качества оказания медицинских услуг в многопрофильных больницах, складывающийся из шести направлений, а именно: результативность клинической работы; эффективность; ориентированность на персонал; ответственное управление; безопасность; ориентированность на потребности пациентов. В качестве ключевых показателей рекомендованы:
Углубленные исследования рейтингов состояния систем здравоохранения в странах с использованием системы показателей, отражающей уровень здоровья населения, объемы помощи, финансовые возможности государства, расходы (общие и государственные) на здравоохранение, отзывчивость системы к нуждам и запросам пациентов периодически проводятся ВОЗ и публикуются в соответствующих докладах [7, 29 и др.]. В России известен опыт применения комплексных (интегральных) и рейтинговых оценок при проведении мониторинга здоровья населения, состояния регионального здравоохранения, сравнительного анализа ЛПУ и др. [2, 3, 4, 6, 8, 10, 14, 15, 16, 21, 24, 28 и др.]. До недавнего времени в отечественном здравоохранении отсутствовали утвержденные методики рейтинговых оценок, доступных для широкого использования в органах и учреждениях, за исключением рейтинга родильных домов [27]. Однако положительная динамика в разрешении этой проблемы наметилась. Так, от Минздравсоцразвития России к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения поступили рекомендации «ежегодно, начиная с 1 января 2012 г., с учетом мнения пациентов и в соответствии с компетенцией, формировать рейтинги медицинских организаций с использованием методики, разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и, ежегодно, до 1 января, размещать их на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [19]. Рекомендованы следующие показатели оценки деятельности медицинских организаций:
За отклонение от установленных нормативов в худшую сторону (использован принцип управления, построенный на наказании за дефекты) предусмотрено снижение баллов. Например, за каждый 1% врачей, не имеющих категории, суммарное количество баллов медучреждения уменьшается на 1, или 10 баллов вычитается за каждую внеплановую проверку, выявившую нарушения, и т.д. Однако данный подход плохо корреспондируется с современными принципами управления качеством, ориентирующим руководство не на наказание за допущенные дефекты, а на выявление причин возникновения с целью их своевременного устранения и использование системы поощрений за хорошие показатели работы, т.е. на мотивацию хорошей работы. Данная методика также не учитывает экономическую деятельность организаций, что не позволяет получать комплексной оценки деятельности медицинских учреждений. В этом направлении А.Л. Линденбратеном [13] предложена рейтинговая оценка лечебно-профилактических учреждений на основе расчета интегрального показателя оценки качества и эффективности медицинской помощи. Интегральный коэффициент эффективности представляет собой произведение коэффициентов медицинской эффективности, социальной эффективности и коэффициента соотношения затрат. Интересна работа Г.М. Гайдарова [5] по разработке методики оценки качества и эффективности медицинской помощи в стационаре, которая основывается на учете трех коэффициентов (Кз, Кс, Кр), где Кз (коэффициент затрат) равен отношению средней стоимости койко-дня к фактическим затратам в отделениях различного профиля; Кс (коэффициент социальной удовлетворенности) рассчитывается на основе данных опроса больных о качестве лечения; Кр (коэффициент результативности) определяется по итогам выполнения лечебно-диагностических мероприятий. И.В.Поляков, Л.Г.Лисанов, Г.М.Мацько [17] предложили использование рейтинговой оценки в рамках трехуровневой модели управления: 1-й уровень - «индивидуальный» (врач-пациент), 2-й уровень - «учрежденческий» (ЛПУ), 3-й уровень – «территориальный», с соответствующим набором показателей. В.Н.Кораблев [9] предложил для формирования рейтинговой оценки деятельности стационара медицинского учреждения использовать показатели, отражающие затраты на достижение эффективного результата. В ходе анализа, проведенного В.Е.Тропниковой [22], осуществлялась рейтинговая оценка эффективности деятельности краевых и муниципальных учреждений здравоохранения на основе следующих показателей: численность пролеченных больных (законченных случаев); численность больных с эффективно законченным случаем; затраты общие (тыс. руб.); стоимость одного эффективно законченного случая (руб.); трудоемкость на эффективно законченный случай (в часах); производительность труда на эффективно законченный случай; интенсивность труда на эффективно законченный случай; фондоотдача на эффективно законченный случай; фондоемкость на эффективно законченный случай; медицинская эффективность; экономическая эффективность. На основании рейтинговой оценки по этим показателям, автор рекомендует проводить дифференциацию учреждений здравоохранения по уровню медицинской и экономической эффективности и выявлять основные причины неэффективности. При обосновании региональной модели стратегического управления здравоохранением субъекта РФ (на примере Свердловской области), разработанной Р.А.Хальфиным [23], была создана система мониторинга здоровья, позволяющая ранжировать территории области по интегральному показателю - уровню популяционного здоровья, определять динамику происходящих перемен в составе территориальных групп и составлять картограммы региона (в разрезе городских и сельских поселений, основных демографических групп населения, состояния репродуктивного здоровья женщин и пр.), ранжирование территорий области осуществлялось по 18 показателям, характеризующим их санитарно-гигиеническое состояние, 16 показателям, отражающим социально-экономическую ситуацию, и 14 - уровень медицинского обеспечения. Подобный перечень показателей позволял проводить общую оценку ситуации в области, которая связана со здоровьем населения, наличием комплекса социальных и экологических факторов, состоянием ресурсной базы и результатами деятельности здравоохранения, медико-социальных и санитарно-эпидемиологических служб; осуществлять анализ тенденций и вариантов прогноза развития ситуации, а также обосновывать рекомендации для территориальных медицинских, экологических и социальных программ охраны здоровья и развития системы оказания медицинской помощи. О.К.Коробковой [11,12] разработан метод рейтинговой оценки медицинских учреждений, позволяющий его использовать для установления эффективности лечебно-финансовой деятельности каждого анализируемого учреждения по итогам работы за год и для определения темпов роста при проведении мониторинга. Методика построения рейтинговых шкал была основана на статистической обработке вариационных рядов значений таких показателей деятельности учреждений, как: обеспеченность населения медицинскими yслугами, качество услуг, оценка финансовой деятельности, себестоимость услуг, рентабельность. Реализация методики включала в себя: расчет показателей; перевод расчетных показателей в условные единицы (баллы); расчет средних показателей по группе показателей; расчет интегрированного показателя для ЛПУ, для района; определение рейтинга ЛПУ, рейтинга районов по уровню интегрированных показателей; группировку ЛПУ, районов по диапазону значений интегрированных показателей. Во многих регионах используются собственные методики комплексной оценки эффективности работы медицинских учреждений. Нередко в их основе лежат показатели различной направленности. Так, например, в Республике Татарстан в интегральную оценку входят 14 показателей медико-социальной эффективности и 6 показателей экономической эффективности [18]. В Хабаровском крае - 22 показателя общественной эффективности здравоохранения, 8 инфраструктурных показателей и 6 стандартов качества медицинской помощи [20]. В Ульяновской области - 13 медико-демографических показателей, 5 показателей эффективности целевого использования ресурсов, 3 – качества медицинской помощи, 6 показателей информированности населения [19]. В Ханты-Мансийском автономном округе экспертным путем был определен перечень из 20 показателей, характеризующих здоровье населения городов, районов и автономного округа в целом, а также единицы их измерения. В Санкт-Петербурге работает утвержденный алгоритм определения рейтингов учреждений здравоохранения и районов на основании результатов деятельности по управлению качеством медицинской помощи [25]. Все чаще идут разговоры о внедрении индивидуального рейтинга врача в лечебно-профилактическом учреждении, на основании которого можно будет ввести систему материального стимулирования медицинского персонала. Предполагается, что она будет способствовать повышению мотивации персонала к конкуренции и совершенствованию специалистов, повысит медицинскую и экономическую эффективность организации. В работе А.Л.Линденбратена, В.М. Шиповой [13] индивидуальный рейтинг врача является результатом интеграции оценок различных аспектов оказания медицинской помощи: объема (интенсивности) выполненной работы; сложности выполненной работы; качества медицинской помощи; медицинской результативности работы; социальной удовлетворенности потребителя; а также других показателей (рациональность использования ресурсов, соблюдение исполнительской дисциплины, отношения в коллективе и т.д.). Каждый из указанных показателей деятельности врача имеет свою методику расчета, связанную с различиями по типам учреждений и порядком расчета. Заслуживает внимания методика расчета рейтинга в здравоохранении (клинического отделения, медицинского учреждения, системы здравоохранения) путем перевода расчетных показателей в условные единицы (баллы) [25]. Расчет осуществляется с применением 6-балльной шкалы стандартизации для трех групп индикаторов: I группа - показатели, для которых отсутствуют установленные нормативные значения, а также предельные значения. II группа - показатели, имеющие предельные значения, для которых установлены нормативы, индикаторы. III группа - показатели, для которых отсутствуют количественные характеристики. Расчет интегрированных (нормированных) показателей осуществляется по формуле: (13)
где: - среднее значение показателя I, Нормированные показатели выражаются количеством среднеквадратических отклонений (σ) от условного среднего, принятого за 0. Отрицательные значения нормированных показателей указывают на отклонение от средней величины в меньшую сторону, положительные — в большую сторону. В соответствии с величиной отклонения нормированных показателей от условного среднего, принятого за 0, показателю присваивается соответствующее балльное значение по 6-балльной шкале при шаговом отклонении, равном 1 σ. Для стандартизации показателей III группы разрабатывается индивидуальная шкала экспертных оценок Предлагаемая методика ранжирования базируется на комплексном, многомерном подходе, в котором используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки деятельности организаций, и учитываются реальные показатели всех сравниваемых объектов. Как показали результаты анализа практики использования рейтинговых оценок в здравоохранении, масштабное их применение позволяет:
Таким образом, рейтинговые оценки в здравоохранении могут иметь широкое применение на разных уровнях управления отраслью. Но рассматриваемые в публикациях и используемые в различных регионах методики разнообразны, часто не согласуются с основной целью анализа и, вызывая дискуссии по перечню рекомендуемых показателей, способам их расчета и оценки, могут подвергать сомнению полученные результаты. Широкий арсенал применяемых методик, разнообразных по набору показателей, способам их расчета и оценки, не гарантирует сопоставимость результатов за пределами объекта анализа. В свою очередь, отсутствие сопоставимости затрудняет процесс формирования имиджа учреждения в условиях развивающегося рынка медицинских услуг. Для максимально эффективного управления необходимо выработать единый подход к проведению рейтинговой оценки в управлении здравоохранением, начиная от индивидуального рейтинга специалистов и заканчивая субъектами РФ, что наглядно продемонстрирует наиболее слабые стороны системы и позволит выйти на адекватные управленческие решения на всех уровнях. Безусловно, методики должны основываться на научной статистике с использованием подходящих алгоритмов и формул для обработки выбранных показателей. Следовательно, дальнейшее развитие метода должно быть связано с разработкой и утверждением согласованной системы показателей и методов расчета. 3. Рейтинговая оценка кандидатов в резерв руководящих кадров В условиях реализации государственной политики по модернизации здравоохранения значительно возрастает роль руководящих кадров, работа по подбору и подготовке которых в значительной степени связана с вопросами формирования резерва на руководящие должности. В этой связи требуется отработка методик комплексной оценки профессиональных и личностных компетентностей кандидатов, обеспечения условий для интенсивного развития их потенциала и своевременного выдвижения на руководящую должность. В нашем исследовании использованы методы по составлению рейтинговой оценки кандидатов при формировании резерва руководящих кадров на следующие группы должностей:
На основании анализа имеющегося опыта отбора и оценки персонала была разработана технология формирования резерва руководящих кадров в системе здравоохранения, включающая методический инструментарий сбора информации о кандидате в резерв. Технология апробирована в ходе отбора кандидатов для участия в проекте «Профессиональная команда России». Разработанный пакет документов включал унифицированные формы представления необходимой документации:
В качестве параметров, необходимых для отбора и оценки кандидатов, экспертным путем был сформирован перечень количественных и качественных показателей, с учетом разных должностных групп оцениваемых. В список вошли как общепринятые для подобных исследований характеристики, так и те, которые представляли интерес для конкретного исследования: возраст; образование (основное и дополнительное); стаж работы, в том числе в руководящих должностях; показатели, отражающие профессиональную компетентность и достижения (ученая степень, ученое звание, награды, наличие публикаций, участие в инновационных проектах и программах); профессиональные, личные и деловые качества кандидата. Учитывался статус рекомендателя претендента (непосредственный начальник, независимый поручитель), а также данные комплексной оценки, выставленной претенденту специально созданной в регионе комиссией. В целях комплексной оценки кандидатов и определения их персонального рейтинга были разработаны коэффициенты значимости отдельных факторов для различных должностных групп, характеризующих профессиональные и личностные качества кандидата, результаты деятельности. На основе анализа представленной информации осуществлялась оценка кандидатов, в результате которой были получены итоговые интегральные балльные оценки каждого, входящего в соответствующую должностную группу. Комплексный (интегральный) показатель рассчитывался на основе объединения двух частных оценок, включающих в себя четыре группы характеристик. Первая оценка определяла показатели, характеризующие конкретного кандидата, такие как степень развития его профессиональных и личностных качеств и уровень квалификации, вторая — показатели, отражающие результаты его труда. В соответствии с этим подходом, все показатели, число которых составило 108 единиц, были разбиты на 4 блока: уровень квалификации, профессиональные (управленческие) качества, личностные компетентности, деловые качества. Определение значимости каждой характеристики в получении целостного портрета претендента проводился двухступенчатым способом. В первую очередь для каждого из 4-х блоков экспертным путем определялась удельная значимость блока в общей структуре системы оценки (табл.1). Таблица 1 Удельная значимость блока показателей в структуре общей оценки
Затем для каждой характеристики определялся коэффициент ее значимости в пределах блока с учетом количества показателей, содержащихся в соответствующем блоке, и должности, на которую номинируется кандидат. 4. Расчет оценки уровня квалификации кандидата и его персональных данных Исходной информацией для оценки являются данные 1-го блока Анкеты кандидата, заполняемой лично кандидатом либо начальником отдела кадров. Такие данные, как территориальный признак (регион, район/город), персональные данные (фамилия, имя, отчество, место рождения, координаты для связи) оценке не подлежат. Ряд показателей и признаков используется для оценки косвенно, являясь основой для расчета оцениваемого показателя. К примеру, Дата рождения используется для расчета возраста, а Выполняемая работа с начала трудовой деятельности используется для расчета стажа. Информация, полученная из 1-го блока Анкеты, подлежит оценке экспертом, который выставляет баллы по каждому оцениваемому показателю согласно заранее определенным критериям (табл.2). Таблица 2 Критерии и величина оценки признаков в баллах
Баллы выставляются по 10-балльной шкале, в зависимости от должности, на которую номинируется кандидат. В том случае, если значений показателя более одного (например, наличие нескольких видов образования, участие в нескольких международных или инновационных проектах, владение несколькими иностранными языками и т.п.), баллы суммируются. Итоговое значение показателя рассчитывается как произведение соответствующих баллов на значимость показателя. Оценка по совокупности признаков, определяющих качества кандидатов и уровень их квалификации, производится суммированием оценок признаков, умноженных на их удельную значимость. В качестве примера приведены перечень показателей и коэффициенты значимости признаков в интегральной оценке для должности руководителя ОУЗ (табл.3). Таблица 3 Перечень показателей квалификационной оценки кандидата и его персональных данных с указанием коэффициента значимости
Для расчета оценки уровня профессиональных (управленческих) качеств кандидата исходной информацией являются данные 2-го блока Анкеты, заполняемой лицом, рекомендовавшим кандидата. Оценке подлежат показатели, характеризующие уровень профессиональной компетентности руководителя соответствующего уровня, его способность эффективно организовать собственную деятельность и деятельность подчиненного коллектива (табл.4). Таблица 4 Перечень профессиональных (управленческих) качеств кандидата
Баллы выставляются по 10-балльной шкале, и корректируются с учетом удельной значимости каждого показателя. Значение показателя значимости той или иной характеристики соответствует должности, на которую номинируется кандидат. Оценка по совокупности признаков, определяющих уровень профессиональных (управленческих) качеств кандидата, производится суммированием оценок признаков, умноженных на их удельную значимость. Для расчета оценки личностных качеств кандидата в качестве исходной информацией используются данные 3-го блока Анкеты, заполняемой лицом, рекомендовавшем кандидата. Блок составлен по принципу полярных суждений. Слева и справа - характеристики, раскрывающие личностные качества кандидата, влияющие на эффективность руководящей работы (с положительной либо с отрицательной стороны) (табл.5). Таблица 5 Перечень показателей блока оценки личностных качеств кандидата
Между полярными суждениями на своеобразной шкале расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3, которые соответствуют степени выраженности каждого признака:
В том случае, когда оценивающий затрудняется определить, какая из двух полярных характеристик более выражена, на шкале отмечается 0. Цифры слева от 0 имеют отрицательный знак, справа – положительный. Отмечаемое по некоторым показателям смещение полюсов введено с целью предупреждения возможного желания оценщика «приукрасить» портрет кандидата. При обработке данных суммируются все положительные баллы, предварительно умноженные на удельную значимость показателя, затем - отрицательные, также предварительно скорректированные, и из большей суммы вычитается меньшая. Данные 3-го блока используются также с целью визуальной оценки профиля личности кандидата, гармоничности развития присущих ему личностных качеств. Использование шкалы для анализа признаков наглядно демонстрирует, какие качества кандидата преобладают – положительные или отрицательные, а также степень их выраженности. Для этого достаточно в таблице визуально оценить своеобразный «рисунок» из выставленных кандидату оценок присущих ему характеристик, оценивая его на симметричность и ширину. У гармонично развитой личности отчетливо наблюдается преобладание характеристик одинаковой полярности. Чем шире рисунок, тем выше степень выраженности признака. Расчет оценки деловых качеств кандидата осуществляется на основе данных последнего, 4-го блока Анкеты, заполняемой рекомендовавшим лицом. Оценке подлежат деловые качества кандидата, имеющие значение для организации эффективной работы управляемой подсистемы и взаимодействия ее с вышестоящим и нижестоящим уровнями управления. Особое внимание уделяется умениям и навыкам работы кандидата с подчиненным коллективом. Учитывая особую социальную значимость отрасли, оценке подлежит также способность кандидата организовать работу управляемой подсистемы в части взаимодействия с прикрепленным населением. В первую очередь оценивается характер динамики результатов деятельности кандидата за время нахождения на последней должности: (+) положительная динамика; (-) отрицательная динамика, (0) динамика отсутствует. Затем по каждому показателю лицом, рекомендовавшем кандидата, выставляется оценка каждого признака по 10-балльной шкале (табл.6). Таблица 6 Перечень показателей для оценки деловых качеств кандидата
При обработке данных оценка по совокупности характеристик, определяющих деловые качества кандидата, производится суммированием оценок показателей, умноженных на их удельную значимость. При расчете интегральной оценки данные, полученные по каждому блоку, суммируются. В процессе дальнейшего анализа рассчитывается максимальное, среднее и минимальное значение персональных характеристик по каждому блоку, а так же по всей совокупности показателей. Интегральные оценки всех имеющихся кандидатов на конкретную должность ранжируются. С учетом рекомендации оценочной комиссии определяется индивидуальный рейтинг кандидата. Лица, набравшие наибольшее количество баллов по совокупности показателей, являются наиболее вероятными кандидатами в резерв. Все лица, прошедшие отбор в резерв руководящих кадров, были занесены в информационную базу Профессиональной команды России по разделу «Здравоохранение». Таким образом, в процессе формирования списочного состава резерва на руководящие должности использован метод объективизации комплексной оценки кандидатов, полученной на основе его объективных данных, оценок его профессиональных, личностных и деловых качеств со стороны рекомендателей и экспертной оценки специально созданной комиссии по подбору резерва. Выводы
Список литературы
References
Просмотров: 28999
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 17.12.2012 г. ) |
След. » |
---|