О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
Роль стандартов в повышении эффективности здравоохранения и качества медицинской помощи Печать
11.12.2012 г.

Е.В. Манухина, Г.Б. Артемьева
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Рязанской области

Role of standards in the increase of healthcare efficiency and medical aid quality
E.V. Manukhina, G.B. Artemyeva

Territorial Compulsory Medical Insurance Fund of the Ryazan region

Резюме. Улучшение здоровья населения и демографических показателей является национальной стратегической целью, решать которую в сфере здравоохранения планируется путем повышения доступности и качества медицинской помощи. В современных условиях совершенствование медицинской помощи направлено на разработку и утверждение стандартов, как основного ресурсосберегающего инструмента, обеспечивающего качество и безопасность медицинской помощи, способствующего повышению доступности и защите прав пациентов в сфере оказания медицинских услуг. Внедрение единых порядков и стандартов медицинской помощи позволит получать гражданам при одном и том же заболевании одинаковой степени тяжести равные объемы качественной медицинской помощи – это и есть одна из главных задач Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Целью настоящей работы является оценка роли медицинских стандартов и порядков оказания медицинской помощи в повышении медицинской, социальной и экономической эффективности здравоохранения.

Программа модернизации регионального здравоохранения, направленная на внедрение в регионах единых порядков и стандартов медицинской помощи в первую очередь в стационарных условиях, ставит задачу повышения эффективности отрасли.

Медицинские стандарты дают возможность разработать и сформировать критерии оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний или состояний, внедрить методики, позволяющие количественно определить уровень качества. В целом оценка качества медицинской помощи основана на сопоставлении фактически осуществленных мероприятий и достигнутых результатов с установленными «стандартами» или «эталонами».

Внедрение стандартов медицинской помощи позволит избежать издержек в работе медицинских организаций и сыграть свою роль при создании системы управления качеством, что обеспечит: достижение запланированного исхода лечения, повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг, рациональное использование всех видов ресурсов.

Ключевые слова. Стандарты медицинской помощи; медицинская, социальная и экономическая эффективность здравоохранения; качество медицинской помощи.

Summary. More high level of the state of health of the population complemented by improvements in demographic situation is generally considered among the national top priorities. Public health chore in proceeding towards this goal consists in advanced accessibility and quality of healthcare services provided to the population. Development and adoption of medical standards are the key elements in improving public healthcare at large. These standards are intended to be the main tool for saving resources of this sphere within the framework of guaranteed quality and safety of delivered medical services. They also favor advanced accessibility of healthcare to the population, and - the last but not the least – enhance protection of patients’ rights in the sphere of medical services.

One of the main tasks put forward for medical services’ providers by the Federal Law: On Foundations of Protection of Health of the Citizens of the Russian Federation – was to provide all citizens of same severity conditions with the same level of qualified medical care, which was to be guaranteed by introduction of universal orders of delivery and standards of quality of healthcare.

The aim of this study: to evaluate the role of medical standards and orders of delivery of healthcare in the improvement of medical, social, and economical efficiency of the public health.

Programs of modernization of public health at the level of Constituent Territories of Russia analyzed in this study usually put forward the task of improving the efficiency of regional public health, on the way of introduction there universal orders of delivery and standards of quality of healthcare, with prime implications for inpatient facilities so far.

Medical standards are intended to develop and form criteria of quality of healthcare along detached groups of diseases/conditions. These standards imply the introduction of specific techniques for the quantitative assessment of the quality of delivered medical services. Evaluation of quality of delivered medical services – in this context – involves the juxtaposition of actually delivered medical services/measures to established standards and benchmarks of medical care.

Introduction of standards of healthcare can bring to the avoidance of certain drawbacks in the medical facilities’ routine. It can also propel the development of more effective system of control for the quality of medical services being delivered - with the goal of obtaining the desired outcomes of the treatments prescribed and also certain implications for elevated grade of satisfaction of a patient with the healthcare delivered. The endpoint is the rational implementation of all kinds of resources available in this sphere of activity.

Keywords. Medical aid standards; medical, social and economic efficiency of healthcare; medical aid quality.

Улучшение здоровья населения и демографических показателей является национальной стратегической целью, решать которую в сфере здравоохранения планируется путем повышения доступности и качества медицинской помощи. Существующие финансово-экономические механизмы, организационно-правовые формы и структура сети здравоохранения пока не обеспечивают необходимых уровней доступности и качества медицинской помощи, особенно для населения малых городов и сельской местности, снижают эффективность управления ресурсами и сдерживают структурные изменения в отрасли. Реализуемая в настоящее время широкомасштабная программа модернизации регионального здравоохранения призвана решить ряд существующих проблем.

Цель настоящей работы – оценить роль медицинских стандартов и порядков оказания медицинской помощи в повышении медицинской, социальной и экономической эффективности здравоохранения.

В современных условиях совершенствование медицинской помощи направлено на разработку и утверждение стандартов, как основного ресурсосберегающего инструмента, обеспечивающего качество и безопасность медицинской помощи, способствующего повышению доступности и защите прав пациентов в сфере оказания медицинских услуг.

Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» застрахованному населению гарантируется страховое обеспечение, исходя из стандартов и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения [8]. В соответствии с вступившим в 2011 году в силу Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация и оказание медицинской помощи должны осуществляться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи [9]. Таким образом, региональные системы здравоохранения стоят на пороге больших перемен.

Несмотря на значительные финансовые вливания в здравоохранение медицинская, экономическая и социальная эффективность здравоохранения остается достаточно низкой. Программа модернизации регионального здравоохранения, направленная на внедрение в регионах единых порядков и стандартов медицинской помощи, в первую очередь, в стационарных условиях, ставит задачу повышения эффективности отрасли.

В целом, эффективность здравоохранения выражается степенью влияния и воздействия его на сохранение и улучшение здоровья населения, повышение производительности труда, предотвращение расходов на здравоохранение и расходов по социальному страхованию и социальному обеспечению, экономию затрат в отраслях материального производства и непроизводственной сферы, увеличение прироста национального дохода.

Традиционно, применительно к здравоохранению определяются три типа эффективности: медицинская, экономическая, социальная [3].

В отличие от других отраслей народного хозяйства, результаты тех или иных мероприятий здравоохранения, его служб и программ анализируются с позиций социальной, медицинской и экономической эффективности, среди которых приоритетными являются медицинская и социальная эффективность. Существует взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми видами эффективности: без оценки результатов медицинской и социальной эффективности не может быть определена и экономическая эффективность.

Эффективность медицинской помощи во многом определяется выбором медицинских технологий и их соблюдением. Порядки и стандарты важны не сами по себе, а как основа единых требований к справедливому распределению ресурсов и качеству медицинской помощи. Важно, чтобы разработанные порядки и стандарты охватывали все основные группы заболеваний и патологических состояний.

Порядки (алгоритмы оказания медицинской помощи на разных этапах обращения пациента за помощью) и стандарты (усредненный для однородной группы больных набор возможных медицинских процедур и компонентов лечения при соответствующем заболевании с указанием процедуры, лекарственного препарата, лечебной диеты и частоты его предоставления в этой группе пациентов) создают основу для управления качеством медицинской помощи, так как содержат в себе критерии его оценки.

Внедрение единых порядков и стандартов медицинской помощи позволит получать гражданам при одном и том же заболевании одинаковой степени тяжести равные объемы качественной медицинской помощи – это и есть одна из главных задач Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [7].

В последние десятилетия в медицине значительно возрос объем предоставляемой информации. Все это диктует закономерный переход к выбору методов, технологий, лекарственных средств с доказанной эффективностью. При этом имеются в виду, как гуманистические аспекты этого направления, так и экономические, основанные на рациональном использовании ресурсов здравоохранения, направленных на сохранение здоровья. Методом внедрения научных исследований в практическое здравоохранение является создание стандартов медицинской помощи, применение которых позволяет врачу осуществлять выбор терапии не на основании мнений, а на основании доказательств, что должно значительно повысить медицинскую эффективность, отражающую степень достижения поставленных задач диагностики и лечения заболеваний с учетом критериев качества, адекватности и результативности.

При разработке и внедрении в практическую деятельность медицинских организаций стандартов нужно рассматривать и такие элементы, как медицинские кадры, ресурсное обеспечение, организационные формы оказания медицинской помощи, на совершенствование которых и нацелена программа модернизации регионального здравоохранения: укрепление материально-технической базы, информатизация здравоохранения, повышение доступности медицинской помощи.

Показатели эффективности деятельности медицинских учреждений служат критерием социальной и экономической значимости здравоохранения в развитии общества [6].

Оказание медицинской помощи по стандартизованным технологиям, ресурсное наполнение стандартов в конечном итоге должны повысить социальную эффективность медицинской помощи, повысить удовлетворенность общества системой оказания медицинской помощи, тем более, что медицинские стандарты могут сыграть определяющую роль в защите прав граждан при взаимодействии с системой охраны здоровья.

Расчет экономической эффективности связан с поиском наиболее экономичного использования имеющихся ресурсов. Этот показатель является необходимым составляющим звеном в оценке функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием мероприятий по охране здоровья населения.

Стандарты медицинской помощи могут эффективно использоваться в обосновании ресурсного и финансового обеспечения отдельных медицинских организаций и системы оказания медицинской помощи населению в целом. Это связано с тем, что технико-экономический компонент стандарта как раз и предназначен для анализа потребности в ресурсах и стоимости предоставления медицинских услуг. Более того, достоинством любой методики, в основе которой лежит стандартизованная последовательность лечебно-диагностических мероприятий, является тесная связь экономических рекомендаций с клиническим содержанием процесса диагностики и лечения, обеспечиваемая за счет медико-технологической части стандарта.

Эффективность использования ресурсов в процессе оказания медицинской помощи – это гарантия использования ресурсов здравоохранения с максимальной задачей для оказания максимального числа услуг определенного качества [6]. Медицинское вмешательство может быть более результативным, если должный научный уровень и практика его проведения обеспечивают наилучший результат медицинской помощи при наименьших затратах всех видов ресурсов, а эффективное их использование обеспечивает минимизацию издержек и максимизацию качественных услуг в процессе оказания медицинской помощи. Внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи позволяют все это реализовать.

Существует тесная связь стандартизации здравоохранения с системой управления качеством медицинской помощи. Целью системы управления качеством медицинской помощи является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов, современных технологий, своевременного выявления нарушений в организации оказания медицинской помощи и принятия мер по их предупреждению [1].

Медицинские стандарты дают возможность разработать и сформировать критерии оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний или состояний, внедрить методики, позволяющие количественно определить уровень качества. В целом оценка качества медицинской помощи основана на сопоставлении фактически осуществленных мероприятий и достигнутых результатов с установленными «стандартами» или «эталонами». Широко используемый в настоящее время метод экспертных оценок при всех его достоинствах является недостаточно объективным, поскольку мнение эксперта основано на личном опыте одного, пусть и высококвалифицированного специалиста. Качественно разработанные стандарты, основанные на объективных научных доказательствах, призваны обеспечить единые подходы к понятиям качества и эффективности медицинской помощи, стимулировать применение высокоэффективных и экономически целесообразных медицинских технологий. Использование медицинских стандартов и особенно стандарта результатов при экспертизе и оценке качества помощи позволяет сделать экспертное заключение более объективным и с высокой степенью эффективности проводить медицинский аудит. Поскольку стандарты медицинской помощи формируются с учетом принципов доказательной медицины, врач может использовать их как источник достоверной информации о целесообразности применения тех или иных медицинских технологий в конкретных клинических ситуациях. Поэтому стандарты медицинской помощи приобретают правовое значение и могут использоваться при разрешении конфликтных ситуаций, а также в разборе случаев с причинением ущерба жизни или здоровью пациентов [2,4,5].

Вывод: внедрение стандартов медицинской помощи позволит избежать издержек в работе медицинских организаций и сыграть свою роль при создании системы управления качеством, что обеспечит:

  • - достижение запланированного исхода лечения;
  • - повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг;
  • - рациональное использование всех видов ресурсов (медицинских кадров, материально-технической базы, финансовых средств, информационного обеспечения и др.).

Таким образом, внедрение медицинских стандартов может служить повышению и медицинской, и социальной, и экономической эффективности процесса оказания медицинской помощи.

Список литературы

  1. Артемьева Г.Б., Гехт И.А., Манухина Е.В. Комплексная оценка качества медицинской помощи в системе управления деятельностью медицинских организаций. Методические рекомендации. Рязань. 2011. 20с.
  2. Колиева Г.Л., Воробьев П.А., Лукъянцева Д.В. Развитие процесса стандартизации в отечественном здравоохранении //Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2010. № 3-4. С. 3-7.
  3. Колосницына М. Г., Шейман М. М. Экономика здравоохранения. М.: ГУ ВШЭ. 2009. 479 с.
  4. Лукьянцева Д.В. Прошлое, настоящее и будущее медицинских стандартов //Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2007. № 8. С. 3-7.
  5. Лукьянцева Д.В., Воробьев П.А. Стандартизация медицинских технологий: вчера, сегодня, завтра //Фармацевтическая служба. 2007. № 9. С. 50-52.
  6. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения. М.: Медицинское информационное агентство. 2006. 472 с.
  7. Скворцова В.И. Лечиться будем по-новому. С 2012 года стартуют реформы в здравоохранении [Интернет] //Российская бизнес-газета. 2011. № 829(47). URL: http://bujet.ru (Дата обращения: 26.04.2012).
  8. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» //Обязательное медицинское страхование. 2010. № 6. С. 10-48.
  9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Интернет]. 2011. URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 26.04.2012).

References

  1. Artemyeva G.B., Gekht I.A., Manukhina Ye.V. Kompleksnaya otsenka kachestva meditsinskoy pomoshchi v sisteme upravleniya deyatelnostyu meditsinskikh organizatsiy. Metodicheskiye rekomendatsii [Complex assessment of medical care quality in the system of healthcare facility management]. Methodical recommendations. Ryazan; 2011. 20 p.
  2. Koliyeva G.L., Vorobyev P.A., Lukyantseva D.V. Razvitiye protsessa standartizatsii v otechestvennom zdravookhranenii [Development of the standardization process in domestic healthcare]. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii 2010;(3-4):3-7.
  3. Kolosnitsyna M. G., Sheyman M. M. Ekonomika zdravookhraneniya [Economics of healthcare]. Moscow: GU ВShE; 2009. 479 p.
  4. Lukyantseva D.V. Proshloye, nastoyashcheye i budushcheye meditsinskikh standartov [Past, present and future of health standards]. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii 2007;(8):3-7.
  5. Lukyantseva D.V., Vorobyev P.A. Standartizatsiya meditsinskikh tekhnologiy: vchera, segodnya, zavtra [Standardization of health technologies: yesterday, today, and tomorrow]. Farmatsevticheskaya sluzhba 2007;(9):50-52.
  6. Semenov V. Yu. Ekonomika zdravookhraneniya [Economics of healthcare]. Moscow: Meditsinskoye informatsionnoye agentstvo; 2006. 472 p.
  7. Skvortsova V.I. Lechitsya budem po-novomu. S 2012 goda startuyut reformy v zdravookhranenii [We will be treated in a new way. Healthcare reforms start from 2012]. Rossiyskaya biznes-gazeta 2011;829(47). [Internet] 2011 [cited 2012 Apr 26]. Available from: http://bujet.ru.
  8. Federalnyy zakon ot 29.11.2010 № 326-FZ "Ob obyazatelnom meditsinskom strakhovanii grazhdan v Rossiyskoy Federatsii" ["On mandatory health insurance of the citizen of the Russian Federation", the Federal Law of 29 November.2010 № 326-ФЗ]. Obyazatelnoye meditsinskoye strakhovaniye 2010;(6):10-48.
  9. Federalnyy zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii" ["On the basis of healthcare protection of the citizens of the Russian Federation", the Federal Law of 21 November, 2011 № 323-ФЗ] [Internet] 2011 [cited 2012 Apr 26]. Available from: http://www.pravo.gov.ru

Просмотров: 20500

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 11.12.2012 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search