О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА


crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.522.

C 2017 года редакция начинает публикацию материалов Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

С 2016 года DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №5 2012 (27) arrow Основные направления развития региональных систем электронного здравоохранения
Основные направления развития региональных систем электронного здравоохранения Печать
11.12.2012 г.

В. М. Леванов
ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава РФ», г. Нижний Новгород

The main directions of development of regional e-health systems
V.M. Levanov

Nizhny Novgorod State Medical Academy, Nizhny Novgorod

Резюме. Развитие региональных телемедицинских систем является определяющим условием массового внедрения услуг электронного здравоохранения.

За последние годы подобные системы формируются в целом ряде регионов России, однако их создание требует выполнения комплекса условий нормативного, экономического, технологического, организационного, кадрового характера и поэтапной реализации. В статье на основе изучения опыта работы телемедицинских центров Приволжского федерального округа и других регионов России рассмотрены основные тенденции развития региональных систем. Сформулированы основные этапы формирования региональных систем: от региональных телемедицинских центров, пилотных проектов, внедрения телемедицинских технологий в наиболее удалённых районах, до создания телемедицинских кабинетов на базе специализированных межрайонных центров и последующего наращивания сети. Рассмотрены основные организационно-правовые формы и виды телемедицинских центров и кабинетов, включающие целевые группы, матричные структуры, функциональные подразделения медицинских учреждений и вузов.

В настоящее время существенно расширился спектр электронных услуг, которые охватывают не только клиническое, но и образовательное, управленческое направления, организацию медицинской помощи на её различных этапах, что объединяется общим термином «электронное здравоохранение». Это обусловлено, прежде всего, прогрессом в развитии информационно-телекоммуникационных технологий. На примере опыта работы Нижегородского регионального телемедицинского центра показаны основные виды электронных услуг. В то же время в развитии электронных услуг здравоохранения имеются проблемы, связанные с отсутствием завершённой нормативной базы, устойчивых механизмов финансирования, системы подготовки медицинских кадров. Эти проблемы могут быть преодолены при использовании опыта развития систем телемедицины и электронного здравоохранения, имеющегося в регионах.

Ключевые слова. Телемедицина, телемедицинский центр, электронное здравоохранение, услуги электронного здравоохранения, региональная телемедицинская система, телеконсультация, видеоконференцсвязь, Интернет-медицина.

Summary. The development of regional telemedicine systems is a defining condition for large scale e-health adoption.

In recent years, such systems are formed in several regions of Russia, but their development requires a complex regulatory environment, economic, technological, organizational, human nature and a phased implementation. The article discusses the main tendencies of development of regional systems by studying the experience of telemedicine centers of the Volga Federal District and other regions of Russia. The basic stages of formation of regional systems are the following: from regional telemedicine centers, pilot projects, implementation of telemedicine technologies in the most remote areas, to creation of telemedicine offices on the basis of specialized centers and the subsequent inter-building network. The main legal forms and types of telemedicine centers and offices, including focus groups, matrix structure, functional departments of medical institutions and universities are observed.

At present, significantly expanded range of electronic services that include not only clinical but also the educational, administrative direction, organization of medical care in its various stages, that is the general term "e-health." This is due, above all, to the progress in the development of information and telecommunication technologies. The example of the Nizhny Novgorod regional telemedicine center shows the main types of electronic services. At the same time in the development of e-health services, there are problems associated with lack of complete regulatory framework, sustainable financing mechanisms, and system of medical personnel training. These problems can be overcome by using the experience of telemedicine and eHealth available in the regions.

Keywords. Telemedicine, telemedicine center, e-health, e-health services, regional telemedicine system, telemedicine consultation, videoconferencing, Internet medicine.

Цель: исследование современных тенденций развития электронных технологий в системе регионального здравоохранения.

Развитие электронных систем обмена медицинской информацией рассматривается как один из основных механизмов модернизации российского здравоохранения, что обусловлено объективными тенденциями создания информационного общества, потребностями в решении многочисленных проблем здравоохранения и общим прогрессом в области информационно - телекоммуникационных технологий (ИКТ), предоставляющих широкие и постоянно возрастающие возможности для решения этих проблем.

Анализ мирового опыта показывает, что существуют различные модели телемедицины (ТМ) и электронного здравоохранения (ЭЗ) - западноевропейская, североамериканская, африканская и другие, отличающиеся различным уровнем социально-экономического развития стран, климато-географическими особенностями, ориентацией на различные приоритеты в части используемых технологий, оборудования, организационных схем и путей достижения эффективного функционирования систем для решения задач повышения доступности медицинской помощи, профессионального образования, управления медицинскими службами [3].

Для России, располагающей огромными территориями с выраженными климатогеографическими, демографическими, социально-экономическими особенностями регионов, неравномерным распределением населения, медицинских ресурсов, недостаточно развитой дорожно-транспортной инфраструктурой, определяющим является именно региональный уровень систем ЭЗ. Актуальность его развития обусловлена тем, что в медицинских учреждениях регионов оказывается основной объём медицинской помощи населению, и именно внутри регионов наиболее ощутимы недостатки в её доступности и качестве, кадровые, управленческие и иные проблемы отечественного здравоохранения.

Региональный уровень ТМ-систем являются ключевым, связывающим многочисленные медицинские учреждения районного звена с высокотехнологичными федеральными клиниками и учебными центрами. Для того, чтобы ТМ и другие направления использования электронных технологий стали неотъемлемой частью системы здравоохранения, необходимо выработать единые решения по правовым, организационным, технологическим, кадровым, экономическим аспектам ТМ-деятельности, опираясь на имеющийся опыт федеральных и региональных ТМ-проектов, взяв лучшее из зарубежной практики, адаптировав её для решения актуальных задач, стоящих перед отечественным здравоохранением. При этом необходимо рассматривать как широко применяемые методы использования ИКТ, так и перспективные, успешно внедрённые в отдельных регионах.

Согласно Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации, принятой в 2001 г. [9], последующим документам, в частности, рекомендациям Парламентских слушаний [7] и круглых столов, регулярно проводимых в Государственной Думе РФ (2002, 2004, 2006, 2009, 2012 гг.) [4], организационной структурой создаваемой системы является иерархия ТМ-центров, организуемых в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) административных центров субъектов Российской Федерации. В последнее десятилетие в ходе реализации региональных программ информатизации здравоохранения получили развитие региональные ТМ-системы, объединяющие от единиц до десятков центров и кабинетов [2, 6]. Этот процесс получил дополнительный импульс в соответствии с программой модернизации здравоохранения.

В ТМ, как системе медицинской помощи, оказываемой на расстоянии, включая телеконсультирование, дистанционную диагностику и внегоспитальный мониторинг, используются наиболее сложные с точки зрения освоения технологии, которые включают применение электронной почты, WEB-сервиса, видеоконференцсвязи, визуализацию медицинских изображений, использование специализированных информационных диагностических систем и баз данных. На основе этих же технологий за последние годы получили развитие услуги в сферах управления, организации, профессионального образования.

В концепции электронного здравоохранения («e-Health») Всемирная организация здравоохранения (2005) закрепила признание наиболее широкого спектра применения информационно-телекоммуникационных технологий в медицине, включая "обеспечение медико-санитарной помощи, эпиднадзора, общественное здравоохранение, управление, систему финансов, образование, научно-исследовательскую работу и экономическую деятельность, связанную со здоровьем" [11].

Примечательно, что в концептуальных российских документах [6, 7, 9] в понятие «телемедицина» были включены не только клиническое, но и образовательное, административное, научное направления использования ИКТ. То есть российская ТМ изначально была ориентирована на концепцию ЭЗ.

Одним из ключевых направлений ТМ является развитие региональных ТМ-систем, связывающих районное звено здравоохранения с региональным и федеральным уровнями.

Опыт целого ряда российских регионов [8, 10] свидетельствует, что основными этапами развития региональных систем являются:

  • - создание регионального ТМ-центра,
  • - организация экспериментального сегмента сети (пилотного проекта) с внедрением ТМ-технологий в небольшом числе наиболее готовых к этому лечебных учреждений с отработкой основных видов услуг,
  • - расширение сети за счёт ЛПУ удалённых районов, наиболее остро нуждающихся в консультативной и методической поддержке,
  • - развитие специализированных ТМ-технологий в основных кластерах здравоохранения (в т.ч. в кардиологическом, травматологическом, онкологическом, педиатрическом и т.д.),
  • - последующее поэтапное внедрение электронных систем в остальных медицинских учреждениях региона.

Системообразующим элементом сети является региональный ТМ-центр (РТМЦ). Практика проектов, реализуемых на территории России, демонстрирует многочисленные примеры создания РТМЦ на базе областных и республиканских больниц или диагностических центров: в Алтайском крае, Архангельской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Саратовской областях, Башкортостане, Мордовии, Татарстане, Удмуртии [5].

В то же время центры были созданы на кафедрах медицинских вузов или медицинских факультетов университетов (Смоленская, Ульяновская области, Республика Мордовия), на базе специализированных центров – перинатальный центр (Чувашская Республика), центр медицины катастроф (Оренбургская область), детская республиканская больница (Республика Марий Эл), страховых компаний (Москва, Пермский край) и т.д. В ряде случаев координаторами развития ТМ-технологий являются медицинские информационно-аналитические центры (Московская, Самарская области).

При этом весьма разнообразен спектр организационных и организационно-правовых форм РТМЦ: инициативная группа врачей ЛПУ или преподавателей вуза, матричная структура, функциональное подразделение ЛПУ, лаборатория научно-исследовательского института (НИИ) или вуза, отдельная коммерческая или некоммерческая организация.

В связи с тем, что развитие ТМ-систем в России происходило преимущественно децентрализовано, в условиях дефицита выделяемых ресурсов, региональные ТМ-сети в каждом регионе формировались под влиянием комплекса объективных и субъективных факторов экономического, нормативного, технологического, кадрового характера. Для инициативных пилотных проектов конца 90-х годов было характерно включение в систему 2 – 5 центров (Алтайский край, Мордовия, Калининградская область) один из которых выполнял функции головного. После 2001 г. с принятием концепции развития ТМ в ряде регионов формирование сетей происходило в рамках региональных программ информатизации здравоохранения (Башкортостан, Удмуртская, Чувашская республики, Пензенская область), что позволяло планировать одномоментное создание более крупных сетей центров и кабинетов. В 2009 г. в России функционировало более 200 ТМ-центров и кабинетов [1].

Так, в Нижегородской области РТМЦ был создан в 1999 г. на базе ГБУЗ НО «Нижегородская областная клиническая больница им.Н.А.Семашко» (НОКБ). На начальном этапе основным направлением работы стали телеконсультации в федеральных клиниках г. Москвы.

В 2002 г. был проведен пилотный проект, в ходе которого изучались возможности внедрения ТМ в сельские больницы. Полученный опыт позволил в дальнейшем разработать среднесрочную программу развития ТМ, которая получила статус регионального закона. В ходе программы было организовано 5 ТМ-центров в клинических больницах, 11 ТМ-кабинетов. Кабинеты создавались, исходя из двух принципов: в наиболее крупных районных больницах, выполняющих функции межрайонных центров, и в наиболее удалённых районах, где особенно ощутим дефицит кадров врачей и доступности медицинской помощи для населения. В региональной программе модернизации здравоохранения ТМ-сеть получила развитие за счёт организации центров и кабинетов на базе ЛПУ, имеющих в своём составе сосудистые и травматологические центры и отделения.

Учитывая широкий спектр электронных услуг, РТМЦ был организован как матричная группа, в которую были включены специалисты клинических отделений, диагностических служб, кафедр медицинской академии, отдела информационных технологий, регистратуры поликлиники.

С участием специалистов клинических отделений больницы и сотрудников медицинской академии центр выполняет телеконсультации на федеральном и внутриобластном уровнях. Выполняется дистанционный анализ электрокардиограмм по телефону. Проводятся видеолекции, семинары и научные видеоконференции для врачей и среднего медицинского персонала, дистанционные учебные курсы, разработка и поддержка Web-сайтов телемедицинской, клинической и профилактической направленности.

Кроме того, РТМЦ ведёт учебно-методическую, научно-исследовательскую, проектную деятельность.

За последние 5 лет в работе центра появились новые направления.

Так, в 2007 г. в областной больнице был создан отдел организации высокотехнологичной медицинской помощи, и при направлении больных в федеральные клиники широко используются электронные технологии для передачи информации, что позволило в 2,5 раза сократить время ожидания высокотехнологичной помощи пациентами. За 5 лет число жителей Нижегородской области, направленных в федеральные клинки за пределы региона, возросло более, чем в 4 раза (с 369 до 1615 человек).

В 2008 г. было начато поэтапное создание системы дистанционной записи пациентов из удалённых районов в консультативную поликлинику областной больницы через специализированный сервер. За два года эксплуатации в районах опытной зоны через систему электронной записи осуществлялись около 70% первичных посещений. В течение 2011 г. система охватила все районы, было организовано 65 автоматизированных рабочих мест в регистратурах ЛПУ районов и городов области.

Совместно с научными и производственными организациями Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода центр участвует в разработке мобильных ТМ-комплексов, средств домашней ТМ, оборудования для внегоспитального мониторинга функций организма. Так, в районах области был испытан мобильный ТМ-комплекс со спутниковой связью, который был в дальнейшем использован в областном центре медицины катастроф.

Центром поддерживается несколько специализированных информационных Интернет-ресурсов, одним из которых является сайт "Виртуальный эндокринологический центр". Он содержит информацию для врачей и пациентов по лечению и профилактике заболеваний эндокринной системы. Подобные ресурсы поддерживаются гастроэнтерологическим и гематологическим центрами.

Видеосвязь всё шире применяется в управлении больницей, в частности, для методической поддержки программ травматологического и сосудистого профиля. С 2011 г. РТМЦ обеспечивает участие руководителей и главных специалистов здравоохранения области в федеральных видеосовещаниях, организуемых Министерством здравоохранения РФ.

Видеотехнологии получили применение и внутри больницы – в частности, в эндовидеохирургическом центре организована система трансляций оперативных вмешательств в учебный класс, что повысило информативность обучения студентов и врачей.

За последние годы в регионах наблюдается диверсификация ТМ-услуг, знаменующая построение основ ЭЗ.

Принципиальным является дополнение типовых компьютерных комплексов, оргтехники и телекоммуникационных технологий (электронной почты, видеоконференцсвязи, WEB-сервиса) специальными информационными медицинскими системами: общими (госпитальными) и специализированными (лабораторными, PACS-, кардиологическими, морфологическими и т.д.) Использование единых медицинских информационных систем, банков данных, электронных медицинских карт в ближайшие годы позволит радикально изменить процесс телеконсультирования: от подготовки материалов для каждой телеконсультации к открытию для консультанта доступа к имеющимся в базе данных материалам электронной истории болезни.

Происходят изменения и в системе профессионального дистанционного образования: от единичных видеолекций и демонстрационных мероприятий целый ряд регионов перешёл к системе дистанционных курсов с использованием WEB-, CD- и видеотехнологий.

В настоящее время можно выделить несколько классов услуг:

  • - клинические: телеконсультирование, дистанционная диагностика, внегоспитальный мониторинг состояния пациентов;
  • - образовательные: видеолекции, демонстрационные операции, научно-практические видеоконференции, дистанционные учебные курсы;
  • - управленческие: проведение видеосовещаний и коллегий, рассылка официальных документов, сбор данных о выполнении федеральных и региональных программ развития здравоохранения;
  • - организационные: дистанционная запись пациентов на приём, передача данных для организации высокотехнологичной медицинской помощи;
  • - профилактические: создание и сопровождение медицинских информационных ресурсов для населения, использование мобильных и домашних ТМ-систем при профилактических осмотрах и в процессе реабилитации.

Для реализации столь широкого круга услуг в региональных ТМ-системах функционируют несколько основных структур:

  • - РТМЦ, сочетающие выполнение услуг по дистанционной диагностике, телеконсультированию, телеобразованию, обеспечению управленческих мероприятий и работы по организации медицинской помощи населению с ведением деятельности по обучению кадров основам ТМ и ЭЗ, методической работой, разработкой, экспертизой и координацией работ по реализации ТМ-проектов и программ, сбором отчётной информации, участием в научно-исследовательских работах по внедрению новых ТМ-технологий и форм деятельности. РТМЦ выступает в роли исполнителя (для внутрирегионального уровня) и потребителя (для федерального уровня) услуг ЭЗ. Поэтому РТМЦ должен обладать возможностями для приёма, обработки и передачи всей медицинской информации, включая специализированные формы её предоставления. Для этого он должен располагать соответствующим оборудованием, общими информационно-телекоммуникационными технологиями, такими как электронная почта, WEB-сервис, видеоконференцсвязь, и специализированными информационными системами: госпитальной, лабораторной, функциональной, PACS-, морфологической и т.д. При этом системы должны быть совместимыми с технологиями, используемыми в федеральных и зарубежных центрах. Кроме того, РТМЦ выполняет и функции по диспетчеризации информации, то есть является связующим звеном между районным, областным, окружным и федеральным уровнями ТМ-систем. Естественно, что для обмена большими объёмами информации он должен обладать высокоскоростными каналами связи, включая дублирующие, а также серверным оборудованием;
  • - специализированные ТМ-центры, создаваемые на базе крупных клинических больниц, диагностических центров, диспансеров, учебных заведений и НИИ. Эти центры выполняют функции по дистанционной диагностике, телеконсультированию, телеобразованию, обеспечению управленческих мероприятий и организации медицинской помощи населению в соответствии с профилем их основной деятельности. Поэтому их технологический комплекс включает общее компьютерное и телекоммуникационное оборудование, а также специализированные медицинские информационные системы;
  • - ТМ-кабинеты крупных центральных районных и городских больниц, выполняющих функции межрайонных центров (большинство из которых находятся в радиусе 100-150 км от областного центра). В отличие от центров они являются потребителями ТМ-услуг. Поэтому помимо стандартного оснащения они должны оснащаться автоматизированными рабочими местами медицинских информационных систем, совместимыми с имеющимися в ТМ-центрах;
  • - ТМ-кабинеты центральных районных больниц (независимо от их мощности), расположенных в небольших районах. Эти кабинеты, как правило, оснащаются типовым компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, позволяющим использовать технологии электронной почты, WEB-сервиса, видеоконференцсвязи. При наличии технологических, экономических, кадровых возможностей они постепенно оснащаются специальным оборудованием (например, АРМами дистанционной ЭКГ);
  • - автоматизированные рабочие места (АРМы), представляющие собой наборы оборудования для получения диагностической информации (функциональных, лучевых, лабораторных исследований) и передачи её в ТМ-центры на специализированные серверы или рабочие станции;
  • - мобильные ТМ-комплексы, применяемые при профилактических осмотрах населения, обслуживании массовых мероприятий и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В то же время в развитии систем ЭЗ имеется ряд проблем, связанных в диспропорциями в опережающем развитии технологической составляющей (информационных систем, каналов связи, медицинского оборудования, позволяющего формировать диагностические изображения в DICOM-формате), и отставании нормативной базы, механизмов финансирования, системы подготовки медицинских и инженерных кадров по основам ТМ. По сути, единственными официальными документами в области ТМ остаются Концепция развития телемедицинских технологий в РФ, утвержденная ещё в 2001 г., и Модельный закон о телемедицинских услугах, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2010 г. Остальные многочисленные материалы являются рекомендательными или остаются на стадии проектов законов и программ.

Особенно актуальной проблемой является разработка единых стандартов (протоколов) телеконсультаций и других электронных услуг, табелей оснащения ТМ-центров и кабинетов, штатного расписания ТМ-структур, должностных инструкций сотрудников ТМ-центров. В то же время в регионах накоплена значительная нормативная база, включающая положения о ТМ-центрах, функциональные обязанности их персонала, регламенты взаимодействия между ЛПУ при телеконсультировании.

Нерешённые вопросы финансирования ТМ-деятельности приводят к тому, что в программах основное внимание уделяется закупкам оборудования, организации электронных каналов, в то время как штатное расписание центров и кабинетов, возмещение затрат на их текущую деятельность «де факто» покрываются из текущего финансирования ЛПУ, и поэтому объём их работы зависит от целого ряда малоуправляемых факторов. В то же время электронные услуги здравоохранения являются всего лишь современными аналогами традиционно оказываемых услуг, и поэтому наиболее логично проводить их финансирование из тех же источников, прежде всего, включив их в соответствующие разделы программ государственных гарантий медицинской помощи, обязательного и добровольного медицинского страхования.

Недостаточная компьютерная грамотность медицинских работников, особенно в районном и участковом звене здравоохранения, а зачастую – и отсутствие в районных больницах технического персонала, способного работать на персональных компьютерах, также является негативным фактором для массового внедрения электронных технологий. В настоящее время только отдельные вузы включили в программы обучения студентов соответствующие элективные курсы. Основной формой подготовки кадров являются «школы по телемедицине», организуемые на базе ведущих федеральных ТМ-центров. Однако, для решения проблемы в масштабах страны необходимо включение соответствующих курсов в основные программы пред- и последипломного образования медицинских вузов, а также организация курсов по ТМ для инженерно-технического персонала.

Выводы:

Современное состояние региональных систем ЭЗ характеризуется многообразием моделей, инженерных и организационных решений, применяемых технологий и оказываемых услуг, что обусловлено децентрализованным развитием ТМ на начальных этапах.

В условиях модернизации здравоохранения внедрение современных информационных систем является одной из основных задач, позволяющих оптимизировать процессы оказания и организации медицинской помощи, повышения квалификации кадров, управления медицинскими учреждениями.

Расширение сетевой инфраструктуры систем ЭЗ подразумевает создание ТМ-центров и кабинетов, оснащаемых в соответствии с профилем и мощностью ЛПУ, включая специализированные АРМы.

Основными направлениями развития региональных систем ЭЗ на современном этапе являются внедрение специализированных информационных систем для передачи медицинской информации между учреждениями здравоохранения и диверсификация электронных услуг здравоохранения, включая дистанционную диагностику, дистанционное образование, услуги управленческого, организационного, профилактического характера.

Для успешного развития систем ЭЗ необходимо проведение комплекса управленческих мероприятий по совершенствованию нормативной базы ТМ-деятельности, созданию механизмов её финансирования, системы подготовки кадров, разработке единых медико-технологических стандартов электронных услуг здравоохранения.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы внедрения телемедицинских технологий //Заместитель главного врача. 2009. №5. С. 5-12.
  2. Беляков В.К. Научное обоснование развития концепции информологии (телемедицины) как нового принципа совершенствования здравоохранения регионов России: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. Москва. 2006. 40 с.
  3. Владзимирский А.В. Телемедицина. Донецк: Цифровая типография; 2011. 437 с.
  4. Калининская А.А., Воробьев М.В., Чижикова Т.В. Проблемы здравоохранения села //Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2011. №3,4. С. 28-31.
  5. Концепция развития телемедицинских технологий в Приволжском федеральном округе //Нижегородский медицинский журнал. 2003. №1. С. 14-20.
  6. Орлов О.И. Стратегическое управление телемедицинским проектом. (Серия "Практическая телемедицина". Выпуск 2). М.: Слово. 2002. 56 с.
  7. О телемедицине и информационной политике в области охраны здоровья граждан Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. 20 мая 2002 г. М.: Слово; 2002. 164 с.
  8. Практика телемедицинского консультирования и перспективы специализации /Кобринский Б.А., Матвеев Н.В., Бодров В.Н., Бодрова Т.Ю. //Врач и информационные технологии. 2005. №4. С. 37-46.
  9. Приказ Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 г. 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана её реализации». [Интернет]. URL: http://www.zdrav.ru/library/regulations/detail.php?ID=26161 (Дата обращения: 12.10.2012).
  10. Рылов А.В., Бакланова Ю.О., Осокина А.А. Развитие региональных телемедицинских сетей в России (на примере Приволжского федерального округа) //Региональная экономика и управление [Электронный научный журнал]. 2007. №4 (12) URL: http://region.mcnip.ru/modules.php? name=News&file= article&sid=141 (Дата обращения: 09.08.2012).
  11. Электронное здравоохранение. Доклад секретариата ВОЗ (Редакционный материал) //Врач и информационные технологии. 2005. №2. С. 5-9.

References

  1. Aktualnyye problemy vnedreniya telemeditsinskikh tekhnologiy [Actual problems of implementation of telemedicine technologies]. Zamestitel glavnogo vracha 2009;(5):5-12.
  2. Belyakov V.K. Nauchnoye obosnovaniye razvitiya kontseptsii informologii (telemeditsiny) kak novogo printsipa sovershenstvovaniya zdravookhraneniya regionov Rossii [Scientific foundation for development of informology (telemedicine) concept as a new principle of healthcare modernization in Russian regions]: [PhD. Thesis]. Moscow. 2006. 40 p.
  3. Vladzimirskiy A.V. Telemeditsina [Telemedicine]. Donetsk: Tsifrovaya tipografiya; 2011. 437 p.
  4. Kalininskaya A.A., Vorobyev M.V., Chizhikova T.V. Problemy zdravookhraneniya sela [Healthcare problems in rural regions]. Zdorovye, demografiya, ekologiya finno-ugorskikh narodov 2011;(3, 4):28-31.
  5. Kontseptsiya razvitiya telemeditsinskikh tekhnologiy v Privolzhskom federalnom okruge [Conception of development of telemedicine technologies in the Privolzhsky (Volga) Federal District]. Nizhegorodskiy meditsinskiy zhurnal 2003;(1):14-20.
  6. Orlov O.I. Strategicheskoye upravleniye telemeditsinskim proyektom. (Seriya "Prakticheskaya telemeditsina" Vypusk 2) [Strategic management of telemedicine project. (Series "Practical medicine". Issue 2)]. Moscow: Slovo; 2002. 56 p.
  7. O telemeditsine i informatsionnoy politike v oblasti okhrany zdorovya grazhdan Rossiyskoy Federatsii. Materialy parlamentskikh slushaniy 20 maya 2002 g. [On telemedicine and information policy in the area of health protection of the citizens of the Russian Federation. Parliament proceedings. 2002 May 20.]. Moscow: Slovo; 2002. 164 p.
  8. Praktika telemeditsinskogo konsultirovaniya i perspektivy spetsializatsii [Practice of telemedicine consultations and prospects for specialization]/ Kobrinskiy B.A., Matveyev N.V., Bodrov V.N., Bodrova T.Yu. Vrach i informatsionnyye tekhnologii 2005;(4):37-46.
  9. Prikaz Minzdrava RF i RAMN ot 27.08.2001 g. 344/76 «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya telemeditsinskikh tekhnologiy i plana eye realizatsii» ["On approval of the Concept for development of telemedicine technologies and the plan for its realization", the Order of the MH of the RF and RAMS of 2001 August 27, N 344/76] 2001 [cited 2011 Oct 12]. Available from: http://www.zdrav.ru/library/regulations/detail.php?ID=26161
  10. Rylov A.V., Baklanova Yu.O., Osokina A.A. Razvitiye regionalnykh telemeditsinskikh setey v Rossii (na primere Privolzhskogo federalnogo okruga) [Development of regional telemedicine networks in Russia (by an example of the Privolzhsky (Volga) Federal District)]. Regionalnaya ekonomika i upravleniye [Online Scientific Journal]. 2007 [cited 2012 Aug 9]; 4(12). Available from: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file= article&sid=141
  11. Elektronnoye zdravookhraneniye. Doklad sekretariata VOZ (Redaktsionnyy material) [Electronic healthcare. WHO Secretariat report (An editorial)]. Vrach i informatsionnyye tekhnologii 2005;(2):5-9.

Просмотров: 8066

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code
Предупреждать меня о новых комментариях к этой статье

Последнее обновление ( 17.12.2012 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search