О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №1 2013 (29) arrow Международно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ
Международно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ Печать
19.03.2013 г.

Ю.В. Михайлова1, А.Ю. Абрамов2, Н.В. Косолапова1
1ФГБУ "ЦНИИОИЗ Минздрава России", Москва
2Департамент здравоохранения города Москвы

International legal control of narcotics and psychotropic substances
Yu.V. Mikhailova1, A.Yu. Abramov2, N.V. Kosolapova1

1Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
2City health care department of Moscow

Резюме. Проблема распространения наркомании, злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами является актуальной практически во всех странах мира. Незаконный оборот наркотических средств приобрел в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказывается на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономику, политику и правопорядок.

В связи с этим Российским государством осуществляется комплекс мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включающих и создание своей правовой базы, регламентирующей оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации.

В 1998 г. был принят специальный Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», впервые закрепивший правовые понятия, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также ратифицирован ряд международных актов (конвенций), закрепляющих целую систему мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в России.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Данное конституционное положение предопределяет необходимость подробного анализа принятых международных конвенций в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Первостепенной задачей международных конвенций в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является обеспечение законных потребностей здравоохранения при одновременном противодействии включению опасных веществ в незаконный оборот.

В статье рассматривается история становления и современное состояние международно-правового регулирования легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова. Наркотические средства; психотропные вещества; международно-правовое регулирование; Конвенции ООН по наркотическим средствам и психотропным веществам; система международного контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Summary. The problem of extention of drug abuse, psychtropic substance abuse is a pressing challenge nearly in all countries in the world. Illegal trafficing of narcotic substances during last decades has become a global problem and it seriously affects psychic atmosphere in society, economics, politics and security.

In this regard Russian Federation executes a complex of measures aimed on illegal drug trafficing control including development of legal base regulating circulation of narcotics and psychtropic substances on the territory of the Russian Federation.

In 1998 Fedeal law “On narcotic and psychtropic substances” was adopted. It for the first time settled law terms concerning circulation of narcotics and psychotropic substances. At the same time a certain number of international acts (conventions) settling the system of measures aimed on illegal trafficing of narcotic and psychotropic substances in Russia.

According to article 15 of the Constitution of the Russian Federation universally recognized principles and norms of international law and international agreements of the Russian Fedearation form the constituent part of its legal system. These constitutional provisions predetermine the necessity of in-depth analysis of adopted international conventions in the sphere of control of circulation of narcotic and psychotropic substances.

The task of prime importance of international conventions in the sphere of control of circulation of narcotic and psychotropic substances is provision of legitimate needs of health care system and simultaneous laundering to inclusion of dangerous substances into illegal circulation.

The article reviews the history and current state of international legal control of legitimate circulation of narcotic and psychotropic substances.

Keywords. Narcotic substances; psychotropic substances; international legal control; United Nations conventions on Narcotic Drugs and Psychotropic Substances; system of international control of narcotic and psychotropic substances.

Масштабы и тенденции роста незаконного оборота наркотических средств в настоящее время представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей. Наркоагрессия инициирует рост преступности, теневой экономики, насилия и коррупции; разрушает политическую, культурную и социальную структуру общества; отвлекает на себя людские и финансовые ресурсы, которые должны быть использованы в целях социально-экономического развития.

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в настоящее время в мире насчитывается более 200 млн. чел., имеющих опыт употребления наркотиков, 110 млн. чел. злоупотребляют ими и 25 млн. чел. страдают наркозависимостью. Только в России число лиц, регулярно потребляющих наркотики, колеблется в пределах 2-2,5 млн. чел. в возрасте от 18 до 39 лет, что составляет почти 2 % населения страны. При этом наркомания каждый год продолжает набирать обороты. Так, если в 2009 г. было зарегистрировано около 555 тыс. чел. - потребителей наркотиков, число больных наркоманией - около 358 тыс., причем 87 % из них - употребляли героин, то в 2011 г. число зарегистрированных потребителей наркотиков составило 673840 тыс. чел., а диагноз «наркомания» поставлен 457591 лицу. Как заявляет руководство Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), по данным ООН, в 2010 г. самое большое количество наркозависимых зафиксировано в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия [7].

Все это ведет к тому, что незаконное распространение наркотиков превращается в широкомасштабную угрозу государственной безопасности, здоровью и благополучию народов России. В связи с этим Российским государством осуществляется комплекс мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Анализ базового Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [8] позволяет сделать вывод, что в основе современного правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ в России находятся международно-правовые акты.

Первые международно-правовые нормы, направленные на запрещение неконтролируемого потребления и оборота наркотических средств появились более ста лет назад. Необходимость правовой регламентации была обусловлена тем, что на рубеже XIX-XX вв. наркотики из стран Восточной Азии стали широко распространяться в странах Западной Европы и США, что потребовало впоследствии разработки действенных и эффективных законов, регулирующих общественные отношения в сфере оборота наркотических средств. Изначально в странах-поставщиках (Китае и Индии) были приняты законодательные акты, касающиеся упорядочения оборота наркотических средств [3, с. 16]. Из европейских стран первой в 1845 г. приняла закон о наркотиках Франция [1 с. 64; 3, с. 16]. В 1914 г. США поставили вне закона злоупотребление наркотическими средствами в виде продажи опиума в немедицинских целях (закон Харрисона) [3, с. 16].

Стоит заметить, что широкое использование в медицинской практике наркотические средства получили в период франко-прусской войны 1870-1871 г.г., когда для обезболивания раненых широко применяли морфий в виде инъекций [1, с. 64].

Понимание опасности, которую таят в себе неконтролируемое потребление наркотических средств, их производство и контрабандное распространение, продиктовало принятие не только мер национального контроля, но и согласованных международных мер.

Первым шагом стало проведение Шанхайской опиумной комиссии, которая проходила в Шанхае с 5 по 26 февраля 1909 г. с участием представителей Китая, России, Италии, Нидерландов, Персии, Португалии и Сиама, на заседаниях которой, главным образом, обсуждались вопросы, относящиеся к международной торговле опием, высказывались мнения о необходимости регулирования торговли опием и постепенного её ограничения. Это было начало международного контроля за распространением наркотических веществ [4, с. 292].

Несмотря на то, что Шанхайская опиумная комиссия не приняла никаких обязательных норм поведения государств в отношении злоупотребления наркотиков, она положила начало международному сотрудничеству и международному контролю в сфере распространения наркотических средств.

Первая в истории Конвенция о наркотиках была разработана на конференции в Гааге в 1912 г. В ней участвовали двенадцать государств: Россия, Португалия, Персия, Нидерланды, Япония, Италия, Англия, Франция, Китай, США, Германия, Индия [5, с. 39]. Все участники конференции взяли на себя обязательства принять законодательные акты, направленные на осуществление контроля над производством и распространением опиума-сырца, и ограничить количество объектов, через которые будет осуществляться транспортировка опиума. Также, участники конференции обязались взять под правовой контроль производство и торговлю кокаином, морфином, героином, медицинским опиумом и их производными. Вступлением в силу решения Гаагской конференции 1912 г. завершился период становления международно-правового сотрудничества в борьбе с оборотом наркотиков, поскольку ряд принципов, провозглашённых в Конвенции, нашли своё дальнейшее развитие в более поздних международных документах [2, с. 10].

После окончания Первой мировой войны почти во всех странах мира усилилось потребление наркотических средств, значительно выросли масштабы контрабанды, что внесло свои коррективы в развитие международно-правового контроля за распространением наркотических средств. На созданную по Версальскому мирному договору международную организацию - Лигу Наций был возложен «общий контроль над соглашениями по поводу торговли опиумом» [2, с.10].

За двадцатилетний период существования Лиги наций было принято несколько международных документов, касающихся борьбы с наркоманией и контроля над оборотом наркотических средств. Основными из них являются Женевское соглашение и конвенция 1925 г. [6], Бангкокское соглашение [9], Женевская конвенция 1931 г. [6] Эти документы регламентировали производство, ввоз, продажу, распределение вывоза и применение наркотических средств, в количестве, определяемом научными и медицинскими потребностями.

Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19 февраля 1925 г. [6] установила, что наркотические вещества могут изготавливаться только для законных потребностей государства и включила в список (в дополнение к уже определённым в Гаагской конвенцией 1912 г. [6]) такие наркотические вещества, как индийская конопля, кокаин-сырец, кокаиновый лист. На основании этого в будущем предполагалась возможность признавать наркотическими вещества, по заключению уполномоченного на то компетентного органа, которые способны вызывать те же вредные последствия, что и вещества, предусмотренные Конвенцией.

Кроме того, Конвенция 1925 г. закрепила порядок осуществления контроля за деятельностью лиц, занимающихся производством наркотических средств и требования к оборудованию помещений в котором производятся наркотические средства. В отношении наркотических средств, которые предназначались для международной торговли, конвенцией был установлен следующий порядок: каждый раз при ввозе или вывозе наркотического средства, предусмотренного конвенцией, должно было выдаваться отдельное разрешение с указанием наименования вещества, его количества, адресов получателя и отправителя и иных реквизитов. Помимо этого, во избежание утечки наркотических средств из законного оборота, конвенция регламентировала порядок транзитных перевозок и хранения наркотиков на складах.

Представляется возможным сделать вывод, что Женевская конвенция 1925 г. впервые ввела систему лицензий и регистрации внешнеторговых сделок, предметом которых являлись наркотические средства.

Позже, 13 июня 1931 г. в Женеве была подписана международная Конвенция об ограничении производства и о регламентации наркотических средств (вступила в силу в 1933 г.) [6].

28 июня 1936 г. в Женеве была заключена Конвенция о борьбе с нелегальной торговлей сильнодействующими средствами [2].

После Второй мировой войны так же были приняты международно-правовые акты, регламентирующие оборот наркотических средств. Среди них Протокол о наркотиках, подписанный в Лейк-Саксессе 11 декабря 1946 г. [6], которым вносились дополнения в уже имеющиеся соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах. В частности, в нём затрагивались вопросы, возникшие в связи с роспуском Лиги Наций и передачи её некоторых функций по контролю над наркотическими средствами Организации Объединённых наций. Кроме того, по инициативе Комиссии по наркотическим средствам 19 ноября 1948 г. во время работы третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН был подписан протокол, распространяющий контроль на наркотические вещества, не подпадающие под действие Конвенции 1931 г., в соответствии с которым, государства обязались информировать ООН о любом веществе, использование которого, может привести к злоупотреблениям [6, с. 350-354].

Однако, развитие науки, особенно химии и фармакологии, обуславливало быстрое появление новых наркотических препаратов, их разработка и производство требовали совершенствование существующей формы контроля над ними. В 60-е годы прошлого столетия во многих странах мира угроза распространения наркотических средств, приобрела характер эпидемии [3, с. 7]. Одной из главных задач Комиссии по наркотическим средствам явилась разработка универсального договора об обороте наркотических средств. В 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических средствах, которая вступила в действие 13 декабря 1963 г.

В связи с пагубным воздействием на организм человека психотропных веществ, наркотических средств амфетаминного ряда, седативно-гипнотаческих средств и галлюциногенов в январе-феврале 1971 г., в Вене на Конференции полномочных представителей под эгидой ООН была принята Конвенция о психотропных веществах, которая вступила в силу 16 августа 1976 г.

Современную международную базу правового регулирования легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту составляют международные конвенции Организации Объединенных Наций (ООН), резолюции специальных сессий ООН, соглашения и документы ООН, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Совета Европы и Евросоюза, документы стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и иных региональных организаций. Международные документы для государств, присоединившихся к конвенциям, содержат систему обязательных или рекомендованных правил контроля наркотических средств и психотропных веществ и противодействие их незаконному обороту. Важнейшими из них являются Конвенции ООН, две из которых были упомянуты нами выше.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. Направлена на ограничение производства, распространения, владения, использования и торговли наркотическими средствами исключительно в медицинских и научных целях, а также обязывает участвующие стороны принимать специальные меры в отношении конкретных видов наркотиков, например героина. В 1972 г. был подписан протокол о поправках к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., которые подчеркивали необходимость лечения и реабилитации наркоманов. По состоянию на 1 ноября 2009 г. к Конвенции 1961 г. или же к ней с поправками 1972 г. присоединились 186 государств (96% всех стран мира).

Конвенция о психотропных веществах 1971 г. В середине 1960-х гг. в некоторых западноевропейских странах стремительно распространились новые наркотики – психостимуляторы и галлюциногены. Когда выяснилось, что их трудно внести в списки общей конвенции, был разработан и принят новый документ – Конвенция о психотропных веществах 1971 г.. Принятой конвенцией была установлена система международного контроля над психотропными веществами, учитывающая диверсификацию и расширение диапазона наркотических средств, а также устанавливающая контроль за рядом синтетических препаратов.

Конвенция о психотропных средствах менее “строгая”, чем общая конвенция по наркотикам. Стороны должны запретить всякое использование тех веществ, которые включены в Список I, “за исключением использования в научных и в очень ограниченных медицинских целях” (ст. 7). В том, что касается средств, занесенных в Списки II, III и IV, то для них вводится правило, согласно которому они выдаются гражданам только по рецепту врача (ст. 9). Желательно, чтобы стороны не разрешали употребление средств, занесенных в Списки II, III и IV, без наличия соответствующих разрешений.

Конвенция дает лишь рекомендации о запрете использования без соответствующих разрешений. Правила в отношении задержания и конфискации такие же, как и в Единой конвенции по наркотическим средствам 1961 г. Однако “сторона может принимать более строгие или суровые меры контроля, чем меры, предусматриваемые настоящей Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются желательными или необходимыми для охраны здоровья и благополучия населения”.

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Конвенция 1988 г . предусматривает всеобъемлющие меры против контрабанды наркотиков, в том числе положения, направленные на борьбу с отмыванием денег и хищением исходных химикатов. В качестве главного инструмента международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков она предусматривает отслеживание, замораживание и конфискацию доходов и имущества, полученных за счет незаконного оборота наркотиков; экстрадицию наркокурьеров; их выдачу для судебного преследования. Государства-участники берут на себя обязательства по ликвидации или сокращению спроса на наркотики.

В 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью [].

В совокупности все три конвенции представляют собой свод правил, регламентирующих производство, продажу и использование наркотических средств и психотропных веществ, действия стран для предотвращения их незаконного оборота.

Распространено мнение, что основная цель вышеперечисленных международных конвенций заключается в запретах и наказаниях. Приведем извлечения из Конвенции 1961 г., свидетельствующие о том, что первостепенной задачей международных конвенций в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является обеспечение законных потребностей здравоохранения при одновременном противодействии включению опасных веществ в незаконный оборот. Конвенция 1961 г. преследует двойную цель: создать систему административного регулирования легального применения наркотиков, а также обозначить меры против их незаконного использования.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (Извлечения)

Стороны, озабоченные здоровьем и благополучием человечества,

• признавая, что применение наркотических средств в медицине продолжает быть необходимым для облегчения боли и страданий и что должны быть приняты надлежащие меры для удовлетворения потребностей в наркотических средствах для таких целей,

• признавая, что наркомания является серьезным злом для отдельных лиц и чревата социальной и экономической опасностью для человечества, сознавая свою обязанность предотвратить это зло и бороться с ним,

• желая заключить общеприемлемую международную конвенцию, заменяющую существующие договоры о наркотических средствах, ограничивающих использование наркотических средств медицинскими и научными целями и предусматривающую постоянное международное сотрудничество и контроль для осуществления этих принципов и целей, настоящим согласились о нижеследующем:

Статья 4. Общие обязательства

Стороны принимают такие законодательные и административные меры, какие могут быть необходимы для того, чтобы:

с) при условии соблюдения постановлений настоящей Конвенции, ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение.

Статья 19. Исчисления потребностей в наркотических средствах

1. Стороны представляют Комитету ежегодно по каждой из своих территорий в порядке и по форме, предписанных Комитетом, исчисления на разосланных им бланках по следующим вопросам:

а) количества наркотических средств, предназначенных для потребления в медицинских и научных целях;

б) количества наркотических средств, предназначенных для изготовления других наркотических средств, препаратов, включенных в Список III, и веществ, на которые не распространяется настоящая Конвенция.

Статья 21. Ограничение изготовления и ввоза

1. Общие количества каждого наркотического средства, изготовленного и ввезенного любой страной или территорией в течение любого года, не должны превышать суммы следующих количеств:

а) количества, потребленного, в пределах соответствующего исчисления, для медицинских и научных целей;

б) количества, использованного, в пределах соответствующего исчисления, для изготовления других наркотических средств, препаратов, включенных в Список III, и веществ, на которые не распространяется настоящая Конвенция;

е) количества, приобретенного в пределах соответствующего исчисления для специальных целей.

Таким образом, Конвенции ООН по наркотическим средствам и психотропным веществам:

• вводят по всему миру систему административного контроля за их оборотом;

• обеспечивают единый законодательный подход к их обороту в странах, подписавших Конвенции;

• создают препятствия для нелегальной торговли ими;

• служат юридической основой для международного сотрудничества полиции и таможенных служб в вопросе их легального оборота;

• поддерживают систему сбора данных об общемировой наркоситуации;

• предлагают возможности для обмена опытом между странами о новых подходах противодействия нелегальному обороту наркотическими средствами и психотропными веществами, о новых формах злоупотребления и т. п.;

• препятствуют попыткам легализации наркотических средств и психотропных веществ в ряде стран мира.

Заключение.

Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего, социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.

Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и, наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Как видим, развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.

В 1961 году на конференции в Нью-Йорке был выработан действующий ныне многосторонний международный договор о наркотических средствах — Единая конвенция о наркотических средствах (вступила в силу в 1964 г.). Прежде всего, она должна была заменить документы, принятые ранее, на протяжении более полувекового периода, упорядочить сложившуюся систему международного контроля, привести ее в соответствие с происшедшими в мире социально-экономическими изменениями. Необходимо было также создать эффективную систему контроля за производством сырьевых продуктов (опийного мака, необработанного опиума, листьев коки и каннабиса).

Единая конвенция состоит из 51 статьи и 4 Списков наркотических средств, распределенных в зависимости от применения к ним режима контроля.

Система международного контроля над оборотом психотропных веществ установлена ныне действующей Венской конвенцией о психотропных веществах, принятой в 1971 году.

Названная Конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и прилагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости установления четырех режимов контроля, которые должна определять ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам.

Венская конвенция требует, чтобы стороны имели систему инспекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производителей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распределителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества. Разработанная в Конвенции система регулирования международ- ной торговли предусматривает возможность запрещения и ограничения импорта и экспорта психотропных веществ (ст. 13).

Существенное значение имеют статьи Конвенции, касающиеся борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но «с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем» (ст. 2).

В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 году под эгидой ООН международной конференции был принят очередной в этой области документ — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она не отменяет действие Конвенций 1961 и 1971 годов. В отличие от ранее принятых документов, положения новой Конвенции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников.

Во всех этих международных актах был определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.

Российская Федерация участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Список литературы

  1. Авакян P.O. Наркомания и методы борьбы с нею. Ереван. 1990 г. С. 64.
  2. Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим Ленинград. 1972. с. 10.
  3. Аргунов Ю.Н., Габиани А.А. Правовые меры борьбы с наркотизмом. Москва. 1989.
  4. Казакова В.А., Фирсаков С.В. Обзор законодательства зарубежной печати. Проблемы борьбы с преступностью. Москва.1996. 292 с.
  5. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. Москва. 1993. С. 39.
  6. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. Москва. 1956. Вып. 13. С. 350-354.
  7. О наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков за январь-март 2012 года. [Интернет]. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml (дата обращения: 19.12.2012).
  8. Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах". Сборник законов РФ 1998;(2). Ст. 219.
  9. League of Nations Treaty Series 1937;177:373 -380.

References

  1. Avakyan PO. Drug abuse and methods to combat it. Erevan. 1990. 64 p. (in Russia).
  2. Anisimov LN. Drugs: Regulations. Leningrad; 1972. 10 p. (in Russia).
  3. Argunov YuN, Gabiani AA. Legal measures to combat against drug abuse. Moscow; 1989 (in Russia).
  4. Kazakova VA, Firsakov SV. Review of the regulation in the foreign media: problems of the fight against crime. Moscow; 1996. 292 p. (in Russia).
  5. Panov VP. Cooperation of the states in the fight against international crime. Moscow; 1993. 39 p. (in Russia).
  6. Collection of existing contracts, agreements, and conventions signed by the USSR and foreign states. Moscow; 1956. Issue 13. p. 350-354 (in Russia).
  7. Information and analytical report on drug abuse situation in the RF and results of combating drug trafficking in January-March, 2012. [Internet]. 2012 [cited 2012 Dec 19]. Available from: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml (in Russia).
  8. The Federal Act of January 8, 1998 “On drugs and psychotropic substances”. Legislation of the RF, № 2. Section 219 (in Russia).
  9. League of Nations Treaty Series 1937;177:373 -380.

Просмотров: 27020

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 19.03.2013 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search