Особенности формирования нормативов объема амбулаторно-поликлинической помощи для различных возрастных групп населения |
18.04.2013 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.А.Кравченко, В.Б.Розанов
Features of standards forming volume outpatient care for different age groups in population Резюме. Объем потребности населения в амбулаторной медицинской помощи находится в прямой зависимости как от возрастного состава населения, так и от уровня и структуры заболеваемости, а также доступности неотложной и скорой медицинской помощи, своевременности госпитализации и качества стационарной медицинской помощи. Кроме того на частоту обращаемости за амбулаторной МП влияют качество и уровень организации и доступности этой медицинской помощи (своевременная диагностика, диспансеризация, профилактика, лечение и реабилитация). Методология нормирования и планирования амбулаторной медицинской помощи путем прямого количественного расчета, требует учёта множества факторов демографического, экономического и организационно-технологического характера, что является чрезвычайно сложной и весьма трудоемкой процедурой. Для упрощения и ускорения процесса расчетов нормативов потребности в объемах амбулаторно-поликлинической медицинской помощи нами предложена методика, которая позволяет достоверно и в более короткие сроки провести необходимые расчеты дифференцированных по возрасту нормативов объёмов медицинской помощи. Впервые в результате проведенного научного исследования получен универсальный методический инструментарий – стандартизированные повозрастные коэффициенты (индексы) потребления медицинской помощи, позволяющие рассчитать дифференцированные повозрастные нормативы потребности в объемах амбулаторной медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи) для формирования программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, как на федеральном уровне и, что особенно важно, в субъектах Российской Федерации с учетом их особенностей по возрастному составу населения. Расчет нормативов объемов амбулаторной медицинской помощи, дифференцированных по возрастным группам населения на 2012 год, проводился с помощью специально разработанных авторами формул и представлен в 5 таблицах. Предлагаемая методика содержит унифицированный подход к формированию дифференцированных повозрастных нормативов потребности в объёмах амбулаторной медицинской помощи, понятна и проста в применении потенциальными пользователями, и рекомендуется для формирования территориальных программ госгарантий. Ключевые слова. Медицинская помощь; стандартизированные коэффициенты (индексы) потребления медицинской помощи, дифференцированные нормативы объёма амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Summary. Public demand for the extent of outpatient care is directly related to the population age structure, morbidity rates and morbidity structure as well as access to emergency and immediate care, timely hospitalization and quality of inpatient care. Uptake of outpatient care is also affected by quality and accessibility of care and its level of organization (early diagnostics, regular medical check-ups, prevention, treatment and rehabilitation). Methods of standardizing and planning outpatient care through direct qualitative calculation require consideration of many demographic, economic, organizational and technological factors which is a challenging and very time-consuming procedure. To simplify and speed up calculation of standard extent of outpatient care we have suggested a methodology that ensures reliable and faster calculation of age-standardized extent of medical care. For the first time ever a research resulted in a universal methodological tool – age-standardized rates (index) of care uptake, allowing to calculate age-standardized extent of outpatient care (primary care) for developing programs of state guaranties of free medical care at the federal level and, what is of crucial importance, within the constituent territories of the Russian Federation with due regard to their specific age structures. Age-standardized extent of outpatient care for 2012 has been calculated with formulas developed by the authors, which are presented in five tables. The proposed method provides for a unified approach to develop age-standardized extent of outpatient care; the method is clear, user-friendly and is recommended for the development of regional programs of state guaranties. Keywords. Medical care; standardized rates (index) of medical care uptake; differential standards of outpatient care. Под нормативами потребности населения в медицинской помощи (МП) следует понимать необходимый объем организационных и медицинских мероприятий, в результате которых можно предупредить возникновение заболеваний (профилактические мероприятия), обеспечить выздоровление острозаболевших (лечение) и добиться значительной ремиссии хронических заболеваний (реабилитация) [9]. Объем потребности населения в амбулаторной МП находится в прямой зависимости от уровня и структуры заболеваемости детей и взрослых, доступности неотложной и скорой МП, своевременности госпитализации и качества стационарной помощи, а также уровня организации и доступности амбулаторно-поликлинической помощи (диагностика, диспансеризация, профилактика, лечение и реабилитация). Как уже отмечалось нами ранее [9], методология нормирования и планирования амбулаторно-поликлинической МП путем прямого количественного расчета, требует учета множества факторов и является чрезвычайно сложной и весьма трудоемкой процедурой. Для упрощения и ускорения процесса расчетов нормативов потребности в объемах амбулаторно-поликлинической МП требуется методика, которая позволяет достоверно и в более короткие сроки провести необходимые расчеты дифференцированных по возрасту нормативов объёмов МП. Такая методика разработана нами в 2011 году в рамках научно-исследовательской работы i, выполненной по договору c Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и ООО «Комплексный медицинский консалтинг», фрагмент которой опубликован нами ранее в журнале «Экономика здравоохранения» за 2011 год [9]. Разработка дифференцированных нормативов объемов амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе работы был проведен комплексный анализ научных исследований по созданию и совершенствованию используемой в настоящее время системы нормативов МП, рассчитанных на большом (репрезентативном) массиве данных (за период 1998-2010 гг.) о заболеваемости населения, обратившегося за МП; заболеваемости, впервые выявленной при диспансеризации, углубленных целевых и профилактических медицинских осмотрах отдельных групп населения, а также данных об объемах, оказанной МП [1-8, 10-18]. Результаты этих исследований позволили авторам выявить стойкую закономерность потребления медицинских услуг в зависимости от возраста. Это потребление обусловлено преимущественно состоянием здоровья населения и не зависит практически от места проживания (при условии обеспечения доступности врачебной МП). По результатам проведенного анализа на втором этапе исследования были построены так называемые «сопряженные ряды индексов потребления медицинской помощи» лицами разного возраста: дети 0-15 лет, лица трудоспособного (15-59 лет) и старше трудоспособного (60 и более лет) возрастов в эквивалентных (сопоставимых) единицах по разным регионам. Суть формирования сопряженных рядов индексов потребления МП состоит в том, что сопоставимые показатели объемов МП (для амбулаторной – число посещений, число пациенто-дней) по каждой возрастной группе населения нормируются на суммарный объем этого вида МП по генеральной совокупности (т.е. по отношению к показателям по всему населению региона или группы регионов, которые были представлены в исследовании). Иными словами, весь объем по данному виду МП, оказанный всему населению, принимается за «1,0» (стандарт) и далее определяется, сколько будет составлять в долях единицы объем этого же вида помощи, оказанной определенной возрастной группе населения по отношению к стандарту. В соответствии с изложенным, для амбулаторной МП нами построено 2 типа сопряженных рядов индексов потребления МП (по числу посещений и по числу пациенто-дней), каждый из которых отнормирован (взвешен) по отношению к «1,0», или ко всему объему амбулаторной помощи, оказанной всем группам населения генеральной совокупности (или всему населению), изученной в ходе ранее проведенных научных исследований. На третьем этапе исследования нами проведено осреднение сопряженных рядов индексов потребления амбулаторной МП по каждой возрастной группе путем вычисления средней арифметической–взвешенной по возрастному ряду, т.е. стандартизованного индекса потребления МП. Эти коэффициенты отражают различия в потреблении МП лицами разных возрастных групп. Слово «стандартизированный» означает, что этот коэффициент соотнесен к среднестатистическому потреблению этого вида МП в расчете на 1 жителя Российской Федерации (генеральная совокупность). Созданные нами коэффициенты (индексы) потребления являются инструментом непосредственного формирования дифференцированных повозрастных нормативов потребности в объемах амбулаторно-поликлинической помощи. При создании нормативов потребности в объемах амбулаторно-поликлинической помощи за «стандарт» нами были приняты соответствующие показатели на 1000 всего населения Российской Федерации, рекомендованные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по Программе государственных гарантий на 2011 год (таблица 1) [13]. Таблица 1 Показатели объемов амбулаторной медицинской помощи на 1000 всего населения Российской Федерации (генеральная совокупность), принятые за «стандарт» - единицу (1,0) *
* - включают профилактические посещения центров здоровья и посещения к среднему медицинскому персоналу, ведущему самостоятельный прием. Рассчитанные стандартизованные повозрастные коэффициенты (индексы) потребления амбулаторно-поликлинической помощи необходимые для формирования дифференцированных нормативов числа посещений на 1000 населения Российской Федерации соответствующего возраста (в разрезе врачебных специальностей) приведены в таблице 2. Таблица 2 Стандартизованные повозрастные коэффициенты (индексы) потребления амбулаторной помощи для расчета дифференцированных нормативов числа посещений на 1000 населения Российской Федерации соответствующего возраста (по врачебным специальностям) *
* включают профилактические посещения центров здоровья и посещения к среднему медицинскому персоналу, ведущему самостоятельный прием. Рассчитанные стандартизованные повозрастные коэффициенты (индексы) потребления медицинской помощи необходимые для формирования дифференцированных нормативов числа пациенто-дней на 1000 населения Российской Федерации соответствующего возраста, оказываемой в дневных стационарах всех типов (в разрезе профиля мест) приведены в таблице 3. Таблица 3 Стандартизованные повозрастные коэффициенты (индексы) потребления медицинской помощи для расчета дифференцированных нормативов числа пациенто-дней на 1000 населения Российской Федерации соответствующего возраста, оказываемой в дневных стационарах всех типов (по профилям мест)
* - за единицу (1,0) принято число пациенто-дней на 1000 человек всего населения, рекомендованное Минздравсоцразвития России в качестве федерального норматива на 2011 год [13]. Из-за отсутствия информации, необходимой для расчета дифференцированных повозрастных коэффициентов потребления МП для лиц трудоспособного и старше трудоспособного возраста, нормативы числа пациенто-дней в таблице 3 представлены по взрослому населению в целом. Методика расчета дифференцированных нормативов объема амбулаторной медицинской помощи по программе государственных гарантий на 2012 год Расчет нормативов объемов амбулаторной медицинской помощи, дифференцированных по возрастным группам населения на 2012 год, проводился с использованием методов расчета, приведенных ниже: А. Метод расчета дифференцированных нормативов числа амбулаторных посещений для Программы госгарантий на 2012 год (на 1000 населения соответствующего возраста) в разрезе врачебных специальностей. На основе стандартизованных повозрастных коэффициентов (индексов) потребления и средних показателей числа посещений амбулаторных служб по Программе госгарантий на 2011 год, принятых за «стандарт» – единицу (1,0) (таблица 1), рассчитывались дифференцированные нормативы числа амбулаторных посещений населением Российской Федерации для Программы госгарантий на 2012 год (на 1000 населения соответствующего возраста) в разрезе врачебных специальностей с помощью формул (1) и (2). Расчет норматива числа амбулаторных посещений на 1000 детского населения (V iдет) Российской Федерации:
i - профиль врачебной специальности; V iобщ – средний показатель числа амбулаторных посещений на 1000 всего населения на 2011 год, принятый за «стандарт» (таблица 1, графа 1); kiдет – стандартизованный повозрастной коэффициент потребления для расчета числа амбулаторных посещений на 1000 детского населения Российской Федерации (таблица 2, графа 2). Расчет норматива числа амбулаторных посещений на 1000 взрослого населения (V iвзр) Российской Федерации:
i - профиль врачебной специальности; V iобщ – средний показатель числа амбулаторных посещений на 1000 всего населения на 2011 год, принятый за «стандарт» (таблица 1, графа 1); K iвзр – стандартизованный повозрастной коэффициент потребления для расчета числа амбулаторных посещений на 1000 взрослого населения Российской Федерации (таблица 2, графа 3). Аналогичным образом рассчитывались нормативы числа амбулаторных посещений населением трудоспособного и старше трудоспособного возрастов с той лишь разницей, что за единицу («стандарт») берутся ранее рассчитанные по формуле 2 нормативы числа амбулаторных посещений на 1000 взрослого населения. Результаты расчетов дифференцированных нормативов числа амбулаторных посещений населением Российской Федерации по Программе госгарантий на 2012 год (на 1000 населения соответствующего возраста), проведенных по вышеприведенным формулам (с учетом откорректированных данных о численности населения на 2012 год), по врачебным специальностям, приведены в таблице 4. Таблица 4 Дифференцированные нормативы числа амбулаторных посещений населением Российской Федерации по Программе госгарантий (в т.ч. по ОМС) на 2012 г. (на 1000 населения соответствующего возраста) по врачебным специальностям
* - включает гастроэнтерологию, пульмонологию, нефрологию и гематологию Б. Метод расчета дифференцированных нормативов числа пациенто-дней медицинской помощи, оказываемой населению Российской Федерации в дневных стационарах всех типов для Программы госгарантий на 2012 год (на 1000 населения соответствующего возраста) в разрезе профиля мест в дневных стационарах. На основе стандартизованных повозрастных коэффициентов (индексов) потребления (таблица 3) и средних показателей числа пациенто-дней по Программе госгарантий на 2011 год, принятых за «стандарт» – единицу (1,0) (таблица 1), с помощью формул (3) и (4) рассчитывались дифференцированные нормативы числа пациенто-дней медицинской помощи, оказываемой населению Российской Федерации в дневных стационарах всех типов по Программе госгарантий на 2012 год (на 1000 населения соответствующего возраста) в разрезе профиля мест в дневных стационарах: Расчет норматива числа пациенто-дней на 1000 детского населения (P/d iдет) Российской Федерации:
i - профиль врачебной специальности; P/diобщ – средний показатель числа пациенто-дней на 1000 всего населения на 2011 год, принятый за «стандарт» (таблица 1, графа 2); kiдет – стандартизованный повозрастной коэффициент потребления для расчета числа пациенто-дней на 1000 детского населения Российской Федерации (таблица 3, графа 2). Расчет норматива числа посещений амбулаторных служб на 1000 взрослого населения (P/d iвзр) Российской Федерации:
i - профиль мест в дневных стационарах; P/diобщ – средний показатель числа пациенто-дней на 1000 всего населения на 2011 год, принятый за «стандарт» (таблица 1, графа 2); kiвзр – стандартизованный повозрастной коэффициент потребления для расчета числа посещений на 1000 взрослого населения Российской Федерации (таблица 3, графа 3). Результаты расчетов дифференцированных нормативов числа пациенто-дней медицинской помощи, оказываемой населению Российской Федерации в дневных стационарах всех типов по Программе госгарантий на 2012 год (на 1000 населения соответствующего возраста) в разрезе профиля мест в дневных стационарах, проведенных по вышеприведенным формулам (с учетом откорректированных данных о численности населения на 2012 год), приведены в таблице 5. Таблица 5 Дифференцированные повозрастные нормативы числа пациенто-дней медицинской помощи, оказываемой населению Российской Федерации по Программе госгарантий (в т.ч. по ОМС) на 2012 г. в дневных стационарах всех типов (количество пациенто-дней на 1000 населения соответствующего возраста) в разрезе профиля мест в дневных стационарах
* - включает гастроэнтерологию, пульмонологию, нефрологию и гематологию. Таким образом, впервые в результате проведенного научного исследования получен универсальный методический инструментарий – стандартизированные повозрастные коэффициенты (индексы) потребления медицинской помощи, позволяющие рассчитать дифференцированные повозрастные нормативы потребности в объемах амбулаторной МП (первичной медико-санитарной помощи) для формирования программ государственных гарантий оказания бесплатной МП, как на федеральном уровне и, что особенно важно, в субъектах Российской Федерации с учетом их особенностей по возрастному составу населения. Предлагаемая методика содержит унифицированный подход к формированию дифференцированных повозрастных нормативов потребности в объёмах амбулаторной МП, понятна и проста в применении потенциальными пользователями, и рекомендуется для формирования территориальных программ госгарантий на 2012-2013 гг. Список литературы
References
i «Анализ зарубежного опыта планирования объемов медицинской помощи и возможность их использования в Российской Федерации, разработка методических подходов по установлению дифференцированных нормативов объемов медицинской помощи для формирования программ обязательного медицинского страхования» (№ государственной регистрации 01201160313) Просмотров: 25696
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 03.06.2013 г. ) |
След. » |
---|