Практика проведения мероприятий по контролю в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
10.07.2013 г. | ||||||
А.Ю. Абрамов The practice of control measures in the sphere of turnover of drugs, psychotropic substances and their precursors
A.Yu. Abramov Резюме. В статье анализируется практика деятельности государственных органов, наделенных полномочиями по надзору и контролю в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Целью работы является анализ практики проведения мероприятий по контролю в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Методы исследования. Основным методом исследования явился анализ официальных документов, посвящённых проблемам в сфере оборота наркотических средств. Обсуждение. Наиболее часто мероприятия, связанные с контролем и надзором, проводят Росздравнадзор, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральная налоговая служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в части пожарного надзора), Ростехрегулирование, Роструд, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предметом мероприятий по контролю являются: - помещения для хранения наркотических средств и психотропных веществ и их соответствие требованиям по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации; - товарно-сопроводительная документация на наркотические средства и психотропные вещества и подтверждение их качества; - наркотические лекарственные средства, психотропные лекарственные средства и их соответствие стандартам качества; - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, используемые в учебных, научных целях и экспертной деятельности; - оборудование, технические средства и приборы, необходимые для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и др. Вывод. Результативность государственной антинаркотической политики зависит от эффективности осуществляемых мероприятий по контролю в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Ключевые слова. Наркотические средства; психотропные вещества; прекурсоры; государственная антинаркотическая политика; контроль в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; эффективность мероприятий по контролю. Summary. In the article author analyzes the practice of activity of governmental bodies resposible for control of turnover of drugs, psychotropic substances and their precursors. The aim of the study is to analyze the practice of conduction of measures in the sphere of turnover of drugs, psychotropic substances and their precursors. Methods. The main method was analysis of official documents devoted to the problems of drug control. Discussion. The most often measures aim on drug control are conducted by Federal Service on Surveillance in Healthcare and Social Development of Russian Federation, Office of the Prosecutor General of the Russian Federation, Federal Service for Control of Turnover of Drugs, Federal Service on Surveillance for Consumer rights protection and human well-being, Federal Environmental, Engineering and Nuclear Supervision Agency, Ministry of the Russian Federation for Affairs of Civil Defence, Emergencies and Disaster Relief (fire inspection branch), Federal agency for technical regulation and metrology, Ministry of Labour and Social Defence, auditing departments of local governments in regions of the Russian Federation. The sunjects of control measures are the following: - Storage capacities for drugs ana psychotropic substances and their conformance to technical safety equipment and fire signal systems$ - Forwarding documents for drugs ana psychotropic substances and quality certificates; - Standards compliance of narcotic and psychotropic medicines; - Drugs, psychotic substances and their precursors used in educational, scientific purposes and expertize; - Equipment, technical means and apparatus necessary for activities related to turnover of drugs, psychotic substances and their precursors etc. Conclusion. Performance of state drug control policy depends upon efficiency of measures conducted in the sphere of turnover of drugs, psychotropic substances and their precursors. Keywords. Narcotic drugs; psychotropic substances; precursors; state drug control policy; control in the sphere of turnover of drugs, psychotropic substances and their precursors; efficiency of control measures. Контроль в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет общегосударственное значение. В Указе Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 года "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"[i] [7] отмечено, что «современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения. В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения. На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации» [7]. По информации, озвученной на научно-практической конференции "Аптечная сеть России", согласно действующему законодательству в организациях, осуществляющих деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, право на проведение проверок имеют 62 органа контроля и надзора, служб, управлений и других структурных подразделений различных федеральных и региональных министерств и ведомств. Наиболее часто мероприятия, связанные с контролем и надзором, проводят Росздравнадзор, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральная налоговая служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в части пожарного надзора), Ростехрегулирование, Роструд, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В рамках нашей статьи не представляется возможным рассмотреть особенности деятельности всех структур, наделенных полномочиями надзора и контроля. Остановимся на особенностях деятельности, связанной с контролем и надзором, двух федеральных органов исполнительной власти - ФСКН России и Росздравнадзора. Проверки ФСКН России и Росздравнадзора, по существу, являются целевыми в части соблюдения законодательства и выполнения установленных норм, правил, требований и условий в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. ФСКН России осуществляет надзор за выполнением юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, норм и требований, установленных Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"[3]. Служба наделена полномочиями исполнения государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержден приказом ФСКН России от 02.11.2011 г. № 468 [5]. Росздравнадзор является федеральным лицензирующим органом и осуществляет лицензионный контроль, проверяет выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в Списки I, II, III и IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" [6], лицензирование деятельности, связанной с культивированием растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, и норм, требований и условий, утвержденных подзаконными актами в соответствии с Законом № 3-ФЗ. В ходе проверки осуществляются: визуальный осмотр; анализ документов и представленной информации; иные мероприятия по контролю, предусмотренные Федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами федеральных министерств и ведомств. Предметом мероприятий по контролю (надзору) будут являться: - помещения для хранения наркотических средств и психотропных веществ и их соответствие требованиям по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации; - товарно-сопроводительная документация на наркотические средства и психотропные вещества и подтверждение их качества; - наркотические лекарственные средства, психотропные лекарственные средства и их соответствие стандартам качества; - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, используемые в учебных, научных целях и экспертной деятельности; - оборудование, технические средства и приборы, необходимые для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; - порядок и правила хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ; - наличие, оформление, ведение и хранение специальных журналов; - порядок получения, хранения, учета и уничтожения рецептурных бланков в амбулаторно-поликлинических учреждениях и аптечных организациях; - соответствие образования, квалификации и наличие специальной подготовки в сфере оборота наркотических средств у специалистов, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Наиболее часто проверяются должностными лицами следующие документы и объекты: учредительные документы; лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV; регламентирующий приказ об организации работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; помещения и места хранения наркотических средств и психотропных веществ; договор аренды или другой документ, подтверждающий законность использования помещения, в котором осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; журналы регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ; сертификаты, подтверждающие профессиональную подготовку специалистов; наличие специальной подготовки в сфере деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы; помещения и места хранения специальных журналов и рецептурных бланков; журнал соблюдения сроков годности лекарственных средств; журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля; сертификаты соответствия качества продукции; журналы учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету; оформление трудовых отношений у сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, включенными в Таблицу I Списка IV. Опыт проверок показывает, что в первую очередь проверяют документы, к оформлению которых установлены и детально прописаны жесткие и четкие требования. К таким документам в системе здравоохранения относятся бланки строгой отчетности (специальный рецептурный бланк на наркотическое средство, бланки лицензий, бланки разрешений на клинические исследования и др.). Порядок, учета и хранения бланков строгой отчетности установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359. Булаев С.В., рассматривая в целом проблему учета бланков строгой отчетности (2010), выделяет следующие нарушения в части их оформления и движения [1, с.13-15]: - бланки заполнены не полностью (заполнены не все обязательные реквизиты) или в них нечетко (неразборчиво) указаны сведения о совершаемой операции; - бланки имеют неустановленную форму, изготовлены нетипографским способом (на компьютере) или без использования автоматизированных систем; - отсутствует контроль за сохранностью бланков, не ведется учет используемых учреждением бланков в книге учета таких бланков по наименованиям, сериям и номерам; - отсутствует документация на списание бланков; - бланки хранятся менее установленного срока (пять лет); - не проводится инвентаризация бланков. Проверяют бланки строгой отчетности выборочно. Как правило, берется определенный период и просматриваются все бланки, вызывающие подозрение в части правильности оформления. Достаточно одного "дефектного" бланка, чтобы наказать учреждение за нарушение порядка работы с бланками строгой отчетности. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах [2]. Типовая форма акта утверждена приказом Министерства экономического развития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» [4]. Росздравнадзор приказом от 19.03.2010 № 2282-Пр/10 «Об использовании типовой формы акта проверки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в части соблюдения лицензиатами - юридическими лицами лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"» [3] довел до сведения руководителей структурных подразделений Росздравнадзора, управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации, что при проведении проверок соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, следует руководствоваться типовой формой акта проверки, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 [4]. По результатам проведенной проверки, при выявлении нарушений наряду с Актом проверки дополнительно оформляется Протокол об административном правонарушении. Выявленное нарушение является основанием подготовки материалов для направления в арбитражный суд или мировому судье с последующим рассмотрением направленных материалов и принятием решения по рассматриваемому делу (рис. 1). Рис. 1. Последовательность оформления документов о проверке 1 этап
2 этап (при выявлении нарушений)
Нередко при рассмотрении дел в арбитражных судах выявляется злоупотребление полномочиями со стороны должностных лиц надзорных и контрольных органов, проведение сотрудниками прокуратуры контрольных закупок на собственные деньги без соответствующего постановления, несоблюдение норм процессуального права при проведении проверок и оформлении документов. Одним из эффективных способов избежать административной ответственности даже при установленном факте нарушения закона является признание результатов проверки недействительными вследствие грубых нарушений процедуры ее проведения. Перечислим случаи, когда результаты проведенной проверки могут быть признаны недействительными (ст. 20 Закона № 294-ФЗ) [2]. 1. Отсутствие оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки. Основания для проведения плановой проверки предусмотрены в ст. 9 Закона № 294-ФЗ. О проведении плановых проверок организация должна быть предупреждена за три рабочих дня, о проведении внеплановой проверки - за 24 часа. Эти требования, а также исключения из правил предусмотрены в ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ. 2. Отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, нарушение порядка согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры. 3. Нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Согласно ст. 13 Закона № 294-ФЗ общий срок плановых выездных проверок в отношении малых предприятий не может превышать 50 часов, в отношении микропредприятий - 15 часов. 4. Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. 5. Требование документов, не относящихся к предмету проверки. 6. Превышение установленных сроков проведения проверок. 7. Непредставление акта проверки. В заключении хочется отметить, что деятельность по контролю (надзору) в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является составной частью государственной антинаркотической политики и именно от её эффективности зависят в целом результаты предупреждения, выявления и пресечения незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. Не случайно Президент РФ к основным стратегическим задачам проводимой в стране антинаркотической политики относит: «обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров» [7].
Список литературы
References
[i] Государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией. Просмотров: 17456
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 10.07.2013 г. ) |
« Пред. |
---|