О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №4 2013 (32) arrow Концепция информационной системы дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи
Концепция информационной системы дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи Печать
28.08.2013 г.

Л.И. Дежурный, Г.С. Лебедев, Г.В. Неудахин
ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Concept of information system for distance theory and practice examination in first aid
L.I. Dezhurny, G.S. Lebedev, G.V. Neudakhin
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

Резюме. Статья посвящена созданию концепции дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи.

Актуальность. Качество обучения водителей в автошколах правилам оказания первой помощи низкое. Это обусловлено тем, что отсутствует единая система контроля качества обучения водителей в автошколах правилам оказания первой помощи. Для разработки такой системы необходимо серьёзное теоретическое обоснование. Решению этой актуальной проблемы посвящена настоящая работа.

Цель работы: разработать концепцию дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи.

Результаты. Для выполнения намеченной цели формально-юридическим методом была оценена существующая система нормативно-правового регулирования приема экзамена по первой помощи у кандидатов в водители. Далее методом сравнительных оценок и расчетов были изучены предлагаемые для внедрения схемы сдачи практического экзамена по первой помощи у кандидатов в водители. Методом функционального моделирования, была разработана концепция дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи.

Изучение и проведенные расчеты показали, что внедрение экзамена по первой помощи требует создания большого штата экзаменаторов, что организационного очень сложно и существенно повысит стоимость обучения.

В целях преодоления этих препятствий, была разработана принципиально новая схема, заключающаяся в дистанционной сдаче теоретического и практического экзамена по первой помощи, основанная на современных информационных технологиях.

Область применения результатов. Разработанная система дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи найдет свое применение при допуске кандидатов в водители к управлению транспортными средствами (около 2,5 млн. водителей ежегодно) и создаст условия для качественной подготовки водителей по первой помощи.

Ключевые слова: травматизм, безопасность дорожного движения, первая помощь, обучение, экзамен.

Summary. The article focuses on developing conceptual framework for distance theory and practice examination in first aid.

Background. Quality of drivers’ training in first aid provided by driving schools is low. Lack of a unified system of quality control over drivers’ training in first aid at driver training schools is the reason for low quality. Development of such quality control system requires substantial theoretical justification. This article aims at solving this topical issue.

Objective of the study was to develop a conceptual framework for distance theory and practice examination in first aid.

Results. Using technical method the current system of normative legal regulation for conducting examination in first aid for the driver training school attendees has been reviewed. Then, using comparative assessment and method of computation the available for implementation mechanisms of practice examination in first aid have been analyzed. Conceptual framework for distance theory and practice examination in first aid has been developed using functional simulation method. Analysis and estimations showed that introduction of the first-aid examination requires numerous staff examiners which is quite challenging from the organizational point of view and will also result in increased cost of the driver training.

To overcome those barriers the authors have developed an innovative mechanism for distance theory and practice examination in first aid based on modern information technologies.

Scope of application. The developed system for distance theory and practice examination in first aid can be incorporated into the drivers’ school curriculum (about 2.5 million drivers per year) and set framework for quality training of drivers in first aid.

Keywords. Traumatism, road safety, first aid, training, exam.

Актуальность. В России по статистике около 50% погибших в автомобильных катастрофах не доживают до приезда медицинских работников, в том числе, по причине неоказания им своевременной первой помощи [10].

В связи с тем, что количество жертв дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом в нашей стране исчисляется десятками тысяч людей ежегодно, важность изучения основ первой помощи неоценима.

Первая помощь – это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Ее главная задача - устранить явления, угрожающие жизни, а также - предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Проведенные опросы показали, что среди разных категорий граждан существует мнение, что для оказания первой помощи нужны серьезные знания в области медицины [2]. Поэтому многие граждане, даже сотрудники различных служб, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим по закону или специальному правилу, не считают себя участниками оказания первой помощи [3]. Однако, отметим, что в отличие от скорой медицинской помощи, первая помощь может осуществляться любым человеком, в том числе и без медицинского образования. В настоящее время, право граждан на оказание первой помощи закреплено в п.4 ст.31 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11].

В идеале по аналогии с США и странами Европы основами первой помощи должен овладеть каждый гражданин страны. Однако самой крупной группой участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители автотранспортных средств. Именно они в большинстве случаев первыми оказываются на месте происшествия, являются его участниками или свидетелями и могут в первые минуты после травмы приступить к оказанию первой помощи. Поэтому они являются важной целевой аудиторией для обучения правилам оказания первой помощи.

В связи с вышесказанным, вопрос контроля практических навыков по оказанию первой помощи, полученных водителями, является крайне актуальным.

Цель работы состояла в том, чтобы на основании изучения существующего состояния системы приема экзамена по первой помощи у кандидатов в водители и предлагаемых схем его совершенствования, разработать концепцию системы дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи.

Методология проведения работы. Для выполнения намеченной цели формально-юридическим методом была оценена существующая система нормативно-правового регулирования приема экзамена по первой помощи у кандидатов в водители. Для этого были изучены нормативные документы, регламентирующие обучение кандидатов в водители дисциплине «первая помощь». Также были изучены нормативные акты, регламентирующие сдачу квалификационных экзаменов и выдачу водительских удостоверений. Далее методом сравнительных оценок были изучены проекты разработанных в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" схем сдачи практического экзамена по первой помощи у кандидатов в водители, предлагаемые для внедрения на территории Российской Федерации. Схемы были оценены с учетом организационных, финансовых, кадровых и мотивационных возможностей с точки зрения исполнимости и выявления недостатков, не позволяющих провести их эффективное внедрение. С использованием полученных данных методом функционального моделирования, была разработана альтернативная концепция дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи, основанная на современных информационных технологиях и достижениях связанных с развитием телемедицинских систем.

Результаты исследования. Еще с советских времен водители автотранспортных средств по закону обязаны оказывать пострадавшим первую помощь. В настоящее время это закреплено п. 2.5 Правил дорожного движения [5]. В автошколе кандидатов в водители обязаны обучать дисциплине «первая помощь», что регламентировано приказом Минобрнауки России от 18.06.2010 N 636 "Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий" [9]. По итогам обучения согласно п. 30 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396) [7], у кандидатов в водители проверяются полученные знания по первой помощи. Однако проверка знаний осуществляется только во время теоретического экзамена на право управления транспортным средством. Практический экзамен по первой помощи не предусмотрен.

В связи с тем, что проверка практических навыков не осуществляется, обучение в автошколах сводится, как правило, к заучиванию правильных ответов на вопросы в экзаменационных билетах и тестах. [1] При этом в каждом билете теоретического экзамена имеется лишь 1 вопрос по правилам оказания первой помощи. Стоит отметить, что все эти вопросы направлены на выяснение уровня теоретических знаний по отдельным разделам оказания первой помощи и не определяют информированности кандидатов в водители относительно общей тактики действий при наличии пострадавших в дорожно-транспортном происшествии и порядке оказания первой помощи.

Согласно поручению Президента по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г.: «Правительство РФ должно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обучение кандидатов в водители приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в правила сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, предусматривающих введение обязательного практического экзамена по оказанию доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия». Эти вопросы поднимались на заседании правительства в июне 2011 г.

Во исполнение данного поручения и при выполнении мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" [6] были разработаны два варианта организации сдачи экзамена по первой помощи. Изучение разработанных вариантов показало, что их внедрение сопряжено с рядом сложностей.

Первый вариант предполагал сдачу теоретического и практического экзамена в учебных центрах, производящих обучение правилам оказания первой помощи, в том числе в автошколах. В этом случае предполагалось предоставление в ГИБДД справки о сданном экзамене по первой помощи, соответственно ГИБДД от проведения экзамена по первой помощи освобождалось. Этот вариант связан с риском отсутствия реального контроля, т.к. в автошколах в настоящее время зачастую слушатель получает оценку по предмету «Первая помощь» без проведения, как экзамена, так и самих занятий по первой помощи. Кроме того, в этом варианте существует коррупционная составляющая.

Второй вариант предполагал проведение экзамена по первой помощи в ГИБДД во время основного экзамена с привлечением сотрудников учебных организаций, уполномоченных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации или органом управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо с участием подготовленного и уполномоченного сотрудника ГИБДД. Для реализации этого варианта необходимо оснастить региональные подразделения ГИБДД необходимым оборудованием (манекенами, имитаторами повреждений и т.д.) и провести подготовку необходимого числа сотрудников.

Однако логика внедрения второй схемы влечет за собой возникновение серьезных препятствий в виде кадровых, финансовых, организационных и территориальных факторов, наличие которых не позволяет на данном этапе развития рассматриваемых вопросов быстро и широко внедрить систему приема экзамена по первой помощи и обеспечить унифицированный прием практического экзамена на территории России.

В целях преодоления этих препятствий, была разработана принципиально новая схема, заключающаяся в дистанционной сдаче теоретического и практического экзамена по первой помощи, основанная на современных информационных технологиях. Согласно разработанной схеме экзамен будет приниматься квалифицированными уполномоченными экзаменаторами, на основании разработанных тестовых вопросов и ситуационных задач по оказанию первой помощи, выполняемых экзаменуемым в режиме реального времени.

Схема будет унифицированной для всех кандидатов в водители, что позволит привести навыки водителей транспортных средств к единой и качественной системе оказания первой помощи.

Основным принципиальным отличием дистанционного экзамена от традиционного является то, что экзаменатор не присутствует на экзамене непосредственно, а оценивает действия и ответы экзаменуемого в порядке очереди поступления файлов с данными об экзамене не обязательно сразу же после (электронные ответы на тесты, видео- и аудиозаписи) по данным, полученным с места экзамена через Интернет. При этом выставление оценки не требуется сразу же после экзамена, на это может быть отведено несколько дней, что позволит сделать работу экзаменаторов более равномерной и эффективной. Это позволит существенно снизить время, требуемое экзаменатору на прием одного экзамена, устранит затраты времени на выезд на место экзамена, и, соответственно, снизит цену экзамена. Также это позволит контролировать качество и уровень подготовки и работы экзаменаторов, т.к. они будут сотрудниками единого экзаменационного центра, уполномоченного Минздравсоцразвития России. Система позволит деперсонифицировать прием экзамена, что исключит из него коррупционную составляющую.

Принципиальная схема проведения дистанционного экзамена представлена на схеме 1.

Рис.1
Схема 1. Принципиальная схема сдачи дистанционного экзамена по первой помощи.

Схема предполагает, что экзамен по первой помощи будет состоять из теоретической и практической частей. Теоретическая часть будет представлять собой тест по первой помощи, который следует выполнить на компьютере за определенное количество времени. Оценка по тесту должна складываться из штрафных баллов, которые назначаются экзаменуемому в зависимости от числа и степени неправильности ответов. Сам практический экзамен будет отрабатываться на двух манекенах (один для сердечно-легочной реанимации, второй – для наложения жгута, повязок, выполнения транспортной иммобилизации и т.п.). За определенный промежуток времени экзаменуемый должен будет выполнить необходимые действия первой помощи, которые определяются заданием в билете.

Все действия экзаменуемого по оказанию первой помощи фиксируются в виде видео- и аудиофайлов. При этом камеры должны быть расположены таким образом, чтобы экзаменатору могла представляться полная картина того, что происходит в помещении и какие действия осуществляет экзаменуемый. После того, как экзаменуемый закончит сдавать экзамен, данные с камер, программируемого манекена и результаты теоретического теста должны быть сохранены и переданы на главный сервер Единой экзаменующей организации, уполномоченной на прием экзамена Министерством здравоохранения Российской Федерации. С сервера неидентифицированные файлы будут раздаваться в на проверку экзаменаторам, которые оценят их на наличие ошибок. Изначально будет создан перечень нарушений, которые будут оценены определенным количеством штрафных баллов. Экзаменатор должен будет определить эти нарушения, а также зафиксировать наличие ошибок на видеоряде для того, чтобы их мог посмотреть экзаменуемый, когда тот получит файл обратно (в случае, если экзамен не будет пройден). Если экзамен пройдет успешно, то информация об этом будет опубликована на сайте Единой экзаменующей организации и передана в автошколу, ГИБДД МВД РФ и т.д. Если экзамен не будет пройден, то результаты с отмеченными ошибками отправляется в тот центр, где сдавался экзамен, чтобы экзаменуемый мог ознакомиться со своими недочетами.

В случае спорной ситуации (когда экзаменуемый не доволен выставленной оценкой) файл с видеозаписью его экзамена может быть передан другому экзаменатору под видом нового, еще никем не рассмотренного файла, чтобы избежать субъективности при выставлении оценки.

Выводы:

  1. Предложенная концепция системы дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи позволит сделать систему сдачи экзамена лишенной ряда недостатков - унифицированной, обезличенной, объективной и обеспечивающей высокое качество приема экзамена.
  2. Система будет иметь высокую пропускную способность за счет экономии времени экзаменатора и возможности ускоренного просмотра отдельных фрагментов экзамена, что обеспечит его меньшую стоимость относительно очного приема экзамена.
  3. Архитектурно в систему будут включены реестр экзаменаторов, интегрированный с Единым регистром медицинского и фармацевтического персонала, реестр граждан, сдающих (и сдавших) экзамен, интегрированный с Единым регистром застрахованных граждан. Если рассматривать создаваемую систему как составную часть Единой Государственной информационной системы в здравоохранении Российской Федерации [8], то в дальнейшем сведения о гражданах, оказавших первую помощь, можно будет фиксировать при регистрации дорожных происшествий, связать выдачу водительских медицинских справок или водительских прав с наличием записи в этом Регистре, а также учитывать информацию о пройденном экзамене при страховании гражданской ответственности водителя.
  4. В дальнейшем система дистанционного экзамена, внедренная для проверки знаний и навыков по первой помощи у кандидатов в водители, может использоваться для приема экзамена и для всех остальных категорий граждан и сотрудников организаций, являющихся потенциальными исполнителями оказания первой помощи. Это потребует только лишь разработки соответствующих требований, системы штрафных баллов, тестовых вопросов и экзаменационных билетов, соответствующих требуемому уровню подготовки той или иной категории исполнителей первой помощи.
  5. Описанная система является классическим примером телемедицинской системы, связанной с оказанием телемедицинских услуг [4]. Такая услуга, как сдача дистанционного экзамена по первой помощи, может быть внесена в Номенклатуру медицинских услуг, и быть оплачена в системе ОМС.

Разработанная система дистанционного теоретического и практического экзамена по первой помощи после ее внедрения найдет свое применение при допуске кандидатов в водители к управлению транспортными средствами (около 2,5 млн. водителей ежегодно) и создаст условия для качественной подготовки водителей по первой помощи.

Список литературы

  1. Ганжурова Б.Ц. Совершенствование медико-организационных мероприятий оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Москва; 2008. 26 с.
  2. Дежурный Л.И. Научное обоснование и разработка системы медико-организационных мероприятий первой помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе: Дис. … д-ра мед. наук. Москва; 2006. 288 с.
  3. Лысенко К.И. Медико-организационные мероприятия первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: Дис. … д-ра мед. наук. Москва; 2011. 307 с.
  4. О телемедицинских услугах: Модельный закон от 28.10.2010 г. [Интернет]. 2010. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=51784 (Дата обращения 23.07.2013).
  5. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23 сентября 1993 г. № 1090 с изм. и доп. [Интернет]. 1993. URL: http://www.consultant.ru/popular/pdd/ (Дата обращения 23.07.2013).
  6. О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах": Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 9, ст. 1020.
  7. Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396). Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 52, ст. 6396,
  8. Об утверждении Концепции создания Единой Государственной информационной системы в здравоохранении: Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. №364. [Интернет]. 2011. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129055 / (Дата обращения 23.07.2013).
  9. Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий: Приказ Минобрнауки России от 18 июня 2010 г. N636. [Интернет]. 2010. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=103982 / (Дата обращения 23.07.2013).
  10. Соколов В.А. Дорожно-транспортные травмы: Руководство для врачей. Москва: ГЭОТАР-Медиа: 2009. 176 с.
  11. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. Российская газета 2011; 23 ноября.

References

  1. Ganzhurova BTs. Improvement of healthcare and organization activity in the first aid to victims of road traffic incidents. CandMedSci [thesis]. Moscow; 2008. 26 p. (in Russian).
  2. Dezhurny LI. Scientific grounds and development of health organization measures for the first aid to patients with traumas and emergency conditions at a pre-hospital stage. DrMedSci [dissertation]. Moscow; 2006. 288 p. (in Russian).
  3. Lysenko KI. Health and organization activity of the first aid to victims of road traffic incidents. DrMedSci [dissertation]. Moscow; 2011. 307 p. (in Russian).
  4. On telemedical care: the Model Law of 2010 Oct 28. [Internet]. 2010 [cited 2013 Jul 23]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=51784 (in Russian).
  5. On the Road Traffic Rules: the Regulation of the Government of the Russian Federation of 1993 September 23 № 1090, amended. [Internet]. 1993 [cited 2013 Jul 23]. Available from: http://www.consultant.ru/popular/pdd/ (in Russian).
  6. On the Federal Target Program “Increasing road traffic safety in 2006 – 2012”: the Regulation of the Government of the Russian Federation of 2006 Feb 20 N 100. Legislation Bulletin of the Russian Federation 2006. № 9, article 1020 (in Russian).
  7. The rules for passing the qualification examinations and getting driver’s license (approved by the Regulation of the Government of the RF of 1999 December 15 № 1396). Legislation Bulletin of the Russian Federation 1999. №52, article 6396 (in Russian).
  8. On approving the Concept of Unified State Information System in healthcare: the Regulation of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, 2011 April 28 №364. [Internet]. 2011 [cited 2013 Jul 23]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129055/ (in Russian).
  9. On approving the programs for training the drivers of vehicles of various categories: the Regulation of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 2010 June 18 N636. [Internet]. 2010 [cited 2013 Jul 23]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=103982/ (in Russian).
  10. Sokolov VA. Road traffic injures: Manual for physicians. Moscow: GEOTAR-Media: 2009. 176 p. (in Russian).
  11. On the basis of health protection of the citizens in the Russian Federation. Rossiyskaya gazeta 2011; 23 November (in Russian).

Просмотров: 19728

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 14.11.2013 г. )
« Пред.
home contact search contact search