Формирование компетенций организаторов здравоохранения в ходе дополнительной профессиональной подготовки |
27.12.2013 г. | ||||||
Д.И. Кича¹, А.В. Фомина¹, А.С. Макарян¹, И.В. Пачгин², А.В. Иваненко¹, В.Е. Луговой³
Formation of competences of health care manager during additional professional training Резюме. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения представляет значительный практический интерес. Потребности в кадрах управления здравоохранением высокой квалификации в период модернизации здравоохранения могут быть удовлетворены только путем разработки целевой учебной программы. В ходе реализации программы у слушателей должны быть сформированы профессиональные компетенции в соответствии с их функциональными обязанностями и потребностями сектора здравоохранения определенного уровня. Цель исследования – показать проблемы недостатка специалистов управления здравоохранением для отечественного здравоохранения и предложить пути их решения в рамках реализации программ дополнительного образования и формирования профессиональных компетенций. Материалы и методы. Результаты получены на основе анализа материалов оценки мнений слушателей программы последипломного образования «Магистр бизнес-администрирования» (Post Graduate Course – MBA «Health Care Management» (МВА), программ второго высшего образования «Менеджмент в здравоохранении» и дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественное здоровье» - как экспертов; материалов специальных публикаций, распоряжений и законодательства в сфере здравоохранения и личного опыта авторов статьи. Результаты. В настоящих условиях деятельности российского здравоохранения происходят достаточно быстрые динамичные изменения функционально-структурного характера. Изменяются и повышаются требования к экономическим методам управления, востребованы специалисты с навыками управления медицинскими организациями разного уровня системы здравоохранения, на уровне субъектов Российской Федерации возрастает роль кадров владеющих стратегическими методами управления здравоохранением. Имеющиеся учебные программы в ведущих высших учебных заведениях медицинского профиля не могут в полной мере выполнять эти задачи в силу таких же высоких требований к преподавательскому корпусу, ограниченных временных рамок, частых изменений условий и задач деятельности здравоохранения. В то же время, система здравоохранения, ввиду известной разбалансированности, организационно–правовой и экономической нестабильности, сама по себе «отторгает» специалистов–менеджеров высокой квалификации. Ответом на эти вызовы может являться приоритетная оптимизация учебных программ послеуниверситетской переподготовки организаторов здравоохранения, разработка и введение в образовательную практику программ второго высшего образования по направлению «менеджмент в здравоохранении» (бакалавры, магистры), а также программ по бизнес–администрированию в здравоохранении (MBA (Master of Business Administration) – «Health Care Management»). Реализация мероприятий по разработке и внедрению этих программ позволит восполнить недостаток приоритетных компетенций менеджеров на высших уровнях управления здравоохранения по коммуникациям, межсекторальному сотрудничеству, самостоятельному принятию корректных управленческих решений, стратегическому управлению и, что очень важно, по развитию способностей к постоянному самообучению. Область применения результатов: медицинские организации, органы управления здравоохранения, страховые медицинские организации, медицинские университеты последипломных форм подготовки, органы социальной защиты населения, санатории, органы власти и правительства регионов. Заключение. Меняющиеся социально – экономические условия ставят серьезные вызовы перед кадрами управления здравоохранения. Решением стоящих перед здравоохранением целей и задач является подготовка эффективных менеджеров, обладающих современными компетенциями управления организациями и органами здравоохранения. Ключевые слова: здравоохранение; компетенции; менеджмент; последипломное образование; медицинское страхование; программа. Abstract. Development and implementation of programs of additional professional education in health care represents considerable practical interest. Needs for frames of management during modernization of health care can be satisfied with health care of high qualification only by development of the target training program. During implementation of the program at listeners professional competences according to their functional duties and requirements of sector of health care of a certain level have to be created. Aim of the research. The purpose of the study - to show the problem of the lack of health management specialists for the national health and suggest solutions in the framework of the programs of additional education and formation of professional competencies. Methods and data. The results obtained from the analysis of materials evaluation opinions postgraduate students of the program "Master of Business Administration» (Post Graduate Course - MBA «Health Care Management» (MBA) programs of the second higher education, "Health Care Management" and further education "Public health Management"- as experts, materials of special publications, regulations and legislation in the field of health and personal experience of the authors of the article. Results and Discussion. In the present conditions of the Russian health care quickly enough to the dynamic changes of functional- structural nature. Change and increased demands on the economic methods of management, demand for professionals with the skills to manage health care organizations at various levels of the health system, and at the level of the Russian Federation, the role of staff holding strategic methods of health management. Existing training programs in leading Universities of medical profile cannot fully carry out these tasks by the same high standards of the academic body, time constraints, frequent changes in the terms and objectives of health care. At the same time, the health system, because of the known imbalances, organizational, legal, and economic instability in itself "rejects" professional managers qualifications. The answer to these challenges may be the priority optimization postgraduate training curriculum policy-makers, development and introduction of educational practice programs of the second higher education in " Management in Health Care" (bachelors, masters), as well as programs in Business Administration in Healthcare (MBA (Master of Business Administration) - «Health Care Management»). Implementation of measures for the development and implementation of these programs will make up for lack of priority training for managers at higher levels of health management communications , inter-sectoral collaboration, independent decision of correct management decisions, strategic management and, most importantly, to develop the ability to continuously self-learning. Scope of application. The area of application of the results: medical organizations, health authorities, health insurance organizations, medical universities graduate forms of training, social protection authorities, health centers, public authorities and the government. Keywords: health care; competences; management; education; medical insurance; program. Введение. При оценке современных систем здравоохранения в мире в большой мере необходимо учитывать компетенции персонала и форму социально-экономической системы того или иного государства. В самом общем приближении к такой оценке системы здравоохранения Российской Федерации следует исходить из того, что в мире формируется особый тип общества – социально ориентированная модель рыночной экономики. В большей мере эта модель представлена западноевропейскими странами Европейского Союза (ЕС) с высоким уровнем социально–экономического развития, а также странами скандинавского субконтинента. В этой модели делается акцент на развитие национального производства, на экспорт услуг, товаров и технологий, а также сохранение приоритетов на социальные, в т.ч. на здравоохранение, расходы. Особенности рынка здравоохранения при этих условиях требуют подготовки соответствующего корпуса менеджеров, способных обосновывать и принимать корректные управленческие решения. Материалы и методы исследования. При подготовке статьи использованы материалы публикаций, результаты дискуссий слушателей программ «Магистр бизнес-администрирования» (МВА) и дополнительного образования, экспертных оценок. Использован собственный опыт авторов по реализации программ последипломной подготовки совместно с партнерами одного из Лондонских университетов менеджмента и Берлинского института экономики и права [2]. Обсуждение результатов. Следует учесть, что между странами развивается экономическая интеграция, представляя собой одну из важнейших форм интеграции, которая составляет основу интеграции образовательного пространства, в том числе области подготовки кадров здравоохранения. Учитывая наш опыт, этот путь может быть принят за базовую форму интенсивного развития компетенций отечественного персонала управления здравоохранением, т.к. создает условия для ускорения интеграционных процессов в здравоохранении и образовании в целом сторон –участниц этого процесса. Важно достичь уровня профессиональных компетенций персонала организаций здравоохранения опережающего или соответствующего уровню социально-экономических параметров развития страны [1]. Усвоение и развитие компетенций персонала управления здравоохранением, должно исходить из этих реалий, с учетом соответствия учебных программ социально-экономическим условиям конкретной страны. Необходимость в этом вытекает из нашего опыта разработки модульной программы МБА «Менеджмент в здравоохранении» с международным участием партнеров из профильных университетов Лондона и Берлина, реализующих такие программы [2]. Путем оценок многих программ МБА были определены основные так называемые ресурсные приоритеты обучающего цикла менеджеров здравоохранения : опережающее изучение организационного менеджмента в условиях изменяющейся внешней среды, развитие профессиональных навыков в избранной области, совершенствование деловой управленческой практики, привитие навыков непрерывного обучения и личностного развития. Эти положения вытекают из основ Гарвардской школы подготовки менеджеров по курсам МБА, наиболее рентабельной и старой школы, дополненных практикой европейских программ МБА наших партнеров [3]. Первый год обучения слушателей по разработанной нами программе МБА «Менеджмент в здравоохранении» концентрируется на базовых управленческих и экономических дисциплинах, управлении финансами, человеческими ресурсами, маркетинге, медико-социальной бизнес–среде. На занятиях рассматриваются конкретные ситуации в условиях конкурентной учебной и производственной среды, вырабатываются способности структурировано подходить к решению проблем. Как показали последующие оценки карьеры выпускников программы МБА, потенциальные работодатели рынка труда здравоохранения даже не представляют уровня квалификации слушателей, не представляют преимуществ успешных управленцев для развития организации. Причины такой ситуации заключались в непонимании работодателями доступности и полезности компетенций и обеспокоенности тем, что программа может быть слишком оторванной от практики бизнес–процесса здравоохранения. По нашим оценкам процесса трудоустройства выпускников программы МВА «Менеджмент в здравоохранении» их предложение на рынок кадров –менеджеров для здравоохранения России не встречает поддержки специалистов. Уже на старте работы программы МВА «Менеджмент в здравоохранении» в условиях России стало очевидно, что подготовленные компетентные специалисты – менеджеры здравоохранения не востребованы системой здравоохранения. Руководители и слушатели были мотивированы не только на повышение знаний и компетенций, но и на карьерный рост. По мере углубления занятий в ходе дискуссий стали обозначаться первые сомнения слушателей программы МВА в востребованности высокого уровня знаний и компетенций со стороны работодателей отечественного здравоохранения. Как показал опыт изучения рынка высококачественных образовательных услуг в здравоохранении, в конце концов эта проблема стала в первый ранг проблем всех российских программ МВА: дипломированные специалисты с высокими компетенциями1 не были востребованы российским здравоохранением, приобретенные компетенции были использованы ими лишь индивидуально, в занимаемой прежде должности, практически никто не получил ожидаемого карьерного роста, некоторым пришлось долго находиться в состоянии поиска подходящей должности. Становилось все более очевидно, что «российское здравоохранение не готово принимать специалистов-менеджеров высокой квалификации», компетентные молодые менеджеры не востребованы здравоохранением России, что по – существу, признали учредители школы МВА в Сколково [2,4]. Если обратиться к показателям оценки хода национальных проектов в здравоохранении России, становится вполне очевидным недостаток квалифицированных, компетентных управленческих кадров на всех уровнях и этапах целевого планирования и программирования [4]. Установки работодателей, с точки зрения самих слушателей программы МВА, как потенциальных работодателей, концентрируются на важности навыков командной работы, пониманиях социальной среды, «жестких» навыков самостоятельного принятия решений. В то же время, среди преподавателей и слушателей доминирует понимание того, что за достаточно короткое двухгодичное время обучения, контакты в классе в которое еще более короткие, привить такие навыки практически нереально. К тому же, в обществе сильны традиции постоянства в работе («одна работа – одна карьера»), в противовес поискам перспективных должностей, приобретения новых компетенций в условиях конкуренции. Следует подчеркнуть, что в программах обучения МБА имеется один значимый недостаток: слушатели недостаточно обучаются навыкам постоянной работы над собой, и тому, как сохранить навыки и компетенции на всю жизнь, занимаясь постоянно достаточно узкими профессиональными функциями. Действительно, слушатели программы МБА «Менеджмент в здравоохранении» изучают широкий спектр дисциплин, постигают многие специальные области знаний, чтобы работать в достаточно узкой специальной сфере организации здравоохранения. По мере карьерного роста в одной области хозяйства, ответственность за обучение новым компетенциям смещается от работодателя к самому работнику. Конкурентоспособность специалиста на рынке труда здравоохранения в будущем будет зависеть не от навыков, полученных в период обучения на МБА, а от способности дальнейшего обучения : сохранить и развить эти компетенции. Для того, чтобы учиться всю жизнь, нужно принять на себя ответственность систематически осуществлять ряд согласованных действий : оценивать приобретаемый опыт, развивать новые концептуальные направления в условиях изменений, применять и проверять на практике полученные компетенции [3]. Для этого существует много различных способов, форм и методов, которые относятся к сфере последипломной переподготовки кадров здравоохранения, дополнительной профессиональной подготовки на специализированных факультетах, в медицинских академиях и институтах. Наиболее востребованными и предлагаемыми практическими всеми вузами являются программы сертификации и профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Наряду с этими программами мы предлагаем двухступенчатую специальную учебную программу, как второе высшее образование, «менеджмент здравоохранения» – бакалавр и магистр менеджмента. Эти программы преимущественно востребованы врачами и организаторами здравоохранения, которые делают карьеру и не обладают на стартовом этапе бизнеса практически никакими знаниями и навыками в области экономики и управления здравоохранением. Приобретая эти знания и навыки слушатели планируют применять их в реализации индивидуальных бизнес–проектов, но пока не думают о компетенциях более высокого порядка и уровня МБА. Так как эти программы лицензируются в государственных образовательных стандартах в обязательном порядке базового высшего образования, то нет особого смысла анализировать приобретаемые компетенции. Как видно из представленного анализа, на рынке образовательных услуг здравоохранения формируется образовательное пространство, разнообразные программы которого нуждаются в интеграции для создания условий для «обучения через всю жизнь» в сфере здравоохранения. В отечественной науке предпринимаются попытки решать идею интеграции применительно к разным сферам народного хозяйства, где вводятся понятия «постиндустриального» и «информационного» общества. Концепции «постиндустриального» и «информационного» общества интересны тем, что они поднимают вопрос опережающего развития управленческих компетенций персонала (в т.ч. здравоохранения), разработки учебных программ последипломного образования в соответствии с потребностями и вызовами времени. Чрезвычайно значимым качеством менеджера, свободно оперирующего знаниями и информацией здравоохранения и интегрирующихся с ним секторов, становится его способность развивать свои коммуникативные функции, обладать искусством общения (очного и заочного), ведения диалога при выполнении профессиональных функций. Поскольку потребление информационных продуктов и производство новых управленческих навыков пересекаются, постольку учебная программа мотивирует слушателей к освоению навыков индивидуального развития компетентностного потенциала, что приобретает общественно значимый характер и должно учитываться работодателями. Исследования закономерной эволюции национальных систем здравоохранения крайне актуальны в направлении поиска и вскрытия характерных тенденций формирования и развития либеральных партнерских отношений между производителями и потребителями медицинских услуг. Интеграция этих потребностей находится в сфере менеджмента высоких компетенций работников с учетом развивающегося рынка медицинских услуг в России. Концепция рыночных реформ в здравоохранении, впервые выдвинута Великобританией и Нидерландами в 80-е годы ХХ века, уже к началу ХХI века, стала актуальной для большинства европейских государств, в том числе и бывших социалистических стран, включая Россию [5]. При анализе реформ здравоохранения в западных странах, прогнозируется эволюционное развитие абсолютного большинства национальных европейских систем здравоохранения с ослаблением государственных функций обеспечения медицинского обслуживания и появлением социальных институтов, осуществляющих организацию и управление потреблением медицинской помощи. В ходе обсуждений в группах слушателей МБА проблем приобретения профессиональных компетенций в условиях современного переходного периода, к общим характерным чертам развития национальных систем здравоохранения отнесены [6].
Эти приоритеты развития отечественного здравоохранения требуют от управленцев сферы здравоохранения и медицинского страхования обладания компетенциями стратегического и тактического порядка. Высокие лидерские качества и способность формировать превосходные команды руководителей высшего звена (ИД–исполнительный директор, CEO–Chief Executive Officer) – два основных условия результативности организаций [7]. Слушатели нашей программы МВА «Менеджмент в здравоохранении» и первичной переподготовки медицинских кадров с позиций экспертной оценки мнений и представлений о компетенциях менеджеров высшей квалификаций высказали следующее утверждение : «здравоохранение испытывает недостаток компетенций у руководителей высших звеньев управления; проводимые реформы здравоохранения не сопровождаются интенсивной подготовкой менеджеров на разных уровнях системы здравоохранения». Для ликвидации этой проблемы, необходима целевая интенсивная подготовка организаторов здравоохранения по потребностям соответствующего уровня исполнения функциональных обязанностей и вновь возникающих потребностей в аспекте опережения объявляемых реформ [6]. Оценки кадрового потенциала отечественной системы управления здравоохранения, обеспечения санэпидблагополучия, санаторно-курортного дела и обязательного медицинского страхования показали, что, примерно, 1500 управленцев центрального уровня и федеральных субъектов (руководители и их заместители) должны обладать компетенциями стратегического управления финансами, кадрами и ресурсами. Еще примерно такому же количеству менеджеров здравоохранения, обеспечения санэпидблагополучия и медицинского страхования более низкого (офисного) уровня (руководители структурных подразделений на центральном и федеральном уровнях) требуются компетенции скорее тактического и оперативного уровня управления финансами, кадрами и ресурсами. Следует подчеркнуть, что Министерство здравоохранения и органы управления здравоохранения федеральных субъектов осуществляют некоторые обучающие функции в ходе различных совещаний и коллегиальных заседаний, но это не восполняет эффект настоящих учебных тренингов. В то же время, эксперты высказали мнение о недостатке компетенций менеджеров на этих двух уровнях управления здравоохранения по коммуникациям, межсекторальному сотрудничеству и по способностям самообучения. Как видно, обозначенная проблема приоритетного восполнения недостатка квалификационных компетенций кадров не является нерешаемой и не требует больших ресурсов : это вопрос своевременных управленческих решений. В России сложились несколько учебных школ, способных выполнить поставленные задачи, в т.ч. в сотрудничестве с зарубежными школами. В проекте решения следует предусмотреть три направления действий: по разработке унифицированной межрегиональной модульной программы; по наделению полномочиями реализации этой программы специально обученному корпусу «тренеров» из школ-вузов в межсубъктной интеграции и пункт по формированию целевых групп слушателей. Выводы и заключение. Обеспечение мероприятий по реформированию и модернизации отечественной системы здравоохранения, медицинского страхования, санаторно – курортного дела и обеспечения санэпидблагополучия компетентными управленческими кадрами является ключевым фактором достижения успешных результатов. В изменчивых условиях развития главная страховка от неопределенности и неудач – это руководители, способные адаптироваться и принимать корректные управленческие решения, но и добиваться их выполнения. Только в этом случае государство и общество могут гарантировать гражданам максимум обеспечения условий для удовлетворения потребностей в качественном медицинском и профилактическом обслуживании и здоровье, достижении социальной защищенности и благосостояния. На современном этапе развития важнейшим компонентом национального богатства страны оказывается не произведенный или природный капитал, а человеческие ресурсы, подготовленные компетентные управленческие кадры становятся основным источником конкурентоспособности и эффективности организаций медико-социальной направленности. Компетенции – это знания, умения и практические навыки работника, интегрированные в способность самостоятельно эффективно и качественно выполнять должностные обязанности с креативным компонентом. Приоритетным направлением развития кадров управления здравоохранением высоких профессиональных компетенций является инновационный компонент в интеграционном подходе. Очевидно, что в рамках инновационного характера подготовки менеджеров высшей квалификации для здравоохранения [6] могут быть созданы возможности для модернизации здравоохранения в интеграции с другими отраслями социально – экономической сферы. Список литературы
References
1 Компетенции (Кича Д.И.) – это знания, умения и практические навыки работника, интегрированные в способность самостоятельно эффективно и качественно выполнять должностные обязанности с креативным компонентом. Просмотров: 18635
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 27.12.2013 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|