О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №1 2014 (35) arrow Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Печать
17.03.2014 г.

А.Ю. Абрамов
Российский университет дружбы народов, Москва

Licensing of activities related to control over narcotic drugs and psychotropic substances
A.Yu. Abramov

Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow

Резюме. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, достаточно обширна. Ею занимаются организации в системе здравоохранения и ветеринарии различных форм собственности, научно-исследовательские институты, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации независимо от формы собственности. Однако, долгое время оборот наркотических средств и психотропных веществ в России не был выделен в вид деятельности, подлежащий лицензированию.

Принятие в 1998 году Федеральных законов “О наркотических средствах и психотропных веществах” и “О лицензировании отдельных видов деятельности” положило начало законодательной регламентации лицензирования деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ. На сегодняшний день в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежит лицензированию один вид деятельности – оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений. Однако, Положением о лицензировании установлено 64 наименования работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Лицензирование видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляет специально уполномоченные органы.

Осуществлять какие-либо действия с наркотическими средствами и психотропными веществами при наличии лицензии предоставляется только юридическим лицам, а наиболее значимые действия - только государственным предприятиям, учреждениям.

Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, отвечающее ряду требований.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, лицензирование деятельности, лицензионное производство, лицензионный контроль, лицензионные требования.

Abstract. Activities related to control over narcotic drugs and psychotropic substances are rather vast and implemented by various organizations of different types of ownership in healthcare and veterinary including research institutes, federal state unitary enterprises, state organizations and other organizations regardless of their ownership.

However, activities related to control over narcotic drugs and psychotropic substances in Russia have not been subject to licensing for a long time.

Adopted in 1998 federal laws “On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances” and “On Licensing of Certain Types of Activity” initiated legislative regulation of licensing of the activities related to control over narcotic drugs and psychotropic substances. Nowadays only cultivation of drug-containing crops is subject to licensing. However, Regulation on licensing lists 64 types of work and services that constitute activities related to control over narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, and cultivation of drug-containing crops.

Licensing of activities related to control over narcotic drugs and psychotropic substances is implemented by special authorities.

The right to conduct activities related to control over narcotic drugs and psychotropic substances is vested in the licensed legal bodies; most important activities can be implemented by state enterprises and organizations only.

Activity related control over narcotic drugs and psychotropic substances could be conducted only by legal bodies that meet certain requirements.

Keywords: narcotic drugs; psychotropic substances; precursors; control over narcotic drugs and psychotropic substances; licensing of activities; licensed production; licensing supervision; licensing requirements.

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, достаточно обширна. Ею занимались и занимаются как исследователи [1,3,5,9], так и практики не только в системе здравоохранения, но в других, самых разнообразных, областях и сферах деятельности [7,20,21].

Проблема лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ многоаспектна; она исследуется как в научном, так и в практическом плане с различных позиций: для выработки комплексной и сбалансированной стратегией по борьбе с наркоманией в России; как механизма государственного регулирования за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, общего законодательства, регламентирующего лицензирование отдельных видов деятельности перечня наименований работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, требований к уполномоченным органам, установлению режима лицензирования и т.д.

Установление режима лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, одновременно соблюдая свободу предпринимательства [4].

В научной литературе лицензирование рассматривается:

Как «особый правовой режим начала и осуществления отдельных видов деятельности, предполагающий государственное подтверждение на её ведение, государственный контроль над ней, возможность ее прекращения по особым основаниям» [13].

А.П. Алёхин и Ю.М. Козлов [2] рассматривают лицензирование как один из видов правовых форм управления. К административно-правовым формам указанные авторы относят внешне выраженное действие исполнительных органов, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определённые юридические последствия.

Ю.Н. Мильшин [10] рассматривает лицензирование как правовой институт, то есть совокупность правовых норм, регулирующих следующие группы отношений:

- отношения, возникающие по поводу создания и организации деятельности лицензирующих органов;

- отношения, возникающие между органами исполнительной власти и лицом, желающим получить, получившим или утратившим лицензию. При этом автор придерживается мнения, согласно которому институт лицензирования рассматривается как комплексный институт, «поскольку включает в себя нормы административного и гражданского права, где наличие лицензии является основанием для возникновения правоспособности и имущественных отношении при осуществлении отдельных видов деятельности» [10].

Предметом института лицензирования можно определить как «правоотношения, опосредующие управляющее воздействие управомоченных органов управления на хозяйствующие субъекты, исходя из публичных интересов государства и личности» [8], т.е. предмет правового регулирования составляет особая группа общественных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия специализированных государственных органов, наделённых особой компетенцией и выступающих от имени государства, с одной стороны и граждан, юридических лиц с другой, для обеспечения прав, законных интересов граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов РФ.

В российском праве понятие лицензирование хозяйственной деятельности появилось в декабре 1990 г., когда были приняты законы “О банковской деятельности” и “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. В последующие три года сформировалось сложное, разноуровневое и достаточно противоречивое правовое регулирование лицензирования хозяйственной деятельности [11].

В 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление “О видах деятельности, которыми предприятия вправе заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий)”. В приложении к постановлению приводился перечень лицензируемых видов деятельности, в котором значились посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические вещества, а так же производство и реализация наркотических веществ [19].

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, достаточно обширна. Ею занимаются организации в системе здравоохранения и ветеринарии различных форм собственности, научно-исследовательские институты, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации независимо от формы собственности.

В дальнейшем в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 492 “О полномочиях органов исполнительной власти краев и областей по лицензированию отдельных видов деятельности” оборот наркотических средств и психотропных веществ не был выделен в вид деятельности, подлежащий лицензированию [19].

Впервые термины “лицензия”, “лицензируемый вид деятельности” в нормативных актах, регулирующих сферу обращения лекарственных средств, появились в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Федеральным законом от 22.07.1993 № 5487-1.

Законодательно установленного определения понятия “лицензирование” не существовало до 1998 г.

В 1998 г. были приняты Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” [17] (далее Закон № 3-ФЗ) и Федеральный закон от 25.09.1998 № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее Закон № 158-ФЗ). Принятие этих законов положило начало законодательной регламентации лицензирования. В них впервые приведены критерии определения лицензируемых видов деятельности, детализированы полномочия Правительства Российской Федерации и лицензирующих органов, утверждены виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Среди критериев, по которым виды деятельности подлежали лицензированию, имелся критерий, связанный с охраной здоровья граждан. В Законе № 158-ФЗ из 215 лицензируемых видов деятельности 29 были связаны с охраной здоровья граждан. Однако надежда на создание эффективной системы лицензирования, возлагаемая на принятый Закон № 158-ФЗ не оправдалась: лицензирование во многих случаях не достигало своей цели, многие нормы, закрепленные в законе, не выполнялись. Не стала исключением и проблема лицензирования деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, поскольку законодательство о лицензировании оставалось несовершенным [12].

В главе 3 Закона № 158-ФЗ были указаны 23 вида деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежащие лицензированию. Однако, сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие Положений о лицензировании указанных выше видов деятельности, практически парализованная система управления медицинскими и аптечными учреждениями – в таких условиях вероятность получения 23 лицензий, необходимых для работы с наркотическими средствами, в учреждениях и организациях здравоохранения заранее была обречена на неудачу. Нормы, предусмотренные указанным федеральным законом, не были реализованы. Закон № 158-ФЗ действовал менее трех лет [6]. В августе 2001 г. был принят Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее Закон № 128-ФЗ), который закрепил правовые основы и принципы данного вида государственного регулирования экономики, установил единые правила лицензирования большинства видов деятельности, создал условия для проведения на всей территории Российской Федерации общегосударственной лицензионной политики на определенные виды деятельности.

С принятием Закона № 128-ФЗ началась планомерная работа по отработке порядка лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Лицензированию в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ подлежали всего два вида деятельности:

- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Законом № 3-ФЗ;

- деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Законом № 3-ФЗ [19].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 № 454 впервые на уровне Правительства Российской Федерации были утверждены:

- Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах”;

- Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

Необходимо отметить, что законодательство, регламентирующее систему лицензирования, динамично развивается и постоянно совершенствуется.

Одной из задач совершенствования лицензионного законодательства является сокращение лицензируемых видов деятельности. Показательна динамика сокращения лицензируемых видов деятельности. Если в Законе № 158-ФЗ было 215 лицензируемых видов деятельности, то в Законе № 128-ФЗ их стало 120, а в принятом 4 мая 2011 г. Федеральном законе № 99-ФЗ [15] (далее Закон № 99-ФЗ) значится 49 видов деятельности, на которые требуется лицензия. Лицензирование сохранено лишь в тех сферах, где это действительно необходимо.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со ст. 12 Закона № 99-ФЗ в Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежит лицензированию один вид деятельности – оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии”.

На сегодняшний день порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" [16].

Согласно данному Постановлению лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I - III и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - перечень), и культивированию наркосодержащих растений, включенных в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 934, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (далее - культивирование наркосодержащих растений).

Деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает работы и услуги согласно приложению к Постановлению № 1085. На сегодняшний день Приложение 1 к Постановлению № 1085 включает 64 наименования работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в части осуществления:

- деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, осуществляемой:

- организациями оптовой торговли лекарственными средствами;

- по 31 декабря 2011 г. включительно - аптеками федеральных организаций здравоохранения;

- с 1 января 2012 г. - аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;

- деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня;

- деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV перечня;

- деятельности по культивированию наркосодержащих растений;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в части осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня (за исключением деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения).

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 28.10.2013) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" [18] (п. 3) также установлено, что деятельность, лицензия на осуществление которой, предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Понятие «лицензирование» и «лицензия» закреплены в ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Итак, лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Представляется, что данные определения полностью применимы и к лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Порядок получения лицензии регламентирован ст. 13 Закона № 99-ФЗ и схематично представляет последовательность осуществления следующих действий.

Шаг 1. Представление заявления соискателем лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также формы уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, утверждаются лицензирующими органами).

Шаг 2. Определение перечня документов, необходимых для получения лицензии

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

- копии документов, перечень которых определяется Положением № 10854 и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

- опись прилагаемых документов.

Согласно п. 7 Постановления № 1085 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган:

а) копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании соответствующих установленным требованиям и необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений оборудования, помещений и земельных участков, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях и земельных участках);

б) копию сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений;

в) копии справок, выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, а также прекурсорам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня, или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;

г) сведения о наличии заключений органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных абзацами третьим и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Закона № 3-ФЗ;

д) копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.

Шаг 3. Представление документов в лицензирующий орган.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Шаг 4. Прием документов соискателя лицензии. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований и (или) документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Шаг 5. Рассмотрение заявления соискателя лицензии и прилагаемых к заявлению документов лицензирующим органом

В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона № 99-ФЗ, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям ч. 1 и (или) 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ, о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В случаях, предусмотренных ч. 8 и 9 ст. 13 Закона № 99-ФЗ, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи.

В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

Шаг 6. Принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном ст. 19 Закона № 99-ФЗ, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату лицензия или соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии.

Основания для принятия решения об отказе в предоставлении лицензии установлены ст. 14 Закона № 99-ФЗ:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.

Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [14], с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и включает в себя проверку лицензиата при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений на соответствие 26-ти лицензионным требованиям, установленным п.5 Постановления № 1085.

Таким образом, особенности лицензирования деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров заключаются в следующем:

- лицензирование видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляет специально уполномоченные органы - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- право осуществлять какие-либо действия с наркотическими средствами и психотропными веществами при наличии лицензии предоставляется только юридическим лицам, а наиболее значимые действия - только государственным предприятиям, учреждениям.

- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, отвечающее ряду требований: состав руководителей юридического лица должен входить специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку; юридическим лицом должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ, а также обеспечения безопасности такой деятельности; юридическое лицо должно получить специальное разрешение и т.д.

Список литературы

  1. Абрамов А.Ю., Косолапова Н.В. Медико-социальные и правовые аспекты оборота наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации. Кубанский научный медицинский вестник 2013;140(5):13-16.
  2. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. I. Сущность и основные институты административного права. Москва. 1995.
  3. Барбашин И.В. О распространении наркотиков в России и мерах их профилактики и борьбе с наркоугрозой. Аналитический вестник Совета Федерации РФ 2005;(34):9.
  4. Дмитрикова Е.А. Лицензирование в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Ученые записки Санкт-Петербургского университета им. В.Б. Бобкова 2005;23(1):11.
  5. Запорожченко В.Г. Героин: исторический обзор. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2000;3(6):31-36.
  6. Зарипова М.Р. Лицензирование деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение 2010; (7):70–75.
  7. Кирсанов А.И. Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности России: политологический анализ: автореф. дис … д-ра политологических наук. Москва. 2010. 57 с.
  8. Кудашкин В.В. Правовые аспекты института лицензирования хозяйственной деятельности. Журнал российского права 1999;(l):131.
  9. Кузнецов И.Н., Купрейчик С.К., составители. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: Справочник. Минск: Новое знание; 2001.
  10. Мильшин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 1999. 18 с.
  11. Николаева Н.М. Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Фармация 2005;(1):5–6.
  12. Николаева Н.М. Наркотические средства и психотропные вещества: новое в законодательстве о лицензировании деятельности. Новая аптека 2007;(2):23–29.
  13. Олейник О.П. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности. Закон 1994;(6):16.
  14. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Собрание законодательства РФ 2008.12.29, №52 (ч. 1), ст. 6249.
  15. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Собрание законодательства РФ, 2011.05.09. №19, ст. 2716.
  16. О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений"): Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 (ред. от 04.09.2012). Собрание законодательства РФ 2012.01.02. №1, ст. 130.
  17. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013). Собрание законодательства РФ 1998.01.12; №2, ст. 219.
  18. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление Правительства РФ от 21.11.2011; №957 (ред. от 28.10.2013). Собрание законодательства РФ 2011.11.28, №48, ст. 6931.
  19. Падалкин В.П., Николаева Н.М., Абрамов А.Ю. Ведение деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ. Москва: Издательский дом "Международный центр финансово-экономического развития". 2011.
  20. Реутская Л.А., Пышнин Т.И. Международный контроль за оборотом наркотических средств психотропных веществ. Рецепт 2002;(3):37-39.
  21. Шевченко В.Г. Национальная безопасность России в XXI веке. Москва: ГОУ ВПО МГУЛ; 2005.

References

  1. Abramov A.Ju., Kosolapova N.V. Health, social and legal aspects of drugs trafficking controlled in the Russian Federation. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik 2013;140(5):13-16. (In Russia).
  2. Alehin A.P., Kozlov Ju.M. The Administrative Laws of the Russian Federation. Part 1. The essence and basic institutions of the administrative law. Moscow. 1995. (In Russia).
  3. Barbashin I.V. On drug prevalence in Russia, preventive measures and drug control. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii RF 2005;(34):9. (In Russia).
  4. Dmitrikova E.A Licensing in the mechanism of the state regulation of foreign economic activity. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta im. V.B. Bobkova 2005;23(1):11. (In Russia).
  5. Zaporozhchenko V.G. Heroin: a historical review. Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2000;3(6):31-36. (In Russia).
  6. Zaripova M.R. Licensing of activity related with trafficking of drug precursors and psychotropic substances. Byudzhetnye uchrezhdeniya zdravookhraneniya: buhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie 2010; (7):70–75. (In Russia).
  7. Kirsanov A.I. Combating drug trafficking and drug abuse in the national security system of Russia: political analysis: [thesis]. Moscow. 2010. 57 p.
  8. Kudashkin V.V. Legal aspects of institution for licensing of economical activity. Zhurnal rossiyskogo prava 1999;(l):131. (In Russia).
  9. Kuznetsov I.N., Kupreychik S.K., compilers. Drugs: social, health, and legal aspects: Manual. Minsk: Novoe znanie; 2001. (In Russia).
  10. Mil'shin Ju.N. Licensing as an administrative and legal institution. Cand. Sci. Law [thesis]. Saratov. 1999. 18 p. (In Russia).
  11. Nikolaeva N.M. Licensing of activity related with trafficking of drugs and psychotropic substances. Farmatsiya 2005;(1):5–6. (In Russia).
  12. Nikolaeva N.M. Drugs and psychotropic substances: new items in legislation on licensing of activity. Novaya apteka 2007;(2):23–29. (In Russia).
  13. Oleynik O.P. Legal basis in economic activity licensing. Zakon 1994;(6):16. (In Russia).
  14. On protecting the rights of legal entities and individual entrepreneurs in providing the state control (supervision) and municipal control: the Federal Law of 2008 December 26 № 294-FZ (ed.2013 December 28). Collection of Laws of the RF 2008.12.29, №52 (Part 1), Art. 6249. (In Russia).
  15. On licensing certain types of activity: the Federal Law of 2011 May 04 № 99-FZ (ed. 2013 July 02). Collection of Laws of the RF, 2011.05.09, №19, Art. 2716. (In Russia).
  16. On licensing activity in trafficking of drugs, psychotropic substances and their precursors, cultivating narcotic plants (in addition to “Regulation of licensing activity in trafficking drugs, psychotropic substances and their precursors, cultivating narcotic plants”): Regulation of the Government of the RF of 2011 December 22 № 1085 (ed. 2012 September 04). Collection of Laws of the RF 2012.01.02. №1, Art. 130. (In Russia).
  17. On drugs and psychotropic substances: the Federal Law of 1998 January 08 № 3-FZ (ed. 2013 November 25.11.2013). Collection of Laws of the RF 1998.01.12; №2, Art. 219. (In Russia).
  18. On organization of licensing certain types of activity: Regulation of the Government of the RF of 2011 November 21; №957 (ed. 2013 October 28). Collection of Laws of the RF 2011.11.28, №48, Art. 6931. (In Russia).
  19. Padalkin V.P., Nikolaeva N.M., Abramov A.Ju. Activity related with trafficking of drugs, psychotropic substances, their precursors, and potent and poisonous substances. Moscow: Izdatel'skiy dom "Mezhdunarodnyy tscentr finansovo-ekonomicheskogo razvitiya". 2011. (In Russia).
  20. Reutskaya L.A., Pyshnin T.I. International control over trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances. Retsept 2002;(3):37-39. (In Russia).
  21. Shevchenko V.G. National security of Russia in XXI century. Moscow: MGUL; 2005. (In Russia).

Просмотров: 10634

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 17.03.2014 г. )
« Пред.
home contact search contact search