Оценка экономических потерь вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области за 2002-2012 гг. |
27.05.2014 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.К. Гусева, С.В. Герман
Assessment of economic loss due to adult disability in the Nizhny Novgorod region in 2002-2012 Резюме. Потери здоровья населения, помимо гуманитарного, имеют и чисто экономический аспект. Масштаб экономических потерь вследствие инвалидности необходимо учитывать при планировании и оценке эффективности реализации государственных программ, направленных на улучшение экономического и социального благополучия граждан с ограниченными возможностями здоровья и населения в целом, как на региональном, так и на федеральном уровне. Цель работы – рассчитать и оценить экономические потери от инвалидности взрослого населения Нижегородской области за 2002-2012 гг. Материалы и методы. Впервые рассчитаны и оценены экономические потери от инвалидности взрослого населения Нижегородской области за 2002-2012гг. с использованием «Методологии расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения», утвержденной Приказом Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минфина России, Росстата от 10 апреля 2012 г. N 192/323н/45н/113. Авторы выражают благодарность Отделению Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области и Министерству экономики Нижегородской области за информационную поддержку и содействие в сборе статистического материала для исследования. Результаты. За 2008-2012 гг. численность населения Нижегородской области, занятого в экономике, уменьшилась на 3,46%. В сложившейся ситуации, при нарастании дефицита трудовых ресурсов, инвалиды расцениваются как существенный трудовой резерв. За 2002-2012 гг. объем недопроизведенного валового регионального продукта вследствие инвалидности взрослого населения увеличился в 4,38 раза, расходы на выплату пенсий по инвалидности увеличились в 5,28 раза. Общий ущерб от инвалидности взрослого населения составил более 15% от объема валового регионального продукта. Выводы. Около 90% всех экономических потерь от инвалидности взрослого населения Нижегородской области обусловлено тяжелой инвалидностью – I и II групп. Увеличение «вклада» инвалидов III группы в рост экономических потерь вследствие инвалидности на фоне увеличения численности этого контингента может свидетельствовать, в том числе, и о недостаточной эффективности мероприятий профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья на региональном уровне. Область применения результатов исследования. Результаты могут быть использованы при разработке федеральных и региональных программ социального развития, при планировании мероприятий по профилактике инвалидности и повышению эффективности реабилитационных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: инвалидность населения; экономические потери; оценка ущерба; пенсии по инвалидности; валовый региональный продукт. Summary. Besides its humanitarian aspect health loss has an economic one as well. The scale of economic losses due to disability should be taken into account while planning and monitoring implementation efficiency of the state programs aimed at improving social and economic well-being of differently-abled people and population in general both at the regional and federal levels. The aim of the study was to estimate economic losses due to adult disability in the Nizhni Novgorod region in 2002-2012. Methods and data. For the first time ever the economic losses due to adult disability were estimated and evaluated in the Nizhni Novgorod region for 2002-2012 using “Methods for estimating economic losses due to mortality, morbidity and disability” approved by the Order of The Ministry of Economic Development, Ministry of Health and Social Development, Ministry of Finance, and the Federal State Statistics Service as of 10.04.2012 N192/323н/45н/113. The authors extend their gratitude to the Nizhni Novgorod Division of the Pension Fund of the Russian Federation and the Ministry of Economics of the Nizhni Novgorod region for information support and assistance in collecting the required research data. Results. In 2008-2012, business population of the Nizhni Novgorod region reduced by 3.46%. In this situation, against the background of increased workforce deficit, the differently-abled people are considered as an important labor reserve. In 2002-2012, the under-produced gross regional product due to adult disability increased by 4.38 times, while expenditures for disability pension increased by 5.28 times. The overall damage due to adult disability accounted for more than 15% of the gross regional product. Conclusions. About 90% of the total economic losses due to adult disability in the Nizhni Novgorod region were accounted for by the severe disability – I and II groups. The increased share of the III group in the structure of economic losses due to disability coupled with the growing number of this cohort suggests, among other things, low effectiveness of activities aimed at professional rehabilitation of the differently-abled people at a regional level. Scope of application. The obtained results can be used to develop federal and regional programs of social development, to plan activities aimed at disability prevention and improved rehabilitation of the differently-abled people. Keywords: population disability; economic losses; damage assessment; disability pension; gross regional product. Введение. Потери здоровья населения вследствие инвалидности, помимо гуманитарного, имеют и чисто экономический аспект, связанный со снижением количества произведенной продукции, дезорганизацией производства, расходами на медицинское обслуживание, оплатой социальных пособий и пенсий по инвалидности, содержанием интернатов и домов инвалидов и т.д. [17]. Необходимость экономических оценок медико-демографической ситуации и ее динамики обусловлена использованием этих оценок для определения конечной результативности общественного воспроизводства, а также экономической эффективности различных программ по развитию социальной сферы [2, 11, 20]. С экономической точки зрения, каждый случай инвалидности приводит к денежным затратам государства и самих граждан [1, 3, 7, 9, 12, 21, 22]. Для расчета экономических потерь вследствие инвалидности населения оценивают [1, 5,9]: а) прямые затраты: - расходы на медицинские мероприятия (финансирование обслуживания инвалидов в медицинских организациях, в первую очередь – в поликлиниках; затраты на стационарное лечение; расходы на лекарственное обеспечение; на дополнительные методы исследования и профилактические осмотры; на высокотехнологичную медицинскую помощь; вызовы скорой медицинской помощи и т.п.); - затраты на социальное обеспечение инвалидов (пенсии по инвалидности и другие социальные пособия и выплаты); - затраты на обеспечение доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья; б) экономический ущерб, обусловленный потерями валового внутреннего продукта (ВВП), не произведенного в связи с утратой трудоспособности. Приказом Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минфина России, Росстата от 10 апреля 2012 г. N 192/323н/45н/113 утверждена «Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» (далее – «Методология») [8]. Работ, посвященных оценке экономических потерь вследствие инвалидности взрослого населения на региональном уровне с использованием указанной «Методологии», до настоящего времени в доступной литературе не встречалось. Практическая значимость исследования состоит в том, что оценки экономического ущерба от инвалидизации населения могут быть использованы при формировании инвестиционной политики в социальной сфере и в здравоохранении, в качестве экономического обоснования при разработке федеральных и региональных программ социального развития, для определения экономической отдачи от повышения уровня здоровья населения России и ее регионов; при планировании стратегии экспертно-реабилитационной работы в медицинских организациях, бюро медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждениях. Всё вышесказанное обуславливает актуальность и цель работы. Цель работы - рассчитать и оценить экономические потери от инвалидизации взрослого населения Нижегородской области за 2002-2012гг. Материалы и методы В соответствии с «Методологией», экономические потери от инвалидизации населения рассматриваются как потери, связанные с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за выбытия человека из трудовой деятельности вследствие инвалидности. При расчете недопроизведенного валового внутреннего продукта (ВВП) считается, что выбывший из трудовой деятельности человек, относящийся к определенной группе, работал бы так же, как среднестатистический представитель данной группы, продолжающий осуществлять трудовую деятельность. Экономические потери от инвалидизации населения рассчитываются по количеству лиц, являющихся инвалидами в отчетном году (году, за который производится расчет соответствующих потерь). При этом экономические потери от инвалидизации населения рассчитываются как сумма упущенной выгоды в производстве ВВП (объем недопроизведенного ВВП) из-за выбытия в связи с инвалидностью человека из сферы производства за отчетный год. При расчете экономических потерь от инвалидизации населения учитывается общая численность инвалидов в отчетном году независимо от года установления инвалидности. Экономические потери от инвалидизации населения рассчитываются как разница между объемом ВВП, который мог бы быть создан гражданами, ставшими инвалидами, и объемом ВВП, созданным работающими инвалидами, с учетом уровня занятости инвалидов соответствующей группы, а также сокращенной продолжительности рабочего времени и увеличенной продолжительности отпуска инвалидов. При этом в качестве условий расчета потерь используются данные об объеме ВВП; о численности лиц, занятых в общественном производстве; о численности населения; об уровне занятости соответствующих групп населения. Численность инвалидов, включая численность занятых инвалидов, в том числе с учетом дифференцирующих факторов, берутся за год, за который производится расчет экономических потерь от инвалидизации. «Методология» определяет правила осуществления расчета экономических потерь от инвалидизации населения на основе данных официального статистического учёта, в разрезе половозрастных групп, классов болезней, групп инвалидности (Формула 1): , (1) где:
УВИx,s,g - упущенная выгода в производстве ВВП (объем недопроизведенного ВВП) в результате инвалидности лиц в возрасте (x) пола (s) группы инвалидности (g) в Российской Федерации; Выполнение расчетов предполагает учет нескольких дифференцирующих признаков (возраста, пола, групп инвалидности, участия в общественном производстве), однако современные официальные формы государственного статистического наблюдения («7-собес», «94 (ПЕНСИИ)») не предполагают обязательного персонифицированного учета инвалидов с учетом возраста и пола, а метаанализ этих данных за длительный период времени представляется весьма трудоемким процессом. В соответствии с целью настоящего исследования, было решено выполнить расчет агрегированных экономических потерь вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области с учетом групп инвалидности и занятости в общественном производстве, без детализации по возрасту и полу. Разработчики «Методологии» определили, что экономические потери рассчитываются, начиная с итогов за 2006 год. Однако в начале XXI века в России произошли существенные изменения концепции инвалидности, методики установления инвалидности, методологии и организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года. В соответствии с концептуальными положениями данного международного документа, в Российской Федерации в настоящее время происходит организационное и институциональное совершенствование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, эффективность которой является важным фактором, позволяющим инвалидам активно интегрироваться в общество [4, 6, 18, 19]. Поэтому, по нашему мнению, проведение оценки экономических потерь вследствие инвалидности населения за более длительный период времени представляет значительный научно-практический интерес. Сроки наблюдения 2002-2012гг. обусловлены особенностями организации государственного статистического наблюдения за численностью инвалидов. До настоящего времени практически единственным источником информации о численности контингента инвалидов на региональном уровне являются официальные данные статистической отчетности Отделения Пенсионного фонда РФ по субъекту РФ. В начале XXI века требования к организации статистического наблюдения Пенсионным фондом России за численностью пенсионеров и суммами назначенных им пенсий менялись неоднократно. Современная редакция формы «№ 94 (ПЕНСИИ)» была введена в действие с отчета за 2002г. (с последующими изменениями в 2007 и 2010гг.), поэтому с целью обеспечения единообразия первичных статистических данных для расчетов экономических потерь вследствие инвалидизации населения и было решено провести анализ с использованием сведений формы «№ 94 (ПЕНСИИ)» за 2002-2012гг. Также следует отметить, что «Методология» не предусматривает при расчете экономических потерь вследствие инвалидности учитывать прямые затраты - расходы на медицинские мероприятия, социальное обеспечение инвалидов, затраты на обеспечение доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описанные выше особенности «Методологии» в определенной степени ограничивают её практическое применение. По нашему мнению, данную методику можно считать условно валидной. В связи с этим мы посчитали целесообразным использовать рекомендуемые Методологией формулы расчетов в авторской модификации. Во-первых, для расчета агрегированных экономических потерь от инвалидизации взрослого населения на региональном уровне мы в качестве исходных данных брали общую численность контингента жителей Нижегородской области в возрасте 18 лет и старше (без детализации по возрасту и полу), признанных в установленном порядке инвалидами I, II и III группы, и состоящими на учете в Отделении Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области на 31 декабря отчетного года (в 2002-2006гг.) либо на 01 января года, следующего за отчетным (в 2007-2012гг., в соответствии с правилами заполнения формы «94 (ПЕНСИИ)»). Во-вторых, при расчете экономических потерь учитывали также размер назначенных пенсий по инвалидности (по данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области). Иные прямые потери не учитывались из-за отсутствия в доступных источниках точных данных (например, о суммарных затратах на медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, реабилитацию инвалидов и т.д.). Возможно, в перспективе организация персонифицированного статистического учета инвалидов, с проведением медико-экономического анализа эффективности реализации их экспертно-реабилитационных маршрутов, позволит более точно оценивать экономические потери вследствие инвалидности населения на региональном и федеральном уровне, что существенно повысит практическую ценность метода. В контексте настоящего исследования экономические потери вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области оценивались как суммарный ущерб от недопроизведенного ВРП и выплат пенсий по инвалидности (Формула 2): ЭкПg = УВИg + ПИg, (2) где
ЭкПg – экономические потери вследствие инвалидности взрослого населения группы инвалидности (g); Расчет объема недопроизведенного ВРП (УВИg) выполняли по формуле (3): УВИg = ВРП / ЧЗ х (ЧИg х ЧЗ / ЧН - ЧЗИg х Кg), (3) где
УВИg - упущенная выгода в производстве ВРП (объем недопроизведенного ВРП) в результате инвалидности группы инвалидности (g) взрослого населения Нижегородской области; Источником информации послужили официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [10], Министерства экономики Нижегородской области [16], Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Медицинский информационно-аналитический центр» за 2002-2012гг. [13, 14, 15] (Табл. 1). Статистическая и графическая обработка данных выполнена с использованием ресурсов «Microsoft office 2007» и программы «STATISTICA 6.1.». Результаты Численность граждан, признанных в установленном порядке инвалидами и состоящих на учете в Отделении Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области на конец отчетного года, составила в среднем за 2002-2012гг. 353763±14259 человек, минимум в 2002г. – 334275 человек, максимум в 2006г. – 379196 человек. В свете современного международного подхода к проблеме инвалидности, лица с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются не как больные, нуждающиеся в лечении и опеке, а как люди, имеющие равные права на участие в общественной и экономической жизни наравне с другими членами общества [4, 6, 19]. За 2002-2012гг. численность взрослого населения Нижегородской области уменьшилась на 5,12%; за последние 5 лет численность населения, занятого в экономике, уменьшилась на 3,46% (Табл. 1). В сложившейся демографической ситуации, которая характеризуется нарастанием дефицита трудовых ресурсов, инвалиды расцениваются как существенный трудовой резерв. В настоящее время при формировании индивидуальной программы реабилитации всем инвалидам II и III групп, а в некоторых случаях – и I группы, с учетом их трудового потенциала, разрабатываются трудовые рекомендации. Удельный вес работающих инвалидов в течение исследуемого периода увеличился в 2,3 раза и составил в среднем 10,74±2,32% (Рис. 1).
Таблица 1 Исходные показатели для расчета экономических потерь вследствие инвалидизации взрослого населения Нижегородской области за 2002-2012гг.
Таблица 2 Динамика экономических потерь вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области за 2002-2012гг.
При этом число работающих инвалидов I группы увеличилось в 1,6 раза, II группы – в 3,3 раза, III группы – в 1,9 раза (Табл. 2). В течение исследуемого периода среди работающих инвалидов доля инвалидов I группы уменьшилась в 1,48 раза и составила в среднем 4,09±0,35%, II группы – увеличилась в 1,43 раза и составила 38,69±3,62%, III группы – уменьшилась на 15,74% и составила 57,22±3,49% (Рис. 2).
Динамика уровня и структуры инвалидности населения оказывает существенное влияние на величину экономического ущерба. Известно, что в структуре инвалидности вследствие всех болезней преобладают инвалиды II группы (Табл. 1). С учетом уточняющих (поправочных) коэффициентов, предусмотренных «Методологией», рассчитано, что доля недопроизведенного ВРП из-за инвалидности I группы составила в среднем 10,91±0,21%, II группы – 79,74%, III группы – 9,35%. Таким образом, недопроизводство ВРП обусловлено главным образом (более, чем на 90%) инвалидностью тяжелых (I и II) групп. «Вклад» инвалидности III группы в экономический ущерб из-за недопроизведенного ВРП увеличился за 2002-2012гг. в 3 раза (Рис. 3).
Это можно объяснить увеличением удельного веса инвалидов III группы в общей структуре инвалидности (в 2,12 раза), а также относительно низким уровнем их трудоустройства. Следует также заметить, что в течение исследуемого периода наблюдается тенденция к уменьшению тяжести инвалидности взрослого населения Нижегородской области. Например, в 2002 году соотношение удельного веса тяжёлых групп инвалидности (первой и второй) к удельному весу инвалидов III группы было 8:1, а в 2012 году - 3:1. Это может свидетельствовать о повышении трудового потенциала контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья на региональном уровне. Однако увеличение числа инвалидов III группы требует проведения соответствующих мероприятий по их рациональному трудоустройству. В 2007-2012гг. наблюдалось ежегодное уменьшение численности контингента инвалидов, состоящих на учете в Пенсионном фонде Нижегородской области, темп убыли 2012/2006гг. составил 11,8%; однако за этот же период объем непроизведенного ВРП за год вследствие инвалидности взрослого населения увеличился в 1,78 раза. В целом за 2002-2012гг. объем недопроизведенного ВРП вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области увеличился в 4,38 раза. Отчасти это связано с тем, что объем ВРП, произведенный одним человеком, занятым в экономике, увеличился за тот же период в 4,78 раза. В 2012г. объем недопроизведенного ВРП вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области составил около 79,5 млрд рублей (Табл. 2). По данным Пенсионного фонда Нижегородской области, расходы на выплату пенсий по инвалидности увеличились в течение исследуемого периода в 5,28 раза. Средний размер назначенных пенсий по инвалидности гражданам, признанным инвалидами I группы, увеличился в 5,3 раза, II группы – в 5,1 раза, III группы – в 16,2 раза (Табл. 2). Общие экономические потери в контексте данного исследования рассчитаны как сумма объема недопроизведенного ВРП и назначенных пенсий по инвалидности. Ущерб от инвалидности оценен в 2002г. в сумме 24,5 млрд рублей, в 2012г. – 116,5 млрд рублей. Таким образом, за 2002-2012гг. экономические потери от инвалидности взрослого населения Нижегородской области возросли в 4,76 раза. Экономический ущерб вследствие инвалидности I группы составил в среднем 11,13±0,24% от общей суммы экономических потерь, II группы – 78,65±2,96%, III группы - 10,22±3,13%. Таким образом, около 90% всех экономических потерь обусловлено тяжелой инвалидностью – I и II групп. По среднемноголетним значениям за 2002-2012гг., отношение величины недопроизведенного валового регионального продукта вследствие инвалидности взрослого населения Нижегородской области к объему произведенного ВРП составила 10,85±0,54%; сумма назначенных пенсий по инвалидности составила 4,00±0,51% от произведенного ВРП; рассчитанные экономические потери вследствие инвалидности взрослого населения (сумма объема недопроизведенного ВРП и размера назначенных пенсий по инвалидности) составили 14,85±0,52% ВРП (Рис. 4). Следует понимать, что полученные данные носят ориентировочный характер. Реальные экономические потери вследствие инвалидности населения значительно больше, так как «Методология» предполагает только анализ ущерба вследствие недопроизведенного ВРП. Мы в своих расчетах учли также один из видов прямых затрат – выплаты пенсий по инвалидности. Однако в формирование экономических потерь вследствие инвалидности населения влияют также расходы на проведение медицинских и реабилитационных мероприятий для инвалидов, выплаты различных социальных пособий, реализацию льгот и компенсаций инвалидам, затраты на обеспечение доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.
Значительный экономический ущерб от инвалидизации населения обуславливает необходимость дальнейшей разработки мероприятий по профилактике инвалидности, а также поиска путей повышения эффективности реабилитационных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью уменьшения тяжести инвалидности и реинтеграции их в общественную жизнь. Достичь этих целей можно путем оптимизации межведомственного взаимодействия всех социальных партнеров в сфере охраны здоровья и социальной защиты населения, как на региональном, так и на федеральном уровне. Выводы
Список литературы
References
Просмотров: 20807
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 30.05.2014 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|