О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная
Проблематика инновационно-ориентированного развития сферы здравоохранения Печать
27.05.2014 г.

Е.В. Рожкова
Ульяновский государственный университет

Problems of innovation-oriented development of the healthcare sector
E.V. Rozhkova

Ulyanovsk State University

Резюме: Широко используемые в последние годы понятия «экономика знаний», «инновационная экономика» означают, что в этом типе экономики основным фактором роста является масштабное использование новых знаний в практической деятельности. Особую актуальность данный вопрос представляет для субъектов сферы здравоохранения, как одного из наиболее обширных и социально значимых секторов экономики. Возрастающая конкуренция, свойственная складывающемуся в России рынку медицинских услуг, является значимым стимулом к изменениям в управлении медицинскими учреждениями, имеющим целью разработку новых методов и форм работы организаций, корректировку системы взаимоотношений с изменившейся внешней средой, разработку и освоение инновационных медицинских услуг.

Соответственно, требуется формирование научно обоснованных подходов к управлению инновационным развитием медицинских учреждений, что явилось предметом данного исследования.

В этой связи целью данного исследования стало выявление проблем обеспечения инновационно-ориентированного развития сферы здравоохранения в современных условиях. При реализации поставленной цели использовались методы наблюдения и сравнения, экспертных оценок, системного и статистического анализа.

Выводы исследования: выявлено, что основными проблемами в обеспечении инновационно-ориентированного развития сферы здравоохранения являются: низкая готовность медицинских организаций к внедрению инновационных медицинских услуг; слабость коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры; ограниченность методического обеспечения процедуры оценки качества услуг; отсутствие мониторинга инновационного потенциала медицинских организаций и результативности внедрения ими инновационных услуг.

Область применения результатов: данные выводы необходимо учитывать при разработке и реализации решений по развитию медицинских организаций и сферы здравоохранения в целом.

Ключевые слова: Инновационная медицинская услуга; инновационно-ориентированное развитие здравоохранения; проблемы инновационного развития медицинских организаций.

Summary: Widely used in recent years concepts of "knowledge economy" and "innovative economy" mean that the large-scale use of new knowledge in practice is the leading growth factor in this economy. This issue is of particular relevance to the health sector, as one of the most widespread and socially significant sectors of the economy.

Increased competition as a characteristic of the emerging market of medical services in Russia, is a significant incentive to changes in the management of medical institutions, aimed at developing new methods and forms of work organizations, adjusting relations to the changing external environment, and designing and implementing innovative health services.

Therefore, development of evidence-based approaches to manage innovative development of medical institutions is required; this is the subject of the study.

In this context, the aim of this study was to identify problems of innovation-oriented development in the health sector. Methods included objective observation and comparison, peer reviews, and statistical analysis.

Conclusions of the study include the following: main problems related to the innovation-oriented development of the health sector are: low ability of health organizations to implement innovative health services; insufficient communication with stakeholders of innovation infrastructure; limited methodology for quality assessment of services provided; lack of monitoring of the innovative capacity of health care organizations and effect of innovative services implementation.

Scope of application: these conclusions should be taken into account while elaborating and implementing decisions on development of medical organizations and healthcare in general.

Keywords: Innovative medical service; innovation-oriented development of health; problems of innovative development of medical organizations.

В современных условиях перспективы развития сферы здравоохранения неразрывно связаны с инновационными процессами, призванными обеспечить доступность медицинской помощи, высокое качество медицинских услуг на основе практической реализации достижений науки в деятельности учреждений здравоохранения.

По сути, необходимо формировать инновационно-ориентированный подход к развитию здравоохранения, в рамках которого обеспечиваются условия для существенного увеличения доли инновационных медицинских услуг. Инновационные медицинские услуги – это услуги, обладающие объективной новизной (формирующие новые рынки), оказание которых осуществляется с использованием продуктовых и (или) технологических инноваций.

Однако нельзя не отметить, что в настоящее время, во-первых, здравоохранение в России характеризуется относительно невысоким уровнем финансовых вложений по сравнению с развитыми странами, а во-вторых, существующие финансовые ресурсы расходуются нерационально.

Всемирная организация здравоохранения в 2000 году провела анализ показателей результативности систем здравоохранения ряда стран (таблица 1), согласно которому Россия отстает от развитых стран не только по объему финансирования, но и по конечным показателям результативности всей системы здравоохранения.

Таблица 1

Ранжирование стран по показателям расходов и результатов деятельности систем здравоохранения (ранги от 1 до 191) [33, с.152-155]

Страна Размер расходов на здравоохранение (на одного жителя, по ППС долл. США) Относительные показатели результативности здравоохранения
Показатели здоровья населения Интегральный показатель деятельности системы здравоохранения
США 1 72 37
Швейцария 2 26 20
Германия 3 41 25
Франция 4 4 1
Италия 11 3 2
Япония 13 9 10
Великобритания 26 24 18
Чехия 40 81 48
Польша 58 89 50
Эстония 60 115 77
Литва 71 93 73
Россия 75 127 130

Таким образом, проблема эффективного использования ресурсов в системе здравоохранения является крайне острой, и актуализирует необходимость разработки и внедрения инновационных решений в данной сфере.

В этой связи, на основе анализа современных исследований, посвященным вопросам развития здравоохранения в РФ, конкретизируем проблемы, препятствующие инновационно-ориентированному развитию данной сферы.

Важной проблемой является низкая готовность медицинских организаций к внедрению инновационных медицинских услуг.

На наш взгляд, эта проблема вызвана несколькими причинами.

Во-первых, высокий уровень износа основных производственных фондов ряда медицинских организаций, в первую очередь – учреждений системы Министерства здравоохранения. Более трети учреждений находятся в техническом состоянии, требующем серьезных дополнительных вложений, и эта доля организаций за последние 15 лет существенно не уменьшилась, несмотря на определенное снижение общего количества зданий (таблица 2).

Таблица 2

Техническое состояние и благоустройство лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в системе Минздравсоцразвтия [4, с.141]

  1995 2001 2003 2009 2010
  Больничные учреждения и стационары
Всего зданий, тыс. 27,0 24,8 23,8 17,2 18,8
из них по техническому состоянию, %:          
находятся в аварийном состоянии 5,2 3,4 3,3 2,3 2,0
требуют реконструкции 7,7 6,1 6,4 6,2 5,9
требуют капитального ремонта 31,9 29,6 28,5 27,7 32,9
Удельный вес числа зданий (в %), в которых отсутствуют:          
водопровод 13,2 10,8 8,8 7,8 6,0
горячее водоснабжение 39,5 35,5 33,1 23,7 24,9
центральное отопление 14,7 10,1 9,6 7,6 9,5
канализация 18,7 13,2 12,2 7,7 8,3
телефонная связь 10,5 9,9 7,7 6,1 5,8
  Амбулаторно-поликлинические учреждения
Всего зданий, тыс. 19,7 19,9 20,0 19,1 19,2
из них по техническому состоянию, %:          
находятся в аварийном состоянии 3,6 2,0 1,6 1,1 1,2
требуют реконструкции 5,5 4,8 4,8 3,5 3,4
требуют капитального ремонта 27,4 25,0 24,0 22,7 25,7
Удельный вес числа зданий (в %), в которых отсутствуют:          
водопровод 15,9 13,1 13,8 8,3 6,6
горячее водоснабжение 44,1 42,9 42,3 32,8 31,8
центральное отопление 16,3 14,3 14,4 10,6 10,3
канализация 22,6 18,2 17,9 10,7 9,3
телефонная связь 9,0 8,7 9,8 7,0 5,8

Высокий уровень износа основных фондов исследователи считают одним из основных рисков развития отечественной системы здравоохранения. [11]

Безусловно, позитивной тенденцией являются мероприятия, реализуемые в рамках национального проекта «Здоровье». Так, за период с 2007 по 2011 год по трем важнейшим направлениям Проекта были осуществлены масштабные вложения и мероприятия.

В рамках мероприятий по совершенствованию медицинской помощи от сердечно-сосудистых заболеваний были открыты 54 региональных сосудистых центра и 145 первичных сосудистых отделений, оснащенных по современных порядкам и стандартам. На реализацию данной программы было выделено более 15 млрд.руб. из федерального бюджета. В рамках Национальной онкологической программы объем субсидий из федерального бюджета регионам составил более 15 млрд.руб., мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями реализуют 32 региона РФ. В рамках совершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях создано и оснащено медицинским оборудованием 302 травмоцентра трех уровней (в зависимости от тяжести травм), закуплено 511 реанимобилей. На эти цели было выделено средств федерального бюджета в размере 11 млрд. руб. [13]

Вместе с тем, налицо и проблемы в реализации программ модернизации здравоохранения. Как отмечает Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья С. Калашников, по состоянию на 1 декабря 2011 года наблюдается существенное отставание фактически произведенных работ от планируемых их объемов:

  • - по завершению строительства объектов: план – 117, факт – 54;
  • - по ремонту учреждений: план – 3,9 тыс. ед., факт – 2,1 тыс.;
  • - приобретение оборудования: план – 190 тыс.ед., факт – 8,5 тыс. [7]

Подобная проблема отмечалась и ранее. Так, в 2007 году, по данным Росздравнадзора, простаивало более 3,2 тыс.единиц поставленных в 2006-2007 году техники и оборудования (5,8 % от их общего числа) на общую сумму около 1,5 млрд. руб. (4% от величины расходов на эти цели Национального проекта «Здоровье»).[31, с.3-7] Низкая эффективность освоения выделяемых объемов финансирования вызывает особую тревожность в связи с планируемым сокращением финансирования здравоохранения из федерального бюджета. Как отметил в своем докладе на Втором Российском экономическом конгрессе С.В.Шишкин, самой актуальный вызов системе здравоохранения - это новая бюджетная политика на 2013-2015 гг., которая предусматривает сокращение федерального финансирования здравоохранения к 2015 году в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом. Соответствующая нагрузка будет перенесена на систему обязательного медицинского страхования и на бюджеты субъектов РФ. [29]

Еще одна крайне актуальная проблема современной системы здравоохранения – ее кадровый потенциал.

С одной стороны, статистика свидетельствует о росте численности работников системы здравоохранения за последние годы (таблица3).

Таблица 3

Численность медицинских кадров в России [19, с.270]

Годы Численность врачей Численность среднего
медицинского персонала
  всего,
тыс. человек
на 10 000
человек
населе­ния
всего,
тыс. человек
на 10 000
человек
населе­ния
1990 667,3 45,0 1844,0 124,4
2000 680,2 46,8 1563,6 107,6
2005 690,3 48,6 1529,8 107,7
2009 711,3 49,8 1517,6 106,2
2010 715,8 50,1 1508,7 105,6
2011 732,8 51,2 1530,4 107,0

Таким образом, численность врачей на 1000 населения составляет 5,1, что превышает аналогичный показатель стран ОЭСР. Однако с учетом того, что заболеваемость и смертность населения в России выше, чем в данных странах, вряд ли можно говорить о том, что медицинского персонала в России в избытке.

При этом нельзя не отметить определенный дисбаланс в кадровом составе отечественного здравоохранения. Наблюдается существенная диспропорция в распределении кадров внутри системы оказания медицинской помощи: излишняя их концентрация в стационарных учреждениях, где переизбыток врачей составляет, по словам министра здравоохранения и социального развития В.Скворцовой, более 100 тыс.чел., и их нехватка в амбулаторно-поликлиническом звене, где дефицит превышает 60 тыс. врачей. [14] Существует дисбаланс в численности специалистов различных врачебных профилей. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в России ниже, чем в развитых странах (1: 2,4 против 1:3). [25, с.40] Отмечается также дефицит кадров в сельской местности и отдаленных районах страны, где недостаточно развита инфраструктура, низок уровень социального благополучия.

Однако важнейшая проблема в части обеспеченности кадрами системы здравоохранения, как отмечают исследователи, - то, что сегодня престиж медицинской профессии – один из самых низких за всю историю здравоохранения в нашей стране. [26, с.33-39]

В западных странах доход врача в 2-3 раза выше, чем в среднем по экономике, в России – ниже более чем на 30%. [20, с.32] Отмечается, что низкий уровень оплаты труда ведет к утрате ею стимулирующей и воспроизводственной функции. [11] Как следствие отметим не только нарастающий кадровый дефицит, но и значительное снижение мотивации к качественному труду.

Одна из форм нивелирования данной проблемы, активно развивающаяся в последние годы – распространение практики так называемых «неформальных» платежей. Данный аспект весьма обстоятельно исследован д.э.н. С.В. Шишкиным. Он, в частности, отмечает, что подавляющее большинство врачей не готовы жить на существующую зарплату. При этом медицинским работникам легальные платные услуги не слишком выгодны – в них заложен очень низкий уровень оплаты труда (те, кто непосредственно оказывал услугу, получал примерно 20-25% от ее цены). Им выгоднее работать с пациентами напрямую, по сути, снижая легальную цену. В целом, примерно половина врачей уже не откажутся от этой практики, разве что в том случае, если им сразу значительно повысят заработную плату. [28, с.107-137] Автор провел анализ многочисленных исследований данного вопроса в России и за рубежом, на основании чего утверждает: неформальные платежи – не только форма коррупции. [30, с.30-34] Отчасти, отмечает он, можно согласиться с теми, кто считает, что это специфическая форма кооперации между нищими медициной и населением, необходимая форма возмещения пациентами (вместо государства) затрат труда медицинских работников. [9] В числе причин неформальных платежей автор выделяет:

  • - стремление гарантировать получение желаемых медицинских услуг или лечение в желаемом медицинском учреждении;
  • - стремление получить гарантию качественного лечения;
  • - предоплата возможного лечения в будущем;
  • - желание инвестировать в будущие отношения с медицинским работником, персонализировать их;
  • - желание избежать очереди на получение нужных услуг, сократить время ожидания их получения;
  • - выражение благодарности, признательности медицинским работникам за их усилия.

Все это свидетельствует о том, что существующее положение дел в системе здравоохранения вынуждает потребителей медицинских услуг искать дополнительные (не всегда законные) способы повысить мотивацию медицинского персонала к качественному труду. В таких условиях крайне сложно говорить о мотивации медицинских работников к освоению инновационных услуг, поскольку реализация этих услуг, как правило, тесно связана с дополнительным образованием, повышением квалификации медицинских работников. Аналитики данного вопроса отмечают, что к настоящему времени созданы лишь отдельные фрагменты целостной системы воспроизводства кадрового потенциала в здравоохранении. [6, с.18]

Еще одна комплексная проблема, препятствующая обеспечению инновационного развития сферы здравоохранения – слабость коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры, требуемых для разработки и освоения инновационных медицинских услуг.

Выстраивание инновационных коммуникаций медицинских учреждений необходимо для решения ряда проблем, возникающих при освоении инновационных медицинских услуг (табл. 4).

Таблица 4

Цели и субъекты инновационных коммуникаций медицинских учреждений

Цели инновационных коммуникаций Субъекты инновационных коммуникаций
  • получение помощи в осуществлении собственных инновационных разработок (финансовые ресурсы, консалтинг);
  • получение информации об инновационных разработках, коммерциализуемых клиентами данных организаций;
  • получение информации об условиях приобретения инновационных продуктов и технологий для использования при оказании инновационных медицинских услуг;
  • подготовка персонала к освоению медицинских инновационных услуг;
  • подготовка материально-технической базы для освоения инновационных услуг
  • научные организации;
  • образовательные учреждения;
  • бизнес-инкубаторы;
  • технопарки;
  • технологические платформы;
  • венчурные фонды;
  • государственные органы управления здравоохранением;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  • федеральные органы власти (в рамках ФЦП, национальных проектов и т. п.)

Однако между участниками инновационной системы существует масса барьеров, на что обращают внимание современные исследователи.[32] Так, Т.А. Сибурина и О.С. Мишина отмечают усиливающуюся децентрализацию управления практической медициной, системами подготовки медицинских кадров и научных исследований. [23]

В результате обостряется ряд проблем, в частности - коммерциализации результатов НИОКР. Исследуя данный вопрос, академик РАН и РАМН М.А. Пальцев выделяет широкий спектр проблем в части коммерческого использования результатов интеллектуальной собственности (ИС):

  • - регулирования отношений при создании объектов ИС;
  • - приобретения и оплаты имущественных прав на объекты ИС, созданных вне организации;
  • - обеспечения правовой защиты и охраны ИС;
  • - оценки, учета и использования ИС и т.п. [15, с.14-18]

При этом автор в качестве специфических проблем в области коммерциализации инновационных разработок в сфере медицины и фармацевтики выделяет преобладающую роль государства как субъекта правоотношений и контроля в области патентно-лицензионной деятельности (что усложняет процесс распределения имущественных прав, затягивает сроки вовлечения в хозяйственный оборот результатов исследований и т.д.), дефицит квалифицированного персонала по коммерциализации медицинских и фармацевтических разработок.

Налицо и проблема недостаточного информирования работников медицинских организаций об инновационных разработках, что, соответственно, ведет к ограниченному применению такого рода решений. Безусловно, информационное обеспечение учреждений здравоохранения во многом определяет как возможности функционирования самого учреждения, так и системы здравоохранения в целом. [3] Однако, в современных публикациях отмечается, что по результатам проведенных исследований, более 60% опрошенных врачей ничего не знают об отечественных запатентованных разработках и не используют их в своей работе. [1, с.23-24] Эта проблема усугубляется наличием конфликтов между стратегическими и текущими задачами медицинских организаций. Такие конфликты, несомненно, порождают дополнительные барьеры на пути внедрения инноваций. [10,с.251]

В конечном итоге слабость инновационных коммуникаций ведет к ограничению возможностей в финансировании и информационном сопровождении процессов разработки и внедрения инновационных медицинских услуг.

Третья из актуальных проблем обеспечения инновационного развития сферы здравоохранения – ограниченность методического обеспечения процедуры оценки качества инновационных медицинских услуг, в частности - неполнота учета сервисной составляющей инновационных медицинских услуг в используемых медицинскими организациями стандартах качества услуг.

Нельзя не отметить, что проблема оценки качества медицинской деятельности медицинских организаций и медицинской помощи в последние годы активно разрабатывается многими учеными, среди которых О.П. Щепин, В.И. Стародубов, А.Л.Линденбратен, Г.И. Галанова, [12] А.Ф. Шеин, [27] Т.Н. Бакланова, В.К. Попович, И.Б. Шикина [2] и др.

Однако медицинская услуга включает в себя не только медицинскую помощь, но и сервисную составляющую. Данная составляющая медицинских услуг, на наш взгляд, часто остается за рамками внимания исследователей. Отметим, правда, что при оценке удовлетворенности пациентов медицинской помощью в настоящее время присутствуют определенные сервисные аспекты. Так, Т.А. Сибурина, Г.Н. Барскова и Л.В. Лактионова констатируют определенную динамику в подобных исследованиях. [22] Отмечается, что в целях унификации подходов к оценке удовлетворенности пациентов в последние годы был разработан ряд документов:, среди которых - Приказ ФФОМС от 29 мая 2009г. № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования». [18] В соответствии с ним в опрос относительно стационарной помощи необходимо включать следующие вопросы:

  • низкий уровень удовлетворенности питанием, получаемым в стационарном учреждении;
  • недоброжелательность и невнимательность медицинского персонала;
  • низкий уровень материально-бытовой оснащенности учреждения (плохое санитарно-техническое состояние помещений стационара, в том числе палат, диагностических кабинетов, комнат для санитарной гигиены, отсутствие подъемников, пандусов и других средств для лиц с ограниченными физическими возможностями) и т.д.

Однако Методическими рекомендациями устанавливается, что выбор оптимального состава исследуемых параметров и их группировка по блокам остается предметом предпочтения исследователя, что в принципе позволяет не учитывать данные показатели.

Мировой же опыт свидетельствует о том, что сегодня в здравоохранении активно развивается деятельность по предоставлению в медицинских организациях комплексного сервиса при оказании медицинских услуг. Так, Ю.О. Руцик отмечает опыт французских государственных (!) больниц, где практикуется комплексный подход к предоставлению услуг каждому пациенту. Помимо собственно медицинской помощи организуется индивидуальное питание, имеются магазины, кафе, библиотека, комнаты отдыха для родственников, предлагаются услуги по присмотру за детьми пациентов, введены банкоматы для оплаты услуг и т.п. В Великобритании действует специальная программа образования пациентов с обучающими курсами по обсуждению вопросов зарождения и развития болезни (обязательные для посещения по предписанию врача). В Норвегии пожилые пациенты ежедневно контролируются посредством телефонных звонков из сервисного центра. [21, с.389-391] В итоге развитие сервисной составляющей существенно повышает качество предоставляемых услуг, причем такие услуги, согласно предложенной нами ранее классификации, относятся к инновационным медицинским услугам.

Особо отметим, что, поскольку проблематика инновационных медицинских услуг до конца не разработана даже на уровне понятийного аппарата, закономерно отсутствие в рамках методического обеспечения комплексного подхода к оценке качества инновационных медицинских услуг.

Четвертой проблемой, на наш взгляд, является отсутствие мониторинга инновационного потенциала медицинских организаций и результативности внедрения ими инновационных медицинских услуг.

Недостаточная организационная поддержка инновационно-ориентированного развития организаций здравоохранения отмечается в работах многих исследователей. Решению данной проблемы посвящен ряд диссертационных исследований последних лет.

Так, Д.А. Камилов, исследуя вопросы государственного регулирования развития отраслей социальной сферы в РФ, обосновывает три важнейших направления инновационного развития отраслей социальной сферы, в том числе – здравоохранения, которые необходимо активно формировать в Российской Федерации. Помимо собственно освоения инноваций автор выделяет организационно-экономическое направление, предполагающее формирование качественно новых структур управления отраслями и организациями, и информационное обеспечение инновационного развития, позволяющее обеспечить доступ организаций к информации по всем аспектам ее деятельности. Автор подчеркивает важность формирования новых структур управления отраслями социальной сферы, которые позволят, в числе прочего, создать систему качественного информационного обеспечения деятельности организаций и усилить из финансовое обеспечение – важнейшие проблемы инновационного развития, как следует из проведенного исследователем анализа. [8, с.21,31,36]

Исследование Е.С. Соболевой, посвященное организационным механизмам управления инновационным развитием здравоохранения субъектов РФ, содержит результаты углубленного анализа реформы здравоохранения в Калужской области. Автором выделены основные проблемы данного процесса, обусловленные в первую очередь качеством управления. К их числу относятся проблемы отсутствия комплексности в поддержке реализации задач, недостаточная государственная поддержка, слабая координация и бюрократизация финансовых процедур. Одним из важнейших условий повышения эффективности такого рода деятельности автор называет обеспечение согласованности работы всех участников, предполагающее, в числе прочего, упорядочение отчетности и контроля. [24, с.11-16]

К аналогичным заключениям приходит Ю.В. Зозуля, разрабатывая методологические основы управления сферой услуг здравоохранения. Автор настаивает, что в настоящее время в сфере здравоохранения налицо ряд проблем, требующих разработки комплекса мер, позволяющих властным структурам анализировать какие преобразования позволят получить максимальный эффект, какая имеется для этого поддержка, где именно и в какой последовательности нужно начинать преобразования. Отмечается существование очевидной необходимости усиления деятельности по обеспечению непрерывного анализа и обновления информации по развитию здравоохранения, деятельности по управлению и обмену знаниями, и в целом – по усилению координации действий в отношении всех функций сферы здравоохранения. [5, с.5,19]

К подобным выводам приходят и другие исследователи. [17, с.16; 16, с.21]

Таким образом, теоретический анализ современных исследований позволяет сделать вывод о том, что основными проблемами в обеспечении инновационно-ориентированного развития сферы здравоохранения являются:

  • - низкая готовность организаций к внедрению ИМУ, вызванная проблемами мотивации и квалификации персонала, слабостью и изношенностью материально-технической базы и имеющая следствием пассивность медицинских организаций во внедрении ИМУ;
  • - слабость инновационных коммуникаций (коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры), вызванная проблемами компетентности и информационной обеспеченности специалистов в данной области и ограничивающая возможности в финансировании и информационном сопровождении процессов разработки и внедрения ИМУ;
  • - ограниченность методического обеспечения процедуры оценки качества ИМУ, вызванная неполнотой учета сервисной составляющей ИМУ в используемых медицинскими организациями стандартах качества услуг и ведущая к отсутствию комплексного подхода к оценке качества ИМУ;
  • - отсутствие мониторинга инновационного потенциала медицинских организаций и результативности внедрения ими ИМУ, вызванное недостаточной организационной поддержкой инновационно-ориентированного развития здравоохранения и усложняющее процессы координирования и финансирования инновационного развития медицинских организаций.

Данные выводы необходимо учитывать при разработке и реализации управленческих решений по развитию медицинских организаций и сферы здравоохранения в целом.

Список литературы

  1. Апухтин А.Ф., Деларю В.В. Ситуация с разработками и внедрениями отечественных инновационных технологий в здравоохранении: оценки врачей. В мире научных открытий 2010;(4):23-24.
  2. Бакланова Т.Н., Попович В.К., Шикина И.Б. Научно-организационные аспекты обеспечения качества оказания медицинской помощи в многопрофильной больнице. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2012;28(6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/442/30/lang,ru/ (Дата посещения 9.04.14)
  3. Дубровина Е.В. Проблемы кадрового обеспечения информационной поддержки деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2012;28(6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/451/30/lang,ru/ (Дата посещения 9.04.14 )
  4. Здравоохранение в России. 2011: Статистический сборник. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике; 2011. 326 с.
  5. Зозуля Ю.В. Методологические основы управления сферой услуг здравоохранения. СПб.: автореф. дис. ... д-ра экономических наук. Санкт-Петербург; 2009. 35 с.
  6. Иванова И.В. Современные технологии укрепления и обновления кадрового научного потенциала. Здравоохранение Российской Федерации 2007;(3):14-20.
  7. Инновационное развитие и модернизация здравоохранения в Российской Федерации: правовой аспект. Интернет-интервью с С.В. Калашниковым. [Интернет]. Дата интервью: 22.02.2012. URL: http://www.garant.ru/action/interview/382320/ (Дата посещения 9.04.14)
  8. Камилов Д.А. Государственное регулирование развития отраслей социальной сферы в Российской Федерации: автореф. дис. … д.э.н. Москва: МГУ; 2012. С. 21, 31, 36.
  9. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. Москва: Российский государственный гуманитарный университет. 2000. 592 с.
  10. Комаров В.Ф., Корсунь К.П. Проблемы и методы внедрения управленческих инноваций. Регион: экономика и социология 2011;(1):251.
  11. Кораблев В.Н. Использование инновационных технологий управления для повышения эффективности здравоохранения региона. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного медицинского университета 2009. [Интернет]. URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=135 (Дата посещения 9.04.14)
  12. Щепин О.П. и др. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. Москва: Медицина; 2002. 174 с.
  13. Минздрав подвел итоги Национального проекта «Здоровье» за последние четыре года. Аргументы и факты. [Интернет] 12.09.2013. URL: http://www.aif.ru/health/article/50182 (Дата посещения 9.04.14 )
  14. Модернизация в медицине начинается с образования: интервью с В. Скворцовой. Медицинская газета 2013(69). [Интернет] 2013. URL: http://www.mgzt.ru/article/1680/ (Дата посещения 9.04.14 )
  15. Пальцев М.А. Инновационное развитие медицинской науки. Вестник РАМН 2011;(2):14-18.
  16. Полянская С.В. Совершенствование управления инновационной деятельностью учреждений здравоохранения: автореф. дис. … к.э.н. Саратов. 2012. С. 21.
  17. Попова Г.В. Методологические основы формирования инновационной системы управления развитием регионального здравоохранения: автореф. дис. … д.э.н. СПб. 2009. http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a892.php (Дата посещения 9.04.14)
  18. Об утверждении методических рекомендаций «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования: приказ ФФОМС от 29.05.2009 года №118. [Интернет]. 2009. URL: http://www.ffoms.ru/userfiles/Prikaz+118+po+soc+opr+-09_07_09+na+sajt.doc (Дата посещения 9.04.14 )
  19. Российский статистический ежегодник - 2012. Москва: Федеральная служба государственной статистики; 2012. 786 с.
  20. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса: Доклад Государственного университета Высшей школы экономики. Москва: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики. 2006. 43 с.
  21. Руцик Ю.О. Реализация инновационных решений и проблемы модернизации здравоохранения (на примере стран Европы). Экономика и управление в сфере услуг 2011;(12):389-391.
  22. Сибурина Т.А., Барскова Г.Н., Лактионова Л.В. Методические подходы к исследованию удовлетворенности пациентов высокотехнологичной медицинской помощью. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2013;29(1). http://vestnik.mednet.ru/content/view/454/30/lang,ru/ (Дата посещения – 9.04.14)
  23. Сибурина Т.А., Мишина О.С. Стратегии развития здравоохранения, реализуемые в мире. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2011;18(2). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/278/30/lang,ru/ (Дата посещения 9.04.14)
  24. Соболева Е.С. Организационные механизмы управления инновационным развитием здравоохранения субъекта Российской Федерации (на примере Калужской области): автореф. дис. … к.м.н. Москва. 2009. С. 11-16.
  25. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение в России. Что надо делать. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. 96 с.
  26. Улумбекова Г.Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения. Вестник Росздравнадзора 2012;(2):33-39.
  27. Шеин А.Ф. Анализ эффективности инновационной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2011;17(1). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/274/30/lang,ru/ (Дата посещения 9.04.14)
  28. Шишкин С.В. Бесплатное здравоохранение: состояние и проблемы. Журнал исследований социальной политики 2002;1:107-237.
  29. Шишкин С.В. Российское здравоохранение: модернизация, эволюция, кризис? Доклад в рамках круглого стола «Человеческий потенциал и социальная политика» Второго Российского экономического конгресса. Суздаль, 18-22 февраля 2013. [Интернет]. URL: http://www.gosbook.ru/document/70230/70265/preview (Дата посещения 9.04.14)
  30. Шишкин С.В., Бесстремянная Г.Е., Красильникова М.Д., Овчарова Л.Н., Чернец В.А., Чирикова А.Е. и др. Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет. Москва: Независимый институт социальной политики; 2004. С. 30-34.
  31. Юргель Н.В., Никонов Е.Л. Мониторинг реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития 2007; (2): 3-7.
  32. Яковлева Т. Инновационное развитие в здравоохранении России – проблемы и перспективы. “Государственные Вести” - информационный канал. [Интернет]. URL: http://www.gosnews.ru/parliament/news/870 (Дата посещения 9.04.14).
  33. The world health report 2000 - Health systems: improving performance. 2000. 206 с.

References

  1. Apukhtin A.F., Delaryu V.V. The situation with development and implementation of domestic innovation technologies in health care: assessment of physicians. V mire nauchnykh otkrytiy 2010;(4):23-24 (in Russia).
  2. Baklanova T.N., Popovich V.K., Shikina I.B. Scientific and organizational aspects of the quality of medical care in multi-profile hospital. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [series online] 2012 [cited 2014 Apr 09];28(6). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/442/30/lang,ru/ (in Russia).
  3. Dubrovina E.V. Problems of human resource provision for information support of health care institutions in the present day conditions. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [series online] 2012 [cited 2014 Apr 09];28(6). Available from : http://vestnik.mednet.ru/content/view/451/30/lang,ru/ (in Russia).
  4. Health care in Russia. 2011: Statistical digest. Мoscow: The State Committee of the Russian Federation for Statistics; 2011. 326 p. (in Russia).
  5. Zozulya Yu.V. Methodological ground for management in healthcare service. Cand.Sci.Oec. [thesis]. St-Petersburg; 2009. 35 p. (in Russia).
  6. Ivanova I.V. The current technologies for strengthening and renewing human scientific potential. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2007;(3):14-20. (in Russia).
  7. Innovation development and modernization of healthcare in the Russian Federation: legal aspect. Internet-interview with S.V. Kalashnikov. The date of interview February 22, 2012. [Internet] [cited 2014 Apr 09]. Available from: http://www.garant.ru/action/interview/382320/ (in Russia).
  8. Kamilov D.A. State regulation of social sphere development in the Russian Federation. Dr.Sci.Oec. [dissertation]. Moscow: MSU; 2012. P. 21, 31, 36. (in Russia).
  9. Klyamkin I., Timofeev L. Shadow Russia. Socioeconomic study. Moscow: Russian State University for the Humanities. 2000. 592 p. (in Russia).
  10. Komarov V.F., Korsun' K.P. Challenges and methods for implementation of management innovations. Region: ekonomika i sotsiologiya 2011;(1):251. (in Russia).
  11. Korablev V.N. Implementation of innovation management technologies to increase the health care efficiency in regions. Khabarovsk: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. [Internet] 2009 [cited 2014 Apr 09]. Available from: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=135 (in Russia).
  12. Shchepin O.P. et al. Methodological grounds and mechanisms to provide quality medical care. Moscow: Meditsina; 2002. 174 p. (in Russia).
  13. The Ministry of Health summarized the results of “Health” Nation Project for the last 4 years. Argumenty i fakty. [Internet] 12.09.2013 [cited 2014 Apr 09]. Available from: http://www.aif.ru/health/article/50182 (in Russia).
  14. Modernization in health care starts from education: interview with V. Skvortsova. Meditsinskaya gazeta [Internet] 2013 [cited 2014 Apr 09]; (69). Available from: http://www.mgzt.ru/article/1680/ (in Russia).
  15. Pal'tsev M.A. Innovation development of medical science. Vestnik RAMN 2011;(2):14-18. (in Russia).
  16. Polyanskaya S.V. Management improvement of innovation activity in health facilities. Cand.Sci.Oec. [thesis]. Saratov; 2012. P. 21. (in Russia).
  17. Popova G.V. Methodical grounds for forming innovation management system for development of regional health care. Dr.Sci.Oec. [thesis]. St-Petersburg. [Internet] 2009 [cited 2014 Apr 09]. Available from: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a892.php (in Russia).
  18. On approving the methodical recommendations “Organization of sociological survey (questionnaire) in population on satisfaction with accessibility and quality of medical care with implementation of MHI: the Order of MHIFF of May 29, 2009 №118. [Интернет]. 2009 [cited 2014 Apr 09]. Available from: http://www.ffoms.ru/userfiles/Prikaz+118+po+soc+opr+-09_07_09+na+sajt.doc (in Russia).
  19. Russian statistical yearbook - 2012. Moscow: Federal State Statistics Service; 2012. 786 p. (in Russia).
  20. Russian health care: how to get out of the crisis. Report of the State University Higher School of Economics. Moscow: Izdatel'skiy dom Gosudarstvennogo universiteta Vysshey shkoly ekonomiki. 2006. 43 p. (in Russia).
  21. Rutsik Yu.O. Implementation of innovative solutions and problems of health care modernization (by an example of European countries). Ekonomika i upravlenie v sfere uslug 2011;(12):389-391. (in Russia).
  22. Siburina T.A., Barskova G.N., Laktionova L.V. Methodical approaches to the study of patients’ satisfaction with high technology medical care. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [series online] 2013 [cited 2014 Apr 09];29(1). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/454/30/lang,ru/ (in Russia).
  23. Siburina T.A., Mishina O.S. The strategy of health care development used in the world. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [series online] 2011 [cited 2014 Apr 09];18(2). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/278/30/lang,ru/ (in Russia).
  24. Soboleva E.S. Organizational management mechanisms for innovation health care development in the subjects of the Russian Federation (by an example of Kaluga region). Cand. Med. Sci. [thesis]. Moscow. 2009. P. 11-16. (in Russia).
  25. Ulumbekova G.E. Health care in Russia. What should be done. Мoscow: GEOTAR-Media. 2010. 96 p. (in Russia).
  26. Ulumbekova G.E Health care system of the Russian Federation: results, problems, challenges, and ways of decision. Vestnik Roszdravnadzora 2012;(2):33-39. (in Russia).
  27. Shein A.F. Efficiency analysis of innovation activity in health care facilities. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [series online] 2011 [cited 2014 Apr 09];17(1). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/274/30/lang,ru/ (in Russia).
  28. Shishkin S.V. Free health care: current state and challenges. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki 2002;1:107-237.
  29. Shishkin S.V. Russian health care: modernization, evolution, crisis? Report at the roundtable “Human potential and social policy”, the Second Russian Economic Congress. Suzdal', February 18-22, 2013. [Internet] [cited 2014 Apr 09]. Available from: http://www.gosbook.ru/document/70230/70265/preview (in Russia).
  30. Shishkin S.V., Besstremyannaya G.E., Krasil'nikova M.D., Ovcharova L.N., Chernets V.A., Chirikova A.E., et al. Russian health care: payment in cash. Moscow: Independent Institute for Social Policy; 2004. P. 30-34. (in Russia).
  31. Yurgel' N.V., Nikonov E.L. Monitoring of implementation of the priority national project activity in health care sector. Menedzhment kachestva v sfere zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya 2007; (2): 3-7. (in Russia).
  32. Yakovleva Т. Innovation development in health care of Russia - challenges and future. “Gosudarstvennye Vesti” - information channel. [Internet] [cited 2014 Apr 09]. Available from: http://www.gosnews.ru/parliament/news/870 (in Russia).
  33. The world health report 2000 - Health systems: improving performance. 2000. 206 с.

Просмотров: 27739

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 30.05.2014 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search