Т.А. Сибурина, Ю.В. Мирошникова, Л.К. Лохтина
ФГБУ «ЦНИИОИЗ МЗ РФ»
Composition of executive staff in healthcare: analysis, problems and vector of development
T.A. Siburina, Yu.V. Miroshnikova, L.K. Lokhtina
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Резюме. Повышение эффективности управления
здравоохранением в значительной степени определяется профессионализмом
руководящих кадров, их умением реагировать на вызовы времени,
соответствием профессионально-деловых и личностных качеств требованиям и
представлениям менеджмента, а также зависит от проводимой кадровой
политикой в части оптимизации численности аппаратных работников.
Цель работы предусматривает статистический анализ состава руководящих кадров и динамики перемен в их численности и структуре.
Материалы и методы. На основании данных официальной
статистики, полученных из государственных форм статистического учета
№17, 30, 47 за период 2000-2012 года, дан комплексный анализ состава
руководящих кадров, рассчитаны показатели, характеризующих динамику
количественных перемен, специфику происходящих изменений в целом по
Российской Федерации и в федеральных округах, выявлены особенности
укомплектованности руководящих должностей в зависимости от уровня
управления, типа учреждения, в разрезе федеральных округов.
Результаты. На основе приведенных статистических данных
показана динамика роста численности работников аппаратов управления,
который не был обоснован развитием управляемой подсистемы, а
сопровождался снижением численности врачебных кадров и резким
уменьшением количества учреждений здравоохранения в стране в целом и в
разной степени по федеральным округам.
За этот же период времени произошло резкое изменение структуры аппаратных работников в зависимости от уровня управления.
В ходе анализа количественного состава руководителей учреждений
здравоохранения выявлены проблемы, связанные с укомплектованностью
руководящих должностей в учреждениях муниципального уровня и ФО
восточной части России.
Выводы. Среди всех работников органов управления
здравоохранением более 96% составляют врачи. В среднем по РФ на 100
врачей (штатные должности) приходится 3,6 штатных должностей
руководителей учреждений здравоохранения. Почти две трети руководителей
работают в учреждениях муниципального подчинения, треть – в учреждениях
подчинения субъектов РФ и менее 3% в федеральных учреждениях.
Интенсивный рост числа работников аппаратов управления сопровождался
практически сохранением прежнего уровня численности врачебных кадров и
резким снижением к 2012г. количества учреждений в 2,2 раза. Наибольший
рост чиновников произошел в Уральском (6,5 раза) и Сибирском (5,1 раза)
ФО.
Область применения результатов исследования. Результаты
исследования могут быть использованы при разработке кадровой политики
(государственной и муниципальной) в части оптимизации численности
руководящих кадров, при планировании их подготовки в системе
дополнительного образования, при обосновании численности резерва для
выдвижения на различные руководящие должности.
Ключевые слова: руководящие кадры, работники аппаратов управления, руководители учреждений здравоохранения, управление руководящими кадрами.
Abstract. Improved effectiveness of healthcare management is
pretty much determined by professional competence of executive staff,
its ability to meet current challenges, compatibility of professional,
practical and personal characteristics with the needs and perceptions of
management. It also depends upon staff policy concerning headcount
optimization of administrative staff.
The aim of the study is to conduct a statistical analysis of executive staff composition and changes in its number and structure.
Methods and data. On the basis of official statistics
(forms of State Medical Statistics #17, 30 and 47a for 2000-2012) the
authors conducted a comprehensive analysis of executive staff
composition, calculated indicators of quantitative changes and specifics
of changes taking place both in Russia in general and within its
Federal Districts. The analysis identified specific characteristic of
staffing of executive positions depending upon level of management and
type of organization across the Federal Districts.
Results. Proceeding from the abovementioned statistics
the authors demonstrated dynamics towards increase in the number of
executive staff which was not due to the development of administrated
subsystem but was rather accompanied by decrease in the number of
physicians and a sharp decline in the number of healthcare facilities in
the country in general and, to various extent, in the Federal
Districts.
Over the same period an abrupt restructuring of administrative staff took place depending upon the level of management.
Analysis of quantitative composition of administrative staff of
health care facilities revealed problems related to staffing of senior
positions in municipal facilities and in the Federal Districts of the
Eastern part of the country.
Conclusions. Over 96% of all senior positions at
healthcare authorities are staffed by physicians. On average, there are
3.6 administrative staff positions per 100 physicians (staff positions)
in Russia. About two thirds of health managers work at municipal
institutions, and one third – at regional institutions and less than 3% -
at federal ones.
An intensive growth of the number of executive staff was accompanied
by practically unchanged previous number of health staff and a sharp
decline (by 2.2 times) in the number of facilities by 2012.
The highest increase in the number of administrative staff was
registered in the Ural Federal District (by 6.5 times) and in the
Siberian Federal District (by 5.1 times).
Scope of application. The results could be used to
develop staffing policy (both state and municipal) in terms of headcount
optimization of administrative personnel, to plan their training within
the system of extended education, and to substantiate the number of
succession membership for nomination to senior positions.
Keywords. Executive staff; administrative staff; heads of healthcare facilities; executive staff management.
Введение
Проблема формирования и подготовки руководящего состава отрасли актуальна для всего мирового сообщества. Обобщение опыта зарубежных стран[1] показало, что система отбора и подготовки претендентов для занятия должностей руководителей здравоохранения носит разнообразный характер, однако необходимость специальной подготовки, а также совершенствования ее форм и методов признается всеми странами. Процесс подготовки зависит от уровня управления, функций и задач организаторов здравоохранения,а также специфики организации административных систем и служб общественного здравоохранения. Остается неоднозначным вопрос назначения на руководящие посты менеджеров без медицинского образования.
Специфика российского здравоохранения заключается в том, что должность главного врача, руководителя медицинской организации, чиновника высшего ранга является вершиной карьерного роста простого врача, часто очень хорошего специалиста, но не обязательно становящегося способным управленцем, обладающим необходимым уровнем профессиональных знаний и навыков [6].Доминирующая в российском здравоохранении тенденция выдвижения на руководящие должности профильных специалистов, не всегда в полной мере владеющих системным аналитическим мышлением, организаторскими способностями не приводит к ожидаемым результатам.Так, по различным оценкам специалистов профильные знания и навыки в общей структуре качеств, необходимых для эффективного управления, значимы не более чем на 15-20% [3,4]. Другим негативным фактором работы с руководящими кадрами сталоназначение на ключевые посты на принципах лояльности к власти, а не на основе строгого отбора с учетом личностных качеств, профессиональной компетентности выдвиженцев[2]. Слабым звеном в деле управления руководящими кадрами оставались кадровые службы, которые не смогли наладить эффективно действующую систему раннего отбора, личностного и профессионального развития, многосторонней подготовки резерва руководящих кадров, обеспечить им приоритет при выдвижении на руководящую должность[14]. Невнимание к проблеме руководящих кадров наиболее остро сказалось при повышении хозяйственной самостоятельности руководителей, работе в условиях использования рыночных механизмов, растущего диктата со стороны страховых организаций [5,8,11].Сегодняшняя ситуация, характеризующаяся снижением удовлетворенности населения организацией и качеством медицинской помощи, низкой удовлетворенностью трудом медицинских работников, резким дефицитом медицинского персонала во многом обусловлена социальными последствиями проводимой в отрасли кадровой политики[13].
В период интенсивных перемен, происходящих в здравоохранении в последние десятилетия, все более очевидной становится потребность отрасли в повышении качества управления на всех уровнях, что во многом определяется составом руководящего корпуса, его профессионализмом, умением реагировать на вызовы времени, соответствием его профессионально-деловых и личностных качеств требованиям и представлениям менеджмента. Безвозвратно проходит время исполнителей. Управленческая деятельность – это не просто руководство, обусловленное должностным статусом и определенным типом организационного поведения, это, прежде всего, искусство, уникальное, бесконечно развивающееся, требующее от человека, решившего овладеть им, творчества, полной самоотдачи и непрерывного самосовершенствования [7].
Руководитель нового типа – это креативно и рационально мыслящий, широко образованный в области смежных областей знаний, хорошо подготовленный в части практических навыков лидер, обладающий необходимыми профессиональными качествами, инициативой, харизмой. Формирование руководителя нового типа - долгий и сложный процесс, который должен осуществляться в рамках системы управления руководящими кадрами[10], развитию которой уделялось большое внимание во все исторические периоды становления и развития российской государственности. Россия имеет собственный опыт организации работы с руководящими кадрами. Недоучет важности исторического эволюционного подхода, при котором учитываются прежние достижения, признанные научным сообществом и управленческой практикой часто приводит к механическому переносу той или иной зарубежной концепции на неподготовленную для этого почву и чреват рисками нереализуемости и потерей исторического времени [9].
Многоплановые отраслевые кадровые проблемы, отмеченные в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и Государственной программе развития российского здравоохранения, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р требуют своего решения. А это, прежде всего, касается разработки и использования современных методов управления, выбора правильных стратегических курсов, нахождения ресурсов, повышения экономичности аппарата, непрерывного роста профессионализма руководителей, ликвидации функционально-структурной неупорядоченности. В этой связи анализ количественного состава руководящих кадров приобретает особо важное значение.
Целью настоящего исследования стало проведение анализа состава руководящих кадров здравоохранения и выявление тенденций его количественных изменений.
Задачи исследования предусматривали оценку состава руководящих кадров разного уровня управления (работников аппарата и руководителей учреждений здравоохранения); исследование сбалансированности роста управленцев численности врачебных кадров и количеству учреждений здравоохранения в целом по стране и в разрезе федеральных округов; структуры руководящих кадров в зависимости от субъектов управления и пр.
Методика исследованиявключала обобщение информации из различных официальных форм отчетности,анализ массива данных официальной статистики в части руководящих кадров здравоохранения за период времени с 2000 по 2012 годы. В качестве источника информации использовались данные годового отчета по РФ, полученные на основе статистических форм№17, 30, 47.Обработка информации включала группировку данных, формирование сложных таблиц, расчет частотных и интенсивных показателей, а также показателей, характеризующих динамические ряды, построение графиков. Обработка осуществлялась с помощью программы EXCEL.
Состав и динамика численности работников аппаратов органов управления
Общая численность врачей, работающих на постоянной основе в аппаратах органов управления здравоохранением, в 2012 году составляла 11,6 тыс. человек. В 2000г. численность этой группы была менее трех тыс. человек. Наиболее интенсивный рост (по сравнению с 2000г.) произошел среди работников аппаратов органов управления субъектов РФ (8,4 раза), федеральных органов управления (4,5 раза). Имевшая место тенденция интенсивного роста численности работников аппаратов органов управления характеризуется резким подъемом числа аппаратных работников в 2005г., сохранением на достигнутом уровне последующие годы (при наличии небольших колебаний) и некоторым снижением в 2012 году на региональном уровне и существенном росте (на 31,4%) – на муниципальном (табл.1).
Интенсивный рост числа работников аппаратов управления (в среднем в 4,0 раза за 10 лет) сопровождался практически сохранением прежнего уровня численности врачебных кадров и резким снижением к 2012г. количества учреждений (рис.1), что ставит под сомнение обоснованность административной реформы, повлекшей ничем не обусловленный ростаппаратных работников (табл.2.).
Таблица1
Динамика численности работников аппаратов органов управления разного уровня (должности, занятые врачами)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012/2000 |
|
Всего по РФ |
2908 |
5771 |
3861 |
3373 |
2807 |
12559 |
11251 |
12922 |
13264 |
10960 |
12083,5 |
11620 |
4,0 раза |
Рост в % (по сравнению с предыдущем годом) |
|
198,45 |
66,90 |
87,36 |
83,22 |
447,42 |
89,59 |
114,85 |
102,65 |
82,63 |
110,25 |
96,16 |
|
Федеральный уровень |
310 |
280 |
338 |
332 |
136 |
978 |
745 |
1499 |
1421 |
1421* |
1421* |
1421* |
В 4,6 раза |
Рост в% |
|
90,32 |
120,71 |
98,22 |
40,96 |
719,12 |
76,18 |
201,21 |
94,80 |
|
|
|
|
Региональный уровень |
1205 |
1293 |
1336 |
1483 |
1312 |
8630 |
8989 |
8944 |
10497 |
9569 |
10962 |
10146 |
В 8,4 раза |
Рост в % |
|
107,30 |
103,33 |
111,00 |
88,47 |
657,77 |
104,16 |
99,50 |
117,36 |
91,16 |
114,56 |
92,56 |
|
Муниципальный уровень: |
1393 |
4198 |
2187 |
1558 |
1359 |
2951 |
1517 |
2479 |
1346 |
1391 |
1121,5 |
1474 |
В 1,1 раза |
Таблица 2
Динамика численности работников аппаратов органов управления, врачебных кадров и количества учреждений здравоохранения в целом по РФ
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Прирост 2005 к 2000г. |
2006 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Прирост 2012 к 2000г. |
Работники аппаратов |
2908 |
5771 |
3861 |
3373 |
2807 |
12559 |
В 4,3 раз |
11251 |
12922 |
13264 |
10960 |
12083,5 |
11620 |
В 4,0 раза |
Всего врачей |
608736 |
604365 |
608588 |
609043 |
607052 |
607699 |
-0,1% |
614183 |
616384 |
625658 |
625671 |
628481 |
594743 |
-2,3% |
Всего учреждений |
17627 |
17539 |
17424 |
17205 |
16753 |
16009 |
-4,4% |
10163 |
9620 |
9273 |
8960 |
8607 |
7986 |
-54,7% |
Рис.1. Динамика численности аппаратных работников, врачебных кадров и количества учреждений здравоохранения в целом по РФ
Если судить по данным рис.1., то очевидно, что рост работников аппарата органов управления сопровождался интенсивным уменьшением количества учреждений здравоохранения (в результате проводимой структурной реорганизации), поддерживал рост численности врачебных кадров с 2005 до 2011г. и сопровождался обвалом их числа в 2012г. ниже уровня 2000г. То есть, наращивание потенциала работников органов управления здравоохранения не обеспечило решение основной задачи отрасли – укрепление кадровых ресурсов.
За этот же период времени на фоне интенсивного роста аппаратных работников произошло резкое снижение (на 38,8%) численности врачей, работающих в образовательных учреждениях, причем преимущественно за счет средних медицинских училищ, и сохранение на прежнем уровне численности работников НИИ (табл. 3).Это привело к изменению структуры распределения врачей по месту работы (в аппаратах органов управления,образовательных учреждениях, НИИ) (рис.2)
Рис.2. Структура врачей, работающих в аппаратах органов управления, образовательных учреждениях и НИИ
Дифференциация показателя роста численности аппаратных работников в разрезе ФО представлена в табл.4, на основании данных которой видно, что среднестатистический уровень интенсивности роста существенно превышен в Уральском (6,5 раза) и Сибирском (5,1 раза) в незначительной степени – в Северо-Западном (4,8 раза) и Приволжском (4,7 раза). В Центральном (3,2 раза) и Дальневосточном (3,1 раза) рост численности аппаратных работников был ниже среднероссийского уровня. Наибольшая несбалансированность динамики численности врачебных кадров, количества учреждений и роста численности работников аппаратов управления отмечалась в Приволжском округе.
Таблица 3
Сравнительная динамика численности врачей по группам (работающих в аппаратах органов управления, в образовательных учреждениях, НИИ)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Прирост с 2000г. по 2012 |
Всего по РФ |
57332
|
57423
|
57969
|
60044
|
60607
|
69508
|
70449
|
71918
|
77922
|
79538
|
84523
|
52727
|
-8,0% |
Врачи, работающие в аппаратах органов управления |
2908 |
5771 |
3861 |
3373 |
2807 |
12559 |
11251 |
12922 |
13264 |
10960 |
12083,5 |
11620 |
В 4,0 раза |
Вузы |
31525 |
29493 |
31305 |
33141 |
32137 |
30345 |
31785 |
32732 |
40076 |
39579,75 |
40893 |
27702,25 |
- 2,1% |
Средние медицинские и фармацевтические училища |
9166 |
9918 |
8726 |
8550 |
8239 |
7871 |
7123 |
7084 |
7213 |
6390,5 |
6016,25 |
5633,5 |
-38,5% |
НИИ |
9073 |
8120 |
9347 |
9852 |
9761 |
10125 |
9807 |
9830 |
9575 |
9494 |
9375,25 |
9631,25 |
6,1% |
Таблица 4
Соотношение роста численности врачебных кадров, учреждений и работников аппаратов управления в субъектах РФ
Федеральные округа |
Показатель прироста за 2005 год (в %) |
Показатель прироста с 2000 г. по 2012г. (в %) |
Всего врачей |
Всего учреждений |
Работников аппаратов |
Всего врачей |
Всего учреждений |
Работников аппаратов |
Российская Федерация |
0,1 |
-4,4 |
В 4,5 раз |
- 2.3 |
-54,7 |
В 4,5 раза |
Дальневосточный |
-0,9 |
-4,7 |
В 3,6 раза |
-10,7 |
-43,3 |
В 3,1 раза |
Приволжский |
-1,0 |
-8,0 |
В 4,8 раза |
-11,0 |
-58,8 |
В 4,7 раза |
Северо-Западный |
0,2 |
-6,6 |
В 4,2 раза |
-1,9 |
-48,9 |
В 4,8 раза |
Сибирский |
1,1 |
5,0 |
В 3,8 раза |
-0,1 |
-61,6 |
В 5,1 раза |
Уральский |
0,6 |
-1,0 |
В 4,4 раза |
2,3 |
-38,5 |
В 6,5 раза |
Центральный |
0,2 |
-3,1 |
В 4,6 раза |
-0,3 |
-53,4 |
В 3,2 раза |
Указ Президента от 31.12.2010 г. №1657, которым было предусмотрено поэтапное до 2013 года снижение численности федеральных чиновников на 20%, получил поддержку и понимание в регионах, что нашло отражение в статистических данных. Так, за 2012г. в целом по РФ численность занятых должностей врачей-работников аппаратов органов управления была снижена на 3,2%, что, безусловно, незначительно, если учесть, что в 2011г. их численность выросла на 10,2%. Снижение на региональном уровне, составившее 7,4%, сопровождалось ростом численности работников аппарата на муниципальном уровне на 31,4%, причем за счет роста численности сотрудников в городских органах управления здравоохранением (табл.5).
Основная масса врачей- работников аппаратов органов управления здравоохранением сосредоточена на региональном уровне управления, на их долю среди аппаратных работников всех уровней приходится около 90% (табл.6) человек.
Таблица 6
Структура врачебных кадров, работающих в аппаратах органов управления (физические лица), %
|
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Федеральный уровень |
11,25 |
10,87 |
|
|
|
Региональный уровень |
69,73 |
78,91 |
86,99 |
90,31 |
86,94 |
Муниципальный уровень: |
19,02 |
10,22 |
13,01 |
9,69 |
13,06 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в т.ч. В городах |
58,67 |
91,40 |
93,23 |
93,42 |
95,03 |
в т.ч. В сельской местности |
41,33 |
8,60 |
6,77 |
6,58 |
4,97 |
Сокращение численности работников аппаратов управления в федеральных округах представляет собой достаточно неоднозначную картину. В целом по РФ тенденция состояла в некотором (на 5,4%) сокращении численности аппаратов региональных органов управления при кадровом укреплении муниципальных органов управления почти на треть.
В Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном округах произошла централизация власти на региональном уровне, аппараты муниципальных органов управления были сокращены соответственно на 87,9%, 90,5%, 65,8%.
В Уральском ФО значительное сокращение на региональном уровне (на 35,1%) произошло при сохранении муниципальных органов управления (сокращено только 6,1% работников аппарата). Ярким сторонником децентрализации управления выступил Приволжский ФО, в котором небольшое сокращение в региональном органе управления сопровождалось резким (на 300,4%) ростом числа административных работников в муниципалитетах (табл.7). Такая мозаичная картина с составом руководящих кадров в ФО свидетельствует об отсутствии четкой государственной политики в этом вопросе.
Таблица 7
Динамика численности работников аппаратов регионального и муниципального уровней управления с 2011 по 2012 г.г. в разрезе ФО (физические лица)
Федеральные округа |
Уровень субъектов РФ |
Муниципальный уровень |
в т.ч. в городах |
2011 |
2012 |
Прирост |
2011 |
2012 |
Прирост |
2011 |
2012 |
прирост в % |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
10334 |
9775 |
- 5,4 |
1109 |
1469 |
32,5 |
1036 |
1396 |
34,7 |
Дальневосточный |
643 |
657 |
2,2 |
113 |
25 |
-87,9 |
75 |
10 |
-86,7 |
Приволжский |
2191 |
2099 |
-4,2 |
235 |
941 |
300,4 |
230 |
936 |
307,0 |
Северо-Западный |
1177 |
995 |
-15,5 |
42 |
4 |
-90,5 |
41 |
4 |
-90,2 |
Северокавказский |
386 |
692 |
79,3 |
52 |
43 |
-17,3 |
52 |
43 |
-7,3 |
Сибирский |
1759 |
1617 |
-8,1 |
279 |
182 |
-34,8 |
263 |
164 |
-37,6 |
Уральский |
928 |
598 |
-35,6 |
98 |
92 |
-6,1 |
92 |
87 |
-5,4 |
Центральный |
2536 |
2463 |
-2,9 |
117 |
40 |
-65,8 |
112 |
40 |
-64,3 |
Южный |
693 |
654 |
-5,6 |
173 |
142 |
-17,9 |
171 |
112 |
-34,5 |
Анализ состава руководящих кадров органов управления здравоохранением разного уровня свидетельствует о преобладании в составе работников аппаратов управления специалистов с медицинским образованием, доля которых на муниципальном уровне превысила 90%, на уровне субъектов РФ – 96% (табл. 8).
Таблица 8
Степень участия в работе органов управления специалистов с высшим медицинским образованием.
|
|
2006 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Региональный уровень |
Все работники (занятые должности) |
8989 |
8944 |
10497 |
9569 |
10962 |
10146 |
Врачи |
|
8621 |
10320 |
9187 |
10334 |
9775 |
Доля врачей |
|
96,4 |
98,3 |
96,0 |
94,3 |
96,3 |
Муниципальный уровень |
Все работники (занятые должности) |
1517 |
2479 |
1346 |
1391 |
1121,5 |
1474 |
Врачи |
|
2352 |
1337 |
1374 |
1109 |
1469 |
Доля врачей |
|
94,9 |
99,3 |
98,8 |
98,9 |
99,7 |
Анализ состава руководящих кадров учреждений здравоохранения
Численный состав руководителей (в т.ч. заместителей) учреждений здравоохранения в 2012г., если судить по количеству штатных должностей, в целом по Российской Федерации составил 28,1тыс. Начиная с 2002г. отмечалось ежегодное несущественное снижение количества штатных должностей руководителей учреждений. Наибольшие темп снижения имел место последние годы: в 2011г. - 4,5% и в 2012г. - 6,6%. В течение 10 лет штатный состав должностей руководителей учреждений здравоохранения снизился на 18,8% (табл.9). Подобная тенденция, но в разной степени выраженности имела место в ФО. Так, в Дальневосточном и Приволжском снижение составило выше 26%, в Центральном – 23,0%,в то время как в Северо-Западном, Сибирском и Уральском – в пределах 12-13%.
При уменьшении количества учреждений, достигшем в среднем по РФ 54,2%, врачебный состав был практически сохранен (рост штатных должностей составил 6,4%), штатный состав должностей руководителей учреждений снизился в среднем на 18,8% (темп снижения в три раза ниже), что свидетельствует о закрытии только трети сокращенных учреждений, в то время как две трети из них, по-видимому, были укрупнены.Соотношение динамики численности врачебных кадров, количества учреждений здравоохранения, числа руководителей учреждений за 10-летний период показано на рис.3.
Таблица 9
Динамика количественного состава штатных должностей руководителей
учреждений здравоохранения в РФ и в разрезе федеральных округов.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Прирост 2012 / 2002 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
34604,5 |
34595,5 |
34642,25 |
33538,5 |
32828,75 |
32681 |
32583,75 |
31839,75 |
31381,5 |
30094 |
28097,5 |
-18,80 |
Динамика, % |
|
99,97 |
100,14 |
96,81 |
97,88 |
99,55 |
99,70 |
97,72 |
98,56 |
95,90 |
93,37 |
|
Дальневосточный ФО |
2189,5 |
2219,25 |
2221,75 |
2073,75 |
1987,25 |
1903,5 |
1912,75 |
1858 |
1817,25 |
1720,75 |
1589,5 |
-27,40 |
Динамика, % |
|
101,36 |
100,11 |
93,34 |
95,83 |
95,79 |
100,49 |
97,14 |
97,81 |
94,69 |
92,37 |
|
Приволжский ФО |
7755 |
7769 |
7762 |
7247,5 |
6950,5 |
6890 |
6736,5 |
6518 |
6398 |
6064,75 |
5732,75 |
-26,08 |
Динамика, % |
|
100,18 |
99,91 |
93,37 |
95,90 |
99,13 |
97,77 |
96,76 |
98,16 |
94,79 |
94,53 |
|
Северо-Западный ФО |
3229,25 |
3203,25 |
3208 |
3184,5 |
3091,75 |
3096 |
3118,25 |
2994,75 |
2983,5 |
2909,25 |
2833 |
-12,27 |
Динамика, % |
|
99,19 |
100,15 |
99,27 |
97,09 |
100,14 |
100,72 |
96,04 |
99,62 |
97,51 |
97,38 |
|
Северокавказский ФО |
|
|
|
|
|
|
|
1872 |
1901,5 |
1811,5 |
1757,75 |
|
Динамика, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
101,58 |
95,27 |
97,03 |
|
Сибирский ФО |
5138,75 |
5222,75 |
5319,5 |
5235,75 |
5020,75 |
5001,5 |
5003,75 |
4790,75 |
4686,25 |
4585,75 |
4446,75 |
-13,47 |
Динамика, % |
|
101,63 |
101,85 |
98,43 |
95,89 |
99,62 |
100,04 |
95,74 |
97,82 |
97,86 |
96,97 |
|
Уральский ФО |
2733,5 |
2632,5 |
2618 |
2612 |
2590,5 |
2623,5 |
2632,75 |
2590,5 |
2571 |
2496,5 |
2367,5 |
-13,39 |
Динамика, % |
|
96,31 |
99,45 |
99,77 |
99,18 |
101,27 |
100,35 |
98,40 |
99,25 |
97,10 |
94,83 |
|
Центральный ФО |
8459,5 |
8523,5 |
8560,75 |
8338 |
8226 |
8147,25 |
8181,5 |
8007 |
7929,25 |
7522,25 |
6513,5 |
-23,00 |
Динамика, % |
|
100,76 |
100,44 |
97,40 |
98,66 |
99,04 |
100,42 |
97,87 |
99,03 |
94,87 |
86,59 |
|
Южный ФО |
5045 |
4969,25 |
4895,25 |
4781 |
4894 |
4948,25 |
4928,25 |
3130,75 |
3016,75 |
2912,25 |
2787,75 |
|
Динамика, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
96,54 |
95,72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.3. Прирост (снижение) за период 2002- 2012 г.г. численности руководителей учреждений здравоохранения (штатных должностей), врачебных кадров, учреждений в РФ и в ФО
В среднем по РФ на 100 врачей (штатные должности) приходится 3,6штатных должностей руководителей, т.е. 1 руководитель и 3 заместителя (рис.4). Полученный показатель в 2012г. является самым низким за все годы, начиная с 2002г. В Центральном и Северо-Западном ФО этот показатель несколько ниже среднего по России. Значительное превышение имеет место в Северокавказском (4,25), Дальневосточном (4,15), и Южном (4,06) ФО.
Рис. 4. Соотношение численности руководителей (в т.ч. заместителей) учреждений здравоохранения и врачебных кадров (на 100 врачей)
Распределение руководящих кадров учреждений здравоохранения по уровням управления представлено в табл.10. Две трети руководителей (63,3%) работают в учреждениях муниципального подчинения, треть (34,3%) – в учреждениях подчинения субъектов РФ и менее 3% в федеральных учреждениях. На протяжении 2009 – 2011г.г. существенных изменений в структуре распределения руководящего корпуса по уровням управления не было.
Таблица 10
Структура руководящих кадров (физические лица) учреждений здравоохранения в зависимости от подчиненности
Учреждения |
2009 |
2010 |
2011 |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Всего по РФ |
28150 |
100 |
27730 |
100 |
26513 |
100 |
Федерального подчинения |
649 |
2,3 |
570 |
2,1 |
630 |
2,4 |
Подчинения субъектов РФ |
8803 |
31,3 |
8767 |
31,6 |
9094 |
34,3 |
Муниципального подчинения. |
18698 |
66,4 |
18393 |
66,3 |
16789 |
63,3 |
|
|
|
|
|
|
|
В то время как динамика численности руководителей в учреждениях разного уровня существенно дифференцирована. За три года (2009 – 2011г.г.) число руководителей федеральных учреждений снизилось на 2,9%, подчинения субъектов РФ – увеличилось на 3,7%, в учреждениях муниципального учреждения уменьшилось на 8,7%. Таким образом, наиболее существенные количественные изменения в руководящем составе произошли в учреждениях муниципального подчинения (табл.11).
Таблица 11
Динамика численности руководителей учреждений здравоохранения и их заместителей в зависимости от подчиненности учреждений (физические лица)
Тип учреждения |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Прирост (снижение) с 2009г. |
В целом по учреждениям РФ |
|
|
28150 |
27730 |
26513 |
-5,8 |
Рост за год |
|
|
|
98,5 |
95,6 |
|
Федерального подчинения |
|
|
649 |
570 |
630 |
-2,9 |
Рост за год |
|
|
|
87,8 |
110,5 |
|
Подчинения субъектов РФ |
|
|
8803 |
8767 |
9094 |
3,7 |
Рост за год |
|
|
|
99,6 |
103,7 |
|
Муниципального подчинения |
19770 |
21434 |
18698 |
18393 |
16789 |
-8,7 |
Рост за год |
|
108,4 |
87,2 |
98,4 |
91,3 |
|
На основании структуры основных видов учреждений здравоохранения можно косвенно судить о составе и динамике руководителей (первых лиц). На долю руководителей больниц все годы приходилось более половины общего состава руководителей при тенденции роста в структуре с 50,3% в 2002г. до 57,9% - в 2012 г. На долю главных врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (самостоятельных без стоматологических и диспансеров) приходилось от 37% в 2003 и 2004 г.г. до 21,9%в 2012г. (табл.12).
Таблица 12
Структура основных типов учреждений здравоохранения в динамике.
Наименование показателя |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Число учреждений - всего |
17627 |
17539 |
17424 |
17205 |
16753 |
16009 |
10163 |
9620 |
9476 |
9273 |
8960 |
8607 |
7986 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число больниц - всего |
8862 |
8794 |
8603 |
8425 |
8188 |
7835 |
5521 |
5285 |
5198 |
5084 |
4963 |
4800 |
4623 |
% больниц от всего учреждений |
50,28 |
50,14 |
49,37 |
48,97 |
48,87 |
48,94 |
54,32 |
54,94 |
54,85 |
54,83 |
55,39 |
55,77 |
57,89 |
Число АПУ - всего (самостоятельных, кроме стоматологических поликлиник) |
6306 |
6303 |
6387 |
6370 |
6203 |
5854 |
2549 |
2350 |
2330 |
2262 |
2147 |
2045 |
1751 |
% АПУ от общего числа учреждений |
35,77 |
35,94 |
36,66 |
37,02 |
37,03 |
36,57 |
25,08 |
24,43 |
24,59 |
24,39 |
23,96 |
23,76 |
21,93 |
Число диспансеров- всего |
1532 |
1522 |
1513 |
1501 |
1463 |
1433 |
1240 |
1152 |
1121 |
1112 |
1048 |
967 |
840 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число стоматологических учреждений - всего |
927 |
920 |
921 |
909 |
899 |
887 |
853 |
833 |
827 |
815 |
802 |
795 |
772 |
Если судить о динамике численности главных врачей учреждений здравоохранения, то в целом их состав с 2000 по 2012 г. уменьшился на 9,6 тыс. должностей, причем сокращение коснулось почти двух третей состава руководителей самостоятельных АПУ, 47,8% главных врачей больниц и 45,2% главных врачей диспансеров, в меньшей степени – руководителей стоматологических учреждений (табл.13).
Таблица 13
Динамика количества учреждений здравоохранения за период с 2000 по 2012 г.г.
Наименование показателя |
2000 |
2012 |
2000-2012 |
Убыль в % |
Число учреждений - всего |
17627 |
7986 |
9641 |
-54,7 |
Число больниц - всего |
8862 |
4623 |
4239 |
-47,8 |
Число АПУ - всего (самостоятельных, кроме стоматологических поликлиник) |
6306 |
1751 |
4555 |
-72,2 |
Число диспансеров- всего |
1532 |
840 |
692 |
-45,2 |
Число стоматологических учреждений - всего |
927 |
772 |
155 |
-16,7 |
В то же время в общем составе руководителей (и заместителей) на долю руководителей (и заместителей) АПУ в 2012г. приходилось 44,2%. Колебания этого показателя по годам несущественны, то есть, несмотря на значительное сокращение первых лиц, соотношение численности руководителей (с учетом заместителей) по основным типам учреждений сохранялось. И, если общий руководящий состав за 10 лет уменьшился на 18,8%, то численность руководителей АПУ также снизилась приблизительно на такую же величину – 18,2% (табл.14).
Таблица 14
Количественный состав и динамика численности управленческого корпуса АПУ.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012/ 2002 |
Число должностей в целом по всем учреждениям (штатных) |
34604,5 |
34595,5 |
34642,25 |
33538,5 |
32828,75 |
32681 |
32583,75 |
31839,75 |
31381,5 |
30094 |
28097,5 |
-18,8 |
Число должностей по поликлинике (штатные) |
15200,25 |
15114,5 |
15041 |
14332,75 |
13905 |
13856 |
13968,75 |
13917,5 |
14094 |
13648,5 |
12433 |
-18,2 |
Удельный вес руководителей АПУ в составе руководителей всех учреждений (в %) |
43,9 |
43,7 |
43,4 |
42,7 |
42,4 |
42,4 |
42,9 |
43,7 |
44,9 |
45,3 |
44,2 |
|
В таблице 15 представлены данные о наличии руководителей в учреждениях здравоохранения.
Таблица 15
Качественные характеристики обеспеченности руководящих должностей учреждений здравоохранения кадрами.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Укомплектованность руководящими кадрами всех учреждений, в т.ч.: |
95,23 |
95,18 |
95,77 |
95,66 |
95,62 |
учреждений муниципального уровня |
|
|
90,31 |
90,42 |
90,28 |
учреждений регионального уровня |
|
|
96,23 |
96,52 |
95,46 |
учреждений федерального уровня |
|
|
96,29 |
97,23 |
96,33 |
Укомплектованность руководящими кадрами АПУ |
95,4 |
95,48 |
95,60 |
95,33 |
95,03 |
Укомплектованность должностей руководителей учреждений здравоохранения на момент отчета обычно в среднем по РФ не превышает 96%, причем величина этого показателя достигается за счет учреждений федеральных и подчинения субъектов РФ. Ситуация с руководителями муниципальных учреждений более проблемная. В них укомплектованность должностей руководителей незначительно превышает только 90%, т.е. неукомплектованной является каждая десятая руководящая должность. Укомплектованность руководящих должностей по учреждениям различных ФО не имеет существенных различий и приближается к среднероссийскому показателю, при незначительно, но все же более высоком уровне укомплектованности в Уральском ФО и самом низком – в Северокавказском. Причем эта тенденция сохранялась в течение всего периода наблюдения (табл.16).
Таблица16
Показатели укомплектованности должностей руководителей учреждений здравоохранения в РФ и ФО.
Наименование ФО |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
95,23 |
95,18 |
95,77 |
95,66 |
95,62 |
Дальневосточный |
95,56 |
95,77 |
96,19 |
96,22 |
95,09 |
Приволжский |
95,23 |
95,10 |
95,65 |
95,43 |
95,90 |
Северо-Западный |
95,62 |
94,84 |
95,97 |
95,57 |
95,53 |
Северо-Кавказский |
|
|
93,11 |
94,20 |
94,30 |
Сибирский |
95,40 |
95,34 |
96,08 |
95,67 |
96,14 |
Уральский |
97,45 |
97,24 |
96,96 |
97,42 |
97,42 |
Центральный |
94,70 |
95,13 |
95,67 |
95,36 |
95,11 |
Южный (с 2010 года) |
|
|
|
96,15 |
95,14 |
Южный (по 2009 год) |
94,35 |
94,10 |
95,95 |
|
|
Что касается показателей укомплектованности должностей руководителей в амбулаторно-поликлинических учреждениях, то колебания показателя составляют от 93,7% в Дальневосточном ФО до 96,9% - в Уральском ФО при тенденции снижения за 2012 год в шести из восьми ФО (Дальневосточном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском, Северокавказском, Центральном) (табл.17).
Таблица17
Показатели укомплектованности должностей руководителей АПУ в РФ и ФО.
Наименование ФО |
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
|
95,4 |
95,48 |
95,60 |
95,33 |
95,03 |
Дальневосточный |
95,97 |
95,01 |
94,70 |
95,12 |
93,98 |
93,74 |
|
Приволжский |
95,42 |
95,50 |
94,81 |
95,43 |
94,56 |
95,16 |
Северо-Западный |
96,38 |
95,92 |
96,90 |
96,36 |
96,22 |
95,52 |
Северокавказский |
|
|
91,80 |
93,17 |
94,69 |
93,49 |
Сибирский |
94,95 |
95,64 |
96,07 |
95,63 |
95,83 |
95,57 |
Уральский |
96,62 |
97,33 |
97,25 |
97,74 |
97,30 |
96,88 |
Центральный |
95,27 |
95,57 |
95,76 |
95,66 |
95,53 |
94,64 |
Южный (с 2010 года) |
|
|
|
95,07 |
94,07 |
94,61 |
Южный (по 2009 год) |
92,88 |
93,67 |
94,92 |
|
|
|
Таким образом, из всех врачебных должностей, должности руководителей имеют наиболее высокие показатели укомплектованности, однако тенденция снижения этого показателя наиболее характерная для учреждений муниципального уровня, зримо проявляется в ряде регионов (Дальневосточном, Северокавказском, Южном и Центральном ФО), для которых проблема управленческих кадров учрежденческого уровня становится ощутимой реальностью.
Выводы
1. Среди врачей, работающих в аппаратах органов управления, образовательных учреждениях, НИИ на административных работников органов управления приходится только 21,3%, однако прирост численности этой группы за 10 лет составил 4 раза, притом, что численность работников вузов выросла только на 2,1%, работников НИИ - на 1,1%, преподавателей средних медицинских и фармацевтических училищ снизилась больше, чем на треть (на 38,0%). Наиболее значительный рост аппаратных работников произошел в 2005г. (в 4,3 раза) и не был обусловлен ростом кадрового состава отрасли, и сопровождалсярезким (на 57%) уменьшением количества учреждений.
2. Федеральные округа по-разному отреагировали на административную реформу. В результате в Уральском ФО рост административных работников составил 6,5 раз, в Сибирском ФО – 5,1 раз. За один 2012г. численность аппаратных работников была снижена на 5,4% при росте в городах (муниципальный уровень) на 34,8%, что послужило условием для некоторого выравнивания численности аппаратных работников на разных уровнях управления, т.к. большинство административных работников (86,9%) работают в органах управления субъектов РФ.
3.Численность руководителей учреждений здравоохранения (в том числе заместителей) в 2012 г.составила 28,1 тыс. человек. Имевшая место тенденция ежегодного сокращения численности руководителей здравоохранения была обусловлена проводимой реструктуризацией сети учреждений здравоохранения, однако осуществлялась в более щадящем режиме. При уменьшении количества учреждений на 54,2% численность руководителей снизилась на 18,8% (по отдельным регионам более чем на четверть). Это положение характерно и для руководящего состава АПУ, численность которого уменьшилась на 18,2%.
4. В среднем по РФ на 100 врачей приходится 3,9 должности руководителей учреждения, в ряде ФО этот показатель превышает 4,5. Две трети руководителей (63,3%) работают в учреждениях муниципального подчинения, треть (34,3%) – в учреждениях подчинения субъектов РФ и менее 3% в федеральных учреждениях. Наиболее существенные количественные изменения в руководящем составе произошли в учреждениях муниципального подчинения (снижение составило 8,7%.) при росте в учреждениях субъектов РФ на 3,7%.
5. На основании структуры основных видов учреждений здравоохранения можно косвенно судить о составе и динамике руководителей (первых лиц). На долю руководителей больниц все годы приходилось более половины общего состава руководителей при тенденции роста в структуре с 50,3% в 2002г. до 57,9% - в 2012 г. На долю главных врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (самостоятельных без стоматологических и диспансеров) приходилось от 37% в 2003 и 2004 г.г. до 21,9%в 2012г.
6.В общем составе руководителей (и их заместителей) учреждений здравоохраненияруководители(и их заместителей) АПУ в 2012г. составили 44,2%.Если общий руководящий состав за 10 лет уменьшился на 18,8%, то численность руководителей АПУ также снизилась приблизительно на такую же величину – 18,2%
7.Укомплектованность должностей руководителей учреждений здравоохранения на момент отчета в среднем по РФ с 2008г. не превышает 96%, причем величина этого показателя достигается за счет федеральных учреждений и учреждений подчинения субъектов РФ. Ситуация с руководителями муниципальных учреждений более проблемная. Неукомплектованной является каждая десятая руководящая должность.
8.Тенденция снижения показателя укомплектованности руководящих должностей наиболее характерная для учреждений муниципального уровня и существенно проявляется в ряде регионов (Дальневосточном, Северокавказском, Южном и Центральном ФО), для которых проблема подбора и привлечения управленческих кадров учрежденческого уровня становится насущной реальностью.
Список литературы
-
Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Изд. второе, перераб. и дополн. Москва: Логос; 2000. С. 63-66
-
Вахитов Ш.М. Блохина М.В. Подготовка и использование управленческих кадров в здравоохранении как актуальная проблема. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2008; (5): 46-48.
-
Винслав Ю.Б. Управленческая деятельность: исторические и логические предпосылки структурирования, рекомендации для практики менеджмента. Менеджмент и бизнес-администрирование 2011; (2): 4– 20.
-
Вялков А.И. Кучеренко В.З., Сырцова Л.Е. О квалификационной характеристике специалиста по общественному здоровью и управлению здравоохранением.Проблемы управления здравоохранением 2003; (1): 48-51.
- Гусева Н.К., Бердутин В.А., Введенская И.И., Соколов В.А, Доютова М.В., Красникова Л.И.. Пути совершенствования управления здравоохранением на муниципальном уровне: монография. Под общ. ред. Н.К. Гусевой// Н.Новгород: izdat.nizhgma.ru -2010. – 376 с.
-
Доклад "Здравоохранение России". П.А. Воробьев, редактор. Москва: НЬЮДИАМЕД; 2011. [Интернет]. URL: http://lib2.podelise.ru/docs/5370/index-33090.html?page=15 (Дата обращения 19.06.2014)
-
Драгобыцкий И.Н. Распределение управленческих функций в системе организационного менеджмента. Менеджмент и бизнес-администрирование 2012; (2): 170– 181.
-
Дюкарева А.М. Василевская Н.О. О некоторых особенностях управленческой деятельности руководителей ЛПУ на современном этапе. В кн.: "Новые технологии в Медицине": труды международной научно-практической конференции. Трехгорный. 1998. С. 115-116.
-
Кириллова А.Л. Кириллов A.B. О возможностях реализации американского опыта в Российском здравоохранении.Менеджер здравоохранения 2004; (3): 30-38.
-
Князев А.А.Формирование и развитие стратегического резерва руководящих кадров в здравоохранении (организационно-управленческие аспекты): дис. канд.мед.наук. Москва.2013. 214с.
-
Мальцева O.A. Руководящие кадры здравоохранения и опыт совершенствования их подготовки: дис. . д-ра мед.наук. Москва. 1998. 370 с.
-
Низамов И.Г. Управленческие кадры- ключевое звено в развитии системы охраны здоровья населения. В сб.: "Здоровье населения и оптимизация развития системы регионального здравоохранения. (Медико-социальные экономические и организационно -управленческие аспекты)": материалы Поволжско-Уральской научно-практической конференции, 11 июня 1999, Казань. 1999. Ч.1.С.185-187.
-
Сибурина Т.А. Аттаева Л.Ж., Блохина Т.И., Камынина Н.Н., Данилова Н.В., Барскова Г.Н., и др. Развитие системы управления персоналом в организациях здравоохранения: Учебное пособие. Москва: Агар; 2008. 146 с.
-
Черепанова И.С.Современные методы повышения эффективности труда руководителей. В кн.: Проблемы городского здравоохранения.Сборник научных трудов. Выпуск 6. Н.И. Вешняков, редактор. СПб.: Изд-во Научно-исследовательского института хирургии СПбГУ; 2001. С. 25-27.
References
-
Vasilenko I.A. Administration and state governance in the western countries: USA, Great Britain, France, and Germany. 2nd ed. rev. Moscow: Logos; 2000. P. 63-66. (In Russian).
-
Vakhitov Sh.M. Blokhina M.V. Training and use of administration personel in health care as an actual problem. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2008; (5): 46-48. (In Russian).
-
Vinslav Yu.B. Management activity: historical and logical backgrounds for structuring, recommendations for management practice. Menedzhment i biznes-administrirovanie 2011; (2): 4– 20. (In Russian).
-
Vyalkov A.I. Kucherenko V.Z., Syrtsova L.E. Qualifing characteristics of a specialist in public health and and health care management. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2003; (1): 48-51. (In Russian).
-
Guseva N.K., Berdutin V.A., Vvedenskaya I.I., Sokolov V.A, Doyutova M.V., Krasnikova L.I. Ways to improve health care management at a municipal level: Monograph. N.K. Guseva, editor. N.Novgorod: izdat.nizhgma.ru -2010. 376 p. (In Russian).
-
“Health care in Russia”. Report. P.A. Vorob'ev, editor. Moscow: N''YuDIAMED. [Internet] 2011[cited 2014 Jun 19]. Available from: http://lib2.podelise.ru/docs/5370/index-33090.html?page=15 (in Russian).
-
Dragobytskiy I.N. Distribution of management functions in the organizational management system. Menedzhment i biznes-administrirovanie 2012; (2): 170–181. (In Russian).
-
Dyukareva A.M. Vasilevskaya N.O. On some features of management activity of administration of health care facilities at the present stage. In: “New technologies in medicine” Proceedings of International Scientific and Practical Conference. Trekhgornyy. 1998. P. 115-116. (In Russian).
-
Kirillova A.L. Kirillov A.B. On the feasibility of implementation of Americal experience in Russain healthcare. Menedzher zdravookhraneniya 2004; (3): 30-38. (In Russian).
-
Knyazev A.A. Formation and development of strategic reserve of administrative personnel in healthcare (administrative and organization aspects). Cand.Med.Sci [dissertation] Moscow. 2013. 214 p. (In Russian).
-
Mal'tseva O.A. Management personnel of healthcare and experience in improving their training. Dr.Med.Sci [dissertation]. Moscow. 1998. 370 p. (In Russian).
-
Nizamov I.G. Administrative staff is a key element in development health care system. In: “Population health and optimization of development of regional health care (Health , social, economic and organization aspects) )”. Volga-Ural Scientific and Practical Conference. 1999 June 11. Kazan'. Conference proceedings. Part1, P.185-187. (In Russian).
-
Siburina T.A. Attaeva L.Zh., Blokhina T.I., Kamynina N.N., Danilova N.V., Barskova G.N., et al. Development of the system for personnel management in health care facilities: Training manual. Moscow: Agar; 2008. 146 p. (In Russian).
-
Cherepanova I.S. Current methods for increasing the efficincy of administrative staff activity. In: Problems of urban health care. Collection of scientific works. Issue 6. N.I. Veshnyakov, editor. St.Petersburg: Research Institute for Surgery. Publishing House of Research Institute for Surgery. St.Petersburg State University; 2001. P. 25-27. (In Russian).
Просмотров: 16719
|