Маркетинговый анализ потребности населения в биосоциально-информационных технологиях в условиях курорта |
01.09.2014 г. | ||||||
С.В. Королёв
Marketing analysis of community need in biosocial and information technologies in the context of therapeutic resort Резюме. Актуальность. Активная реструктуризация отечественного здравоохранения не может осуществляться без оптимизации управления отраслью. Внедрение рыночных отношений в деятельность лечебно-профилактических учреждений, в том числе и санаториев, заставляет руководителей заострить внимание на маркетинговых процессах по изучению и удовлетворению спроса на все виды медицинских услуг. Для санаторно-курортных организаций, являющихся производителями и продавцами медицинских услуг реабилитационного и профилактического направления, важной задачей следует считать формирование спроса и в зависимости от его вида применять и развивать определенную маркетинговую деятельность. Важное значение при этом имеет знание характеристики потребителей санаторно-курортных и образовательных услуг. Цель исследования: Анализ востребованности здоровьесберегающих информационных технологий потребителями санаторно-курортных услуг для достижения успеха максимального эффекта в формировании ценности здоровья в сознании каждого человека, потребности в его сохранении. Задачи исследования: а) изучить отношение пациентов к обучению навыкам здорового образа жизни на базе санатория; б) определить основные здоровьесберегающие технологии и знания способов сохранения и поддержания здоровья среди пациентов. Результаты. Наиболее высокая востребованность свойственна респондентам мужского пола, старших возрастных групп, имеющих плохое здоровье, страдающих сердечно-сосудистой и особенно сочетанной патологией с давностью заболевания менее 5 лет, обладающих высокой медицинской активностью, связывающих свое заболевание с неправильным образом жизни и оценивающих свои познания в области здорового образа жизни на удовлетворительно и ниже. На востребованность здоровьесберегающей информации оказывают влияние такие факторы, как платежеспособность и социальный статус пациентов. Практическая ценность работы. Полученные результаты позволяют обоснованно включать восстановительное и оздоровительное лечение в перечень гарантированных социальных услуг для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, инвалидов, нуждающихся в социальной защите. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; пациенты; санаторий; восстановление; потребность. Abstract. Background. Active restructuring of the national healthcare is impossible without improving management of healthcare. Introduction of market relations into the work of health care facilities including health resorts makes the managers focus on marketing processes on analyzing and meeting demands for all types of health services. Therapeutic resorts that produce and sell rehabilitation and therapeutic services should focus on shaping demand for services and practicing and developing certain marketing activities with due regard to the type of services demanded. Knowing profile of consumers of therapeutic and educational services becomes, therefore, of great value. The aim of the study was to analyze demand for health-preserving information technologies among consumers of therapeutic resort services to achieve greater success in developing appreciation of health value and demand for preserving health among people. Objectives included the following: a) to analyze attitude of patients towards their education in healthy life style at therapeutic resorts; b) to identify major health-preserving technologies and knowledge of maintaining and preserving good health among the patients. Results. The analysis showed that the highest demand was identified among male respondents of older age groups with poor health, with cardiovascular diseases especially with co-morbidities that develop less than 5 years ago, that are highly medically active, and that associate their disease with unhealthy life style and rate their knowledge of healthy life style as satisfactory or poor. Such factors as ability to pay and social status of patients affect demand for health-preserving technologies. Practical implications. The study results help legitimately include rehabilitation and therapeutic treatment in the list of guaranteed social services for people with chronic conditions, and disabled people that need social protection. Keywords: health-preserving technologies; patients; therapeutic resort; rehabilitation; demand. Введение: Здоровье человека и общества во все времена является главным достоянием, основой и смыслом жизнедеятельности. Любое демократическое государство в качестве главной стратегической задачи должно рассматривать заботу о здоровье нации, что отвечает идеям гуманизма и социальной справедливости. Исходя из биосоциальной сущности человека, его здоровье определяется физическим, духовным и социальным благополучием [1,2,3,4]. Здоровье, являясь сложной биосоциальной категорией, представляет собой интегративный конечный результат политики государства, создающего условия гражданам для отношения к своему здоровью как непреходящей ценности. В нашем понимании социальное здоровье есть категория, отражающая уровень и качество жизни населения, его духовные и нравственные ценности, способность и возможность осуществлять биологические и социальные функции, полноценно реализовать свой творческий и трудовой потенциал, направленный на созидание материальных благ, охрану экологического благополучия, государственную безопасность, а также наличие условий и внутренней потребности к поддержанию физического, психического здоровья на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях [5,6,7]. Определяется социальное здоровье, главным образом, политикой государства, которое должно быть заинтересовано в создании условий для воспроизводства населения, сохранения его трудоспособности, оказания медицинской помощи и восстановительного лечения. Следовательно, популяционное, групповое и индивидуальное здоровье во многом зависят от приоритета здоровья нации в системе государственных принципов и ценностей. В связи с тем, что в современной ситуации значительная часть населения находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, высокого уровня достигли реактивные неврозы и суициды, депрессии, алкоголизм, табакокурение, наркомании, антисоциальные вспышки, преступность [8,9,10]. Все это дает основание исследователям признать состояние здоровья населения России критическим, требующим осуществления неотложных мер как со стороны государства, так и системы здравоохранения. Восприятие результатов восстановительного лечения, настроенность на дальнейшее продолжение здоровьесберегающего поведения, связано с соответствием предъявляемых требований пациентами, их установок, ожиданий со всем комплексом предоставленных санаторно-курортных услуг [11]. В связи с этим, маркетинговые исследования, выясняющие потребность различных групп населения в определенных видах реабилитационных услуг, являются необходимым инструментом для достижения положительного результата. Результаты и обсуждение. Проведенный нами маркетинговый анализ позволяет сделать вывод о большей востребованности потребителями физиотерапевтических, нетрадиционных и природно-климатических оздоровительных услуг. Оказалось, что из отмеченных позиций предложенного перечня санаторно-курортных услуг ни один респондент не отметил медикаментозное лечение в чистом виде. Только 10,6 из 100 респондентов указали на комплексную терапию, в которую входили и лекарственные препараты в условиях курорта[2]. Для достижения успеха максимального эффекта в формировании ценности здоровья в сознании каждого человека, потребности в его сохранении с целью своей конкурентоспособности на рынке труда, повышения уровня и качества жизни непременным условием является анализ убеждений, отношений, ценностных представлений и поведенческих проявлений среди различных групп населения. В связи с этим, нами было выяснено отношение пациентов к обучению навыкам здорового образа жизни на базе санатория. Востребованность здоровьесберегающей информационной технологии определяли среди пациентов, восстанавливающих здоровье на курорте ранее и получающих санаторно-курортные услуги впервые. Те респонденты, которые в прошлом поправляли свое здоровье в санатории, лучше осведомлены о здоровом образе жизни. Они дали положительный ответ в 89,8 случаях из 100 ответов против 68,6 из 100, не бывавших ранее в санатории (р< 0,05). Кроме того, они выше оценили и свои знания по здоровому образу жизни по пятибалльной системе. Отлично оценили их 19,0 на 100 ранее отдыхавших в санатории (против 15,5 на 100 не бывавших ранее на курорте, р>0.05). На хорошо соответственно 31,7 и 14,7 из 100 анкетированных, на удовлетворительно—42,8 против 48,9. Неудовлетворительно поставили сёбе 4,8 из 100 лечившихся на курорте ранее и 6,7 на 100 респондентов альтернативной группы (при р>0,05) Выявлена средней силы корреляционная связь между самооценкой уровня знаний по здоровому образу жизни и пребыванием в санатории ранее (0,45 ±0,09). Предпочитающие санаторий, считают себя более информированными о здоровом образе жизни. Они дали такой ответ в 80,6 случаях из 100 опрошенных, а отдыхавшие ранее в других санаториях - в 71,4 (р< 0,05). Отличную оценку поставили себе 29,0 из 100 пациентов, прошедших лечение в специализированном кардиологическом центре санатория, против 10,6 из числа не отдыхавших ранее (р< 0,05). Они в 1,9 раза меньше оценили свои знания на удовлетворительно (22,6 против 42,6). Корреляционный анализ выявил взаимосвязь средней силы между этими явлениями (г=0,36±0,09). Большая часть респондентов (78,0 из 100 опрошенных) считает целесообразным обучение навыкам здорового образа жизни в условиях санатория. Только 6,1 отрицают необходимость этого, а 8,3 из 100 респондентов сомневаются. Отрицающих целесообразность проведения занятий по здоровому образу жизни в 3 раза больше среди мужчин (9,1 на 100 против 3,0), как и сомневающихся в этом (9,1 против 7,6, при р < 0,05). Сомневаются больше молодые пациенты (14,3 в возрасте от 20 до 29 лет против 5,6, 5,4, 9,3, 4,2 на 100 опрошенных соответственно возрастным группам - 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет, 60-69 лет, при р < 0,05). Пациенты с длительным течением заболевания более склонны к выполнению принципов здорового образа жизни. Так, имеющие стаж болезни менее пяти лет, в 53,3 случаях на 100 ответили, что знают элементы здорового образа жизни, свыше 15-ти лет знают об этом в 74,1 случаев. Востребованность информации по здоровому образу жизни в большей степени свойственна лицам с высшим образованием. По данным нашего медико-социологического исследования согласие с целесообразностью проведения обучения здоровому образу жизни высказали 64,3 из 100 опрошенных со средним образованием, 75,0 - со средним специальным образованием и 80,4 - с высшим (р< 0,05). С уровнем образования связано отрицание целесообразности обучения здоровому образу жизни (14,3 на 100 опрошенных первой группы, 4,2 -второй и 5,4 — третьей, при р < 0,05). Определенную роль в формировании интереса к образовательным программам играет социальное положение пациентов. Лечение в санатории повышает востребованность обучения принципам и навыкам здорового образа жизни. Так, респонденты, проходившие медицинскую реабилитацию в санатории ранее, высказались за целесообразность проведения занятий по здоровьесохранному поведению в 83,5 случаях на 100 опрошенных, а не отдыхавшие там ранее - в 73,2, р < 0,05. Среди них меньше отрицающих целесообразность этого (5.4 против 7,4) и сомневающихся (4,0 против 14,8). Те, кто оценил свои знания по здоровому образу жизни на удовлетворительно, больше стремятся повысить их уровень (90,0 из 100 опрошенных), чем оценившие их на "отлично" (73,7). Для целенаправленного внедрения идеи здорового образа жизни в сознание определенной целевой группы и достижения максимальной эффективности социального маркетинга были выяснены наиболее значимые для пациентов разных групп аспекты здорового образа жизни. Выяснилось, что у всех категорий больных самыми важными аспектами являются способы сохранения здоровья. Вторыми по значимости оказались методы оздоровления. Мужчины в большей степени, чем женщины, предпочитают услышать о том, как правильно оздоравливаться при том или ином заболевании (33,3 на 100 опрошенных против 16,7 при р <0,05), а женщин больше устраивает информация, как сохранить здоровье (36,2 и 28,8 соответственно, при р >0,05). Молодых (20-29 летних) больше интересует информация о том, как сохранить здоровье (28,6 на 100 опрошенных), как правильно питаться, чтобы сохранить здоровье (14,3) и как бросить курить (14,3). Для лиц в возрасте наибольшей трудовой активности (40-49 лет) наиболее востребованной также является информация о том, как сохранить здоровье. Пациентам пожилого возраста (60-79 лет) больше нужна информация о том, как оздоравливаться при их болезнях. Для повышения интереса пациентов к получению информации по здоровому образу жизни в условиях санатория, выбора оптимальной для них формы обучения было выяснено их мнение по этому вопросу. Оказалось, что наиболее востребованной формой обучения является индивидуальная, в виде бесед, на которую указало более половины респондентов (55,3 из 100 опрошенных). При проведении социального маркетинга имеют значение такие демографические критерии сегментирования рынка, как возраст и социальный статус. Так, выявлено, что преобладающим источником знаний по здоровому образу жизни у респондентов 40-49 лет, 50-59 и 60 лет и старше, являются медицинские работники и лечащие врачи (соответственно 74,4, 70,3 и 71,6). От медицинских работников и лечащего врача хотят услышать информацию о здоровом образе жизни 68,6% рабочих, 73,6% служащих и 81,1% пенсионеров. Результаты проведенного опроса свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к преподнесению здоровьесберегающей информации в зависимости от степени подготовленности целевой группы воздействия. Нами проведен маркетинговый анализ потребности в биосоциальной здоровьесберегающей информации среди реальных потребителей реабилитационных услуг с помощью расчета коэффициента востребованности (к). Таким образом, на основании ответов пациентов, проходящих лечение в условиях санатория, можно сделать вывод о высокой востребованности информации по здоровому образу жизни, о путях сохранения и поддержания здоровья. Наиболее высокий коэффициент востребованности свойственен респондентам мужского пола, старший возрастных групп, имеющих плохое здоровье, страдающих сердечно-сосудистой патологией с давностью заболевания менее пяти лет, обладающих высокой медицинской активностью, связывающих свое заболевание с неправильным образом жизни и в то же время оценивающих свои познания в области здорового образа жизни на удовлетворительно и ниже. Особого внимания заслуживают пациенты молодого возраста, имеющие среднее образование, не осведомленные о здоровом образе жизни, его ценности для здоровья, отличающиеся низкой медицинской активностью. Низкая востребованность информации по здоровому образу жизни требует проведения с этой категорией населения конверсионного маркетинга по повышению ценности здоровья с целью увеличения их желания получить знания по сохранению и восстановления здоровья, немедикаментозным способам оздоровления и, следовательно, ожидать востребованность населением биосоциально-информационных технологий при условии дифференцированного подхода к разным целевым сегментам. Выводы.
Список литературы:
References:
Просмотров: 18512
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 01.09.2014 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|