О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №4 2014 (38) arrow Анализ потребности в дополнительном профессиональном образовании врачей стоматологического профиля г. Москвы и Московской области и разработка перспективного плана дополнительного профессионального образования
Анализ потребности в дополнительном профессиональном образовании врачей стоматологического профиля г. Москвы и Московской области и разработка перспективного плана дополнительного профессионального образования Печать
01.09.2014 г.

А.А. Алейников
ООО «Центр Биотической стоматологии», Москва

Needs analysis for continuous professional education of dental care specialists in Moscow city and Moscow region and development of a perspective plan of continuous professional education
“Biotonic Dental Center” Limited Liability Company, Moscow

Резюме. Актуальность исследования. Заболевания зубов и полости рта продолжают занимать ведущее место в общей структуре заболеваемости населения Российской Федерации. К 2 годам 80,2% детей нуждаются в помощи стоматолога, у 70,8% подростков выявляются заболевания. Болезни зубов и полости рта отрицательно влияют на состояние других систем организма человека, снижают его резистентность и инфекционным заболеваниям и служат причиной развития хронической патологии.

В значительной мере на уровень стоматологического здоровья населения всех возрастов влияет профессионализм врачей-стоматологов различного профиля. Всё это подтверждает необходимость повышения профессионального уровня врачей-стоматологов и разработки плана концептуальной модели повышения квалификации врачей-стоматологов.

Цель исследования: определение потребности в дополнительном профессиональном образовании и повышении квалификации врачей-стоматологов и разработка концептуальной модели планирования их профессиональной переподготовки.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ существующего объёма последипломного обучения врачей стоматологического профиля в центральных городских стоматологических поликлиник г. Москвы и Московской области.
  2. Определение потребности врачей-стоматологов различной специализации по видам дополнительного образования.
  3. Разработка перспективного плана последипломной подготовки и повышения квалификации.

Результаты. Исследование показало, что показатели потребности в дополнительном профессиональном образовании имеют конкретное практическое предназначение. Расчёт дифференцированных показателей среднегодовой потребности в специализации, общем и тематическом усовершенствовании врачей-стоматологов разных специальностей обеспечивает орган управления здравоохранением г. Москвы и Московской области инструментом для планирования их дополнительного профессионального образования.

Практическая ценность работы. Оценённые показатели потребности в повышении квалификации и повышении специализации врачей-стоматологов г. Москвы и Московской области позволили разработать перспективный план дальнейшего усовершенствования.

Ключевые слова: врачи-стоматологи; профессиональная переподготовка; повышение квалификации; перспективный план.

Abstract. Background. Dental and mouth problems continue to account for the major share in the overall morbidity structure in the Russian Federation. By age two, 80.2% of kids need dental care, dental problems are diagnosed in 70.8% of teens. Dental and mouth problems negatively affect other systems of the human body decreasing resistance to infections and causing chronic pathologies.

Professional skills of dentists of different specialty have a significant impact on dental health of the population of all age groups. All that only reaffirms the need for professional development of dentists and elaboration of a conceptual framework for advanced training of dentists.

The aim of the study was to assess the need for continuous professional education and advanced training of dental care providers and to develop a conceptual framework to plan professional retraining.

Objectives of the study included the following:

  1. Analyze current amount of postgraduate training of dentists at central city dental clinics in Moscow city and Moscow Region.
  2. To identify needs in further education among dentists of different specialty by type of education.
  3. To develop a perspective plan of postgraduate training and advanced training.

Results. The study showed that indicators of the need in continuous professional education have a practicable applicability. Calculation of differentiated indicators of annual average need in residency training and general and topical advanced training of dentists of different specialty provides the healthcare administration of Moscow city and Moscow Region with a tool to plan continuous professional education.

Practical implications. Estimated indicators of the need in advance training and residency training of dentists in Moscow city and Moscow Region helped to develop perspective plan of further education.

Keywords: dentists; professional retraining; advanced training; perspective plan.

Введение. По определению ВОЗ: «Непрерывное образование - это обучение, которое осуществляется индивидуумом после окончания базисного медицинского образования или предпринимается после специализации и способствует повышению компетенции специалиста» [1,2,3,4].

В России основные этапы формирования последипломного образования выпадают на XX столетие, хотя отдельные элементы последипломнои подготовки врачей имели место с середины XIX века Создание государственных образовательных стандартов, как документов определяющих общие требования к структуре образования, образовательным программам и условиям их реализации, уровню подготовки и компетентности специалиста, является важным шагом в реформировании системы подготовки стоматологических кадров [5,6,7]. Однако, появившись на этапе вузовского образования, эти документы только начинают создаваться в системе послевузовского обучения. Всё это говорит о необходимости детальной проработки данного вопроса [8,9,10].

Результаты и обсуждение. Среднегодовая потребность врачей-стоматологов Москвы и Московской области в повышении квалификации составляет 14 случаев обучения на 100 врачей, что включает в себя потребность в специализации (профессиональной переподготовке) - 0,7 случая, в общем усовершенствовании — 4,6 случая и в тематическом усовершенствовании - 8,7. Различия этого показателя между стоматологами разных специальностей достаточно умеренные: от 12,9 случая на 100 врачей-ортодонтов до 14,8 случая на 100 стоматологов-ортопедов.

Среднегодовая потребность в дополнительном профессиональном образовании врачей стоматологического профиля Москвы близка аналогичным показателям в других регионах России. Потребность в специализации (профессиональной переподготовке) определяют, в основном, миграционные процессы из одной стоматологической специальности в другую. Наше исследование показало, что наиболее часто врачи переходят в ортопедическую стоматологию, стоматологию общей практики и ортодонтию.

Прямым подтверждением этих процессов являются показатели годовой потребности в специализации: самые высокие у стоматологов-ортопедов - 1,8 случая, стоматологов общей практики - 1,5 случая и у ортодонтов- 0,9 случая на 100 специалистов. Одновременно установлено, что реже всего врачи-стоматологи меняют свою специальность на специальность стоматолога-терапевта, чем объясняется самый низкий показатель потребности в переквалификации по терапевтической стоматологии -0,1 случая на 100 терапевтов. Среднегодовой показатель потребности в общем усовершенствовании значительно выше аналогичного показателя в специализации - 4,6 случая обучения на 100 врачей-стоматологов. Существенные отличия от среднего показателя отмечены у стоматологов-ортопедов - 6,8 случая (самая высокая потребность) и у стоматологов-хирургов - 3,1 случая (самая низкая потребность). У врачей остальных стоматологических специальностей потребность в общем усовершенствовании колеблется в пределах 4,0 -5,1 случая обучения на 100 специалистов.

В тематическом усовершенствовании среднегодовая потребность составляет 8,7 случая повышения квалификации на 100 врачей-стоматологов. Самый высокий уровень потребности установлен у детских стоматологов и стоматологов-хирургов (9,9 и 9,7 случаев последипломного обучения на 100 врачей соответствующей специальности). Как уже отмечалось, в кругу стоматологов-ортопедов Москвы и Московской области потребность в тематическом усовершенствовании, на момент обследования, была ниже потребности в общем усовершенствовании и равнялась 6,2 случая обучения на 100 ортопедов. Это самый низкий показатель потребности в тематическом усовершенствовании.

Так же ниже среднего подобный показатель у врачей-ортодонтов - 6,9 случая I на 100 ортодонтов. В контингентах стоматологов-терапевтов и стоматологов общей практики потребность в тематическом усовершенствовании составляет 9,2 и 8,7 случаев обучения на 100 врачей соответствующей специальности.

Таким образом, сравнительный анализ показателей среднегодовой потребности врачей разных стоматологических специальностей Москвы и Московской области в дополнительном профессиональном образовании подтвердил целесообразность дифференцированного (применительно к специальностям) подхода к планированию повышения их квалификации.

Колебания годовых показателей потребности на 2008-2012 гг. и, главным образом, очень высокая потребность на 1-й год пятилетия свидетельствуют о многолетнем нереализованном спросе на обучение, недостаточном охвате специалистов повышением квалификации. Подобное положение обычно складывается при отсутствии обоснованных нормативов для текущего и перспективного планирования дополнительного профессионального образования, недостаточной мощности учебных баз для последипломной подготовки врачей, недостаточных организационных и управленческих решениях местного органа здравоохранения. Обеспечение органа управления здравоохранением Москвы и Московской области дифференцированными показателями потребности в дополнительном последипломном образовании и пятилетним планом усовершенствования врачей стоматологического профиля, позволит сделать реальные, научно обоснованные шаги в оптимизации данного процесса.

Разработка перспективного плана дополнительного профессионального образования врачей стоматологического профиля Москвы являлась одной из основных задач настоящего исследования. Для решения данной задачи были использованы:

- прогнозируемая на пятилетие (2013-2017 г.г.) численность врачей-стоматологов в Москве и Московской области;

- среднегодовые показатели потребности в основных видах

дополнительного профессионального образования врачей-

стоматологов разных специальностей.

Методом экстраполяции, исходя из тенденций изменения количества врачей-стоматологов в г. Москве за период 2008-2012 г.г., нами был сделан прогноз среднегодовой численности специалистов стоматологического профиля на 2013-2017 г.г. (Таблица 1.)

Таблица 1

Среднегодовая прогнозируемая численность врачейстоматологического профиля г. Москвы на 2013-2017 г.г.(в абс. числах)

Специальность врача-стоматолога Среднегодовая прогнозируемая численность врачей
Терапевтическая стоматология 2912
Хирургическая стоматология 403
Ортопедическая стоматология 755
Ортодонтия 171
Детская стоматология 839
Всего 5080

Рассчитанные среднегодовые, дифференцированные по отдельным стоматологическим специальностям и видам дополнительного профессионального образования показатели потребности в повышении квалификации были использованы для определения числа специалистов стоматологического профиля г. Москвы и Московской области, нуждающихся в различных видах последипломного обучения на центральных базах. Это легло в основу для разработки перспективного плана их дополнительного образования на пятилетний (2013-2017 г.г.) период (Таблица 2.).

Таблица 2

План ежегодного привлечения врачей-стоматологов г. Москвы и Московской областикразличным видам дополнительного профессионального образования в период 2013-2017 г.г

Специальность врача- стоматолога Число врачей соответствующей специальности под лежащих обучению на циклах усовершенствования (в абс. числах)
  Специализация (профессио- нальная переподготовка) Общее усовер- шенствование Тематическое усовершен- ствование Всего
Терапевтическая стоматология 3 125 268 396
Хирургическая стоматология 4 12 39 55
Ортопедическая стоматология 14 51 47 112
Детская стоматология 3 34 83 120
Ортодонтия 2 9 12 23
Всего 26 231 449 706

В указанный пятилетний период (2013-2017 гг.) будут ежегодно нуждаться в усовершенствовании 706 врачей стоматологического профиля системы здравоохранения г. Москвы и Московской области, в том числе в специализации (профессиональной переподготовке) - 26 человек, в общем усовершенствовании - 231 человек и в тематическом усовершенствовании - 449 человек.

Наиболее высокая (в абсолютных числах) нуждаемость в повышении квалификации среди стоматологов-терапевтов, детских стоматологов и стоматологов-ортопедов, поскольку они являются самыми многочисленными группами специалистов стоматологического профиля. Незначительное количество нуждающихся в усовершенствовании врачей-ортодонтов объясняется двумя причинами:

- общей малочисленностью этой категории специалистов (168 чел.);

- большим числом среди них лиц пенсионного возраста (свыше 30%), чью временную перспективу на продолжение трудовой деятельности прогнозировать весьма затруднительно. В этой связи, врачи, достигшие 60 лет, на повышение квалификации не планировались. Так как все лица, завершившие 5-летнее обучение в ВУЗе, в обязательном порядке проходят первичную специализацию в интернатуре (определённая часть в ординатуре), то такой вид обучения, в рамках дополнительного профессионального образования, как специализация выполняет в настоящее время задачу профессиональной переподготовки. И показатели потребности в специализации (переподготовке) характеризуют, в частности, миграционные тенденции переходов врачей-стоматологов из одной специальности в другую, а также степень их интереса к отдельным узким направлениям своей профессии.

Этим объясняется самое большое число врачей-стоматологов, нуждающихся в переподготовке по ортопедической стоматологии (ежегодно по 14 человек), что кратно превышает аналогичный показатель нуждаемости среди стоматологов-терапевтов и детских стоматологов (по 3 человека), а также стоматологов-хирургов (4 человека в год). Количество врачей-стоматологов ежегодно подлежащих повышать квалификацию на циклах общего усовершенствования варьирует от 9 врачей- ортодонтов до 125 специалистов по терапевтической стоматологии.

Наибольшее число специалистов должно проходить тематическое усовершенствование. Эти цифры колеблются от 12 человек по ортодонтии до 268 человек по терапевтической стоматологии. Ещё раз обращает на себя внимание положение среди врачей- ортопедов, когда число нуждающихся в общем усовершенствовании больше, чем в тематическом (обычное соотношение количества общих усовершенствований с тематическими - 1 : 4-6). Это явилось следствием недостаточной управляемости процессом последипломного обучения в предшествующие годы со стороны руководителей ЛПУ и органов здравоохранения.

За пятилетие 2013-2017 гг. подлежат обучению на центральных базах по всем видам дополнительного профессионального образования 3530 врачей стоматологического профиля здравоохранения г. Москвы и Московской области, в том числе должны пройти переквалификацию - 130 человек, общее усовершенствование — 1155 человек и тематическое усовершенствование — 2245.

Количество врачей по отдельным стоматологическим специальностям, нуждающихся в различных видах повышения квалификации в 2013-2017 г.г. представлено в таблице 3.

Таблица 3

План дополнительного профессионального обучения врачей стоматологического профиля здравоохранения г. Москвы и Московской области на пятилетний период 2013-2017 гг.

Специальность врача- стоматолога Число врачей соответствующей специальности под лежащих обучению на циклах усовершенствования (в абс. числах)
Специализация (профессиональная переподготовка) Общее усовер- шенствование Тематическое усовершенствование Всего
Терапевтическая 15 625 1340 1980
стоматология        
Хирургическая 20 60 195 275
стоматология        
Ортопедическая 70 255 235 560
стоматология        
Детская 15 170 415 600
стоматология        
Ортодонтия 10 45 60 115
Всего 130 1155 2245 3530

Перспективный план дополнительного профессионального образования является одним из инструментов органов здравоохранения Москвы и Московской области для улучшения последипломного обучения врачебных стоматологических кадров и поддержания их профессиональной компетенции на необходимом уровне.

Перспективный план дополнительного профессионального образования является одним из инструментов органов здравоохранения Москвы и Московской области для улучшения последипломного обучения врачебных стоматологических кадров и поддержания их профессиональной компетенции на необходимом уровне.

Выводы. Резюмируя основные положения настоящего исследования можно констатировать, что используя специально разработанный алгоритм, на основе первичных материалов, была определена пятилетняя и годовая потребность стоматологической службы Москвы и Московской области в дополнительном профессиональном образовании. Интенсивные показатели потребности (число случаев обучения на 100 врачей) были рассчитаны на каждую стоматологическую специальность по всем видам обучения (специализация, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование).

Анализ этих показателей выявил значительные отличия между ними как по видам обучения (3,3 случая - для специализации; 23,1- для ОУ; 43,3 -для ТУ), так и между специальностями (потребность в специализации для терапевтов составила 0,5 случая на 100 терапевтов, а для ортопедов - 8,9 случая). Тем самым подтверждается оправданность определения дифференцированных показателей потребности в последипломном обучении.

Полученные плановые цифры количества врачей-стоматологов Москвы, подлежащих ежегодному обучению на центральных базах (706 человек), являются предметом серьёзного анализа для органов здравоохранения местного и федерального уровней. По оценкам руководства стоматологической службы Москвы, возможности учебных баз города недостаточны для такого количества обучаемых. Тем более, что все учебные заведения последипломного образования столицы являются федеральными и предназначены для усовершенствования врачей всех регионов России. Это может поставить вопрос о расширении существующих баз, или о сокращении продолжительности циклов обучения, или о принятии каких-либо третьих решений.

Список литературы:

  1. Виноградов Т.Ф. Новые материалы для реставрации зубов и программы обучения. Новое в стоматологии 1993. (2):25-26.
  2. Вишняков Н.И., Гусев О.А., Кураскуа А.А. Оценка качества проведения семинаров по повышению квалификации врачей-стоматологов. Стоматология 1998 (6):65-66.
  3. Волков В.Е., Шарапова О.В., Бирг Н.А. Последипломная подготовка врача (мнение интернов). Здравоохранение Российской Федерации 1996; (1):30-32.
  4. Дьяченко В.Г., Капитоненко Н.А., Пудовкина Н.А., Потылицына Л.К. Система контроля качества медицинской помощи. Медицинское страхование 2006; 13-14 (1-2):47-51.
  5. Жуков В.А., Мачула Г.Б. Показатели удовлетворённости провизоров своей специальностью, должностью и квалификацией. Военно-медицинский журнал 1996; (3):55-58.
  6. Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями. Москва: Литтера; 2010. 172 с.
  7. Лисицын Ю.П. Инновации в управлении медицинскими организациями. Москва; 2010. 172 с.
  8. Полубенцева Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи: Методические рекомендации. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2006. 60 с.
  9. Шильникова Н.Ф., Ходакова О.В. Социально-психологические аспекты управления муниципальным лечебным учреждением в условиях реформирования отрасли. Проблемы управления здравоохранением 2004;19(6):42-45.

References:

  1. Vinogradov T.F. New materials for dental restoration and training programs. Novoe v stomatologii 1993; (2):25-26. (In Russian).
  2. Vishnyakov N.I., Gusev O.A., Kuraskua A.A. Assessment of the quality of postgraduate training workshops for dentists. Stomatologiya 1998; (6):65-66. (In Russian).
  3. Volkov V.E., Sharapova O.V., Birg N.A. Postgraduate medical training (opinion of the interns). Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 1996; (1):30-32. (In Russian).
  4. D'yachenko V.G., Kapitonenko N.A., Pudovkina N.A., Potylitsyna L.K. The system to control health care quality. Meditsinskoe strakhovanie 2006; 13-14 (1-2):47-51. (In Russian).
  5. Zhukov V.A., Machula G.B. Indicators of pharmacists’ satisfaction with their profession, post, and qualification. Voenno-meditsinskiy zhurnal 1996; (3):55-58. (In Russian).
  6. Lebedev A.A., Goncharova M.V., Serebryanskiy O.Yu., Lebedev N.A. Innovations in management of health care facilities. Moscow: Littera; 2010. 172 p. (In Russian).
  7. Lisitsyn Yu.P. Innovations in management of health care facilities. Moscow; 2010. 172 p. (In Russian).
  8. Polubentseva E.I., Ulumbekova G.E., Saytkulov K.I. Clinical recommendations and quality indicators in management of health care quality: Methodical guidelines. Moscow: GEOTAR-Media; 2006. 60 p. (In Russian).
  9. Shil'nikova N.F., Khodakova O.V. Social and psychological aspects of management of municipal health care facilities in conditions of reforms. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2004;19(6):42-45. (In Russian).

Просмотров: 9102

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.09.2014 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search