О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №5 2014 (39) arrow Основные направления реализации концепции развития здравоохранения 2020 на примере функционирования Федерального Центра сердечно-сосудистой хирургии, г. Хабаровск
Основные направления реализации концепции развития здравоохранения 2020 на примере функционирования Федерального Центра сердечно-сосудистой хирургии, г. Хабаровск Печать
25.11.2014 г.

С.А. Богачевская1, В.Ю. Бондарь1,2, Н.А.Капитоненко2, А.Н. Богачевский1
1
ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Хабаровск
2ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный дальневосточный университет Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Хабаровск

S.A. Bogachevskaia1, V.Y.Bondar1,2, N. A. Kapitonenko2, A. N. Bogachevskiy1
Major implementation directions of healthcare development 2020 concept exemplified by federal centre for cardiovascular surgery (Khabarovsk)

1 Federal Centre for Cardiovascular Surgery, Khabarovsk, Russia
2Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Russia

Резюме. Прослежены основные направления реализации Концепции развития Здравоохранения 2020 на примере функционирования Федерального Центра сердечно-сосудистой хирургии, г. Хабаровск.

С целью формирования оптимальной структурно-функциональной модели системы здравоохранения на основе активного внедрения современных информационных и организационных технологий, а также в связи с неспособностью центральных научно-исследовательских институтов и функционирующих региональных лечебно-профилактических учреждений удовлетворить потребности в оказании высокоспециализированной медицинской помощи настоящей Концепцией было предусмотрено создание и функционирование Федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии.

Согласно программе Концепции по обеспечению качества и доступности медицинской помощи, представленные данные результатов деятельности Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии (г. Хабаровск) демонстрируют значительный рост объемов медицинской помощи и улучшение основных показателей работы хирургического стационара.

За время работы Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии (г. Хабаровск) подготовлены десятки специалистов с целью формирования кадрового состава новых центров, освоены и внедрены новые для Дальнего Востока методики лечения, значительно снижена доля первичного выхода на инвалидность при сердечно-сосудистых заболеваниях в Хабаровском крае: на 15% в 2012 г. и 17% 2013 г. соответственно.

Решается также одна из основных задач Концепции по созданию согласованной кадровой политики и обеспечения непрерывного медицинского образования.

Таким образом, за счет концентрации сил и средств значительно повысилась эффективность высокоспециализированной медицинской помощи, при этом сохранилась региональная доступность выполнения высокотехнологичных операций.

Мощности Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии, его техническая оснащенность, подготовленные кадры, и, что крайне важно, финансовая поддержка государства позволяют развивать инновационные направления в здравоохранении на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий в медицинскую практику, что, согласно Концепции, является приоритетным вариантом совершенствования медицинской помощи населению.

Ключевые слова: Концепция Здравоохранения до 2020 г., территориальные программы государственных гарантий, система согласованной кадровой политики, модель оказания медицинской помощи, Центр по лечению и профилактике фибрилляции предсердий.

Abstract. The authors follow the major implementation directions of the healthcare development 2020 Concept exemplified by the Federal Center for cardiovascular surgery in Khabarovsk.

The Concept envisaged creation and operation of Federal centers for cardiovascular surgery with the aim of developing an optimal structural and functional model of healthcare based on active introduction of modern information and organizational technologies due to inability of central research institutes and existing regional medical institutions to meet needs in tertiary medical care.

According to the Concept’s program on quality assurance and care availability, data on performance indicators of the Federal Center for cardiovascular surgery in Khabarovsk shows a significant increase in volumes of medical care as well as improvement in main performance indicators of the surgery hospital.

During the work of the Federal Center for cardiovascular surgery in Khabarovsk dozens of specialists were trained to staff new centers, new (for the Far East institutions) treatment methods were introduced. The share of primary disability due to cardiovascular diseases in Khabarovsk territory essentially reduced: in 2012 - by 15% and in 2013 -by 17%.

One of the main Concept’s objectives related to the development of coordinated staffing policy and provision of continuous medical education is being addressed.

Thus, through concentration of manpower and resources it was managed to significantly increase efficiency of tertiary medical care preserving regional availability of high-tech surgery.

Capacity of the Federal Center for cardiovascular surgery in Khabarovsk, its technical resources, well-trained personnel and state financial support (which is very important) allow to develop innovative directions in healthcare based on achievements of fundamental science, elaboration and introduction of new effective treatment and diagnostics technologies into routine medical practice. According to the Concept this is the priority scenario for improving medical care delivery to population.

Keywords: healthcare development 2020 Concept; territorial programs of state guarantees; system of coordinated staffing policy; model of medical care provision; Center for prevention and treatment of atrial fibrillation.

Введение

В последние годы в структуре причин смертности населения России ведущее место прочно занимают болезни системы кровообращения (БСК), от которых в 2007 году в РФ умерли около 1,2 млн. человек (56,6% от всех причин смерти), что составило 829 случаев на 100 тыс. человек, в 2006 году - 865, в 2005 году – 908 соответственно. В 2011 г смертность от БСК составила 55,9% от всех причин смерти. Доля лиц, впервые признанных инвалидами по причине БСК, составляет около 41 % [1,6,8]. На фоне существенного снижения рождаемости быстрыми темпами растет число лиц старшей возрастной группы. При этом ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем на 40% к 2007 году. [6].

Относительный вклад системы здравоохранения в уровень общей смертности, т.е. доля общей смертности, на которую система здравоохранения может оказать воздействие, согласно данным Концепции 2020 г., составляет 38,5%, в связи с чем за счет повышения эффективности системы можно обеспечить снижение уровней смертности и инвалидности населения [9].

При анализе структуры медицинских услуг в РФ к моменту реализации настоящей Концепции преобладала стационарная помощь при более длительных, по сравнению с большинством зарубежных стран, сроках госпитализации. При этом эффективность использования имеющихся ресурсов была низкой [13]. Необходимо было привести структуру и функции всех уровней системы здравоохранения к единым целям и задачам развития здравоохранения в стране [4].

Реализация Концепции 2020 г. стартовала в стране в 2009 году, этапами ее реализации являются совершенствование инфраструктуры и функционирования системы оказания медицинской помощи (2011-2015 годах), а также дальнейшее развитие системы организации медицинской помощи населению на основе созданной инфраструктуры (2016-2020 годах). На первом и втором этапах продолжена работа по реализации ряда направлений Приоритетного национального проекта «Здоровье», стартовавшего 1 января 2006 [9,10].

Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г. Хабаровск, (ФЦССХ) начал свою деятельность 1 сентября 2010 года в рамках открытия 7 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах по направлению совершенствования высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в разделе «сердечно-сосудистая хирургия». Основная цель деятельности ФЦССХ - оказание доступной и качественной ВМП по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» населению Дальневосточного федерального округа (ДФО) [10].

По результатам Нацпроекта к моменту начала реализации Концепции (2009 г) существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называли Нацпроект «Здоровье» провальным, «несмотря на благие намерения кураторов проекта». Появились активные противники функционирования ФЦССХ в регионах [5,6].

Обсуждение

Авторы доклада «Здравоохранение России» (2011 год) негативно отзывались о проекте Правительства РФ по внедрению ВМП в регионах. В докладе обсуждались моменты, что «больных стали активно отговаривать от попыток «поехать в Москву в федеральную клинику». До внедрения квотирования такие факты не были известны, наоборот, доктора спешили направить больных в центральные НИИ и клиники при любом удобном случае». В вину авторов программ развития регионов также вменяется значительное снижение финансирования центральных клиник [6].

Тем не менее, одной из причин создания ФЦССХ в регионах явилась неспособность центральных НИИ удовлетворить потребности регионов в оказании высокоспециализированной медицинской помощи (см. табл. 1).

Таблица 1

Расчетная потребность в ВМП в разделе «сердечно-сосудистая хирургия» в Дальневосточном регионе

Регион ДФО Численность населения (чел) Потребность в ВМП в разделе
«сердечно-сосудистая хирургия»
(на 10000 чел)
Приморский край 2071000 0,5705
Хабаровский край 1436000 0,3956
Республика Саха (Якутия) 949000 0,2614
Амурская область 903000 0,2487
Сахалинская область 547000 0,1506
Камчатский край 347000 0,0956
Еврейская автономная область 191000 0,0526
Магаданская область 183000 0,0504
Чукотский автономный округ 50000 0,0137
Итого по ДФО 6677000 1,8395

Только для Хабаровского края расчетная потребность в высокотехнологичных операциях в разделе сердечно-сосудистой патологии составила почти 0,4, а для Приморского края - более 0,57 на 10000 чел. соответственно. Стоит отметить, что данные показатели не учитывают мультифокальность поражения сердечно-сосудистой системы у данной группы пациентов.

К 2001 г. в коечном потенциале кардиологических клиник России (кардиохирургические койки) ДФО занимал одно из последних мест: Хабаровск -60 коек, Благовещенск – 40 коек. Социальный заказ на здоровье требует от 700 до 1000 операций на 1 млн. населения. Силами одних центральных НИИ, по признанию руководителя НИИ патологии кровообращения МЗ РФ А.М. Караськова (г. Новосибирск), он трудновыполним [8].

Центральные НИИ должны иметь возможность принять особую категорию пациентов с высоким и крайне высоким риском оперативного вмешательства с учетом наличия многолетнего опыта и высокого статуса данных учреждений, а также накопленной обширной научно-технической базы.

В то же время в вину организаторам строительства и функционирования ФЦССХ ставилась проблема «переманивания кадров и эрозии здравоохранения». Неравномерность в заработной плате и условиях труда приводила к миграции медицинских кадров как между регионами страны, так и внутри регионов. Так, появление федеральных центров ВМП привело к переезду специалистов из одних областей (например, Архангельска) в другие (например, в Астрахань). Аналогично, при открытии центра сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске, в него ушли специалисты из соответствующего отделения краевой больницы. Таким образом, количество специалистов, оказывающих данный вид помощи, в целом не увеличилось, что должно было привести к сокращению объемов ВМП и ухудшению ее качества за счет разрушения сложившихся коллективов [6].

Тем не менее, во время этапа реализации проекта по созданию ФЦССХ на центральных базах были подготовлены десятки специалистов с целью формирования кадрового состава новых центров, а с вводом в эксплуатацию ФЦССХ значительно возрос объем медицинской помощи в разделе сердечно-сосудистой хирургии. Так, объем кардиохирургической помощи, оказываемой жителям ДФО только ФЦССХ за 2011-2013 годы в 2,1 раза превысил общий объем кардиохирургической помощи в ДФО за период 2007-2009 годов (до ввода в эксплуатацию ФЦССХ). Всего за 3 года работы ФЦССХ (2011-2013 годы) выполнено более 13 тысяч кардиохирургических операций (см. рис. 1).

Рис.1
Рис. 1. Объемы кардиохирургической помощи в ДФО

*в т. ч. 200 операций, выполненных ФЦССХ
** операции, выполненные только ФЦССХ

Создание ФЦССХ, г. Хабаровск, согласно программе Концепции по обеспечению качества и доступности медицинской помощи, позволило сфокусировать финансирование, материальное оснащение, кадровые ресурсы, что в итоге привело к значительному росту объемов медицинской помощи и улучшению основных показателей работы стационара (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели работы ФЦССХ, г. Хабаровск

Показатель 2010 г.
(IV квартал)
2011 г 2012 г. 2013 г.
Количество коек 155 155 167 167
Пролечено больных 202 3175 6285 8312
Количество операций (ВМП) 200 3020 5020 5060
Оперативная активность, % 100 98 79,9 95,3
Средний койко-день, дн 9,2 6,7 7,3 6,3
Дооперационный койко-день 1,1 1,03 1,8 1,6
Послеоперационный койко-день 8,2 7,8 6,7 7,0
Послеоперационная летальность, % 2 1,7 0,86 1,0

К 2013 году средний койко-день составил 6,5 дня при увеличении общего количества пролеченных в 2012-13 годах пациентов и значительном снижении послеоперационной летальности (до 0,86-1,0).

За время работы ФЦССХ (г. Хабаровск) освоены и внедрены новые для Дальнего Востока методики лечения: аорто-коронарное шунтирование на работающем сердце, оперативное лечение пороков сердца и нарушений ритма сердца (радиочастотная аблация) через мини-доступ, эндоваскулярное протезирование аортального клапана, а также имплантация самофиксирующегося аортального клапана, имплантирован МРТ-совместимый электрокардиостимулятор, чрезвентрикулярное окклюдирование дефекта межпредсердной перегородки, ретроградная реканализация хронических коронарных окклюзий, эндоваскулярное окклюдирование дефектов межпредсердной и межжелудочковой перегородок, стентирование коарктации аорты, эндоваскулярное протезирование брюшного отдела аорты, операции при расслаивающей аневризме грудного отдела аорты, радиочастотная аблация (РЧА) некоронарогенной желудочковой экстрасистолии и ишемических желудочковых тахикардий, РЧА фибрилляции предсердий, криоаблация устьев легочных вен при фибрилляции предсердий.

Совместными усилиями ФЦССХ и Регионального сосудистого центра на базе Краевой клинической больницы № 2 за последние годы значительно снижена доля первичного выхода на инвалидность при сердечно-сосудистых заболеваниях в Хабаровском крае: на 15% в 2012 году и 17% 2013 году соответственно.

Таким образом, вопреки вышеописанным утверждениям, при сохранении общей численности кадров значительно повысилась эффективность за счет концентрации сил и средств высокоспециализированной помощи, при этом сохранилась региональная доступность выполнения высокотехнологичных операций. Введение же принципа «деньги за больным», которыми следует признать внедрение сертификата беременных и оплату ВМП по квотам, встреченные с достаточно большой долей негативизма, показали свою эффективность на практике.

Уже в феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов [14].

Современный момент реализации Концепции заключается в переходе на одноканальное финансирование здравоохранения в системе ОМС (2012-2015 годы), в связи с чем с 2012 года в ФЦССХ осуществляется оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС (проведение диагностических обследований, в том числе коронароангиографии). Со страховыми компаниями и с Хабаровским фондом обязательного медицинского страхования заключаются договоры на оказание и оплату медицинской помощи. В 2012 году в рамках ОМС пролечено 958 пациентов, из них 711 чел. (74,2%) составили жители Хабаровского края, в 2013 году по ОМС пролечено 2860 человек, 1912 (67%) из них - пациенты Хабаровского края (см. рис. 2).

С 2012 года начато оказание медицинской помощи жителям Забайкальского края и других территорий России [2].

Разработка территориальных программ государственных гарантий в рамках настоящей Концепции включает в себя также обеспечение преемственности долечивания и реабилитации, а также санаторно-курортного восстановительного лечения [9].

Рис.2
Рис. 2. Работа ФЦССХ в рамках ОМС

Согласно задачам, определенным настоящей Концепцией, с 2012 года осуществляется направление пациентов на санаторно-курортное лечение в рамках реализации программы ОМС по ранней реабилитации пациентов после оперативного лечения на сердце и магистральных сосудах (см. рис. 3). В 2012 году направлено на долечивание 442 человека, из них пациенты Хабаровского края – 259 (58,6%). В 2013 году в санаторий «Уссури» направлено 812 человек, из них пациенты Хабаровского края – 354 (43,6%).

Рис.3
Рис. 3. Направление пациентов ДФО на раннюю реабилитацию

В настоящее время рассматривается вопрос долечивания пациентов в условиях стационаров Хабаровского края с выделением специализированных коек в краевых учреждениях г. Хабаровска [11, 12].

Одной из ведущих задач Концепции является создание согласованной кадровой политики и непрерывного медицинского образования, в связи с чем необходима оптимизация правовых и экономических взаимоотношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-клинической базы, формирование электронных библиотек и справочно-информационных баз данных, внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс [9].

В ДФО вышеописанные задачи реализуются посредством открытой с 01 сентября 2011 года на базе ФЦССХ кафедры сердечно-сосудистой хирургии и интервенционной кардиологии Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ), заведующий кафедрой, д.м.н., Бондарь В. Ю.

Научный и практический потенциал Центра является прекрасной базой для совершенствования знаний врачей различных специальностей на кафедре сердечно-сосудистой хирургии и интервенционной кардиологии ДВГМУ.

Важнейшим условием совершенствования медицинской помощи населению настоящей Концепцией активно рассматривается путь инновационного развития системы здравоохранения. Для этого необходимы, с одной стороны, концентрация финансовых средств и кадровых ресурсов медицинской науки на решении приоритетных задач отечественного здравоохранения, с другой – модернизация и переоборудование учреждений здравоохранения и подготовка квалифицированных специалистов. Таким образом, будут созданы условия для внедрения в практику новых форм организации медицинской помощи населению, для перехода всех уровней системы здравоохранения к стандартизации медицинской помощи, а также создания конкурентного рынка медицинских услуг на основе применения конкурентоспособных результатов медицинских научных исследований.

Мощности ФЦССХ, его техническая оснащенность, подготовленные кадры, и, что крайне важно, финансовая поддержка государства позволяют развивать инновационные направления в здравоохранении на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий в медицинскую практику, что, согласно Концепции, является приоритетным вариантом совершенствования медицинской помощи населению.

По опыту работы ФЦССХ (с 2010 года) уже сейчас ясно, что постановка «на поток» высокотехнологичных медицинских услуг требует научного обоснования подходов к формированию клинических протоколов ведения больных по высокотехнологичным видам медицинской помощи. В рамках освоения вышеописанных задач в работу ФЦССХ ведется интеграция функционирующего Центра по лечению и профилактике фибрилляции предсердий.

Фибрилляция предсердий (ФП) является самым распространенным видом нарушений ритма сердца и регистрируется в общей популяции в 0,4% случаев. Фибрилляции предсердий расценивается как один из ведущих факторов риска эмболий магистральных артерий, в 5-6 раз увеличивает риск возникновения инсульта у пациентов без ревматических клапанных пороков и в 17,6 раза у пациентов с ревматическими клапанными пороками [3]. В связи с высокой актуальностью проблемы снова и снова подвергаются пересмотру рекомендации по диагностике и лечению фибрилляции и трепетания предсердий.

Отчеты созданных за рубежом центров диагностики и лечения ФП (The Allegheny General Hospital Center for Atrial Fibrillation, The London Atrial Fibrillation (AF) Diagnosis and Treatment Centre, Global Atrial Fibrillation Alliance [15]) указывают в том числе и на экономическую обоснованность программ по снижению заболеваемости и смертности от ФП, в которых большое значение уделяется профилактике ФП и информированности населения о масштабности и актуальности данной проблемы и о способах борьбы с данным недугом (Patient and family education in University of Virginia health system [16]) - «помочь пациенту лучше понять ФП».

В разделе ФП здравоохранению РФ необходимо решать все основные задачи, стоящие перед ним в области сердечно-сосудистой патологии: разработку и внедрение в практику мер по снижению смертности среди населения, новых методов профилактики и лечения, направленных на уменьшение потерь из бюджета страны от заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности, а также увеличение продолжительности качества жизни больных.

В настоящее время консультативный прием пациентов с фибрилляцией и трепетанием предсердий ведут по показаниям кардиолог, невролог, эндокринолог и сердечно-сосудистый хирург ФЦССХ, проводится диагностическое обследование пациентов в разделе нарушения ритма сердца, а также конкурирующих заболеваний и сопутствующей сердечно-сосудистой патологии, коррекция медикаментозного лечения, определение показаний к оперативному лечению. В ФЦССХ осуществляется максимальный спектр современных оперативных вмешательств при фибрилляции и трепетании предсердий. В рамках проекта планируется проведение информационных рассылок пациентам с ФП, создание методических рекомендаций для пациентов и врачей общей лечебной сети по диагностике и лечению ФП, а также по взаимодейстию как между врачом и пациентом, так и между специалистами, участвующими в ведении пациентов с ФП. Рассматривается проведение очных школ по обучению пациентов формированию соответствующего образа жизни.

Выводы

Сохранение и укрепление здоровья населения путем формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи является одним из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации [9].

Постановка «на поток» высокотехнологичных медицинских услуг на примере ФЦССХ, г. Хабаровск, позволяют сократить сроки ожидания и обеспечивают доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства.

Список литературы:

  1. Бокерия Л.А., Гудкова Р.Г. Сердечно-сосудистая хирургия – 2011. Болезни и врожденные аномалии системы кровообращения. Москва: Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Российской академии медицинских наук; 2012. 196 с.
  2. Бондарь В.Ю., Нетбай Р.В., Сердюцкая О.А., Оненко Н.В. Анализ деятельности Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии (г. Хабаровск) Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России [электронный журнал]. 2013; (2). 9 с. URL: http://www.fesmu.ru/voz/20132/2013204.pdf (Дата обращения 03.04.2014).
  3. Галявич А.С. Современные подходы к профилактике инсультов при фибрилляции предсердий. Практическая медицина [Электронный научно-практический журнал]. 2012 30 августа. URL: http://pmarchive.ru/sovremennye-podxody-k-profilaktike-insultov-pri-fibrillyacii-predserdij/ (Дата обращения 03.04.2014)
  4. Дьяченко В.Г. Системный анализ перспектив реформирования здравоохранения в России в 90-х годах XX века. Учебно-методическое пособие для курсантов факультета усовершенствования врачей Дальневосточного государственного медицинского университета. Хабаровск. 2001. 16 с.
  5. Забытые нацпроекты. Независимая газета; 29 декабря 2009.
  6. Здравоохранение в России 2010: доклад Формулярного комитета в Государственной Думе. П.А. Воробьев, редактор. [Интернет]. 2011. URL: http://www.clinvest.ru/news-det.php?nid=1396 (Дата обращения 09.10.2014)
  7. Капитоненко Н.А., Костакова Т.А., Кирик Ю.В. Проблемы подготовки медицинских кадров в условиях модернизации здравоохранения. Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. [Электронный журнал]. 2011 (3). URL.: http://www.fesmu.ru/voz/20113/2011305.aspx/ (Дата обращения 09.10.2014)
  8. Караськов А.М. Проблемы кардиохирургии и Дальнего Востока. Патология кровообращения и кардиохирургия. 2001; (1): 4-9.
  9. Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Презентация. [Интернет]. URL: http://www.myshared.ru/slide/410946/(Дата обращения: 20.06.2014)
  10. О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий: постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 года №139. [Интернет]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=432719 (Дата обращения 09.10.2014)
  11. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ " [Интернет]. URL: http://base.garant.ru/12191967/ (Дата обращения 09.10.2014)
  12. Об утверждении порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы: приказ Минздравсоцразвития России №1689н от 28 декабря 2011 г. [Интернет]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/6966-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-1689n-ot-28-dekabrya-2011-g (Дата обращения 09.10.2014)
  13. Отраслевые, секторальные и региональные особенности реформы бюджетных учреждений в России. Москва: Институт экономики переходного периода; 2005. 581 с.
  14. Средняя продолжительность жизни в России увеличилась более чем на один год. АМИ-ТАСС, 17 февраля 2010. [Интернет]. URL: http://archive.is/o8bsN (Дата обращения 07.04.2014)
  15. The official site of Global Atrial Fibrillation Alliance. URL: http://www.stopafib.org/newsitem.cfm/NEWSID/472 (Дата обращения 09.10.2014)
  16. The official site of University of Virginia health system. URL: http://uvahealth.com/ (Дата обращения 09.10.2014)

References:

  1. Bokeriya L.A., Gudkova R.G. Cardio-vascular surgery - 2011. Circulatory diseases and congenital anomalies. Moscow: A.N.Bakulev Research Center of Cardio-Vascular Surgery of the Russian Academy of Medical Sciences; 2012. 196 p. (In Russia).
  2. Bondar' V.Yu., Netbay R.V., Serdyutskaya O.A., Onenko N.V. Analysis of activity of Federal Center of Cardio-Vascular Surgery (Khabarovsk). Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya Dal'nego Vostoka Rossii [series online] 2013 [cited 2014 Apr 03]; (2):9. Available from: http://www.fesmu.ru/voz/20132/2013204.pdf. (In Russia).
  3. Galyavich A.S. Current approaches to prevention of stroke in atrial fibrillations, Prakticheskaya meditsina [series online]. 2012 August 30 [cited 2014 Apr 03]. Available from: http://pmarchive.ru/sovremennye-podxody-k-profilaktike-insultov-pri-fibrillyacii-predserdij/ (In Russia).
  4. D'yachenko V.G. The system analysis of prospects for healthcare reforms in Russia in the 90s of XX century. Training manual for students of Faculty of medical postgraduate education. Far East State Medical University. Khabarovsk. 2001. 16 p. (In Russia).
  5. Forgotten national projects. Nezavisimaya gazeta. December 29, 2009. (In Russia).
  6. Health care in Russia 2010: Report of the Formulary committee in the State Duma. P.A. Vorob'ev, editor. [Internet] 2011 [cited 2014 Oct 09]. Available from: http://www.clinvest.ru/news-det.php?nid=1396 (In Russia).
  7. Kapitonenko N.A., Kostakova T.A., Kirik Yu.V. Problems of medical personnel training in conditions of modernization of health care. Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya Dal'nego Vostoka Rossii [series online] 2011 [cited 2014 Oct 09]; (3). Available from: http://www.fesmu.ru/voz/20113/2011305.aspx/ (In Russia).
  8. Karas'kov A.M. Problems of cardio surgery and the Far East region. Patologiya krovoobrashcheniya i kardiokhirurgiya. 2001; (1): 4-9. (In Russia).
  9. Concept of health care development in the Russian Federation up to 2020. Presentation. [Internet] [cited 2014 Jun 20]. Available from: http://www.myshared.ru/slide/410946/ (In Russia).
  10. On establishing the federal centers for high-tech medical care: Regulation of the Government of the Russian Federation of 2006, March 20 №139. [Internet] [cited 2014 Oct 09]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=432719 (In Russia).
  11. On the basis of population health protection in the Russian Federation (amended and supplemented): the Federal Law of 2011, November 21 N 323-FZ [Internet] [cited 2014 Oct 09]. Available from: http://base.garant.ru/12191967/ (In Russia).
  12. On approving the order of referral of the citizens of the Russian Federation to deliver high-tech medical care from budget allocations provided to the RF Ministry of Health and Social Development from the federal budget with the use of specialized information system: the Order of MoH&SD of the RF №1689n of 2011 December 28. [Internet] [cited 2014 Oct 09]. Available from: http://www.rosminzdrav.ru/documents/6966-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-1689n-ot-28-dekabrya-2011-g. (In Russia).
  13. Branch, sectoral and regional features of reforms of budgetary institutions in Russia. Moscow: Institute for the Economy in Transition; 2005. 581 p. (In Russia).
  14. The average life expectancy has increased by more than one year in Russia. AMI-TASS. 2010, February 17. [Internet ] [cited 2014 Apr 07]. Available from: http://archive.is/o8bsN
  15. The official site of Global Atrial Fibrillation Alliance. [Internet] [cited 2014 Oct 09]. Available from: http://www.stopafib.org/newsitem.cfm/NEWSID/472
  16. The official site of University of Virginia health system. [Internet] [cited 2014 Oct 09]. Available from: http://uvahealth.com/

Просмотров: 8062

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 01.12.2014 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search