Нормативно-правовое регулирование послевузовского профессионального образования работников здравоохранения Российской Федерации. |
06.06.2008 г. | ||||||||
Камынина Н.Н., Владимиров С.К.
Normative and legal regulations in postgraduate professional education of health care specialists in the Russian Federation.
Одной из главных причин низкого уровня здоровья населения России остается неэффективность отечественного здравоохранения, которое не отвечает реалиям рыночной экономики, что отмечено в методических рекомендациях Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Обеспечение лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения медицинскими кадрами» [2] - в значительной мере они связаны с медицинскими кадрами. Министерством здравоохранения не раз указывалось, что нормативно-правовая база кадрового обеспечения здравоохранения остается несовершенной; характер и глубина подготовки специалистов не соответствует потребностям практического здравоохранения; имеется дефицит кадров на приоритетных направлениях первичной медико-санитарной помощи. Неоднократно звучали заявления министерства о сохранении тенденции кадров к специализации, концентрации квалифицированных специалистов в городах, сокращению возможности профессиональной реализации и повышения квалификации [2]. Коллегией Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечено, что на протяжении нескольких лет в России происходила убыль врачебных кадров: в 1999 г. это явление отмечалось в 30 территориях, а в 2001 г. - уже в 70 [3]. Стоит отметить, что в настоящее время во всем мире ощущается нехватка высококвалифицированных медицинских кадров. По оценкам ЕРБ ВОЗ, опубликованным в 2007 году, масштаб дефицита составляет 2,4 млн. врачей, медицинских сестер и акушерок [1]. По данным официальной статистики по России в целом с 2001 года по 2006 год уровень обеспеченности населения врачами практически сохраняется с незначительным ростом с 42,2 врачей на 10000 человек населения в 2001 году до 43,0 - в 2006 году [4,5]. В докладе «О повышении доступности и качества медицинской помощи» на заседании президиума Государственного совета 11 октября 2005 года были представлены результаты системного анализа ситуации в здравоохранении. Были перечислены следующие характерные моменты: отставание нормативно-правовой базы от потребностей развития здравоохранения; низкая мотивация руководителей и работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи и профессиональному росту; дефицит кадров в первичном звене здравоохранения и экстренных медицинских службах (коэффициент совместительства 1,5–1,7); неразвитость систем лицензирования, аккредитации и сертификации в здравоохранении [6]. Поэтому в условиях, сформированных действующей нормативно-правовой базой, обеспечение системы здравоохранения квалифицированными врачебными кадрами не представляется возможным, даже при существующей медицинской школе. По материалам совещания ректоров медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации 13-14 апреля 2005 года в Москве, подготовка и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в России осуществляется в 47 вузах и на 22 факультетах университетов, в 4 медицинских академиях последипломного образования, 4 институтах усовершенствования врачей и на 52 факультетах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов при медицинских (фармацевтических) вузах. В системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации ежегодно обучается около 180 тыс. специалистов отрасли, в том числе в учреждениях профессионального дополнительного образования – 64,2 тыс. человек, на факультетах усовершенствования врачей и провизоров – 115,1 тыс. Но на совещании был определен ряд проблем – например, отсутствие преемственности при обучении врачей в интернатуре и ординатуре. Вытекающим из этого вопросом развития медицинского образования явилось создание системы, обеспечивающей переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь». Были поставлены задачи, одной из которых явилось целенаправленное развитие системы дополнительного образования специалистов здравоохранения, с тем, чтобы они могли максимально удовлетворить потребности в совершенствовании профессиональных знаний на протяжении всей трудовой деятельности [7]. Как говорится в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 15/393-16-3 от 30 мая 2006 года «Об обеспечении медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения», в настоящее время именно непрерывное обучение специалистов имеет первостепенное значение. При этом учебный процесс должен быть организован по возможности без отрыва от работы с использованием самоуправляемого обучения и самообучения [2]. По мнению академика И.Н. Денисова, внедрение новейших методов диагностики и лечения, огромного количества новых препаратов, вопросы полипрагмазии лекарственных средств требуют от специалистов постоянного повышения их профессионального уровня. Без этого невозможно решение проблем, стоящих перед отечественным здравоохранением [8]. Исходя из этого, необходима государственная законодательная поддержка непрерывного образования, которое, в свою очередь, должно быть ориентировано на текущие потребности здравоохранения. В то же время, дальнейшая подготовка кадров на основе государственного заказа и целевой подготовки специалистов должна базироваться только на основании предварительного планирования численности и структуры кадров здравоохранения [6]. Перспективные нормативы численности кадров здравоохранения должны составить основу планов приема в образовательные медицинские учреждения, учитываться при профессиональной ориентации выпускников, переподготовке специалистов, формировании государственного (федерального) и целевых (субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) заказов на подготовку специалистов. Нужен эффективный мониторинг по сбору, обработке и передаче информации по вакансиям специалистов с высшим и средним медицинским образованием для принятия своевременных управленческих решений на федеральном уровне и субъектах в Российской Федерации по оказанию первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Подготовке и закреплению специалистов необходимого профиля и в нужном количестве должно способствовать дальнейшее совершенствование контрактной формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий. По рекомендациям Болонской декларации, подписанной Россией в сентябре 2003 года, предполагается создание на вузовском, национальном и общеевропейском уровнях взаимопризнанных систем обеспечения качества образования, учитывающих особенности национальных систем высшего образования. В соответствии с Болонской декларацией предполагается «выработка критериев и методологии оценки качества образования» [9]. В докладе «О повышении доступности и качества медицинской помощи» на заседании президиума Государственного совета 11 октября 2005 года отмечено, что в соответствии с документами Болонской конвенции в ближайшей перспективе при подготовке кадров необходимо внести коррективы в образовательный процесс, в частности, идентифицировать с европейскими требованиями учебные программы и образовательные стандарты, а также обеспечить взаимное признание документов о медицинском и фармацевтическом образовании. Подготовка квалифицированного врача не нуждается в промежуточных уровнях бакалавра и магистра, должна включать интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру, поэтапное усовершенствование [6]. Целью исследования явилась оценка нормативно-правовой базы послевузовского профессионального образования работников здравоохранения Российской Федерации. Для достижения цели был произведен анализ регулирования вопросов целевой подготовки врачей, непрерывности и преемственности этапов медицинского образования, структуры системы управления качеством медицинского образования. Материалами анализа нормативно-правового регулирования перечисленных направлений деятельности, возложенной на систему медицинского образования, послужили документы, определяющие особенности образования работников здравоохранения и регламентирующие вопросы непрерывного образования, целевой подготовки врачей в соответствии с потребностями системы здравоохранения, формирования системы управления качеством образования. Всего отобрано и использовано в работе 27 документов, среди них 4 закона:
6 постановлений Правительства:
12 приказов министерств СССР и РФ:
4 письма министерств:
Проведен анализ нормативно-правовой базы существующей системы подготовки специалистов здравоохранения по следующим направлениям: Целевая подготовка врачейУчет потребности здравоохранения в во врачах определенных специальностей отражен в Федеральном законе №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В статье 11 указано, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодно устанавливают высшим учебным заведениям контрольные цифры приема и квоты по целевому приему граждан. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. При ознакомлении с направлениями подготовки абитуриент узнает число мест, установленное контрольными цифрами приема граждан, и квоты целевого набора по интересующим специальностям. В статье 32 Закона № 3266-1 «Об образовании» определена компетенция и ответственность образовательного учреждения в самостоятельном формирование контингента обучающихся в пределах оговоренной лицензией квоты. Разработка прогнозов подготовки специалистов относится к полномочиям органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования при участии в изучении потребности рынка труда в специалистах, указано в статье 24 «Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этой статьей определены полномочия по координации деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования, определению объемов и структуры подготовки специалистов, контролю обеспечения отрасли специалистами на региональном уровне и определению порядка установления контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета. Перечисленные положения позволяют по результатам мониторинга вакансий специалистов с высшим медицинским образованием, посредством конкурсной основы поступления в государственные и муниципальные учреждения высшего и последипломного образования, обеспечивать будущими квалифицированными кадрами существующие потребности здравоохранения в работниках приоритетных специальностей. Перспективные нормативы численности работников здравоохранения по специальностям должны определять число учебных мест в образовательных учреждениях. Однако, при определении перспективного плана подготовки специалистов, в нормативно-правовых основах не предусмотрен учет реальных потребностей во врачебных кадрах, продиктованных сложившейся эпидемиологической ситуацией по всем заболеваниям и ситуацией по приоритетным направлениям развития здравоохранения. Не решен вопрос распределения полномочий по оценке эффективности выполнения нормативов подготовки медицинских работников. Вопросы контрактной формы обучения и заключения трехстороннего договора при поступлении в образовательное учреждение регулируются постановлением Правительства Российской Федерации «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием» №942 от 19 сентября 1995 года, в котором основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов. Задания на целевую контрактную подготовку специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования устанавливаются в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение. Контингент обучающихся формируется путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением. Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения на последних курсах обучения. Несмотря на возможность юридического регулирования интересов всех сторон при заключении трехстороннего договора на целевую подготовку специалиста, законодательно не определена степень ответственности за невыполнение предписанных условий или расторжение договора хотя бы одной из сторон. Таким образом, удовлетворение потребностей регионального здравоохранения в квалифицированных врачебных кадрах законодательно определено путем установления квот набора обучающихся в учреждения медицинского образования. Нормативы по набору определяются исходя из рыночной потребности в специалистах сферы здравоохранения. Обеспечение отдельных учреждений здравоохранения врачами определенных специальностей может производиться путем целевого контрактного обучения. Этапность медицинского образованияОсобенностью образования работников здравоохранения является то, что в соответствии со статьей 6 «Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения» Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 от 22.08.1996 г. для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования основанием для занятия ими в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца. Для остальных профессий и специальностей для занятия указанных должностей достаточно освоения образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. Статус интернатуры законодательством в явном виде не определен. С одной стороны, Закон «Об образовании» определяет ее как «первичную годичную послевузовскую подготовку», то есть интернатура уже не является ступенью высшего профессионального образования. С другой стороны, в статье 25 «Послевузовское профессиональное образование», указывается, что послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре. Интернатура в этот перечень не входит. Статья 26 «Дополнительное образование», указывает, что «…в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов», однако интернатура проходится сразу после окончания вуза, и не связана с появлением новых знаний и изменением стандартов. Статьей 5 «Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию» и статьей 25 «Послевузовское профессиональное образование» закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определены уровни послевузовского профессионального образования: интернатура, ординатура, аспирантура, адъюнктура. Также, Приказ Минздрава РФ № 148 от 16.05.1997г. «Об утверждении типового положения о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» объединяет интернатуру, ординатуру, аспирантуру, докторантуру понятием «послевузовская подготовка», что конечно правильно с лингвистической точки зрения, но с точки зрения Закона «Об образовании» только ординатура, аспирантура и докторантура относятся к послевузовскому уровню образования. Не вносят ясности в вопрос об интернатуре и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», введенные в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 г. № 5487-1 (редакция от 02.02.2006 г.), в них отсутствует упоминание об интернатуре. Однозначно к дополнительному образованию относил интернатуру приказ Минздравмедпрома РФ № 286 от 19.12.1994 г. «Об утверждении положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности». Несмотря на то, что в настоящее время данный документ утратил силу, очевидно, что статус интернатуры в нем определен правильно, и в дальнейшем следует рассматривать интернатуру как вид дополнительного профессионального образования. Следующей особенностью требований к подготовке работников здравоохранения является то, что в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», введенные в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 г. № 5487-1 (редакция от 02.02.2006 г.), статья 54 право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Необходимость периодического подтверждения сертификата «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» не предусматривается. Вместе с тем, приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.12.94 г. N 286 "Об утверждении Положения "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности" предусматривал такое подтверждение каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования, однако в настоящее время данный документ утратил силу. До настоящего времени формально имеет силу Приказ МЗ СССР от 20.01.1982 г. № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре», хотя его положения за все прошедшее время утверждения новых нормативно-правовых актов устарели и в современной действительности не учитываются. Периодическое повышение квалификации работников здравоохранения предусмотрено в настоящее время «Положением о лицензировании медицинской деятельности» введенными в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. № 30. В соответствии с данным Положением в число лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности входит повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" предусматривает следующие виды и сроки повышения квалификации: - краткосрочное тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата (не менее 72 часов); - тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли (от 72 до 100 часов); - длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности (свыше 100 часов). Но сила привычки в нашей стране настолько велика, что новые названия прижились далеко не везде. По старой памяти курсы повышения квалификации делят на циклы общего усовершенствования, тематического усовершенствования, аттестационные и сертификационные. Длительность обучения, необходимая лицам с высшим медицинским образованием для подтверждения периодического подтверждения повышения квалификации, получения или подтверждения сертификата ни законодательными, ни подзаконными актами в настоящее время не закреплена. В письме Минздравсоцразвития от 24.11. 2004 г. N 15-27/621 «О дополнительном профессиональном образовании» на обращение по вопросу действующих в настоящее время нормативных документов, определяющих требования к дополнительному профессиональному образованию Департамент фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования сообщает, «… что образовательные учреждения (подразделения) дополнительного профессионального образования в своей деятельности руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. N 213 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 и приказом Минздрава России от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"». Существует сложившаяся практика, по которой первичная специализация проводится в виде годичной интернатуры или двухлетней ординатуры для лиц, не имеющих послевузовской подготовки, либо в виде циклов переподготовки, продолжительность которых составляет как правило, 4-6 месяца (576 - 864 часов). Длительность обучения устанавливается образовательными стандартами, разрабатываемыми и утверждаемыми Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России или отдельными документами, издаваемыми органами управления здравоохранения, например приказом Минздрава России от 17.12.97 N 373 «О подготовке врачей психиатров, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников для работы а наркологических реабилитационных центрах (отделениях)». Как правило, длительность обучения устанавливается равной 144 часам. На основе результатов проведенного анализа законодательства и нормативно-правовой базы на предмет особенностей подготовки специалистов медицинских специальностей можно сделать следующие выводы. Условиями, определяющими допуск к профессиональной деятельности лиц с высшим медицинским образованием является наличие у них: первичной послевузовской подготовки; сертификата специалиста. Первичная специализация проходит в форме годичной интернатуры или двухгодичной интернатуры для лиц, не имеющих послевузовской подготовки, либо в виде циклов переподготовки длительностью не менее 500 часов. Длительность обучения, удовлетворяющая формальным признакам подтверждения факта повышения квалификации, должна составлять не менее 100 часов (как правило, 144 часа). Периодичность итоговых испытаний, подтверждающих повышение квалификации должна составлять не более 5 лет. Непрерывное медицинское образованиеВ соответствии с законом «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» (статья 8 «Понятие системы образования»). Федеральный закон №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет государственную политику в области высшего и послевузовского профессионального образования, которая основывается на принципах непрерывности и преемственности процесса образования (Статья 2 «Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования»). Статьей 10 «Формы получения образования» Закона «Об образовании» предусмотрены следующие формы освоения образовательных программ: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения образования. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время в системе образования все более широкое применение находят дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Порядок их применения регламентируется приказом Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" и инструктивным письмом Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. № 41 "О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании". Данные документы определяют ДОТ как «…образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Допускается использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестаций обучающихся, при этом прием и все виды аттестации в процессе обучения (включая государственную итоговую аттестацию) осуществляются в порядке, предусмотренном соответствующей формой получения образования. Освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников (статья 15 «Общие требования к организации образовательного процесса»). В соответствии с законом «Об образовании» программа непрерывного профессионального развития может быть отнесена к программам дополнительного профессионального образования и должна реализовываться в образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ или в образовательных учреждениях дополнительного образования (статья 26 «Дополнительное образование»). Деятельность данных учреждений регулируется «Примерным положением о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых и образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования», утвержденным приказом Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2749, и «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610. В результате проведенного анализа установлено, что система непрерывного профессионального развития может быть интегрирована в существующую систему образования и относится к программам дополнительного профессионального образования. Программа непрерывного профессионального развития должна реализовываться в образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ или в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации). Программа непрерывного профессионального развития может осваиваться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и путем самообразования. Законодательство допускает сочетание разных форм освоения образовательных программ. В дистанционные образовательные технологии могут применятся в рамках системы непрерывного профессионального развития, предполагая обучение без отрыва от работы. С другой стороны, врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях. Обучение в рамках системы непрерывного профессионального развития должно составлять не менее 100 часов в образовательных учреждениях профессионального образования или в учреждениях повышения квалификации. Нормативно-правовые документы не устанавливают необходимости одномоментного прохождения всех часов. Чтобы быть признанным существующей системой образования этап непрерывного профессионального развития должен завершиться итоговой аттестацией и выдачей свидетельства о повышении квалификации. Длительность этапа не должна превышать 5 лет. Система управления качеством образованияЕдинство критериев оценки качества системы высшего и послевузовского профессионального образования в Российской федерации заложено в структуре самой системы. В статье 4 «Структура» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования. Статьей 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Федерального закона «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты определены как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на обеспечение качества высшего профессионального образования, являются основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования (Федеральный закон №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», статья 5 «Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования», в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Государственные образовательные стандарты включают в себя требования к результатам освоения программ и разрабатываются с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования регламентируется статьей 38 Федерального закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ и статьей 26 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ. «Государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах. В отношении одного образовательного учреждения или его филиала либо одной научной организации или ее филиала плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года. Основаниями для проведения внеплановой проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательном учреждении или его филиале либо научной организации или ее филиале, являются обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан». Таким образом, система качества медицинского образования сформирована федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, федеральными государственными требованиями к послевузовскому профессиональному образованию, образовательными программами высшего и послевузовского профессионального образования; имеющими лицензии высшими учебными заведениями, научными организациями и образовательными учреждениями соответствующего дополнительного профессионального образования. В медицинских вузах, имеющих государственную аккредитацию, контроль знаний, полученных в ходе освоения профессиональных образовательных программ, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. В форме государственной (итоговой) аттестации выпускников производится государственный контроль качества образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Другая форма контроля - плановые и внеплановые проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах. В отношении одного образовательного учреждения или его филиала либо одной научной организации или ее филиала плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года. Подтвержденные многолетним опытом отечественного образования стандарты и требования, системы аккредитации и аттестации формируют единую систему обеспечения качества. Однако, использующиеся методы сбора информации о результатах реализации образовательных программ учебными заведениями не могут дать полного представления об изменении ситуации по обеспечению квалифицированными кадрами здравоохранения. Оценка знаний выпускников, отчеты вузов о реализации образовательных стандартов и несистемная проверка учебных заведений позволяют лишь получить сведенья о выполнении нормативов численности работников здравоохранения. Для возможности анализа воздействия образовательных программ, повышения качества профессионального образования, интеграции российского медицинского образования в мировое образовательное пространство необходимо формирование системы управления качеством. ВыводыАнализ нормативно-правовой базы последипломного медицинского образования производился последовательно по каждому этапу процесса подготовки врачей в системе российского медицинского образования, в результате которого был выявлен ряд неурегулированных вопросов:
ЗаключениеПроцесс образования начинается с определения потребности здравоохранения во врачебных кадрах, которая формирует нормативы набора обучающихся на конкурсной основе. Другой путь обеспечения здравоохранения врачами – целевой прием, когда учреждение направляет запрос в высшее учебное заведение с целью подготовки специалиста на вакантную должность. При этом заключается трехсторонний договор, определяющий обязанности и гарантии всех участников. Существует необходимость законодательного регламентирования ответственности в случае расторжения договора, с целью повышения эффективности целевой подготовки. Необходимость получения врачами права на медицинскую деятельность путем прохождения профессиональной подготовки, наряду с имеющимся высшим медицинским образованием, обеспечивает непрерывность образовательного процесса после окончания вуза. В последующем повышение уровня знаний необходимо, лишь, с периодичностью не реже одного раза в пять лет. Непрерывность обучения зависит только от мотивации и заинтересованности самого медицинского работника. На основании законодательства Российской федерации «Об охране здоровья граждан», законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», приказами и письмами Министерства здравоохранения определены социальные гарантии и компенсации для специалистов, желающих повышать свою квалификацию и профессиональную подготовку, однако, на практике такая поддержка не компенсирует потери, связанные с отрывом от работы. При отсутствии должного обеспечения преемственности между этапами и формами обучения невозможна реализация главного девиза «образование через всю жизнь». Непрерывная форма образования способна обеспечить постоянный процесс передачи современных научных знаний в практическое здравоохранение. Непрерывное образование возможно осуществлять без отрыва от работы и с использованием дистанционных обучающих технологий. Система оценки качества образования обеспечена необходимыми критериями, благодаря чему аккумулируется информация по содержанию образовательных программ, оценке знаний выпускников, числу обученных специалистов. Использующиеся методы сбора и анализа данных ограничивают оценку результатами по выполнению нормативов численности врачебного персонала. Для создания системы управления качеством образования необходимы общие для программ всех специальностей и форм обучения критерии оценки. Внедрение унифицированных критериев оценки позволит интегрировать отечественное образование в мировое образовательное пространство. Результаты системного анализа дадут возможность говорить о соответствии методов подготовки работников здравоохранения условиям развития общества. Проведенный анализ явился обоснованием необходимости решения проблем возникших в период глобального дефицита врачебных кадров. Список литературы:
Просмотров: 40839
1. 29-03-2011 09:46 Смею заметить, что сертификат специалиста не является образовательным документом, он оговорен в Допуске к медицинской деятельности, и является документом МинЗдравСоцразвития РФ. 2. 18-09-2010 16:57 сертификат специалиста по лечебной физку Куда можно обратиться по следующему вопросу:я закончила институт физкультуры, дополнительно к диплому получила свидетельство специалиста ЛФК.Работаю инструктором ЛФК в мед. отделении социального учреждения (с инвалидами).Т. к. не имею мед. сертификата,получаю з)плату как мед. сестра 7 разряда нулевой категории.Но я не мед.работник,как я могу иметь сертификат.Для чего тогда институт физкультуры готовит таких специалистов? 3. 01-09-2008 15:23 Ответ на комментарий "Сертификат специа Спасибо за дополнения, Владимир! Благодаря этим выявленным несоответствиям, обнаруживается еще одна нерешенная проблема сертификации медицинских работников. 4. 31-08-2008 13:41 Rp: "Сертификат специалиста" 1.Порядок сертификации врачей и средних медицинских работников до настоящего времени не установлен Федеральным органом исполнительной власти.(ст.54 Основ в ред. ФЗ от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) 2.Форма документа государственного образца "Сертификат специалиста" не имеет государственной регистрации в "Федеральном агенстве по техническому регулированию и метрологии". 3.В Постановлении Правительства РФ от 26.06.96 г. № 610 в п.28 указаны документы государственного образца, которые выдаются слушателям,успешно завершившим курс."Сертификат специалиста" там не значится. Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 05.11.2013 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|