Шеховцов С.Ю.
ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр имени П.А. Герцена» Минздрава РФ, Москва
Assessing efficiency of the developed innovative model to organize
postgraduate advanced training of oncology specialists in gerontology
and geriatrics
Shekhovtsov S.Yu.
Federal Medical Research Center named after P. A. Hertsen, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Контактная информация: Шеховцов Сергей Юрьевич, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Contacts: Sergey Shekhovtsov, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме. Актуальность. Изучение онкологического
нездоровья населения современной России, социально-психологических
причин и последствий растущей заболеваемости злокачественными
новообразованиями среди именно пожилого населения, способов снижения
людских, материальных и нравственных потерь должно стать перспективной и
значимой областью как вузовской, так и непрерывной последипломной
подготовки всех категорий медицинских работников, соприкасающихся в
своей профессии с проблемой злокачественных новообразований.
Цель работы: дать оценку эффективности предложенной
инновационной модели организации последипломного повышения квалификации
специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии.
Методы проведения работы: аналитический, социологический, организационного эксперимента.
Результаты работы. Разработана
структурно-функциональная модель внедрения Европейской
кредитно-трансферной системы в образовательную деятельность курсов
повышения квалификации и тематического усовершенствования в области
геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы. Модель
проверена в педагогическом эксперименте, показала положительные
результаты внедрения. Модель основана на кредитно-модульной системе
организации учебного процесса при очно-дистанционной форме обучения и
технологически базируется на системе облако-ориентированных электронных
учебно-методических комплексов курсов повышения квалификации. В рамках
модели разработана инновационная система педагогического контроля,
которая состоит из двух блоков: автоматизированного
облако-ориентированного и аналогового внутреннего.
Выводы. Интеграция учебных занятий, нацеленных на
повышение уровня компетентности слушателей - специалистов онкологической
службы в области информационных компьютерных технологий, в учебные
программы персональных компьютеров, является необходимым условием
успешного освоения программы.
При выборе стратегии организации повышения квалификации специалистов
онкологической службы в области геронтологии и гериатрии следует
учитывать, что оптимальным вариантом организации учебного процесса
курсов первичной квалификации и тематического усовершенствования
является кредитно-модульная система, согласованная с очно-дистанционной
формой обучения.
Область применения. Областью применения результатов
данного исследования является программы подготовки и переподготовки
кадров в области онкологии и гериатрии. Данная программ также подходит
для обучения слушателей по специальности «Общественное здоровье и
здравоохранение».
Ключевые слова: дополнительное образование; врачи-онкологи; кредитно-модульная система; эффективность программы.
Abstract. Background. Study of the current oncological
morbidity in Russia, social and psychological causes and consequences of
the growing incidence of malignant neoplasms especially in the elderly,
ways to decrease human, material and moral losses should become
perspective and important agenda of both high school, and continuous
postgraduate training of all types of health care providers dealing with
malignant neoplasms as part of their work.
The purpose was to evaluate efficiency of the suggested
innovative model to organize postgraduate professional training of
oncology specialists in gerontology and geriatrics.
Methods: analytical, sociological, organizational experiment.
Results. The author developed a structural and
functional model to introduce the European credit and transfer system
into postgraduate courses and topical training in gerontology and
geriatrics for oncology specialists.
The model was tested in a pedagogical experiment, and its
introduction showed positive results. The model is based on the credit
and modular system of the training organization in the form of resident
and distance learning; technologically, it is based upon the clouds data
storage of electronic educational and methodological set of advanced
training courses.
Within the framework of this model an innovative system of
pedagogical supervision was developed consisting of the two blocks: an
automated clouds data storage block and analog internal block.
Conclusions. Integration of learning sessions aimed at
improving information technology competences of oncology specialists in
training programs at personal computer, is the necessary condition
successfully master the program.
When selecting strategy to organize advanced training of oncology
specialists in gerontology and geriatrics one should keep in mind that
the optimum option of training organization for primary qualification
and topical training is the credit and modular system harmonized with
the resident and distance learning.
Scope of application. Results of the study can be used
in training and retraining programs in oncology and geriatrics. The
program can also be used by participants of the "Public health and
health care" training course.
Keywords: additional education; oncology specialists; credit and modular system; program efficiency.
Введение. Острая проблема современного общества – злокачественные новообразования (ЗНО). По различным данным ежегодно в человеческой популяции регистрируют до 20 млн. случаев злокачественных новообразований, из них в развитых странах – 48% [1,2,3,4].
Отмечен перманентный рост абсолютного числа людей пожилого и старческого возраста, заболевших раком на фоне снижения численности населения. Проблема онкологической заболеваемости по своей теоретической и практической значимости считается одной из сложнейших проблем современной науки и практики. Стремление глубже понять природу злокачественных новообразований (ЗНО) с позиции гериатрии подвигло теоретиков и практиков медицины и здравоохранения на путь активного сотрудничества в исследовании проблемы с представителями геронтологической службы [5,6,7]. Однако, как показал анализ имеющихся литературных данных, уровень знаний проблемы особенностей изменения состояния пстхологического и физического здоровья у лиц пожилого возраста с онкопатологией недостаточен среди медицинских работников [8,9].
Результаты и обсуждение. Интеграция образовательной системы России в Болонский процесс предусматривает адаптацию к Европейской кредитно-трансферной системе (ЕКТС). Анализ ситуации показал, что для внедрения в последипломные образовательные программы по геронтологии и гериатрии кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП) необходимы особые научно обоснованные организационно-педагогические подходы, которые не изменяют основные идеи Болонского процесса, но учитывают специфику повышения квалификации специалистов онкологической службы.
КМСОУП - модель организации учебного процесса, которая базируется на модульных технологиях обучения и системе образовательных (зачетных) единиц (кредитов). По своей сути КМСОУП является одним из основных компонентом, наряду с информационнымы пакетами и ключевыми документами, структурно-функциональной модели ЕКТС.
Корректный подход к внедрению модели ЕКТС в курсы повышения квалификации (ПК) и тематического усовершенствования (ТУ) в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы определил разработку модели, которая описывает процедуру на качественном уровне и способствует внедрению практических аспектов. При разработке модели внедрения ЕКТС в образовательную деятельность на курсах ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы нами предложена нисходящая стратегия проектирования (сверху вниз). Такая стратегия предусматривает определение больших блоков модели, характеристика которых определяется общими целями процедуры, с последующим рассмотрением элементов.
Разработанная обобщенная структурно-функциональная модель внедрения ЕКТС в образовательную деятельность курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы представлена на схеме 1.
Схема 1. Структурно-функциональная модель внедрения ЕКТС в образовательную деятельность курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы.
Модель описывает логически обоснованную последовательность этапов внедрения ЕКТС, основывается на существенной нормативно-правовой базе и учитывает опыт отечественных и зарубежных высших учебных заведений (ВУЗ). Модель является универсальной, поскольку может быть применена к курсам ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов любого подразделения онкологической службы, вне зависимости от содержательного наполнения курсов и формы организации учебного процесса. Основные блоки модели являются этапами процедуры внедрения ЕКТС: подготовительный, технологический, апробации и внедрения КМСОУП.
С целью изучения динамики изменения уровня знаний специалистов различных подразделений онкологической службы в области геронтологии и гериатрии проведено входное (до начала обучения) и выходное (в конце обучения) тестирование всех слушателей курсов ПК и ТУ на основе автоматизированного облако-ориентированного комплекса.
Установлено, что уровень знаний (ИДС) во всех областях теории и практики геронтологии и гериатрии во всех категориях слушателей курсов увеличился в 2,5 - 4 раза. На примере категории врачей-онкологов видно, что уровень знаний (ИДС) достоверно (р<0,05) увеличился в области:
- теории и терминологии (рис.1);
- юридических вопросов и социальных проблем (рис.2);
- организации медицинской помощи (рис. 3);
- образа жизни пожилых людей (рис.4);
- создания среды для пожилых людей (рис. 5).
Рис.1. Динамика изменения уровня знаний (ИДС) врачей-онкологов в области теории и терминологии геронтологии и гериатрии.
Рис.2. Динамика изменения уровня знаний (ИДС) врачей-онкологов в области юридических вопросов и социальных проблем.
Рис.3. Динамика изменения уровня знаний (ИДС) врачей-онкологов в области организации медицинской помощи.
Рис.4. Динамика изменения уровня знаний (ИДС) врачей-онкологов в области образа жизни пожилых людей.
Рис.5. Динамика изменения уровня знаний (ИДС) врачей-онкологов в области создания среды для пожилых людей.
Установлено, что успешность повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) во всех категориях специалистов онкологической службы достоверно выше при очно-дистанционной форме обучения по сравнению с очной (р<0,05) (рис. 6).
Полученный результат свидетельствует о том, что организация процесса ПК и ТУ на принципах открытого образования с обеспечением свободного доступа к образовательным ресурсам, вне зависимости от начального уровня знаний повышающего квалификацию специалиста, основываясь на технологиях дистанционного обучения (в нашем случае - гибридной технологии очно-дистанционного обучения), в режиме обучения, удобном для обучающегося,
позволяет значительно повысить успешность повышения квалификации учебных групп, вне зависимости от категории специалистов онкологической службы, по сравнению с организацией по очной форме обучения.
При этом кредитно-модульная система организации учебного процесса является органичной методологической основой процесса обучения.
Рис. 6. Зависимость успешности повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности.
Для изучения качества разработанной модели организации учебного процесса ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии у слушателей курсов - специалистов различных подразделений онкологической службы проведено выходное (в конце обучения) комплексное анкетирование на основе автоматизированного облако-ориентированного комплекса по специально разработанной нами анкете.
Установлено, что по субъективной оценке содержание учебных планов ПК для более чем 90% опрошенных соответствует профессиональным потребностям и интересам.
При оценке по 10-бальной аналоговой шкале, где 0 баллов соответствует недостаточному уровню, а 10 баллов - высокому уровню, организации процесса ПК в ЭУМК, построенных на основе облако-ориентированной технологии, с точки зрения удобства пользования, подавляющее большинство респондентов дали ответы в диапазоне 8-10 баллов.
При оценке по 10-бальной аналоговой шкале, где 0 баллов соответствует недостаточному уровню, а 10 баллов - высокому уровню, организации процесса ПК в ЭУМК, построенных на основе облако-ориентированной технологии, с точки зрения свободного доступа к учебным ресурсам, подавляющее большинство респондентов дали ответы в диапазоне 9-10 баллов. Оценивая по 10-бальной аналоговой шкале, где 0 баллов соответствует недостаточному уровню, а 10 баллов - высокому уровню, кредитно-модульную систему организации учебного процесса ПК, подавляющее большинство респондентов дали ответы в диапазоне 9-10 баллов.
Выводы. Разработанная инновационная модель организации последипломного повышения квалификации специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии при очно-дистанционной форме обучения эффективна с точки зрения:
- положительной динамики изменения уровня знаний слушателей до и после ПК или ТУ;
- прироста успешности повышения квалификации слушателями учебных групп (УПКГ) за счет внедрения очно-дистанционной формы обучения по сравнению с очной формой;
- позитивной оценки слушателями учебных групп различных категорий специалистов онкологической службы.
Литература:
- Гаврилова Н.Е. Влияние старения населения России на течение заболеваний. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2006; (1); 23–27.
- Лазебник Л.Б. Полиморбидность у пожилых. Сердце 2007; (7); 25–27.
- Мохов А.А. Проблемы судебного разбирательства дел о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни гражданина при оказании медицинской помощи. Медицинское право 2005; (4); 42-50.
- Новик А.А.. Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. Москва: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир; 2002. 320 с.
- Подопригора Г.М. Качество жизни пожилых людей и организация их медико-социального обслуживания. Медицинская сестра 2008; (5); 15-17.
- Прощаев К.И., Ильницкий, А.Н., Коновалов, С.С. Избранные лекции по гериатрии. СПб.: Прайм-Еврознак; 2007. 778 с.
- Пушкова Э.С. В помощь организатору гериатрического учреждения. Методические рекомендации. СПб.: Прайм-Еврознак; 2007. 44 с.
- Синицын В.А., Шевелёва Л.В. Специализация ДПО как путь обеспечения признания программ и системы дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование 2005; 21; (9); 7-10.
- Тишук Е.А., Щепин В.О. Особенности здоровья населения и здравоохранения Москвы. Вестник Российской академии медицинских наук 2002; (11); 47-50.
References:
- Gavrilova N.E. Vliyanie stareniya naseleniya Rossii na techenie zabolevaniy [Influence of aging of the population of Russia on the course of diseases]. Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2006; (1): 23–27. (In Russian).
- Lazebnik L.B. Polimorbidnost' u pozhilykh [Polimorbidity in the elderly]. Serdtse 2007; (7): 25–27. (In Russian).
- Mokhov A.A. Problemy sudebnogo razbiratel'stva del o vozmeshchenii vreda, prichinennogo zdorov'yu ili zhizni grazhdanina pri okazanii meditsinskoy pomoshchi [Problems of the judicial proceedings of cases of compensation for the damage to citizens’ health and life at delivering health care]. Meditsinskoe pravo 2005; (4): 42-50. (In Russian).
- Novik A.A.. Ionova T.I. Rukovodstvo po issledovaniyu kachestva zhizni v meditsine [Guidelines on research of life quality in medicine]. Moscow: OLMA-PRESS Zvezdnyy mir; 2002. 320 p. (In Russian).
- Podoprigora G.M. Kachestvo zhizni pozhilykh lyudey i organizatsiya ikh mediko-sotsial'nogo obsluzhivaniya [Quality of life of the elderly people and organization of their medical and social service]. Meditsinskaya sestra 2008; (5): 15-17. (In Russian).
- Proshchaev K.I., Il'nitskiy, A.N., Konovalov, S.S. Izbrannye lektsii po geriatrii [Selected lectures on geriatrics]. St. Petersburg: Praym-Evroznak; 2007. 778 p. (In Russian).
- Pushkova E.S. V pomoshch' organizatoru geriatricheskogo uchrezhdeniya. Metodicheskie rekomendatsii [The aid to the manager of geriatric facility. Methodical recommendations]. St. Petersburg: Praym-Evroznak; 2007. 44 p. (In Russian).
- Sinitsyn V.A., Sheveleva L.V. Spetsializatsiya DPO kak put' obespecheniya priznaniya programm i sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Specialization of additional professional education as way of ensuring recognition of programs and system of additional professional education]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie 2005; 21 (9): 7-10. (In Russian).
- Tishuk E.A., Shchepin V.O. Osobennosti zdorov'ya naseleniya i zdravookhraneniya Moskvy [Features of population health and health care of Moscow]. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk 2002; (11): 47-50. (In Russian).
Просмотров: 13170
|