ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ И ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ |
15.04.2015 г. | ||||||
Жуков В.А.¹, Учайкин Ю.Н.², Петросов С.Н.²
STATE POLICY RELATED TO SOCIAL PROTECTION OF SOCIALLY VULNERABLE POPULATION Контактная информация: Учайкин Юрий Николаевич, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Yuri N. Uchaikin, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Резюме. Актуальность. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. В тоже время, в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу ряда причин. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. Цель исследования: оценить существующую систему социальных гарантий социально уязвимых слоев и групп населения и определить направления социальной политики на современном этапе. Методы проведения: монографический, кластерный анализ. Результаты работы. В работе определено, что в отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий для участия в жизни общества с другими людьми. В ходе анализа установлены требования, которым должна удовлетворять система социальных гарантий: необходимый и достаточный объем; обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами; адресность; учет территориальных особенностей; механизм доведения до получателя. Выводы. Наиболее активной социальной позицией в переходный период признана адресная поддержка наиболее социально уязвимых слоев и групп населения. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. Ключевые слова: социальная политика; пенсионное обеспечение; медицинская помощь; государственные стандарты. Область применения. Основной областью применения полученных данных является общественное здоровье и здравоохранение, которое отвечает всем требованиям по рассмотрению вопросов обеспечения не только физического, но и социального благополучия населения. Abstract. Background. The most ambitious target of the socially responsible economics within the developing market economy in Russia is social protection of all strata of society and development of effective social policy. In conditions of the market relations an individual can meet their needs only by means of income from property or getting salary. At the same time, every society has a certain share of population that neither has property nor is able to work due to some reasons. Such categories of population will fail to survive without governmental social protection in the context when capital becomes the main factor of production and distribution. The purpose of the study was to evaluate the existing system of social guaranties for vulnerable population and to define directions for the social policy at present stage. Methods: monographic and cluster analysis. Results. The paper shows that unlike social protection of the working population, social protection of the vulnerable groups represents the system of government-guaranteed economic, social and legal measures ensuring conditions for life support, control and correction of disability, aiming at equal conditions for the vulnerable groups to get engaged into public life like other people. The analysis determined certain requirements for the system of social guaranties: necessary and sufficient volume of support; provision with financial and material resources; targeted support; consideration of regional peculiarities; and mechanism to reach beneficiaries. Conclusions. Targeted support for the vulnerable groups was considered as most active social position during the transition period. Main sources of funds for targeted support for the vulnerable groups are federal and local budgets. Scope of application. The main scope of application of the research data is public health and healthcare. It is consistent with all the requirements related to provision of physical and social well-being for the population. Keywords: social policy; pension provision; medical care; state standards.Введение. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
Социальная защита поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания [1,2,3,4]. Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий. В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных участия в жизни общества с другими людьми[5]. Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
Наиболее активной социальной позицией в переходный период признана адресная поддержка наиболее социально уязвимых слоев и групп населения. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. К нуждающимся, в первоочередном порядке, относятся:
В первую очередь помощь оказывается тем, у кого совокупный доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, сложившегося в данном регионе, а затем, по мере возможности, всем другим группам населения. Система социальных гарантий включает:
Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы. Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:
Социальные гарантии выполняют различные функции:
Пособия и льготы классифицируются следующим образом:
Результаты и обсуждение. В ходе анализа были установлены важнейшие принципы формирования системы социальных гарантий включают в себя:
Социально-экономические нормативы призваны служить ориентиром для текущего планирования, эталоном для целевой установки обоснования краткосрочного прогнозирования социальных процессов, определения целей и направлений социальной политики; служат критериями оценки фактического состояния социальной сферы, эффективности мер в области социального развития. В условиях формирования экономических методов управления экономикой государства основными принципами функционирования механизма регулирования благосостояния народа становятся:
Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией. Финансовое и правовое обеспечение социальных программ требует разграничения функций центра и территорий в области системы социальной защиты населения: федеральный бюджет, местные бюджеты, средства предприятий и организаций, средства населения (в виде налогов и целевых взносов). Законодательное обеспечение социальных программ, в том числе и программ защиты населения, закреплено Конституцией, КЗоТ РФ, пенсионным законодательством, нормативными документами, регламентирующими механизм индексации доходов населения. В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:
Роль предприятий в решении социальных вопросов связана с расширенным воспроизводством рабочей силы. При этом, в условиях экономической самостоятельности, задачи предприятия в этой области расширяются, в сферу его компетенции входят: профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка кадров (особенно в связи с высвобождением рабочей силы), обеспечение нормальных условий труда, организация быта и отдыха работников и членов их семей. Финансовое обеспечение указанных функций осуществляется за счет социальных фондов предприятий. Право коллектива распоряжаться этими фондами важно для коллектива, но это не исключает финансового контроля использования средств со стороны государства и представительных органов трудового коллектива. Социальные фонды предприятий, характеризуют степень экономической самостоятельности предприятия и создают дополнительные возможности для закрепления кадров и повышения их трудовой активности. Реформа пенсионного обеспечения, осуществляемая в России, основана на принципах создания трехуровневой пенсионной системы. Первый (базовый) уровень - социальная пенсия финансируется за счет государственного бюджета. Второй (основной) уровень - трудовая (страховая) пенсия, финансируемая за счет страховых взносов, аккумулируемых в государственном пенсионном фонде или самостоятельных страховых компаниях. Третий (дополнительный) уровень - частная пенсия, финансируемая за счет негосударственных (частных) пенсионных фондов. В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:
Основными видами социального обеспечения являются:
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии). Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь. Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медикосоциальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К основным видам социального обслуживания относятся:
Система трудовой занятости инвалидов предполагает предоставление им возможности трудиться на предприятиях, в организациях, учреждениях, для которых независимо от форм собственности в законодательном порядке устанавливается минимальный норматив по бронированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а при невыполнении его применение штрафных санкций. Предусматривается также создание условий для дальнейшего развития сети специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов, расширения возможности трудиться на дому и в придомных производственных участках. Решающую роль в деле интеграции инвалидов в трудовой процесс играет получение ими образования. Состояние профессионального обучения инвалидов и потребность их в этом определяют необходимость его дальнейшего развития и совершенствования путем создания центров профессиональной реабилитации инвалидов, расширения возможностей для обучения инвалидов в учебных заведениях и вузах системы Минобразования Российской Федерации, внедрения различных форм и степеней образования, расширения круга профессий для обучения с учетом спроса на рынке труда. Этому призвано способствовать создание реабилитационных центров, формирование единой государственной системы и программы реабилитации инвалидов, а также целевое финансирование реабилитационных мер, включая модернизацию протезно-ортопедической промышленности. Выводы: Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития. Список литературы
References
Просмотров: 17049
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 15.04.2015 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|