О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №1 2015 (41) arrow ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ И ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ И ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Печать
15.04.2015 г.

Жуков В.А.¹, Учайкин Ю.Н.², Петросов С.Н.²
¹НАО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», Москва
² ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

STATE POLICY RELATED TO SOCIAL PROTECTION OF SOCIALLY VULNERABLE POPULATION
Zhukov V.A.¹, Uchaikin Yu.N.², Petrosov S.N.
²
¹ “Gerontology” Medical Research Center, Moscow
² All-Russia Research Institute of Railway Hygiene, Rospotrebnadzor, Moscow

Контактная информация: Учайкин Юрий Николаевич, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Yuri N. Uchaikin, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

В тоже время, в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу ряда причин. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Цель исследования: оценить существующую систему социальных гарантий социально уязвимых слоев и групп населения и определить направления социальной политики на современном этапе.

Методы проведения: монографический, кластерный анализ.

Результаты работы. В работе определено, что в отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий для участия в жизни общества с другими людьми.

В ходе анализа установлены требования, которым должна удовлетворять система социальных гарантий: необходимый и достаточный объем; обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами; адресность; учет территориальных особенностей; механизм доведения до получателя.

Выводы. Наиболее активной социальной позицией в переходный период признана адресная поддержка наиболее социально уязвимых слоев и групп населения. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

Ключевые слова: социальная политика; пенсионное обеспечение; медицинская помощь; государственные стандарты.

Область применения. Основной областью применения полученных данных является общественное здоровье и здравоохранение, которое отвечает всем требованиям по рассмотрению вопросов обеспечения не только физического, но и социального благополучия населения.

Abstract. Background. The most ambitious target of the socially responsible economics within the developing market economy in Russia is social protection of all strata of society and development of effective social policy. In conditions of the market relations an individual can meet their needs only by means of income from property or getting salary. At the same time, every society has a certain share of population that neither has property nor is able to work due to some reasons. Such categories of population will fail to survive without governmental social protection in the context when capital becomes the main factor of production and distribution.

The purpose of the study was to evaluate the existing system of social guaranties for vulnerable population and to define directions for the social policy at present stage.

Methods: monographic and cluster analysis.

Results. The paper shows that unlike social protection of the working population, social protection of the vulnerable groups represents the system of government-guaranteed economic, social and legal measures ensuring conditions for life support, control and correction of disability, aiming at equal conditions for the vulnerable groups to get engaged into public life like other people.

The analysis determined certain requirements for the system of social guaranties: necessary and sufficient volume of support; provision with financial and material resources; targeted support; consideration of regional peculiarities; and mechanism to reach beneficiaries.

Conclusions. Targeted support for the vulnerable groups was considered as most active social position during the transition period. Main sources of funds for targeted support for the vulnerable groups are federal and local budgets.

Scope of application. The main scope of application of the research data is public health and healthcare. It is consistent with all the requirements related to provision of physical and social well-being for the population.

Keywords: social policy; pension provision; medical care; state standards.

Введение. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

  • государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
  • всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
  • социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

Социальная защита поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания [1,2,3,4].

Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных участия в жизни общества с другими людьми[5].

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Наиболее активной социальной позицией в переходный период признана адресная поддержка наиболее социально уязвимых слоев и групп населения. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

К нуждающимся, в первоочередном порядке, относятся:

  • престарелые граждане 80 лет и старше;
  • одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, неспособные к самообслуживанию;
  • инвалиды I и II групп;
  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • дети-сироты, выпускники детских домов и школ-интернатов:
  • семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
  • лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, бомжи, вынужденные переселенцы, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и т.п.).

В первую очередь помощь оказывается тем, у кого совокупный доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, сложившегося в данном регионе, а затем, по мере возможности, всем другим группам населения.

Система социальных гарантий включает:

  • проведение единой социальной политики, гарантирующей всем членам общества равные возможности в формировании своего уровня жизни и уровня жизни своей семьи;
  • обеспечение гарантируемого уровня благосостояния для всех членов общества;
  • установление единых механизмов управления социальными процессами;
  • освобождение государственных органов от решения текущих вопросов в рамках территорий и отдельных трудовых коллективов.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции:

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания; стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности [6,7,8,9].

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • - льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • - льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • - льготы по приобретению лекарств;
  • - бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • - выплаты пособия по бедности;
  • - выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • - выплаты инвалидам; льготы по налогообложению;
  • - компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • - выплаты пособий на детей и матерям;
  • - льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • - жилищные субсидии.

Результаты и обсуждение. В ходе анализа были установлены важнейшие принципы формирования системы социальных гарантий включают в себя:

  1. Отказ от социального иждивенчества и предоставление социальных гарантий не столько по принципу уровня доходов (хотя это и важно), а в зависимости от степени трудоспособности граждан. Для трудоспособных - основной формой гарантий должно быть обеспечение возможностей повышения доходов пропорционально росту трудовой активности, для нетрудоспособного населения формой социальных гарантий будут денежные и натуральные выплаты из федеральных и территориальных фондов потреблении, социальных фондов предприятий (организаций).
  2. Мобильность системы социальных гарантий, защиты и поддержки населения должна включать в себя комплекс долговременных мер, и механизм оперативного реагирования, децентрализацию процесса управления социальной сферой и четкое разграничение функций между центральными, республиканскими и местными органами исполнительной власти.
  3. Основой для разработки критериев формирования системы социальных гарантий являются социальные нормативы на гарантийные и компенсационные выплаты, динамика которых зависит от социальной политики государства, ориентированной на повышение уровня жизни населения.

Социально-экономические нормативы призваны служить ориентиром для текущего планирования, эталоном для целевой установки обоснования краткосрочного прогнозирования социальных процессов, определения целей и направлений социальной политики; служат критериями оценки фактического состояния социальной сферы, эффективности мер в области социального развития.

В условиях формирования экономических методов управления экономикой государства основными принципами функционирования механизма регулирования благосостояния народа становятся:

  1. ориентированность социальных программ на конкретные группы населения (в условиях дефицита ресурсов это наиболее экономически эффективный путь);
  2. согласование форм и методов управления на различных уровнях (федерация, ее субъекты, первичное звено экономики);
  3. четкое разграничение функций между различными субъектами управления.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

Финансовое и правовое обеспечение социальных программ требует разграничения функций центра и территорий в области системы социальной защиты населения: федеральный бюджет, местные бюджеты, средства предприятий и организаций, средства населения (в виде налогов и целевых взносов).

Законодательное обеспечение социальных программ, в том числе и программ защиты населения, закреплено Конституцией, КЗоТ РФ, пенсионным законодательством, нормативными документами, регламентирующими механизм индексации доходов населения.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

  • - минимальный размер оплаты труда;
  • - единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы.

Роль предприятий в решении социальных вопросов связана с расширенным воспроизводством рабочей силы. При этом, в условиях экономической самостоятельности, задачи предприятия в этой области расширяются, в сферу его компетенции входят: профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка кадров (особенно в связи с высвобождением рабочей силы), обеспечение нормальных условий труда, организация быта и отдыха работников и членов их семей. Финансовое обеспечение указанных функций осуществляется за счет социальных фондов предприятий. Право коллектива распоряжаться этими фондами важно для коллектива, но это не исключает финансового контроля использования средств со стороны государства и представительных органов трудового коллектива.

Социальные фонды предприятий, характеризуют степень экономической самостоятельности предприятия и создают дополнительные возможности для закрепления кадров и повышения их трудовой активности.

Реформа пенсионного обеспечения, осуществляемая в России, основана на принципах создания трехуровневой пенсионной системы.

Первый (базовый) уровень - социальная пенсия финансируется за счет государственного бюджета.

Второй (основной) уровень - трудовая (страховая) пенсия, финансируемая за счет страховых взносов, аккумулируемых в государственном пенсионном фонде или самостоятельных страховых компаниях.

Третий (дополнительный) уровень - частная пенсия, финансируемая за счет негосударственных (частных) пенсионных фондов.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий.

Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:

  • набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;
  • нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;
  • нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;
  • норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Основными видами социального обеспечения являются:

  • - пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
  • - пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
  • - содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
  • - профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, льготы, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

  • - пособия по временной нетрудоспособности;
  • - пособия по беременности и родам;
  • - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • - единовременное пособие при рождении ребенка;
  • - ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;
  • - ежемесячное пособие на ребенка;
  • - пособие по безработице;
  • - единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;
  • - единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;
  • - единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
  • - социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;
  • - единовременное пособие военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;
  • - социальное пособие на погребение.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медикосоциальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным видам социального обслуживания относятся:

  • материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);
  • социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;
  • предоставление временного приюта;
  • консультативная помощь по различным направлениям;
  • реабилитационные услуги и т.д.

Система трудовой занятости инвалидов предполагает предоставление им возможности трудиться на предприятиях, в организациях, учреждениях, для которых независимо от форм собственности в законодательном порядке устанавливается минимальный норматив по бронированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а при невыполнении его применение штрафных санкций. Предусматривается также создание условий для дальнейшего развития сети специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов, расширения возможности трудиться на дому и в придомных производственных участках.

Решающую роль в деле интеграции инвалидов в трудовой процесс играет получение ими образования. Состояние профессионального обучения инвалидов и потребность их в этом определяют необходимость его дальнейшего развития и совершенствования путем создания центров профессиональной реабилитации инвалидов, расширения возможностей для обучения инвалидов в учебных заведениях и вузах системы Минобразования Российской Федерации, внедрения различных форм и степеней образования, расширения круга профессий для обучения с учетом спроса на рынке труда. Этому призвано способствовать создание реабилитационных центров, формирование единой государственной системы и программы реабилитации инвалидов, а также целевое финансирование реабилитационных мер, включая модернизацию протезно-ортопедической промышленности.

Выводы: Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Список литературы

  1. Зальцман Т.В. Становление и развитие системы помощи людям с инвалидностью в России. Москва: ИД «Российский государственный стаматологический университет»; 2008. 262с.
  2. Королева И.П., Туркина Н.В. Обучение социальных работников уходу за пациентами с инконтиненцией. Медицинская сестра. Профессия: теория и практика. 2012; (5); 25-30.
  3. Немсцверидзе Э.Я. Система интерактивного лечения и реабилитации пациентов как составляющая медицинских инноваций в деятельности ЛПУ на современном этапе. Социально-демографические процессы финно-угорских народов. 2012; (1); 67-70.
  4. Осипов С.А. Социализация и содействие трудовой занятости инвалидов в условиях трансформирующейся экономики региона. Воронеж: ИД «ВГТУ»; 2007. 24с.
  5. Смирнов C.B. Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России. Ростов-на-Дону: ИД «РГПУ»; 2006. 23с.
  6. Трифонова Н.Ю., Немсцверидзе Э.Я. Пути снижения инвалидности трудоспособного населения на территориальном уровне. Москва: ИД «Икар»; 2012. 135 с.
  7. Трифонова Н.Ю., Немсцверидзе Э.Я., Краевой С.А. Статистический анализ вероятности стать инвалидом в трудоспособном возрасте. Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. #2011; (4): 64-67.
  8. Фурсов С.А. Социальная политика в отношении инвалидов: отечественный и зарубежный опыт. Человеческий капитал: научно-практический журнал. 2010; (9): 35-39.
  9. Моздокова Ю.С. Концепция системы социально-культурной интеграции инвалидов. Вестник МГУКИ. 2006; (2): 40-45.

References

  1. Zal'tsman T.V. Stanovlenie i razvitie sistemy pomoshchi lyudyam s invalidnost'yu v Rossii [Formation and development of health care to disabled people in Russia] Moscow: ID «RGSU»; 2008. 262p. (In Russian)
  2. Koroleva I.P., Turkina N.V. Obuchenie sotsial'nykh rabotnikov ukhodu za patsientami s inkontinentsiey [Social workers training to providing health care to incontinence patients]. Meditsinskaya sestra. Professiya: teoriya i praktika 2012; (5); 25-30. (In Russian)
  3. Nemstsveridze E.Ya. Sistema interaktivnogo lecheniya i reabilitatsii patsientov kak sostavlyayushchaya meditsinskih innovatsiy v deyatel'nosti LPU na sovremennom etape [The system of patients’ interactive treatment and rehabilitation as a component of innovations in health care facility activity in the present stage]. Sotsial'no-demograficheskie protsessy finno-ugorskikh narodov 2012; (1): 67-70. (In Russian)
  4. Osipov S.A. Sotsializatsiya i sodeystvie trudovoy zanyatosti invalidov v usloviyakh transformiruyushcheysya ekonomiki regiona [Socialization and assistance in employment for the disabled in the conditions of transforming regional economy]. Voronezh: ID «VGTU»; 2007. 24p. (In Russian)
  5. Smirnov C.B. Sotsiokul'turnye faktory reabilitatsii invalidov v sovremennoy Rossii. Rostov-na-Donu [Social and cultural factors of rehabilitation of the disabled in contemporary Russia]. ID «RGPU»; 2006. 23p. (In Russian)
  6. Trifonova N.Yu., Nemstsveridze E.Ya. Puti snizheniya invalidnosti trudosposobnogo naseleniya na territorial'nom urovne [The ways to reduce disability of the working-age population at a regional level]. Moscow: ID «Ikar»; 2012. 135 p. (In Russian)
  7. Trifonova N.Yu., Nemstsveridze E.Ya., Kraevoy S.A. Statisticheskiy analiz veroyatnosti stat' invalidom v trudosposobnom vozraste [Statistical analysis of probability to become disabled in working ages]. Vestnik vserossiyskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noy ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoy industrii 2011; (4): 64-67. (In Russian)
  8. Fursov S. A. Sotsial'naya politika v otnoshenii invalidov: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Social policy concerning the disabled people: national and foreign experience]. Chelovecheskiy kapital: nauchno-prakticheskiy zhurnal 2010; (9): 35-39. (In Russian)
  9. Mozdokova Yu.S. Kontseptsiya sistemy sotsial'no-kul'turnoy integratsii invalidov [The system concept for social and cultural integration of the disabled]. Vestnik MGUKI. 2006; (2): 40-45. (In Russian)

Просмотров: 9021

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 15.04.2015 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search