О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №2 2015 (42) arrow ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ (В РАМКАХ ПРОЕКТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 10 СТРАНАХ - RS10)
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ (В РАМКАХ ПРОЕКТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 10 СТРАНАХ - RS10) Печать
24.06.2015 г.

Дежурный Л.И.1, Неудахин Г.В.1, Юрасова Е.Д.2, Миглиорини Луиджи2, Шмиткова Т.И.3
1ФБГУ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва
2 Всемирная организация здравоохранения, Российский офис, Москва
3Управление здравоохранения Липецкой области, Липецк

ASSESSING POTENTIONAL EFFECTIVENESS OF FIRST AID FOR LIFE SUPPORT TO VICTIMS IN ROAD TRAFFIC ACCIDENTS (WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ROAD SAFETY IN 10 COUNTRIES - RS10)
Dezhurny L. I.1, Neudakhin G.V.1, Yurasova E.D.2,Luigi Migliorini2, Shmitkova T.I.3
1Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
2 World Health Organization country office of the Russian Federation, Moscow
3 Healthcare Department of the Lipetsk region, Lipetsk

Контактная информация: Дежурный Леонид Игоревич, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Leonid Dezhurny, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. В Российской Федерации, как и во всем мире, смертность и травматизм при дорожно-транспортных происшествиях является серьезной проблемой здравоохранения. Если пострадавший получил травму, то снизить ее последствия возможно путем быстрого и эффективного оказания первой помощи и скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе.

На очередном заседании Консультативного совета проекта Всемирной Организации Здравоохранения по безопасности дорожного движения в десяти странах (RS-10), проводившегося в Российской Федерации, было принято решение об определении возможного потенциала мероприятий, направленных на оказание помощи.

Цель исследования состояла в определении среди пострадавших в ДТП на территории Липецкой области категории лиц, чья жизнь могла быть потенциально сохранена при своевременном выполнении мероприятий первой помощи.

Предметом исследования стали «Акты судебно-медицинского исследования трупа» (заключение судебно-медицинского эксперта).

Исследование было проведено в два этапа.

На первом этапе исследования производилась оценка наличия шансов у пострадавшего на выживание. Полученные материалы изучались двумя основными методами: балльной оценкой тяжести травмы лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и экспертной оценкой тяжести травмы лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и определение возможности сохранения жизни.

На втором этапе исследования было произведено сопоставление балльной оценки тяжести повреждений с использованием шкал AIS-90\ISS и экспертной оценки.

В соответствии с данными судебно-медицинской экспертизы, указаний о выполненных в отношении пострадавших мероприятиях первой помощи не было. При этом, почти половина погибших имели повреждения, при которых, в случае своевременного оказания первой помощи, пострадавшие имели возможность выжить. Это свидетельствует о необходимости оказания первой помощи на месте происшествия.

Обсуждение. Для снижения смертности от травматизма при дорожно-транспортных происшествиях предлагается продолжить на территории Липецкой области совершенствование системы помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, включая действия, направленные на повышение частоты и качества оказания первой помощи водителями транспортных средств, сотрудниками служб, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с законом или специальным правилом и т.п.

Ключевые слова: первая помощь; смертность; дорожно-транспортное происшествие; скорая медицинская помощь.

Abstract. In the Russian Federation, like all over the world, the road crash mortality and trauma have become a serious public health problem. In case a victim was injured, it is possible to reduce its impact by provision of rapid and effective first aid and emergency medical care before admission.

The regular meeting of the Advisory Board for the World Health Organization Project on Road Safety in 10 Countries (RS-10) hosted by the Russian Federation made a decision to explore potential impact of post-crash first aid provision.

The purpose of the study was to identify among the injured in road accidents in the Lipetsk region the category of people whose lives could potentially be saved by timely first aid.

The subject of a study was "Acts of forensic medical examination of the corpse" (medicolegal reports).

The study was implemented in two stages.

At the first stage victim’s survival chances were assessed. The results were studied by two methods: score evaluation of trauma severity of the road traffic injury and expert evaluation of trauma severity of the road traffic injury and assessments of chances to save life.

At the second stage of the study injury severity scores (scales AIS-90\ISS) and expert evaluation were compared. According to the forensic medical examination protocols, there was no evidence of first aid provided to the road crash victims documented. However, almost half of victims had a chance for survival in case of timely first aid. This finding demonstrates that first aid must be provided on the scene of the road accident.

Conclusion. To reduce road crash mortality and trauma, the system of post-crash management of road traffic injury victims in the Lipetsk region should be further improved including activities aimed at increasing frequency and quality of first aim provided by drivers, staff of services responsible for first aid provision according to law regulations, special rules etc.

Key words: first aid; mortality; road traffic accident; emergency medical care.

Resume. In the Russian Federation, like all over the world, the road crash mortality and trauma have become a serious public health problem. In case a victim has injury, it is possible to reduce its impact by provision of rapid and effective first aid and emergency medical care in the prehospital phase.

The regular meeting of the Advisory Board for the World Health Organization Project on Road Safety in 10 Countries (RS-10) - the Russian Federation – made decision to explore the possible potential impact of post-crash first aid provision.

The aim of the study was to identify among the injured in road accidents in the Lipetsk region category of persons whose lives could potentially be saved by timely first aid. The subject of a study were "Acts of the forensic medical examination of the corpse" (conclusions of a forensic medical experts).

The study was implemented in two stages.

On the first stage the assessment of the availability of chances to survive for victim was made. The results were studied by two methods: by a score method and by expert evaluation. On the second stage of the study results of injury severity scoring (scales AIS-90\ISS) and expert evaluation were compared.

According to the forensic medical examination protocols, there was no evidence of first aid provided to the road crash victims documented. At the same time, almost half of victims had a chance to survive in case of timely first aid provision. This finding demonstrates the necessity of first aid provided on the scene of the road crash.

To reduce the mortality rate of injuries in road traffic incidents the system of post-crash care of victims of road traffic incidents should be improved.

Keywords: first aid; mortality; road crash incident; emergency, post-crash care.

1. Введение

В последнее десятилетие среди социальных и медицинских проблем все большее значение приобретает травматизм [1]. Постоянный рост числа травм приводит к тому, что травматизм становится одной из ведущих проблем современной медицины [9].

При этом проблема гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях имеет глобальный уровень и привлекает внимание значительного количества международных и национальных, государственных и негосударственных организаций [3]. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма в 2004 году признал его «огромной проблемой общественного здравоохранения и развития» в мире и призвал страны принимать конкретные меры по предупреждению ДТП, снижению травматизма и тяжести его последствий с учетом основных факторам риска (скорость, ремни безопасности, детские удерживающие устройства, вождение в состоянии опьянения), а также укреплять систему оказания помощи пострадавшим в ДТП [16].

Если пострадавший получил травму, то снизить ее последствия возможно путем быстрого и эффективного оказания первой помощи и скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе, а затем медицинской помощи на стационарном этапе оказания экстренной медицинской помощи [5,12].

В Российской Федерации, как и во всем мире, смертность и травматизм при дорожно-транспортных происшествиях является серьезной проблемой здравоохранения [2,8,9,6]: в 2010 году на дорогах страны погибли более 26,5 тысяч человек, а предполагаемые потери ВВП в связи с дорожно-транспортной смертностью составили 1,9 % [4]. Российское законодательство обязывает сотрудников специальных служб и ГИБДД оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, а также наделяет таким правом водителей автотранспорта. Существует перечень состояний и мероприятий первой помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения, в котором обучение оказанию первой помощи включено в программы обучения кандидатов в водители в автошколах и сотрудников ГИБДД. Однако, точных данных о том, насколько часто и как эффективно оказывается первая помощь пострадавшим в ДТП в Российской Федерации, в литературе найти не удалось. Периодически в профессиональной медицинской среде высказывается мнение, что вместо направления ресурсов на развития обучения навыкам первой помощи, достаточно развивать скорую медицинскую помощь и повышать эффективность эвакуации с места ДТП. В то же время, исследования в ряде стран сообщили, что, хотя у погибших от травм в 39-57 % случаев предотвратить смертельный исход было невозможно ввиду тяжести полученных повреждений, оказание первой помощи потенциально могло спасти жизни 4-39 % погибших в ДТП [11,13,14].

В Липецкой области в течение 2010-2014 годов осуществлялся международный проект по безопасности дорожного движения в десяти странах (RS-10) - Российская Федерация, направленный на снижение травматизма и смертности в ДТП с учетом основных факторов риска. В результате к декабрю 2014 года значительно повысились уровни использования ремней безопасности водителями и пассажирами, улучшилось соблюдение скоростного режима. С 2012 года в рамках проекта проводились мероприятия по совершенствованию преподавания первой помощи в автошколах области и сотрудникам ГИБДД. По данным ГИБДД, количество погибших в ДТП в Липецкой области в результате предпринимаемых усилий в 2013 году уменьшилось, по сравнению с 2012 годом, составив 262 человека. Однако большой интерес представляло понимание того, от каких непосредственных причин погибают пострадавшие в ДТП и насколько своевременное оказания первой помощи способно уменьшить число погибших.

Для этого было запланировано настоящее исследование, которое было проведено сотрудниками ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России на основе данных предоставленных Управлением Липецкой области при поддержке Всемирной организации здравоохранения.

2. Цель и задачи исследования

Цель исследования состояла в определении среди пострадавших в ДТП на территории Липецкой области категории лиц, чья жизнь могла быть потенциально сохранена при своевременном выполнении мероприятий первой помощи (водителями транспортных средств, сотрудниками ГИБДД, очевидцами происшествия и др.).

Для достижения указанной цели требовалось решить следующие задачи:

  1. По данным медицинской документации провести анализ травм и повреждений пострадавших в ДТП, погибших до прибытия скорой медицинской помощи.
  2. Провести анализ причин гибели пострадавших в ДТП, погибших до прибытия скорой медицинской помощи.
  3. Оценить долю пострадавших, у которых своевременное оказание первой помощи могло бы способствовать поддержанию и сохранению жизни.
  4. Разработать рекомендации по повышению эффективности помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе.
  5. Подготовить рекомендации по совершенствованию сбора, учета и анализа информации о пострадавших в ДТП, с целью определения непосредственных причин смерти пострадавших, количественных и качественных характеристик оказания первой помощи пострадавшим в указанных происшествиях, а также необходимых мероприятий по поддержанию их жизни до прибытия в стационар.

3. Материалы и методы исследования

3.1. Изучаемые материалы

Материалами ретроспективного исследования стали «Акты судебно-медицинского исследования трупа» (Форма 171/у) 97 лиц, погибших в ДТП в Липецкой области на месте происшествия до прибытия бригады скорой медицинской помощи за период январь – июль 2014 года. Выборка информации из актов производилась обезличенно, без использования персональных данных. При этом, кроме оценки травмы, внимание уделялось наличию в «Актах судебно-медицинского исследования трупа» возможных указаний на выполнение мероприятий первой помощи в отношении пострадавшего.

Данные по полу, возрасту пострадавших, времени прибытия скорой помощи в рамках данного исследования не анализировались.

3.2. Этапы исследования и используемые методы

Намеченное исследование было решено провести в два этапа.

На первом этапе исследования производилась оценка наличия шансов у пострадавшего на выживание. Полученные материалы изучались двумя основными способами.

1. Балльная оценка тяжести травмы лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

В силу того, что в качестве изучаемых документов в исследовании использовались акты судебно-медицинской экспертизы (то есть проводилось посмертное исследование) и не было возможности определять тяжесть состояния, исследователями оценивалась только тяжесть повреждения. Для оценки тяжести повреждений использовалась сокращенная шкала повреждений – Abbreviated Injury Scale (AIS-90) [10]. В соответствии с этой шкалой каждое из повреждений оценивалось от 1 балла (легкое повреждение) до 6 баллов (не совместимое с жизнью повреждение, смерть от которого наступит в течение 24 часов). По причине того, что автодорожная травма практически всегда является множественной и сочетанной, и для более качественной оценки тяжести повреждения применялась шкала ISS (Injury Severity Scale) [15]. Для использования шкалы ISS за основу были взяты таблицы AIS. Балл по шкале ISS определяется как сумма квадратов наибольших баллов степени тяжести по шкале AIS в каждой из трех наиболее серьезно поврежденных областей тела. По данным авторов шкалы количество баллов распределяется на три диапазона, которые определяют предполагаемую вероятность гибели пострадавших.

- до 15 баллов (при таком количестве баллов, вероятность гибели оценивается авторами шкалы в диапазоне 8-10%, то есть, как относительно низкая);

- 15 – 74 балла (при таком количестве баллов предполагаемая вероятность гибели оценивается в диапазоне 5-50%);

- 75 баллов (максимальное количество баллов, свидетельствующее о повреждениях, при которых эффект от оказания любого вида помощи отсутствует). В отношении указанных категорий определялось их процентное соотношение.

Учитывая довольно большой диапазон баллов второй группы и большой процент вероятности гибели в ней, нами было сделано предположение, что пострадавшие с более низким количеством баллов имеют вероятность гибели приближенную к нижней границе диапазона, а с более высокой - к верхней.

Исходя из сделанного предположения, пострадавшие второй группы были разделены на подгруппы:

- до 30 баллов (вероятность гибели этих пострадавших оценивали приближенной к нижней границе – 5%, то есть 5-30%);

- 30 – 49 баллов (вероятность гибели этих пострадавших оценивали с запасом, как приближенную к верхней границе – 50%, то есть 40-50%);

- 50 баллов и выше (вероятность их гибели мы считали крайне высокой).

2. Экспертная оценка случаев тяжести травмы лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и определение возможности сохранения жизни.

В качестве экспертов выступили врачи скорой медицинской помощи, реаниматологи, хирурги и нейрохирурги, т.е. врачи тех специальностей, которые имеют в своей повседневной деятельности опыт лечения пострадавших с травмой. Привлечение в качестве экспертов врачей разных специальностей было обусловлено тем, что при ДТП, как правило, пострадавшие получают сочетанные, множественные и комбинированные травмы. При этом ведущие повреждения у них могут быть различными. Всего к оценке был привлечен 21 эксперт.

При проведении экспертной оценки сначала эксперты распределяли пострадавших на три категории, согласно представлению экспертов о вероятности гибели пострадавших. Отнесение в категорию производилось в случае совпадения мнения большинства экспертов. Для проведения экспертной оценки была разработана опросная форма, с помощью которой экспертам необходимо было на основании своего клинического опыта и результатов судебно-медицинской экспертизы определить:

1. Что могло стать наиболее вероятной причиной смерти пострадавшего. Среди причин были предложены: остановка дыхания вследствие перекрытия дыхательных путей, остановка кровообращения вследствие гиповолемии, критическое дыхательное расстройство из-за нарушения целостности каркаса грудной клетки, остановка дыхания и кровообращения по причине разрушения или серьезного повреждения сердца и легких, остановка дыхания и кровообращения вследствие нарушения регуляторных функций центральной нервной системы (указанные варианты были выбраны как наиболее частые причины смерти пострадавших от тяжелых сочетанных травм), другое.

2. Возможные мероприятия по оказанию помощи, которые могли бы поддержать жизненные функции организма пострадавшего на догоспитальном этапе: проведение искусственного дыхания, выполнение непрямого массажа сердца, восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей, придание оптимального положения тела, своевременная остановка кровотечения.

3. Лечебную тактику в отношении пострадавшего на госпитальном этапе, что позволяло определить по косвенным данным возможность сохранения жизни пострадавшего при своевременной доставке его в профильную медицинскую организацию. Соответственно, экспертам предлагалось определить среди всех пострадавших лиц, имеющих подобные состояния.

Таким образом, анализ результатов экспертной оценки полученных данных позволил исследователям выделить следующие категории пострадавших:

- Категория А: погибшие на месте происшествия от несовместимых с жизнью травм, при которых оказание первой помощи и скорой медицинской помощи не повлияло бы на исход.

- Категория В: погибшие от травм, при которых оказание первой помощи могло способствовать поддержанию или сохранению жизненных функций и позволить дожить до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

- Категория С: погибшие от травм и состояний, при которых оказание помощи на догоспитальном этапе не имело бы было эффекта, а сохранение жизни и здоровья было возможно только при своевременной доставке в профильный стационар и проведении экстренного хирургического вмешательства.

На втором этапе исследования особое внимание было уделено пострадавшим, вошедшим в категорию В. При этом список пострадавших, вошедших в указанную категорию на основании экспертной оценки, сопоставлялся со списком пострадавших, имеющих наименьшую тяжесть повреждения в соответствии с балльной оценкой травмы (до 30 баллов). В случае, если пострадавший оказывался в обоих списках, его повреждения анализировались на предмет соответствия перечню состояний, при которых требуется оказание первой помощи. Кроме того, в отношении указанного пострадавшего производился анализ мероприятий по оказанию помощи, предложенных экспертом (экспертами). После выполнения вышеуказанных этапов исследования на основании этих данных оформлялись выводы о возможной эффективности мероприятий первой помощи в отношении поддержания и сохранения жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данные выводы основывались на определении тяжести травмы, выполненной с помощью современных шкал оценки тяжести травмы, и возможности снижения этой тяжести последствий травмы с использованием мероприятий первой помощи, утвержденных законодательно.

На основании проведенного анализа были сделаны рекомендации по повышению эффективности мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе, в том числе, и первой помощи. Кроме того, были подготовлены предложения по внесению изменений в учетную документацию и правила ее заполнения.

При проведении данного исследования, включая каждое из суб-исследований, персональные данные пациентов были защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Результаты исследования

4.1. Первый этап исследования

На первом этапе исследования было выполнено следующее:

1. Осуществлена выборка «Актов судебно-медицинского исследования трупа» лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Липецкой области за январь – июль 2014 года включительно на месте происшествия до прибытия скорой помощи. Всего было отобрано 97 человек погибших за указанный период. Все пострадавшие умерли в ближайшие сроки после травмы от серьезных ранних посттравматических осложнений. На основании диагнозов судебно-медицинских экспертов была произведена балльная оценка тяжести повреждений с использованием шкал AIS-90\ISS.

В результате балльной оценки тяжести травмы пострадавшие распределились следующим образом (Табл. 1).

Таблица 1

п\п Тяжесть травмы у пострадавших в баллах ISS Количество в абсолютных числах % человек % вероятности гибели пострадавшего
1. 75 19 19,6 100
2. 50 – 74 26 26,8 До 50
3. 31 – 49 24 24,8 До 50
4. 15 – 30 26 26,8 До 50
5. 15 < 2 2 До 10

- 19 пострадавших имели травмы, несовместимые с жизнью (AIS = 6, ISS = 75), что составляет 19,6% от числа всех пострадавших;

- 26 пострадавших (26,8% от общего числа) имели травмы, тяжесть которых была более 50 баллов;

- 24 пострадавших (24,8% от общего числа) получили травмы, тяжесть повреждений при которых была оценена от 31 до 49 баллов;

- у 26 (26,8%) пострадавших тяжесть травмы составила от 15 до 30 баллов;

- 2 пострадавших (2% от общего числа) имели минимальную тяжесть среди остальных (ISS < 15).

Таким образом,

2 погибших пострадавших имели тяжесть повреждений до 15 баллов, и вероятность их гибели должна была быть не более 10%.

26 (26,8%) погибших имели среднюю тяжесть повреждений до 30 баллов. В соответствии с таблицей, вероятность гибели при таком количестве баллов должна была быть менее 50%.

24 пострадавших (24,8%) получили травмы, тяжесть повреждений при которых была оценена от 31 до 49 баллов.

26 пострадавших (26,8%) имели крайне тяжелые травмы более 50 баллов, но, тем не менее, вероятность их гибели не была абсолютной.

И только 19 пострадавших имели травмы несовместимые с жизнью (AIS = 6, ISS = 75), что составляет 19,6% от числа всех пострадавших.

2. Была проведена экспертная оценка предотвратимости смертельного исхода пострадавших, в том числе при условии оказания им своевременной и адекватной помощи (оказание первой помощи на месте происшествия и/или экстренной хирургической и реанимационной помощи в стационаре). При изучении «Актов судебно-медицинского исследования трупа» фактором, затрудняющим проведение экспертной оценки, стал выявленный факт, что в заключении судебно-медицинского эксперта в графе причина смерти записывается список всех повреждений (диагноз) и не выделяется непосредственная причина гибели пострадавшего, которая может не быть напрямую обусловлена травмой.

В результате экспертной оценки пострадавшие разделились на категории в следующих соотношениях:

- категория А – 46 пострадавших (47,4%);

- категория В – 31 пострадавший (32,0%);

- категория С – 20 пострадавших (20,6%).

Таким образом, по мнению экспертов, 46 погибших имели травмы, несовместимые с жизнью, у которых оказание первой помощи или скорой медицинской помощи не повлияло бы на исход. 31 пострадавший погиб от травм, при которых оказание первой помощи могло потенциально способствовать поддержанию или сохранению их жизненных функций до прибытия скорой медицинской помощи. 20 погибших имели потенциальную возможность выжить только при условии быстрой доставки их в лечебное учреждение. При этом, по мнению экспертов у 5 из них на догоспитальном этапе требовалось проведение мероприятий первой помощи. То есть, несмотря на то, что решающее влияние на сохранение жизни у пострадавших могли сыграть экстренные медицинские манипуляции в стационаре, для того, чтобы пострадавшие смогли бы его получить, было необходимо проведение жизнеподдержающих действий на догоспитальном этапе.

4.2. Второй этап исследования

После выполнения оценки тяжести повреждений пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях было выполнено сопоставление мнения экспертов и результатов балльной оценки тяжести травмы.

По мнению экспертов, 47,4% (46 чел.) из числа погибших имели повреждения, тяжесть которых могла обусловить отсутствие эффекта от проводимых мероприятий по оказанию им различных видов помощи. В соответствии с балльной оценкой тяжести повреждений, таких пострадавших было 19,6% от числа всех пострадавших (19 чел.). Однако, если прибавить к ним 26 пострадавших (26,8%), которые имели крайне тяжелые травмы более 50 баллов, и имели очень высокую вероятность гибели то их число станет 45, то есть сравнимым с числом пострадавших, определенных экспертами.

Также было произведено сопоставление списка пострадавших, имеющих тяжесть повреждения до 30 баллов включительно (в соответствии со шкалой ISS – то есть группа <15 и 15-30), и списка пострадавших категории В, оказание первой помощи которым могло способствовать поддержанию или сохранению их жизненных функций (по мнению экспертов) до прибытия скорой медицинской помощи. Изучение этого выявило, что в первый список вошло 28 человек, а во второй 31 человек. При этом эксперты включили в категорию B 6 пострадавших, у которых баллы тяжести повреждений превышали 30. И не включили в нее трех пострадавших с тяжестью повреждений менее 30 баллов. Таким образом, совпадение двух списков произошло по 25 пострадавшим. Совпадение двух списков говорит о том, что данные 25 погибших имели потенциально возможность выживания, в случае оказания им своевременной первой помощи и быстрой доставки их в стационар.

Сопоставление балльной оценки тяжести повреждений с использованием шкал AIS-90\ISS и экспертной оценки
Рис.1

Анализ диагнозов указанной группы пострадавших на предмет соответствия их перечню состояний, при которых требуется оказание первой помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», показал следующее:

- у всех 25 пострадавших имелись травмы различных областей тела;

- учитывая характер травм, можно было предположить у них потерю сознания, наружные кровотечения, критические нарушения дыхания и кровообращения (вплоть до их остановки);

- перечисленные состояния входят в «Перечень состояний, при которых оказывается помощь», утвержденный вышеупомянутым приказом.

Анализ мероприятий по оказанию помощи, предложенных экспертами в отношении указанной категории пострадавших выявил следующее:

- эксперты определили возможность поддержания жизненных функций пострадавшего с помощью проведения искусственного дыхания в случае его остановки, выполнения непрямого массажа сердца при остановке кровообращения, восстановления и поддержания проходимости дыхательных путей запрокидыванием головы или приданием устойчивого бокового положения, и своевременной остановки кровотечения;

- указанные действия входят в «Перечень мероприятий первой помощи», также утвержденный ранее упомянутым приказом, то есть могли быть выполнены очевидцами происшествия до прибытия скорой медицинской помощи.

Также, по данным экспертов, еще у 20 пострадавших был дополнительный шанс на выживание только в случае быстрой доставки их в стационар и проведения экстренного хирургического вмешательства. Балльная оценка тяжести травмы составила от 31 до 50 баллов у 13 из этих пострадавших, от 51 до 66 баллов у 7 пострадавших. Таким образом, можно считать, что, несмотря на крайне тяжелую травму, 13 пострадавших все же имели какую-то возможность выжить, при своевременном оказании им скорой медицинской помощи и быстрой доставке их в стационар.

4.3. Выводы

На основании полученных и проанализированных данных можно сделать следующие выводы о возможной эффективности мероприятий первой помощи в отношении поддержания и сохранения жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях:

  1. Исследуемые пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях на территории Липецкой области погибли до приезда скорой медицинской помощи в результате получения ими тяжелых сочетанных и множественных повреждений.
  2. Анализ вероятности гибели пострадавших в ДТП до прибытия скорой помощи показал следующее. Около половины (47,4 % по мнению экспертов и 46% по системе балльной оценки тяжести травматических повреждений) погибших имели повреждения, тяжесть которых могла обусловить отсутствие эффекта от проводимых мероприятий по оказанию им различных видов помощи
  3. Четверть (25 из 97, 25.7%) погибших в Липецкой области до прибытия скорой медицинской помощи имели состояния, при которых оказание первой помощи способно было бы поддержать жизнь пострадавшего и дать ему потенциальную возможность выжить.
  4. В соответствии с данными судебно-медицинской экспертизы, указаний о выполненных в отношении пострадавших мероприятиях первой помощи не было. В качестве причины смерти в Актах судебно-медицинского исследования трупа указывался паталогоанатомический диагноз.
  5. Сочетание методик исследований с применением шкал оценки тяжести повреждений с методикой экспертной оценки повышает возможности анализа потенциальной выживаемости пострадавших в ДТП.
  6. Использованные методы могут быть применены для проведения исследований в других регионах Российской Федерации и при травмах полученных при различных обстоятельствах (не только ДТП) после незначительной доработки протокола и подготовки методических рекомендаций (с учетом зарубежного опыта).
  7. Необходимы дальнейшие исследования с целью определения путей оптимизации работы скорой медицинской помощи, включая сокращение времени прибытия на место происшествия и скорейшей доставки пострадавшего в профильное лечебное учреждение (имеет решающее значение у пострадавших с критическими расстройствами дыхания и внутренним кровотечением).

5. Рекомендации

В результате проведенного исследования можно сделать следующие рекомендации по повышению эффективности мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе

1. В связи с тем, что значительная часть пострадавших в ДТП погибает от травм, несовместимых с жизнью, до прибытия скорой помощи, первичная профилактика ДТП является важнейшим фактором снижения смертности от дорожно-транспортного травматизма. Меры профилактики должны включать совершенствование дорожной инфраструктуры, а также мероприятия, направленные на воздействие на факторы риска дорожного травматизма: соблюдение скоростного режима, повышение использования ремней безопасности, детских удерживающих устройств и защитных шлемов, противодействие вождению в состоянии опьянения;

2. Поскольку жизни около 25 % погибших в ДТП в Липецкой области потенциально можно было сохранить путем оказания мероприятий первой помощи до прибытия скорой медицинской помощи, необходимо продолжить совершенствование системы помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, включая действия, направленные на повышение частоты и качества оказания первой помощи водителями транспортных средств, сотрудниками служб, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с законом или специальным правилом (в том числе ГИБДД) и т.п., что должно включать

  • разъяснение важности и пропаганду оказания первой помощи,
  • обеспечение качественного обучения слушателей автошкол, и сотрудников ГИБДД с соответствующим контролем,
  • обеспечение кадрового потенциала и учебно-методического процесса Территориального центра медицины катастроф или другого учреждения, имеющего лицензию на обучение первой помощи и подготовку инструкторов по первой помощи.

3. Необходимо рекомендовать судмедэкспертам указывать в «Акте судебно-медицинского исследования трупа» непосредственную причину смерти пострадавшего, как это рекомендовано в соответствии с правилами заполнения «Акта судебно-медицинского исследования трупа».

Список литературы

  1. Асадуллин Ш.Г. Дети в ЧС: объективная необходимость перестройки системы оказания экстренной и неотложной медицинской помощи. Тезисы докладов Первого международного форума «Дети в чрезвычайных ситуациях» Москва; 2003; С. 13-14.
  2. Бялик Е.И. Временная остановка наружного кровотечения у пострадавших с травмами конечностей. Скорая медицинская помощь 2001;(3):11-12.
  3. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма: резюме, 2004. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2004. 54 с.
  4. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире, 2013. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2013. 303 с.
  5. Марчук В.Г. Особенности оказания квалифицированной и специализированной хирургической помощи раненым и пострадавшим с тяжелыми сочетанными ранами и травмами в условиях многоэтапного лечения : автореф. дис. … канд. мед. наук. Санкт-Петербург: 2000. 19 c.
  6. Михайлова Ю.В., Иванова А.Е., редакторы. Предотвратимая смертность и пути ее снижения. Москва: ФГБУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения; 2006.
  7. Соколов, В.А. Множественные и сочетанные травмы. Москва: Медицина; 2006. 256 с.
  8. Стародубов В. И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Скорая медицинская помощь и пути ее реорганизации. Российский медицинский журнал 2004; (4): 3–5.
  9. Янкин Ю.М., Бухтиярова Э.В. Обращаемость за скорой медицинской помощью различных социальных групп населения. Скорая медицинская помощь 2005; (2):9-12.
  10. Abbreviated Injury Scale [Online] 2007 Feb 03 [cited 2015 Feb 01]; Available from: http://www.trauma.org/archive/scores/ais.html
  11. Chiara O., Scott J. D., Cimbanassi S., Marini A., Zoia R., Rodriguez A., Scalea T. Trauma deaths in an Italian urban area: an audit of pre-hospital and in-hospital trauma care. Injury 2002; (33): 553-562.
  12. Coats T.J. Prehospital care for road traffic casualties. BMJ 2002;(324):1135-1138.
  13. Henriksson E., Ostrom M. , Eriksson A. Preventability of vehicle-related fatalities. Accident Analysis and Prevention 2001;(33): 467–475.
  14. Hussain L M, Redmond A D. Are pre-hospital deaths from accidental injury preventable. BMJ 1994; (308):1077-1080.
  15. Injury Severity Score [Online] 2007 Feb 02 [cited 2015 Feb 01]; Available from: http://www.trauma.org/archive/scores/iss.html
  16. Peden M., Scurfield R., Sleet D., Mohan D., Hyder A.A., Jarawan E., Mathers C., editors. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization 2004. 258 p.

References

  1. Asadullin Sh.G. Deti v ChS: ob"ektivnaya neobkhodimost' perestroyki sistemy okazaniya ekstrennoy i neotlozhnoy meditsinskoy pomoshchi [Children in Emergencies: the objective necessity of reforming the system of emergency health care] Tezisy dokladov Pervogo mezhdunarodnogo foruma «Deti v chrezvychaynykh situatsiyakh» Moscow; 2003; P. 13-14. (in Russian).
  2. Byalik E.I. Vremennaya ostanovka naruzhnogo krovotecheniya u postradavshikh s travmami konechnostey [Temporary stop of external bleeding in patients with limb injuries]. Skoraya meditsinskaya pomoshch' 2001;(3):11-12. (in Russian).
  3. World report on road traffic injury prevention: resume. 2004. World Health Organization. Geneva. 2004. 54 p. (in Russian).
  4. The Global status report on road safety. 2013. World Health Organization. Geneva. 2013. 303 p. (in Russian).
  5. Marchuk V.G. Osobennosti okazaniya kvalifitsirovannoy i spetsializirovannoy khirurgicheskoy pomoshchi ranenym i postradavshim s tyazhelymi sochetannymi ranami i travmami v usloviyakh mnogoetapnogo lecheniya [The features of providing skilled and specialized surgical care to the wounded and injured people with severe concomitant injuries and traumas in a multi-stage treatment]. Cand. Med.Sci [thesis]. St. Petersburg; 2000. 19 p. (in Russian).
  6. Mikhaylova Yu.V., Ivanova A.E., editors. Predotvratimaya smertnost' i puti ee snizheniya [Preventable mortality and ways of its reduction]. Moscow: FGBU Tsentral'nyy NII organizatsii i informatizatsii zdravookhrareniya; 2006. (in Russian).
  7. Sokolov, V.A. Mnozhestvennye i sochetannye travmy [Multiple and concomitant injuries]. Moscow: Meditsina; 2006. 256 p. (in Russian).
  8. Starodubov V. I., Kalininskaya A.A., Shlyafer S.I. Skoraya meditsinskaya pomoshch' i puti ee reorganizatsii [Ambulance and ways of its reorganization]. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal 2004; (4): 3–5. (in Russian).
  9. Yankin YuM, Bukhtiyarova E.V. Obrashchaemost za skoroy meditsinskoy pomoshchyu razlichnykh sotsialnykh grupp naseleniya [Emergency call rates of various social groups of population]. Skoraya meditsinskaya pomoshch 2005;(2):9-12. (in Russian).
  10. Abbreviated Injury Scale [Online] 2007 Feb 03 [cited 2015 Feb 01]; Available from: http://www.trauma.org/archive/scores/ais.html
  11. Chiara O., Scott J. D., Cimbanassi S., Marini A., Zoia R., Rodriguez A., Scalea T. Trauma deaths in an Italian urban area: an audit of pre-hospital and in-hospital trauma care. Injury 2002; (33): 553-562.
  12. Coats T.J. Prehospital care for road traffic casualties. BMJ 2002;(324):1135-1138.
  13. Henriksson E., Ostrom M., Eriksson A. Preventability of vehicle-related fatalities. Accident Analysis and Prevention 2001;(33): 467–475.
  14. Hussain L M, Redmond A D. Are pre-hospital deaths from accidental injury preventable. BMJ 1994; (308):1077-1080.
  15. Injury Severity Score [Online] 2007 Feb 02 [cited 2015 Feb 01]; Available from: http://www.trauma.org/archive/scores/iss.html
  16. Peden M., Scurfield R., Sleet D., Mohan D., Hyder A.A., Jarawan E., Mathers C., editors. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization 2004. 258 p.

Просмотров: 13062

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 24.06.2015 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search