О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2015 (43) arrow ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Печать
09.07.2015 г.

Кац М.А.
ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

ORGANIZATIONAL LEGAL FORMS OF ENTREPRISING IN THE RUSSIAN DENTISTRY
Kats M.A.
All-Russian Research Institute of Railway Hygiene, Moscow

Контактная информация: Кац Мария Александровна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Maria Kats; Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. Макроэкономические последствия активного внедрения в здравоохранение рыночных отношений привели к формированию альтернативного сектора - негосударственных медицинских учреждений, в том числе стоматологических. Дефицит государственного бюджетного финансирования резко усилил коммерциализацию стоматологической службы, как одного из самых массовых и дорогостоящих видов медицинской помощи. Только в Москве в 2014 г. функционировало более 500 негосударственных стоматологических организаций, получивших лицензию. Стремительно развиваются частные клиники, принадлежащие отдельным врачам, группам учредителей или юридическим лицам, появляются акционерные объединения, создаваемые на базе приватизированных учреждений, организуются платные стоматологические приёмы в государственных клиниках.

Цель работы: определить направление формирования стоматологической предпринимательской деятельности.

Методы проведения работы. Методологическая и методическая сущность исследования заключалась в интеграции социально-гигиенических, организационных, экономических, статистических и других методов исследования, используемых для решения поставленной цели.

Результаты работы. На спрос стоматологических услуг действует не только цена, но и ряд факторов, смещающих кривую спроса - детерминанты спроса: уровень доходов и платёжеспособность населения; функциональная и эстетическая полезность стоматологических услуг (восстановление функций жевания, глотания, дыхания, речи, косметических дефектов); имидж предприятия (оборудование, кадры, технологии, качество, место расположения, график работы); распространённость стоматологических заболеваний; осведомлённость населения о заболеваниях полости рта, зубов и челюстно-лицевой области и их последствиях; эстетические вкусы населения.

Для негосударственных стоматологических организаций характерна высокоцентрализованная системе управления, причём страте­гическая деятельность руководства негосударственными сто­матологическими организациями выполняется на тактическом и оперативном уровнях. Управленческая деятельность руководства негосударственных сто­матологических организаций носит в основном организационно-исполнительный характер и направлена на неукоснительное исполнение предписанных учредителем установок.

Выводы. В предпринимательской деятельности негосударственных сто­матологических организаций выделяются две основные модели: это либерально-арендная и административно-ориентированная модели, различающиеся между собой по степени регулирования руководством негосударственных стоматологических организаций финансово-экономической и хозяйственной деятельности медицинского персонала и контрагентов негосударственных стоматологических организаций.

Ключевые слова: негосударственные стоматологические организации; формы организации; спрос; управление.

Abstract. Background. Macroeconomic consequences of active introduction of market relations into healthcare led to development of an alternative sector – private medical facilities including dental ones. State budget deficit encouraged rapid commercialization of dental service as one of the most popular and expensive types of medical care. In 2014 in Moscow alone there were over 500 licensed private dental facilities.

Private clinics owned by stand-alone doctors, groups of founders or legal entities develop rapidly. Joint-stock associations created at privatized facilities are emerging; state polyclinics initiate delivery of paid dental services.

The purpose of the work was to determine directions of dental enterprising development.

Methods. Methodological implication of the study was to integrate social and hygienic, organizational, economic, statistical and other research methods to attain the study purpose.

Results. Demand for dental services is affected not only by price but also by some other factors that shift the demand curve i.e. demand determinants: income level and paying capacity, functional and esthetic value of dental services (recovery of masticatory, swallowing, respiratory and speaking functions, cosmetic defects); company image (equipment, personnel, technologies, quality, location, working hours); prevalence of dental disorders; population awareness about stomatopathies, dental diseases and disorders of maxillofacial area and their consequences; esthetic perceptions of population.

Highly centralized management system is characteristic to private dental facilities. Furthermore, management strategy pursued by administrators of private dental facilities is realized at both tactical and operational levels.

Managerial activity of administrators of private dental facilities is mainly of organizational and executive nature and is aimed at meticulous execution of rules stated by the founders.

Conclusions. Enterprising activity of private dental clinics comprises two main models: liberal and leasing and administrative-oriented. These models differ according to the degree of administrative control over financial, economic and business activity of staff and contractors of private dental facilities.

Keywords: private dental facilities; organizational forms; management.

Введение. Приоритетное значение приобрело планирование финансовых затрат, призванное обеспечить увязку ресурсов с объемами оказываемых стоматологических услуг, использованием методик и технологий адекватных уровню развития современной науки. Потребовалось решение правовых, организационных, управленческих и экономических вопросов, позволяющих сбалансировать экономические стимулы с этическими импера­тивами доступности стоматологической помощи [1,2,3,4].

Многие исследователи изучали отдельные аспекты деятельности него­сударственных стоматологических предприятий: анализ состава пациентов, причины обращения, структуру оказываемой стоматологической помощи, характер труда врачей-стоматологов, делались попытки оценить качество оказываемой стоматологиче­ской помощи [5,6,7,8,9].

Однако вопросы изучения структуры стоматологического рынка, механизмов его регулирующих, финансово-экономической стратегии деятельности негосударственных стоматологических организаций, системы управления, взаимодействия негосударственных стоматологических организаций (НСО) с контрагентами, установления и оценки моделей предпринимательской деятельности и многие другие оказались вне поля зрения исследователей, что вывело их в ранг актуальных проблем оптимизации функционирования негосударственных стоматологических предприятий.

Результаты и обсуждение. установлены Гражданском Кодексе РФ, первая часть которого введена 01.01.95 г.

По организационно - правовой форме среди юридических лиц классифицируются:

  • коммерческие;
  • некоммерческие организации.

Правовая форма" в отличии от самого предприятия как самостоятельной, имущественно обособленной хозяйственной единицы - это комплекс правовых норм, опре­деляющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром.

Коммерческие организации.

Вся система функционирования коммерческих организаций преследует в качестве основной цели извлечение прибыли.

Базовой чертой юридического лица является "предприятие".

"Предприятие" - инструмент предпринимательской деятельности. Под предпри­ятием подразумевается самостоятельный субъект с правами юридического лица, кото­рый на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

Коммерческие организации (схема 1) представлены:

  • хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами;
  • производственными кооперативами;
  • унитарными предприятиями.

Рис.1
Схема 1.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Хозяйственные общества объединяют только капиталы пайщиков, участие кото­рых в управлении делами общества не требуется. Поэтому хозяйственные общества предполагают наличие специальных органов управления. Хозяйственные общества классифицируют на:

  1. Хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.
  2. Хозяйственные общества с дополнительной ответственностью.
  3. Акционерные общества.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли опре­деленных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участни­ков (ст. 87 ГК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью - такое объединение, которое фор­мируется на основе заранее определенных вкладов пайщиков. Его члены (физические и юридические лица) не несут ответственности за выполнение обязательств общества, а рискуют лишь в пределах своих вкладов. В этом состоит смысл понятия "ограниченная ответственность". Для учреждения общества с ограниченной ответственностью необ­ходимо заключить договор, в котором определяется фирменное наименование, место­нахождение и направление деятельности, а также устанавливается размер уставного ка­питала и долевое участие в нем членов общества. Кроме денежных средств возможно также внесение вкладов в уставный фонд в форме материальных ценностей (земля, ав­томобиль, ценные бумаги).

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли опре­деленных учредительными документами размеров; участники такого общества соли­дарно несут субсидиарную ответственностью по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учреди­тельными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответст­венность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Права членов общества реализуются на собрании членов общества. Контроль за деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разде­лен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью об­щества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст.96 ГК РФ).

Сутью акционерного общества является целенаправленное соединение капиталов для осуществления какой- либо хозяйственной деятельности путем выпуска акций (т.е. свидетельств о внесении участниками этого общества равновеликих вкладов в его об­щий капитал). Одновременно акция является титулом, удостоверяющим право акцио­нера на получение части ежегодного дохода по результатам деятельности (дивиденда), на участие в управлении АО и на часть имущества общества в случае его ликвидации. Мерой указанных прав является количество именных акций. При владении контроль­ным пакетом акций эти права становятся практически абсолютными, в связи с чем от-ветственность акционера по долгам обществу пропорциональна доле его вклада в ус­тавный капитал последнего.

Характерной особенностью АО, делающей эту форму высоко демократичной, является то, что начальный капитал общества образуется путем соединения не только крупных, но и мелких, мельчайших денежных накоплений из всевозможных источни­ков. АО собственно и возникли как универсальный способ сбора массы бездействую­щих денежных накоплений из всевозможных источников для финансирования крупных проектов.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ порядок создания и правовое по­ложение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспече­ние защиты прав и интересов акционеров определяется Федеральным законом РФ "Об акционерных обществах" от 26.12.95 г. N 208 ФЗ.

Учредители акционерного общества заключают между собой договор, опреде­ляющий порядок их совместной деятельности по созданию общества, размере уставно­го капитала общества, категории выпускаемых акций и порядка их размещения, а так­же иных условий.

Договор о создании общества заключается в письменной форме. Учредители ак­ционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возник­шим при регистрации общества. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями (ст.98 ГК РФ).

Акционерные общества в зависимости от порядка распределения акций подразде­ляются на открытые и закрытые.

В открытом акционерном обществе (АООТ), его участники могут отчуждать при­надлежащие им акции, без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную про­дажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Число ак­ционеров открытого акционерного общества не ограничено.

Акционерное общество открытого типа (АОЗТ) является вторичной моделью, возникающей в уже созданном и зарегистрированном обществе, которое решило осу­ществить дополнительное инвестирование в свой уставный фонд за счет "открытого" публичного размещения своих ценных бумаг (ЦБ) - в нашем случае акций - среди по­тенциально неограниченного и заранее неизвестного круга вкладчиков, т.е. открытой эмиссии ЦБ. В закрытом акционерном обществе, акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Число акционеров закры­того общества не должно превышать пятидесяти.

Акционерное общество закрытого типа - юридическая форма, в которой акции распределяются по "приватному" типу - среди круга заранее определенных вкладчиков со строгой изначальной определенностью номинальной стоимости акций, количества предоставленных голосов и, как их производная, - суммы вклада каждого участника -инвестора в уставной фонд (в зависимости от его ценности обществу и независимо от юридической формы лица). Эта форма возникает как стартовая при создании об­щества, как результат эмиссии ценных бумаг в любой организационно-коммерческой фирме при создании в ней заемного капитала, при разделе имущества коллективной собственности и других ситуациях, связанных с выпуском различного рода акций.

Форма АОЗТ - излюбленная для так называемой "ведомственной приватизации", способ создания производственных объединений, концернов, объединяющих органы управления с различными звеньями технологической цепочки - поставщиками, покупа­телями и пр. Кроме того, в этой форме легко реализуются и частные фирмы.

Акционерная форма предпринимательства является наиболее распространенной в мире. С целью демонополизации в Российской стоматологии крупные стоматологиче­ские центры, оказывающие медицинские услуги населению, предприятия по производ­ству стоматологической техники и оборудованию рекомендуется реорганизовывать в акционерные общества.

Следующей организационно - правовой формой коммерческой организации яв­ляются унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация , не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым, не может быть распределено по вкладам. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Статус государственного предприятия (учреждения) определяется его имущест­венной базой, принадлежащей ему целиком (унитарное предприятие) или частично.

Имущество государственного предприятия или вклад государства в предприятия смешанной формы собственности образуется за счет бюджетных ассигнований и вкла­дов других государственных предприятий, доходов других законодательных источни­ков и находится в собственности Российской Федерации или входящих в ее состав кра­ев, республик, областей. В последующем добавились предприятия с муниципальной формой собственности. Аналогичный статус приобретают госпредприятия, учрежден­ные органами госуправления, которые в этом случае выступают полномочными предс­тавителями собственника по его генеральной доверенности.

Государственные предприятия подразделяются на три вида:

  • федеральные;
  • областные (надмуниципальные);
  • муниципальные;

в зависимости от того, на каком уровне фонда имущества находятся данные государст­венные фонды.

Основные черты государственного предприятия:

  1. Руководитель государственного предприятия распоряжается имуществом в режиме полного хозяйственного ведения, если иное не предписано собственником. Ре­жим полного хозяйственного ведения на первых порах приобрели практически все мос­ковские учреждения, выбравшие организационно-правовой статус муниципального предприятия. Однако, в конце 1992 года через правительство Москвы было проведено уточнение к уставу организаций, в котором медицинским муниципальным предприятиям по каким-то соображениям делегируются права административного управления.
  2. Предприятие имеет право самостоятельно формировать фонды, необходимые для его деятельности - фонд заработанной платы, фонд экономического стимулирова­ния, фонд социального развития коллектива, ремонтный фонд и т.д., что дает большие возможности для маневра средствами и финансами по сравнению с жесткой бюджетной
    системой.
  3. Предприятие имеет право самостоятельно устанавливать оклады своим работ­никам по правилам внутреннего тарифицирования и трудового распорядка с учетом минимальной оплаты труда, установленной государством, что более прогрессивно по сравнению с жесткой тарифной системой оплаты труда в медицинских организациях.
  1. Статус предприятия, его права и обязанности четко оговорены и отражены в российском законодательстве. Приобретение статуса предприятия превращает бюд­жетное предприятие в госзаказное предприятие, т. е. является основанием для форми­рования госзаказа предприятию местной властью или органами межуправления и фор­мально исключает его из разряда "бюджетного".
  2. Предприятие имеет равные права с бюджетными учреждениями и равные обемы ответственности при большей возможности маневра.
  3. Предприятие имеет право на законной основе приватизировать до 50% чистой прибыли с последующим зачислением ее на личные счета приватизации работников, что невозможно в бюджетных организациях по статусу.
  4. Предприятие имеет право выступать учредителем других предприятий; вкла­дывать деньги в уставной фонд и т. д., т. е. развиваться, ассоциироваться и т. д., при условии наделения руководителя управленческим режимом полного хозяйственного ве­дения.
  5. Предприятие использует хозрасчетную систему бухгалтерского учета, полно­стью совместимую с потребностями рыночной медицины. В правах отношения к собст­венности учреждения и предприятия имеется маленький законодательный нюанс, за­ключающийся в том, что в обеих формах независимо от режима взаимодействия с соб­ственностью, предписываемой собственником, финансовые средства заработанные тру­довым коллективом самостоятельно могут использоваться хозяйственным руководите­лем исключительно в режиме полного хозяйственного ведения и ни в каком другом.

Наиболее часто встречаемой в Российской стоматологии организационно-правовой формой является муниципальное предприятие.

Имея все черты государственного предприятия и его правовой стандарт, му­ниципальное предприятие предполагает большее количество налоговых и финансовых льгот на коммунальном уровне, нежели другие структуры более высокого имуществен­ного класса.

К муниципальной собственности законодательно относятся объекты государст­венной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соот­ветствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) советов народных депутатов; ряд объектов госу­дарственной собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и управлении республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и авто­номных округов и расположенные на территориях соответствующих городов, в том числе учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансе­ров), народного образования.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия на­ходится соответственно в государственной или муниципальной собственности и при­надлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Правовое положение государственных или муниципальных унитарных предпри­ятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных или муници­пальных унитарных предприятиях (ст. 13 ГК РФ).

В заключении можно отметить, что формы собственности, внешние и внутренние регуляторы финансово-экономической деятельности, определенный объем прав и обя­занностей учредителей, трудового и управленческого персонала коммерческих стома­тологических предприятий обусловлены правовыми актами, законами и процедурами, регулируемыми государством.

Некоммерческие организации.

I Некоммерческие организации принято подразделять на предпринимательские и за­тратные.

Для первых (предпринимательских) источником формирования доходов явля­ется поступления от платной реализации товаров и услуг, внереализационных опера­ций. По своему экономическому "поведению" они близки к структурам бизнеса, но в отличии от них прибыль для некоммерческих организаций представляет лишь проме­жуточную цель, поскольку она полностью идет на обеспечение основной деятельности. Вторые (затратные) организации ведут экономическую деятельность, используя средст­ва доноров. Некоммерческие организации (схема 3) существуют в форме:

  • общественных и религиозных организаций,
  • ассоциаций,
  • союзов,
  • фондов,
  • центров,
  • потребительских кооперативов,
  • учреждений.

Структура некоммерческих организаций представлена в схеме 2.

Общественные и религиозные организации (объединения) представляют собой добровольное объединение граждан для удовлетворения нематериальных потребностей и является юридическим лицом со свободно устанавливаемыми структурой управления и внутренним устройством.

Граждане, предавая свои средства общественной организации не вправе требо­вать их возврата. Эти некоммерческие организации являются собственниками своего имущества и не несут ответственности по долгам своих членов, так же как и последние не отвечают по долгам созданных ими организаций.

Доходы от предпринимательской деятельности идут на цели функционирования, которые отражены в учредительных документах (ст. 117 ГК РФ). Такая организационно - правовая форма может быть избрана, например, для создания центров стоматологи­ческой профилактики.

Общественная организация имеет право участвовать в хозяйственном обществе или товариществе, но целевая правоспособность общественной организации требует, чтобы уставные задачи этих обществ и товариществ соответствовали характеру дея­тельности организаций. Например, общественная организация по стоматологической профилактике может быть участником хозяйственного общества, занимающегося про­пагандисткой или издательской деятельностью. Доходы от участия в этом обществе пойдут на укрепление материально - техни­ческой базы общественной организации.

Ассоциации и союзы создаются либо только некоммерческими, либо только ком­мерческими организациями - учредителями. Целью ассоциации или союза является ко­ординация деятельности их членов. Последние сохраняют полную самостоятельность и сами управляют деятельностью созданного ими объединения. По этой причине одно и то же юридическое лицо может одновременно состоять в нескольких ассоциациях или союзах.

Ассоциация (союз) не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринима­тельской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное обще­ство или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общест­во или участвовать в таком обществе.

Ассоциации некоммерческих организаций являются некоммерческими организа­циями. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответст­венность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в те­чение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассо­циации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

Наличие дополнительной ответственности участников по долгам ассоциации ис­ключает возможность банкротства этого юридического лица. Такая ответственность сохраняется в течение 2 лет после выхода или исключения участника из ассоциации.

Прием в ассоциацию допускается по единогласному согласию всех ее членов. При этом новому участнику может быть вменено в обязанность принять на себя допол­нительную ответственность по долгам ассоциации, возникшими до его вступления в это объединение, а не только в период участия.

Целью экономической деятельности стоматологической ассоциации или союза могут быть функции информационного обеспечения управления стоматологическими учреждениями.

Фондом признается не имеющая членства коммерческая организация, учрежден­ная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имуществен­ных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образова­тельные и или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собст­венностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствую­щей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Фонд как организационно-правовая форма некоммерческих организаций харак­теризуется тем, что контроль за его деятельностью возлагается на специально создан­ный попечительный совет, а участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда, в том числе в управлении его делами.

Свои имущественные дела фонды обязаны вести публично. Поскольку фонд не имеет фиксированного членства и здесь в отличии от общественных организаций от­сутствуют членские взносы, потребность в материальных затратах удовлетворяется за счет предпринимательской деятельности, проводимой как непосредственно, так и через создаваемые для этого хозяйственные общества, но не другие виды коммерческих орга­низаций. В первом случае предпринимательская деятельность должна строго соответствовать его уставным целям, во втором целевая правоспособность хозяйственного обще­ства может не ограничиваться целями создания фонда.

Деятельность "Фонда стоматологической помощи" может включать разработку программ стоматологической профилактики, табелей оснащения кабинетов гигиены и профилактики, оригинальных рецептур кондитерских изделий, обеспечивать условия и контроль за рациональным режимом питания детей, разрабатывать программы пере­дач Центрального телевидения и радио.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединение его членами имущест­венно паевых взносов.

Потребительский кооператив - это некоммерческое объединение, основанное на членстве участников и их паевых взносах. Личное участие пайщиков в делах коопера­тива необязательно. Конкретный круг их обязанностей определяется уставом коопера­тива.

Убытки кооператива покрываются за счет дополнительных взносов участников или из средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Прибыль может распределяться между членами кооператива или направляться на цели, определенные общим собранием.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществ­ления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого ха­рактера и финансируемая им полностью или частично.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответст­вии со статьей 296 ГК РФ.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Правовая незащищен­ность учреждений делает законным в отношении них любые шаги вышестоящих орга­нов управления, хотя бы они шли вразрез с законодательно декларированными права­ми. Можно отметить, что учреждение - это организационно-правовая форма с макси­мумом обязанностей и минимумом прав.

Согласно гражданскому кодексу РФ, бюджетные учреждения отвечают по своим долгам в объеме бюджетных и внебюджетных средств, находящихся на расчетном счете, а если их недостаточно, претензии кредитора обращаются к собственнику, который обязан погасить задолженность, например, за счет продажи части основных фондов или из другого финансового источника.

Хозяйственные работники учреждений находятся в отношениях к государственному имуществу в режиме административного (оперативного) управления, который минимизирует управленческие и маркетинговые возможности главного врача.

Бюджетные ассигнования для учреждений предоставляются под комплексное на­правление деятельности, отраженное в Уставе, без доведения в виде государственного заказа (как в предприятии), поэтому статус бюджетного учреждения предопределяет достаточно большой объем деятельности, оспаривать который, несмотря на возмож­ную неадекватность полученного финансирования, весьма сложно. В отношении учре­ждения практически все ведомственные акты, даже противоречащие законодательству, являются обязательными к исполнению, и апеллирование по ним весьма затруднено.

В России все медицинские организации (за исключением бюджетных учреждений) по численности разделены на "малые" и "немалые".

Малые предприятия (МП) - количественная форма любой экономической струк­туры, численность которой не превышает следующие лимиты: промышленность и строительство - 200 чел., - наука и научное обслуживание - 100 чел., - другие отрасли производственной сферы - 50 чел., - отрасли непроизводственной сферы и розничной торговли - 15 чел.

МП имеют льготные права по налоговому кредитованию, т.е. отсрочки по упла­те части прибыли (инвестиционный налоговый кредит).

Дополнительными льготами являются послабления для МП в правилах начисле­ния ускоренной амортизации и отнесение ее на себестоимость продукции, а также и ряд льгот по внешнефинансовой поддержке, дарованных МП постановлением Совмина РСФСР N 406 от 18.07.91 г. Сущность ускоренной амортизации - в досрочном сверх­нормативном списании стоимости основных фондов и параллельное увеличение себе­стоимости продукции. МП могут списывать дополнительно на амортизацию до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет, что суще­ственно повышает возможности приватизации указанных основных фондов медицинской организации "ползучим" способом, повышает цену за медицинскую услугу и упрощает бухгалтер­скую проводку основных фондов.

Внешняя финансовая поддержка МП заключается в создании региональных фондов поддержки малого предпринимательства, которые могут выступать кредито­рами и банковскими поручителями МП в различных инстанциях.

Исходя из вышесказанного, МП - достаточно лабильная в правовом отношении структура, которая дает ряд льгот по сравнению со средними и большими предпри­ятиями.

Использование критерия "малости" в повседневной деятельности юридического поля - вопрос весьма актуальный.

В заключении процитируем достоинства МП по оценке американской Ассоциа­ции экономистов:

  • независимость действий;
  • возможность гибких и оперативных решений;
  • более низкие оперативные расходы;
  • полифункциональность;
  • адаптация к местным условиям;
  • преимущества при персональном и индивидуальном рынке;
  • психологические симпатии к малому бизнесу потребителей;
  • шанс на быстрый материальный успех;
  • высокая возможность восстановления форм при неудачном бизнесе;
  • питательная среда для поддержания "американского предпринимательского духа".

Выводы. Таким образом, для предпринимательства, как метода ведения хозяйства главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и права выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту стоматологических услуг, распоряжения прибылью.

Организационные и финансово - экономические основы предпринимательской деятельности в стоматологической практике обусловлены правовыми актами и процедурами, освещенными в законах и подзаконных документах, системе «Договоров», «Положений», «Уставов».

В Российской стоматологии наиболее популярной организационно-правовой формой юридических лиц являются хозяйственные товарищества и общества.

Список литературы

  1. Бутова В.Г. Методика формирования областного прейскуранта тарифов на медицинские услуги. Финансы. 1994; (11): 30-33.
  2. Вялков А.И. Новые технологии управления в системе здравоохранения регионального и муниципального уровней. Проблемы управления здравоохранением. 2002. (6):5-8.
  3. Вялков А.И. О реализации плана действий Минздрава России по реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года. Проблемы управления здравоохранением. 2002. (2):5-24.
  4. Дубинин С.А., Гуров А.Н. Некоторые положения экономической теории развития здравоохранения. Экономика здравоохранения. 2002. (5):29-33.
  5. Комаров Ю.М. Экономика как внешняя среда здравоохранения: оценка медицинского персонала. Экономика здравоохранения. 2003. (5):37-40.
  6. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. Москва: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир; 2002. 320 с.
  7. Самодин В.И. Методика разработки и внедрения клинико-статистических групп в практику стоматологических предприятий. Здравоохранение. 1996; (12): 17-24.
  8. Самодин В.И., Шамшурина Н.Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятий здравоохранения. Здравоохранение. 1997; (7); 107 - 112.
  9. Самодин В.И., Васюкова B.C. Шамшурина Н.Г. Формирование цены стоматологической услуги. Здравоохранение Российской Федерации. 1997: (1); 152-156.

References:

  1. Butova V.G. Metodika formirovaniya oblastnogo preyskuranta tarifov na meditsinskie uslugi. [Methods for formation of the regional tariffs for medical service]. Finansy 1994; (11): 30-33. (In Russian).
  2. Vyalkov A.I. Novye tekhnologii upravleniya v sisteme zdravookhraneniya regional'nogo i munitsipal'nogo urovney [New management technologies in a healthcare system of regional and municipal levels]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2002; (6):5-8. (In Russian).
  3. Vyalkov A.I. O realizatsii plana deystviy Minzdrava Rossii po realizatsii programmy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu do 2004 goda [On implementation of the plan for activity of the Russian Ministry of Health in realization of the Program for social and economic development of the Russian Federation for the medium term period till 2004]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2002; (2):5-24. (In Russian).
  4. Dubinin S.A., Gurov A.N. Nekotorye polozheniya ekonomicheskoy teorii razvitiya zdravookhraneniya. [Some issues of the economic theory of health care development]. Ekonomika zdravookhraneniya 2002; (5):29-33. (In Russian).
  5. Komarov Yu.M. Ekonomika kak vneshnyaya sreda zdravookhraneniya: otsenka meditsinskogo personala. [Economy as an external environment of health care: assessment of medical personnel]. Ekonomika zdravookhraneniya 2003. (5):37-40. (In Russian).
  6. Novik A.A., Ionova T.I. Rukovodstvo po issledovaniyu kachestva zhizni v meditsine [Manual on studying life quality in medicine]. Moscow: IDD «OLMA-PRESS Zvezdnyy mir»; 2002. 320 p.
  7. Samodin V.I. Metodika razrabotki i vnedreniya kliniko-statisticheskikh grupp v praktiku stomatologicheskikh predpriyatiy. [Methods for development and implementation of clinical and statistical groups in dental facilities practice] Zdravookhranenie 1996; (12): 17-24. (In Russian).
  8. Samodin V.I., Shamshurina N.G. Pokazateli effektivnosti kommercheskoy deyatel'nosti predpriyatiy zdravookhraneniya [Indicators of efficiency of commercial activity in health facilities]. Zdravookhranenie 1997; (7); 107 - 112. (In Russian).
  9. Samodin V.I., Vasyukova B.C. Shamshurina N.G. Formirovanie tseny stomatologicheskoy uslugi [Formation of the price list for dental service]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 1997: (1); 152-156. (In Russian).

Просмотров: 17044

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 17.07.2015 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search