О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №3 2015 (43) arrow ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НА КУРОРТЕ ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СТРЕССОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НА КУРОРТЕ ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СТРЕССОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ Печать
09.07.2015 г.

Степанян А.Ж.
Институт последипломного профессионального образования ФГБУ ГНЦ Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва

MAIN PHASES OF IMPLEMENTING LEGAL AND SOCIAL AND ECONOMIC TECHNOLOGIES INTO MANAGING THE SYSTEM OF HEALTH RESORT REHABILITATION OF PEOPLE EXPOSED TO EXTREME STRESS
Stepanyan A.Zh.
Institute of Postgraduate Professional Training under A.I. Burnazyan Federal Medical Biophysical Center, Moscow

Контактная информация: Степанян Алексан Жораевич - e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Alexan Stepanyan, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. В связи с нестабильной социально-политической ситуацией в некоторых странах бывшего Союза у различных категорий мигрантов возникают психосоматические заболевания сердечно-сосудистой системы, периферической нервной системы, кожи и т. д.

Отмечено массовое возникновение социально-стрессовых расстройств и других психосоматических заболеваний среди контингента лиц, проживающих в зонах, подвергшихся военным действиям, что дает основание поднимать вопрос об особой важности организации санаторно-курортной реабилитации указанной категории населения.

Цель работы. Целью настоящего исследования являлось научное обоснование системы организации санаторно-курортной реабилитации лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям.

Результаты работы. В рамках настоящего исследования была создана логико-лингвистическая модель развертывания хозрасчетных оздоровительных и медицинских служб предприятий курортного сервиса. Вышеуказанная модель включала:

  • организацию дополнительных платных услуг во время пребывания определенных социальных групп мигрантов на пляже туристского или курортного предприятия;
  • организацию дополнительных транспортных услуг, а также услуг сопровождения некоторых социальных групп мигрантов и членов их семей на отдыхе;
  • организация индивидуальной системы посещения зрелищных мероприятий на пребываемом курорте;
  • организацию индивидуальной системы повышения профессионального уровня мигрантов и членов их семей в период пребывания их в здравницах российского Причерноморья;
  • организацию индивидуальной системы косметологического и парикмахерского обслуживания членов семей платежеспособных мигрантов;
  • организацию индивидуальной системы лечения или оздоровления наблюдаемому контингенту платежеспособных мигрантов;
  • организацию индивидуальных услуг охотоведческих и рыболовных хозяйств представителям вышеописанных социальных групп состоятельных рекреантов;
  • организацию индивидуальных услуг гувернеров для членов семьи мигрантов, включая предоставление услуг педагогов-репетиторов для несовершеннолетних членов семьи.

Выводы. В рамках настоящей работы в период 2012-2014 годов, были разработаны и внедрены в практику деятельности баз исследования эффективные организационно-правовые и социально-экономические технологии управления системой мероприятий медико-социальной реабилитации на курортах российского Причерноморья различных категорий мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям в связи с последствиями социальных и техногенных катастроф в регионах современной России и в странах, возникших на территориях бывшего СССР.

Ключевые слова: мигранты; неблагоприятные факторы; экстремальные стрессовые условия; санаторий; курорт.

Abstract. Background. Unstable social and political situation in some former USSR countries contributes to the development of psycho-somatic diseases of the cardio-vascular system, peripheral nervous system, skin, etc. in different categories of migrants.

Mass social stress disorders and other psycho-somatic diseases are registered in cohorts residing in areas affected by military activities placing emphasis on organization of rehabilitation of this category of population in conditions of a therapeutic resort.

The purpose of the study was to scientifically substantiate the system of therapeutic resort rehabilitation of people exposed to extreme stress.

Results. Within the study the author developed a logical-linguistic model of deploying self-sustaining rehabilitation and medical services in health resort facilities. The abovementioned model included the following components:

  • organizing optional paid services during sojourn of certain groups of migrants at beaches of a tourist or resort facility;
  • organizing additional transportation services as well as travelling assistance for certain social groups of migrants and their family members at vacation;
  • organization of a system of individual visiting of entertainment events at the resort;
  • organizing a system of individual advanced professional training for migrants and their family members during their sojourn at the Russian Black Sea health resorts;
  • organizing a system of individual cosmetological and hairdressing services for family members of financially reliable migrants;
  • organizing a system of individual treatment or rehabilitation for financially reliable migrants;
  • organizing individual services of hunting and fishing companies for the abovementioned social groups of financially reliable recreants;
  • organizing individual services of resident tutors for migrants’ family members including services of private tutors for under age family members.

Conclusions. Within the study, in 2012-2014, we developed and introduced into practice of pilot facilities efficient legal and social and economic technologies for managing the system of medical and social rehabilitation activities at the Russian Black Sea resorts for different categories of migrants exposed to extreme stress due to consequences of social and technogenic disasters in the Russian regions and the former USSR countries.

Keywords: migrants; adverse factors; extreme stressful conditions; therapeutic resort; health resort.

Введение. Геополитические факторы, лежащие в основе распада государственных структур бывших стран СНГ, наличие локальных военных конфликтов на почве межнациональных или религиозных отношений, другие факторы социально-экономического развития России и некоторых сопредельных с ней стран стали причиной (в последнее десятилетие XXI века) политико-экономических ситуаций, когда значительные контингента населения различных регионов подвергаются массовым экстремальным стрессовым воздействиям. В первую очередь, это относится к контингенту русскоязычного населения, проживавшего ранее в зонах локальных военных конфликтов на Кавказе [1,2,3,4]. Эти бывшие советские граждане, зачастую, являются заложниками политических амбиций различных националистических вооруженных формирований и вынужденно выезжают в другие регионы России, бросая в спешке имущество и рабочие места.

В связи с этим актуальным является вопрос о необходимости медико-психологической реабилитации на санаторно-курортном этапе лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям вследствие социальных, природных или техногенных катастроф [5,6,7,8,9].

Результаты и обсуждение. Как показало исследование, женщины из наблюдаемой группы мигрантов были чаще подвержены, чем мужчины таким вариантам социально-стрессовых расстройств, как психогенные адаптивные реакции (соответственно 55,0 % и 43,3 %), тогда как истинные неврозы, наоборот, чаще возникали у мужчин (соответственно 56,7 % у мигрантов-мужчин и 45 % у женщин).

Таблица 1

Динамика развития некоторых вариантов социально-стрессовых расстройств у мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям, при их компактном проживании длительный период (более 8 месяцев) в Адлерском курортном городке

Варианты течения социально-стрессовых расстройств у мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям Мигранты пережившие
Мужчины n = 300 Женщины n = 300
абс.ч. % абс.ч. %
Психогенные адаптивные реакции (всего): 130 43,3 165 55
• невротические расстройства с преобладанием неврастенических проявлений 36 27,6 70 42,5
• невротические расстройства с преобладанием депрессивных проявлений 20 15,5 72 43,6
• невротические расстройства с преобладанием истерических проявлений 74 56,9 23 13,9
Неврозы (всего): 170 56,7 135 45

Среди лиц с неврозами женщины более, чем в 2 раза (45,2 %) по сравнению с мужчинами (21,2 %) страдали неврозами с преобладанием тревожно-фобических расстройств, а неврозы с преобладанием депрессивных расстройств поражали женщин (37,7 %) почти в 4 раза чаще, чем мужчин (10 %). При этом женщины-мигранты жаловались на появление у них чувства собственной "ненужности обществу", что их "забыла и бросила" высшая государственная власть (таблица 1). Диссеминация социально-стрессовых расстройств среди респондентов вышеназванной социальной группы потребовала проведения в жизнь одного из основных организационных принципов подтвердившейся позднее (по предложению автора исследования) организационной технологии реализации системы реабилитационных мероприятий для лиц, подвергшихся стессовым ситуациям на курортах Чёрного моря: расселение их стали производить по различным здравницам мелкими группами, не собирая в каком-либо конкретном санатории большого количества мигрантов. Этот принцип стал основным на курортах российского Причерноморья при реализации в дальнейшем системы реабилитационных мероприятий с различными категориями мигрантов.

Другим организационным принципом реализации системы технологий реабилитации лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям (при их проживании на курорте свыше 1 месяца) стал принцип привлечения мигрантов к производственной деятельности здравниц, где они проживали длительный период. Естественно, что описанная категория мигрантов (из числа тех, кому позволяло состояние здоровья) привлекалась к производственной деятельности в здравницах в соответствии с имеющейся у них профессиональной квалификацией. В частности, мигранты, имеющие педагогическое образование, трудоустраивались в штат здравниц, где и проживали, в качестве воспитателей. Они не только организовывали досуг детей (как из семей мигрантов, так и детей, прибывших с родителями на лечение в здравницы по путевкам), но и вели учебно-консультативные занятия (чаще всего на родном языке) среди детей из семей мигрантов.

Мигранты, имеющие медицинское образование, были задействованы в рамках штатного расписания здравниц, где они проживали длительный период, в качестве медицинских сестер и врачей. При этом часть из них прошла переподготовку на кафедре курортологии факультета последипломного образования Кубанской медицинской академии, которая функционировала на одной из баз настоящего исследования (санаторий им. Ф.Э. Дзержинского в г. Сочи), а также в Краснодарском муниципальном институте высшего сестринского образования. На этих базах были подготовлены из числа медиков-мигрантов курортные семейные врачи и семейные медицинские сестры, которые активно участвовали в реабилитации различных контингентов мигрантов в здравницах исследуемого региона.

Одновременно с этим лицам из числа мигрантов, длительно проживающим в здравницах российского Причерноморья и не имеющим специальности, предлагались для работы в этих организациях должности хозяйственного персонала: сестер-хозяек, официанток, сторожей, санитарок, рабочих пляжа, агентов по снабжению и т.д. Трудовая деятельность мигрантов в здравницах способствовала положительной динамике состояния их психоэмоциональной сферы, что явилось одним из профилактических факторов развития социально-стрессовых расстройств у наблюдаемого контингента лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям в результате социальных или техногенных катастроф.

С участием переподготовленных медиков-мигрантов в здравницах-базах исследования были сформированы специализированные профильные медицинские отделения, оказывающие медико-социальную помощь лицам, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям и проходящим реабилитацию на курортах российского Причерноморья. Обязательным условием функционирования подобных медицинских отделений было наличие в их штате квалифицированных психологов и (как уже отмечалось) курортных семейных врачей, представляющих оригинальную модификацию врача общей практики.

Исходя из вышеизложенного, принцип создания специализированных медицинских отделений для мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям, стал третьим основным организационным принципом в реализации технологий реабилитации на курортах изучаемого контингента пациентов.

Таким образом, комплексный методологический подход позволил сформировать основные организационные принципы изменения деятельности и профилизации отделений, изложенные выше и внедренные в практику работы здравниц Черноморского зонального управления спецсанаториев, специализирующихся на медицинской и социальной реабилитации пациентов и членов их семей, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям.

Совокупность постоянно изменяющихся экономических условий развития современной России заставила изыскивать новые правовые подходы к управлению медицинскими и санаторно-курортными учреждениями, которые оказывают медико-социальную помощь лицам, подвергшимся экстремальным стрессовым воздействиям.

Прежде всего, были разграничены юридическое понятие "санаторно-курортное учреждение" и аналогичное понятие "санаторно-курортное предприятие".

Современное российское законодательство трактует понятие "санаторно-курортное учреждение" как организации, финансирующейся строго за счет бюджетных средств. Вместе с тем, удельный процент выделяемых из бюджета средств санаторно-курортным учреждениям, как федеральной, так и муниципальной организационно-правовой формы собственности, продолжает резко снижаться. Это заставило санаторно-курортные учреждения российского Причерноморья изыскивать возможности получения дополнительных ассигнований за счет трех основных источников:

  • собственной реализации санаторно-курортных путевок;
  • хозрасчетной деятельности по реализации так называемых "дополнительных медицинских услуг";
  • хозрасчетной деятельности от реализации дополнительных сервисных услуг отдыхающим на курортах российского Причерноморья.

Собственная реализация путевок на санаторно-курортное лечение (в том числе и различным категориям мигрантов) проводилась, во-первых, за счет статистически прогнозируемого процента недозаезда по плановым путевкам (что составило в среднем от 8 до 13 % от плановых показателей загрузки коечного фонда по здравницам-базам исследования), а во-вторых, за счет рационального использования коечной емкости названных здравниц Черноморского зонального управления спецсанаториями Министерства здравоохранения Российской Федерации. Процесс рационального использования коечного фонда базировался на следующих показателях:

  • интенсификация труда работников здравницы на основе их материального стимулирования, согласно специального разработанного Положения о прогрессивной заработной плате за качество работы, совмещение профессий и бригадный подряд, позволяющего сократить время простаивания санаторных палат из-за несвоевременной (прежде) санитарной подготовки к приему отдыхающих;
  • составление и согласование с руководством Черноморского зонального управления спецсанаториев МЗ РФ, так называемых "упреждающих графиков заезда пациентов", позволяющих не допускать простоя санаторных палат;
  • изыскание дополнительных (ранее непроизводительно использовавшихся) площадей санаторных корпусов (излишние холлы, необоснованно занятые под хозяйственные службы и складские помещения, санаторные палаты, пригодные по санитарным нормам для проживания пациентов);
  • досрочный ввод в эксплуатацию дополнительных жилых помещений за счет рационального использования земель санатория.

Проведение подобной хозрасчетной деятельности, равно как и оказание дополнительных платных медицинских услуг, создало прецедент двойного налогообложения граждан, поскольку при получении вышеназванных платных медицинских услуг конкретный налогоплательщик, получивший путевку в санаторий МЗ РФ, уже оплачивал в виде налогов, изымаемых государством из его заработной платы, и медицинское оборудование, на котором проводились ему, так называемые, платные медицинские услуги, и труд медперсонала. По сути дела, процесс оплаты вышеназванных дополнительных платных медицинских услуг являлся прерогативой исключительно санаторно-курортных предприятий (а не учреждений), действующих в этой организационно-правовой форме согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Таким образом, все бюджетные санаторно-курортные учреждения (вне зависимости от административной подчиненности федеральным или муниципальным структурам власти), производящие, так называемые "дополнительные платные медицинские услуги", согласно действующему российскому законодательству должны были прекратить эту противоправную. Производство платных медицинских услуг населению согласно действующему законодательству Российской Федерации должны оказывать санаторно-курортные предприятия, прошедшие госрегистрацию, соответствующее лицензирование и уплачивающие налоги в установленном законом порядке.

Эти законоположения и явились отправной точкой для моделирования организационной технологии управления санаторно-курортными организациями по оказанию эффективной медико-психологической помощи на курортном этапе медицинской и социальной реабилитации пациентов и членов их семей, попадающих под приведенное выше понятие "мигранты курортных регионов".

Моделирование вышеназванной технологии осуществлено с применением 3-х основных методологических подходов к процессу управления санаториями вышеназванного профиля:

  • правовой метод управления организацией по производству санаторно-курортных услуг;
  • административный метод управления здравницами-базами исследования, принимающими на лечение и оздоровление мигрантов и членов их семей;
  • экономический и медико-статистический методы управления здравницами-базами исследования, специализирующимися на реабилитации лиц, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям.

Правовой метод управления организацией по производству санаторно-курортных услуг базировался на:

  • перечне Законов Российской Федерации и Указов Президента РФ;
  • своде Постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений МЗ РФ, Минфина РФ, других федеральных органов (обязательных для исполнения самостоятельно хозяйствующими субъектами-юридическими лицами - вне зависимости от их организационно-правовой формы собственности);
  • своде официальных источников, изданных органами местного самоуправления территорий курортов российского Причерноморья, на которых функционировали здравницы-базы настоящего исследования.

Административный метод управления здравницами-базами исследования реализовывался через приказы и распоряжения, постановления следующих административных органов:

  • Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • Черноморского зонального управления спецсанаториев МЗ РФ;
  • органов местного самоуправления территорий (курортов
    российского Причерноморья по месту дислокации здравниц-баз
    исследования).

Экономический и научный методы управления здравницами-базами исследования осуществлялись при контроле и научном руководстве со стороны следующих управленческих и научных структур:

  • планово-финансовые и научно-методические органы и отделы МЗ РФ;
  • планово-финансовая, бухгалтерская и ревизионная службы Черноморского зонального управления спецсанаториев МЗ РФ;
  • территориальные органы налоговой службы Российской
    Федерации;
  • КРУ органов местного самоуправления территорий.

Вышеназванные методы и формы управления здравницами МЗ России, специализирующимися на реабилитации пациентов и членов их семей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, были оформлены в рамках настоящего исследования.

Исходя из конкретных социальных условий развития показателей нездоровья мигрантного населения Российской Федерации, ряд исследователей обосновали необходимость перевода управленческих решений медицинскими и санаторно-курортными организациями на социальный уровень. Анализ предлагаемых этими учеными технологий управления здравницами на вышеназванном уровне позволил сформулировать определение этого рода деятельности в настоящем исследовании.

Под социальным уровнем управления санаторно-курортными предприятиями, оказывающими медико-социальную помощь мигрантам, следует понимать систему управленческих решений, направленных на локальную коррекцию всего многообразия социальных факторов, формирующих доступность, комфортность, квалифицированность предоставляемых пациентам санаторно-курортных услуг в сочетании с рентабельностью предприятия, производящего эти услуги, при обязательном соблюдении этим предприятием трудового и налогового законодательства, а также мер по развитию собственной материально-технической базы и социальной защите своих работников.

Одним из методов, формирующих социальный уровень управления подобными здравницами в условиях современных экономических реформ, является прием социальной стратификации граждан (в том числе и мигрантов, подвергшихся экстремальным стрессовым воздействиям), прибывающих на курорты РФ. Вышеназванная методика социологических исследований позволяет на репрезентативном уровне определить горизонтальную и вертикальную социальную мобильность различных слоев населения, в том числе и различных категорий мигрантов. В условиях современных российских экономических реформ процесс социальной мобильности населения формирует как имущие слои населения, так и социальные группы, чьи доходы находятся ниже потребительской корзины в среднем по Российской Федерации.

Социальный уровень управления современными здравницами, оказывающими медико-социальную помощь различным категориям мигрантов, позволяет обратить во благо коллективу предприятия сферы производства курортных услуг выявленную социальную стратификацию населения.

Так, например, с одной стороны, появление материально обеспеченных социальных слоев населения России дает возможность здравницам, повысившим комфортность своей материальной базы, реализовать путевки на санаторно-курортное лечение этой социальной группе населения по повышенным ценам. С другой стороны, наличие малоимущих слоев населения дает возможность здравницам, перепрофилизировав старые, ранее убыточные корпуса, открыть в них через Фонды социального страхования, так называемые отделения социальной защиты населения. Используя разработанные в рамках настоящего исследования технологии учреждения и деятельности подобных санаторных отделений социальной защиты населения, санаторий "Кавказ" Хостинского района курорта Сочи в 2010-2014 годах активно применял метод социальной стратификации населения, принимая на лечение ветеранов, инвалидов, одиноких и малоимущих граждан, чей материальный достаток оказался ниже уровня среднепотребительской корзины населения Российской Федерации. При этом оплату путевок для указанной страты населения Хостинского района произвели (в рамках существующего законодательства) Сочинское городское управление социальной защиты населения и Хостинский районный Фонд социального страхования.

Указанный методический прием социального уровня управления здравницей позволил коллективу этого ранее убыточного санатория не только погасить долги коммунальным службам города, накопившиеся за период 2010-2014 гг., но и своевременно выплачивать текущую заработную плату своим работникам, налоги в местный и федеральный бюджеты, провести ремонт изношенной материально-технической базы, закупить новое медицинское оборудование, выделить средства на повышение квалификации своих сотрудников.

Вместе с этим, прием социальной стратификации при проведении социологических исследований в рамках настоящей работы позволил выявить имущие (вновь возникшие) социальные страты среди прибывающих на курорты различных категорий мигрантов. В этом случае социальный уровень управления здравницами предрасполагал применение комплексных методик привлечения этих социальных страт к процессу развития предприятий сферы производства курортных услуг. Основными методическими приемами в указанной технологии были:

  • предложение нетрадиционных форм курортного отдыха и лечения, когда состоятельная семья (в т.ч. мигрантов из зон социальных или техногенных катастроф) занимала апартаменты в санатории на весь летний сезон, а не на 20 -24 дня. Эта форма курортного обслуживания оказалась достаточно популярной для состоятельных социальных слоев населения России (в т.ч. среди состоятельных мигрантов), поскольку, как видно из данных таблицы 2, этими услугами в 2012-2014 годах воспользовались 12,7 % всех пациентов курорта (из них - 2,3 % семьи состоятельных мигрантов из экологически и геополитически неблагоприятных зон);
  • предложение различных вариантов приобретения в собственность имущими гражданами (в т.ч. мигрантами) или организациями отдельных люксовых номеров конкретной здравницы.

Таблица 2

Задействование имущих и малоимущих социальных страт населения России (в том числе, различных категорий мигрантов) в реализации технологии социального уровня управления здравницами курортов российского Причерноморья в 2012-2014 годах.

Технология взаимодеятельности на уровне «курортное предприятие» - «потребитель» (имущие и малоимущие социальные страты населения России и мигрантов, прибывших из стран, возникших на территории бывшего СССР) % к общему количеству пациентов на базах исследования
Использование нетрадиционных форм курортного отдыха (пребывание в здравнице состоятельных пациентов и членов их семей не 20-24 дня, а 2 - 4 месяца в году). 12,5
Из них: состоятельных семей мигрантов из неблагополучных экологических и геополитических зон - 2,3%. 6,1
Приобретение представителями имущих социальных групп населения России (в т.ч. мигрантами, членами их семей в свою собственность отдельных люксовых номеров и апартаментов конкретной здравницы. 20,9
Участие состоятельных физических лиц (в т.ч. различных категорий мигрантов) в инвестировании средств (строительных материалов, медицинского оборудования, рабочей силы и т.д.) на развитие конкретной здравницы в обмен на соответствующий эквивалент санаторных путевок. 9,2
Участите малоимущих, но работоспособных физических лиц (в т.ч. мигрантов) в реализации мероприятий совершенствования материально-технической базы здравниц (участие в строительных работах, ремонте медицинского оборудования и инвентаря и т.д.) в рамках эквивалентного обмена их физических затрат на определенное количество санаторных путевок в конкретную здравницу. Реализация санаторных путевок малообеспеченным социальным группам населения через управления социальной защиты населения органов местного самоуправления и Фонды социального страхования. 8,4
Итого: 57,0
Другие социальные группы пациентов здравниц-баз исследования (физические лица и члены их семей со средним материальным достатком). 43,0
Всего: 100 100

Таким образом, прием социальной стратификации различных контингентов мигрантов, прибывающих на курорты российского Причерноморья, позволил в рамках настоящего исследования в 2012-2014 годах сформировать принципы так называемого социального уровня управления здравницами-базами исследования, оказывающими медико-социальную помощь мигрирующему населению России, а также стран, возникших на территориях бывшего СНГ.

Выводы. По результатам проведенного исследования были выделены основные категории мигрантов, прибывающие на курорты российского Причерноморья из зон социальных, природных и техногенных катастроф. Сообразно с выявленными категориями мигрантов были разработаны основные этапы системы их санаторно-курортной реабилитации, которые включали:

  • организацию процесса расселения различных категорий мигрантов определенных социальных групп (в зависимости от потребности в проведении лечебных и профилактических реабилитационных мероприятий на курорте), для чего была создана и реализована технология экстренной перепрофилизации существующих типов курортных учреждений для массового приема названных контингентов населения;
  • реализацию краткосрочных проектов строительства новых типов здравниц (пансионы семейного типа низкоэтажной плотной застройки) для долговременного размещения определенных (имущих) категорий мигрантов и членов их семей;
  • реализацию мероприятий государственных программ (федеральной и территориальных) по реабилитации мигрантов из зон социальных конфликтов, природных и техногенных катастроф на курортах российского Причерноморья в рамках бюджетного финансирования;
  • реализацию индивидуальных дополнительных программ санаторно-курортной реабилитации для имущих социальных групп мигрантов в здравницах-базах исследования в рамках их хозрасчетной деятельности (с учетом предложенных модификаций системы мероприятий по добровольному медицинскому страхованию мигрантов).

Список литературы

  1. Белозерова С.М. Особенности формирования заболеваемости в условиях индустриального труда и новых технологий. Медицина труда и промышленная экология. 2011;(3):15–19.
  2. Егорова А.М. Системный подход к управлению профессиональным риском для здоровья рабочих металлургического производства: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Мытищи. 2009. 23 с.
  3. Измеров Н.Ф. Национальная система медицины труда как основа сохранения здоровья работающего населения России. Здравоохранение Российской Федерации. 2008;(1):7–8. 
  4. Лимонов В.И. Современный организационно-финансовый механизм в санаторно-курортной сфере. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2006;(1):28–30.
  5. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Москва: Медицина; 2002. 286 с.
  6. Стародубов В.И., Щепин О.П., Линденбратен А.Л., Галанова Г.И. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. Москва: Медицина; 2001. 784 с.
  7. Трифонова Н.Ю. Необходимость развития сети школ для обучения самоконтролю пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями. В сб. научных трудов. Н.И. Вишняков, Ю.П. Линц, редакторы. Спб. Научно-исследовательский институт хирургии СПбГУ; 2007. С. 104-108.
  8. Шильникова Н.Ф., Ходакова О.В. Социально-психологические аспекты управления муниципальным лечебным учреждением в условиях реформирования отрасли. Проблемы управления здравоохранением 2004;19(6):42-45.
  9. Щепин О.П., Овчаров В.К.. Научные и организационные предпосылки развития службы врача общей практики в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000; (5): 22-32.

References:

  1. Belozerova S.M. Osobennosti formirovaniya zabolevaemosti v usloviyakh industrial'nogo truda i novykh tekhnologiy. [Specific features of morbidity in conditions of industrial work and new technologies]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya 2011;(3):15–19. (In Russian).
  2. Egorova A.M. Sistemnyy podkhod k upravleniyu professional'nym riskom dlya zdorov'ya rabochikh metallurgicheskogo proizvodstva [A systematic approach to managing a professional risk to health in the workers of metallurgical industry]. Dr. Med. Sci. [thesis]. Mytishchi. 2009. 23 p. (In Russian).
  3. Izmerov N.F. Natsional'naya sistema meditsiny truda kak osnova sokhraneniya zdorov'ya rabotayushchego naseleniya Rossii. [National system of occupational health as a basis for promoting the health of working population of Russia]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii 2008;(1):7–8. (In Russian).
  4. Limonov V.I. Sovremennyy organizatsionno-finansovyy mekhanizm v sanatorno-kurortnoy sfere [Modern organizational and financial mechanism in the health resort area]. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoy fizicheskoy kul'tury 2006;(1):28–30. (In Russian).
  5. Lisitsyn Yu.P. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. [Public health and healthcare]. Moscow: ID «Meditsina»; 2002. 286 p. (In Russian).
  6. Starodubov V.I., Shchepin O.P., Lindenbraten A.L., Galanova G.I. Metodologicheskie osnovy i mekhanizmy obespecheniya kachestva meditsinskoy pomoshchi. [Methodological basis and mechanisms for providing health care quality]. Moscow: ID «Meditsina»; 2001. 784p. (In Russian).
  7. Trifonova N.Yu. Neobkhodimost' razvitiya seti shkol dlya obucheniya samokontrolyu patsientov s khronicheskimi neinfektsionnymi zabolevaniyami. [The need to develop a school network to teach self-control for patients with chronic non-communicable diseases]. In: Sb. nauchnykh trudov. N.I. Vishnyakov, Yu.P. Lints, editors. St. Petersburg. 2007:104-108. (In Russian).
  8. Shil'nikova N.F., Khodakova O.V. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty upravleniya munitsipal'nym lechebnym uchrezhdeniem v usloviyakh reformirovaniya otrasli. [Social and psychological aspects of managing municipal health facilities in conditions of healthcare reformation]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2004;19(6):42-45. (In Russian).
  9. Shchepin O.P., Ovcharov V.K. Nauchnye i organizatsionnye predposylki razvitiya sluzhby vracha obshchey praktiki v Rossiyskoy Federatsii. [Research and organizational background for developing general practice service in the Russian Federation]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny 2000;( 5): 22-32. (In Russian).

Просмотров: 5981

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 30.07.2015 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search