ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ |
20.10.2015 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стародубов В.И.1, Руднев С.Г.2,1, Николаев Д.В.3,1, Коростылёв К.А.3,1
FEDERAL INFORMATION RESOURCE OF HEALTH CENTRES: CURRENT STATE AND DEVELOPMENTAL PERSPECTIVES Контактная информация: Руднев Сергей Геннадьевич, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Contacts: Sergey G. Rudnev, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Статья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда «Разработка методологии популяционного скрининга физического развития, состояния здоровья и питания населения России. Оценка эпидемиологических рисков» (грант №14-15-01085). This article was prepared under the framework of the Russian Science Foundation project ‘Development of methodology for population screening of physical growth and development, state of health and nutrition. Assessment of epidemiological risks’ (grant no. 14-15-01085). Резюме. Актуальность темы. На сегодняшний день Федеральный информационный ресурс центров здоровья является единственным в России источником массовых данных углублённого профилактического скрининга. Цель исследования – оценка текущего состояния указанного ресурса, описание организационно-методических проблем и возможных путей совершенствования системы сбора данных. Материал и методы. Базу данных Федерального информационного ресурса центров здоровья по состоянию на июль 2014 г. объединяли с данными, полученными по письму Минздрава России №24-4/10/2-8914 от 26 ноября 2014 г. Оценивали половозрастные и географические особенности распределения количества обследованных. Сопоставляли количество данных в сформированной базе с данными официальной статистики посещаемости центров здоровья, анализировали причины выявленных различий. Результаты. По состоянию на май 2015 года, объединённая база Федерального информационного ресурса центров здоровья содержала первичные данные комплексного обследования 3,72 млн. человек (2,6% численности населения России). Количество визитов, зарегистрированных в базе данных, составило 4,78 млн. (около 25% от общего количества визитов в центры здоровья). В возрастной структуре обследованных преобладали дети и подростки школьного возраста, а также женщины 50-65-летнего возраста. Взрослое, в особенности мужское, население трудоспособного возраста было представлено мало. Для 27 субъектов РФ количество зарегистрированных обращений превысило 3% от численности населения региона. Данные из 31 субъекта РФ отсутствовали. Были выявлены следующие причины неполного предоставления информации в Федеральный информационный ресурс центров здоровья (в порядке убывания значимости):
Обсуждение. В настоящее время ф. 68 отраслевого статистического наблюдения «Сведения о деятельности центров здоровья» генерируется в субъектах РФ на основе ежемесячной отчётности центров здоровья и не допускает непосредственной проверки на достоверность. Вместе с тем, деятельность центров здоровья финансируется из расчёта планируемой посещаемости. В условиях недостаточной посещаемости или завышенного плана это может приводить к попыткам фальсификации данных, что негативно отразится на качестве данных проводимого скрининга. По нашей предварительной оценке, доля некорректных данных в базе Федерального информационного ресурса центров здоровья, включая подделки, составила в среднем 30% и сильно варьировала в зависимости от региона, центра здоровья и года обследования. Поэтому любое объективное эпидемиологическое исследование на материале центров здоровья должно сопровождаться критическим анализом всего массива первичных данных, формированием критериев отбора, поиском и удалением артефактов данных. Выводы. 1) Необходимо изменение порядка формирования статистической отчётности по форме 68 отраслевого статистического наблюдения «Сведения о деятельности центров здоровья»: форма 68 должна генерироваться на федеральном, а не региональном, уровне на основе анализа и обработки данных Федерального информационного ресурса центров здоровья. 2) Комплекс первоочередных мер, направленных на устранение выявленных проблем в системе сбора данных и повышение качества данных профилактического скрининга, должен включать:
3) Ввиду низкой посещаемости центров здоровья работающим населением целесообразно включение центров здоровья в программу 1-го этапа диспансеризации взрослого населения. 4) Целесообразно включение программного комплекса «Центр здоровья» в структуру создаваемой Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Ключевые слова: центры здоровья; программный комплекс «Центр здоровья»; Федеральный информационный ресурс центров здоровья; автоматизированный сбор данных; профилактический скрининг. Abstract. Background. Currently, the Federal Information Resource of Health Centres is the only source of mass in-depth data of preventive screening in Russia. The study purpose was to characterize current state of the Resource and to address the organizational and methodological problems in the data collection system and develop possible ways for improvement. Material and methods. The Federal Information Resource of Health Centres database as of July, 2014, was combined with the submitted data according to the letter from the Ministry of Health of the Russian Federation №24-4/10/2-8914 as of November 26, 2014. Age, gender and geographic distributions of the total number of Health Centres’ visitors were estimated. Total data in the database was compared with the official statistics of Health Centres’ attendance, and the causes of the observed differences were analyzed. Results. As of May 2015, the Federal Information Resource of Health Centres database contained raw data of measurements of 3.72 million people (2.6% of the Russian population). The number of registered visits in the database was 4.78 million (or about 25% of the total number of visits to Health Centres, according to the official data). In the age structure of visitors, children and adolescents of school age, and also women aged from 50 to 65 years, prevailed. Adult, especially male, population of working age was under-represented. In 27 Federal Subjects of the Russian Federation, the number of visits exceeded 3% of the regional population. Data from 31 Federal Subjects were not presented in the database. The authors identified the following reasons of non-provision of complete data to the database (in descending order of importance):
Discussion. At present, the Form 68 of the Sectoral Statistical Observation ‘Information on the Health Centres function’ is generated by the Russian Federal Subjects on the basis of monthly reports from Health Centres, and not allow for direct validity check. At the same time, the Health Centres activities are reimbursed on the basis of planned attendance. In case of insufficient attendance or inadequate plan, this can result in attempts to over-report the attendance leading to decreased data quality. According to our preliminary estimates, the proportion of incorrect data in the Federal Information Resource of Health Centres database, including fake data, averaged 30% and varied greatly depending on the region, the Health Centre, and the year of examination. Therefore, any objective epidemiological research on the basis of the Health Centres data should be accompanied by a critical analysis of the entire array of raw data, formation of the selection criteria, search and deletion of data artifacts. Conclusions. 1) It is necessary to change the way the Form 68 of the Sectoral Statistical Observation ‘Information on the Health Centres function’ is generated: it should be generated at the federal rather than regional level, based on processing and analysis of data of the Federal Information Resource of Health Centres. 2) The priority measures aimed to address the identified problems in the data collection system should include the following:
3) Due to low attendance of Health Centres by the working population it is advisable to include Health Centres in the program of the 1st stage of the Russian adult population prophylactic medical examination. 4) It is advisable to incorporate the Federal Information Resource of Health Centres into the structure of the Russian Unified State Health Information System. Keywords: Health Centres; software package ‘Health Centre’; Federal Information Resource of Health Centres; automated data collection; preventive screening. Введение Ведущей причиной преждевременной смертности населения России являются хронические неинфекционные заболевания [3]. Стандартизованный коэффициент смертности трудоспособного населения России остаётся в 2-3 раза выше, чем в странах ЕС [5]. При этом доля сердечно-сосудистой смертности в общей смертности трудоспособного населения не снижается, составляя порядка 30% [9], а экономические потери превышают 1 трлн рублей в год [7]. Центральная роль в снижении смертности от хронических заболеваний отводится профилактике – одному из приоритетов государства в сфере охраны здоровья [2,10]. Основным звеном в структуре медицинской профилактики являются центры здоровья, созданные в 2009 году постановлением Правительства России и последующими приказами Минздрава. На сегодняшний день национальная сеть центров здоровья охватывает все субъекты Российской Федерации и насчитывает не менее 740 стационарных и 60 мобильных центров из расчёта 1 центр на 200 тыс. человек населения. Отличительным аспектом деятельности центров здоровья является комплексное применение современных методов функциональной диагностики [6]. Важным преимуществом информатизации центров здоровья в сравнении с действующей системой учёта данных при диспансеризации взрослого населения является автоматизация процессов сбора и обработки первичных данных проводимого скрининга.
Типовая медицинская информационная система (МИС) центров здоровья – программный комплекс «Центр здоровья» (ПК ЦЗ) – была создана одновременно с появлением центров здоровья компанией ООО СофТраст (г. Белгород) по заказу Минздрава России [4]. ПК ЦЗ содержит компоненты локального (ФК ЦЗ), регионального (РИР ЦЗ) и федерального (ФИР ЦЗ, ФИР портал) уровней с целью объединения первичных данных с результатами обследования пациентов для получения сводных статистических и аналитических данных (рис. 1). Составляющая ПК ЦЗ локального уровня – функциональная компонента «Центр здоровья» (ФК ЦЗ) – устанавливается непосредственно в центре здоровья. В базе данных ФК ЦЗ хранятся результаты обследования пациентов. Первичную информацию из центров здоровья субъекта РФ аккумулирует Региональный информационный ресурс центров здоровья (РИР ЦЗ). В свою очередь данные, предоставляемые в РИР ЦЗ субъекта РФ, передаются в базу данных Федерального информационного ресурса центров здоровья (ФИР ЦЗ). Порядок создания РИР ЦЗ и подключения их к ФК ЦЗ и ФИР ЦЗ был определён письмом Минздрава России №29-5/10/2-4339 от 3 мая 2011 года. Отчёты о состоянии ФИР ЦЗ публикуются на ФИР портале http://hc.mednet.ru, а онлайновая техническая поддержка пользователей ПК ЦЗ осуществляется через интернет-ресурс http://hc-forum.mednet.ru. С 2014 года программный комплекс «Центр здоровья» поддерживается компанией СофТраст на функциональной основе. Цель исследования: оценка текущего состояния ФИР ЦЗ, описание организационно-методических проблем и возможных путей совершенствования системы сбора данных. Материал и методы Исходно, по состоянию на июль 2014 года, база данных ФИР ЦЗ содержала первичные данные из 225 центров здоровья с результатами комплексного обследования 1,44 млн пациентов, совершивших в совокупности 1,78 млн визитов в центры здоровья. На рис. 2 показана динамика количества визитов, зарегистрированных в исходно доступной базе ФИР ЦЗ, по годам обследования.
Из рис. 2 следует, что с 2012 года имелась тенденция к снижению наполняемости ФИР ЦЗ, а за первое полугодие 2014 года количество новых данных составило только четверть от общего количества данных, поступивших за предыдущий год. Несмотря на наличие письма Минздрава России №29-5/10/2-4339 от 03.05.2011 г., РИР ЦЗ был создан лишь в 31 субъекте РФ, а в 2014 году передачу данных осуществляли только РИР ЦЗ восьми субъектов Российской Федерации: Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Орловской областей, Республики Башкортостан, Республики Карелия, Свердловской области и ХМАО-Югры. В связи с изложенным, в ноябре 2014 года компания СофТраст выпустила обновление ФК ЦЗ с реализацией схемы автоматической выгрузки данных из центров здоровья непосредственно в ФИР ЦЗ, минуя РИР ЦЗ. В соответствии с письмом Минздрава России №24-4/10/2-8914 от 26.11.2014 г. центрам здоровья было предложено произвести обновление ФК ЦЗ и выгрузку данных в ФИР ЦЗ за весь период наблюдения. В список рассылки письма Минздрава вошли 83 из 85 субъектов РФ. (Республика Крым и г. Севастополь сообщили о временном отсутствии необходимого оборудования и площадей для проведения профилактических осмотров и обратились с просьбой о содействии в ресурсном обеспечении центров здоровья по общероссийскому стандарту.) Во исполнение указанного письма Минздрава осуществили выгрузку данных в ФИР ЦЗ 186 центров здоровья из 45 субъектов РФ c общим количеством обследованных 2,86 млн человек при суммарном количестве визитов 3,70 млн. В ходе предоставления данных свыше 90% информации было получено в декабре 2014 года (рис. 3). В целом, по письму Минздрава России от 26.11.2014 г. в течение ноября 2014-февраля 2015 года в ФИР ЦЗ было представлено в два раза больше данных, чем за всё предшествующее время.
После удаления дубликатов и выравнивания структуры данных исходная база ФИР ЦЗ и данные, полученные по письму МЗ РФ №24-4/10/2-8914 от 26.11.2014 г. были объединены в единую базу ФИР ЦЗ в формате sql. Количество дубликатов составило 0,70 млн обращений (14,7% от размера объединённой выборки). В силу специфики условий проведения исследования нами анализировалась копия ФИР ЦЗ, развёрнутая на сервере ЦНИИОИЗ. Поэтому данные, поступившие в ФИР ЦЗ через РИР ЦЗ после 7 июля 2014 года, не учитывались. (В частности, в нашей базе отсутствовали сведения о 7772 визитах в центры здоровья Смоленской области, полученные в ноябре 2014 года, а также часть данных из центров здоровья ХМАО-Югры, где количество зарегистрированных визитов за истекший период значительно выросло и к августу 2015 года достигло 135265 человек.) Оценивали общее количество данных в ФИР ЦЗ, распределение количества визитов по регионам России, году обследования, полу и возрасту обследованных. Сопоставляли общее количество данных в ФИР ЦЗ с данными официальной статистики посещаемости центров здоровья, анализировали причины выявленных различий. Для характеристики установленного программного обеспечения использовались результаты электронного анкетирования центров здоровья, проведённого в соответствии с письмом ЦНИИОИЗ Минздрава России № 7-5/302 от 12 мая 2015 г. Результаты По состоянию на май 2015 года, объединённая база ФИР ЦЗ содержала первичные данные с результатами комплексного обследования 3,72 млн человек (2,6% численности населения России) в 312 центрах здоровья 52 субъектов Российской Федерации (рис. 4-5 и табл. 1). Количество визитов (обращений), зарегистрированных в ФИР ЦЗ, составило 4,78 млн.
Таблица 1 Ранговые места субъектов Российской Федерации по абсолютному и относительному количеству визитов в центры здоровья, зарегистрированных в ФИР ЦЗ
По абсолютному количеству данных в ФИР ЦЗ лидировали Москва, Свердловская область, Республика Башкортостан, Пермский край и Новосибирская область, а по относительному количеству данных – Чувашская республика, Свердловская область, Республика Бурятия, Хабаровский край и Пензенская область (табл. 1). Одновременно по двум критериям в пятёрке лидеров оказался только один регион – Свердловская область (610 тыс. обследований, или 14,1% от численности населения региона). Город Москва, занимая первое место по абсолютному количеству визитов (917 тыс. посещений), оказался на 15-м месте по проценту обследованных в регионе (7,7%). Лидер по проценту обследованных в регионе – Чувашская республика (17,3%) – занимал 6-е место по общему количеству визитов. Для 27 субъектов РФ количество зарегистрированных в ФИР ЦЗ обращений превысило 3% от численности населения региона. Среди них оказались и все 8 субъектов РФ, осуществлявших регулярную выгрузку данных в ФИР ЦЗ в 2014 году (см. раздел «Материал и методы»). Восемь регионов представили в ФИР ЦЗ результаты измерений менее чем 1000 человек (табл. 1, ранговые места с 45-го по 52-е). Это, как правило, было связано с проведением однократной (через РИР ЦЗ) или пробной (непосредственно в ФИР ЦЗ) выгрузки данных. Для полноты информации в табл. 2 перечислены субъекты Российской Федерации, которые не взаимодействовали с ФИР ЦЗ в 2010-2014 году. Таблица 2 Список субъектов РФ, не взаимодействовавших с ФИР ЦЗ в 2010-2014 гг.
Распределение по годам обследования общего количества визитов, зарегистрированных в объединённой базе ФИР ЦЗ, показало снижение количества обращений в 2014-м году до уровня 2012 года – порядка 1,1 млн в год (рис. 6). Указанная тенденция частично объясняется тем, что данные за декабрь 2014 года в полученной базе были представлены не полностью (см. рис. 3).
В возрастной структуре обследованных преобладали дети и подростки школьного возраста, а также женщины 50-65-летнего возраста (рис. 7). Взрослое, в особенности мужское, население трудоспособного возраста было представлено мало. Наблюдаемый минимум количества посещений в возрасте 68-70 лет соответствует низкой рождаемости в период Великой Отечественной войны. Количество обследованных мальчиков школьного возраста было несколько выше, чем девочек, а у взрослых людей наблюдалось обратное отношение с кратными различиями количества визитов во всех возрастных группах. В целом, возрастная структура посещений центров здоровья по данным ФИР ЦЗ соответствует данным, полученным из других источников [2,8].
Согласно данным ф. 68 отраслевого статистического наблюдения «Сведения о деятельности центров здоровья», количество обращений в центры здоровья в 2011-2014 году составило 17,5 млн [1]. С учётом этого доля визитов за указанный период, зарегистрированных в ФИР ЦЗ, составила 25,2% от общего количества визитов. Анализ полученной информации позволил выявить следующие причины неполного предоставления данных в ФИР ЦЗ (в порядке убывания значимости):
Результаты электронного анкетирования центров здоровья по письму ЦНИИОИЗ МЗ РФ № 7-5/302 от 12 мая 2015 г., в котором приняли участие 548 (около двух третей) центров здоровья из 66 субъектов РФ, показали, что программа ФК ЦЗ была установлена не менее чем в 321 из них (58,6%), 70 центров (12,8%) сообщили об использовании альтернативных МИС, в 64-х МИС не была установлена (11,7%), а 93 центра здоровья затруднились с ответом или прислали заведомо неверную информацию (17,0%). Таким образом, ФК ЦЗ является основным типом программного обеспечения центров здоровья. Существенным недостатком использования альтернативных МИС является отсутствие их интеграции со штатным оборудованием центров здоровья, что препятствует возможности сбора и обработки данных. Перечень программного обеспечения центров здоровья, интегрированного с ФК ЦЗ, включает: PCNT2 (аппаратно-программный комплекс «Здоровье-Экспресс» и кардиовизор), АВС01-0362 (биоимпедансный анализатор состава тела АВС-01 «Медасс»), Spida 5 и Spirometry PC (устройства для спирометрии). Обсуждение В настоящее время форма 68 отраслевого статистического наблюдения «Сведения о деятельности центров здоровья» генерируется в субъектах Российской Федерации на основе ежемесячной отчётности центров здоровья и затем передаётся на федеральный уровень для формальной проверки на согласованность и обобщения данных. (Аналогичный принцип заложен в основу генерации отчётов по ф. 131 «Сведения о диспансеризации определённых групп взрослого населения» [10].) Непосредственная проверка достоверности информации, поступившей из центров здоровья и регионов, в этом случае недоступна. Деятельность центров здоровья финансируется из расчёта планируемой посещаемости. Поэтому отчётная документация центров должна соответствовать заявленным целевым показателям (в рамках системы ОМС оплачивается каждое проведённое комплексное обследование пациента). В условиях недостаточной посещаемости центра здоровья или завышенного плана посещаемости это может приводить к попыткам фальсификации данных, что, в свою очередь, негативно отразится на качестве данных эпидемиологического мониторинга. Проведённый нами предварительный анализ показал, что доля некорректных данных в ФИР ЦЗ, включая подделки, составила в среднем 30% и сильно варьировала в зависимости от региона, центра здоровья и года обследования. (Этот и другие результаты, связанные с изучением возможности использования данных центров здоровья для углублённого профилактического скрининга, будут подробно изложены в наших последующих публикациях.) Таким образом, получение сопоставимой информации из центров здоровья, пригодной для эпидемиологического исследования, должно быть неизбежно связано с критическим анализом массива первичных данных, формированием критериев отбора, поиском и удалением артефактов данных. На этой основе в работе [8] по данным биоимпедансного обследования в центрах здоровья были построены оценки физического развития, распространённости нарушений нутритивного статуса и эпидемиологических рисков для российского населения. Выводы
Механизмом контроля предоставления данных в ФИР ЦЗ могут стать проверки лицензирующих органов. Благодарности Исследование выполнено в ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России при поддержке Российского научного фонда (грант №14-15-01085, рук. В.И. Стародубов). Авторы выражают благодарность руководству Департамента информационных технологий и связи, Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздрава России, руководству и сотрудникам компании СофТраст (г. Белгород) за помощь в организации и проведении исследования, Н.П. Соболевой – за чтение рукописи и замечания, О.А. Старуновой – за визуализацию данных. Библиография
References
Просмотров: 15989
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 22.10.2015 г. ) |
След. » |
---|