О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №3 2016 (49) arrow МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РФ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПРИКРЕПЛЕННОМУ НАСЕЛЕНИЮ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РФ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПРИКРЕПЛЕННОМУ НАСЕЛЕНИЮ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ Печать
30.06.2016 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2016-49-3-1
Михайлова Ю.В.1, Иванов И.В.2, Шикина И.Б.1, Поликарпов А.В.1, Вечорко В.И.1
1
ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Москва
2 ФГБУ "Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Москва

METHODOLOGICAL ASPECTS OF CARRYING OUT INDEPENDENT ASSESSMENT OF MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION PROVIDING OUTPATIENT MEDICAL CARE TO THE CATCHMENT AREA
Mikhaylova Y.1, Ivanov I.2, Shikina I.1, Polikarpov A., Vechorko V.1

1 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
2 Center for Monitoring and Clinical and Economic Examination, Federal Service on Supervision in healthcare, Moscow

Контактная информация: Шикина Ирина Борисовна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Irina B. Shikina, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме.

Актуальность. Повышение качества, доступности и безопасности медицинской помощи - ключевые проблемы здравоохранения России. Необходимо для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь прикрепленному населению в амбулаторных условиях, найти информационный инструмент, который бы позволил адекватно оценивать и анализировать свою деятельность, разрабатывать оперативные и стратегические управленческие решения, прогнозировать развитие.

Цель работы: Разработать методические подходы проведения независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности медицинских организаций субъектов РФ, оказывающих медицинскую помощь прикреплённому населению в амбулаторных условиях.

Методы проведения работы: аналитический, социологический, математической статистики, методы экспертных оценок.

Результаты работы. На основании данных государственной статистики с использованием методов экспертной оценки проведена типизация медицинских организаций субъектов РФ амбулаторного уровня; сформировано четыре группы медицинских организаций; подготовлен итоговый перечень из 24 показателей и определён их вес (значимость) для проведения независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности медицинских организаций.

Заключение. Проведение независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности выделенных типов медицинских организаций субъектов РФ, оказывающих медицинскую помощь прикреплённому населению в амбулаторных условиях, позволяет стимулировать повышение качества работы; принимать своевременные меры по оптимизации ее деятельности; своевременно выявить негативные факторы и устранять их причины путем реализации планов мероприятий и др.

Область применения результатов. Возможность составления рейтинга медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь прикрепленному населению в амбулаторных условиях, на основе проведения независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности на федеральном, региональном, муниципальных уровнях, в медицинских организациях.

Abstract.

Significance. Improvement of quality, availability and safety of medical care are key challenges of the Russian healthcare. Medical organizations providing outpatient medical care to the catchment area need to find information tool which would allow to assess and adequately analyze performance, to develop operational and strategic administrative decisions, and to project development.

Purpose: To develop methodical approaches to carry out independent assessment of quality of medical care and performance of medical organizations of the territorial subjects of the Russian Federation providing outpatient medical care to the catchment area.

Methods of work: analytical, sociological, mathematical statistics, methods of expert review.

Results. On the basis of the state statistics data with the use of expert review methods outpatient medical organizations of territorial subjects of the Russian Federation were typified; four groups of medical organizations were created; final list of 24 indicators was developed and their value (significance) for carrying out an independent assessment of quality of medical care and performance of medical organizations was determined.

Conclusion. Carrying out an independent assessment of quality of medical care and performance of the distinguished types of medical organizations of the territorial subjects of the Russian Federation providing outpatient medical care to the catchment area allows to stimulate quality improvement; to take timely measures for optimizing activity; to timely identify negative factors and eliminate their causes by implementing relevant measures, etc.

Scope of application. Possibility to rate medical organizations providing outpatient medical care to the catchment area on the basis of independent assessment of quality of medical care and performance at the federal, regional, and municipal levels, and in medical organizations.

Ключевые слова: оценка качества медицинской помощи; типизация медицинских организаций; методы экспертных оценок.

Keywords: assessment of quality of medical care; typification of medical organizations; methods of expert reviews.

Введение

Любой управленческий процесс начинается с формирования системы информационного обеспечения, включающего, прежде всего, объективную оценку качества и безопасности медицинской помощи; анализ факторов, негативно и/или позитивно влияющих на их уровень.

В практике российского здравоохранения широкое распространение получили рейтинговые оценки учреждений здравоохранения [2, 3, 5, 6, 8]. Трудности их проведения в части качества и безопасности определяются отсутствием в официальной статистике исчерпывающего перечня показателей прямого действия, системно отражающих состояние проблемы, стандартизированной методики расчета интегральных показателей качества и безопасности. Существенную трудность составляют большое разнообразие типов медицинских организаций, их существенные различия по мощности, территориальной и административной принадлежности, набору специалистов и профилей отделений [7].

Наиболее комплексная оценка деятельности учреждений здравоохранения осуществляется с помощью сравнительного анализа эффективности их деятельности на основе формирования системы рейтингов. Рейтинги медицинских организаций представляют собой информационный инструмент, предназначенный для адекватной оценки и анализа деятельности медицинских организаций, прогнозирования тенденций развития и разработки оперативных и стратегических управленческих решений. Рейтинги должны строиться на основе использования современных методов сбора и обработки статистических, социологических и других данных о деятельности медицинских организаций [1].

В настоящее время предоставление услуг и оказание медицинской помощи регламентируется Федеральными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации (РФ) и нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения РФ, которые устанавливают перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Медицинская помощь на территории РФ предоставляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения РФ, основанных на данных медицинской статистики.

В связи с вышеизложенным, для независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности медицинских организаций амбулаторного уровня в России необходимо их типизировать и разработать систему показателей, относящихся к данному процессу и отражающих его конечные результаты. При этом система независимой оценки качества и результативности медицинской помощи должна включать в себя набор универсальных показателей, имеющих количественное выражение, что позволит в дальнейшем подвергнуть их сравнению, подсчету, математической обработке и пр.

Цель исследования:

  1. Типизировать медицинские организации субъектов РФ, оказывающие медицинскую помощь прикрепленному взрослому, детскому и/или смешанному населению в амбулаторных условиях, для проведения независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности медицинских организаций.
  2. Разработать набор показателей и их вес (значимость) для независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь прикрепленному взрослому, детскому и/или смешанному населению в амбулаторных условиях.

Методы исследования для выполнения поставленных задач выбирались в зависимости от этапа проведения работы: аналитический, социологический, математической статистики, методы экспертных оценок.

Результаты и их обсуждение. В рамках создания единого подхода была осуществлена разработка, а также экспертное и методологическое обоснование критериев для проведения типизации медицинских организаций субъектов РФ.

Типизация медицинских организаций, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь и имеющих прикрепленное население, субъектов РФ была проведена методом коллективных экспертных оценок [4, 9] с учетом следующих критериев:

  • - наличие или отсутствие прикрепленного населения;
  • - являющиеся самостоятельными юридическими лицами либо входящими подразделениями;
  • - обслуживающие городское или сельское население;
  • - категория обслуживаемого населения (взрослое, детское, смешанное);
  • - в зависимости от вида осуществляемой медицинской деятельности и мощности медицинской организации.

В качестве экспертов были привлечены кандидаты и доктора медицинских и экономических наук: специалисты и научные сотрудники ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, руководители службы медицинской статистики субъектов РФ, главные врачи медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и имеющих прикрепленное население, которые производили экспертную оценку с учетом их опыта, возраста и компетентности.

Для объективизации разработанных критериев, типизации медицинских организаций и системы показателей, были привлечены специалисты из четырех субъектов РФ: Свердловской области; Ставропольского края; Республики Бурятия и Чувашской республики. Были получены рекомендации по объективизации перечня обобщенных групп медицинских организаций и показателей для проведения оценки в части исключения избыточных, либо включения в перечень дополнительных пунктов.

На основании данных (форма ФСН №47) и с помощью методов экспертной оценки в медицинских организациях субъектов РФ проведена типизация 9071 амбулаторной медицинской организации и входящих подразделений поликлиник, амбулаторий и центров медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, прикрепленному взрослому, детскому и/или смешанному населению; из них выделено 3811 медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь прикрепленному населению в амбулаторных условиях.

В целях обеспечения сопоставимости оцениваемых показателей медицинских организаций, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь и имеющих прикрепленное население, экспертами было выделено четыре группы медицинских организаций (юридических лиц):

Группа А. Амбулаторные подразделения многопрофильных больниц и центральных городских больниц, имеющие прикрепленное население, – 875 мед. организаций;

Группа Б. Самостоятельные поликлиники – 959 мед. организаций;

Группа В. Амбулаторные подразделения районных больниц и центральных районных больниц – 1846 медицинских организаций;

Группа Г. Амбулаторные подразделения участковых больниц и врачебных амбулаторий – 131 мед. организация.

Вторым этапом исследования была разработка и апробация системы показателей для проведения независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности в амбулаторных условиях.

Первичный отбор показателей заключался в проведении аналитического обзора действующей нормативной базы по оценке деятельности системы здравоохранения на различных уровнях: от оценки органов исполнительной власти в сфере здравоохранения на федеральном уровне, до критериев деятельности руководителей и работников МО в рамках «эффективного контракта» в ряде субъектов РФ.

Был проведен контент анализ действующей федеральной и региональной информационной базы по более чем 50 источникам для определения возможных показателей оценки качества медицинской помощи и эффективности деятельности медицинских организаций. Сформирована информационная база, содержащая 276 единиц различных показателей оценки.

К базовым показателям относились: основные показатели кадрового и ресурсного обеспечения; объективные жалобы пациентов на амбулаторную службу; показатели раннего выявления злокачественных новообразований; смертность на дому от социально-значимых заболеваний; показатели профилактической работы с прикрепленным населением; открытость и доступность информации о медицинской организации в сети интернет.

Для определения уровня качества оказания и доступности медицинской помощи медицинскими организациями в амбулаторных условиях при помощи метода коллективной экспертной оценки был подготовлен итоговый перечень из 24 показателей, который основывался на статистических данных о деятельности медицинских организаций субъектов РФ, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь и имеющих прикрепленное население.

Определение веса (значимости) показателей было произведено на основании экспертной оценки. Для определения веса показателей был использован метод индивидуальной экспертной оценки, поскольку он позволяет максимально полно учесть способности эксперта, метод сравнительно прост в организации и проведении, не требует большого времени. При ответе на вопросы эксперт не испытывает психологического давления других экспертов и руководствуется исключительно собственным мнением по существу вопроса. Кроме того, в качестве фокус-группы для участия в определении значимости (веса) показателей были привлечены руководители и ведущие специалисты служб медицинской статистики субъектов РФ.

Результаты проведенной экспертной оценки были агрегированы в сводную таблицу (табл. 1), произведена математическая обработка и определен средний вес значения каждого из показателей с точностью до 3 знаков после запятой.

Таблица 1

Определение веса (значимости) показателей для проведения оценки уровня качества оказания и доступности медицинской помощи медицинскими организациями в амбулаторных условиях

Показатель А. многопро-
фильные больницы и центральные городские больницы
Б. самостоятельные поликли-
ники
В. районные больницы и централь-
ные районные больницы
Г. участковые больницы и врачебные амбулато-
рии
1. Среднее число прикрепленного населения, приходящееся на одно физическое лицо врача участковой службы; 7,400 8,400 7,600 8,050
2.Коэффициент совместительства врачей; 8,300 8,600 8,500 8,650
3. Коэффициент совместительства среднего медицинского персонала; 8,050 8,250 8,150 8,200
4. Число среднего мед персонала, работающего с врачами участковой службы, на 1 врача уч. службы; 7,789 8,368 7,737 8,158
5. Коэффициент текучести врачебных кадров; 7,350 7,350 7,550 7,650
6. Коэффициент текучести среднего медицинского персонала; 7,350 7,550 7,500 7,400
7. Фондовооруженность, тыс.руб на 1 врача; 8,000 8,263 7,947 7,368
8. Число обоснованных жалоб граждан на действия работников мед. организации (амб. помощь); 7,600 7,700 7,450 7,550
9. Доля злокачественных новообразований I-II стадии заболе­вания 8,600 9,300 8,700 8,850
10. Число умерших на дому лиц трудоспособного возраста (женщины 18-54 года, мужчины 18-59 лет) на 1000 прикрепленного населения соответствующего возраста; 8,900 9,150 8,950 9,150
11. Число лиц, умерших от инсульта и инфаркта миокарда в возрасте до 65 лет, на 1000 прикрепленного населения соответствующего возраста; 8,600 8,850 8,650 8,650
12. Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 0-17 лет; 7,842 8,500 7,947 8,550
13. Доля детей I и II группы состояния здоровья; 6,684 7,350 6,900 7,300
14. Доля детей первого года жизни, находящихся на грудном вскарм-ливании не менее 3-х месяцев; 6,650 7,700 6,750 7,650
15. Доля амбулаторных посещений с профилактической целью от общего числа посещений; 6,750 7,400 7,250 7,600
16. Охват больных диспансерным наблюдением; 8,350 8,650 8,400 8,900
17. Охват диспансеризацией определенных групп взрослого населения из числа подлежащих диспансеризации в текущем году; 7,900 8,500 8,300 8,650
18. Доля пациентов, обученных в школе для пациентов с артериальной гипертензией, среди всех пациентов с артериальной гипертензией; 7,800 8,250 7,850 8,100
19. Охват обследованием на тубер-кулез методом туберкулинодиагнос-тики детей в возрасте 0-14 лет; 7,900 8,400 8,000 8,600
20. Охват обследованием на тубер-кулез методом профилактических рентгенологических исследований органов грудной клетки; 8,050 8,600 8,250 8,650
21. Охват населения вакцинированием против гриппа; 6,400 6,700 6,105 6,050
22. Охват населения вакцинированием против пневмо­кокковой инфекции; 6,158 6,450 5,947 5,800
23. Наличие действующего официального интернет-сайта; 6,500 6,450 6,000 4,950
24. Наличие на сайте страницы обратной связи. 7,250 7,250 7,050 5,900

Выводы:

  1. В рамках разработки единого подхода для проведения независимой оценки качества амбулаторной медицинской помощи методологически оправдано проведение типизации медицинских организаций субъектов РФ с использованием методов экспертной оценки.
  2. В целях обеспечения сопоставимости оцениваемых показателей деятельности амбулаторных подразделений медицинских организаций, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь и имеющих прикрепленное население, экспертами было выделено четыре группы медицинских организаций:
    • Группа А. Амбулаторные подразделения многопрофильных больниц и центральных городских больниц, имеющие прикрепленное население;
    • Группа Б. Самостоятельные поликлиники;
    • Группа В. Амбулаторные подразделения районных больниц и центральных районных больниц;
    • Группа Г. Амбулаторные подразделения участковых больниц и врачебных амбулаторий.
  3. При разработке системы показателей для проведения независимой оценки качества медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих первичную медицинскую помощь, необходимо учитывать специфику деятельности и особенности прикрепленного населения каждой обобщенной группы медицинских организаций, в том числе исключения или включения в перечень дополнительных пунктов.
  4. Для определения уровня качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях принципиальное значение имеет не только перечень оценочных показателей, но и их количественно выраженная значимость (вес).
  5. Обоснованные методологические принципы при проведении независимой оценки в системе здравоохранения позволяют максимально повысить объективность результатов оценки в первичном секторе здравоохранения.

Заключение. Проведение независимой оценки качества медицинской помощи и результативности деятельности медицинских организаций субъектов РФ, оказывающих медицинскую помощь прикрепленному населению в амбулаторных условиях, позволяет:

  • - стимулировать повышение качества работы медицинских организаций;
  • - повысить информированность потребителей о порядке предоставления медицинскими организациями медицинских услуг;
  • - укрепить институт общественного контроля;
  • - обеспечить потребителей услуг в сфере здравоохранения дополнительной информацией о работе медицинских организаций, в том числе в целях реализации принадлежащего потребителям права выбора конкретной медицинской организации для получения услуг в сфере здравоохранения;
  • - определить результативность деятельности медицинских организаций и принять своевременные меры по повышению эффективности или по оптимизации ее деятельности;
  • - своевременно выявить негативные факторы, влияющие на качество предоставления услуг в сфере здравоохранения, и устранение их причин путем реализации планов мероприятий.

Библиография

  1. Кадыров Ф.Н. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями. Менеджер здравоохранения. 2014; (12):51-64.
  2. Карминский А.М., Полозов А.А., Ермаков С.П. Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт. Москва: Экономическая газета. 2011. 349 с.
  3. Коробкова О.К. Управление услугами учреждений здравоохранения на основе рейтинговой оценки их деятельности. Менеджер здравоохранения. 2011(4): 48-49.
  4. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник в 3 частях. Ч.2: Экспертные оценки. Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана; 2011. 486 с.
  5. Сибурина Т.А., Князев А.А., Лохтина Л.К., Мирошникова Ю.В. Базовая методология и практика рейтинговых оценок в здравоохранении. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал]. 2012;5(27). URL: htp://vestnik.mednet.ru/content/view/427/lang,ru/ Дата обращения 12 февраля 2016).
  6. Тарасенко Е.А. Рейтинги учреждений здравоохранения как инструмент независимой оценки качества медицинских услуг. Здравоохранение. 2014;(1): 68-74.
  7. Хайруллина И.С. Выбор типов учреждений здравоохранения: обоснование, возможности и угрозы. Менеджер здравоохранения 2010; (10):41-51.
  8. Чавпецов В.Ф. Карачевцева М.А., Михайлов С.М., Пахомов А.В., Богушевич Н.М., Гуринов П.В. Определение рейтингов учреждений здравоохранения и районов Санкт-Петербурга на основании результатов деятельности по управлению качеством медицинской помощи. Методические рекомендации. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011;4(10):141-148.
  9. Шиган Е.Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях. Москва: Медицина; 1986. 208 с.

References

  1. Kadyrov F.N. Nezavisimaya otsenka kachestva okazaniya uslug meditsinskimi organizatsiyami [Independent assessment of quality of rendering services by medical organizations]. Menedzher zdravookhraneniya 2014;(12):51-64. (In Russian).
  2. Karminskiy A.M., Polozov A.A., Ermakov S.P. Entsiklopediya reytingov: ekonomika, obshchestvo, sport [Encyclopedia of ratings: economy, society, sport]. Moscow: Ekonomicheskaya gazeta 2011. 349 p. (In Russian).
  3. Korobkova O.K. Upravlenie uslugami uchrezhdeniy zdravookhraneniya na osnove reytingovoy otsenki ikh deyatel'nosti [Management of services of healthcare institutions on the basis of a rating assessment of their activity]. Menedzher zdravookhraneniya 2011(4): 48-49. (In Russian).
  4. Orlov A.I. Organizatsionno-ekonomicheskoe modelirovanie: uchebnik v 3 chastyakh. Ch.2: Ekspertnye otsenki [Organizational and economic modeling. Textbook in 3 parts. Part.2: Expert assessments]. Moscow: MGTU im. N.E. Baumana; 2011. 486 p. (In Russian).
  5. Siburina T.A., Knyazev A.A., Lokhtina L.K., Miroshnikova Yu.V. Bazovaya metodologiya i praktika reytingovykh otsenok v zdravookhranenii. [Basic methodology and practice of rating assessments in health care]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2012 [cited 2016 Feb 12]; 5(27). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/427/lang, ru/ (In Russian).
  6. Tarasenko E.A. Reytingi uchrezhdeniy zdravookhraneniya kak instrument nezavisimoy otsenki kachestva meditsinskikh uslug [Ratings of healthcare institutions as a tool of an independent assessment of medical service quality]. Zdravookhranenie 2014; (1):68-74. (In Russian).
  7. Khayrullina I.S. Vybor tipov uchrezhdeniy zdravookhraneniya: obosnovanie, vozmozhnosti i ugrozy [Choice of types of healthcare institutions: justification, opportunities and threats]. Menedzher zdravookhraneniya 2010;(10):41-51. (In Russian).
  8. Chavpetsov V.F. Karachevtseva M.A., Mikhaylov S.M., Pakhomov A.V., Bogushevich N.M., Gurinov P.V. Opredelenie reytingov uchrezhdeniy zdravookhraneniya i rayonov Sankt-Peterburga na osnovanii rezul'tatov deyatel'nosti po upravleniyu kachestvom meditsinskoy pomoshchi. Metodicheskie rekomendatsii [Definition of ratings of healthcare institutions and districts of St. Petersburg on the basis of results of activities for quality management in health care. Guidelines]. Menedzhment kachestva v sfere zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya 2011;4(10):141-148. (In Russian).
  9. Shigan E.N. Metody prognozirovaniya i modelirovaniya v sotsial'no-gigienicheskikh issledovaniyakh [Methods of forecasting and modeling in social and hygienic researches]. Moscow: Meditsina; 1986. 208р. (In Russian).

Дата поступления: 17.03.16


Просмотров: 11996

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 08.07.2016 г. )
След. »
home contact search contact search