ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ГЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
30.06.2016 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2016-49-3-9
PRIORITY DIRECTIONS IN TRAINING CHIEF PHYSICIANS OF MEDICAL ORGANIZATIONS Контактное лицо: Мирошникова Юлия Вячеславовна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script . Contacts: Yuliya V. Miroshnikova, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script . Резюме Актуальность. Качество состава и эффективность работы управленческих кадров в системе здравоохранения в значительной степени определяется состоянием отраслевой системы управления, которая формирует тот тип руководителя, который в наибольшей степени соответствует ее организации. В период интенсивных преобразований в здравоохранении резко возрастают требования к квалификации руководящих кадров, их личностному составу и уровню подготовки в области управления. Цель работы. Разработать приоритетные направления в обучении главных врачей медицинских организаций. Сформировать модель обучения руководителя с учетом требований, предъявляемых к уровню необходимых для данной должности знаний, умений и навыков. Методы: аналитический, социологический, математической статистики, методы экспертных оценок. Результаты. Развитие учебного процесса в системе дополнительного образования руководителей с переходом на индивидуальные планы, широкое использование самообразования, модульные системы обучения ставят задачи обеспечения подготовки руководителя с учетом требований занимаемой должности в конкретном учреждении (должностной модели). Этот подход приобретает особую значимость в условиях отсутствия четко обозначенных компетентностей, необходимых руководителю для выполнения возложенных на него задач при огромном разнообразии предлагаемых характеристик, отражающих в большей степени представления авторов, а не реально сложившиеся условия работы. Заключение. В статье сделана попытка сформировать модель обучения руководителя с учетом требований, предъявляемых к уровню необходимых для данной должности знаний, умений и навыков. Ключевые слова: модель обучения; компетентностный подход; знания и умения, востребованные главными врачами. Abstract Significance. Quality of structure and overall performance of managerial staff in the healthcare system is substantially defined by condition of the sectoral management system which develops the type of manager that most corresponds to its organization. Within the context of intensive transformations in healthcare requirements to qualification of the managerial staff, their personal composition and level of training in management significantly increase. Purpose: To develop priority directions in training chief physicians of medical organizations. To create a manager’s training model to meet requirements related to necessary competency, knowledge and skills. Methods. Analytical, sociological, mathematical statistics, methods of expert review. Results. Development of the educational process within the system of additional training of managers with transition to individual plans, extensive use of self-education, and modular systems of training require managers’ training to meet requirements for certain position in a particular facility (position model). Lack of clearly defined skills that a manager needs to implement the assigned duties gives this approach a special importance against the background of a wide variety of suggested characteristics reflecting authors’ perceptions rather than actual work environment. Conclusion. The article attempts to create a manager’s training model to meet requirements related to competency, knowledge and skills for a particular position. Keywords: training model; competence-based approach; knowledge and skills needed by chief physicians. Введение В условиях интенсивных преобразований в здравоохранении проблема подготовки руководящих кадров приобретает особую остроту. Существенно возрастает уровень требований к руководителям, их способностям и умениям в плане организации работы коллектива на решение конкретных задач по повышению качества и эффективности деятельности медицинской организации. Традиционно сложилось в отрасли, что руководящие должности занимают высококлассные профильные специалисты, добившиеся больших успехов в области медицины, но не имеющие основательной базовой подготовки по экономике и управлению. Во многом, это положение обусловлено отсутствием существенных изменений в системе отраслевого управления, которой свойственны иерархичность, бюрократизированность, монополизм ведомства, многоуровневость управления, строгое подчинение вышестоящим звеньям, консервативность и др. [1]. Этой системе нужен определенный тип руководителя, который и формировался на протяжении десятилетий. В то же время теория управления, активно развивающаяся во всем мире в последние десятилетия, располагает арсеналом научных знаний, необходимых руководителям разного уровня. В меняющихся условиях все больше приходит понимание того, что руководитель - это не только должность, но и особая профессия, которая требует определенных качеств и профессиональной подготовки [5]. Руководитель, выполняя основные управленческие функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль деятельности подчиненных и организации в целом, выступает в системе общественного производства как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Поэтому в настоящее время вопрос отбора и обучения руководителей в здравоохранении стоит наиболее остро. Цель исследования: Разработать приоритетные направления в обучении главных врачей медицинских организаций. Сформировать модель обучения руководителя с учетом требований, предъявляемых к уровню необходимых для данной должности знаний, умений и навыков. Материалы и методы: В исследовании применялись следующие методы: аналитический, социологический, математическая статистика, методы экспертных оценок. Проведен опрос главных врачей медицинских организаций системы Федерального медико-биологического агентства Минздрава России (ФМБА) с помощью анкеты, включающей вопросы относительно требований, предъявляемых к руководителям конкретных учреждений с учетом состава базовых функций, сложностей в их выполнении (требования дополнительных компетенций), комплекса самостоятельно принимаемых решений и требуемых для этого знаний и умений, необходимых дополнительных компетенций для повышения эффективности работы организации, состав требуемых от руководителя компетентностей и реального ощущаемого руководителями дефицита знаний. Результаты и их обсуждение, В первой части исследования при изучении литературы стало ясно, что четкости в определении параметров для обучения руководителей в здравоохранении нет, т.к. диапазон характеристик, объединяемых в эти понятия достаточно широк, а перечень подходов к их группировке разнообразен. Так, в результате исследований, проведенных в России [1, 3, 4, 6, 7], было получено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности. Они были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые навыки, умения и качества, присущие руководителям, имеющим высокие показатели. Учитывая отсутствие четко разработанных критериев характеристики управленческих компетентностей руководителей медицинских организаций, а также реально существующий уровень отраслевого управления, считаем целесообразным в качестве методологического подхода к обоснованию направлений обучения управленческих кадров предложить три основных компонента:
Вторая часть исследования среди участников фокус-группы – главных врачей медицинских организаций ФМБА позволила обосновать основные приоритеты подготовки руководителей этого уровня с учетом сегодняшних требований и перспективных направлений развития системы управления в здравоохранении. В основе лежало заполнение анкеты, включающей вопросы относительно требований, предъявляемых к руководителям конкретных учреждений. Приоритетными считались компетентности, на необходимость которых указали более 50% руководителей. Группировка полученных ответов позволила сформировать следующие основные блоки дополнительно требуемых знаний и компетентностей, которые следует учитывать при обучении руководителей:
Первые три ранговых места (наивысшая значимость) занимают профессиональные компетентности, связанные с медицинской деятельностью и необходимые для активного участия в лечебно-диагностическом процессе, формирование лидерских качеств и овладение знаниями и навыками в области управления персоналом. Раскрытия направлений обучения каждого из блоков с учетом приоритетности востребованности их главными врачами представлены в табл. 1. Таблица 1 Потребности главных врачей по направлениям дополнительного обучения, структурированных по значимости внутри блоков
Анализ представленных востребованных главными врачами компетентностей показал, что главные врачи медицинских организаций сохраняют и поддерживают на должном уровне свой статус профильного специалиста, участвуя лично в лечебно-диагностическом процессе, что поддерживает их достаточно высокую потребность в получении знаний и навыков в области новых медицинских технологий. Что касается личностных компетентностей и их формирования, то наличие определенных черт характера должно учитываться на этапе отбора кандидатов на руководящие должности. Учитывая выход значимости формирования личностных качеств на второе место в структуре модели обучения, можно сделать вывод о недостаточном внимании кадровых служб ведомства к профессиональному отбору и своевременной подготовке руководителей. Учитывая длительный период, необходимый для формирования качественных характеристик, то вопросы воспитания руководителей должны более полно реализовываться на этапе подготовки резерва руководящих кадров и стать основой для проведения соответствующих тренингов. Для лиц, занявших должности руководителей помимо тренингов, значительную роль приобретают способы самовоспитания и самокоррекции отдельных личностных характеристик. Потребность знаний по управлению персоналом обусловлена спецификой управленческой работы главных врачей, основным предметом труда которых являются работники организации, а организационно-социальная функция – ведущей в структуре управленческой деятельности. Среди различных видов управления, вошедших в классификацию, превалирующую роль занимает общее управление, обеспечивающее реализацию базовых функций, связанных с текущим планированием и организацией реализации планов, аналитической деятельностью по оценке эффективности работы подразделений, координацией их деятельности, контролем качества работы специалистов. Сохраняется высокая значимость экономических методов управления медицинской организацией и высокая потребность руководителей в их использовании. Осознание необходимости обеспечения развития организации выражается в высокой потребности руководителей в знании и навыках стратегического и инновационного менеджмента при явном превалировании потребности в методах изучения и внедрения передового опыта работы учреждений соответствующего типа. Вопросы финансирования учреждения, необходимость знаний в области финансового учета повышают заинтересованность главных врачей в освоении положений финансового менеджмента, требуют понимания взаимодействия со страховыми организациями. Владение методами делового общения, знание современных коммуникативных технологий, приобретение навыков ведения переговоров очень важны для руководителей в целях эффективного взаимодействия с работниками вышестоящих органов отраслевого управления и властными структурами территориального уровня. Необходимость компетенций в осуществлении хозяйственной деятельности в основном касается организации и осуществления закупок оборудования, лекарственных препаратов, расходных материалов. Принадлежность медицинских организаций к государственной системе здравоохранения и сложившаяся специфика централизации управления и слабость развития рыночных механизмов отразились на низкой востребованности развития компетентностей по вопросам конкурентоспособности учреждений и способах ее наращивания, более полном в рамках социального маркетинга учете потребностей населения, организации работы в рамках добровольного медицинского страхования, платных медицинских услуг, тарификации стоимости услуг и способах снижения издержек производства, использования основ корпоративного менеджмента в управлении работой филиалов, повышения управленческой самостоятельности главных врачей и т.п. Вместе с тем, подавляющее большинство главных врачей (свыше 70%) не испытывают дефицита знаний и умений в области управления. Только четверть опрошенных указала на недостаточность компетенций в области взаимодействия с вышестоящими инстанциями, организациями системы ОМС, бухгалтерскими службами, а также по вопросам обслуживания техники и финансового обеспечения учреждения. Менее чем 20% главных врачей не владеют в достаточном объеме знаниями и умениями в вопросах внедрения новых медицинских технологий, организации закупок, стратегическом анализе и планировании, методах стимулирования персонала, что должно учитываться при формировании индивидуальных планов повышения квалификации и обеспечиваться инструментами модульного обучения или программами для самообразования. Основными формами получения новых знаний и формирования навыков и умений для подавляющего большинства главных врачей (в 70,6% случаев) является внутриведомственная (ФМБА) система дополнительного образования, в значительно меньшей степени (в 41,25%) - внутриотраслевая система, а также самообразование. Высокая значимость ведомственной системы в обучении руководящего состава предъявляет к ее организации значительные требования по подготовке программ, ориентированных на потребности и интересы главных врачей медицинских организаций с учетом их реальных и перспективных потребностей, в поиске организационных форм обучения, в наибольшей степени соответствующих современным представлениям и технологиям организации учебного процесса. В этом плане особую роль играет создание учебных центров при крупных учреждениях здравоохранения, работающих на основании партнерских отношений с соответствующими организациями дополнительного образования. С целью обеспечения доступности различных форм обучения, особенно в случае его сочетания с основной деятельностью, целесообразно уделить внимание оптимизации структуры рабочего времени главных врачей. Так, каждый третий считает, что не располагает достаточным временем для работы с персоналом, для аналитической работы и не может уделять должного внимания вопросам управления, а каждый четвертый - нуждается в большем времени для повышения квалификации. В связи с этим положением целесообразно в структуре рабочего времени главного врача выделить время для самостоятельной работы, которое должно составлять не менее 10-20% [2] и быть регламентировано должностной инструкцией, которая утверждается в органе ведомственного управления медицинской службой (ФМБА). Выводы:
Библиография
References
Дата поступления: 17.03.16 Просмотров: 11205
Добавить комментарий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 08.07.2016 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|