О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Вниманию авторов!
Плата с авторов за публикацию рукописей не взимается

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0.710.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

DOI присваивается всем научным статьям, публикуемым в журнале, безвозмездно. 
Главная arrow Архив номеров arrow №2 2017 (54) arrow СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗРАСТ-АССОЦИИРОВАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗРАСТ-АССОЦИИРОВАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Печать
19.05.2017 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2017-54-2-3

Жабоева С.Л.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, Казань

COMPARATIVE PERFORMANCE ANALYSIS OF STATE AND PRIVATE MEDICAL ORGANIZATIONS WHILE IMPLEMENTING PROGRAMS ON PREVENTION OF AGE-SPECIFIC DISEASES
Zhaboeva S.L.

Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan

Контактная информация: Жабоева Светлана Леоновна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Svetlana L. Zhaboeva, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about author:
Zhaboyeva S.L., http://orcid.org/0000-0001-8739-9437
Acknowledgments.The study had no sponsorship.
Conflct of interests. The authors declare no conflict of interest.

Резюме. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых путей решения имеющихся медико-социальных проблем: снижение уровня здоровья и постарение населения, рост социально-значимой патологии и преждевременной смертности в трудоспособном возрасте. В свете происходящих изменений, одним из способов, призванных изменить сложившуюся ситуацию, является активное внедрение в здравоохранение «здоровьецентрической» парадигмы и концепции «единая профилактическая среда» – смещение акцента на проведение программам профилактической направленности. Поэтому, целью работы являлось проведение сравнительной оценки деятельности государственных и частных медицинских организаций при реализации профилактических программ людям пожилого и старческого возраста.

Методы: проведено выборочное исследование показателей обращаемости взрослого населения за амбулаторно-поликлинической помощью в государственные и негосударственные медицинские организации за период с 2009 по 2014 годы. Методом экспертных оценок проведён сравнительный анализ реализуемых профилактических технологий. Основные результаты работы: анализ показал стабильно низкий уровень обращений населения за профилактической помощью в государственные медицинские организации при наблюдающемся росте обращений в негосударственные медицинские учреждения и достоверно более высокой доле профилактических обращений за период изучения (2000-2014 гг..). При этом, по данным экспертных оценок в государственных медицинских организациях имеется дефицит материально-технических и финансовых, временных и кадровых ресурсов, а также наличие дефектов в организации и управлении. Основные выводы: оптимальная организация рабочего времени специалистов и сервисная составляющая явились основными факторами, определяющими приоритет обращений пациентов в негосударственные медицинские организации. Врачи негосударственных медицинских организаций уделяют больше времени лечебно-диагностической работе и профилактическому консультированию. Негосударственным медицинским организациям в большей степени присуща возможность роста объёмов оказания профилактической помощи взрослому населению. Это даёт основание развивать программы персонифицированной профилактики на базе негосударственных медицинских организаций, интегрируя их в программы популяционной профилактики.

Ключевые слова: оценка деятельности медицинских организаций; профилактические программы; стратегия развития; материально-техническая база; квалифицированные кадры.

Abstract. The study is substantiated by the necessity to find new solutions for the existing medical and social problems: health deterioration and population aging, rise in socially important pathologies and premature mortality in working ages.

Against the background of ongoing transformations one of the ways to change current situation is active implementation of the “health centered” paradigm and a concept of “universal preventive environment” in health care, shifting accents to preventive programs.

The study purpose was to conduct a comparative performance evaluation of state and private medical facilities while implementing preventive programs in the elderly and old ages.

Methods: sampling study of outpatient adult care seeking in state and private medical facilities in 2009-2014. Comparative analysis of the existing preventive technologies was implemented based on expert appraisal.

The study results. The analysis showed consistently low level of preventive care seeking in state medical facilities versus increased visits to private medical facilities with significantly higher share of preventive visits in private medical facilities over the period under study (2000-2014).

According to expert appraisal state medical facilities struggle through deficient financial, time and human resources as well as organizational and managerial defects.

Conclusions: optimal arrangement of working hours of specialists and service component turned out to be major factors affecting patients’ choice of private medical facilities.

Physicians of private medical facilities spend more time on diagnostics, treatment and preventive counseling.

Private medical facilities are more likely to increase preventive care delivery to adult population. This gives grounds for developing personified prevention at private medical facilities integrating them into population preventive programs.

Keywords: performance evaluation of medical facilities; preventive programs; development strategy; material and technical resources; qualified personnel.

Введение

Основным приоритетом государственной политики Российской Федерации на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья населения путём повышения качества и доступности оказания медицинской помощи, популяризацией здорового образа жизни и акцентуацией на профилактике заболеваний [1;4;8;7;13]. Особенно это касается лиц пожилого и старческого возраста, т.к. в соответствии с прогнозами ООН, к 2050 году численность населения в мире в возрасте 60 лет и старше увеличится до 2 миллиардов, что составит более 1/5 мирового населения, а в ряде стран, к которым относится и Россия, удельный вес таких людей достигнет 35% [11; 13]. В настоящее время, основой гериатрической помощи является концепция предупреждения старческой астении, саркопении (возрастное снижение мышечной массы и силы), мальнутриции (дефицит питания и потеря массы тела), когнитивных расстройств, синдрома гипомобильности (ограничения передвижения), синдрома вынужденного длительного пребывания в постели, синдрома падений, синдрома нарушений сна и борьба с их последствиями [2; 3; 6; 10]. К сожалению, специалисты, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, включающую профилактические осмотры и диспансеризацию, мало информированы о методах диагностики, профилактики и реабилитации возраст-ассоциированных синдромов [5; 11-13]. Поэтому, назрела необходимость как в изменении подходов при оказании услуг данной категории граждан, в так и подготовке специалистов, что позволит одновременно повысить и результативность медицинской помощи, и качество жизни людей пожилого и старческого возраста. На сегодняшний день нет утвержденных критериев оценки качества профилактической помощи лицам, имеющим первые признаки возраст-ассоциированных заболеваний. Первым шагом для решения данной проблемы является проведение сравнительной оценки деятельности государственных и частных медицинских организаций по реализации профилактических программ людям пожилого и старческого возраста, что и явилось целью нашей работы.

Методы

За период с 2009 по 2014 годы были изучены показатели обращаемости взрослого населения за амбулаторно-поликлинической помощью в государственные (в выборку вошли амбулаторно-поликлинические учреждения города Казани: Государственное автономное учреждение здравоохранения (далее ГАУЗ) «Городская поликлиника №1», ГАУЗ «Городская поликлиника №6», ГАУЗ «Городская поликлиника №18») и негосударственные медицинские организации, ведущие амбулаторно-поликлинический прием («Клиника молодости и красоты», «Поликлиника-Спасение», Медицинский центр «Здоровье семьи»). При помощи метода экспертных оценок был проведен анализ организации профессиональной деятельности врачей государственных и частных организаций здравоохранения: изучен объем и своевременность обследования пациентов, объемы выполнения лечебно-оздоровительных мероприятий в рамках реализации профилактических программ возраст-ассоциированных заболеваний. Также изучены характеристики сервисной составляющей деятельности врачей по критериям: очередь на прием (в днях), время ожидания приема в поликлинике (в мин.), время приема 1 пациента (в мин.) (при этом использовали хронометраж рабочего времени врачей, данные регистратур), удовлетворенность пациентов сервисной составляющей по 10-балльной визуальной аналоговой шкале. Кроме того, была изучена структура затрат рабочего времени врачей государственных и частных медицинских организаций при работе с пациентами. Процедура экспертной оценки включала в себя: знакомство эксперта с инструкцией (в которой указывалась цель исследования и порядок работы) и заполнение предварительно составленной карты экспертной оценки. Обработка результатов осуществлялась по стандартной схеме: по каждому оцениваемому экспертами показателю был рассчитан коэффициент согласованности (методом конкордации с определением коэффициента Кендалла, W) и его статистическая значимость. При формировании группы экспертов был использован комбинированный метод (включающий самооценку и оценку отклонения от среднего значения), так же была оценена профессиональная и квалиметрическая компетентность каждого эксперта. В исследовании приняли участие 17 экспертов, в качестве которых выступали руководители республиканских медицинских организаций, профессорско-преподавательский состав Казанского государственного медицинского университета, главные внештатные специалисты Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Результаты

Проведённый анализ данных обращаемости показал, что число обратившихся в государственные амбулаторно-поликлинические учреждения (далее АПУ) имеет незначительные колебания с достоверной тенденцией роста (R²=0,79, р≤0,05) за изучаемый период 2009-2014 годы (табл.1). Проведённые нами расчеты прогноза обращений до 2017 года показывают сохранение имеющихся тенденций. Уровень профилактических обращений в государственных учреждениях при этом остается без достоверных изменений (R²=0,24; р>0,05). Прогностические показатели также отражают несущественное колебание показателя в пределах средней арифметической ошибки. Анализ обращений в негосударственные многопрофильные медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, показал достоверную тенденцию роста (R²=0,98, р≤0,001). Прогностические показатели при полиноминальном уравнении множественной регрессии указывают на имеющуюся тенденцию (y=-441,07x2+5892,7x+15427, R²=0,98; р≤0,001) роста. Сравнения расчетного (40225 человек) и фактического (41016 человек) показателя в 2015 году доказывают достоверность роста обращений в негосударственные многопрофильные медицинские организации за амбулаторно-поликлинической помощью.

Полученные данные при анализе профилактических обращений и негосударственные медицинские организации также свидетельствуют о росте. Прогностический расчетный показатель на 2017 год по сравнению с показателем 2009 года имеет вероятность роста на 120% (y=36,571x2+389,37x+3772, R²=0,96; р≤0,001) при условии сохранения всех учтенных факторов на момент проведения прогнозирования.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют об отрицательной динамике обращений с профилактической целью в государственные медицинские организации, при этом наблюдается достоверный рост обращений в коммерческие медицинские учреждения.

Таблица 1

Количество обращений взрослого населения в медицинские организации (абс. чел.) а 7-летний период 2009-2015 годы и прогноз до 2017 года по данным выборочного исследования амбулаторно-поликлинических учреждений г.Казани).

Тип медицинской организации 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 прогноз/факт Тенденция, уро-вень значимости 2016 прогноз

2017 прогноз
Государственные* АПУ (всего обращений) 154544 156033 155872 156912 155716 156325 156164,4 / 156448 y = -297,79x2 + 2109x + 152764 R² = 0,79 156112,4 155866,8
Государственные АПУ (обращений с профилактической целью) 24890 25103 24888 26012 24992 25207 25125 / 25298 y = -80,5x2 + 594,3x + 24280 R² = 0,24 25585,7 25416,6
Негосударственные** медицинские организации (всего обращений, без учета ОМС) 21085 24680 30200 31289 34012 37023 40225 / 41016 y = -441,07x2 + 5892,7x + 15427 R² = 0,98 42431,7 45604,4
Негосударственные медицинские организации (профилактические обращения, без учета ОМС) 4122 4934 5014 6018 6624 6997 7773 / 7234 y = 36,571x2 + 389,37x + 3772 R² = 0,96 8519,1 9065,5

* ГАУЗ «Городская поликлиника №1», ГАУЗ «Городская поликлиника №6», ГАУЗ «Городская поликлиника №18»
**«Клиника молодости и красоты», «Поликлиника – Спасение», Медицинский центр «Здоровье семьи»

В ходе проведения медико-организационного анализа медицинской документации экспертами была проведена оценка качества выполнения врачами государственных и негосударственных медицинских организаций опроса и осмотра пациентов при реализации программ первичной и вторичной профилактики (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная оценка качества выполнения врачами государственных амбулаторно-поликлинических учреждений и частных медицинских организаций опроса и осмотра пациентов при реализации профилактиктических программ (по данным экспертных оценок 9-ти экспертов, коэффициент конкордации 0,79), в %

Компонент опроса Государственные медицинские организации Негосударственные медицинские организации
(N= 1412) (N= 1359)
Выявление жалоб 92,4±0,5 94,5±0,38
Наследственный анамнез 53,1±1,76* 88,6±0,74*
Аллергологический анамнез 48,2±1,77* 78,2±0,55*
Выяснение перенесенных заболеваний 72,4±1,42* 91,8±0,55*
Выяснение данных о наличии имеющихся заболеваний 94,5±0,37 95,6±0,31
Выяснение данных о вредных привычках 55,0±1,75* 84,3±0,97*
Анализ образа жизни 32,2±1,55* 79,0±1,22*
Анализ трудовых условий 88,4±0,73 90,2±0,65
Анализ бытовых условий 32,2±1,55* 59,6±1,77*
осмотр пациентов (по данным экспертных оценок, в %)
Осмотр кожи и подкожно-жировой клетчатки 58,2±1,72* 87,2±0,82*
Оценка состояния лимфатических узлов 34,7±1,6* 59,4±1,77*
Осмотр полости рта 44,5±1,75* 78,2±1,25*
Оценка области щитовидной железы 32,8±1,56* 65,8±1,66*
Осмотр и пальпация молочных (грудных) желез 87,6±0,77 91,0±0,6
Перкуссия легких 22,4±1,23* 56,4±1,81*
Аускультация легких 91,6±0,54* 96,0±0,28*
Перкуссия сердца 18,2±1,05* 58,4±1,79*
Аускультация сердца 92,4±0,5* 98,0±0,14*
Измерение артериального давления 100,0 100,0
Пульсометрия 92,4±0,5 93,3±0,46
Пальпация желудка 34,3±1,6* 89,2±0,71*
Перкуссия печени 18,4±1,06* 78,4±1,25*
Пальпация печени 18,2±1,05* 89,5±0,69*
Пальпация кишечника 38,9±1,68* 99,2±0,06*
Оценка состояния вен нижних конечностей 20,0±1,13* 64,3±1,69*
Определение отеков 52,4±1,77* 82,8±1,05*
Перкуссия почек 88,4±0,73 90,1±0,66

* р≤0,05

Полученные в ходе экспертной оценки данные показали, что по таким параметрам как наследственный анамнез, аллергологический анамнез, выяснение перенесенных заболеваний, выяснение данных о вредных привычках, анализ образа жизни и анализ бытовых условий опрос был проведен в большем объеме врачами негосударственных медицинских организаций.

Так же имелись достоверные отличия по проведенному осмотру пациентов. Эти особенности обусловили достоверную разницу во времени приема одного пациента (в государственном АПУ - 9,1±0,4 мин, в негосударственной медицинской организации 25,4±3,1(p<0,05) – табл.3).

Таблица 3

Основные показатели сервисной составляющей работы врачей государственных и негосударственных медицинских организаций при реализации профилактиктических программ в сравнительном аспекте (по данным экспертных оценок 8-ми экспертов, коэффициент конкордации 0,87).

Показатель Государственные медицинские организации Негосударственные медицинские организации Критерий t; уровень зна-чимости р
N=211 N=201
Время приема 1 пациента (в мин.) 9,1±0,4 25,4±3,1 t=5,21; р≤0,001
Очередь на прием (в днях) 1,6±0,2 0,6±0,1 t=4,47; р≤0,01
Время ожидания приема в поликлинике (в мин.) 31,2±2,9 6,8±0,3 t=8,37; р≤0,001
Удовлетворенность пациентом сервисом по 10-ти балльной шкале 6,2±0,3 8,8±0,4 t=5,20; р≤0,001

Дополнительно было проведено сравнительное изучение характеристик сервисной составляющей работы врачей государственных и частных медицинских организациях: хронометраж нахождения пациента в очереди и удовлетворенность пациента сервисом при получении медицинской услуги Анализ полученных данных показал, что очередь на прием в государственных медицинских организациях составила 1,6±0,2 дня, в негосударственных - 0,6±0,1 дня, (p<0,05); время ожидания приема в поликлинике, соответственно, 31,2±2,9 мин. и 6,8±0,3 мин. (p<0,05).

При этом удовлетворенность пациента сервисной составляющей (в баллах по 10-балльной) составила для государственных 6,2±0,3 баллов, для частных медицинских организаций 8,8±0,4 баллов (p<0,05).

Кроме того, перед экспертами была поставлена задача проанализировать структуру затрат рабочего времени врачей при оказании профилактической помощи (таблица 4).

Таблица 4

Структура затрат рабочего времени врачей государственных и частных медицинских организаций при реализации профилактиктических программ (по данным экспертных оценок 9-ти экспертов, коэффициент конкордации 0,84), в %

Вид деятельности Государственные медицинские организации Негосударственные медицинские организации
Лечебно-диагностическая работа 42,2* 58,4*
Анамнез 15,9 16,4
Оформление медицинской документации 30,0* 11,4*
Профилактическое консультирование 2,5* 10,4*
Участие в прочих мероприятиях (совещания и т.д.) 7,2* 0,6*
Перерывы 2,2 2,8
Итого 100,0 100,0

* р≤0,05

В государственных АПУ лечебно-диагностической работе и профилактическому консультированию уделяется достоверно меньше времени, что приводит к низкой удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи. При этом, очередь на прием и время ожидания приема в очереди в государственных медицинских организациях по-прежнему остаётся высоким.

На заключительном этапе была проведена экспертная оценка эффективности управления медицинскими организациями, что позволило оценить вероятность роста или снижения объёмов проводимых профилактических программ в государственных и негосударственных амбулаторно-поликлинических учреждениях. Экспертам предлагалось оценить материально-техническую базу, медицинское оборудование, кадры, объем выполняемой работы, перспективы развития профилактических технологий (табл. 5). Сравнительный анализ полученных средних значений экспертных оценок не выявил различий между государственными и негосударственными медицинскими организациями по двум критерием «Обеспечение медицинским оборудованием» (государственные АПУ, Хср.=6,47 баллов; негосударственные МО, Хср.=6,93 баллов, р>0,05) и «Конкурентоспособность медицинской организации» (государственные АПУ, Хср.=7,03 баллов; негосударственные МО, Хср.=7,00 баллов, р>0,05).

Таблица 5

Сравнительная характеристика экспертных оценок управления ресурсами государственных амбулаторно-поликлинических учреждений и негосударственных медицинских организаций при реализации программ профилактики.

Критерий оценки Средняя оценка (Хср.) Значи-
мость Р
государственных АПУ негосударственных медицинских организаций
1 Материально-техническая база 6,19 7,24 <0,05
2 Обеспечение медицинским оборудованием 6,47 6,93 >0,05
3 Обеспечение кадрами и их квалификация 7,04 6,79 <0,05
4 Объёмы профилактической помощи 7,43 7,88 <0,05
5 Результаты деятельности медицинской организации (по показателям стратегии развития) 7,06 7,74 <0,05
6 Развитие профилактических технологий в медицинской организации 6,41 7,18 <0,05
7 Конкурентоспособность медицинской организации 7,03 7,00 >0,05
8 Общая интегральная оценка 6,8 (0,87*) 7,25 (0,79*)  

* коэффициент конкордации

Экспертная оценка показала, что возможность оказания профилактической помощи достоверно выше оценивается в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными АПУ (Хср.=7,88 баллов в негосударственных медицинских организациях и Хср.=7,43 баллов в государственных АПУ; р≤0,05) так же как и развитие профилактических технологий в медицинской организации (Хср.= 7,18 баллов и Хср.= 6,41 баллов соответственно; р≤0,05). По мнению экспертов, это происходит в основном за счет: результатов деятельности медицинской организации по показателям стратегии развития (Хср.=7,74 баллов в негосударственных медицинских организациях и Хср.=7,06 баллов в государственных АПУ; р≤0,05); материально-технической базы (Хср.=7,24 баллов в негосударственных медицинских организациях и Хср.=6,19 баллов в государственных АПУ; р≤0,05) и обеспеченности кадрами и их квалификации (Хср.= 6,79 баллов и Хср.= 7,04 баллов соответственно; р≤0,05) и таким образом может способствовать увеличению объёмов проводимых профилактических программ в негосударственных медицинских организациях.

Обсуждение

Таким образом, необходимость соблюдения требований приказа Минздрава РФ № 290н «О нормах времени амбулаторного приема» от 02.06.2015 года врачами государственных медицинских организаций привела к тому, что в государственных АПУ лечебно-диагностической работе и профилактическому консультированию уделяется достоверно меньше времени, что приводит к низкой удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи. При этом, очередь на прием и время ожидания приема в очереди в государственных медицинских организациях по-прежнему остается высоким.

Выводы

Оценка эффективности управления медицинскими организациями (по данным экспертных оценок) показала, что возможность реализации профилактических программ в государственных медицинских организациях оценивается достоверно ниже, по сравнению с негосударственными медицинскими организациями. Это связано с тем, что в государственных медицинских организациях имеется дефицит материально-технических и финансовых, временных и кадровых ресурсов, а так же наличие дефектов в организации и управлении. Эти факторы обусловили стабильно низкий уровень обращений населения за профилактической помощью в государственные медицинские организации показал при наблюдающемся росте обращений в негосударственные медицинские учреждения и достоверно более высокой доле профилактических обращений за период изучения (2000-2014 гг..). Факторами, определяющими приоритет обращений пациентов в негосударственные медицинские организации, явились: оптимальная организация рабочего времени специалистов и сервисная составляющая. Это дает основание развивать программы персонифицированной профилактики на базе негосударственных медицинских организаций, интегрируя их в программы популяционной профилактики.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Библиография

  1. Андреева О.В., Саитгареева А.А., Бударин С.С., Волкова О.А. К вопросу оценки качества управления ресурсами. Общественное здоровье и здравоохранение 2015; (2):50-56.
  2. Арпентьева (Минигалиева) М.Р. Когнитивные функции и нарушения в развитии этих функций у пожилых людей. Успехи геронтологии 2015; 28 (1):189-194.
  3. Безденежных А.В., Сумин А.Н. Саркопения: распространенность, выявление и клиническое значение. Клиническая медицина 2012; (10):16-23.
  4. Вафин А.Ю., Хайруллин И.И. К вопросу о повышении эффективности деятельности медицинской организации. Общественное здоровье и здравоохранение 2015; (1):67-76.
  5. Денисов И.Н., Куницына Н.М., Прощаев К.И., Фесенко В.В., Варавина Л.Ю, Фесенко Э.В., Люцко В.В. Особенности медико-социальной эффективности медицинской помощи пожилым людям в государственных и частных учреждения здравоохранения Современные проблемы науки и образования 2012; (4): 79 [Интернет]. URL: https://science-education.ru/pdf/2012/4/6912.pdf (Дата обращения 10.02.2017).
  6. Кичатая О., Матевосян С., Курило И., Порунова Т., Бочарова К., Губарев Ю. Мальнутриция и другие гериатрические синдромы. Врач 2015; (6): 38-40,
  7. Мороз И.Н. Физический и психологический компоненты здоровья пожилых и их удовлетворенность оказанием медико-социальной помощи. Успехи геронтологии 2014; 27 (4): 678-683.
  8. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Татарстан. Проблемы. Пути решения. Коллегия Министерства здравоохранения Республики Татарстан [Интернет]. URL: http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/doklad.htm?page=3&pub_id=202075/ (Дата обращения 13.10.2016).
  9. Прощаев К.И., Ильницкий А.Н., Паникар В.И., Фесенко В.В., Кривецкий В.В., Варавина Л.Ю., и др. Клиническая эпидемиология синдрома нарушений передвижения у людей старческого возраста. Фундаментальные исследования 2012; (7-2): 381-384.
  10. Саидов С.С., Дубынина Е.И., Ткачёв П.В. Гипомобильность и распространенность основных гериатрических синдромов с позиции медико-социальной помощи. Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии 2014; (3): 27-31.
  11. Трифонова Н.Ю., Ткачёв П.В. Характеристика компонентов качества гериатрической помощи в учреждениях различной формы собственности. Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии 2015; (1): 50-53.
  12. Frailty in Older Adults-Early Identification and Management. British Columbia Ministry of Health. [Интернет] http://www2.gov.bc.ca/assets/gov/health/practitioner-pro/bc-guidelines/frailty_fullguideline_2015.pdf (Дата обращения 10.02.2017).
  13. Robinson S.M., Jameson K.A., H. E. Syddall MSc H.E., Dennison E.M., Cooper C., Sayer, A.A. Clustering of Lifestyle Risk Factors and Poor Physical Function in Older Adults: The Hertfordshire Cohort Study. Journal of the American Geriatrics Society 2013; 61 (10):1684-1691.
  14. World population ageing 1950–2050. Executive Summary. New York: United Nations population Division. 2001. 46 р. [Интернет] URL: http://www.un.org/esa/population/publications/worldageing19502050/ (Дата обращения 01.02.2016).

References.


  1. Andreeva O.V., Saitgareeva A.A., Budarin S.S., Volkova O.A. K voprosu otsenki kachestva upravleniya resursami [To the issue of assessing the quality of resource management]. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie 2015; (2):50-56. (In Russian).
  2. Arpent'eva (Minigalieva) M.R. Kognitivnye funktsii i narusheniya v razvitii etikh funktsiy u pozhilykh lyudey [Cognitive functions and disorders in the development of these functions in the elderly]. Uspekhi gerontologii 2015; 28 (1):189-194. (In Russian).
  3. Bezdenezhnykh A.V., Sumin A.N. Sarkopeniya: rasprostranennost', vyyavlenie i klinicheskoe znachenie [Sarcopenia: prevalence, detection and clinical significance]. Klinicheskaya meditsina 2012; (10):16-23. (In Russian).
  4. Vafin A.Yu., Khayrullin I.I. K voprosu o povyshenii effektivnosti deyatel'nosti meditsinskoy organizatsii [On the issue of improving the efficiency of health care facility]. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie 2015; (1):67-76. (In Russian).
  5. Denisov I.N., Kunitsyna N.M., Proshchaev K.I., Fesenko V.V., Varavina L.Yu, Fesenko E.V., et al. Osobennosti mediko-sotsial'noy effektivnosti meditsinskoy pomoshchi pozhilym lyudyam v gosudarstvennykh i chastnykh uchrezhdeniya zdravookhraneniya [Features of medical and social efficiency of health care for the elderly provided in public and private health facilities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Online] 2012 [cited 2017 Feb 10]; (4): 79. Available from: https://science-education.ru/pdf/2012/4/6912.pdf. (In Russian).
  6. Kichataya O., Matevosyan S., Kurilo I., Porunova T., Bocharova K., Gubarev Yu. Mal'nutritsiya i drugie geriatricheskie sindromy [Malnutrition and other geriatric syndromes]. Vrach 2015; (6): 38-40. (In Russian).
  7. Moroz I.N. Fizicheskiy i psikhologicheskiy komponenty zdorov'ya pozhilykh i ikh udovletvorennost' okazaniem mediko-sotsial'noy pomoshchi [Physical and psychological components of the elderly’s health and their satisfaction with medical and social care]. Uspekhi gerontologii 2014; 27 (4):678-683. (In Russian).
  8. Organizatsiya okazaniya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi v Respublike Tatarstan. Problemy. Puti resheniya [Organization of primary health care in Republic of Tatarstan. Challenges. Ways of solution]. Kollegiya Ministerstva zdravookhraneniya Respubliki Tatarstan [Online] [cited 2016 Oct 13]. Available from: http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/doklad.htm?page =3&pub_id=202075/. (In Russian).
  9. Proshchaev K.I., Il'nitskiy A.N., Panikar V.I., Fesenko V.V., Krivetskiy V.V., Varavina L.Yu., et al. Klinicheskaya epidemiologiya sindroma narusheniy peredvizheniya u lyudey starcheskogo vozrasta [Clinical epidemiology of the syndrome of movement disorders in people of old ages]. Fundamental'nye issledovaniya 2012; (7-2):381-384. (In Russian).
  10. Saidov S.S., Dubynina E.I., Tkachev P.V. Gipomobil'nost' i rasprostranennost' osnovnykh geriatricheskikh sindromov s pozitsii mediko-sotsial'noy pomoshchi [Hypomobility and prevalence of the main geriatric syndromes from the position of medical and social care]. Vestnik Vserossiyskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noy ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoy industrii 2014; (3): 27-31. (In Russian).
  11. Trifonova N.Ju., Tkachjov P.V. Harakteristika komponentov kachestva geriatricheskoj pomoshhi v uchrezhdenijah razlichnoj formy sobstvennosti [Characteristics of the quality components of the geriatric care in various ownership facilities]. Vestnik Vserossiyskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noy ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoy industrii 2015; (1): 50-53. (In Russian).
  12. Frailty in Older Adults-Early Identification and Management. British Columbia Ministry of Health. [Online] [cited 2017 Feb 10]. Available from: http://www2.gov.bc.ca/assets/gov/health/practitioner-pro/bc-guidelines/frailty_fullguideline_2015.pdf.
  13. Robinson S.M., Jameson K.A., H. E. Syddall MSc H.E., Dennison E.M., Cooper C., Sayer, A.A. Clustering of Lifestyle Risk Factors and Poor Physical Function in Older Adults: The Hertfordshire Cohort Study. Journal of the American Geriatrics Society 2013; 61 (10):1684-1691.
  14. World population ageing 1950–2050. Executive Summary. New York: United Nations population Division. 2001. 46 р. [Online] [cited 2016 Feb 01]. Available from: http:// http://www.un.org/esa/population/publications/ worldageing19502050/

Дата поступления: 13.02.2017


Просмотров: 2999

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 09.06.2017 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search