ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР |
23.06.2017 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2017-55-3-4
Лохтина Л.К., Барскова Г.Н., Князев А.А., Ляшенко Т.С.
PERSONAL POTENTIAL WITHIN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-FULFILLMENT: SYSTEMATIC REVIEW Контактная информация: Лохтина Лариса Константиновна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Contacts: Larisa K. Lokhtina, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме. Актуальность. Настоящий обзор посвящён анализу возможностей профессионального совершенствования посредством развития личностного потенциала с помощью современных обучающих технологий. Цель обзора: анализ сложившейся ситуации с возможностями самореализации и развития личностного потенциала медицинских работников в контексте профессиональной деятельности. Методы: использован аналитический метод в сочетании с контент-анализом публикаций, отражающих теоретико-методологические взгляды и результаты эмпирических исследований по рассматриваемой проблеме. Для анализа были отобраны 60 (из 150) источников, представленных в виде электронных ресурсов и на бумажных носителях. Отбор произведен в зависимости от информативности и глубины раскрытия понятий, значимых для целей исследования. В работе использованы также данные собственного социологического исследования кадровых проблем медицинских работников. Результаты. Показано, что инструментами раскрытия индивидуального ресурсного многообразия являются личностные стратегии самореализации, базирующиеся на осознанной потребности, готовности и целенаправленной активности достижения профессионального мастерства. Рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на качественные характеристики профессиональной деятельности и личностного развития. В обобщённом виде представлены возможности использования оценочно-диагностического инструментария в оптимизации кадровой работы в трудовых коллективах. Выводы. Профессиональная самореализация предполагает наличие глубоко осознанной потребности и активности в достижении ориентиров развития. Индивидуальное личностно-профессиональное развитие и совершенствование должны стать объектом проектирования, эффективность которого во многом зависит от грамотно разработанных индивидуальных образовательных траекторий развития, позволяющих достичь реальных качественных изменений в процессе профессионализации. Эффективность самореализации обеспечивается полноценностью вклада собственных усилий в развитие, побуждающим воздействием со стороны руководства, предусматривающим персонификацию мотивирования к достижению намеченных целей, создание атмосферы делового сотрудничества, творчества и благожелательности в трудовом коллективе. Ключевые слова: кадровый потенциал; личностный потенциал; профессиональное совершенствование; самореализация; диагностика и оценка потенциала. Abstract. Significance. The review is devoted to the analysis of feasibility of professional improvement by means of developing personal potential with modern education technologies. The purpose is to analyze current situation with feasibility of self-fulfillment among medical workers within the context of their professional activity. Methods. The authors used analytical method in combination with content analysis of publications describing methodological approaches and results of empirical studies on the topic under study. 60 out of the total of 150 sources both in paper and electronic forms were selected for the analysis. The selection was based on informative value and depth of development of concepts relevant to the study. The authors also used data of the own social survey on staffing in healthcare. Results. The study showed that personal strategies of self-fulfillment based on the need recognition, readiness and focus on professional growth serve as instruments for fulfilling individual diverse potential. The authors descried external and internal factors affecting qualitative characteristics of professional activity and personal development. Possibilities of using the evaluation and diagnostic instrument to optimize staff management are generalized. Conclusions. Professional self-fulfillment implies deep recognition of the need and actions to achieve the development goals. Individual personal professional development and improvement should become the object of design. Its effectiveness depends on properly developed individual educational programs to ensure actual qualitative changes as a result of professional improvement. Effective self-fulfillment is based on committed personal efforts, management motivational efforts including personal motivation to achieving the set objectives, spirit of cooperation and goodwill and creativity in the labor collective. Keywords: workforce; personal potential; professional improvement; self-fulfillment; diagnostics and evaluation of potential. Введение. Достижение целей отраслевого и общественного развития ставит в разряд приоритетов оптимизацию управления кадровыми ресурсами, от качества которых зависит технологический прорыв в будущее. Усложняющиеся цели и задачи общественного развития порождают потребность в принципиальном обновлении кадровых ресурсов. Растет спрос на высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в непрерывном личностно-профессиональном совершенствовании. Формируется образ профессионала будущего, ориентированного на профессиональную успешность, конкурентоспособность [18, 42]. Приоритетными качествами специалиста завтрашнего дня станут разносторонняя компетентность, креативность, гармонизация интересов и личностных установок с требованиями профессионального долга; максимально полная самореализация, способность критически оценивать себя и управлять своим развитием [11, 36, 47]. Цель: анализ сложившейся в отрасли ситуации с возможностями самореализации и развития личностного потенциала медицинских работников в контексте профессиональной деятельности. Методы. Использован аналитический метод в сочетании с контент-анализом публикаций, отражающих теоретико-методологические взгляды и результаты эмпирических исследований по рассматриваемой проблеме. Для анализа были отобраны 60 (из 150) источников, представленных в виде электронных ресурсов и на бумажных носителях. Отбор произведен в зависимости от информативности и глубины раскрытия смыслосодержательных понятий, значимых для целей исследования. В рамках сопоставительного анализа использованы отдельные репрезентативные данные в форме результирующих показателей собственного социологического исследования кадровых проблем медицинских работников, проведенного в 2016 году с использованием анонимного опроса 900 врачей поликлинических и стационарных учреждений в 5 субъектах Российской Федерации по специально разработанной анкете, включающей блок вопросов, касающихся возможностей и условий профессиональной самореализации. Математическая обработка собственных данных проведена с помощью стандартного статистического пакета SPSS. Результаты. По результатам проведенного анализа следует отметить, что в условиях укореняющегося в социуме принципа конкурентоспособности требуется более глубокое познание потенциальных личностно-профессиональных возможностей медицинских кадров. Возрастает необходимость оценки перспективно востребованных резервов, способствующих повышению эффективности трудовой деятельности, реализации связанных с ней ожиданий. Оценка, развитие и использование личностно-профессионального потенциала как совокупности компетенций, наиболее значимых с позиций стратегического развития, должны стать основными инструментами управленческого воздействия как на индивидуальном, так и общественном уровнях [12, 55]. Профессионально целеустремленная личность крайне заинтересована в творческом самовыражении, максимальной самоотдаче накопленных знаний, умений, навыков, постоянном возобновлении их на новом уровне развития, заслуженном оценивании результатов деятельности, повышении своего статуса (социального и профессионального) [13, 44, 50]. Проведенный анализ подтвердил высокую значимость для личности оценки трудового вклада. Так, по результатам опросов медицинских работников, в среднем каждый десятый считает важным и значимым для себя признание личных заслуг, являющееся стимулирующим фактором активности в сфере самосовершенствования, прежде всего, профессионального [49]. Не менее высока заинтересованность руководителя организации в использовании потенциальных возможностей сотрудников, профессиональная деятельность которых, их уникальные качества, отношение к труду, коллективные взаимодействия и партнерские взаимоотношения самым положительным образом сказываются на достижении стратегических ориентиров развития, качестве предоставляемых услуг, имидже и конкурентоспособности организации [19, 24, 34]. Ресурсный потенциал всех и каждого члена коллектива находится под влиянием различных по многообразию и силе проявлений факторов, прежде всего, организационных и социально-психологических, на которые руководитель может и должен оказать регулирующее воздействие [44, 47]. В спектре способов такого воздействия можно отметить повышение собственной компетентности в руководстве, делегирование полномочий, принятие мер по улучшению условий труда, организации и оснащенности рабочих мест, предоставление сотрудникам большей свободы профессиональной деятельности в зависимости от наличия у них соответствующих компетенций [17, 20, 52]. Управляемыми со стороны руководства факторами мотивирующего развития являются также организационная культура, психологический климат, творческая атмосфера в коллективе [24, 25, 35, 46]. Результативность модернизации здравоохранения самым тесным образом связана с активизацией и концентрацией кадрового потенциала на стратегически значимых направлениях преобразований. От медицинских работников общество ожидает высокопрофессиональной качественной медицинской помощи, заинтересованности в результатах труда, внимательного отношения к пациентам, остро нуждающимся в решении первостепенно значимых проблем здоровья [8, 54, 58]. На фоне общественных ожиданий максимальной отдачи труда растет объем требований к медицинскому персоналу, но далеко не всегда создаются должные условия для профессионального совершенствования и самореализации в трудовой деятельности, недоучитывается факт повышенного расходования ресурсов, прежде всего, психофизиологических [34]. Профессиональные сложности медицинского труда отражаются, например, в том, что одновременно с увеличением стажа и опыта работы идет накопление хронической усталости, формируется синдром эмоционального выгорания, женщины-врачи после рождения детей не всегда настроены на возврат в профессию [1, 8 ,21, 45]. На протяжении многих перестроечных лет сохраняется неудовлетворенность пациентов отношением к ним со стороны медицинских работников. Традиционно доминирующая в медицинской среде альтруистическая мотивация врачей всё чаще уступает место материальной заинтересованности, порождая конфликтные ситуации [39]. Проблема межличностных взаимоотношений между потребителями и производителями медицинских услуг остается злободневной. Определенный отрицательный вклад в решение этой проблемы вносят средства массовой информации, которые порой излишне активно привлекают внимание к имеющим место негативным проявлениям в деятельности медицинских работников [39]. Анализ публикаций указывает на сохраняющиеся организационно-управленческие промахи в кадровой работе, выражающиеся в том, что сами медицинские работники отчетливо осознают причины неудовлетворенности населения. Так, в частности, врачи Свердловской области отметили, что более внимательное отношение к пациентам способно существенно снизить количество жалоб и нареканий со стороны пациентов (80% ответов). Каждый второй уверен в том, что повышению удовлетворенности населения может послужить правильная организация трудового процесса, при этом выполнять свои обязанности медицинские работники должны качественно и быстро (45% ответов). Каждый десятый указал на необходимость постоянного повышения своего профессионального уровня [40]. По данным исследования ВЦИОМ 2016 года, именно недостаточный уровень профессионализма врачей – предмет особой озабоченности 47% россиян, среди которых на обеспокоенность врачебными ошибками указали 35% респондентов [9]. Проблема сервисного сопровождения медицинской помощи - лишь обрамление ареала крайне сложных и многообразных проблем, связанных не только с обеспеченностью и рациональным распределением кадровых ресурсов, но и с их профессиональной подготовленностью. Изменчивость структуры заболеваемости и течения заболеваний на индивидуальном уровне обусловливает рост потребности в специалистах с развитым аналитическим мышлением, способных давать целостную оценку состояния организма, выстраивать тактику лечения, базирующуюся на новейших медицинских достижениях, организовывать в интересах пациента необходимое взаимодействие с другими специалистами [54]. Важнейшей задачей здравоохранения на современном этапе становится формирование креативного кадрового ресурса с высоким уровнем мотивации, способного к активному практическому освоению передовых технологий в интересах инновационного развития и повышения медико-социальной эффективности отрасли [39]. Следует отметить, что профессиональное развитие кадрового потенциала стало одним из приоритетов принятой в 2012 году и утвержденной в обновленной редакции в 2014г. Государственной программы по развитию здравоохранения [30], на основе которой принимались и реализуются соответствующие региональные программы. Разработанный на государственном уровне комплекс мер по обеспечению здравоохранения медицинскими кадрами до 2018 года предусматривает совершенствование системы подготовки специалистов, планирования, использования, стимулирования, социальной поддержки и защиты медицинских работников. По результатам анализа, вопросам подготовки специалистов, формированию и развитию личностно-профессионального потенциала, в том числе на последипломном уровне, уделяется повышенное внимание исследователей [4, 8, 14-16, 27, 29]. При этом обращается внимание на необходимость повышения престижности медицинской профессии, культурно-образовательного и нравственного уровня специалистов. Медицина не может и ни при каких условиях не должна быть свергнутой с высот «искусства врачевания и служения людям» на уровень обычной «сферы обслуживания», - подчеркнул В.В. Путин на заседании президиума Госсовета 30 июля 2013 года [31]. О существующей в общественном мнении недооценке значимости медицинской профессии, влияющей на мотивацию к профессиональному совершенствованию, свидетельствуют, в частности, данные, полученные в исследовании социального статуса врача в ходе реализации национального проекта «Здоровье» в Свердловской области (80% ответов опрошенных врачей города Первоуральск) [40]. Негативное влияние распространенного мнения о непрестижности медицинской профессии проявляется в том, что в среднем каждый четвертый из опрошенных медицинских работников Свердловской области задумывался об уходе из медицины, в том числе по причинам перегрузки и невозможности полной самореализации в работе [там же]. Сходные данные были получены в исследовании, проведенном в Тверской области, где 23% опрошенных врачей выразили готовность сменить профессию, но не имеют такой возможности [58]. Подобную точку зрения, по данным Юрьева В.К., Тарханова В.С., разделяют свыше 30% опрошенных терапевтов [59]. Проблема депрофессионализации приобрела достаточно высокую значимость [21], о чем, в частности, свидетельствуют результаты исследования, проведенного в Ивановской области [6]. На одном из заседаний Комитета Государственной Думы по здравоохранению прозвучали данные о том, что свыше 40% опрошенных не хотели бы, чтобы их дети стали врачами общественного здравоохранения [26]. Там же были приведены данные о нацеленности на работу в коммерческих организациях в среднем каждого четвертого выпускника медицинских вузов. По результатам исследования Леоновой В.А. [21], пополнить ряды работников государственного сектора здравоохранения готовы менее трети выпускников, считая условия работы в медицинских учреждениях слишком тяжелыми. При этом готовность жить и работать после окончания вуза в провинциальном городе высказали менее 18% респондентов. Перспектива работы в сельской местности увлекает не более 8%. Почти 42% студентов выпускного курса хотели бы работать за рубежом, не слишком задумываясь о том, что в большинстве стран мира к врачу предъявляется повышенный уровень требований, в том числе, к состоянию здоровья, являющегося одной из базовых основ личностно-профессионального потенциала. Из анализа публикаций следует, что российские врачи не слишком озабочены сохранением своего психофизического потенциала, проявляя порой безразличие к состоянию собственного здоровья. Они не лишены вредных привычек, к борьбе с которыми призывают своих пациентов. Имеющиеся данные о распространенности хронических заболеваний свидетельствуют, что ими страдают более 70% врачей и свыше 86% руководителей медицинских учреждений. Своим нездоровым образом жизни не удовлетворены 64,5% опрошенных [58]. Укоренившаяся низкая медико-профилактическая активность объясняется ссылками на загруженность работой, семейно-бытовые проблемы, нехватку материальных средств, неудовлетворительное медицинское обслуживание, что не может служить оправданием собственной пассивности в работе над собой [45]. Исходя из проанализированных публикаций, можно сделать следующий вывод: под влиянием факторов физического и нервно-эмоционального перенапряжения, неадекватной трудовому вкладу материальной обеспеченности, неблагоприятных условий деятельности, недостаточной заинтересованности руководства в развитии коллектива, зарегламентированности деятельности, затрудненного профессионального и карьерного роста медицинские работники теряют желание и стремление к полноценной профессиональной самореализации, самопознанию, самооценке имеющихся ресурсов и резервов. Пропадает интерес к саморазвитию и самосовершенствованию. Возможность изменения ситуации лежит в плоскости использования новых управленческих подходов, учитывающих методологические и методические разработки смежных научных дисциплин. Так, в психологии личностно-профессиональный потенциал как важная составляющая совокупного личностного потенциала рассматривается в качестве целостного многокомпонентного ресурса, включающего в себя не только реализуемые способности, но и скрытые резервы и потенциальные возможности, требующие своей активации в интересах, прежде всего, профессиональной самореализации [22, 25, 37]. Исследованиями подтверждено, что личностный потенциал является интегральной характеристикой особенностей личности, обладающей способностью действовать не только эффективно и активно, но и гибко, преодолевая при этом влияние различных обстоятельств, исходя из сформировавшихся ориентиров жизнедеятельности [22]. Следует учитывать, что с позиций процессного подхода потенциал человека характеризуется непрерывностью деятельности в целях достижения высот личностного и профессионального развития, реализации возможностей и способностей, в том числе творческих [7]. Инструментами реализации индивидуального ресурсного многообразия являются личностные стратегии, предусматривающие наряду с достижением жизненного успеха и благополучия самореализацию в профессиональной сфере, обретение подлинного профессионального мастерства. Чем выше интерес к перспективно востребованной деятельности, чем выше уровень требований должности, на занятие которой мотивирована личность, тем реалистичнее и продуктивнее профессиональное саморазвитие [5, 23, 41, 60]. Проведенные в разных регионах страны опросы медработников свидетельствуют о высокой, в целом, приверженности профессии и подтверждают доминирование в трудовой мотивации врачей социально значимых мотивов деятельности, включая мотив профессионального развития. Результаты анкетирования врачей, проведенного в ходе исследования Сутыриной О.М. [45], показали, что 43,7% респондентов имеют реально осуществимые в ближайшее время планы повышения образовательного или квалификационного уровня, приобретения дополнительной специализации. Должностной или карьерный рост наметили для себя 28,9% медицинских работников. Положительная динамика изменений, происходящих за последние годы, связана с возросшим вниманием руководителей к качественным характеристикам труда медицинского персонала, включающим повышение личной ответственности за результаты лечения, а также - внедрением новых медицинских технологий. По данным собственного исследования, проведенного в 2016 году, улучшение возможностей для повышения квалификации, самообразования, освоения дополнительных специальностей отметили 57,6% респондентов различных субъектов Российской Федерации. При этом наиболее значимые изменения произошли в городских поликлиниках (77,3% ответов). Существенно возросла заинтересованность руководства в продвижении сотрудников по карьерной лестнице (более 42% ответов). Изучение мотивации врачей в рамках исследовательских проектов, выполненных Независимым институтом социальной политики, также показало высокую значимость для врачей удовлетворения потребности в профессиональном развитии. Однако реализация этой потребности зачастую ограничивается рамками медицинского учреждения, в котором осуществляется трудовая деятельность, «учебой в институтах повышения квалификации, участием в семинарах и конференциях местного и регионального уровней», что не отвечает в полной мере современным требованиям к уровню профессионального развития [39, с.154]. Эпизодическое обучение не позволяет овладевать необходимой информацией в нужное время в полном объеме. Серьезными проблемами становятся: стремительное устаревание информации, многообразие источников, достоверность информации, слабое знание или не владение иностранными языками. Самостоятельно справиться с этими и другими проблемами медицинским работникам чрезвычайно сложно, нужна специально созданная образовательная среда с расширенными возможностями консультирования у опытных специалистов, способных оказать действенную помощь в целенаправленном индивидуализированном освоении современных обучающих технологий развития личностных и профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков [5, 13, 23, 55]. Переход к новой парадигме от непрерывного медицинского образования к непрерывному профессиональному развитию на принципах компетентностно-ориентированного модульного обучения, включающего усиление личной ответственности за освоение и приращение компетенций и роли самообразования, существенно расширяет возможности и эффективность развития профессионально-личностного потенциала [14, 46, 52]. С учетом ориентиров стратегического развития образование и самосовершенствование должны иметь опережающий, а не догоняющий характер. Осознание данного факта пока не получило широкого распространения в медицинской среде, о чем свидетельствуют ответы опрошенных врачей, полученные в ходе собственного исследования. В среднем менее 10% респондентов увязывают эффективность профессионального развития с планированием профессионального и карьерного роста, формированием мотивирующей среды, поддержкой и повышением авторитета инициативных, творческих сотрудников с высоким уровнем мотивации к достижению и саморазвитию, оптимизацией использования потенциала специалистов в соответствии с требованиями должности. Диагностические возможности современного инструментария для оценки потенциала позволяют выявлять не только уровень профессионализма, но и профессиональную пригодность к выполнению управленческих функций, оценивать лидерский и инновационный компоненты, как важные структурные составляющие личностно-профессионального потенциала управленческих кадров [2, 3, 17, 43, 50]. Внимание авторов акцентируется на том, что в диагностике и оценке управленческого персонала, особенно его высшего звена, важная роль отводится выявлению способности управленца мобилизовывать не только собственные ресурсы, но и ресурсы подчиненных, формировать стратегически ориентированную управленческую команду, создавать в коллективе атмосферу доброжелательности, делового и творческого взаимодействия, необходимого для решения поставленных задач [3, 46]. Разработанный в настоящее время методический аппарат для оценки потенциала включает различные виды диагностики: компетентностную, личностно-профессиональную, психолого-акмеологическую [55, 56]. При этом, как подчеркивает Синягин Ю.В. [43], психолого-акмеологическая диагностика является предпочтительной в силу того, что включает комплексное исследование ресурсов человека, его профессионализма и компетентности в целях оказания практического содействия в вопросах личностной самореализации. Отмечается практическая значимость оценочно-диагностических технологий, которая заключается в расширении возможностей отслеживания динамики происходящих изменений. Исследователи обращают внимание на то, что использование данных технологий способствует наиболее полному раскрытию потенциала, выходящего порой за рамки традиционной системы координат. Так, для специалиста с развитым творческим, инновационным потенциалом рутинная деятельность становится фактором, тормозящим профессиональную самореализацию [20, 22, 39, 44, 47]. Значимость проведения комплексных диагностических процедур обусловлена также тем, что с их помощью можно выявить так называемый потенциал роста сотрудника, сформировать траекторию развития и достижения желаемого образа профессиональной карьеры [25, 44]. Несмотря на накопленный опыт использования диагностических процедур, сохраняется сложность получения абсолютно достоверных оценочных результатов в целях построения прогнозных сценариев и моделей личностно-профессионального развития [35]. Наиболее сложным компонентом диагностики является объективная оценка потенциала [50], особенно по неоднозначно трактуемому критерию эффективности деятельности, специфичной для той или иной профессии [19, 20, 56]. Используемая в настоящее время база оценочно-диагностических методик включает как зарубежные, так и отечественные разработки, среди которых наиболее часто применяются следующие [48, 51, 53]: Личностный опросник Р.Кеттелла, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избегание неудач Т.Элерса, Опросник «Якоря карьеры», предназначенный для выявления структуры и доминанты карьерных ориентаций, Опросник Леонгарда-Шмишека для выявления характерологических поведенческих особенностей. В целях оценки управленческого потенциала, определения перспектив и путей его развития используются российские разработки, например, опросники «ОУП», «ОЛИМП» [43]. Достаточно представленным является инструментарий для оценки выраженности лидерских тенденций, диагностики лидерского потенциала (методики Ериной С.И., Иванова П.Н., Леонтьева Д.А., Г. Шуберта и др.) [32, 53, 60]. При диагностике творческих ресурсов используются среди прочих «Модифицированная методика качественно-количественного анализа личных стремлений» (Р.Эммонс), «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман) [53,55]. Арсенал оценочно-диагностического инструментария включает не только анализ документации, отражающей личные достижения и результаты деятельности, но и интервьюирование, анкетные опросы и тестовые испытания. Целям развития отвечают такие технологии, как тренинги, кейсы, проекты, деловые игры, индивидуальное консультирование [57]. Особое место отводится самоконтролю и самооценке, значимость которой наиболее высока в развитии целеустремленности, самокритичности, ответственности [29, 38]. Повышать объективность оценки призваны Assessment Center и Центры оценки и развития [2, 10], в задачу которых входит проведение комплексной оценки по компетенциям, отражающим уровень информированности и готовности человека выполнять конкретную деятельность максимально качественно. Характерной особенностью таких центров является проведение независимой аналитической экспертизы личностно-деловых качеств, однако эти качества проявляются в условиях искусственно создаваемой профессионально-производственной ситуации, которая может существенно отличаться от реальности. Повышению объективности и результативности оценочных процедур способствуют используемые всё чаще компьютерные технологии, с помощью которых производится построение индивидуальных рейтингов – интегральных результирующих показателей (выраженных в баллах), отражающих личностные и профессиональные характеристики [3, 28, 51]. Таким образом, существующие в настоящее время оценочно-диагностические методики, доказавшие результативность своего использования, должны активнее использоваться в качестве инструментов личностно-профессионального совершенствования медицинских кадров, прежде всего, управленческих. Обсуждение. Решение проблем развития личностно – профессионального потенциала видится в плоскости устранения организационно-управленческих недоработок, связанных с несовершенством механизмов внедрения в повседневную практику медицинских коллективов современных оценочно-диагностических, обучающих и развивающих технологий, в том числе акмеологической направленности. Особое внимание должно быть уделено развитию управленческого потенциала руководителей трудовых коллективов, а также формированию у медицинских работников навыков управления саморазвитием. Ограничения проведенного анализа обусловлены необходимостью учета особенностей используемых различными исследователями методологических подходов и расширительного толкования понятий, отражающих качественные характеристики потенциала, в зависимости от целей и задач конкретных исследований социально-психологической либо медико-социальной направленности. Заключение. Исходя из результатов анализа, можно заключить, что, несмотря на предпринимаемые усилия, не удается коренным образом изменить к лучшему ситуацию в области стратегического развития кадрового потенциала отрасли. На протяжении ряда лет модернизации здравоохранения сохраняется острота и проблематичность подготовки перспективно востребованных специалистов, профессионального развития и оптимального использования личностных ресурсных возможностей. Выявленная повышенная заинтересованность медицинских работников в профессиональном росте и самореализации не сопровождается созданием необходимых для этого условий, особенно на учрежденческом уровне. Недостаточно исследованными с позиций стратегического развития отрасли остаются проблемы формирования и реализации управленческого потенциала руководителей. Выводы.
С учетом анализа сложившейся в отрасли ситуации в сфере развития кадрового потенциала предлагается сосредоточить усилия на интеграционном взаимодействии всех заинтересованных сторон в области разработки индикаторов профессионально-личностных достижений, конкретизированных с учетом должностей, для различных этапов профессионализации. Область применения. Результаты исследования могут использоваться при разработке предложений по стратегическому развитию кадрового потенциала отрасли. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Библиография.
References
Дата поступления: 20 мая 2017 г. Просмотров: 14176
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 23.06.2017 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|