О журнале Издательская этика Редколлегия Редакционный совет Редакция Для авторов Контакты
Russian

Экспорт новостей

Журнал в базах данных

eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА



crossref.org
vak.ed.gov.ru/vak

GoogleАкадемия

Google Scholar

Главная arrow Архив номеров arrow №6 2017 (58) arrow РУКОВОДИТЕЛИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РУКОВОДИТЕЛИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Печать
26.12.2017 г.

DOI: 10.21045/2071-5021-2017-58-6-9

Уйба В.В., Стасевич Н.Ю., Оленев А.С., Алиев А.К.
ФГБОУ ДПО институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства, Москва

HEADS OF HEALTH CARE FACILITIES AS A SUBJECT OF HEALTHCARE MANAGEMENT
Uiba V.V., Stasevich N.Yu., Olenev A.S., Aliev A.K.
Institute of advanced training, Federal Medical and Biological Agency (FMBA), Moscow, Russia

Контактная информация: Стасевич Наталья Юрьевна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Contacts: Stasevich Natalya, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Information about authors:
StasevichN.Yu., http://orcid.org/0000-0002-2965-4986
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального медико-биологического агентства.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study was supported by the Russian Federal Medical and Biological Agency.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

Резюме.

Актуальность. В процессе формирования новых социально-экономических отношений возникает потребность в принципиально иных системах и механизмах управления: управление в новых условиях должно быть более приспособлено к взаимодействию с механизмами рыночной саморегуляции. Сама система здравоохранения становится качественно иной и требует инновационного подхода к управлению медицинской организацией.

Проблемы стратегического планирования и управления связаны с эволюцией систем управления, ключевую роль в которых играют руководители медицинских организаций.

Цель: провести типологизацию руководителей медицинских организаций, принимающих управленческие решения как субъекта системы здравоохранения.

Методика. Настоящее исследование проводилось с использованием экспертных оценок, статистических методов, графоаналитического метода и моделирования. При проведении опроса использовался выборочный метод. Применялся комбинированный метод выборки.

Результаты. В качестве индикаторов для определения типологических черт руководителя в ходе проведённого опроса главных врачей медицинских организаций г. Москвы нами были выбраны два вопроса: «На что Вы ориентируетесь при принятии административно-управленческих решений?» и «В случае, если должностные инструкции будут противоречить вашему опыту, то как Вы поступите?».

Анализ ответов на второй вопрос позволил разделить всех руководителей медицинских организаций на три группы:

1. Нонконформисты (руководители, стремящиеся отказаться от выполнения неверного, по их мнению, распоряжения и готовые бороться с вышестоящими органами за его изменение или отмену (52%).

2. Конформисты (руководители, не идущие на прямой отказ от выполнения распоряжений вышестоящих организаций, однако и не стремящиеся их выполнять (34%).

3. Капитулянты (руководители, безоговорочно выполняющие любые распоряжения, идущие сверху (13%).

Выводы. 1. Большинство руководителей считают реформирование здравоохранения необходимым; почти половина из них полагает, что реформы идут в не совсем правильном направлении.

2. Большинство главных врачей видит основным направлением реформирования здравоохранения сохранение обязательного медицинского страхования, не отрицая того факта, что реформы в здравоохранении не должны этим ограничиваться.

Ключевые слова: главные врачи; руководители медицинских организаций; обязательное медицинское страхование; реформы в здравоохранении; обеспеченность ресурсами; удовлетворённость руководителей медицинских учреждений своим положением.

Abstract.

Significance. Formation of new social and economic relations requires fundamentally different systems and mechanisms of management: management in the new context should be more adaptive to mechanisms of the market self-regulation. Healthcare system itself becomes qualitatively different and requires an innovative approach to manage a health care facility.

Problems of strategic planning and management are related with the evolving management systems where heads of health care facilities play a key role.

Purpose: to typologically classify heads of health care facilities making managerial decisions as a subject of the healthcare system.

Methods: the study used expert estimations, statistical methods, grapho--analytical method and simulation. The survey used sampling. A mixed sample was used.

Results. To identify typological features of head physicians of the Moscow health care facilities the survey used the following two questions: "What guides you in making administrative decisions?" and "What would do you do if job descriptions conflict with your experience?".

Responses to the second question helped to divide all heads of health care facilities into the following three groups:

1. The nonconformists (heads who can refuse performing a wrong in their opinion order and are ready to deal with the higher authorities for its change or cancellation (52%).

2. The conformists (heads who neither express a straight refusal to comply with superior orders nor rush to fulfill them (34%).

3. The capitulators (heads, unconditionally implementing any orders coming from above (13%). 

Conclusions. 1. Most heads consider reforming of healthcare a necessity; almost half of them believe that the reforms are being implemented in the wrong direction.

2. Most head physicians consider maintenance of compulsory health insurance the main direction of healthcare reforming, acknowledging however, that reforming should not be limited solemnly to this.

Keywords: head physicians; heads of health care facilities; compulsory health insurance; healthcare reforming; provision with resources; satisfaction of heads of medical institutions with their position.

Введение

В настоящее время сохранение и развитие здоровья населения России все в большей степени связывается с решением проблем на конкретном территориальном уровне, их адекватностью складывающейся ситуации. Существующая система здравоохранения, занимающая по ряду объемных показателей и ресурсному обеспечению ведущее место в мире, не обеспечила достаточно высокий уровень состояния здоровья, удовлетворенность медицинской помощью[1,2,3]. Несмотря на то, что состояние здоровья населения в определяющей степени зависит от образа жизни, влияния окружающей среды, генетических факторов, интенсивное развитие здравоохранения в период реформирования всей социально-экономической системы призвано повысить роль руководителей медицинских организаций как субъекта управления здравоохранением [4,5,6].

В настоящее время накоплен определенный опыт в выработке стратегических и тактических решений в здравоохранении на основе системного анализа. Однако, большая часть руководителей не овладела еще этим эффективным инструментом управления [7].

Это связано с недостаточной разработанностью совокупных методических приемов и средств, доступных для широкого круга руководителей и специалистов, а ведь именно от своевременного и корректно принятого управленческого решения при выстраивании организационной технологии медицинской организации зависит сохранение и укрепление здоровья населения [8,9,10].

Цель: провести типологизацию руководителей медицинских организаций, принимающих управленческие решения как субъекта системы здравоохранеия.

Методы

Для углубленного изучения структурно-организационной технологии управления системой здравоохранения была разработана комплексная методика. При разработке программы и методики исследования нами использовалась методология системного подхода и методы системного анализа.

Настоящее исследование проводилось с использованием экспертных оценок, статистических методов, графоаналитического метода и моделирования. При проведении опроса использовался выборочный метод. Применялся комбинированный метод выборки.

Результаты

Руководители организаций подразделяются на несколько типов: авторитарный, демократический и либеральный.

В качестве индикаторов для определения типологических черт руководителя в ходе проведенного опроса главных врачей медицинских организаций г. Москвы нами были выбраны два вопроса: «На что Вы ориентируетесь при принятии административно-управленческих решений?» и «В случае, если должностные инструкции будут противоречить вашему опыту, то как Вы поступите?».

При ответе на первый вопрос 67% респондентов отметили законодательные и нормативные акты, положения, инструкции и т.д., 12% - собственный опыт работы, 4% - распоряжения непосредственного руководства, 4% - мнение коллектива, 2% - опыт работы руководителей других медицинских организаций.

В тоже время 11% респондентов указали несколько факторов, влияющих на принятие управленческих решений: 4% - все вышеуказанные факторы, 2% - законодательные акты, инструкции и собственный опыт, 2% - законодательные акты, собственный опыт и опыт руководителей других учреждений, 1% - мнение коллектива и собственный опыт.

Ответы на второй вопрос: выглядят следующим образом: 52% - попытка добиться их изменения или отмены, 34% - попытка "спустить на тормозах” и по 1% отметили, что будут им следовать либо стремиться их обойти.

Здесь следует отметить некоторое противоречие в ответах на эти вопросы. С одной стороны большинство респондентов (67%), принимая управленческие решения, опираются на законодательные акты, положения и инструкции и т.д., а с другой мы видим, что сами они "законопослушными" остаются до тех пор, пока инструкции или распоряжения вышестоящего органа не противоречат их личному опыту.

Целиком и полностью "законопослушными" себя признали всего 13% главных врачей. Данные ответы убедительно свидетельствуют о том, что, во-первых, демократический централизм управления в нашем обществе, по крайней мере в системе здравоохранения, значительно поколебался.

Указания вышестоящих органов уже не являются в сознании большинства руководителей обязательными для исполнения. Большинство их эти указания рассматривают как предмет для дискуссии. Во-вторых, распоряжений и инструкций, не соответствующих представлениям опрашиваемых о предмете их деятельности, появляется достаточно много.

Об этом можно судить по уже устоявшейся реакции на подобные указания.

Исходя из существа ответов на второй вопрос, всех руководителей медицинских организаций можно разделить на три группы:

  1. Нонконформисты (руководители, стремящиеся отказаться от выполнения неверного, по их мнению, распоряжения и готовые бороться с вышестоящими органами за его изменение или отмену (52%).
  2. Конформисты (руководители, не идущие на прямой отказ от выполнения распоряжений вышестоящих организаций, однако и не стремящиеся их выполнять(34%).
  3. Капитулянты (руководители, безоговорочно выполняющие любые распоряжения, идущие сверху (13%).

Очевидно, будет ошибкой выделить какой-то один тип руководителей и назвать его лучшим. Отметим, что желающих опротестовать распоряжения вышестоящего начальства больше всего (64Ж) среди молодых руководителей (стаж работы от одного до трех лет), а меньше всего среди тех, чей стаж в этой должности перевалил уже за 10 лет (45%).

Среди начинающих главных врачей меньше всего конформистов, их число возрастает пропорционально стажу работы в руководящих должностях от 25% (стаж до одного года) до 35% (стаж более 10 лет).

Среди "нонконформистов" преимущественное большинство составляют женщины (63%), а среди "конформистов" мужчины (41%). Число "капитулянтов" среди мужчин и среди женщин примерно одинаков (13% и 11% соответственно). Что касается способов выработки и принятия решений, то здесь нонконформизм проявляется как раз в стремлении добиться неизменности своих распоряжений. Чтобы придать им вес и значимость, "конформист" делает ссылки на законодательство, различные положения и инструкции и тем самым подчиняет нижестоящих сотрудников своей воле.

Среди "нонконформистов" встречаются руководители как авторитарного, так и демократического типа. Тот факт, что 12% опрошенных принятии решений опираются, как они заявили, на собственный опыт, и лишь 4% на мнение коллектива, говорит о том, что авторитарный тип руководства среди главных врачей является преобладающим, тем более что нонконформизм чаще всего свойственен авторитарному типу личности.

Анализ удовлетворённости главных врачей положением в коллективах показал следующее. В наибольшей степени главные врачи удовлетворены взаимоотношениями в своих коллективах (4,21 балла по пятибалльной системе), взаимоотношениями с руководством (4,02), режимом своей работы (3,93), возможностью для профессионального роста (3,71), своими функциональными обязанностями (3,48), степенью самостоятельности в принятии решений (3,37), возможностью для продвижения по службе (2,95) и уровнем оплаты труда (1,99).

Как показало наше исследование, весьма существенным является тот факт, что на втором месте по степени неудовлетворенности находится возможность для продвижения по службе. Распределение ответов респондентов позволяет определить наличие зависимости между стремлением к руководящей работе и уровнем удовлетворенности своей самостоятельностью как администратора. Чем выше эта удовлетворенность, тем более заметна склонность к руководящей работе. Так, среди тех, кто удовлетворен своей самостоятельностью, 100% хотели бы сохранить руководящую должность при любых реформах в здравоохранении. В то же время, среди тех, кто считает степень самостоятельности недостаточной, 58% склоняются к переходу на иную работу, в то время как хотели бы остаться на руководящей работе 41% респондентов. Среди последних наибольшее число составляют те, кто стремится к коренному реформированию сложившейся системы здравоохранения (77%).

В ходе исследования были определены две основные группы главных врачей: желающие остаться на руководящей должности в любых условиях (группа А) и желающие уйти с руководящих должностей (группа Б).

При оценке адекватности существующей системы здравоохранения потребностям населения мнения респондентов по группам были распределены следующим образом: группа А - 28%, группа Б - 14%.

Вызывает интерес распределение мнений респондентов по группам о необходимости реформирования сложившейся системы здравоохранения (таблица 1).

Таблица 1

Распределение мнений главных врачей медицинских организаций по группам о необходимости реформирования сложившейся системы здравоохранения (в %).

Ответы (%) Необходимо Необходимо, но нет условий Не первоочередная задача Не надо Всего:

А
Б

24
19
41
62
15
10
17
5
100
100

Адекватность реформ в здравоохранении была оценена следующим образом: группа А - 62%, группа Б - 37%. Анализ распределения прогнозов в отношении развития ситуации в здравоохранении в ближайшие 2 - 3 года показал следующее (таблице 2).

Таблица 2

Распределение мнений главных врачей медицинских организаций в отношении прогноза развития здравоохранения на ближайшие 2-3 года (в %).

Ответы (%) Улучшится Не изменится Ухудшится Всего:
А
Б
13
10
41
33
46
52
100
100

Распределение мнений главных врачей об отношении к медицинскому страхованию показало примерно одинаковую его оценку в обеих группах, хотя следует отметить некоторое превышение отрицательных оценок в группе Б (таблица 3).

Таблица 3

Распределение мнений главных врачей медицинских организаций об отношении к медицинскому страхованию (в %).

Ответы (%) Положительное Нейтральное Отрицательное Всего:
А
Б
48
48
17
10
26
33
100
100

Интерес представляет мнение главных врачей о том, можно ли разрешить проблемы здравоохранения увеличением финансирования. Здесь также необходимо отметить достаточно высокую согласованность респондентов (таблица

Таблица 4

Распределение мнений главных врачей медицинских организаций о возможности разрешения проблем здравоохранения за счёт увеличения финансирования (в %).

Ответы (%) Да В некоторой степени Нет Всего:
А
Б
74
86
24
14
2
-
100
|100

Значительные отличия главных врачей в разных группам отмечаются по поводу необходимости перехода от государственной системы здравоохранения к системе с разными формами собственности (таблица 5) и связанными с этим процессами приватизации медицинских организаций (таблица 6).

Таблица 5

Распределение мнений главных врачей медицинских организаций по вопросу необходимости перехода от государственной системы здравоохранения к системе с разными формами собственности (в %).

Ответы (%) Да Нет Затрудняюсь ответить Всего:
А
Б
65
24
26
48
9
28
100
100

Число главных врачей, считающих необходимым переход от государственной системы здравоохранения к системе с разными формами собственности в группе А почти в три раза превышает число главных врачей в группе Б.

Таблица 6

Распределение мнений главных врачей медицинских организаций по вопросу необходимости приватизации медицинских организаций (в %).

Ответы (%) Да В исключительных случаях Нет Всего:
А
Б
35
10
33
14
33
76
100
100

Почти 90% главных врачей в группе Б отрицательно относятся к необходимости приватизации медицинских организаций.

При этом следует отметить довольно незначительную долю главных врачей, поддерживающих идею приватизации в здравоохранения в обеих группах.

В целом, как показало наше исследование, объективная необходимость в проведении реформ в здравоохранении выше у главных врачей, стремящихся руководить учреждениями в новых экономических условиях.

В работе была изучена степень готовности к участию в проведении реформ в здравоохранении.

Опрос главных врачей медицинских организаций по основным проблемам здравоохранения и его реформирования позволил получить ряд интересных результатов. Основной вопрос, который был задан главным врачам, был сформулирован следующим образом: «Как бы Вы охарактеризовали развитие ситуации в здравоохранении ?» (таблица 7).

Таблица 7

Мнение главных врачей о реформировании здравоохранения (в %)

Проблемы на современном этапе Реформаторы Консерваторы
Адекватность системы здравоохранения потребностям населения
Необходимость реформирования здравоохранения
Адекватность реформ здравоохранения
Положительное отношение к медицинскому страхованию
Приватизация медицинских организаций
28
24
62
48
68
14
19
37
48
24

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что главные врачи по отношению к реформам системы здравоохранения разделились на две большие группы: 47% разделяют идеи реформирования и считают, что реформы идут в правильном направлении, в то время как 49% оценивают ситуацию иначе. По их мнению, реформы идут в совершенно неверном направлении.

Следует отметить, что мужчины более лояльны по отношению к реформам, из них 51% поддерживают реформы, в то время как не поддерживают их 46%. Женщины настроены более консервативно: за реформы 40%, против 55%. Здесь следует отметить, что речь идет не об отношении к реформам вообще, а о той практике реформирования здравоохранения, которая сложилась в области в последние годы. Среди женщин не нашлось ни одной, кто бы высказал мнение, что реформы идут в совершенно правильном направлении.

Что касается возраста, то результаты опроса показали, что критическое отношение к курсу реформ заметно во всех возрастных категориях, но в большей степени неприятие этого курса ощущается среди лиц старшего возраста (57,0% в возрастной категории 50-60 лет в сравнении с 27,0% в возрастной категории 30-39 лет).

Стаж работы в должности главного врача также оказывает влияние на отношение к реформированию здравоохранения. Среди тех, чей стаж не превышает пяти лет, число считающих, что реформы идут в правильном направлении, в 1,5 - 2 раза больше, чем тех, кто считает иначе (38,0% в сравнении с 14,5%). Оценка тех, чей стаж более 5 лет меняется на противоположную. Среди них большинство (50,5%) считает, что реформы идут скорее в неправильном направлении.

Состояние системы здравоохранения характеризуется прежде всего уровнем удовлетворения потребностей населения. По мнению 82% главных врачей потребности населения учитываются явно недостаточно, однако 18% из них имеет противоположную точку зрения. При этом важно знать, кто составляет это меньшинство. Данные опроса свидетельствуют, что в основном это молодые руководители, мужчин среди них в три раза больше, чем женщин, почти все они принадлежат к группе, одобряющей курс на проведение реформы. Это подтверждается значительно большей их приверженностью системе обязательного медицинского страхования, многоукладности в здравоохранении, организации частных медицинских учреждений.

Общая ситуация в здравоохранении безусловно сказывается и на состоянии отдельных медицинских организаций, руководителями которых являются наши респонденты (таблица 8).

Таким образом, по мнению главных врачей медицинских организаций, обеспеченность различными видами ресурсов неудовлетворительна. Хуже всего дело обстоит с финансовыми ресурсами, питанием больных, мягким инвентарем, при этом ни одна средняя оценка не дотягивает до трех баллов по пятибалльной шкале. Материальное обеспечение в целом оценивается в 2,32 балла.

Таблица 8

Бальная оценка главными врачами обеспеченности медицинских организаций различными видами ресурсов (в баллах от 1 до 5).

Виды ресурсов Средний балл оценки
Финансы
Производственные площади
Медицинская техника
Лекарственные препараты
Питание, мягкий инвентарь
Материальное обеспечение в целом
1,91
2,85
2,48
2,52
2,33
2,25

Если сделать дифференцированный анализ обеспеченности материальными ресурсами, то оказывается, что она далеко не одинакова. Более или менее единодушны главные врачи в оценке состояния финансирования. При этом 73% главных врачей оценивают его как плохое, в то время как 28% руководителей оценивают его как удовлетворительное.

Производственных площадей не хватает в 39% медицинских учреждений, в 30% ситуация удовлетворительная, а в 31% хорошая. Следует отметить тот факт, что 51% главных врачей отмечают удовлетворительную обеспеченность медицинской техникой. Лекарственные препараты также распределены неравномерно: в 16% медицинских организаций они имеются в избытке, а 49% испытывает в них острый дефицит.

Причины возникновения подобной ситуации самые разнообразные, зависящие от специфики медицинского учреждения, его местонахождения, длительности существования, личностных качеств руководителя и т.д.

Зависимость между личностными качествами руководителя и материальной обеспеченностью руководимых ими учреждений представляется в двух аспектах.

Первый. Считается, что вопросы финансирования, обеспечения производственными площадями, кадрами противники многоукладного здравоохранения решают лучше, чем его сторонники здравоохранения.

Второй. При оценке состояния обеспеченности медицинских учреждений ресурсами в зависимости от уверенности их руководителей в своих способностях успешно организовать работу учреждения медицинского профиля принято считать, что если работник уверен в своих способностях организовать производство, то у него и в нынешних условиях многие вопросы, и прежде всего связанные с материальным обеспечением, должны обстоять лучше. Однако имеющиеся у нас данные этого не подтверждают. Сами руководители оценили свои способности к принятию чёткого управленческого решения лишь на 2,32 балла.

Более или менее единодушны главные врачи в оценке состояния финансирования. При этом 73% главных врачей оценивают его как плохое, в то время как 28% руководителей оценивают его как удовлетворительное.

Однако, у тех, кто не считает с уверенностью себя способным организовать эффективно функционирующее медицинское учреждение, дела все же обстоят лучше, чем у тех, кто такую готовность проявляет.

Конечно, эти примеры не дают оснований с уверенностью заявить, что руководители консервативного склада мышления более успешно решают свои хозяйственные вопросы.

Вместе с тем, факты для такого предположения, как мы убедились, есть. Видимо, амбициозность некоторых неофитов из среды руководителей медицинских организаций несколько преувеличена.

При оценке обеспеченности кадровыми ресурсами было выявлено, что наиболее дефицитным является вспомогательный персонал, а самым недефицитным администраторы. С точки зрения нашего исследования, картина представляется весьма любопытной. Реформа системы здравоохранения, переход на обязательное медицинское страхование предусматривает расширение оперативно-хозяйственной и экономической самостоятельности медицинских организаций. В этих условиях резко возрастает роль управленческих решений администраторов.

Способность администраторов оптимизировать процесс управления как раз то качество, которое является особенно дефицитным в нашем обществе, и здравоохранение здесь не является исключением. Отсюда можно сделать вывод о том, что заявить о себе как о носителе передового мышления для осуществления реформ недостаточно.

Осуществление реформ в любой отрасли, в том числе и в здравоохранении, нуждается в принципиальном изменении законодательства.

Выше уже упоминали о том, что многие главные врачи для осуществлении своих функций нуждаются в боль шей самостоятельности при принятии решений. Совершенствование законодательной и методической базы, с их точки зрения, является одним из главных условий ускорения введения системы обязательного медицинского страхования.

Новые правовые нормы уже входят в жизнь медицинских организаций.

По нашим данным, существующая нормативно-законодательная база недостаточно регламентирует деятельность системы здравоохранения.

Удовлетворены ею лишь 32% главных врачей. В большей степени удовлетворены существующим законодательством главные врачи со стажем более 5 лет. Среди молодых руководителей число удовлетворенных существенно ниже.

Главным врачам был задан вопрос: «Нужно ли принять специальный государственный закон, регламентирующий деятельность учреждений здравоохранения?». Мнения распределились следующим образом: да (67%), нет (6%). Таким образом, по мнению большинства руководителей медицинских учреждений Новосибирской области специальный закон о здравоохранении в Российской Федерации нужен.

В правовой регламентации по мнению главных врачей нуждаются следующие вопросы: правовой статус медицинских работников (46%), врачебная нагрузка (25%), права и статус учреждения и его руководителя (24%), социальная защищённость медицинских работников (24%), финансирование платных услуг (22%), регламентация отношений с пациентами (19%), нормативная база по обязательному медицинскому страхованию (18%), кадровые вопросы (9%).

Практика осуществления реформ создает ситуации, в которых возникает потребность проконсультироваться с юристом. У 23% респондентов такая потребность возникает постоянно, у 75% время от времени и лишь у 2% практически отсутствует. Таким образом, потребность в юридических консультациях является довольно высокой. Не случайно поэтому 17% главных врачей содержат в своем штате юриста.

Основными вопросами работы медицинских организаций, требующими юридического заключения являются: оформление договорных отношений (73%), решение кадровых вопросов (52%), финансовая деятельность (16%), взаимоотношения с пациентами (11%), регулирование отношений со страховыми компаниями (7%), организация строительства и ремонта (5%), отказы от детей в родильных домах (2%).

Как видно, чаще всего к юристу обращаются в связи с заключением договоров, при решении кадровых вопросов и трудовых споров. Появились и совершенно новые вопросы, которых раньше в законодательстве не было. Например, вопросы, касающиеся отношений со страховыми компаниями. Все это еще только начало, дальше, очевидно, разобраться в законодательстве самому будет еще труднее, и штатный юрист будет не экзотической редкостью, а обычным явлением.

В зависимости от ответа на вопрос: «Как будет меняться ситуация в здравоохранении в ближайшие 2- 3 года?» всех респондентов можно разделить на три группы. Первая - это те, кто считает, что положение улучшится (11%); вторую составляют те, кто предполагает, что оно не изменится (40%); и третья - это те, кто полагает, что оно ухудшится (49%).

Большая часть главных врачей настроена пессимистически. В первой группе мужчины составляют 13%, женщины 8%, во второй мужчин и женщин одинаково, в третьей мужчин 42%, женщин 53%. Следовательно, женщины с большим пессимизмом смотрят в будущее здравоохранения.

Пессимистический взгляд на перспективы реформирования здравоохранения усиливается с возрастом. Если в возрасте от 30 до 39 лет предполагает ухудшение только 14% главных врачей, то в возрасте от 40 до 49 лет уже 50%, в возрасте 50 - 60 лет 58%, старше 60 лет - 67%. Также равномерно, только в обратном направлении меняется мнение главных врачей во второй группе. Что касается первой группы, то её численный состав во всех возрастных группах примерно одинаков и не выходит за пределы 10 -15%.

В условиях непредсказуемости развития социально-политической ситуации пессимисты могут оказаться в большей степени реалистами, чем оптимисты. В любом случае, по мнению большинства главных врачей, ситуация в здравоохранении в ближайшие годы улучшаться не будет, и сейчас ее рассматривают как неудовлетворительную.

«Нужно ли реформировать сложившуюся систему здравоохранения?» - это был следующий вопрос. 21% главных врачей на этот вопрос ответили положительно, в то время как 56% более осторожны. По их мнению, реформирование здравоохранения необходимо, однако в настоящее время для этого нет условий, 12% считают, что это не первоочередная задача, 11% полагают, что система здравоохранения достаточно эффективна и реформировать ее не имеет смысла.

Ориентация на осуществление реформ в системе здравоохранения является достаточно низкой. Большинство склонно ожидать лучших времен. Весьма существенным в этой связи является вопрос, касающийся введения обязательного медицинского страхования.

Обсуждение

В ходе исследования отмечено, что женщины к внедрению этой системы относятся скептичнее мужчин (положительно мужчины 49%, женщины 37%). Возраст оказывает обратно пропорциональную зависимость в отношении введения обязательного медицинского страхования.

Анализ характера отношения к обязательному медицинскому страхованию в зависимости от стажа занимаемой должности подтверждает вывод о снижении интереса к этой системе в зависимости от возраста.

Например, отрицательно к этой системе относятся 18% главных врачей, имеющих стаж от 1 года до 3 лет, 21% от 3 до 5 лет, 28% от 5 до 10 лет и 30% более 10 лет. Положительное отношение снижается с 75% (стаж до 1 года) до 30% (стаж более 10 лет).

Если посмотреть на обязательное медицинское страхование глазами представителей тех трех групп, которые мы обозначили в зависимости от их взгляда на перспективы развития здравоохранения, то оказывается, что среди представителей первой группы положительно относятся к обязательному медицинскому страхованию 64%, нейтрально 9%, отрицательно 18%. Вторая группа: положительно 58%, нейтрально 20%, отрицательно 17%. Третья группа: положительно 31%, нейтрально 18%, отрицательно 33%. Как видно, те, кто с пессимизмом смотрит на перспективы здравоохранения вообще, с пессимизмом относятся и к обязательному медицинскому страхованию.

Характерно, что руководители, которые характеризуют развитие ситуации в здравоохранении как необходимое, целиком и полностью поддерживают обязательное медицинское страхование. И наоборот, те, кто отрицательно относится к введению страховой медицины, оценивают развитие ситуации в здравоохранении негативно.

Однако, это характерно только для тех респондентов, которые склонны к крайним суждениям типа "Совершенно правильно" или "Совершенно неправильно". Среди тех, кто высказал более осторожные оценки, а их большинство, картина несколько иная. Например, среди тех, кто считает, что реформы в здравоохранении идут скорее в неправильном направлении, число сторонников и противников обязательного медицинского страхования одинаково.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство главных врачей развитие ситуации в здравоохранении связывает с сохранением обязательного медицинского страхования. Этот вывод подтверждается мнениями врачей в отношении удовлетворения потребностей населения. Большинство тех, кто положительно относится к обязательному медицинскому страхованию, считают, что эта система направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения.

Вместе с тем следует отметить, что с переходом на систему обязательного медицинского страхования реформирование здравоохранения не заканчивается. Возникает много вопросов, на которые требуются ответы, прежде всего со стороны тех, кто непосредственно принимает решения, т.е. со стороны главных врачей медицинских организаций.

Принципиальным является вопрос о децентрализации управления здравоохранением. Надо сказать, что многих главных врачей это вопрос застал врасплох, в большинстве своём они ещё не задумывались над этим. Ответы выглядят следующим образом: да 20%, нет 36% и затруднились ответить 43% главных врачей. Похожей оказалась реакция на вопрос о необходимости в структурной реорганизации управления здравоохранением, хотя в этом случае ответы прозвучали более определённо: да 38%, нет 46% и затруднились ответить 16%.

Что касается отношения к проведению массовой переподготовки руководящих кадров здравоохранения, то ее необходимость однозначно поддерживают только 39% опрошенных, при этом против высказалось 18%.

Выводы

1. Исследование позволило выявить три группы руководителей медицинских организаций:

А). Нонконформисты (руководители, стремящиеся отказаться от выполнения неверного, по их мнению, распоряжения и готовые бороться с вышестоящими органами за его изменение или отмену (52%).

Б). Конформисты (руководители, не идущие на прямой отказ от выполнения распоряжений вышестоящих организаций, однако и не стремящиеся их выполнять (34%).

В). Капитулянты (руководители, безоговорочно выполняющие любые распоряжения, идущие сверху (13%).

  1. Большинство (56%) руководителей считает реформирование здравоохранения необходимым; почти половина (47%) из них полагает, что реформы идут в не совсем правильном направлении.
  2. 73% главных врачей видит основным направлением реформирования здравоохранения сохранение обязательного медицинского страхования, не отрицая того факта, что реформы в здравоохранении не должны этим ограничиваться.
  3. Поскольку 46% руководителей считают, что реформы идут в не совсем правильном направлении, то это, на наш взгляд, требует как осмысления, так и возможной корректировки основных направлений реформы здравоохранения.

Библиография

  1. Габриелян А.Р. Обоснование совершенствования службы управления персоналом и модернизация кадровой политики ЛПУ. Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Естественные и технические науки 2013; 18(6):3339-3341.
  2. Габриелян А.Р., Ядчук В.Н. Управление персоналом в условиях реформирования здравоохранения. Клинический опыт двадцатки 2013;(3): 56-59.
  3. Габриелян А.Р. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. Спрос, предложение и рыночные структуры в здравоохранении. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2013; 34 (6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/522/30/lang,ru/ (Дата обращения 26.04.2014)/
  4. Ганьшин И.Б., Шеленберг Л.В. Изучение доминирования во взаимоотношениях врач – пациент. Медицинские науки 2013;(6):19-20.
  5. Ганьшин И.Б., Система контроля качества специализированной медицинской помощи. Естественные и технические науки 2013;(1):126-128.
  6. Ивашкин А.А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров. Высшее образование в России 2005;(12):127-129.
  7. Ильин В.В. Интернет-ресурсы в учебной деятельности. Высшее образование в России 2005;(9):56-59.
  8. Ильясов Д.В. Требования к повышению квалификации руко­водителей. Высшее образование в России 2005;(4):154-156.
  9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Собрание законодательства РФ 2008. 12.29, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
  10. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Интернет]. 2010. URL: http://base.garant.ru/12180688/ (Дата обращения 26.04.2014)

References

  1. Gabrielyan A.R. Obosnovanie sovershenstvovaniya sluzhby upravleniya personalom i modernizatsiya kadrovoy politiki LPU [Rationale for improving staff management and modernization of staff policy in health care facility]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki 2013; 18(6):3339-3341. (In Russian).
  2. Gabrielyan A.R., Yadchuk V.N. Upravlenie personalom v usloviyakh reformirovaniya zdravookhraneniya [Staff management in conditions of healthcare reforming]. Klinicheskiy opyt dvadtsatki 2013;(3): 56-59. (In Russian).
  3. Gabrielyan A.R. Zdravookhranenie v usloviyakh rynochnoy ekonomiki. Spros, predlozhenie i rynochnye struktury v zdravookhranenii [Healthcare in conditions of market economy. Demand, supply, and market structure in healthcare]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online] 2013 [cited 2014 Apr 26]; 34 (6). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/522/30/lang,ru/ (In Russian).
  4. Gan'shin I.B., Shelenberg L.V. Izuchenie dominirovaniya vo vzaimootnosheniyakh vrach – patsient [Studying the dominance in relationship between a doctor and a patient]. Meditsinskie nauki 2013;(6):19-20. (In Russian).
  5. Gan'shin I.B., Sistema kontrolya kachestva spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi [Quality control system for a specialized medical care]. Estestvennye i tekhnicheskie nauki 2013;(1):126-128. (In Russian).
  6. Ivashkin A.A. Aktual'nye problemy podgotovki upravlencheskikh kadrov [Actual problems in managerial staff training]. Vysshee obrazovanie v Rossii 2005;(12):127-129. (In Russian).
  7. Il'in V.V. Internet-resursy v uchebnoy deyatel'nosti [Internet resources in education practice]. Vysshee obrazovanie v Rossii 2005;(9):56-59. (In Russian).
  8. Il'yasov D.V. Trebovaniya k povysheniyu kvalifikatsii rukovoditeley [Requirements to improve professional skill of managers]. Vysshee obrazovanie v Rossii 2005;(4):154-156. (In Russian).
  9. O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimateley pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munitsipal'nogo kontrolya [On protecting the rights of legal entities and individual entrepreneurs in providing a state control (supervision) and municipal control]. Federal'nyy zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ (red. ot 28.12.2013). Sobranie zakonodatel'stva RF 2008. 12.29, № 52 (Part 1), Art. 6249. (In Russian).
  10. Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii [On mandatory health insurance in the Russian Federation]. Federal'nyy zakon ot 29.11.2010 №326-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Online]. 2010 [cited 2014 Apr 26]. Available from: http://base.garant.ru/12180688/ (In Russian).

Дата поступления: 14 ноября 2017 г.


Просмотров: 9045

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
  • Вы можете оставить свой комментарий любым браузером кроме Internet Explorer старше 6.0
Имя:
E-mail
Комментарий:

Код:* Code

Последнее обновление ( 12.01.2018 г. )
« Пред.   След. »
home contact search contact search