ВОЗ. Информационный бюллетень. Профилактика неинфекционных заболеваний. Декабрь 2017 |
26.12.2017 г. | |||||||
Декабрь 2017 г. Тема номера – Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (Офис по НИЗ) в Москве, Российская Федерация, является составной частью Европейского регионального бюро ВОЗ, представляя собой филиал Отдела неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья на всех этапах жизни. Он возглавляет работу ВОЗ по укреплению национального потенциала во всех 53 государствах-членах Европейского региона ВОЗ с целью профилактики НИЗ и борьбы с ними, продвижения межсекторального подхода и разработки мер политики по борьбе с НИЗ. Создание Офиса стало важной вехой в реализации обязательств по борьбе с НИЗ в Регионе, взятых на себя Российской Федерацией в сентябре 2012 г. Дом ООН, Москва, Российская Федерация Работа Офиса по НИЗ сосредоточена на четырех основных направлениях:
Эти направления четко соотносятся с четырьмя обязательствами и установленными сроками выполнения, вошедшими в Итоговый документ совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по всестороннему обзору и оценке прогресса, достигнутого в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбе с ними: разработка национальных планов, установление национальных целей, проведение мероприятий по противодействию факторам риска НИЗ, а также укрепление и ориентация систем здравоохранения на профилактику НИЗ и борьбу с ними. Важной частью работы Офиса по НИЗ являются обучение и подготовка специалистов, поскольку это способствует укреплению национального потенциала, обеспечению стратегического руководства и развитию межсекторального сотрудничества, а также открывает возможности для стран перенимать передовой опыт и использовать международные материалы на русском языке. Перед странами стоит непростая задача. Для того чтобы решить проблему НИЗ, необходимо вести работу сразу в нескольких областях: бороться с факторами риска, связанными с НИЗ, – сердечно-сосудистыми, онкологическими, хроническими респираторными заболеваниями, сахарным диабетом, ожирением и инсультом, – и укреплять системы оказания медицинской помощи людям, страдающим от этих заболеваний. Такая работа включает не только реализацию стратегий, ориентированных на создание условий для здорового образа жизни и его поддержку в целях профилактики НИЗ, но и разработку информационных систем для подготовки исходных показателей и сбора данных о достигнутом прогрессе. Неинфекционные заболевания – основная причина смертности, заболеваемости и инвалидности в Европейском регионе ВОЗ, на их долю приходится около двух третей смертей в возрастной категории 30–69 лет. Тем не менее, за последнее десятилетие показатели распространенности гипертензии и преждевременной смертности от НИЗ заметно снизились. Это позволяет надеяться на то, что в Европейском регионе задача 3.4 ЦУР – к 2030 г. уменьшить на 33% преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний – будет выполнена с опережением установленного срока и даже с превышением целевого показателя. Неравенства в преждевременной смертности Европейский регион опережает все остальные регионы по показателю снижения риска преждевременной смертности от НИЗ, хотя неравенства в отношении преждевременной смертности сохраняются как между странами, так и внутри стран. Для того чтобы добиться снижения преждевременной смертности на 45%, потребуется преодолеть разрыв в показателях смертности от НИЗ в восточных и западных европейских странах. Значительные неравенства сохраняются и внутри стран Региона среди различных социально-экономических групп и населения различных географических регионов. Результаты недавно проведенных Офисом по НИЗ аналитических исследований указывают на существование значительных гендерных неравенств: бо́льшая часть случаев преждевременной смерти приходится на мужчин и вызвана сердечно-сосудистыми заболеваниями. Большинство этих преждевременных смертей можно было бы предотвратить за счет согласованных действий, направленных на ускорение прогресса в области профилактики НИЗ и борьбы с ними. Ускорение прогресса Ключевую роль в снижении показателей преждевременной смертности играет профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. К текущим мерам, которые принимают государства и неправительственные организации в этом отношении, относятся повышение осведомленности о факторах риска инсульта и ишемической болезни сердца, в частности об употреблении табака, а также популяризация улучшения рациона питания. Меры по лечению гипертензии способны существенно повлиять на снижение показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, особенно если такие меры принимаются с использованием целостного мультидисциплинарного подхода. Употребление табака и потребление алкоголя сокращаются слишком медленными темпами, а распространенность избыточной массы тела и ожирения увеличивается слишком быстро, поэтому достижение глобальных целевых ориентиров в этих областях крайне затруднено. ВОЗ идентифицировала так называемые наиболее выгодные вмешательства, направленные на решение этих проблем, – то есть высокоэффективные и рентабельные меры, способные повлиять на все НИЗ и их факторы риска и, таким образом, способствовать значительному улучшению показателей здоровья и мужчин, и женщин.
К наиболее эффективным вмешательствам относятся как медицинские мероприятия, так и сопровождающие их политические меры, включающие повышение налогов на табачные изделия и алкоголь, снижение потребления соли, исключение трансжиров из пищевой промышленности и поддержка физической активности. Усиление ответных мер систем здравоохранения в области НИЗ служит ключом к обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения, но странам необходимо пойти дальше и бороться с коренными причинами, сосредоточив усилия в области социальных, экономических, экологических и коммерческих детерминант здоровья. Это будет способствовать улучшению показателей здоровья, сокращению неравенств и достижению устойчивости всеобщего охвата услугами здравоохранения в Регионе. Международные рамочные документы и обязательства В своей работе Офис по НИЗ руководствуется следующими документами: • Московская декларация, принятая в 2011 г. на Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям1: • Политическая декларация совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними от 2011 г. (A/RES/66/2), доклад о ходе реализации которой будет представлен на третьем совещании высокого уровня по профилактике НИЗ и борьбе с ними в 2018 г.2; • Глобальный план действий ВОЗ по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013–2020 гг.3; • Глобальная система мониторинга борьбы с неинфекционными заболеваниями ВОЗ; • Цели в области устойчивого развития4; • Политика «Здоровье-2020» и соответствующие целевые показатели по НИЗ, установленные этой политикой5; • План действий по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в Европейском регионе ВОЗ, 2016–2025 гг.6; • Дорожная карта Монтевидео на 2018–2030 гг. в области борьбы с НИЗ как приоритетной задачи устойчивого развития7; • стратегии и планы действий, такие как Европейский план действий в области пищевых продуктов и питания на 2015–2020 гг.8; Стратегия в области физической активности для Европейского региона ВОЗ, 2016–2025 гг.9; Европейский план действий по сокращению вредного употребления алкоголя, 2012–2020 гг.10; Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака11 Подробнее об Офисе ВОЗ по НИЗ: www.euro.who.int/ru/NCDOffice Публикации Всемирной организации здравоохранения: выпущенные по теме неинфекционных заболеваний на русском языке Европейским офисом ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними или при его поддержке: Политические меры
Неинфекционные заболевания (НИЗ), такие как рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и хронические респираторные заболевания, а также их факторы риска, являются растущей проблемой в области развития и общественного здравоохранения в Кыргызстане. В настоящем докладе приводятся полученные по итогам трех оценок фактические данные о роли НИЗ в снижении объемов производства, а также обсуждаются меры вмешательства, которые могут быть предприняты для решения этой проблемы, и их относительная рентабельность. Анализ экономического бремени показал, что экономические потери от НИЗ эквивалентны 3,9% валового внутреннего продукта страны. Расчет стоимости вмешательства позволяет оценить объемы финансирования, необходимого для реализации комплекса мер политики. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/349684/BizzCase-KGZ-Ru-web.pdf Эпиднадзор и мониторинг
В настоящем ежегодном докладе описывается прогресс, достигнутый в деле борьбы с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) в Европейском регионе ВОЗ и отдельных государствах-членах. В документе представлен ряд актуальных данных эпиднадзора в области НИЗ, соответствующих глобальным и региональным рамочным концепциям, таким как Глобальная система мониторинга борьбы с НИЗ, политика «Здоровье-2020», индикаторы прогресса и цели в области устойчивого развития (ЦУР). Каждый год в докладе освещается новая тема: в этом году он посвящен так называемым индикаторам прогресса, позволяющим определить степень успешности осуществления политических мер по внедрению “наиболее выгодных” вмешательств в области управления, эпидназдора, профилактики и комплексного ведения НИЗ. В предыдущие два года в Европейском регионе ВОЗ наблюдался значительный рост темпов осуществления политических мер по внедрению “наиболее выгодных” вмешательств. С 2015 по 2017 гг. доля полного выполнения индикаторов прогресса по странам выросла в среднем с 34% до 42%, а частичного – с 69% до 76%. В последние годы в Регионе удалось добиться существенных успехов в снижении показателей преждевременной смертности от НИЗ. Если существующие тенденции сохранятся, то Региону в целом и большинству государств-членов даже в рамках обычной практики, вероятно, удастся выполнить задачу 3.4 ЦУР – к 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний. Кроме того, дальнейшая активизация политических мер по внедрению “наиболее выгодных” вмешательств может способствовать резкому улучшению ситуации, поэтому и государства-члены, и Регион могут рассмотреть возможность установить более смелые целевые ориентиры по предотвращению преждевременной смертности. Однако, несмотря на благоприятную динамику показателей преждевременной смертности, некоторые другие целевые ориентиры Глобальной системы мониторинга - такие как сокращение вредного употребления алкоголя и распространенность табакокурения, а также сдерживание темпов роста заболеваемости диабетом и ожирения – не будут достигнуты при сохранении текущих тенденций. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/351698/Monitoring-NCD-Ru.pdf
В Республике Беларусь, как и в других странах, НИЗ остаются основной причиной заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения. Самые эффективные меры снижения бремени НИЗ заключаются в предупреждении их развития, а именно, – воздействие на популяционном и индивидуальном уровне на поведенческие факторы риска НИЗ: курение, употребление алкоголя, чрезмерное употребление соли, низкая физическая активность, избыточная масса тела, нездоровое питание. В Республике Беларусь впервые проведено общенациональное исследование распространенности основных факторов риска НИЗ среди населения республики в возрасте 18-69 лет (STEPS-исследование). Результаты исследования позволят составить объективное мнение о текущей ситуации по распространенности факторов риска НИЗ среди взрослого населения страны и в значительной степени будут определять подходы в отношении профилактики НИЗ в Республике Беларусь на предстоящие годы. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Питание
В этом техническом докладе представлены результаты комплексного выборочного обследования, проведенного в Бишкеке, Кыргызстан, с июня по июль 2016 г. в рамках проекта FEEDcities – Восточная Европа и Центральная Азия. Целью проекта являлось описание местной среды уличного питания, в том числе характеристик торговых точек, предлагаемых продуктов питания и питательного состава пищевых продуктов фабричного производства и домашнего приготовления, традиционно потребляемых в такой среде. В докладе также изложены рекомендации по проведению в жизнь сделанных выводов. Это исследование было проведено в рамках двустороннего партнерства ВОЗ и Института общественного здоровья при Университете Порту, Португалия, в сотрудничестве с Медицинским факультетом, Факультетом питания и наук о продуктах питания и Факультетом фармацевтики Университета Порту (Регистрационные номера ВОЗ 2015/591370 и 2017/698514). Финансирование исследования осуществлялось на средства, выделенные Правительством Российской Федерации по линии Европейского офиса ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (Офиса по НИЗ). Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/355067/FEED-KGZ-report-Ru.pdf
В этом техническом докладе представлены результаты комплексного выборочного обследования, проведенного в Душанбе, Таджикистан, с апреля по май 2016 г. в рамках проекта FEEDcities – Восточная Европа и Центральная Азия. Целью проекта являлось описание местной среды уличного питания, в том числе характеристик торговых точек, предлагаемых продуктов питания и питательного состава пищевых продуктов фабричного производства и домашнего приготовления, традиционно потребляемых в такой среде. Это исследование было одним из итогов двустороннего партнерства ВОЗ и Института общественного здоровья при Университете Порту, Португалия, в сотрудничестве с Медицинским факультетом, Факультетом питания и наук о продуктах питания и Факультетом фармацевтики Университета Порту (Регистрационные номера ВОЗ 2015/591370 и 2017/698514). Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/355068/FEED-TJK-report-Ru.pdf Алкоголь
Повышение цены на алкоголь является одной из наиболее эффективных мер политики по сокращению общего потребления алкоголя в стране и, следовательно, по снижению уровня связанного с алкоголем вреда. Налогообложение - это распространенный способ контроля за ценами на алкогольные напитки, а при корректировке в соответствии с инфляцией это может быть эффективной мерой как для снижения вреда, так и для повышения поступлений в государственный бюджет. В данном отчете описывается политика налогообложения алкоголя в Кыргызстане в период с 2006 по 2016 год, а также ее влияние на поступления в бюджет и вред, связанный с алкоголем. Реализация решительных политических мер в период 2012-2014 годов позволила снизить доступность алкоголя и привела к сокращению оборота и потребления алкоголя, а также вреда, связанного с алкоголем. Хотя налоговая политика в Кыргызстане, по-видимому, оказала положительное влияние, увеличение налогов должно сопровождаться действиями Правительства по контролю за производством, продажей и потреблением незаконного алкоголя. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/353536/Alcohol-KGZ-Ru.pdf Табак
Употребление табака продолжает убивать миллионы людей во всем мире, в том числе в Европейском регионе ВОЗ. Помимо того, что табак вызывает болезни и смерти, он также является движущим фактором социальной несправедливости. Современные тенденции свидетельствуют о том, что потребление табака не сокращается настолько быстро, насколько это необходимо для достижения согласованных на глобальном уровне целевых показателей, особенно среди беднейших и наиболее уязвимых групп населения. Лишь такое общество считается свободным от табака, где его употребляет менее 5% взрослого населения. В настоящем кратком докладе анализируются последние данные о распространенности употребления табака в Европейском регионе ВОЗ, взятые из доклада о глобальной табачной эпидемии за 2017 г., рассматриваются предшествующие аналогичные доклады, начиная с 2008 г, а также достижения в деле реализации комплекса мер MPOWER в Европейском регионе. В качестве обоснования используются фактические данные, собранные в «Сборнике аргументов для борьбы против табака». Оценивается прогресс, достигнутый в Европейском регионе ВОЗ в реализации Дорожной карты действий с целью усиления мер по осуществлению Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в Европейском регионе на 2015–2025 гг. (далее – Дорожная карта), и протяженность дальнейшего пути к достижению конечной цели. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/354436/Taking-stock-report_RUS.pdf
Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака (GATS) представляет собой национальный репрезентативный опрос домохозяйств, в котором опрашиваются лица 15 лет и старше, и который является глобальным стандартом систематического мониторинга потребления табака и отслеживания ключевых показателей борьбы против табака, разработанных для получения национальных оценок в целом, а также в разбивке по полу и месту проживания. Опрос GATS является одним из компонентов Глобальной системы эпиднадзора за потреблением табака (GTSS). В Российской Федерации он был впервые проведен в 2009 г., а затем – в 2016 г. Опросы GATS повышают потенциал стран в области разработки, внедрения и оценки программ борьбы против табака. Кроме того, они помогут странам выполнить вытекающие из РКБТ ВОЗ обязательства по сбору сопоставимых данных как на национальном, так и на международном уровне. ВОЗ разработала стратегию MPOWER6, которая представляет собой комплекс из шести научно обоснованных мер по сокращению спроса на табак, содержащихся в РКБТ ВОЗ. В 2016 году опрос GATS был проведен при координации Министерства здравоохранения Российской Федерации Информационно-издательским центром "Статистика России" Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Научно-исследовательским институтом пульмонологии. Teхническая поддержка осуществлялась Центрами по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention (CDC)), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Школой общественного здоровья Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health) и RTI International. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/349997/Global_exspress_int_VOZ-2509.pdf
Ряд государств-членов Европейского региона ВОЗ движутся к достижению цели стать свободными от табака, то есть снизить распространенность курения до 5% или менее. Особое внимание при этом уделяется защите юных поколений от приобщения к курению и вредного воздействия табака. Защита детей от табака имеет важнейшее значение для Региона не только потому, что приобщение подростков к курению – это важнейший компонент кризисной ситуации в области общественного здравоохранения, но также поскольку государства-члены несут ответственность за соблюдение прав ребенка. В настоящем докладе освещены текущие и вновь появляющиеся проблемы, связанные с воздействием табака на здоровье детей в Регионе, а также рассмотрены нормативно-правовые механизмы, обязательства и другие инструменты, которые государства-члены должны использовать для защиты детей от табака. Сюда включены и новые подходы, которые можно и нужно применять, для того чтобы Европейский регион стал свободным от табака. Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/345693/Tob_Free_Gen_WEB.pdf
Российская Федерация в конце XX и начале XXI веков относилась к странам с наибольшей распространенностью курения табака. Предпринимаемые правительством усилия по ограничению курения не приводили к какому-либо снижению табачной эпидемии в стране. В то же время активность табачных компаний способствовала дальнейшему увеличению распространенности табакокурения в Российской Федерации в начале 2000-х годов. С учетом этой ситуации правительство сразу же поддержало усилия ВОЗ по борьбе с табачной эпидемией, приняв активное участие в разработке и последующем внедрении Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). Принятие и внедрение РКБТ в сравнительно короткий срок для страны с крайне высокой распространенностью потребления табака дали существенные положительные результаты. О стойкой динамике снижения потребления табака свидетельствует постоянное ежегодное, начиная с 2005 г., сокращение объемов продаж табачной продукции. Наиболее существенный спад наблюдался в 2014 г., в течение первого года вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, когда объем продаж сигарет и папирос составил 319,9 млрд шт. (для сравнения: в 2005 г. этот показатель был равен 395,5 млрд шт.). Полный текст на русском языке на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ: Подробнее в прилагаемой брошюре Контактная информация Документационный центр ВОЗ 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, 11, комната 209 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» (ЦНИИОИЗ). Кайгородова Татьяна Вадимовна, руководитель Документационного центра ВОЗ Подписка на Бюллетень Информационный бюллетень издается в формате pdf и распространяется свободно по электронным адресам, включенным в список рассылки. Добавить новый адрес в список, а также отказаться от рассылки можно по адресу: Предыдущие выпуски Информационного бюллетеня можно найти, обратившись по ссылке: http://whodc.mednet.ru/ru/informaczionnyj-byulleten.html 1 Московская декларация, принятая в 2011 г. на Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям: http://www.who.int/nmh/events/global_forum_ncd/documents/moscow_declaration_ru.pdf 2 Совещание высокого уровня Организации Объединенных Наций. 19-20 сентября 2011 г., Нью-Йорк, США: 3 Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. План действий на 2013-2020 гг.: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/94384/5/9789244506233_rus.pdf 4 Цели в области Устойчивого Развития ООН (ЦУР): http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals 5 Здоровье 2020 – основы Европейской политики и стратегия для XXI века: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf 6 План действий по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в Европейском регионе ВОЗ. Европейский региональный комитет, Шестьдесят шестая сессия. Копенгаген, Дания, 12–15 сентября 2016 г.: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/315481/66wd11r_NCDActionPlan_160522.pdf 7 WHO Global Conference on NCDs, 18-20 October 2017: 8 Европейский план действий в области пищевых продуктов и питания на 2015–2020 гг.: 9 Стратегия в области физической активности для Европейского региона ВОЗ, 2016–2025 гг.: 10 Европейский план действий по сокращению вредного употребления алкоголя, 2012–2020 гг: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/187154/e96726R.pdf 11 Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака: Просмотров: 13294
Добавить комментарий
|
|||||||
Последнее обновление ( 20.01.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|