АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ |
06.03.2018 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-59-1-10
1Успенская И.В., 1Манухина Е.В., 2Юрина С.В.
ANALYSIS OF FINANCIAL SUPPORT FOR TERRITORIAL PROGRAM OF COMPULSORY HEALTH INSURANCE
Контактная информация: Манухина Елена Васильевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме Актуальность. В сложных экономических условиях актуализировалась деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансовому обеспечению территориальных программ обязательного медицинского страхования. Предмет исследования: финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования. Цель исследования. Определить динамику финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках мероприятий по оптимизации финансирования системы здравоохранения на региональном уровне. Методы. С использованием аналитического метода, в том числе метода экономического анализа, дана оценка выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования, по данным мониторинга объемных и финансовых показателей деятельности системы в целом и отдельных медицинских организаций. Результаты. Выявлены направления оптимизации финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования, путём приоритетного финансирования ресурсосберегающей первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, со снижением в структуре затрат с 51,4% в 2014 г. до 47,7% в 2016 г. доли дорогостоящей стационарной медицинской помощи. При этом, доля затрат на оплату амбулаторной первичной медико-санитарной помощи увеличилась с 36,5% до 38,1%, оказанной в условиях дневного стационара – с 5,5% до 7,8%, соответственно показателям региональной «дорожной карты». В связи с увеличением в 1,3 раза объёмов профилактической стоматологической помощи, в 2,0 раза снижена обращаемость по поводу заболеваний. В 2,4 раза увеличилось финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, что повысило ее доступность для населения региона. Выводы. Анализ финансового обеспечения территориальной программы в динамике является неотъемлемой частью комплексной оценки здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования. Положительная динамика показателей подтверждает целесообразность мероприятий по оптимизации финансирования на региональном уровне. Область применения результатов: в системе обязательного медицинского страхования на региональном уровне. Ключевые слова: Территориальная программа обязательного медицинского страхования; финансовое обеспечение; первичная медико-санитарная помощь населению при стоматологических заболеваниях; высокотехнологичная медицинская помощь. Abstract. Significance. In the context of complicated economic conditions activity of territorial compulsory health insurance funds on financial support for territorial programs of compulsory health insurance has been kept current. Research subject: financial support for territorial programs of compulsory health insurance. The study purpose. To determine dynamics in financial support for territorial programs of compulsory health insurance within the framework of activities aimed at optimizing health system funding at the regional level. Methods. Using analytical method, including method of economic analysis, the authors evaluated implementation of the territorial programs of compulsory health insurance based on monitoring data of volumetric and financial performance indicators of the overall system and individual health organizations. Results. The study identified areas for optimizing financial support for the territorial program of compulsory health insurance through priority funding of the resource-saving primary care provided at the outpatient basis and in day hospitals, with the reduced share of expensive hospital care from 51.4% in 2014 to 47.7% in 2016 in the cost structure. The share of costs associated with outpatient primary care increased from 36.5% to 38.1%, while the share of costs associated with outpatient care provided at day hospitals increased from 5.5% to 7.8%, according to indicators of the regional road map. Because of the 1.3 times increase in the volumes of preventive dental care, care seeking reduced 2.0 times. Financial support for high-tech medical care increased by 2.4 times, expanding its access to the population. Conclusions. Analysis of dynamics in financial support for the territorial program is an integral part of a comprehensive assessment of the healthcare and compulsory health insurance system. Positive dynamics in indicators confirms usefulness of measures to optimize funding at the regional level. The scope of application: in the system of compulsory health insurance at the regional level. Keywords. Territorial program of compulsory health insurance; financial support; primary health care for dental diseases; high-tech medical care. Введение Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), реализуя государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [7]. Одной из основных функций ТФОМС является финансирование страховых медицинских организаций, ежемесячно оплачивающих оказанные населению в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) объемы медицинской помощи [7]. В соответствии с указанным законом, территориальные программы ОМС ежегодно утверждаются в составе территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи, постановлениями правительств соответствующих регионов, по объемам и стоимости – на уровне не ниже базовой программы ОМС, утверждаемой постановлениями Правительства Российской Федерации, которыми регламентируется также и бюджетный блок (фтизиатрия, психиатрия, венерология и др.). На оптимизацию финансирования системы здравоохранения были направлены мероприятия законодательного, финансового и организационного характера, обеспечившие:
В сложных экономических условиях особенно актуальна деятельность ТФОМС по финансовому обеспечению территориальных программ ОМС [3,6,8]. Цель: Определить динамику финансового обеспечения территориальной программы ОМС в рамках мероприятий по оптимизации финансирования системы здравоохранения на региональном уровне. Исследование проведено за период 2014-2016 гг. в типичном регионе ЦФО – Рязанской области, где, согласно государственной политике, направленной на одноканальное финансирование программы государственных гарантий (преимущественно за счет средств ОМС), доля средств ОМС обеспечивалась на высоком уровне: в 2014 году – 86,7%, в 2015 г. – 88,1% и в 2016 г. – 84,8%. Предмет исследования: финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования. Методы С использованием аналитического метода, в том числе метода экономического анализа, дана оценка внедрению принципа одноканального финансирования преимущественно за счет средств ОМС в здравоохранение региона. Проведенный авторами анализ выполнения территориальной программы ОМС основан на мониторинге объемных и финансовых показателей деятельности как системы в целом, так и отдельных медицинских организаций с использованием отчетной формы № Ф-МПП «Сведения о медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС», а также данных федерального статистического наблюдения в сфере ОМС и мониторинга объема и стоимости высокотехнологичной помощи, оказанной медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС. Результаты Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, утвержденное постановлениями Правительства Рязанской области (от 24.12.2013 № 456, от 22.12.2014 № 396, от 24.12.2015 № 333), соответствует расчетным нормативам (бездефицитно), в отличие от бюджетной составляющей, дефицит которой составил в 2014 году – 45,9%, в 2015 г. – 65,3% и в 2016 г. – 56,3% от расчетных показателей (рисунок 1).
На финансовое обеспечение территориальной программы ОМС фактически в 2014 году было направлено 9 304,3 млн. руб., в 2015 году – 9 609,5 млн. руб., в 2016 году – 9 634,0 млн. руб. – практически 99,0% от плановых показателей. Отметим положительную динамику финансового обеспечения территориальной программы ОМС в 2014-2016 гг. и с учетом убытка от инфляции (рисунок 2).
С учетом снижения численности населения в регионе, авторами был проведен анализ финансовых показателей территориальной программы ОМС за указанный период из расчета на душу застрахованного, в т.ч. с учетом убытка от инфляции (рисунок 3).
Темп прироста финансового обеспечения территориальной программы ОМС, из расчета на 1 застрахованного гражданина в Рязанской области, наиболее выражен в части расходов на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС с учетом убытка от инфляции, что связано с высоким уровнем последней в 2015 году – 12,9% и низким в 2016 году – 5,4% (рисунок 4).
Общее количество медицинских организаций (юридических лиц) за изучаемый период не претерпело существенных изменений. В то же время, наметились положительные тенденции оптимизации видов, форм и условий оказания медицинской помощи, предоставляемых данными медицинскими организациями населению, а также включением в территориальную программу ОМС частных медицинских организаций (таблица 1). Таблица 1 Количество медицинских организаций (подразделений), обеспечивающих различные условия оказания медицинской помощи в рамках выполнения территориальной программы ОМС
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи в рамках упорядочения маршрутизации пациентов, рационального распределения объемов медицинской помощи, совершенствования организации здравоохранения, проводимых региональным минздравом, в состав областной клинической детской больницы в качестве структурного подразделения вошла городская инфекционная детская больница, в состав одной из городских клинических больниц – центр медицинской реабилитации для детей с нарушением ЦНС, в крупные межрайонные центры – маломощные ЦРБ, районные и участковые больницы. В ходе реструктуризации в структуре затрат доля специализированной медицинской помощи снизилась с 51,4% в 2014 г. до 47,7% в 2016 г. (таблица 2). При этом, доля затрат на амбулаторную первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), включая медицинскую помощь населению при стоматологических заболеваниях (первичную стоматологическую помощь), увеличилась с 36,5% до 38,1%, в условиях дневного стационара – с 5,5% до 7,8%, что в целом соответствовало показателям «дорожной карты», предполагающей преимущественное развитие стационарозамещающих технологий [9]. Таблица 2 Структура затрат системы ОМС на оплату медицинской помощи (в %)
Наиболее массовой и востребованной населением является ресурсосберегающая амбулаторная ПМСП, доля фактических расходов на которую несколько превышает показатели «дорожной карты» за счет активизации в регионе профилактических мероприятий, диспансеризации определенных категорий населения [2,9]. Отметим это как положительный фактор в реализации государственных гарантий, ибо еще выдающийся врач-хирург Н.И. Пирогов считал, что «будущее принадлежит медицине профилактической». Расходы на амбулаторную ПМСП (за исключением первичной стоматологической помощи) в целом за период 2014-2016 гг. составили 14334,6 млн. руб., с тенденцией к некоторому снижению (на 6,8%) объемов финансового обеспечения: с 4 961,1 млн. руб. в 2014 г. до 4 625,3 млн. руб. в 2016 г., что связано с уменьшением профилактических посещений с 6071910 в 2014 г. до 3208964 посещений в 2016 году. При этом «выровняло» ситуацию: увеличение количества обращений по заболеванию с 1173043 в 2014 г. до 1809284 обращений в 2016 г., положительная динамика финансового обеспечения профилактической стоматологической помощи. Учет первичной стоматологической помощи в официальной отчетности в системе ОМС (статистической, бухгалтерской) ведется обособленно в связи с уникальностью способа оплаты медицинской помощи указанного профиля – по количеству выполненных условных единиц трудоемкости – УЕТ. Таблица 3 Финансовое обеспечение первичной стоматологической помощи в рамках выполнения территориальной программы ОМС
Расходы на амбулаторную первичную стоматологическую помощь в целом за период 2014-2016 гг. составили 856,6 млн. рублей. Отмечена тенденция к увеличению в 1,3 раза объемов профилактической стоматологии, со снижением практически в 2 раза количества обращений по поводу заболевания – результатом активной профилактической деятельности стоматологического звена (таблица 3). В условиях дневных стационаров в 2014 г. было пролечено 74165 пациентов на сумму 495,6 млн. руб., в 2016 г. – 68657 пациентов на 701,6 млн. рублей. Прирост финансового обеспечения на 41,6% при снижении количества случаев госпитализации на 7,4% – в первую очередь, результат экспертной работы системы ОМС и мероприятий по предупреждению: непрофильной госпитализации и подмены случаев ресурсосберегающей ПМСП ресурсоемкой специализированной медицинской помощью [10]. Объемы специализированной медицинской помощи, оказываемой стационарно, имеют тенденцию к некоторому росту (на 3,7%): с 199837 случаев госпитализации в 2014 г. до 207288 случаев в 2016 г., что в основном определяется увеличением объемов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП): с 2722 случаев госпитализации в 2014 г. до 4250 случаев в 2016 г. При этом в 2,4 раза увеличилось финансовое обеспечение ВМП и в 2,7 раза – стоимость законченного случая (рисунок 5).
Интересно, что в 2014 г. финансовое обеспечение ВМП фактически составило 66,0% плановых показателей, в 2015 г. – 89,2%, в 2016 г. – 101,2%, в связи с тем, что объемы ВМП возросли за этот период более, чем в 1,6 раза. При этом ВМП оказывалась в 2016 г. бóльшим количеством медицинских организаций (11), чем в 2014 г. (9). Обсуждение Как в целом в Российской Федерации, так и в регионе функционирует трехуровневая модель оказания медицинской помощи, основанная на развитии и государственного, и частного сектора здравоохранения с сохранением государственного регулирования. Изменения, с одной стороны, определяются положительной тенденцией вступления в систему ОМС все бóльшего количества частных медицинских организаций, с другой – структурными преобразованиями, в т.ч. укрупнением (путем объединения) маломощных медицинских организаций. Реструктуризация способствовала оптимизации фактических расходов системы ОМС на оплату медицинской помощи в пользу ресурсосберегающей первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях и в условиях дневных стационаров, со снижением доли стационарной специализированной медицинской помощи. Профилактическая направленность ПМСП способствовала снижению количества обращений по заболеванию к 2016 г., в том числе и при стоматологических заболеваниях. Объемы и финансирование высокотехнологичной медицинской помощи ежегодно увеличивались с увеличением количества медицинских организаций, оказывающих ВМП, что обеспечило значительное повышение доступности данного вида медицинской помощи для населения Рязанской области [12]. Выводы Выявлена положительная динамика показателей финансового обеспечения территориальной программы ОМС в Рязанской области в 2014-2016 гг., подтверждающая целесообразность мероприятий по оптимизации финансирования регионального здравоохранения. Сравнительный анализ финансового обеспечения территориальной программы ОМС является неотъемлемой составляющей комплексной оценки деятельности региональной системы здравоохранения и системы ОМС, осуществляемой в целях совершенствования организации оказания и оплаты медицинской помощи. Список литературы
References
Дата поступления: 22.09.2017 Просмотров: 12256
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 19.03.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|