УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ |
11.05.2018 г. | ||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-60-2-3
Бацина Е.А., Крючков Д.В., Карась Д.В., Данильченко Я.В.
KNOWLEDGE MANAGEMENT IN HEALTHCARE
Контактная информация: Бацина Екатерина Алексеевна, e-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Резюме Актуальность. Эффективность учреждений здравоохранения, в том числе, и качество оказания медицинской помощи во многом зависит от умения организации управлять знаниями, что делает разработку и внедрение системы управления знаниями в медицинских организациях целесообразным и необходимым. Актуальность управления знаниями так же подтверждается выходом новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования», в котором в числе новых понятий управление знаниями. Цель: сформировать представление о практике систематического управления знаниями в учреждениях здравоохранения. Методы. Для поиска литературы авторы использовали базу Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. На базе ресурсов Электронного фонда правовой и нормативно-технической документации были проанализированы стандарты, касающиеся выбранной тематики. Заключение. Знания организации – важный производственный нематериальный актив. Система управления знаниями является подсистемой управления деятельностью, инструментом, благодаря которому ценные с точки зрения организации знания, становятся управляемым интеллектуальным капиталом. В настоящее время в российских учреждениях здравоохранения системный подход к управлению знаниями не получил значительного распространения, имеет место фрагментарное применение управленческих механизмов для управления отдельными видами знаний, в том числе, типичными и нетипичными формами объектов интеллектуального, авторского и патентного права. Появление категории «управление знаниями» в современных международных стандартах менеджмента качества способствует актуализации в профессиональном медицинском сообществе проблем разработки и внедрения систем управления знаниями. Систематическое управление знаниями в учреждениях здравоохранения, формирование доступных нематериальных активов ориентировано на реальную пользу деятельности организаций, способствует дальнейшему повышению качества оказания медицинской помощи. Ключевые слова: система управления знаниями; менеджмент знаний; компетентность медицинской организации; интеллектуальный капитал; нематериальные активы. Abstract Significance. Performance of health care facilities as well as quality of care provided greatly depend upon the organization’s ability to manage knowledge, which makes development and implementation of the knowledge management system in medical institutions rational and necessary. Relevance of the knowledge management is also confirmed by the release of a new version of the GOST R ISO 9001:2015 standard “Quality management systems. Requirements” which includes knowledge management among the new concepts. Purpose: to develop a practical concept of regular knowledge management in medical institutions. Methods. The authors used database of the Scientific Electronic Library eLIBRARY.RU for scientific searches. Based on the resources of the Electronic Fund on legal, technical and regulatory documentation standards related to the study topic were analyzed. Conclusion. Knowledge accumulated by the organization is its important performance intangible asset. Knowledge management system is a subsystem of the operations management, a tool ensuring that a valuable knowledge becomes a manageable intellectual capital of the organization. Currently, the system approach to knowledge management in the Russian medical institutions is yet to be widely spread; management mechanisms are fragmentarily applied to manage certain types of knowledge including typical and atypical forms of the objects of the intellectual, copyright and patent rights. Emergence of the “knowledge management” category in the modern international quality management standards actualizes issues related to the development and implementation of knowledge management systems in the professional medical community. Regular knowledge management in medical institutions and development of available intangible assets are targeted at benefiting performance of the organizations contribute to further quality improvement of health care delivery. Key words: knowledge management system; knowledge management; competence of a medical institution; intellectual capital; intangible assets. Введение Управление знаниями (УЗ) – систематические процессы, благодаря которым знания, необходимые для успеха организации, создаются, сохраняются, распределяются и применяются. База знаний - это важный актив современной организации. Теория управления знаниями получила свое развитие в 1956 году, когда Э.Тоффлер в своих работах обозначил главными ценностями новой цивилизации знания и информацию [29]. Данной проблеме посвящается также ряд работ Д. Белла [5], М. Маклюэна и Ё. Масуды. Термин «управление знаниями» (менеджмент знаний) впервые прозвучал через три десятилетия в 1986 году в выступлении К. Виинга на конференции ООН [20]. Классиками теории управления знаниями принято считать японских исследователей И. Нонака и Х. Такеучи [24], которые объясняют успех японских компаний их стремлением к созданию нового знания и использованию его в своих продуктах и технологиях. С каждым годом объем знаний увеличивается в геометрической прогрессии. В связи с данной тенденцией, представления об «управлении знаниями» модифицируются, что приводит к проблемам сохранения нужных и накапливания не нужных знаний, замедляющих принятие решений. На этом фоне технологии в области УЗ доказывают свою необходимость [12]. Следует отметить, что в соответствии с характером деятельности и современными вызовами, стоящими перед учреждениями здравоохранения, последние относятся к организациям, основанным на знаниях, деятельность которых связана с управлением знаниями [8,9]. Компетентность медицинской организации в УЗ во многом определяет такие аспекты работы как, способность организовать междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе оказания медицинской помощи, принимать эффективные врачебные решения с учетом коллективного опыта организации и современных достижений медицинской науки, эффективно использовать высокотехнологичное медицинское оборудование, поддерживать достаточный уровень квалификации медицинских специалистов. Актуальность УЗ возросла после выхода новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования», в котором появились новые понятия: организация и ее среда, риск-ориентированный подход, лидерство и управление знаниями [17]. Методология управления знаниями представлена в стандартах: ГОСТ Р 53894:2016 «Менеджмент знаний. Термины и определения», ГОСТ Р 54875:2011 «Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний», ГОСТ Р 54876:2011 «Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами», ГОСТ Р 54877:2016 «Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний». Таким образом, общая эффективность учреждений здравоохранения, в том числе, и качество оказания медицинской помощи, во многом зависит от умения организации управлять знаниями, что делает разработку и внедрение системы УЗ в медицинских организациях целесообразным и необходимым. Цель настоящей статьи – сформировать представление о практике систематического управления знаниями в учреждениях здравоохранения. Методы Для поиска литературы авторы использовали базу Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. По следующим критериям отобрано 80 публикаций: 1) понятие «знание» и его категории; 2) история развития концепции УЗ; 3) зарубежный и отечественный опыт разработки и применения концепции; 4) цели и задачи управления знаниями; 5) особенности УЗ в учреждениях здравоохранения. Данные 27 источников представлены в настоящем обзоре. На базе Интернет-ресурса «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации» проанализированы стандарты, касающиеся выбранной тематики. Результаты В настоящее время концепция «управления знаниями» считается молодой, но особенно актуальной в условиях современного мира. А.Л. Гапоненко приводит такое определение: «управление знаниями — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость» [7]. В.В. Ефимов, проанализировав различия между знаниями и информацией, пришел к таким выводам: если информация – это сведения, которые могут быть переданы и восприняты в любой доступной человеку форме, то знания – это продукт предметного использования информации и одновременно способ её понимания. Информация передаётся, а знания применяются. Знания – результат познавательной деятельности, характеризуются достоверностью в отношении решения конкретных задач, а потому неотделимы от социального или иного контекста [13]. Знания личностны, человек генерирует и использует их постоянно. Познавательные способности к пониманию, запоминанию и размышлению определяют возможность создания нового знания. Ряд авторов (М. Педлер, П. Хани, А. Мамфорд и П. Сенге) считают главным источником знаний организации – обучение. Общая мысль авторов заключается в стремлении человека к познанию, которое заложено в его природе и определяет склонность к данному процессу [22]. Кроме того для достижения наилучших результатов обучение должно быть непрерывным [21]. Как заметил Б.З. Мильнер, «организации, которые не обучаются (и соответственно не изменяются) одновременно с быстрыми переменами, происходящими вокруг, считаются обреченными» [23]. Знания составляют основу интеллектуального капитала организации, который создают год за годом ценные кадры [25]. Опытные и талантливые сотрудники — это конкурентное преимущество организации. Такие специалисты действуют быстро, знают лучшее решение для каждой задачи и эффективно реагируют на нестандартные ситуации. Секрет этого успеха кроется в накопленных знаниях и опыте. Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения [22,30]. Знания делятся на 4 категории [16,11]:
Знания любой из этих категорий могут существовать в форме производственных активов. В таком случае, их носителем является в большой мере система управления организации, а значит, сохранение и применение знаний в меньшей степени зависит от кадровых движений сотрудников. Активы знаний остаются в учреждении, даже когда создающие или использующие их работники покидают пределы компании. Активами знаний, как и другими средствами и ресурсами производства, необходимо управлять. Менеджмент знаний, однако, не является отдельным процессом, поскольку активы знаний из разных областей деятельности требуют своих механизмов идентификации, оценки и структуризации. УЗ подразумевает системную управленческую деятельность, к которой относится совокупность процессов определения, приобретения, распространения и использования знаний [27]. Менеджмент знаний зависит от ряда условий, в число которых входят: инфраструктурные составляющие (организационная структура предприятия, характер бизнес‐процессов и источники знаний), культура фирмы (ценностные установки, компетенции руководства и персонала) и уровень развития информационных технологий в обществе [27, 2, 31, 16]. Целью УЗ является поиск и направление информации, опыта и профессионализма работников во благо организации, для повышения качества обслуживания потребителей [28]. Как писал Р. Блейк, цель УЗ состоит в овладении коллективным опытом организации и распространении его «повсюду, где он может принести наибольшую отдачу» [1]. В связи с высокой актуальностью практической реализации УЗ в различных отраслях науки появилось понятие «система управления знаниями» (СУЗ), как комплекс повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной с точки зрения компании информации. По мнению М.К. Румизен «управление знанием – это систематический процесс, благодаря которому знания, необходимые для успеха компании, создаются, сохраняются, распределяются и применяются» [13 с. 31]. В свою очередь, Б.З. Мильнер выделяет три основных составляющих системы управления знаниями, делая акцент на их неотделимости, а именно: человеческую, технологическую, организационную [6]. Основное влияние на развитие системы управления знаниями оказывает человеческий фактор. Отношение сотрудника к своей деятельности, к работе коллег, к организации в целом, его понимание или непонимание необходимости СУЗ способствует созданию качественной системы или полному ее неприятию. Технологический аспект, как неотъемлемый элемент СУЗ, позволяет решить ряд проблем в области управления знаниями, обеспечив информационную среду для упорядоченного хранения, распространения и применения знаний сотрудниками компании. Вместе с тем, современные информационные технологии не заменяют межличностных отношений и передачу знаний при прямом общении в совместной деятельности. Это обуславливает связь первых двух компонентов. Организационный компонент представляет собой процесс выстраивания внутриорганизационных связей через налаживание взаимодействия сотрудников посредством использования оптимальных форм, методов и процедур. Именно этот компонент делает весь процесс обмена знаниями наиболее интенсивным. Основными этапами функционирования СУЗ являются: идентификация, создание, хранение, обмен и применение знаний [32]. Задачами СУЗ являются:
Управление знаниями может развиваться по трем основным направлениям: структуризация знаний; интерпретация знаний в доступном виде для сотрудников смежных областей деятельности; обеспечение постоянной коммуникационной связи между сотрудниками, которая позволит эффективно и быстро обмениваться знаниями в нужный момент [10]. М.А. Бочарова [6] предлагает комплексный подход к управлению знаниями, который базируется на принципах СУЗ:
Таким образом, система управления знаниями нацелена на эффективное использование составляющих интеллектуального капитала организации – знаний, навыков и производственного опыта конкретных людей. В свою очередь Н.Г. Куракова описывает подлежащие управлению знания в медицинской организации через понятие «нематериальные активы» и указывает, таким образом, на аспекты юридического сопровождения управления интеллектуальным капиталом организации. К нематериальным активам автор относит объекты промышленной собственности (способы диагностики, лечения, медицинские инструменты и техника), авторского права (базы данных, медицинские информационные системы, методические пособия и руководства) и нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (сведения об организационно-управленческой деятельности, системы управления качеством, информация административного, коммерческого и финансового характера, используемая в режиме коммерческой тайны) [26]. Также к нематериальным активам, как форме существования знаний организации, относятся объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау) [19]. Вопросы разработки и внедрения СУЗ в научно-медицинских организациях на основе соответствующих стандартов в настоящее время практически не представлены в литературе. Вместе с тем, можно обнаружить публикации, посвященных различным частным аспектам внедрения элементов таких систем. Так, В.В. Шаронина описывает опыт медицинского учреждения по созданию мультидисциплинарных бригад [32], как пример практической реализации подхода к генерации новых знаний, ориентированных на повышение качества медицинской помощи. Суть подхода заключается в выборе компетентных врачей по решению поставленной задачи, основными направлениями, деятельности которых являются: совместное проведение осмотра, оценка состояния больного и степени нарушения функций; выбор методик лечения; оценка динамики состояния пациента (эффективности проводимого лечения) с применением балльной оценки по определенным шкалам, отражающим функциональное состояние пациента, активность пациента в быту, а также качество жизни. Здесь, с целью генерации нового знания фактически используется метод «Спираль знаний», предложенный японскими учеными и широко используемый в мировой практике [24]. По данной методике знания создаются от индивидуального уровня, и расширяются в сотрудничестве с отделами, секторами и организацией в целом. Данный процесс состоит из четырех этапов: социализация, экстернализация, комбинация и интернализация [32, 14, 24, 15]. Рассмотрим этапы на примере создания мультидисциплинарных бригад. Социализация (описывает, каким образом люди обмениваются неявными знаниями), происходит на стадии клинического осмотра пациента с целью получения дополнительной информации о заболевании и обсуждение проблем пациента. Экстернализация (преобразует неявные знания в явные в процессе профессионального общения) заключается в коллективном размышлении над медицинскими деталями, такими как: содержание жалоб пациента, предполагаемые причины заболевания и другие. В результате междисциплинарного рассмотрения состояния больного происходит более качественная его оценка, обобщение и формализация заключений всех специалистов для подведения итога «общей картины» заболевания. На этапе комбинации (формирование и передача информации, закодированной в определенной форме) врачами бригады составляется индивидуальная программа лечения для пациента. Интернализация (переводит явные знания обратно в неявную форму, используя эту процедуру как обучение) обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий специалистов по тактике лечения конкретного пациента (индивидуальный подход к каждому больному), что позволяет превращать явное знание во «внутренне освоенное» на основе переосмысления полученного опыта в результате совместной деятельности в мультидисциплинарной бригаде. Это интернализованное знание становится ценным ресурсом, позволяющим выстраивать продуктивные отношения между работниками медицинского учреждения [32]. Таким образом, создание подобных бригад – это локальный пример практической реализации принципов управления знаниями в медицинском учреждении. В ряде исследований [3,4] показано построение системы управления знаниями в рамках системы менеджмента качества в научно-исследовательском медицинском учреждении. Обсуждение В литературе не представлено широкого опыта внедрения СУЗ в здравоохранении. Реальные примеры можно рассмотреть в нефтяной промышленности и позаимствовать методики с доказанной эффективностью. Например, Д.В. Кудрявцев и А.Ю. Снеткова [18] в своей статье представляют опыт таких отечественных компаний как «Лукойл», «Газпром-нефть», «Татнефть» и «Роснефть». У данных компаний функционируют собственные базы знаний в области геологии и разработки месторождений. В «Татнефть» с 2012 года существует «банк идей» насчитывающий более 2000 опубликованных актуальных производственных проблем по профильным направлениям деятельности. Так же к инструментам в области управления знаниями можно отнести: создание сервиса вопросов и ответов; проведение конференций для обмена опытом; наставничество для развития нового поколения. Авторами настоящей статьи были обобщены материалы и составлен примерный алгоритм управления знаниями в медицинском учреждении с применением основополагающего стандарта [10]:
Предложенный алгоритм системы управления знаниями может быть представлен в форме Положения и содержать общее описание системы, а также определение места данного процесса в системе управления качеством медицинской организации. Заключение Знания медицинской организации – важный производственный нематериальный актив. Система управления знаниями является подсистемой управления деятельностью, инструментом, благодаря которому ценные с точки зрения организации знания, становятся управляемым интеллектуальным капиталом. В настоящее время в российских учреждениях здравоохранения системный подход к управлению знаниями не получил значительного распространения, имеет место фрагментарное применение управленческих механизмов для управления отдельными видами знаний, в том числе, типичными и нетипичными формами объектов интеллектуального, авторского и патентного права, что снижает ценность любых инноваций в медицине. Появление категории «управление знаниями» в современных международных стандартах менеджмента качества способствует актуализации в профессиональном медицинском сообществе проблем разработки и внедрения систем управления знаниями. Систематическое управление знаниями в учреждениях здравоохранения, формирование доступных нематериальных активов ориентировано на реальную пользу деятельности организаций, способствует дальнейшему повышению качества оказания медицинской помощи. Список литературы
References
Дата поступления: 25.02.2018 Просмотров: 8468
Добавить комментарий
|
||||||
Последнее обновление ( 11.05.2018 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|