АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ |
19.08.2019 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-4-2 1Кузнецов В.В., 1Байрамов Р.А., 1Смирнов Е.А., 1Косилова Е.К., 1,2Косилов К.В.1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток. 2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Владивосток Резюме Актуальность. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи существенно зависит от субъективной самооценки здоровья, которая может не совпадать с его объективным состоянием. Адекватное понимание своего физического и психологического статуса, как правило, позитивно влияет на выбор поведенческих стратегий. В то же время в текущей литературе практически отсутствуют данные по анализу корреляции субъективной и объективной оценки состояния здоровья у студентов выпускных курсов гуманитарных и медицинских направлений образования. Цель исследования: изучить взаимосвязь качества жизни, связанного со здоровьем с его объективным состоянием у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей Материалы и методы. Исследование проводилось в Тихоокеанском Государственном медицинском университете и в школе Искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета и с 10.12. 2017 по 10.06.2018 года. Для участия были отобраны 378 студента старших (4-6) курсов, из них 205 (54,2%) обучались специальностям медицинского направления, и 173 (45,8%) - гуманитарного профиля. Для получения информации о состоянии здоровья изучались карты амбулаторного пациента (формы 025/у; 001-1/у; 062/у). Самооценка качества жизни, связанного со здоровьем исследовалось с использованием анкет «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36». Демографический и социально-экономический статус оценивался по унифицированной анкете (Поздеева Т.В., 2008, с дополнениями авторов). Средняя частота отклика во время проведения исследования составила 93,4 %. Результаты. При анализе массива данных было установлено, что студентов всех направлений обучения наиболее часто отмечаются заболевания пищеварительной системы (в 25-28% случаев), дыхательной (10-11%), мочеполовой (9%), и нервной систем (8%). Общая оценка качества жизни у студентов обоих направлений обучения находилась в пределах 62-64 балла, что соответствует нормальным значениям показателя. Этот показатель оказался сильно взаимосвязан с уровнем частоты обращаемости за медицинской помощью (r=0,86, p<0,01; r=0,91, p<0,01), частотой выявления хронических соматических заболеваний (r=0,39, p<0,05; r=0,65, p<0,05), с индексом коморбидности. Выводы. Студенты старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей оценивают качество жизни как удовлетворительное, несмотря на высокий уровень хронической заболеваемости. Ключевые слова: качество жизни, связанное со здоровьем; индекс коморбидности; заболеваемость, студенты.
Контактная информация: Косилов Кирилл Владимирович,email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
ANALYSIS OF SELF-EVALUATION OF HEALTH AND MORBIDITY AMONG SENIOR STUDENTS OF MEDICAL AND HUMANITARIAN SPECIALTIES Abstract Significance. Health-preserving behavior among students significantly depends on the subjective self-evaluation of health, which may not coincide with its objective state. An adequate understanding of their physical and psychological status, as a rule, has a positive effect on the choice of behavioral patterns. However, here are hardly any data in modern literature on the analysis of relationship between the subjective and objective evaluation of health of senior students in the humanitarian and medical fields of education. Purpose. To study the relationship between quality of life related to health and its objective state among senior students of medical and humanitarian specialties. Material and Methods. The study was conducted at the Pacific State Medical University and School of Arts and Humanitarian Sciences of the Far Eastern Federal University from 10.12. 2017 to 10.06.2018. A total of 378 senior students (4-6 –year students) were selected for participation, 205 of them (54.2%) were medical students and 173 (45.8%) – humanitarian students. Outpatient medical records (forms 025/y; 001-1/y; 062/y) were studied to retrieve information about health. Self-evaluation of life quality related to health was studied using the questionnaire "A brief form of self-evaluation of the quality of life related to health MOS SF-36". Demographic and socio-economic status was assessed through a unified questionnaire (Pozdeeva T.V., 2008, updated by the authors). The average response rate during the study added up to 93.4%. Results. Analysis of the data array showed that students of all specialties most often had diseases of the digestive system (25-28%), respiratory (10-11%), urinary (9%), and nervous systems (8%). The overall assessment of the quality of life of students in both medical and humanitarian specialties was in the range within 62-64 points, which corresponds to the normal values of this indicator. This indicator turned out to be strongly related with the rate of care seeking (r = 0.86, p <0.01; r = 0.91, p <0.01), the rate of detection of chronic diseases (r = 0.39, p <0.05; r = 0.65, p <0.05), with a comorbidity index. Conclusions: Senior students of medical and humanitarian specialties evaluate their life quality as satisfactory, despite the high level of incidence of chronic diseases. Keywords: health-related quality of life; comorbidity index; morbidity; students.
Corresponding author: Kirill V. Kosilov, email:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Введение По данным отечественной литературы до 65% и более студентов в Российской Федерации страдают хроническими соматическими заболеваниями [1-3]. Общее состояние здоровья и уровень заболеваемости, безусловно, влияют на эффективность обучения и овладения студентом навыками и теоретическим багажом будущей профессии. Поэтому состояние здоровья студенческой молодежи, в том числе обучающейся медицинским и гуманитарным специальностям, в настоящее время продолжает находиться в центре внимания исследователей - социологов, психологов, медиков и педагогов. Известно, что значительная распространенность соматической патологии среди студентов, как правило, не детерминирована единственной причиной, а связана с влиянием множества разнородных факторов: от демографических и социально-экономических до экологических, физиологических, генетических, алиментарных, и прочих [4-6]. Многие отечественные и зарубежные исследователи обращают внимание на важность изучения субъективного восприятия студентами своего здоровья. Объективное состояние здоровья и его субъективное восприятие могут сильно отличаться у одного и того же индивида, и самооценка своего физического и психического статуса представляет собой отдельный фактор влияния на успеваемость и будущую профессиональную эффективность. Ложное понимание своего физического и психического состояния может изменить поведение студента в отношении здоровья в негативную сторону, привести к формированию девиантных поведенческих стратегий [7-10]. Медицинское и гуманитарное образование имеет свою специфику, иногда может быть связано с избыточными психоэмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками. Часто студенты сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами при овладении узкопрофессиональными компетенциями, но «замещают» отставание за счет не рационального, декомпенсирующего поведения [11-14]. В текущей периодической литературе практически отсутствует информация по анализу взаимовлияния субъективной оценки состояния здоровья и объективного физического и психического статуса [15, 16]. Поэтому исследования самооценки состояния здоровья и ее соотношения с реальным состоянием здоровья в настоящее время являются актуальным направлением исследования мотиваций здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи [9-11, 17]. Исходя из предположения, что влияние субъективной и объективной оценки качества жизни, связанного со здоровьем, не тождественно влияют на качество обучения и взаимосвязаны, однако их корреляция слабо освещена в текущей научной литературе, мы сформулировали следующую цель исследования: - изучить взаимосвязь качества жизни, связанного со здоровьем с объективным его состоянием у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей Материал и методы Исследование проводилось с 15.011. 2017 по 01.06.2018 года в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ). При отборе студентов в обследуемую группу применялся принцип простой фиксированной рандомизации. «Ослепление» исследователя, осуществлявшего статистическую обработку полученных данных, проводилось путем обезличивания индивидуальных файлов с информацией. Таблица 1 Демографический, социально-экономический статус и переменные, связанные со здоровьем у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей ДВФУ и ТГМУ (n=378)
Примечание. 1 Mean (M) - среднее значения показателя в выборке; SD (standard deviation) стандартное отклонение; 2 - тысяч рублей; 3 - значение в баллах, от 1 до 5; 4 - в единицах; 5Number (N) число случаев; *p <0,05. В исследовании приняли участие 378 студентов старших (4-6) курсов, из них 205 (54,2%) обучались специальностям медицинского, 173 (45,8%) - специальностям гуманитарного профиля. Средний возраст составил 21,3 (1,3) года. Средняя частота отклика составила 93, 4%. Социально-экономические и демографические характеристики студентов, а так же данные об объективном состоянии их здоровья представлены в таблице 1. Критериями включения являлись: обучение медицинским или гуманитарным специальностям на 4-6 курсах ДВФУ/ ТГМУ, критериями исключения - академический отпуск по болезни, неуспеваемости, наличие второго высшего образования. Объективное состояние здоровья студентов определялось по наличию хронических заболеваний с расчетом индекса коморбидности Чарлсона. Источником информации служили амбулаторные карты пациента (Форма 025/у); журналы учета приема больных (Форма 001-1/у); врачебно-контрольные карты диспансерного наблюдения (Форма 062/у). Расчет индекса коморбидности проводился по таблице Чарлсона в соответствии с данными Листа уточненных диагнозов (Форма 025/у). Для предоставления информации было получено письменное информированное согласие студентов и администраций лечебно-профилактических учреждений, к которым были прикреплены студенты. Состояние академической успеваемости студентов, принявших участие в исследовании, оценивалось по итоговым отчетным семестровым формам факультетов и департаментов ВУЗов. Студенты, принявшие участие в исследовании, самостоятельно заполняли стандартизированную международную анкету «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form). Анкета MOS SF-36 переведена и валидизирована для использования в Российской Федерации, и используется для самооценки физического и психического здоровья у людей разных возрастных горизонтов, в том числе у лиц молодого возраста [8-10]. При исследовании физического здоровья (ФЗ) с использованием MOS SF-36 студенты заполняли шкалы физического функционирования (ФФ), ролевого функционирования (РФ), соматической (телесной) боли (СБ), общего самочувствия (ОС); при изучении психического статуса –шкалы жизнестойкости (ЖС), социального функционирования (СФ), эмоционального статуса (ЭС), психологического комфорта (ПК). Оценка каждой позиции осуществлялась в соответствии с рекомендациями разработчика: каждая шкала оценивалась в диапазоне от 0 до 100 баллов (максимальное значение). Среднее значение самооценок физического и психического статуса определялось как композитная оценка качества жизни, связанного со здоровьем респондента. Данные о демографическом и социально-экономическом статусе были собраны с помощью специальной анкеты (Поздеева Т.В., 2008 [18, с. 57-58]; с дополнениями авторов). Данная анкета состоит из 8 независимых блоков вопросов, касающихся демографического, экономического, финансового, социального статуса респондента, а также шкал оценки условий проживания и обучения, качества образовательного процесса, поведения в отношении здоровья, организационно-бытовых условий и характеристик учебного процесса. Каждый пункт, содержащийся в этой части анкеты оценивается в диапазоне от 0 до 5 баллов (максимальное значение). Расчет объема выборочной совокупности проводился с учетом распределения значений подобных параметров в ранее проведенных исследованиях в среде студенческой молодежи [7-9]. Для сравнения данных между средними значениями показателей в выборках и между выборками была принята доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5%; использовался двусторонний анализ дисперсии (ANOVA). Взаимосвязь переменных оценивалась по коэффициенту корреляции Спирмена. Результаты В 11 (2,9%) анкетах, принятых к статистической обработке часть данных отсутствовала. Сравнительное тестирование информационных рядов с полными и неполными данными по методу Вальда показало, что отсутствующие данные не оказывают значимого влияния на достоверность сравнения. Среди студентов гуманитарных специальностей оказалось достоверно больше лиц, проживающих в сельской местности до поступления в университет (54,3/31,7, p <0,05), остальные переменные в выборках оказались однородными. В таблице 2 представлена номенклатура хронических заболеваний студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей, принявших участие в исследовании. Таблица 2 Заболеваемость у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей (n=378)
Примечание. 1 Перечень заболеваний приводится в соответствии с Международной статистической классификацией заболеваний и связанных со здоровьем проблем 9 пересмотра, версия 2010 года; N – число респондентов; 3 Глава IX, I00-I99; 4 Глава X (J00-J99); 5 Глава XI (K00-K93); 6 Глава XIV (N00-N99); 7 Глава XIII (M00-M99); 8 Глава IV (E00-E90); 10 Глава VI (G00-G99). 10 M- mean- среднее значение, (SD) среднее отклонение; 11– в год на 1студента. *p <0,05. Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта наиболее часто встречались у студентов обоих направлений (25,8 и 28,3 %, p >0,05). Далее по частоте встречаемости были выявлены заболевания дыхательной системы (10,7/11,6%, p >0,05), мочеполовой системы (9,3/9,2%, p >0,05), нервной системы (8,7/9,8%, p >0,05). Значительно меньший удельный вес имели заболевания сердечнососудистой, эндокринной систем и опорно-двигательного аппарата. Всего у 68,7% студентов медицинских специальностей было зафиксировано наличие хронических заболеваний, у их сверстников гуманитарных специальностей этот показатель составил 76,9%. Таким образом, согласно полученным данным, частота встречаемости разных патологических состояний у студентов медицинских и гуманитарных направлений, а так же общий процент лиц, имеющих хроническую патологию, достоверно не отличался. Рисунок 1 иллюстрирует соотношение самооценок различных характеристик физического и психического здоровья студентами разных специализаций. Рис. 1. Самооценка качества жизни, связанного со здоровьем у студентов старших курсов медицинских (n=205) и гуманитарных (n= 173) специальностей по вопроснику MOS SF-36v2 (n=479). Примечание. Вопросник MOS SF-36v2 Health Status Survey - Short Form 36v2 - «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем»; Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 означает максимально позитивный ответ.
По большинству параметров физического статуса студенты медицинских направлений показали достоверно более высокие результаты (68,7/61,5, p <0,05); по показателю психического функционирования результат оказался практически идентичным (60,3/61,7, p >0,05). Уровень жизнестойкости оказался достоверно лучше у студентов гуманитариев (76,5/71,3, p <0,05), в то же время гуманитарии выше оценивали уровень психологического комфорта (65,4/535, p <0,05). Ниже нормальных значений оказалась оценка социального функционирования у студентов медицинских направлений (49,5) и эмоциональный статус у студентов обоих направлений (49,5; 48,6). Тем не менее, общая оценка физического и психического статуса оказалась в пределах нормальных значений как у студентов медицинских (68,7; 60,3), так и гуманитарных (61,5; 60,7) специальностей. Композитная оценка качества жизни, связанного со здоровьем у студентов разных направлений оказалась практически одинаковой (62,8; 64,5). В таблице 3 представлены данные о корреляции между основными параметрами самооценки и объективного состояния здоровья у студентов обследуемой группы. Таблица 3 Корреляционная матрица объективных маркеров состояния здоровья и субъективных параметров самооценки физического и психического состояния у студентов у студентов старших курсов медицинских (n=205) и гуманитарных (n= 173) специальностей
Примечание. У студентов медицинских специальностей суммарная самооценка КЖСЗ оказалась связана с частотой обращаемости по различным заболеваниям (r=0,91, p <0,01), средним числом заболеваний (r=0,39, p <0,05), и компонентами самого показателя качества жизни (СФЗ - r=0,63, <0,01; СПЗ - r=0,91, p <0,01). У студентов гуманитарных специальностей КЖСЗ так же оказалось связано с частотой обращаемости по различным заболеваниям (r=0,86, p <0,01), средним числом хронических заболеваний (r=0,65, p <0,01) и компонентами показателя качества жизни (СФЗ - r=0,65, <0,01; СПЗ - r=0,77, p <0,01). Все остальные формальные показатели состояния здоровья оказались слабо связаны с КЖСЗ. Обсуждение У студентов обоих направлений обучения уровень заболеваемости хроническими заболеваниями оказался весьма высоким и практически не различался между собой. У студентов гуманитарных направлений он составил 76,9%, у студентов – медиков -68,7%, что, в целом, соответствует данным по хронической патологии студентов центральных и Дальневосточных регионов страны [1-3]. Процент студентов, страдающих различными нозологическими формами, в нашем исследовании оказался мало зависим от направлений обучения, что так же совпадает с результатами, представленными большинством авторов. Тем не менее, ряд исследователей приводят результаты о более высоком уровне , и даже преобладании заболеваний респираторной и мочевыделительной систем, что, возможно, может быть связано с особенностями бытового устройства, доступностью медицинской помощи, удаленностью ВУЗа от спальных районов города и транспортными проблемами, а так же особенностями расписания занятий и экологическим состоянием городской среды конкретного ВУЗа. Однако, значительное превалирование заболеваемости пищеварительной системы в структуре студенческой заболеваемости двух Владивостокских ВУЗов , которые мы обнаружили в процессе этого исследования хорошо согласуется с данными большинства авторов подобных работ, проведенных во многих регионах России. Вероятно, проблемы, лежащие в основе очень высокой распространенности заболеваний ЖКТ у студентов универсальны для большинства высших учебных заведений, и связаны с нарушениями в распорядке приема пищи, недоступностью качественного и недорогого питания, не комфортным расписанием занятий и т.д. Самооценки физического и психологического здоровья студентов, представленные в текущей научной литературе, в основном находятся в диапазоне нормальных значений (более 50 баллов по отдельным и суммарным показателям), однако встречаются и данные о весьма низкой самооценке (35-48 баллов). По данным большинства исследователей самооценка качества физического и психологического состояния студентов находится в пределах диапазона 55-65 баллов [7-10] и слабо зависит от направлений профессиональной специализации. Этому диапазону, который можно условно обозначить как «несколько выше границы нормальных значений», соответствуют и данные, полученные в нашей работе. Однако, представляется очевидным, что эти результаты не полностью соответствуют факту наличия у большинства студентов хронической рецидивирующей патологии желудочно-кишечного тракта, респираторной и мочеполовой систем, других заболеваний. Возможное рациональное объяснение этих результатов лежит в плоскости как психологических особенностей восприятия и поведенческих мотиваций лиц молодого возраста, так и в области их физиологических возможностей. В период между завершением полового созревания и до окончательного завершения формирования хрящевой ткани и скелета адаптационные и компенсаторные возможности организма необычайно велики и позволяют даже при неблагоприятных условиях среды сдерживать развитие патологического процесса, предупреждать частое рецидивирование заболеваний. В то же время очень большой поток внешней информации, требующей реагирования, новые возможности коммуникации отвлекают студента от рефлексии, часто вытесняют самооценку и самоанализ состояния здоровья на периферию восприятия. В проведенной работе были проанализированы количественные характеристики и взаимосвязь параметров КЖСЗ и объективных характеристик заболеваемости. Удалось установить, что субъективная оценка КЖСЗ у студентов, вне зависимости от направления обучения, имеет сильную корреляцию с частотой обращаемости по заболеваниям, средним числом заболеваний, и, в меньшей степени, с индексом коморбидности, но не зависит от числа дней пропуска по болезни в год. Таким образом, самооценка КЖСЗ у студентов скорее ассоциировалась с клиническими проявлениями острых заболеваний, или с рецидивами хронической висцеральной патологии, которые вызвали необходимость обращения за врачебной помощью, чем с наличием хронической патологии как таковой. Причем у студентов медицинских направлений корреляция между КЖСЗ и числом обращений была выше, чем у их сверстников-гуманитариев. Это может быть связано, вероятно, с большей осведомленностью студентов-медиков старших курсов с семиотикой патологических процессов и негативными последствиями отказа от своевременного лечения хронических висцеральных заболеваний. В данном исследовании не проводился анализ корреляции самооценки и объективного состояния здоровья с успешностью обучения, когнитивные способности и профессиональное выгорание, что накладывает некоторые ограничения на его значимость. Однако эти вопросы могут послужить предметом дальнейших изысканий в области оценки и самооценки здоровья студенческой молодежи и их связи показателями успешности обучения. Полученные результаты могут быть востребованы при разработке здоровьесберегающих программ и технологий в среде студенческой молодежи, а так же для прогноза влияния объективного состояния здоровья на различные факторы самооценки КЖСЗ, и, возможно рациональную мотивацию в отношении образовательного процесса, приверженность избранной профессии. Выводы
Библиография
References
Дата поступления: 17.05.2019 Просмотров: 7899
Добавить комментарий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее обновление ( 27.08.2019 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|